Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Законодательного
Собрания Краснодарского края
от 20 ноября 2001 г. N 1221-П
Методические правила подготовки
и оформления актов, принимаемых Законодательным
Собранием Краснодарского края
25 мая 2011 г.
См. также раздел 12 "Планирование деятельности по подготовке проектов нормативных правовых актов Законодательного Собрания Краснодарского края и порядок ее организации" Регламента администрации Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) края от 30 сентября 2008 г. N 980;
раздел 9 "Требования к подготовке и оформлению проектов нормативных правовых актов Законодательного Собрания Краснодарского края, вносимых главой администрации Краснодарского края в порядке законодательной инициативы" Инструкции по делопроизводству в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края, утвержденной постановлением главы администрации от 29 декабря 2004 г. N 1315
Настоящие Методические правила подготовлены на основании и в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона Краснодарского края "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края".
Цель настоящих Методических правил - выработка единообразных требований, предъявляемых к организации подготовки и оформлению нормативных правовых актов, принимаемых Законодательным Собранием Краснодарского края.
I. Общие положения
Проекты нормативных правовых актов Краснодарского края, принимаемых Законодательным Собранием Краснодарского края, готовятся с целью:
внесения изменений и дополнений в федеральные законы в рамках совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
обеспечения регламентации тех сторон экономической, политической и социальной сфер жизни края, регулирование которых выходит за пределы исключительного ведения Российской Федерации и совместного с субъектами Российской Федерации ведения;
содействия гражданам в реализации их прав и законных интересов;
определения статуса органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления в крае и их должностных лиц.
Посредством включаемых в закон правовых норм законодатель устанавливает желаемую и требуемую модель (правило) правомерного поведения. Содержание правовой нормы составляют:
условия, при которых эта норма действует;
правило поведения (требования, которые предъявляются к поведению субъектов, вступающих в определенные правоотношения);
меры принуждения (санкции).
Нормы, составляющие содержание законопроекта, как правило, располагаются в следующей последовательности:
сфера действия закона;
цели и задачи;
общие и конкретные требования к поведению субъектов, вступающих в определенные правоотношения;
правовые последствия;
заключительные и переходные положения.
В заключительных и переходных положениях устанавливаются:
а) сроки и порядок вступления в силу закона Краснодарского края или его отдельных положений;
б) положения о признании утратившими силу и о приостановлении действия ранее принятых законов или других нормативных правовых актов или отдельных их положений в связи с принятием данного закона Краснодарского края;
в) положения о приведении главой администрации (губернатором) Краснодарского края, руководителями органов исполнительной власти Краснодарского края, органами и должностными лицами местного самоуправления своих нормативных актов в соответствии с принятым законом Краснодарского края.
Разработка проектов нормативных правовых актов осуществляется на принципах координации, согласования и планирования действий субъектов права законодательной инициативы. Подготовка этих проектов ведется с учетом разграничения компетенции между органами государственной власти Краснодарского края. При этом следует избегать искусственного расширения законодательной компетенции за счет предметов ведения органов исполнительной власти края, с одной стороны, а с другой, - издания актов органами исполнительной власти края по вопросам, требующим законодательного регулирования.
Обязательными условиями эффективности нормативных правовых актов Краснодарского края являются требования согласованности проектируемых норм с системой действующего законодательства, устранения всех противоречий между новым актом и действующим законодательством. Нормативный правовой акт Краснодарского края не должен текстуально повторять положения федерального нормативного правового акта.
В случае отсутствия федерального закона или неполного урегулирования вопросов, относящихся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Законодательное Собрание края может осуществлять собственное правовое регулирование. Если же такой федеральный закон принят, то закон края подлежит незамедлительной отмене либо приведению в соответствие с вновь принятым федеральным законом.
Рекомендуется больше внимания обращать на регулирование вопросов, находящихся вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с учетом объективной потребности заполнения на краевом уровне возникающих пробелов в законодательстве. Такие законопроекты должны готовиться на основе и в соответствии с Уставом Краснодарского края.
