Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Краснодарского края
от 17 июля 2003 г. N 319-П
Краевая целевая программа "Профилактика паразитарных заболеваний,
передаваемых членистоногими, и арбовирусных инфекций
в Краснодарском крае" на 2004 - 2006 годы
29 декабря 2005 г.
См. также краевую целевую программу "Профилактика и ликвидация лейкоза крупного рогатого скота в Краснодарском крае" на 2004 - 2013 годы, утвержденную постановлением ЗСК от 25 февраля 2004 г. N 630-П,
выполнявшуюся до 2008 года краевую целевую программу "Профилактика и ликвидация зоонозных и зооантропонозных заболеваний животных в Краснодарском крае" на 2005 - 2009 годы", утвержденную постановлением ЗСК от 27 октября 2004 г. N 1062-П
Паспорт краевой целевой программы "Профилактика паразитарных
заболеваний, передаваемых членистоногими, и арбовирусных
инфекций в Краснодарском крае" на 2004 - 2006 годы
Наименование программы краевая целевая программа "Профилактика
паразитарных заболеваний, передаваемых
членистоногими, и арбовирусных инфекций
в Краснодарском крае" на 2004 - 2006 го-
ды (далее - Программа)
Основание для разработки Закон Российской Федерации "О ветерина-
Программы рии"
Федеральный закон "О санитарно-эпидемио-
логическом благополучии населения"
Закон Краснодарского края "О государст-
венном ветеринарном надзоре в Красно-
дарском крае"
Закон Краснодарского края "О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населе-
ния Краснодарского края"
постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации
от 9 апреля 2003 года N 37 "О мерах по
обеспечению санитарно-эпидемиологическо-
го благополучия населения в Южном феде-
ральном округе"
Государственный заказчик администрация Краснодарского края
Программы
Основные разработчики государственное управление ветеринарии
Программы Краснодарского края (далее - госветупра-
вление Краснодарского края)
государственное научное учреждение "Все-
российский научно-исследовательский ин-
ститут гельминтологии им. К.И. Скрябина"
Российской академии сельскохозяйственных
наук (далее - ВИГИС)
федеральное государственное учреждение
"Центр государственного санитарно-эпиде-
миологического надзора в Краснодарском
крае" (далее - ЦГСЭН в Краснодарском
крае)
департамент здравоохранения Краснодар-
ского края
государственное учреждение "Причерномор-
ская противочумная станция" (далее -
Причерноморская ПЧС)
Цель Программы комплексное решение проблем профилактики
паразитарных заболеваний, передаваемых
членистоногими (иксодовыми клещами и ко-
марами), и арбовирусных инфекций среди
населения, сельскохозяйственных и домаш-
них животных в Краснодарском крае
Задачи Программы снижение уровня заболеваемости сельско-
хозяйственных животных паразитарными за-
болеваниями, передаваемыми иксодовыми
клещами (далее - пироплазмидозами)
повышение эффективности мероприятий по
профилактике пироплазмидозов
совершенствование эпидемиологического
контроля за арбовирусными инфекциями
(конго-крымской геморрагической лихорад-
кой (далее - ККГЛ), геморрагической ли-
хорадкой с почечным синдромом (далее -
ГЛПС), лихорадки Западного Нила (далее -
лихорадки ЗН), клещевого энцефалита,
передаваемыми иксодовыми клещами), и па-
разитарными заболеваниями, передаваемыми
комарами (далее - малярия)
укрепление материально-технической базы
и обеспечение ветеринарных учреждений
края кадрами специалистов по паразитар-
ному профилю
Сроки реализации Про- 2004 - 2006 годы
граммы
Перечень основных меро- обеспечение ветеринарных учреждений
приятий Программы Краснодарского края кадрами специалистов
по паразитарному профилю
повышение уровня профессиональной подго-
товки специалистов ветеринарных учрежде-
ний Краснодарского края в области пара-
зитологии
оснащение ветеринарных учреждений Крас-
нодарского края лабораторным оборудова-
нием и ветеринарно-санитарной дезинфек-
ционной техникой
проведение инсекто-акарицидных и дерати-
зационных мероприятий по эпизоотическим
и эпидемиологическим показаниям
проведение научно-исследовательских ра-
бот по испытанию и внедрению в практику
животноводства эффективных отечественных
инсекто-акарицидных препаратов, пригод-
ных для обработки дойного поголовья
организация в средствах массовой инфор-
