Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1 к постановлению
главы администрации г. Краснодара
от 16 мая 2001 г. N 671
Концепция
организации системы учета потребления услуг и ресурсосбережения
в жилищно-коммунальном хозяйстве города Краснодара
1. Основные методические положения организации системы
контроля и учета объема потребления услуг и ресурсосбережения
в жилищно-коммунальном хозяйстве города Краснодара
Методической основой создания в городе Краснодаре системы контроля и учета объема потребления материального носителя коммунальных услуг (воды и тепловой энергии) и ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее по тексту ЖКХ) является теория устойчивого потребления. Положения этой теории предполагают гарантированную надежность предоставления при разумной достаточности потребления услуг населением и организациями градообразующей базы и такой же подход к использованию ресурсов коммунальными предприятиями.
Экономический механизм, действующий в ЖКХ, недостаточно учитывает монопольное положение коммунальных предприятий, их приоритетное положение перед потребителями при отсутствии открытого рынка коммунальных услуг, невозможности потребителей выбрать производителя услуг. Отсюда - стремление коммунальных предприятий к необоснованному завышению тарифов, припискам, недостаточная заинтересованность в снижении потерь и утечек, в точном приборном контроле фактической подачи воды и тепловой энергии в сеть и их потребления. Потребители также не имеют технической возможности и экономической заинтересованности контролировать и экономно расходовать коммунальные услуги.
Следовательно, система ресурсосбережения в ЖКХ должна охватывать не только технические решения - установку приборов учета, замену сетей, но и комплекс экономических и организационных мер.
Ресурсосберегающий эффект при совершенствовании системы взаимоотношений производителей и потребителей коммунальных услуг достигается за счет объективного ценообразования, приборного учета фактического объема потребления услуг, расчета и сбора платежей за услуги ЖКХ на этой основе. При этом практика показывает, что наиболее успешно приборный учет осуществляют так называемые "биллинговые" компании.
Настоящая Концепция предполагает создание адаптированной к условиям города Краснодара системы ресурсосбережения, охватывающей взаимодействие коммунальных предприятий с жилищными организациями, с городом и с потребителями, организацию приборного учета, контроль потерь и утечек, а также повышение объективности расчетов с потребителями на основе использования фактических данных.
Отсутствие приборов учета не только в квартирах и на домовых вводах, но и на сетях, на источниках водо- и теплоснабжения дает возможность выставлять потребителям и городу (дотирующему ряд услуг и оплачивающему все услуги, оказываемые бюджетным организациям и социальной сфере) счета, не соответствующие фактическому потреблению. Отсюда как завышенное в 1,5 - 2 раза фактическое потребление, так и приписки, а также оплата потребителями утечек на сетях и в домах.
Являясь самостоятельным субъектом хозяйствования, предприятие энергетического сервиса (биллинговая служба) (рис. 1) объективно экономически заинтересована в увеличении объема своих услуг: в максимальном охвате потребителей приборами учета, обеспечении их работоспособности, точности учета и последующих расчетов.
Предприятие энергетического сервиса (биллинговая служба) работает в режиме самофинансирования. Затраты на установку приборов, их обслуживание, поверку, считывание показаний и расчеты с абонентами и потребителями (включая сборы платежей), как показывает практика, не превышают 8% от общей суммы платежей за услуги водо- и теплоснабжения. Следует отметить, что затраты на организацию сбора платежей составляют обычно около 1,0% от собранных сумм, на расчеты - еще 1,0 - 1,5. Следовательно, доля инвестиционной составляющей в тарифе, используемой на возврат инвестиций на приобретение, установку и обслуживание сетевых и домовых приборов учета, может составлять около 5 - 6%.
