Инструкция департамента по финансам, бюджету и контролю
администрации Краснодарского края и Управления Министерства РФ по налогам
и сборам по Краснодарскому краю от 22 июня 2000 г. NN 04-07, 01-12-32
"О порядке исчисления и уплаты в бюджет единого налога на вмененный
доход для определенных видов деятельности на территории
Краснодарского края"
Письмом Управления МНС РФ по Краснодарскому краю от 5 июля 2001 г. N 02-01-11 настоящая Инструкция признана утратившей силу
Тем же письмом доведена новая Инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Краснодарского края, от 25, 29 июня 2001 г. NN 01-12-28, 04-07
Внимание! В соответствии с подпунктом 12.1 Инструкции, части ее текста, соответствующие изменениям, вступившим в силу в разное время, выделены в оригинале разными шрифтами (курсивом, подчеркиванием, жирным шрифтом). В связи с невозможностью представления в базе СПС "Гарант" текста указанными шрифтами, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В ЦЕЛЯХ ПЕРЕДАЧИ ТЕКСТА ДАННОГО ДОКУМЕНТА приняты следующие цветовые выделения:
этим цветом представлены части текста Инструкции, вступившие в силу с 1 апреля 1999 г.;
этим цветом выделены части текста, вступившие в силу с 1 июля 1999 г. Комментарии составителя базы (выделенные этим же цветом) помечены ремаркой "Сост.";
по изменениям, вступившим в силу с 1 октября 1999 г., в тексте Инструкции даны ссылки на дату их вступления в силу;
этим цветом выделены части текста, вступившие в силу с 1 января 2000 г.;
этим цветом выделены части текста, вступившие в силу с 1 марта 2000 г.;
этому цвету оставлена традиционная функция - выделение заголовков.
При использовании настоящей Инструкции необходимо иметь в виду последующие изменения и дополнения, внесенные в краевой закон "О едином налоге..." законами от 4 июля 2000 г. N 281-КЗ, от 7 августа 2000 г. N 308-КЗ и от 25 августа 2000 г. N 320-КЗ, от 27 февраля 2001 г. N 342-КЗ. - Сост.
Приложение 1. Порядок расчета единого налога
Приложение 2. Форма представления расчета единого налога
Приложение 3. Категории предпринимателей, не использующих в своей
Приложение 4. Категории предпринимателей, не использующих в своей
Приложение 5. Перечень товаров повседневного спроса, на которые рас-
Настоящая Инструкция разработана на основании Федерального закона от 31 июля 1998 года N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 31.03.99 г. N 63-ФЗ, и Закона Краснодарского края от 6 ноября 1998 года N 155-КЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" в редакции Законов Краснодарского края от 28 января 1999 года N 158-КЗ, от 25 февраля 1999 года N 160-КЗ, от 4 июня 1999 года N 185-КЗ, от 29 ноября 1999 года N 215-КЗ, от 31 декабря 1999 года N 222-КЗ, от 8 февраля 2000 года N 233-КЗ и от 10 марта 2000 года N 239-КЗ, определяет размер вмененного дохода и порядок исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Краснодарского края.
Положения настоящей Инструкции не распространяются на иностранные юридические лица (компании, фирмы, любые другие организации), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств.
1. Общие положения
1.1. С момента перехода на уплату единого налога на вмененный доход с хозяйствующих субъектов, признаваемых налогоплательщиками в соответствии с настоящей Инструкцией, не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19 - 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением:
1) государственной пошлины;
2) таможенных пошлин и иных таможенных платежей;
3) лицензионных и регистрационных сборов;
4) налога на владельцев транспортных средств;
5) налога на приобретение транспортных средств;
6) земельного налога;
7) налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
8) подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, указанных в пункте 3 настоящей Инструкции;
9) удержанных сумм подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы из источника в Российской Федерации в случаях, когда законодательными актами Российской Федерации установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.
1.2. Налогоплательщики от деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, не уплачивают налог с продаж, а также плату за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения.
В случае, если предприятие осуществляет одновременно несколько видов деятельности, связанных с природопользованием, в том числе попадающие под обложение единым налогом на вмененный доход, размер платежей за загрязнение окружающей среды исчисляется пропорционально удельному весу выручки от таких видов деятельности. Платежи за загрязнение окружающей среды, не связанные с видами деятельности, облагаемыми единым налогом на вмененный доход, включаются в расчет платежей за загрязнение окружающей среды и подлежат внесению в бюджет и внебюджетные экологические фонды в полном объеме и корректировке по удельному весу выручки не подлежат.
1.3. Подоходный налог, удержания в Пенсионный фонд и другие налоги, уплачиваемые из заработной платы работников организациями и предпринимателями, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход, удерживаются и перечисляются в общеустановленном порядке.
1.4. Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам материальных ресурсов и услуг, приходящиеся на деятельность, по которой уплачивается единый налог на вмененный доход, из бюджета не возмещаются и относятся на издержки обращения или на себестоимость продукции (работ, услуг).