мации пропаганды по профилактике парази-
тарных заболеваний, передаваемых члени-
стоногими, и арбовирусных инфекций среди
населения, сельскохозяйственных и домаш-
них животных в Краснодарском крае
организация и осуществление эпидемиоло-
гического контроля за малярией с прове-
дением комплекса профилактических и про-
тивоэпидемических мероприятий
организация мониторинга видового состава
клещей и комаров, их численности и это-
логии, циркуляции арбовирусов
анализ, оценка и прогнозирование на ос-
нове мониторинга эпизоотической и эпиде-
миологической ситуации по пироплазмидо-
зам и арбовирусным инфекциям в Красно-
дарском крае
Основные исполнители государственное управление ветеринарии
Программы Краснодарского края
государственные ветеринарные учреждения
в городах и районах края
департамент здравоохранения Краснодар-
ского края
ЦГСЭН в Краснодарском крае (по согласо-
ванию)
ВИГИС (по согласованию)
Причерноморская ПЧС (по согласованию)
органы местного самоуправления (по со-
гласованию)
иные организации, привлеченные в поряд-
ке, установленном законодательством
Объем и источник финан- общий объем финансирования Программы в
сирования Программы 2004 - 2006 годах составляет 16998,3 ты-
сячи рублей, в том числе:
за счет средств краевого бюджета -
13668,3 тысячи рублей (противоэпизооти-
ческие мероприятия);
за счет средств федерального бюджета -
3330,0 тысячи рублей (по согласованию)
Ожидаемые конечные ре- снижение уровня заболеваемости крупного
зультаты реализации Про- рогатого скота пироплазмидозами в обще-
граммы ственном секторе животноводства
совершенствование эпидемиологического
контроля за арбовирусными инфекциями и
малярией
укрепление материально-технической базы
и улучшение обеспечения кадрами специа-
листов ветеринарных лабораторий Красно-
дарского края
повышение уровня профессиональной подго-
товки специалистов ветеринарных учрежде-
ний Краснодарского края в области пара-
зитологии
Организация контроля за администрация Краснодарского края
исполнением Программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Сельскохозяйственный комплекс Краснодарского края составляет основу экономического потенциала края. Стабильный рост продуктивности и объема производства животноводческой продукции во многом зависит от обеспечения ветеринарного благополучия сельскохозяйственных животных.
К паразитарным заболеваниям, приносящим большой экономический ущерб, следует отнести в первую очередь пироплазмидозы, регистрируемые в различных районах Краснодарского края в период активной жизнедеятельности клещей-переносчиков. На территории Краснодарского края на крупном рогатом скоте обнаружено 20 видов иксодовых клещей. Почти все эти виды нападают на жвачных животных и лошадей. В крае зарегистрировано восемь пунктов, неблагополучных по пироплазмидозам крупного рогатого скота, заболеваемость за последние три года составляет 0,12 - 0,06 процента от общего поголовья в крае. Ущерб экономике Краснодарского края наносит не только непосредственная гибель сельскохозяйственных животных, но и вынужденный их убой, снижение на длительный срок продуктивности, воспроизводительной способности, работоспособности животных, задержка роста молодняка, большие затраты средств и времени на проведение лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных ограничительных мероприятий. Наличие болезней тормозит работу по улучшению местных пород животных.
Экономически целесообразнее обрабатывать сельскохозяйственных животных против клещей (затраты - 4 - 6 рублей за одну голову), чем проводить мероприятия по профилактике этой группы заболеваний введением противопротозойных препаратов (затраты - 30 - 40 рублей на голову) или лечить уже заболевших животных (затраты - 55 - 60 рублей за одну голову).
В 2002 году было обработано против пироплазмидозов 342 тысячи голов крупного рогатого скота против клещей (при численности поголовья в крае более 722 тысяч), 100,4 тысячи голов крупного рогатого скота и 780 голов лошадей. Отсутствие денежных средств не позволило провести профилактические мероприятия в полном объеме. На приобретение инсекто-акарицидных препаратов из краевого бюджета в 2002 году было выделено 1061,6 тысячи рублей, в 2003 году - лишь 535 тысяч рублей.