II. Выбор формы нормативного правового акта
При подготовке того или иного документа важно правильно выбрать форму акта, которая адекватно отражала бы предмет правового регулирования. При подготовке проектов новых документов должна быть устранена множественность актов, регламентирующих одни и те же вопросы, ликвидированы имеющиеся в них противоречия и неувязки.
Согласно статье 6 Закона Краснодарского края "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" Законодательное Собрание Краснодарского края принимает Устав Краснодарского края, законы края, постановления, регламент, положения.
При определении предмета закона необходимо учитывать соотношение законов и подзаконных актов и критерии, характеризующие закон как акт высшей юридической силы. К таким критериям следует отнести:
значимость и стабильность регулируемых общественных отношений. Закон регулирует наиболее важные, устойчивые общественные отношения;
соответствие содержания закона предметам ведения Краснодарского края как субъекта Российской Федерации;
первичность нормативного регулирования отношений, составляющих предмет отрасли права.
Законами Краснодарского края:
утверждается бюджет Краснодарского края и отчет о его исполнении, представленные главой администрации (губернатором) Краснодарского края;
устанавливаются в соответствии с Уставом Краснодарского края основы организации и деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти края;
устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории края, в пределах полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти края определяется порядок деятельности органов местного самоуправления в крае;
утверждаются программы социально-экономического развития края, представленные главой администрации (губернатором) Краснодарского края;
устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению края, а также порядок их взимания;
устанавливается порядок управления и распоряжения государственной собственностью Краснодарского края, в том числе долями (паями, акциями) края в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
утверждаются заключение и расторжение договоров Краснодарского края;
устанавливается порядок назначения и проведения референдума Краснодарского края;
устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти края, а также выборов главы администрации (губернатора) Краснодарского края;
устанавливается административно-территориальное устройство Краснодарского края и порядок его изменения;
утверждается схема управления краем, определяется структура высшего исполнительного органа государственной власти края;
регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Краснодарского края и законами края к ведению и полномочиям Краснодарского края.
Постановлениями Законодательного Собрания Краснодарского края:
определяется порядок деятельности Законодательного Собрания Краснодарского края;
назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица края, а также оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Краснодарского края;
назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти края, а также дата выборов главы администрации (губернатора) Краснодарского края;
назначается референдум Краснодарского края в случаях, предусмотренных законом Краснодарского края;
оформляется решение о недоверии (доверии) главе администрации (губернатору) Краснодарского края, а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти края, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти края принимал участие в соответствии с Уставом Краснодарского края;
утверждается соглашение об изменении границ Краснодарского края;
оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти края.
По вопросам установления порядка деятельности и организации работы Законодательного Собрания Краснодарского края принимаются Регламент Законодательного Собрания Краснодарского края и Положение о комитетах Законодательного Собрания.
Приступая к работе над законопроектом, важно всесторонне оценить необходимость издания закона, для чего следует:
убедиться в наличии действительной потребности в урегулировании тех или иных отношений на законодательном уровне, избегая разработки законопроектов там, где целесообразнее принятие подзаконных актов;
изучить результаты опроса общественного мнения в крае и статистические данные;
четко уяснить существо предполагаемого правового регулирования и цели, которые имеется в виду достигнуть изданием нового закона;
изучить действующие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормативные правовые акты края (если они имеются) по теме проекта либо близким по содержанию вопросам; ознакомиться с практикой применения действующих нормативных правовых актов;
проанализировать предложения ученых;
определить возможные последствия действия будущего закона: экономические, политические, социальные, правовые, экологические, демографические и другие;
определить затраты материальных, финансовых и других ресурсов, необходимых для реализации положений будущего закона, а также оценить целесообразность таких затрат с точки зрения ожидаемых результатов.
Разработка законопроекта осуществляется в следующих формах:
а) проекта нового закона Краснодарского края (если требуется новое решение какого-либо самостоятельного вопроса или если по одному и тому же вопросу имеется несколько нормативных правовых актов);
б) проекта закона о внесении изменений и дополнений в действующий закон Краснодарского края;
в) проекта закона с новой редакцией (новым текстом) действующего закона Краснодарского края, улучшающей содержание принятых ранее законодательных норм.