/----------------------\
| Администрация города |
| Краснодара |
\----------------------/
/----------------------------\
| Департамент городского |
| хозяйства |
\----------------------------/
| |
/-------\ /--------------\ | /------------\
| РКЦ |-------------->| Служба |<-+--+---------| Жилищная |
| | /------->| заказчика |--|-- -------\ | инспекция |
\-------/ | \--------------/ | | | \------------/
| | | | | | |
| | /----/ | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | /-----------------------\ | | |
| \ - - - - | - - |- -| Предприятие | | | |
\----------------------|энергетического сервиса| | | |
| | | (биллинговая служба) | | | |
| | \-----------------------/ | | |
| | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | |
| /------------\ | | /--------------------\ |
| |Коммунальные|------+--|Жилищные (ремонтно- | |
| |предприятия | | | | эксплуатационные) | |
| \------------/ | | предприятия | |
/-------------\ | | \--------------------/ |
| |- - - - - / | |
| Потребители |-------------/ |
| |----------------------------------------/
\-------------/
- - - - - Договорные отношения
---------> Информационные потоки
---------> Финансовые потоки
Рис. 1. Взаимодействие городского предприятия энергетического
сервиса (биллинговой службы) со службой заказчика, с
коммунальными и жилищными предприятиями и потребителями
Предлагаемый для первого этапа работ вариант структуры предприятия энергетического сервиса (биллинговой службы) города Краснодара представлен на рис. 2.
Структура предприятия энергетического сервиса
(биллинговой службы) города Краснодара
/----------------------\
| Департамент |
| городского хозяйства |
\----------------------/
|
/-----------------\
| Директор службы |
\-----------------/
| | |
/----------| | |-----------\
| | | | |
/---------\ | | | /---------\
| Главный | | | | | Главный |
|бухгалтер| | | | | инженер |
\---------/ | | | \---------/
/-------\ | | /-----------\
| Склад | | | |Поверочный |
\-------/ | | | участок |
| | \-----------/
/-/ \----\
/---------\ /-------------\
|Монтажная| |Инспекторская|
| группа | | группа |
\---------/ \-------------/
Рис. 2
Оперативная передача информации о фактическом объеме потребления услуг, о перерывах в их предоставлении от предприятия энергетического сервиса (биллинговой службы) расчетно-кассовому центру позволит обеспечить ее использование при расчетах с потребителями (включая снижение платежей за перерывы и другие нарушения договорных обязательств). Даже при символическом снижении платежей это будет иметь значительный социальный эффект и позволит проводить более независимую тарифную политику. Для организации такого взаимодействия также заключается договор.
2. Ресурсосберегающий проект в жилищно-коммунальном хозяйстве
города Краснодара
2.1. Ресурсосберегающий проект жилищно-коммунального хозяйства города Краснодара включает в себя:
2.1.1. Создание трехуровневой системы учета материального носителя услуги (холодной и горячей воды, стоков, тепловой энергии на отопление).
Первый уровень - приборы на источниках водо- и теплоснабжения, на магистральных сетях, на границах зон (районов сети). Используется для контроля и регулирования технологических процессов производства и транспортировки материального носителя услуг, устанавливаются и финансируются коммунальными предприятиями.
Второй уровень - приборы на границах раздела собственности и эксплуатационной ответственности (с предприятиями Минтопэнерго России, с жилищными организациями, в центральных тепловых пунктах) и на домовых вводах. Используется для контроля расхода материального носителя на собственные нужды, внутрипроизводственных потерь, утечек на сетях, для объективных и точных расчетов между субъектами хозяйствования. Приборы устанавливаются и финансируются предприятием энергетического сервиса (биллинговой службой), за счет средств городского бюджета и фонда ресурсосбережения. Возврат средств - за счет инвестиционной составляющей в тарифе.
Третий уровень - приборы в квартирах (по учету холодной и горячей воды - на вводах, по учету тепловой энергии - на вводах в квартиры, либо на нагревательных приборах в комнатах) и индивидуальных домах (на вводах). Используется для оценки фактического объема потребления и оплаты услуг, выявления внутридомовых утечек и сверхнормативных расходов на общедомовые нужды, которые должны оплачивать жилищные организации. Финансируется за счет населения (в кредит или на началах лизинга) за исключением жилищ семей, получающих субсидии.
