Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Краснодарского края
от 8 декабря 2004 г. N 1134-П
Краевая целевая программа
гармонизации межнациональных отношений и развития национальных
культур в Краснодарском крае на 2005 год
29 июня 2005 г.
См. также краевую целевую программу гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур в Краснодарском крае на 2006 год, утвержденную постановлением ЗСК от 14 декабря 2005 г. N 1893-П
Постановлением ЗСК от 29 июня 2005 г. N 1575-П в раздел "Паспорт краевой целевой программы..." внесены изменения
Паспорт краевой целевой программы гармонизации
межнациональных отношений и развития национальных культур
в Краснодарском крае на 2005 год
Наименование программы краевая целевая программа гармонизации
межнациональных отношений и развития
национальных культур в Краснодарском
крае на 2005 год (далее - Программа)
Основания для разработки Федеральный закон от 19 мая 1995 г.
Программы N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"
Федеральный закон от 31 июля 1998 года
N 145-ФЗ "Бюджетный кодекс Российской
Федерации"
Федеральный закон от 12 января 1996 го-
да N 7-ФЗ "О некоммерческих организаци-
ях"
Закон Краснодарского края от 20 ноября
2003 года N 627-КЗ "О взаимодействии
органов государственной власти Красно-
дарского края и общественных объедине-
ний"
Заказчик Программы администрация Краснодарского края
Разработчик Программы управление по взаимодействию с общест-
венными объединениями, религиозными ор-
ганизациями и мониторингу миграционных
процессов администрации Краснодарского
края
Основные исполнители управление по взаимодействию с общест-
Программы венными объединениями, религиозными ор-
ганизациями и мониторингу миграционных
процессов администрации Краснодарского
края
Цель Программы обеспечение развития национальных куль-
тур народов, проживающих в крае
Ожидаемые результаты реа- гармонизация межнациональных отношений,
лизации Программы консолидация национально-культурных
объединений на конструктивных, стабили-
зирующих общество позициях и привлече-
ние их к участию в реализации программ
по социально-экономическому развитию
Краснодарского края
Сроки реализации Программы 2005 год
Объем и источники финанси- общий объем финансирования Программы -
ровання Программы 3452 тысячи рублей, в том числе:
из средств краевого бюджета - 2700
тысяч рублей;
за счет средств дополнительных источ-
ников планируется привлечь 752 тысячи
рублей
Организация контроля за контроль за исполнением Программы осу-
исполнением Программы ществляют администрация Краснодарского
края и Законодательное Собрание Красно-
дарского края
1. Введение в Программу
Реформирование общества в течение последних 10 - 15 лет, смена экономической и политической системы в стране, изменение этносоциальной и политической ситуации в связи с появлением беженцев и вынужденных переселенцев из Средней Азии, Закавказья, Украины и Казахстана создали в Краснодарском крае ряд этносоциальных проблем.
Возникли места компактного проживания этнических групп численностью, превышающей пятнадцатипроцентный предел конфликтности по отношению к местному населению, появились представители народов, ранее в крае не проживавших (турки-месхетинцы, курды, езиды, хемшилы). Увеличилась незаконная миграция. На фоне этого в последнее время резко возросли угрозы экстремизма и терроризма.
Геополитические проблемы Кавказа в настоящее время обусловили необходимость координации усилий общества и органов государственной власти самого разного уровня в борьбе с этими проявлениями.
В условиях кризиса общегражданской, общероссийской идентичности этнический фактор становится субъектом политики и играет компенсаторную роль. Диалог и социальное партнерство общественных объединений и органов государственной власти приведут к консолидации в обществе, мобилизации интеллектуальных сил для достижения духовного единства и межнационального согласия.
Принятая в 1996 году Концепция государственной национальной политики Российской Федерации определяет основные направления национальной политики, но не учитывает специфику субъектов Российской Федерации.
Краевая целевая программа гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур в Краснодарском крае (далее - Программа) представляет собой систему мер по формированию нормативно-правовой базы, оказанию финансовой поддержки национально-культурным объединениям, созданию благоприятных условий и возможностей для осуществления эффективного стратегического управления и реализации государственной национальной политики.
Программа направлена на обеспечение содружества и духовного взаимообогащения народов, проживающих на территории края, бережного отношения к культуре, традициям, обычаям каждого народа, а также общим ценностям Российского государства, достижение мира и гражданского согласия, сохранение целостности Российской Федерации, противодействие этническому сепаратизму, экстремизму и ксенофобии.
2. Геополитическое положение Краснодарского края
Краснодарский край, южный регион России, имеет административную границу с Ростовской областью и Ставропольским краем, Республикой Адыгея и Карачаево-Черкесской Республикой. По территории Краснодарского края проходит государственная граница Российской Федерации с Турцией, Украиной и Грузией общей протяженностью более 1000 км.