Кроме того, для проведения в достаточном количестве инсекто-акарицидных обработок сельскохозяйственных животных и мест их содержания необходимо обновлять и пополнять парк санитарно-дезинфекционной техники государственных ветеринарных учреждений и ветеринарных лабораторий в городах и районах Краснодарского края.
В настоящее время в районных, межрайонных и зональных ветеринарных лабораториях Краснодарского края паразитологические исследования, в том числе и диагностику пироплазмидозов, осуществляют ветеринарные врачи-бактериологи, выполняющие наряду с этими большое количество бактериологических исследований, в связи с чем существует объективная необходимость создания на базе краевой ветеринарной лаборатории "Краснодарская" отдела паразитологии, введения в штатное расписание районных, межрайонных и зональных лабораторий с большим объемом паразитологических исследований единиц ветеринарных врачей-паразитологов, проведения углубленной специализации для них по курсу паразитологии и дополнительного оснащения лабораторий необходимым оборудованием.
Всеобщее потепление на нашей планете отразилось в Краснодарском крае на сроках и скорости развития членистоногих, их видовом составе, периоде паразитирования и численности. В связи с этим возникла необходимость проведения мониторинга по данным показателям и проведения поиска инсекто-акарицидных средств, обеспечивающих более длительную защиту от данной группы паразитов.
Учитывая тот факт, что 15 видов иксодовых клещей и ряд видов комаров в Краснодарском крае могут участвовать в циркуляции возбудителей опасных для человека вирусных заболеваний (лихорадки ЗН, ККГЛ, Укуниеми Синдбис, клещевого энцефалита, болезни Лайма, омской геморрагической лихорадки, туляремии), наличие этих членистоногих в Краснодарском крае представляет важную проблему с эпидемиологической точки зрения. Интенсивное формирование мест массового выплода клещей и циркуляции возбудителей происходит в местах, где одновременно обитают мышевидные грызуны, ежи, птицы, средние и крупные млекопитающие, являющиеся объектами питания клещей в определенные фазы их развития. Такими местами являются обочины пастбищ, лесополосы, заросли травы и кустарников по обочинам полей, ирригационные системы, дороги, фермы. Нередко подобные биоценозы формируются и в населенных пунктах: в садах, парках, на подворьях, в местах содержания, выгуливания и выпаса животных. С учетом всех этих факторов назрела необходимость разработки широкого комплекса мероприятий, обеспечивающих борьбу с клещами на всех стадиях биологического цикла развития.
В последние годы в Краснодарском крае складывается сложная эпидемиологическая и эпизоотическая обстановка по природно-очаговым инфекциям, в группу которых входят и перечисленные выше заболевания. Имеют место случаи спорадической заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом. Ежегодно регистрируются случаи прибытия из-за пределов Краснодарского края граждан, больных малярией, имели место случаи передачи этой инфекции местным жителям, чему во многом способствовало сокращение объемов плановых обработок против переносчиков инфекции - малярийных комаров. Положение усугубляется осложнением эпидемической ситуации по данному направлению на территориях, граничащих с Краснодарским краем.
В связи с недостаточным объемом проведения агротехнических мероприятий, противоклещевых обработок скота и барьерных обработок вокруг мест нахождения людей, занятых на сельскохозяйственных работах, недостаточностью информированности населения о мерах личной и общественной профилактики, низким качеством диагностики заболеваний и уровня подготовки медицинского персонала, недостаточным объемом проводимых исследований крови, в том числе и для ретроспективной диагностики ККГЛ, возросло количество заболевших крымской геморрагической лихорадкой среди населения Южного федерального округа в весенне-летний период 2002 года.
Объемы средств, выделяемых из бюджетов муниципальных образований Краснодарского края на проведение мероприятий по борьбе с источниками и переносчиками этих инфекций, крайне недостаточны, полномасштабное их развертывание проводится только при возникновении эпидемических вспышек.