2.1.2. Разработка и внедрение экономического механизма ресурсосбережения.
Доведение тарифа на воду до уровня ценовой чувствительности, доступного для оплаты населением с учетом реальной платежеспособности (оценка которой является самостоятельной задачей, необходимой не только для рассматриваемых целей).
Пересмотр нормативов удельного потребления, введение их двух уровней - минимального социального стандарта - для расчета и выплаты субсидий, а также среднестатистического норматива потребления - для расчетов с населением, не имеющим приборов учета.
Формирование реальных экономически и социально обоснованных тарифов на отопление и горячее водоснабжение с учетом возможности их дотирования за счет бюджета.
Фиксация уровня платежей потребителей и абонентов, не имеющих приборов учета, на планово-расчетный период на уровне среднестатистического норматива по данным приборов на вводе в дом, на централизованном тепловом пункте или контрольных замеров портативными приборами. Возможная экономия от ресурсосберегающих мероприятий, проводимых коммунальным предприятием, остается у последнего.
Введение двухставочных тарифов: повышенные тарифы вводятся за сверхнормативное потребление и за потребление воды в период пикового водопотребления (что требует соответствующего предложения приборной базы с фиксацией времени).
Доведение размеров фондов развития (ремонтных фондов) коммунальных предприятий до уровня, обеспечивающего замену не менее 4% протяженности сети в год.
2.1.3. Организация инвестиционных проектов по широкомасштабной установке приборов учета (с учетом опыта первого этапа), по замене изношенных сетей, оптимизации управления работы сетей и насосных агрегатов, телемеханизации с привлечением кредитных ресурсов, управляющих компаний в режиме доверительного управления или концессии.
Социальные и экономические результаты создания системы учета и ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве города Краснодара заключаются в следующем:
2.1.3.1. Обеспечение обоснованности расчетов с потребителями за счет объективной оценки объема потребления воды и тепловой энергии, более точной информации о бесперебойности предоставления услуг, объективности используемых для расчетов нормативов; исключится оплата фактически не полученных коммунальных услуг; создания мощных стимулов снижения потребления услуг, сокращения удельного потребления в 1,5 - 2,0 раза; создания правовой основы реализации прав граждан на оплату только фактически потребленного объема коммунальных услуг, а также на объективную и оперативную информацию;
2.1.3.2. Реальная заинтересованность коммунальных предприятий в снижении нерациональных затрат при производстве услуг, снижении потерь и утечек с 35 - 40% до 12 - 18% (в этой ситуации все доводомерные утечки должны оплачиваться самим коммунальным предприятием), а также стимулировании предприятий к внедрению новых технологий и прогрессивных методов, обеспечивающих снижение утечек и ликвидацию приписок в сфере жилищно-коммунального обслуживания;
2.1.3.3. Критическая оценка необходимости развития мощностей для повышения уровня жилищно-коммунального обслуживания населения (что является традиционным при диагностике коммунальным предприятием причин низкого качества обслуживания и разработке предложений по приоритетным направлениям инвестиций);
2.1.3.4. Упрощение технологии расчетов за жилищно-коммунальные услуги (потребитель сам снимает показания и оплачивает услуги по их показаниям, контролеры проверяют эти показания и их соответствие платежам раз в квартал, либо полугодие);
2.1.3.5. Обеспечение социальной справедливости при бюджетном финансировании установки приборов учета в квартирах семей, получающих субсидии, стимулирование установки приборов в квартирах соседей;
2.1.3.6. Стимулирование повышения потребительских свойств жилищно-коммунальных услуг за счет систематической и независимой проверки и оценки показателей обслуживания (на домовых вводах должен быть обеспечен контроль объема потребления уже на первом этапе, на втором должны быть применены приборы с контролем времени перерывов и объемов потребления в различное время);
2.1.3.7. Косвенные социально-политические результаты, обусловленные повышением обоснованности расчетов за жилищно-коммунальные услуги.