III. Структура нормативного правового акта
Проект нормативного правового акта состоит, как правило, из названия, преамбулы, нормативных предписаний, изложенных в тексте закона, и заключительных положений.
Нормативные положения закона излагаются в виде статей.
Статья - исходная, первичная часть текста закона.
Каждая статья посвящается отдельному вопросу. В статье обычно содержится одна или несколько связанных между собой юридических норм или даже фрагментов нормативных положений.
Статья может подразделяться на пункты, части и абзацы, содержащие, как правило, отдельные нормы и положения.
Частями называются фрагменты текста статьи или пункта статьи в виде абзацев, имеющие завершенный смысл.
В иных нормативных правовых актах, в отличие от законов, первичные части текста по традиции именуются не статьями, а пунктами. При этом в тексте слово "пункт" не приводится, указывается лишь его порядковый номер.
Большие по объему законы могут содержать разделы, подразделы, главы.
В случаях, когда необходимо разъяснять цели и мотивы издания нормативного правового акта, в него включается вступительная часть - преамбула. Преамбула содержит обоснование принятия закона, фактические обстоятельства, мотивы, цели и задачи, послужившие причиной или поводом для издания данного акта, а в случае необходимости - ссылки на законы или иные акты, в соответствии с которыми принимается законопроект. В преамбулу не включаются положения нормативного характера.
Разделы, подразделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы проекта располагаются в последовательности, обеспечивающей логическое развитие темы проекта, переход от более общих положений к более конкретным.
Разделы, подразделы, главы, имеющие более мелкую градацию, как правило, нумеруются римскими цифрами. Их заголовки следует располагать в середине строки без точки в конце и записывать прописными буквами, не подчеркивая, выделив названия шрифтом.
Статьи имеют единую (сквозную) нумерацию для всего акта, нумеруются арабскими цифрами с точкой и, как правило, имеют заголовки.
Пункты статьи имеют единую нумерацию для данной статьи, нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Тексты пунктов начинаются с прописной буквы и заканчиваются точкой.
Подпункты имеют строчные цифровые или буквенные обозначения со скобкой: 1), 2), 3) или а), б), в). Знак препинания после них не ставится. Подпункты следует начинать со строчной буквы и отделять друг от друга точкой с запятой.
Абзацы внутри пунктов и подпунктов отделяются друг от друга точками либо точкой с запятой. Абзацы не обозначаются цифрами, но их нумерация подразумевается.
При ссылке на статью указывается ее цифровая нумерация без точки: "в статье З".
При ссылке на пункт статьи указывается его цифровая нумерация без точки: "в пункте 2 настоящей статьи" или "в пункте 2 статьи 3 настоящего Закона".
При ссылке на подпункт следует указывать его буквенное обозначение в кавычках: "в подпункте "б" или цифровое обозначение без кавычек:
"в подпункте З".
При ссылке на часть статьи или пункта статьи ее определяют в форме порядкового числительного. Например: "в части первой статьи 3" или "в части первой пункта 2 статьи З".
При ссылке на абзац он обозначается порядковым числительным: "в абзаце первом". Например: "в абзаце втором подпункта "в" пункта 2 статьи 7 настоящего Закона".
Постановления Законодательного Собрания края в отличие от законов являются актами конкретно-регулирующего характера. Постановлениями Законодательного Собрания края утверждаются регламенты, положения и другие акты Законодательного Собрания края.
В тексты постановлений должен включаться пункт о возложении контроля за выполнением постановления с конкретным указанием контролирующего лица или органа, а при необходимости - пункт о порядке его вступления в силу.
Обращения и заявления не носят нормативного характера, поэтому не структурируются, а оформляются смысловыми абзацами.
IV. Общие требования к внесению проектов законов
и иных нормативных правовых актов
Проекты нормативных правовых актов вносятся в Законодательное Собрание края субъектами права законодательной инициативы, определенными в статье 55 Устава Краснодарского края.
Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 мая 2011 г. N 2614-П в пункт 1 раздела IV настоящего приложения внесены изменения
1. При реализации права законодательной инициативы представляются следующие документы:
а) текст законопроекта с обязательным указанием в правом верхнем углу первого листа субъекта права законодательной инициативы, который его вносит;
б) пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости принятия закона, развернутую характеристику концепции законопроекта, цели и основные положения законопроекта, место закона в системе действующего законодательства, прогноз социально-экономических и иных последствий реализации закона;
в) перечень законов и иных нормативных правовых актов Краснодарского края, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного законопроекта;
г) финансово-экономическое обоснование, содержащее сведения о предполагаемых расходах, связанных с реализацией проекта закона.
Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств края, а также другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет краевого бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения администрации Краснодарского края (за исключением случаев, когда данные законопроекты были внесены главой администрации (губернатором) Краснодарского края);
д) сопроводительное письмо в Законодательное Собрание края, подписанное либо субъектом права законодательной инициативы, либо руководителем коллегиального органа, наделенного правом законодательной инициативы, в котором выражено намерение коллегиального органа внести законопроект в качестве законодательной инициативы. К письму, подписанному руководителем коллегиального органа, должно быть приложено соответствующее постановление.
2. Подготовленные к внесению в Законодательное Собрание края проект нормативного правового акта и прилагаемые к нему документы направляются субъектом права законодательной инициативы председателю Законодательного Собрания края.
3. Проект нормативного правового акта и прилагаемые к нему документы направляются председателем Законодательного Собрания края в соответствующий комитет Законодательного Собрания края для предварительного рассмотрения. По результатам предварительного рассмотрения комитет принимает одно из следующих решений:
а) согласиться с предложенным проектом нормативного правового акта и рекомендовать для рассмотрения Законодательным Собранием края;
б) направить проект нормативного правового акта на научную экспертизу;
в) возвратить проект нормативного правового акта субъекту права законодательной инициативы с обоснованием данного решения.
Решение комитета рекомендовать Законодательному Собранию края рассмотреть проект нормативного правового акта в виде заключения вместе с текстом данного проекта передается председателю Законодательного Собрания края. В заключении должно содержаться подтверждение действительной потребности принятия рассматриваемого нормативного правового акта, актуальность данного нормативного правового акта в свете правотворческой деятельности Законодательного Собрания края и комитета.
4. Председатель Законодательного Собрания края с учетом заключения комитета, ответственного за предварительное рассмотрение проекта нормативного правового акта, может внести предлагаемый проект в проект повестки дня очередной сессии Законодательного Собрания края. Проект нормативного правового акта, включенный в проект повестки дня очередной сессии, вместе с необходимыми материалами направляется в комитеты, управления Законодательного Собрания края, главе администрации (губернатору) Краснодарского края (если проект нормативного правового акта не является законодательной инициативой главы администрации (губернатора) края), в другие заинтересованные органы для подготовки замечаний и предложений.
5. Если представленный проект нормативного правового акта не соответствует требованиям настоящих Методических правил, то он может быть возвращен председателем Законодательного Собрания края субъекту права законодательной инициативы с обоснованием данного решения.
V. Оформление проектов законов края
В верхней правой части проекта закона края приводятся сведения об инициаторе (инициаторах) его внесения. Если законопроект вносится депутатами - членами комитета Законодательного Собрания края единогласно, допускается формулировка: "Вносится комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края по ...", в противном случае инициаторы должны быть указаны поименно.
При внесении законопроекта на рассмотрение на второе или третье чтение сведения об инициаторе (инициаторах) его внесения не приводятся.
Ниже проставляется слово "Проект".
При внесении законопроекта на рассмотрение во втором чтении указывается: "Проект на второе чтение".
При внесении законопроекта на рассмотрение в третьем чтении указывается: "Проект на третье чтение".
При внесении на рассмотрение в числе других согласованного варианта законопроекта указывается:
"Проект
Согласованный вариант"
При внесении на рассмотрение законопроекта в редакции согласительной комиссии указывается:
"Проект
В редакции согласительной комиссии"
Заголовок законопроекта должен давать общее представление о его содержании и точно отражать предмет правового регулирования.
