Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса
Российской Федерации"
Настоящий законопроект подготовлен с целью улучшения администрирования налоговыми органами уплаты налогов и сборов.
Налоговый кодекс Российской Федерации предоставляет налоговым органам право осуществлять контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов. Наиболее эффективным способом контроля являются налоговые проверки. Налоговые органы имеют право проводить камеральные и выездные налоговые проверки.
Камеральные налоговые проверки проводятся налоговыми органами после сдачи налогоплательщиком отчетности. Целью камеральной проверки является выявление ошибок в заполнении документов или противоречий между сведениями в представленных документах. При проведении камеральной проверки налоговый орган имеет право запросить у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Камеральные проверки проводятся в помещении налогового органа, и возможности проверяющих сильно ограничены (отсутствует право проверять первичные документы налогоплательщика, проводить осмотры, инвентаризации, экспертизы и другие мероприятия налогового контроля).
Выездная налоговая проверка предусматривает проведение проверки на территории налогоплательщика. В ходе выездной проверки налоговые органы имеют право проверять всю документацию налогоплательщика, проводить осмотры, инвентаризацию имущества налогоплательщика и другие мероприятия налогового контроля. Срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. Выездная проверка может быть продлена вышестоящим налоговым органом не более чем на один месяц. Не допускается проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный налоговый период, за исключением ряда случаев, предусмотренных Налоговым кодексом.
Выездные налоговые проверки являются очень трудоемкими и требуют значительных затрат времени налоговых инспекторов. Налоговые органы обязаны проводить выездные проверки всех налогоплательщиков не реже одного раза в три года. На практике налогоплательщики, своевременно сдающие налоговую отчетность, в которой соблюдена взаимная увязка всех показателей, и не имеющие недоимки, не попадают в сферу оперативного внимания налоговых органов и не подвергаются выездной налоговой проверке.
В итоге нередки случаи, когда налогоплательщик может начать деятельность, провести все необходимые операции, завершить свою деятельность, вывести из предприятия без нарушения законодательства все активы, и только после того, как он перестанет сдавать отчетность, на него будет обращено внимание налоговых органов.
В законопроекте предлагается предоставить налоговым органам право проводить оперативные налоговые проверки. Целью проведения оперативной налоговой проверки является выявление налогоплательщиков, которые используют схемы (легальные и нелегальные) уклонения от налогообложения, выявление хозяйственных операций, совершенных исключительно с целью снижения (сокрытия) налоговой базы, объектов налогообложения, контроль за оборотом подакцизных товаров, контроль налично-денежного обращения и соблюдения законодательства о контрольно-кассовой технике.
При проведении оперативной проверки налоговый орган получает доступ к документации налогоплательщика и может сделать обоснованный вывод о состоянии учета у налогоплательщика, об особенностях ведения им хозяйственной деятельности, пропорциональности уплачиваемых налогов характеристикам его деятельности. Продолжительность оперативной налоговой проверки предлагается ограничить семью днями. Количество оперативных проверок, проводимых в отношении одного налогоплательщика в течение года, не может быть больше четырех.
Оперативная налоговая проверка может использоваться в качестве предварительной выездной проверки. По результатам оперативной проверки налоговый орган сможет сделать обоснованный вывод о целесообразности проведения выездной налоговой проверки. Налоговые органы получат возможность сосредоточить свои усилия на действительно проблемных предприятиях, которые укрывают большую часть подлежащих уплате налогов.
С целью повышения эффективности и результативности налоговых проверок законопроект предусматривает расширение перечня лиц, привлекаемых в качестве специалистов для осуществления налогового контроля.
Принятие данного законопроекта будет способствовать дальнейшему повышению качества налогового администрирования, обеспечит стабильные поступления налогов и сборов и сократит размер потерь, связанных с уклонением налогоплательщиков от выполнения ими налоговых обязанностей.
Председатель Законодательного
Собрания Краснодарского края |
В.А. Бекетов |
<< Статья 2 Статья 2 |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 23 июня 2004 г. N 873-П "О законодательной инициативе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.