3. Социально-экономические предпосылки создания системы
учета и ресурсосбережения
В городе Краснодаре сложились объективные предпосылки реализации основных направлений ресурсосбережения: выделен субъект управления ЖКХ и служба заказчика. Следующим шагом является создание системы учета и регулирования потребления энергоресурсов (включая не только тепловую энергию, но и воду), в частности, путем создания предприятия энергетического сервиса (биллинговой службы). Организация системы учета и ресурсосбережения в ЖКХ Краснодара направлена на обеспечение устойчивого потребления коммунальных услуг в объеме "разумной достаточности" и оптимизацию использования ресурсов (в том числе - инвестиционных), предотвращение необоснованного наращивания мощностей без улучшения качества обслуживания, совершенствование тарифной политики.
Таким образом, в Краснодаре имеются или создаются основные предпосылки организации современной системы учета коммунальных услуг и ресурсосбережения.
4. Организация подготовки проекта ресурсосбережения
В ходе подготовки проекта должны быть выявлены наиболее энергорасточительные объекты (определены 10 - 15% зданий и объектов, потребляющих 25 - 30% энергоресурсов), а также проведен уточняющий аудит тарифов, позволяющий выявить нерациональные затраты предприятий, определен допустимый тарифный коридор с точки зрения платежеспособности потребителей и обеспечения необходимого инвестиционного потенциала. Должны быть определены этапы и объекты установки узлов учета, а также достаточный для реализации первого этапа масштаб биллинговой службы, которая должна действовать в интересах и от имени администрации города, отражать интересы населения города, его градообразующей базы и производителей услуг.
Источники финансирования проекта:
- бюджетные средства (для установки приборов на границах раздела собственности, для квартирных приборов семьям, получающим субсидии);
- заемные средства (кредиты банков и т.д.);
- средства фонда ресурсосбережения, возвращаемые за счет экономии ресурсов и изменения системы оплаты жилищно-коммунальных услуг (введения двухставочных тарифов, платы за сверхнормативное потребление холодной и горячей воды и тепла).
5. Организация предприятия энергетического сервиса
(биллинговой службы)
5.1. Мероприятия по реализации проекта.
Для реализации задач по созданию системы учета и ресурсосбережения в ЖКХ Краснодара необходимо провести ряд организационно-технических мероприятий:
5.1.1. Исследование социально-экономических и организационно-правовых условий, влияющих на ценообразование в ЖКХ, оценку стоимостного масштаба первоочередных мероприятий и возможности возврата вложенных средств с использованием инвестиционной составляющей тарифов;
5.1.2. Создание правового, финансового и организационного обеспечения работ по ресурсосбережению, согласование экономических интересов города, производителей и потребителей услуг;
5.1.3. Создание производственно-технической базы для обеспечения деятельности биллинговой компании;
5.1.4. Анализ производственно-финансовой деятельности коммунальных предприятий - производителей услуг и жилищно-эксплуатационных - абонентов для выявления правовых и технико-экономических коллизий. Анализ соответствия фактического объема потребления услуг применяемым для расчета оплаты нормативам. Оценка расхождений в объеме услуг, оплачиваемых населением и жилищными организациями, потребностей в бюджетном дотировании жилищных организаций для покрытия разницы в оценке объема потребления, ликвидация указанных расхождений и, соответственно, потребности в бюджетном дотировании. Разработка предложений по снижению затрат бюджетных средств в рамках ограничений на повышение тарифов для населения и ликвидации перекрестного субсидирования;
5.1.5. Анализ сложившегося уровня тарифов и себестоимости услуг ЖКХ. Диагностика и выявление необоснованных затрат на услуги ЖКХ, оценка размера инвестиционной составляющей. Оценка возможного объема инвестиций с учетом перспектив формирования фонда развития на коммунальных предприятиях;