Если в процессе второго чтения изменяется название законопроекта, то он вносится на рассмотрение Законодательного Собрания края с новым названием, а его первоначальное название приводится ниже в скобках. Бланки с гербом при оформлении законопроектов не применяются. Обязательным реквизитом проекта нормативного правового акта, вносимого на рассмотрение Законодательного Собрания края, является его единый регистрационный номер, позволяющий хранить и отыскивать документ в электронной базе данных. Единый регистрационный номер размещается на нижнем поле документа после всех остальных реквизитов. Система единой индексации документов, вносимых на рассмотрение Законодательного Собрания края, разрабатывается управлением делами Законодательного Собрания края.
VI. Особенности языка и стиля проектов законов
и иных нормативных правовых актов
Основные требования к текстам законов и иных нормативных правовых актов обусловлены официально-документальным стилем языка правовых актов.
Одно из главных требований, предъявляемых к языку законодательства, - максимальная точность его выражения. Грамматическая ошибка, даже описка в имени или дате, непонятное место, расплывчатое или многозначное выражение способны привести к ошибкам в правоприменении, которые могут повлечь серьезные последствия.
Требования точности предъявляются в одинаковой степени ко всем составляющим текста нормативного правового акта.
Во-первых, требования к терминологии:
использование терминов с четким и строго очерченным смыслом;
употребление слов и выражений в более узком и специальном значении по сравнению с тем, какое они имеют в общелитературном языке;
отказ от двусмысленных и многозначных терминов;
единство терминологии: один и тот же термин должен употребляться в данном законе и во всех других связанных с ним актах в одном и том же смысле. (Это означает также, что в законах Краснодарского края, принимаемых по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, должно быть обеспечено единство понятий и терминов с понятиями и терминами, используемыми в федеральных законах.);
общепризнанность термина: слова не должны быть "изобретены", придуманы только для данного акта, нельзя применять их в каком-то особом смысле;
стабильность терминов: они должны быть устойчивы, их смысл не должен изменяться с каждым новым актом или в рамках самого акта;
доступность: при всей сложности юридической терминологии слова и выражения должны в целом давать правильное представление о содержании его норм.
Во-вторых, требования к стилю изложения:
логическая последовательность и стройность изложения, взаимосвязь нормативных предписаний, помещаемых в акте;
единообразие способов изложения однотипных формулировок (хотя содержательно, с точки зрения информативности, они могут быть совершенно различными);
лаконичность.
Точности восприятия нормативного акта может мешать наличие в тексте двойного (а иногда и тройного) отрицания, что может существенно искажать смысл нормы. К примеру, формулировка "неявка в судебное заседание по неуважительным причинам не служит препятствием..." содержит логико-семантическую неясность, которая может быть устранена, если убрать два последних отрицания: "неявка по уважительным причинам служит препятствием к рассмотрению жалобы". Следует подчеркнуть преимущество позитивных терминов и формулировок перед негативными, так как употребление отрицательной формулировки, содержащей частицу "не" (даже в простых словосочетаниях типа "непринятие мер", "неоказание помощи", "недонесение" и тому подобное) часто затрудняют трактовку и исполнение закона.
Не способствует точному пониманию законодательного текста употребление выражений "в случае необходимости", "нередко", "другие", "иные", так как они требуют разъяснения, комментария, тогда как текст нормативного акта должен быть понятен без дополнительных объяснений.
Из требований точности и доступности нормативных правовых предписаний вытекает необходимость экономичности использования языковых средств. Законодательная мысль должна быть выражена максимально ограниченным числом фраз и терминов. Лишние слова, неоправданные повторения, многословия при объяснениях - всего этого должен избегать автор проекта нормативного правового акта. Чем лаконичнее изложен текст, тем лучше и легче он воспринимается исполнителями.
Так, многие широко употребляемые в проектах нормативных правовых актов словосочетания и выражения оказываются по сути информационно пустыми. И среди них прежде всего следует назвать многочисленные определительные конструкции (имя существительное с прилагательным или глагол с наречием в положительной или сравнительной степени), в которых определительная часть становится как бы "постоянным эпитетом": глубоко (глубже) освещать; широко (шире) пропагандировать; теснее увязывать; регулярно вести; активнее использовать; осуществлять действенный контроль; строго пресекать и так далее. Подобные выражения несут не только недостаточную позитивную, но и значительную негативную информацию. Фактическая сравнительность их смысла как бы отрицает обозначаемое ими действие в его прошлом: контроль не был действенным, пресечение не было строгим, освещение не было глубоким и так далее. Таким образом, малоинформативные словосочетания в тексте нормативного правового акта являются не только лишними, но иногда некорректными и двусмысленными.