1.5. Организации, полностью или частично перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, налог на имущество уплачивают в следующем порядке:
1.5.1. Если организация, которая является только плательщиком единого налога на вмененный доход, в отдельных месяцах отчетного периода не осуществляла указанной деятельности и не уплачивала единого налога, то расчет среднегодовой стоимости имущества и исчисление налога на имущество производится в общеустановленном порядке, а уплате в бюджет подлежит сумма налога, рассчитанная исходя из времени, в котором организация не осуществляла деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход.
О порядке обложения организаций, переведенных на уплату единого налога, налогом на прибыль от иных видов предпринимательской деятельности см. также письмо Управления МНС по Краснодарскому краю от 2 сентября 1999 г. N 02-01-11541/5524. - Сост.
Пример:
В отчетном периоде (9 месяцев) организация занималась деятельностью, облагаемой единым налогом на вмененный доход, и уплатила его за январь, февраль и сентябрь. В других месяцах предприятие указанную деятельность не осуществляло.
Сумма налога на имущество за отчетный период, исчисленная в общеустановленном порядке, составила 2400 рублей.
В данном случае сумма налога на имущество, подлежащая уплате в бюджет за 9 месяцев, составит 2400 х 6/9 = 1600 рублей.
1.5.2. Для организаций, одновременно занимающихся видами деятельности, облагаемыми единым налогом на вмененный доход, и иными видами деятельности, расчет налога на имущество производится в общеустановленном порядке. Доля налога на имущество, подлежащая уплате в бюджет, определяется пропорционально удельному весу выручки, полученной от деятельности, не облагаемой единым налогом, в общем объеме выручки организации.
Пример:
По итогам работы за 9 месяцев организацией получено выручки в сумме 120000 рублей, в том числе 30000 рублей от деятельности, не облагаемой единым налогом на вмененный доход. Сумма налога на имущество за отчетный период, исчисленная в общеустановленном порядке, составила 1200 рублей.
Определяем удельный вес выручки, полученной от деятельности, не облагаемой единым налогом, в общем объеме выручки организации:
30000 : 120000 = 0,25.
В данном случае сумма налога на имущество, подлежащая уплате в бюджет за 9 месяцев, составит: 1200 х 0,25 = 300 рублей.
1.5.3. Для организаций, одновременно занимающихся видами деятельности, облагаемыми и не облагаемыми единым налогом на вмененный доход, которые в отдельных месяцах отчетного периода не осуществляли деятельность, облагаемую единым налогом, и не уплачивали его, расчет налога на имущество производится в общеустановленном порядке. При этом доля налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется путем суммирования: доли налога на имущество, исчисленной пропорционально времени, в котором организация не осуществляла деятельность, облагаемую единым налогом, и доли налога на имущество, определенной пропорционально удельному весу выручки, полученной от деятельности, не облагаемой единым налогом, за месяцы, в которых одновременно осуществлялась деятельность, облагаемая и не облагаемая единым налогом.
Пример:
Организация одновременно занимается видами деятельности, облагаемыми и не облагаемыми единым налогом на вмененный доход. Сумма налога на имущество, исчисленная в общеустановленном порядке, за 9 месяцев составила 3600 рублей. При этом организация занималась деятельностью, облагаемой единым налогом, только три месяца (январь, февраль и сентябрь). Сумма выручки, полученной организацией за эти месяцы, составила 120000 рублей, в том числе от деятельности, не облагаемой единым налогом, 30000 рублей.
1) Рассчитывается доля налога на имущество пропорционально времени, в котором организация не осуществляла деятельность, облагаемую единым налогом:
3600 х 6/9 = 2400 рублей;
2) из общей суммы налога на имущество вычитается доля налога, полученная в пункте 1:
3600 - 2400 = 1200 рублей;
3) определяется удельный вес выручки, полученной от деятельности, не облагаемой единым налогом, за месяцы, в которых организация одновременно осуществляла виды деятельности, облагаемые и не облагаемые единым налогом (январь, февраль и сентябрь):
30000 : 120000 = 0,25;
4) из получившейся в пункте 2 разницы вычисляется доля налога на имущество по удельному весу выручки, полученной от деятельности, не облагаемой единым налогом, за январь, февраль и сентябрь:
1200 х 0,25 = 300 рублей;
4) определяется сумма налога на имущество, подлежащая уплате в бюджет за отчетный период:
2400 + 300 = 2700 рублей.