Население Краснодарского края по состоянию на 1 июня 2003 года составляет 5130200 человек. Его отличает высокая степень этнокультурного многообразия, здесь проживают представители более 120 национальностей. Средняя плотность населения - 66 человек на один квадратный километр, что в 8 раз превышает среднюю плотность по России.
Краснодарский край имеет богатый природно-ресурсный потенциал, развитую промышленность и благоприятные условия для сельскохозяйственного производства. Значительная роль принадлежит краю как главной хлебной базе и курортно-рекреационной зоне Российской Федерации.
В общей хозяйственной специализации Краснодарский край представляет собой крупный аграрно-индустриальный комплекс, в котором развиты оба сектора экономики. Здесь широко представлена система транспортных коммуникаций: морские порты, в том числе международного значения, аэропорты, сеть автомобильных, железных дорог.
Агропромышленный комплекс Краснодарского края является крупнейшим в России производителем и поставщиком сельскохозяйственной продукции и сырья, имеет развитую сеть предприятий и учреждений переработки, хранения и торговли. Он в существенной мере определяет экономику края, занятость населения и уровень его благосостояния.
Особенность Северо-Кавказского региона состоит в том, что он исторически является естественным мостом между Европой и Азией, контактной зоной исламской и христианской цивилизаций, а также объектом столкновений интересов мировых держав.
Начиная с первых веков российской государственности и на протяжении всей ее истории отсюда неоднократно исходила угроза ее безопасности.
Новое геополитическое положение приобрел Краснодарский край после распада СССР. Наличие в крае пяти морских портов делают его единственным южным выходом России к теплым морям. Только через Новороссийский порт, главный порт России на Черном море, транспортируется треть товарного экспорта. Здесь же проходят основные магистрали трубопроводов, осуществляющих поставку нефти и газа за рубеж.
В настоящее время возросла роль Краснодарского края в решении важнейших государственных задач по обеспечению национальной безопасности страны, защите жизненных интересов России.
Прозрачность границ с государствами СНГ, близость Краснодарского края к очагам межнациональных конфликтов и вооруженным действиям в Чеченской Республике дестабилизируют социально-политическую обстановку, оказывают существенное влияние на криминогенную ситуацию.
Террористические акты, рост преступности, контрабанда оружия, наркотиков, похищение людей, религиозный и политический экстремизм стали реальностью сегодняшнего дня на Северном Кавказе.
3. Современная этнополитическая ситуация в крае
В Краснодарском крае проживают представители более 120 национальностей, которые в результате длительного исторического взаимодействия в рамках единого государства обладают общностью культурных черт и демонстрируют достаточно высокую степень толерантности и гражданского согласия. Наиболее многочисленные народы Кубани - русские, армяне, украинцы, беларусы#, адыги, греки, татары, немцы, грузины и азербайджанцы. Остальные народы представлены незначительно.
Важной характеристикой этнической структуры края является стремление национальных общин к компактному проживанию, которое оказывает существенное влияние на социально-политическую обстановку в регионе. Такая специфика проживания этнических групп свидетельствует о наличии объективных предпосылок межэтнической напряженности, когда практически любое проявление недовольства населения может быть перенесено в плоскость межнациональных отношений.
Межэтнические отношения все более идеологизируются. В крае действуют общественные объединения зачастую на узкой этнической и религиозной основе. Некоторые стремятся оказывать влияние на политическую жизнь в крае, пытаются брать на себя функции власти или диктовать условия органам государственной власти Краснодарского края, вынашивают идеи этнического сепаратизма.
Заметно активизировалась в крае деятельность эмиссаров исламских религиозных организаций, представителей ультрарадикального религиозного течения - ваххабизма, сторонники которого ставят своей целью создание единого исламского государства на Северном Кавказе.
В последнее десятилетие наблюдается тенденция к сокращению численности коренного населения: русских, адыгов, а также представителей других национальностей, в том числе украинцев, беларусов#, немцев и других старожильческих этнических групп.
Существенный фактор в национальных отношениях - появление в границах края новых нехарактерных для территории этнических групп. Уже в 1980-е годы в крае расселились крымские татары, затем турки-месхетинцы, курды, армяне-хемшилы и другие.
Прибывающие в край представители этнических групп стремятся селиться компактно. Значительная их часть (армяне, грузины, азербайджанцы, курды, езиды, крымские татары, турки-месхетинцы и другие) оседают в наиболее важных в стратегическом отношении районах - вблизи границы и на Черноморском побережье. Это приводит к нарушению в крае исторически сложившегося этнодемографического баланса.