Важной особенностью стиля нормативных правовых актов является также его безличный, неиндивидуальный характер. В лексическом отношении безличность стиля влечет за собой полный отказ от употребления личных местоимений и некоторых личных форм глаголов.
Так, в текстах законов используются глаголы регламентирующего характера, чаще возвратные глаголы (с частицей -ся) в форме третьего лица настоящего времени. Например: "осуществляется", "устанавливается", "производится", "формируются", "не допускается", "подлежит" и так далее. Кроме вышеуказанных используются глаголы в начальной форме для указания действий по изменению, дополнению или утверждению текста закона. Например: "внести изменения"; "изложить в следующей редакции"; "дополнить статью"; "утвердить отчет" и так далее.
В текстах нормативных правовых актов используются также глаголы в начальной форме, например: "принять", "внести", "учесть", "предложить", "согласиться" и так далее.
В текстах распоряжений чаще используются глаголы со значением действия, обязательного к исполнению, также в начальной форме, например: "исключить", "утвердить", "возложить", "наградить" и так далее.
В текстах положений следует использовать возвратные (с частицей -ся) глаголы со значением регулирующего, определяющего действия, например: "осуществляется", "производится", "выдаются", "руководствуется", "определяется" и так далее.
В текстах обращений, стиль которых диктует сама форма обращения к конкретному адресату (адресатам), в более произвольной форме используются конструкции и словосочетания, передающие позицию автора (авторов), их (чаще) несогласие по какому-либо вопросу и просьбу о принятии мер. Например: "вызывает возмущение"; "просим принять меры"; "не можем согласиться"; "побудило обратиться с просьбой" и так далее.
В текстах заявлений для выражения собственной принципиальной позиции и выражения оценки фактам и действиям используются глаголы типа: "выступает", "считает", "выражает" и так далее.
При разработке проекта нормативного правового акта безусловно необходим логико-смысловой анализ текста, чтобы не допустить появления логических ошибок: нарушение причинно-следственных отношений, сопоставление несопоставимых понятий и других.
Так, например, недопустимо употребление выражений типа:
"... данные правоотношения регулируются законодательством Российской Федерации и Краснодарского края", поскольку законодательство Краснодарского края является составной частью законодательства Российской Федерации. Следует писать:
"... данные правоотношения регулируются федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края" или "... данные правоотношения регулируются действующим законодательством".
Алогизмом является употребление в одном ряду в качестве однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия. Например: "обращения и заявления Президента, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства Российской Федерации"; "Соглашение - правовой акт..., заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, территории, отрасли, профессии".
Особенно недопустимы логические сбои и терминологические неточности в определениях понятий, например: "Застройщик - любое физическое или юридическое лицо, включая органы государственной исполнительной власти...".
Следует избегать в текстах законов тавтологических конструкций, например: "условия не обусловлены", "федеральные органы государственной власти Российской Федерации".
Одна из типичных стилистических ошибок - речевая недостаточность. Пример: "приостановление трудового договора" вместо "приостановление действия трудового договора", "законы и нормативные правовые акты" вместо "законы и иные нормативные правовые акты".
Недопустимы в тексте закона конструкции, позволяющие неоднозначно толковать их смысл, например: "Деятельность арбитражного суда обеспечивает аппарат арбитражного суда".
Законы и иные нормативные правовые акты должны излагаться простым, ясным языком. Не допускается использование неологизмов, даже образованных по традиционным моделям, например: "конструкторант", "переорганизация".
Особое внимание следует обращать на употребление прописных и строчных букв в текстах законов и иных актов.
Как и в наименовании Конституции Российской Федерации, наименования конституций (уставов) субъектов Российской Федерации пишутся с прописной буквы. Например: "Конституция Республики Адыгея", "Устав Краснодарского края".