2. Основные понятия, используемые в настоящей Инструкции
2.1. Для целей настоящей Инструкции используются следующие основные понятия:
вмененный доход - потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода;
базовая доходность - условная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях;
повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога;
топливораздаточный пистолет - условное обозначение физического показателя, включающее совокупность технических приспособлений, с помощью которых осуществляется отпуск горюче-смазочных материалов;
количество раздаточных пистолетов, используемых в хозяйственной деятельности - физический показатель, характеризующий фактическую возможность автозаправочной станции (АЗС) одновременно обслужить максимальное число транспортных средств. Для целей налогообложения количество раздаточных пистолетов, используемых в хозяйственной деятельности, не может быть меньше количества реализуемых видов топлива на данной АЗС;
общая площадь, используемая в хозяйственной деятельности в сфере розничной торговли - площадь торгового зала и складских помещений. В случае осуществления торговой деятельности с иных площадей торгового предприятия единый налог на вмененный доход взимается с них в общеустановленном порядке. Специально оборудованные для розничной торговли транспортные средства, прицепы к ним и другие передвижные устройства, за исключением емкостей, торгующих жидкими продуктами (молоко, квас, пиво и т.д.), для целей исчисления единого налога на вмененный доход приравниваются к стационарным торговым точкам. Для целей налогообложения к оборудованным транспортным средствам следует относить специализированные автомобили, имеющие торговое оборудование (холодильные установки, прилавки и т.п.), прицепы категории "Тонар", а также транспортные средства категории "автолавки" и др. При этом для определения соответствия специализированного назначения транспортных средств следует руководствоваться действующими Правилами розничной торговли по оборудованию торгового места для реализации конкретных видов товаров;
общая площадь, используемая в хозяйственной деятельности в сфере общественного питания - площадь залов для приема посетителей и производственных цехов;
оборудованное рабочее место - место (в том числе и нестационарное), оснащенное специальным оборудованием, необходимым для выполнения определенной работы (услуги). Для целей налогообложения количество оборудованных рабочих мест не может превышать количества специалистов, занятых выполнением работ или оказанием услуг на указанных оборудованных рабочих местах.
Пример:
Организация, оказывающая услуги населению по пошиву и ремонту одежды, имеет 5 оборудованных рабочих мест, из которых 3 по пошиву одежды, 1 по раскрою ткани и 1 по глажению готовых изделий.
- количество специалистов, занятых в производстве, составляет 3 человека. В этом случае количество рабочих мест для целей налогообложения принимается равным 3;
- количество специалистов, занятых в производстве, составляет 7 человек. В этом случае количество рабочих мест для целей налогообложения принимается равным 5;
для розничной торговли, осуществляемой через палатки, рынки, лотки и другие места, не имеющие стационарной торговой площади, рабочее место - обособленное место для торговли товарами в розницу, обслуживаемое одним продавцом;
оборудованное рабочее место для налогоплательщиков, занятых в сфере общественного питания, в местах, не имеющих стационарных площадей и посадочных мест для посетителей (выносная торговля продукцией собственного производства), - обособленная торговая точка, через которую осуществляется торговля продукцией собственного производства, обслуживаемая одним продавцом;
оборудованное рабочее место в сфере оказания услуг физическим лицам по прокату автомобилей и плавсредств - каждое предназначенное для сдачи в прокат автотранспортное средство или плавсредство.
2.2. Для налогоплательщиков не учитываются при исчислении единого налога на вмененный доход площади и иные объекты обложения данным налогом, сданные в аренду. В этом случае плательщиками являются арендаторы, использующие арендованное имущество при осуществлении деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
3. Плательщики налога
3.1. Плательщиками единого налога (далее - налогоплательщики) являются юридические лица (далее - организации) и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - предприниматели), осуществляющие предпринимательскую деятельность в следующих сферах:
3.1.1. Оказание предпринимателями ремонтно-строительных услуг (строительство завершенных зданий, сооружений и их частей, монтаж и отделка зданий, подготовка строительного участка и иные услуги по ремонту и строительству зданий и сооружений или их частей, благоустройство территорий);
3.1.2. Оказание бытовых услуг физическим лицам (ремонт и пошив обуви, изделий из кожи, меха, изготовление и ремонт одежды и головных уборов, ремонт ювелирных изделий, ремонт мелкой бытовой техники и других предметов личного пользования (очки, бритвы), граверные работы, ремонт сложной бытовой техники, часов, фотоработы, изготовление и ремонт металлических изделий, ремонт веломототранспорта, ремонт и сервисное обслуживание автотранспорта, в том числе кузовные работы, ремонт телерадиоаппаратуры и электронной техники, ремонт и изготовление столярных изделий, ремонт оргтехники и компьютеров, прокат автомобилей и плавсредств, видео- и киносъемка).
В случае, если данные услуги оказываются юридическим лицам и (или) физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, для их профессиональной деятельности, они облагаются налогами в общеустановленном порядке;
3.1.3. Оказание физическим лицам парикмахерских услуг, в том числе деятельность парикмахерских салонов, косметических услуг, в том числе в косметических салонах;
3.1.4. Оказание предпринимателями стоматологических услуг, в том числе зубопротезных, ветеринарных и зооуслуг;
3.1.5. Оказание предпринимателями услуг по краткосрочному проживанию. Плательщиками единого налога по данному виду деятельности являются физические лица, предоставляющие комплекс гостиничных услуг в специализированных помещениях, а также комнаты и койко-места в квартирах (домах), как отдельным гражданам, так и юридическим лицам для проживания своих работников. При предоставлении квартир (домов) физическим показателем является количество комнат независимо от их размера и количества проживающих, а также наличие или отсутствие подсобных и вспомогательных помещений, если они не оборудованы и не используются для проживания (данный подпункт вступает в силу с 1 октября 1999 года);
3.1.6. Оказание предпринимателями консультаций, а также бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание и иная деятельность в области образования;
3.1.7. Общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного питания с численностью работающих до 50 человек), кроме столовых, находящихся на балансе организаций и обслуживающих исключительно работников данных организаций, а также столовых, обслуживающих учебные заведения (школьников, студентов), детские дошкольные учреждения, больницы и иные учреждения социальной сферы. В случае, если указанные столовые оказывают платные услуги на сторону, они обязаны уплачивать единый налог на вмененный доход в общеустановленном порядке.