5.1.6. Технико-экономический анализ рынка приборов учета. Оценка стоимостных и надежностных показателей, возможности гарантийного обслуживания;
5.1.7. Проведение курса занятий по подготовке кадров предприятия энергетического сервиса (биллинговой службы);
5.1.8. Составление проекта первого этапа создания системы учета и ресурсосбережения по определенным департаментом городского хозяйства объектам. Составление финансовой модели первого этапа проекта;
5.1.9. Подготовка и утверждение учредительных документов предприятия энергетического сервиса (биллинговой службы);
5.1.10. Подписание контракта на поставку приборов и поверочного оборудования;
5.1.11. Организация получения и ответственного хранения (до установки) приборов учета, монтажа и наладки поверочного оборудования;
5.1.12. Подготовка и утверждение организационно-распорядительных документов по организации взаимодействия предприятия энергетического сервиса (биллинговой службы) с расчетно-кассовым центром, коммунальными и жилищными организациями, системе расчетов с потребителями, имеющими и не имеющими приборы учета;
5.1.13. Установление правил и процедур формирования и расходования городского фонда ресурсосбережения;
5.1.14. Оперативный анализ эффективности мероприятий по ресурсосбережению. Оптимизация финансовых потоков между участниками проекта.
5.2. Согласование интересов собственников объектов ЖКХ, производителей услуг (предприятий ЖКХ), потребителей услуг.
Создание системы учета потребления ресурсов, в том числе обеспечение функционирования биллинговой службы основывается на согласовании действий и учете взаимных интересов города (собственника объектов ЖКХ), инвесторов, производителей услуг (предприятий ЖКХ), потребителей услуг. Все виды деятельности строятся на договорной основе, что гарантирует обеспечение взаимных интересов различных субъектов, участвующих в реализации проекта.
Интересы города:
- обеспечение экономии средств городского бюджета, материальных ресурсов;
- создание системы контроля над затратами на производство и предоставление услуг ЖКХ при обеспечении минимально необходимого уровня обслуживания;
- привлечение инвестиций к созданию системы учета потребляемых ресурсов;
- обеспечение экономии ресурсов;
- предотвращение необоснованного завышения затрат на услуги ЖКХ при обеспечении минимально необходимого уровня обслуживания;
- предотвращение завышения уровня платежей за услуги.
Интересы инвесторов:
- вложение средств с целью получения прибыли и быстрой окупаемости проектов;
- внедрение (укрепление позиций) в наиболее стабильную сферу деятельности.
Интересы производителей услуг:
- обеспечение экономии затрат на производство услуг, отсутствие потерь при снижении удельного потребления услуг;
- снижение нагрузки на имеющиеся мощности;
- получение дополнительного дохода и прибыли для использования ее на развитие объектов инженерной инфраструктуры и реализацию мер по ресурсосбережению.
Интересы потребителей:
- оплата услуг в соответствии с их реально полученным количеством и качеством;
- возможность экономического воздействия на качество и бесперебойность обслуживания;
- обеспечение гарантированной возможности малоимущим слоям населения оплаты (с использованием жилищных субсидий) коммунальных услуг в пределах минимального социального стандарта, защита таких семей от выселения, отключения и других санкций при объективной невозможности оплаты услуг в полном объеме.
5.3. Информационно-психологическая подготовка потребителей введению приборного учета коммунальных услуг.
Повсеместное введение приборного учета расхода (потребления) энергоресурсов является необходимым условием для нормальных взаиморасчетов по фактическим объемам потребления услуг, введения норм потребления и многоставочных тарифов.
Успех внедрения средств приборного учета в значительной мере зависит от подготовленности потребителей, которым заблаговременно должна быть разъяснена необходимость и полезность такого учета.
Необходимым элементом для упорядочения расчетов между потребителями, производителями услуг и предприятием энергетического сервиса (биллинговой службы) должны стать договоры на обслуживание, регламентирующие права и обязанности сторон.