Решение проблемы предупреждения паразитарных заболеваний, передаваемых членистоногими, и арбовирусных инфекций требует комплексного межведомственного подхода, целенаправленных скоординированных действий заинтересованных ведомственных служб государственной системы здравоохранения и ветеринарии, органов исполнительной власти, местного самоуправления, научных и общественных организаций и дополнительного финансирования из бюджетов всех уровней.
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является комплексное решение проблем профилактики паразитарных заболеваний, передаваемых иксодовыми клещами и комарами, и арбовирусных инфекций среди населения, сельскохозяйственных и домашних животных в Краснодарском крае.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих основных задач:
снижение уровня заболеваемости сельскохозяйственных животных пироплазмидозами;
повышение эффективности мероприятий по профилактике пироплазмидозов;
совершенствование эпидемиологического контроля за арбовирусными инфекциями и малярией;
укрепление материально-технической базы и обеспечение ветеринарных учреждений Краснодарского края кадрами специалистов по паразитарному профилю.
3. Система координационных мероприятий по реализации Программы
Перечень мероприятий (приложения 1, 2) Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям, включая научные исследования, материально-техническое, кадровое, информационное, нормативное правовое обеспечение.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Общая потребность в финансовых ресурсах за счет средств краевого и федерального бюджетов на реализацию программных мероприятий до 2006 года составляет 16998,3 тысячи рублей.
Участие федерального бюджета в реализации программных мероприятий предполагается в объеме 3330 тысяч рублей. Объем финансирования предположительно в 2004 году составляет 960 тысяч рублей, в 2005 году - 1110 тысяч рублей и в 2006 году - 1260 тысяч рублей. Планируется, что финансирование будет осуществляться из средств федерального бюджета по коду 082 в бюджетном классификаторе по бюджетным учреждениям государственной ветеринарной службы Краснодарского края, находящимся в федеральной собственности и расположенным на территории Краснодарского края, в соответствии с уведомлениями о лимитах бюджетных обязательств федерального бюджета на 2004, 2005 и 2006 годы и на основании смет доходов и расходов, утвержденных в установленном порядке.
Финансирование Программы из федерального бюджета будет корректироваться ежегодно в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий год. При подготовке бюджетных заявок на очередной финансовый год уточняются объемы финансирования по каждому мероприятию Программы.
Значительная нагрузка в финансировании программных мероприятий будет приходиться на краевой бюджет. Средства краевого бюджета, направляемые на реализацию Программы, составляют 13668,3 тысячи рублей, в том числе в 2004 году - 4808,5 тысячи рублей, в 2005 году - 4561,3 тысячи рублей, в 2006 году - 4298,5 тысячи рублей.
Средства краевого бюджета, направляемые на финансирование мероприятий Программы, и перечень объектов подлежат ежегодному уточнению при принятии закона о краевом бюджете на соответствующий год.
5. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется путем взаимодействия государственного управления ветеринарии Краснодарского края с государственными ветеринарными учреждениями в городах и районах края, ВИГИС, ЦГСЭН в Краснодарском крае, департаментом здравоохранения Краснодарского края, Причерноморской ПЧС и иными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном законодательством.
Реализация Программы осуществляется с применением системы государственных контрактов на закупку и поставку товаров, заключаемых с соответствующими исполнителями программных мероприятий в порядке, установленном законодательством.
6. Организация управления Программой и контроль
за ходом ее реализации
Государственным заказчиком Программы является администрация Краснодарского края, координатором - государственное управление ветеринарии Краснодарского края.
Государственное управление ветеринарии Краснодарского края осуществляет:
формирование плана реализации мероприятий на очередной финансовый год, бюджетных заявок на финансирование объектов и мероприятий Программы из федерального и краевого бюджетов, обоснований для отбора первоочередных мероприятий, финансируемых в рамках Программы в очередном финансовом году, защиту этих предложений в соответствующих органах;
подготовку предложений по актуализации мероприятий в соответствии с приоритетами социально-экономического развития края, ускорению или приостановке реализации отдельных мероприятий.
Основные исполнители Программы осуществляют:
анализ количественных и качественных параметров состояния и развития отрасли и подготовку соответствующих предложений, в том числе по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, необходимой для реализации Программы;
подготовку отчетов о ходе реализации Программы и представляют их в администрацию Краснодарского края.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляются в установленном законом порядке по предложению государственного заказчика Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.