В названиях федеральных конституционных законов только слово "федеральный" пишется с прописной буквы. Например: "Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации".
Следует различать написание названий кодексов. Например: "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", где слово "кодекс" пишется со строчной буквы, и "Кодекс законов о труде Российской Федерации", в названии которого слово "кодекс" пишется с прописной буквы, так как оно является первым в названии.
При написании названий федеральных законов следует иметь в виду, что при полном названии принятого закона с прописной буквы пишется только слово "Федеральный". Например: "Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Со строчной буквы пишутся словосочетания "федеральный конституционный закон", "федеральный закон", "федеральные законы" без конкретного названия, а также словосочетание "проект федерального закона" и "проект федерального конституционного закона".
Эти же правила распространяются и на написание названий законов Краснодарского края.
Наименования упоминаемых в текстах законов и иных нормативных правовых актов органов, организаций, предприятий и других объектов приводятся в полном соответствии с их официальным названием, предусмотренном в уставах, положениях об их создании или переименовании.
Если требуется многократно упомянуть в нормативном правовом акте тот или иной объект (круг объектов), а равно когда в акте неоднократно употребляется то или иное понятие (круг понятий), при первом упоминании о таком объекте (круге объектов, понятий) приводится его полное и в скобках сокращенное наименование по форме: "(далее - ...)". В дальнейшем в тексте употребляется только сокращенное наименование.
При этом нужно иметь в виду, что введенное сокращение не носит нормативного характера и употребляется лишь в рамках конкретного текста.
Текст закона или иного нормативного правового акта строится в соответствии с требованиями полноты, точности, завершенности словесного выражения юридических норм.
Текст должен быть редакционно обработан, соответствовать правилам грамматики, стилистики, лексики. До принятия документа в его тексте необходимо устранить все редакционные недостатки, произвести редакционные уточнения и изменения.
Единство и непротиворечивость правовой системы, строгая соподчиненность и взаимодействие законов и иных нормативных правовых актов, высокий качественный уровень их подготовки, а также наличие действенных механизмов реализации правовых норм - основы эффективности законодательного регулирования общественных отношений в крае.
VII. Оформление законов Краснодарского края и иных нормативных
правовых актов, принятых Законодательным Собранием
Краснодарского края
Первая страница принятого Законодательным Собранием края закона или постановления печатается на соответствующем бланке.
Принятый Законодательным Собранием края нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:
изображение Государственного герба Российской Федерации;
наименование формы акта: "Устав Краснодарского края", "Закон Краснодарского края", "Постановление", "Положение" и так далее;
заголовок, в краткой форме обозначающий предмет регулирования акта, в форме предложного падежа, начинающийся с предлога "О" или "Об". Под названием закона Краснодарского края указывается также дата его принятия Законодательным Собранием края;
под текстом - должность, фамилия и инициалы лица, официально уполномоченного подписывать нормативные правовые акты. Под текстом закона Краснодарского края, в левой части, указывается: "Глава администрации Краснодарского края", в правой части - инициалы, фамилия, а под текстом постановления Законодательного Собрания края слева "Председатель Законодательного Собрания Краснодарского края", справа - инициалы, фамилия;
место и дата принятия (подписания) акта, регистрационный номер акта (оформляются после подписания акта).
Каждый реквизит располагается на строго установленном месте.
В приложениях к нормативному правовому акту помещаются проекты законов, положения, планы, программы, перечни, списки делегаций, комитетов, комиссий, рабочих групп и другие документы.
Приложения к постановлениям Законодательного Собрания края и распоряжениям председателя Законодательного Собрания края должны иметь следующие реквизиты:
в правом верхнем углу приложения к постановлению делается запись: "Приложение к постановлению Законодательного Собрания Краснодарского края" и указываются дата принятия постановления и его регистрационный номер (оформляются после подписания постановления);
в правом верхнем углу приложения к распоряжению делается запись: "Приложение к распоряжению председателя Законодательного Собрания края" и указываются дата регистрации и его регистрационный номер (оформляются после подписания распоряжения).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.