Многие из вновь прибывших мигрантов занимают доминирующее положение в экономической сфере и особенно в коммерческой деятельности. Местное население в силу различных причин оказалось в менее выгодных условиях и воспринимает мигрантов как угрозу своему благополучию.
Кроме того, они объединены негласными правилами и договоренностями в формировании собственной ценовой и иной протекционистской политики.
Существенные средства отчисляются ими на идеологическое обеспечение закрепления диаспор на территории края. Создаются новые культовые учреждения, а под флагом национально-культурных объединений активно работают по сути политические организации, зачастую реализующие интересы диаспор или их наиболее предприимчивой и организованной части (лидеров, актива).
Предприниматели и производители товаров из числа местного населения не имеют поддержки государства, фондов стимулирования отечественного предпринимательства, как правило, действуют в одиночку.
Таким образом, в крае возникает непримиримое социальное соперничество в сфере распоряжения местными экономическими и природными ресурсами между местным населением и некоренными представителями этнических групп.
Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю зарегистрировано 104 национально-культурных общественных объединения.
31 национально-культурное общественное объединение является коллективным членом Краснодарской краевой общественной организации "Центр национальных культур" (работает с 1992 года). Центры национальных культур функционируют также в городе Новороссийске, Лазаревском районе города-курорта Сочи, в городе-курорте Анапе.
Национальные движения интересны тем, что представляют собой своеобразный этнополитический полигон, где сталкиваются тенденции к глобализации и регионализму, этничность и гражданственность, политические мифы и социально-экономические реалии.
Изменения последнего десятилетия существенно повлияли на этнополитические и этносоциальные процессы в крае. Значение этнического фактора стало одной из отличительных черт современности.
Складывающиеся после трагических событий в Республике Северная Осетия - Алания особенности социально-политической ситуации на Северном Кавказе, необходимость формирования эффективных механизмов общественного контроля, компактное расселение этнических групп в крае требуют новых подходов в реализации национальной политики в Краснодарском крае.
4. Основные цели и задачи Программы
Программа представляет собой первоочередные задачи исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и иных гражданских институтов общества в сфере межнациональных отношений, учитывающие современную политическую реальность и весь комплекс культурных, этнополитических и религиозных особенностей народов края.
Основной целью Программы является обеспечение условий для полноправного национально-культурного развития всех народов, проживающих в крае, упрочения общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека, гражданина и признания их высшей ценностью.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
в политической и государственно-правовой сферах:
разработка и внесение законодательных инициатив, направленных на дальнейшее развитие и совершенствование федерального и краевого законодательства в сфере межнациональных отношений;
обеспечение взаимодействия исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления в Краснодарском крае и национально-культурных объединений, направленного на стабилизацию этнополитической ситуации в крае, профилактику экстремизма и терроризма;
защита конституционных прав граждан и народов, проживающих на территории Краснодарского края;
в духовной сфере:
поддержка и распространение идей духовного единства, межнационального согласия с учетом местных особенностей и традиций, укрепление мира и дружбы народов;
сохранение и развитие самобытной культуры, традиций, родного языка, распространение знаний об истории народов, проживающих в крае.
Постановлением ЗСК от 29 июня 2005 г. N 1575-П в раздел 5 Программы внесены изменения
5. Ресурсное обеспечение Программы
На реализацию программных мероприятий предусматриваются ассигнования из средств краевого бюджета в размере 2700 тысяч рублей.
6. Механизм реализации Программы
Механизм реализации государственной национальной политики в Краснодарском крае предусматривает взаимодействие органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления в Краснодарском крае и национально-культурных объединений.
Организацию работы в сфере межнациональных отношений осуществляет управление по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края.
Управление по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края осуществляет изучение, анализ и прогнозирование этнополитических процессов, предупреждение и урегулирование конфликтов в национальной среде, взаимодействие с национально-культурными объединениями и представителями различных этнических групп.
Для мониторинга межнациональных отношений, а также выработки рекомендаций органам государственной власти Краснодарского края при управлении по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края создается совет (или группа) экспертов и консультантов, в состав которого входят ученые-этнографы, историки, социологи, этнопсихологи, политологи и практики. Совет экспертов и консультантов осуществляет научно-методическое обеспечение Программы, проводит этносоциологические и социологические исследования, научно-практические конференции по данной проблеме.
Муниципальные образования проводят работу, направленную на осуществление постоянного диалога с национальными диаспорами. При органах местного самоуправления в Краснодарском крае могут образовываться координационные советы руководителей национально-культурных объединений или центры национальных культур, главная задача которых - достижение межнационального согласия, утверждение принципа равноправия граждан различных национальностей, формирование толерантности, а также содействие развитию национальных культур и сохранению родного языка.