Налогоплательщики, занятые в сфере общественного питания, реализующие продукцию собственного производства в местах, не имеющих стационарных площадей и посадочных мест для посетителей, а также использующие дополнительную площадь вне стационарных условий для обслуживания посетителей, являются плательщиками единого налога от указанной деятельности. При этом свидетельство на осуществление данной деятельности выдается отдельно на каждое оборудованное рабочее место и отдельно на заявленное количество посадочных мест.
Если указанные налогоплательщики одновременно с продукцией собственного производства реализуют через нестационарную торговую сеть покупные товары, показатели базовой доходности (C) и корректирующего коэффициента подвидов деятельности (D) для расчета единого налога на вмененный доход для данной торговой точки принимаются как для розничной торговли, осуществляемой через палатки, рынки, лотки и другие места, не имеющие стационарной торговой площади.
Налогоплательщики, занятые в сфере общественного питания, не соответствующие требованиям, установленным ГОСТом Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий", облагаются единым налогом на вмененный доход по пункту 6.1.2 таблицы 1 приложения 1 к настоящей Инструкции.
Для подтверждения соответствия указанному ГОСТу налогоплательщики представляют в налоговую инспекцию вместе с расчетом единого налога на вмененный доход копию сертификата соответствия установленным требованиям;
3.1.8. Розничная и комиссионная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
Налогоплательщики, осуществляющие одновременно розничную и оптовую торговлю со складов, с баз, в магазинах и других местах, обязаны обеспечить раздельное ведение учета оптового и розничного товарооборота, в части розничной торговли уплачивают единый налог, а по оптовой торговле рассчитываются по налогам в порядке, установленном ранее.
Если налогоплательщик обеспечит конструктивное разделение площадей, используемых для оптовой и розничной торговли, единый налог на вмененный доход уплачивается только с площадей, используемых для розничной торговли. В противном случае единый налог на вмененный доход уплачивается со всей площади, используемой в хозяйственной деятельности.
В случае, если отдельные склады используются исключительно для хранения товаров и с них производится одновременно отпуск товаров как оптовым покупателям, так и в розничную торговую сеть, то для целей налогообложения необходимо разделение площадей складских помещений пропорционально объему выручки, полученной от оптового и розничного товарооборота. Уплата единого налога с указанных площадей складских помещений, приходящихся на розничный товарооборот, производится налогоплательщиком по дополнительному расчету в течение месяца со дня окончания налогового периода (квартала).
Для целей исчисления единого налога на вмененный доход под оптовой торговлей понимается реализация на сторону товаров (за исключением реализации ГСМ через АЗС), которые приобретены на стороне для перепродажи юридическим лицам и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, для профессионального использования, дальнейшей переработки или продажи, кроме продажи населению, которая относится к розничной торговле.
Обязательным признаком операции, относимой к оптовой торговле, является:
для организаций - наличие соответствующих оправдательных документов (приходный кассовый ордер, накладная на отпуск товаров, счет-фактура и др.), которые служат первичными учетными документами в порядке, установленном Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. N 34н, на основании которых ведется бухгалтерский учет;
для предпринимателей - наличие договоров на реализацию товаров юридическим и физическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, с соответствующей записью в тетради доходов и расходов.
Если у налогоплательщиков, отпускающих за безналичный расчет товары учреждениям социальной сферы (школы, детские сады, больницы, поликлиники и так далее), объем выручки от указанной деятельности в налоговом периоде не превышает 5 процентов общего объема выручки, полученной от розничной торговли, указанный оптовый оборот облагается единым налогом в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.
Перечень товаров повседневного спроса, при реализации которых применяется понижающий коэффициент подвидов деятельности D = 0,8, приведен в приложении 5 к настоящей Инструкции;
3.1.9. Розничная торговля горюче-смазочными материалами через АЗС, кроме автозаправочных станций, осуществляющих отпуск газа. Плательщиками налога являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговлю собственными, покупными и взятыми на основании договора комиссии, поручения или агентского договора горюче-смазочными материалами через собственные или арендованные автозаправочные станции.
Единым налогом на вмененный доход для данного вида деятельности облагается реализация горюче-смазочных материалов через АЗС за наличный расчет и заправка транспортных средств за безналичный расчет, а также с использованием кредитных карточек и других средств платежа.
Не переводятся на уплату единого налога на вмененный доход АЗС, осуществляющие заправку исключительно собственных автотранспортных средств, а также транспортных средств юридических лиц по безналичной форме оплаты, в том числе и с использованием кредитных карточек и других средств платежа. В случае реализации через указанные АЗС горюче-смазочных материалов за наличный расчет они переводятся на уплату единого налога в установленном порядке.