6. Этапы реализации проекта
Наиболее обоснованной представляется схема поэтапного развития интегрированной системы учета потребления коммунальных услуг по показаниям приборов учета и ресурсосбережения. Данный проект может быть выполнен в три этапа.
1 этап:
Анализ себестоимости и нормативов потребления услуг, определение объектов и разработка проектов первоочередной установки приборов учета:
- на границах раздела собственности;
- на домовых вводах;
- в квартирах малоимущих семей в тех домах, где установлены приборы на домовых вводах.
Приемка поставляемых приборов, их установка, организация поверки и гарантийного обслуживания.
Пересмотр нормативов потребления и тарифов, выделение инвестиционной составляющей. Доведение тарифов на водоснабжение и водоотведение до экономически обоснованного уровня. Изменение тарифов на теплоснабжение с учетом реальной платежеспособности населения.
2 этап:
Приобретение и установка узлов учета на домовых вводах (с общим охватом до 50% жилого фонда). Кроме того, за счет бюджетных средств - приборов учета в квартирах малоимущих семей, получающих субсидии на оплату услуг ЖКХ, что будет стимулировать установку приборов в других квартирах за счет жителей. Формирование фонда ресурсосбережения. Привлечение внебюджетных источников финансирования и кредитных ресурсов. Установка приборов учета на головных сооружениях и городских сетях коммунальных организаций. Создание и установка систем телеизмерений и телерегулирования на сетях. Замена изношенных сетей. Использование инвестиционной составляющей и фондов развития коммунальных предприятий.
3 этап:
Завершение установки узлов учета на домовых вводах, а также квартирных приборов с доведением охвата до 70 - 75%. Оптимизация управления сетями, насосными агрегатами. Снижение утечек и потерь до допустимого муниципальным заказом уровня (12 - 15%).
Эффективность реализации мероприятий определяется качеством проведения научно-методических и проектных работ, политическими решениями об изменении тарифов, квалификацией и подготовкой персонала биллинговой службы, качеством приобретаемых приборов учета и т.д.
7. Окупаемость проекта
При расчете возврата инвестиционных ресурсов проекта предполагается:
- сохранение в распоряжение всех участников ресурсосберегающего проекта экономии бюджетных средств, а также снижения себестоимости услуг, полученной в результате реализации мер по энергосбережению на период срока окупаемости проекта. Не менее одной трети этой экономии должно направляться на предприятие энергетического сервиса (биллинговую службу) для пополнения фонда ресурсосбережения, а также погашения кредитов, взятых на эти цели. Поскольку на первом этапе реальной экономии не будет, - в основном будет сокращаться "виртуальная составляющая" доходов, та их часть, которая определена завышенными и реально не оплачиваемыми тарифами для бюджетной сферы и промышленности, запуск системы должен финансироваться из бюджета. Затем инвестиции в ресурсосбережение начнут приносить отдачу. Это возможно только при введении реальных тарифов для всех групп потребителей, ликвидации "перекрестного субсидирования";
- сокращение ставок местных налогов на инвестиции в ресурсосберегающие проекты, утвержденные в качестве приоритетных органом местного самоуправления, и использование для возврата инвестиций части сэкономленных средств;
- использование части дополнительных доходов от дифференцированных тарифов для возврата инвестированных средств.
Часть дополнительного дохода, также как и экономии бюджетных средств должна направляться на предприятие энергетического сервиса (биллинговую службу) на создание системы учета потребления ресурсов и на восполнение фонда ресурсосбережения.
Все затраты по общегородской части проекта (за исключением объектов, находящихся в хозяйственном ведении коммунальных предприятий) финансируются предприятием энергетического сервиса (биллинговой службой) с использованием фонда ресурсосбережения. Последующие этапы проекта финансируются частично за счет средств инвестора с привлечением заемных средств.
Управляющий делами |
В.В. Абаев |
<< Назад |
||
Содержание Постановление главы администрации г. Краснодара от 16 мая 2001 г. N 671 "Об организации контроля и учета потребления... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.