Для организации воспитательной и профилактической работы рекомендуется задействовать в полном объеме возможности общеобразовательных учреждений, учреждений культуры, правоохранительных органов (участковые уполномоченные милиции), организаций различных форм собственности, казачьих и других общественных организаций.
Граждане активно привлекаются по месту их жительства к проведению различных праздников и массовых зрелищных мероприятий досугового характера, а также всевозможных акций по благоустройству микрорайонов, улиц, дворов, озеленению жилых кварталов.
7. Организация контроля за ходом исполнения Программы
Управление по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края обобщает материалы по выполнению основных мероприятий Программы и представляет информационно-аналитический отчет о проделанной работе по выполнению Программы в департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, заместителю главы администрации края по вопросам внутренней политики, в Законодательное Собрание Краснодарского края.
8. Сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2005 год.
Постановлением ЗСК от 29 июня 2005 г. N 1575-П раздел "Мероприятия по выполнению краевой целевой программы..." изложен в новой редакции
Мероприятия по выполнению краевой целевой программы
гармонизации межнациональных отношений и развития национальных
культур в Краснодарском крае на 2005 год
-------------------------------------------------------------------------
N | Наименование мероприятия | Объем |Источник|Государственный
п/п| |финанси-|финанси-| заказчик,
| |рования |рования | исполнитель
| | (тыс. | |
| |рублей) | |
---+-----------------------------------+--------+--------+---------------
1 | Проведение ежегодного краевого фе-| 300 | краевой| администрация
| стиваля национальных культур "Ве-| | бюджет | Краснодарского
| нок дружбы народов Кубани" | | | края
---+-----------------------------------+--------+--------+---------------
2 | Проведение семинаров для предста-| 100 | краевой| администрация
| вителей органов местного само-| | бюджет | Краснодарского
| управления по вопросам взаимодей-| | | края
| ствия с национально-культурными| | |
| объединениями | | |
---+-----------------------------------+--------+--------+---------------
3 | Проведение фольклорных праздников| 300 | краевой| администрация
| национальных культур | | бюджет | Краснодарского
| | | | края
---+-----------------------------------+--------+--------+---------------
4 | Совместные мероприятия администра-| 752 |дополни-| администрация
| ции Краснодарского края с Центром| |тельные | Краснодарского
| межнационального сотрудничества| |источни-| края
| города Москвы | | ки |
|-----------------------------------+--------| |
| в том числе: | | |
|-----------------------------------+--------| |
| микропроект "Сотрудничество орга-| 108,09 | |
| нов государственной власти, МВД и| | |
| общественных национальных объеди-| | |
| нений края" | | |
|-----------------------------------+--------| |
| создание ресурсного Интернет-цент-| 176,55 | |
| ра в Центре национальных культур| | |
| города Краснодара | | |
|-----------------------------------+--------| |
| проведение конференций | 467,36 | |
---+-----------------------------------+--------+--------+---------------
5 | Сохранение и защита исконной среды| 2000 | краевой|
| обитания и традиционного образа| | бюджет |
| жизни коренных малочисленных наро-| | |
| дов (причерноморских адыгов-шапсу-| | |
| гов): | | |
|-----------------------------------+--------| |---------------
| в Лазаревском районе, всего | 1000 | | администрация
|-----------------------------------+--------| | Лазаревского
| в том числе: | | | района города
|-----------------------------------+--------| | Сочи
| материально-техническое оснащение| 400 | |
| учреждений образования | | |
|-----------------------------------+--------| |
| материально-техническое оснащение| 300 | |
| учреждений культуры | | |
|-----------------------------------+--------| |
| культурные мероприятия | 200 | |
|-----------------------------------+--------| |
| спортивные мероприятия | 100 | |
|-----------------------------------+--------| |---------------
| в Туапсинском районе, всего | 1000 | | администрация
|-----------------------------------+--------| | Туапсинского
| в том числе: | | | района
|-----------------------------------+--------| |
| материально-техническое оснащение| 250 | |
| учреждений образования | | |
|-----------------------------------+--------| |
| материально-техническое оснащение| 350 | |
| учреждений культуры | | |
|-----------------------------------+--------| |
| создание Адыгского культурного| 400 | |
| центра в городе Туапсе | | |
---+-----------------------------------+--------+--------+---------------
| Итого | 3452 | |
-------------------------------------------------------------------------
Финансирование программных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, осуществляется в установленном порядке путем предоставления безвозмездных безвозвратных целевых субвенций.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 8 декабря 2004 г. N 1134-П "Об утверждении краевой целевой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.