Не переводятся на уплату единого налога стационарные и передвижные (нестационарные) АЗС, осуществляющие реализацию керосина для населения.
Дополнительные услуги, оказываемые на АЗС (сервисное обслуживание водителей и (или) автотранспортных средств, посты технического обслуживания, мойка автомобилей, розничная торговля сопутствующими и другими товарами, кафе и т.д.), облагаются налогами отдельно от деятельности по продаже горюче-смазочных материалов через АЗС в порядке, установленном действующим налоговым законодательством;
3.1.10. Оказание автотранспортных услуг предпринимателями и организациями с численностью работающих до ста человек, за исключением оказания на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси.
Плательщиками единого налога по данному виду деятельности являются организации и предприниматели - физические лица, оказывающие услуги по перевозке грузов и пассажиров на постоянной основе, при условии, что выручка за предыдущий отчетный период (I квартал, полугодие, 9-ть месяцев, год) от оказания транспортных услуг должна составлять не менее 30 процентов от общей суммы выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг).
Не являются плательщиками единого налога на вмененный доход организации и предприниматели, осуществляющие воздушные, морские и железнодорожные перевозки;
3.1.11. Оказание на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси;
3.1.12. Оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей;
3.1.13. Деятельность по приемке, скупке, хранению, переработке и отгрузке металлолома.
Для данной категории налогоплательщиков площадь, используемая для приема и хранения металлолома, определяется комиссиями, создаваемыми в соответствии с распоряжением главы администрации Краснодарского края от 20.07.99 г. N 1080-р "О создании комиссий для определения площадей, используемых для сбора и хранения металлолома".
В г. Краснодаре соответствующая комиссия образована распоряжением главы городского самоуправления от 10 августа 1999 г. N 519-р. - Сост.
3.2. Плательщиком единого налога на вмененный доход по деятельности, облагаемой данным налогом, осуществляемой в рамках договора простого товарищества (совместной деятельности), является участник указанного товарищества, ведущий общие дела.
3.3. Торговля, общественное питание, оказание бытовых услуг в закрытых гарнизонах и войсковых частях, без свободного доступа посторонних, не переводятся на уплату единого налога на вмененный доход. (В части оказании бытовых услуг данный абзац действует с 1 октября 1999 года).
Законом Краснодарского края от 4 июля 2000 г. N 281-КЗ соответствующая части первой пункта 3.3 настоящей Инструкции часть вторая статьи 3 краевого закона "О едином налоге..." признана утратившей силу. Тем же законом определено, что предприятия единой системы военной торговли Министерства обороны Российской Федерации, расположенные на территории Краснодарского края, обеспечивающие торгово-бытовое обслуживание Северо-Кавказского военного округа, освобождаются от уплаты единого налога в части, зачисляемой в краевой бюджет. - Сост.
Организации, принимающие участие в выездной (нестационарной) торговле на ярмарках, проводимых по решениям органов местного самоуправления, не уплачивают единый налог на вмененный доход с указанного места нестационарной торговли.
Предприятия системы "Кубаньлестоппрома" в части осуществления основной деятельности, специализированные магазины, торгующие оружием, а также организации и предприниматели в части осуществления деятельности по реализации ювелирных изделий, лекарственных средств (препаратов) и аптечных товаров не переводятся на уплату единого налога. К предприятиям системы "Кубаньлестоппрома" относятся государственные предприятия по обеспечению топливом населения, учреждения и организации, входящие в структуру открытого акционерного общества "Кубаньлестоппром". Хозяйствующие субъекты, специализирующиеся на индивидуальном приготовлении и ремонте очковой оптики медицинского назначения (код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 - 8519430), и ветеринарные аптеки не переводятся на уплату единого налога от указанной деятельности. При определении перечня аптечных товаров следует руководствоваться приказом Министерства здравоохранения РФ от 2.12.97 г. N 349 "О перечне товаров, реализуемых через фармацевтические (аптечные) организации". (Положения данного абзаца, в части розничной торговли лекарственными средствами (препаратами) и аптечными товарами, действуют с 1 октября 1999 года).
3.4. Розничная торговля, осуществляемая филиалами управления Федеральной почтовой связи по Краснодарскому краю, почтовыми марками, в том числе коллекционными, сувенирными открытками, конвертами, посылочными ящиками, льняными мешками, полиэтиленовыми пакетами, бумагой писчей и оберточной, а также газетами и журналами, не является плательщиком данного налога. В случае реализации иных товаров филиалы управления Федеральной почтовой связи по Краснодарскому краю уплачивают единый налог в порядке, установленном настоящей Инструкцией. Для филиалов управления Федеральной почтовой связи по Краснодарскому краю, уплачивающих единый налог, под общей площадью, используемой в хозяйственной деятельности, принимается площадь, используемая для розничной торговли товарами, кроме товаров, перечисленных в настоящем абзаце. Розничная торговля, осуществляемая филиалами управления Федеральной почтовой связи по Краснодарскому краю в населенных пунктах (кроме городов и районных центров), не является плательщиком данного налога.
Для открытого акционерного общества "Роспечать", уплачивающего единый налог, под общей площадью, используемой в хозяйственной деятельности, принимается площадь газетно-журнальных киосков, используемая для розничной торговли, и площадь складских помещений, за исключением площади, используемой для сортировки газетно-журнальной продукции.
3.5. Среднесписочная численность работающих в организациях торговли и общественного питания определяется по каждому месту осуществления предпринимательской деятельности отдельно, а не в целом по юридическому лицу.
3.6. Для организаций, занятых в сфере розничной торговли, общественного питания и оказания транспортных услуг, среднесписочная численность определяется в соответствии с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 7 декабря 1998 года N 121. При этом не учитываются при расчете среднесписочной численности совместители и работающие по договорам подряда. Среднесписочная численность рассчитывается за квартал, предшествующий очередному налоговому периоду.
В случае, если указанные организации имеют несколько мест осуществления предпринимательской деятельности, численность управленческого персонала распределяется пропорционально выручке, полученной по каждому обособленному объекту хозяйственной деятельности.
3.7. При наличии у предпринимателя или организации нескольких торговых точек или иных мест осуществления деятельности на основе свидетельства расчет сумм единого налога представляется по каждому из таких мест.
3.8. Не являются плательщиками единого налога на вмененный доход организации и предприниматели при реализации собственной произведенной продукции.
Если указанные налогоплательщики одновременно реализуют в розницу собственную произведенную продукцию и покупные товары, они должны обеспечить раздельный учет по указанной деятельности и уплачивать единый налог на вмененный доход как осуществляющие розничную торговлю покупными товарами. При этом единый налог уплачивается со всей площади складских помещений и торговых залов, независимо от того, какой удельный вес в общем объеме товарооборота занимают покупные товары. Если налогоплательщик обеспечит конструктивное разделение площадей, используемых для розничной торговли покупными товарами и собственной произведенной продукцией, единый налог на вмененный доход уплачивается только с площадей, используемых для розничной торговли покупными товарами.
3.9. Общественным организациям инвалидов, их региональным и территориальным организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, а также предприятиям и учреждениям, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов, предоставляется право добровольного перехода на уплату единого налога или сохранения существующего порядка уплаты налогов.
3.10. Осуществление на территории Краснодарского края предпринимательской деятельности в сферах, попадающих под действие настоящей Инструкции, без уплаты единого налога и получения свидетельства о его уплате в налоговых органах края не допускается.
3.11. Организации, осуществляющие деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход, по операциям, связанным с реализацией основных фондов, рассчитываются по налогам в общеустановленном порядке в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Прочая реализация и внереализационные операции, связанные с иной деятельностью, не облагаемой единым налогом на вмененный доход, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Внереализационные доходы (расходы), по которым невозможно обеспечить раздельный учет, относятся к тому виду деятельности, который является основным. При этом, основной вид деятельности определяется по наибольшему удельному весу выручки, полученной от видов деятельности, облагаемых и не облагаемых единым налогом на вмененный доход.
4. Ставки и порядок расчета единого налога
4.1. Ставка единого налога устанавливается в размере 20 процентов вмененного дохода.
4.2. Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности согласно приложению 1.
5. Объект налогообложения единым налогом, порядок ведения
бухгалтерского учета и представление отчетности
5.1. Объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной полный календарный месяц.
Налоговый период по единому налогу устанавливается в один квартал.
5.2. Налогоплательщики обязаны вести учет своих доходов и расходов, а также соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций.
Переход на уплату единого налога не освобождает налогоплательщиков от обязанностей, установленных действующими нормативными актами Российской Федерации, по представлению в налоговые органы и иные государственные органы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности.
5.3. В случае внесения изменений в перечень сфер деятельности, установленный пунктом 3 настоящей Инструкции, а также внесения количественных или качественных изменений в формулы расчета единого налога, единый налог должен быть пересчитан начиная со дня вступления в силу соответствующего федерального закона и (или) нормативного правового акта Законодательного Собрания Краснодарского края.
При уменьшении в течение налогового периода физических показателей, характеризующих вид деятельности (коэффициент N) в соответствии с настоящей Инструкцией, налогоплательщик обязан до наступления момента указанных изменений представить в налоговую инспекцию уточненный расчет единого налога и документы, подтверждающие факт изменения физического показателя. В этом случае перерасчет единого налога на вмененный доход за месяц, в котором произошли указанные изменения, не производится, а оплата налога по уточненному расчету производится начиная со следующего месяца.
При прекращении вида (видов) деятельности, облагаемого единым налогом в соответствии с настоящей Инструкцией, налогоплательщик письменно уведомляет налоговую инспекцию о своем решении до начала месяца, в котором не будет осуществляться данный вид (виды) деятельности. Уплата единого налога за месяцы, оставшиеся до конца налогового периода, в которых деятельность, облагаемая единым налогом, не осуществлялась, не производится.
В случае, когда налогоплательщик начинает свою деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход, не с начала налогового периода, единый налог уплачивается начиная с месяца, в котором была начата указанная деятельность.
За период, в котором единый налог на вмененный доход не уплачивался, налогоплательщики облагаются налогами в общеустановленном порядке в соответствии с действующим налоговым законодательством.
При увеличении подлежащей уплате в данном налоговом периоде суммы единого налога налогоплательщик до момента указанного изменения доплачивает сумму налога с начала месяца, в котором произошло это увеличение, и получает новое свидетельство. При этом ранее выданное свидетельство подлежит возврату в налоговую инспекцию.
5.4. При осуществлении нескольких видов деятельности на основе свидетельства учет доходов и расходов ведется раздельно по каждому виду деятельности.
В случае осуществления одновременно видов деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход, и видов деятельности, не облагаемых единым налогом на вмененный доход, учет доходов и расходов ведется раздельно по каждому из них.
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально размеру выручки от каждого вида деятельности. При этом размер выручки по видам деятельности, не облагаемых единым налогом на вмененный доход, исчисляется без налога на добавленную стоимость, налога с продаж, акцизов и налога на реализацию ГСМ.
5.5. Расчет единого налога на вмененный доход представляется налогоплательщиками на каждый налоговый период (квартал) не позднее 1-го числа месяца, предшествующего очередному налоговому периоду.
Налогоплательщики, уплатившие единый налог за 6, 9 и 12 месяцев, освобождаются от представления в налоговую инспекцию расчета по единому налогу соответственно за второй, третий и четвертый кварталы года в части вида деятельности, за который произведена уплата единого налога, за исключением случаев внесения самостоятельно или в законодательном порядке изменений в составляющие формулы расчета единого налога.
Для налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность в сфере розничной торговли горюче-смазочными материалами через АЗС, расчет единого налога на вмененный доход производится отдельно на каждый раздаточный пистолет, используемый в хозяйственной деятельности.
5.6. Налогоплательщики, состоящие на налоговом учете не на территории Краснодарского края и осуществляющие свою деятельность на территории Краснодарского края, подлежат постановке на учет в налоговых органах края по месту осуществления предпринимательской деятельности, и уплату единого налога на вмененный доход производят в соответствии с настоящей Инструкцией.
Организации, имеющие филиалы, представительства и другие аналогичные структурные подразделения и являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту нахождения указанных структурных подразделений и уплачивать единый налог по месту их нахождения.
Организации, в состав которых входят обособленные структурные подразделения и другие места осуществления хозяйственной деятельности, не поименованные в учредительных документах, расположенные за пределами района (города) нахождения головной организации, представляют расчеты по единому налогу и производят его уплату в налоговые органы по месту нахождения филиалов и представительств. Налоговые органы выдают свидетельства об уплате единого налога по каждому филиалу (подразделению), находящемуся на обслуживаемой ими территории района (города).
В налоговую инспекцию по месту нахождения головной организации представляется сводный расчет по единому налогу с указанием месторасположения всех структурных подразделений, входящих в его состав.
Предприниматели, состоящие на налоговом учете не на территории Краснодарского края и осуществляющие свою деятельность на территории Краснодарского края, подлежат постановке на учет в налоговых органах края, и уплату единого налога на вмененный доход производят в соответствии с Законом Краснодарского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и настоящей Инструкцией.
5.7. Начисление единого налога на вмененный доход производится по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты с бюджетом по единому налогу на вмененный доход", и дебету счета 81 "Использование прибыли". Перечисление налога производится с дебета счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты с бюджетом по единому налогу на вмененный доход", и кредиту счетов учета денежных средств.
6. Порядок исчисления и сроки уплаты единого налога
6.1. Порядок исчисления единого налога определяется на основе формул расчета для определенных настоящей Инструкцией видов деятельности, приведенных (формул - Сост.) в приложении 1.
Налоговые органы проверяют в представленных налогоплательщиками расчетах по форме, приведенной в приложении 2, данные и производят расчет суммы единого налога на очередной налоговый период по налогоплательщику в целом и по каждому месту осуществления деятельности.
По заявлению предпринимателя в возрасте 65 лет и более или предпринимателя, являющегося инвалидом 1, 2, 3 групп, не использующего в своей деятельности найм рабочей силы, при выдаче свидетельства об уплате единого налога соответствующий налоговый орган указывает в нем конкретные часы осуществления вида деятельности данным предпринимателем для дальнейшего применения корректирующего коэффициента K в зависимости от количества дней занятия деятельностью. При нарушении указанного в свидетельстве времени работы уплата единого налога производится в общеустановленном порядке.
6.2. Уплата единого налога производится ежемесячно путем осуществления авансового платежа в размере 100 процентов суммы единого налога за календарный месяц не позднее 30 числа предшествующего месяца.
Налогоплательщик может произвести уплату единого налога путем авансового перечисления суммы единого налога за 3, 6, 9 или 12 месяцев. В этом случае сумма единого налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, уменьшается соответственно на 2, 5, 8 и 11 процентов.
7. Льготы по уплате единого налога
7.1. При исчислении единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности для предпринимателей сумма единого налога на вмененный доход на очередной налоговый период уменьшается на:
4 минимальных размера месячной оплаты труда, установленного федеральным законом, для категорий предпринимателей согласно приложению 3;
2 минимальных размера месячной оплаты труда, установленного федеральным законом, для категории предпринимателей согласно приложению 4.
При наличии в соответствии с настоящей Инструкцией права на уменьшение суммы единого налога одновременно по нескольким основаниям, предусмотренным приложениями 3 и 4, вычет из суммы единого налога производятся предпринимателями по основанию, предусматривающему более льготный размер уменьшения единого налога на вмененный доход.
Индивидуальные предприниматели, являющиеся инвалидами 1, 2, 3 групп и получающие пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации, не использующие в своей деятельности найм рабочей силы, освобождаются от уплаты единого налога в части, зачисляемой в государственные внебюджетные фонды.
7.2. Органам местного самоуправления предоставляется право уменьшать для отдельных категорий налогоплательщиков сумму единого налога на вмененный доход в части сумм, зачисляемых в бюджеты муниципальных образований.
7.3. Предприниматели, оказывающие услуги по краткосрочному проживанию военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по договорам найма жилых помещений, площадь которых не превышает социальные нормы, установленные для включения в очередь по улучшению жилищных условий в городе или сельском населенном пункте края, полностью освобождаются от уплаты единого налога.
8. Порядок ведения лицевых счетов
8.1. Лицевые счета по единому налогу на вмененный доход ведутся в общеустановленном порядке по консолидированному бюджету.
Лицевые счета налогоплательщикам открываются по мере представления расчетов налога.
Начисление налога производится в момент выдачи свидетельства на основании представленного расчета суммы единого налога на очередной налоговый период (квартал) по трем срокам уплаты - 30-го числа предшествующего кварталу месяца, первого и второго месяца квартала.
При уплате налогоплательщиком единого налога за 3, 6, 9 или 12 месяцев начисление налога по лицевым счетам производится единовременно, соответственно за 3, 6, 9 и 12 месяцев.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки платежа, начиная со следующего дня за установленным сроком уплаты налога. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в соответствующие периоды ставки рефинансирования ЦБ РФ.
8.2. Лицевые счета налогоплательщиков-предпринимателей по единому налогу на вмененный доход ведутся в общеустановленном порядке по консолидированному бюджету.
Лицевые счета открываются на основании расчетов единого налога на вмененный доход. Записи о поступлении платежей в карточках лицевых счетов проводятся на основании платежных документов.
Начисление налога производится в момент выдачи свидетельства за указанный период, но не позднее установленного срока уплаты единого налога на вмененный доход.
9. Порядок зачисления сумм единого налога
9.1. Суммы единого налога уплачиваются организациями одним платежным документом на балансовый счет 40101 "Налоги и сборы, распределяемые органами федерального казначейства" с последующей регулировкой органами федерального казначейства в:
- федеральный бюджет - 21%;
- краевой бюджет - 25%;
- бюджеты муниципальных образований - 25%;
- федеральный дорожный фонд РФ - 4%;
- государственные внебюджетные фонды - 25%,
из них:
- Пенсионный фонд РФ - 18,35%;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,125%;
- территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 2,15%;
- Фонд социального страхования РФ - 3,425%;
- Государственный фонд занятости населения РФ - 0,95%.
Организации представляют в Пенсионный фонд РФ сведения в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
9.2. Суммы единого налога, уплачиваемые предпринимателями, зачисляются одним платежным поручением на балансовый счет 40101 "Налоги и сборы, распределяемые органами федерального казначейства" с последующей регулировкой органами федерального казначейства в:
- краевой бюджет - 25%;
- бюджеты муниципальных образований - 50%;
- государственные внебюджетные фонды - 25%,
из них:
- Пенсионный фонд РФ - 22,725%;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,125%;
- территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 2,15%.
9.3. Организации, в состав которых входят обособленные подразделения и другие места осуществления хозяйственной деятельности, расположенные за пределами района (города) нахождения головной организации, представляют расчеты по единому налогу и производят его уплату в полном объеме по месту нахождения филиалов и представительств.
10. Порядок выдачи свидетельства
10.1. Свидетельство об уплате единого налога является документом, подтверждающим уплату налогоплательщиком единого налога.
Форма свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности утверждена постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1998 г. N 1028. - Сост.
На каждый вид деятельности выдается отдельное свидетельство. Налогоплательщикам, имеющим два и более отдельно расположенных места осуществления деятельности на основе свидетельства (палатки, ларьки, кафе и другие), свидетельство выдается на каждое из таких мест.
Для налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере транспортного обслуживания, свидетельство выдается на каждый автомобиль на основании представляемых налогоплательщиком расчетов на уплату единого налога на вмененный доход. В случае использования одного транспортного средства двумя и более предпринимателями в сфере оказания транспортных услуг для расчета единого налога на вмененный доход применяется понижающий коэффициент 0,5.
Для налогоплательщиков, занимающихся предпринимательской деятельностью в сфере розничной торговли, не имеющих стационарной торговой площади и постоянного места дислокации, свидетельство выдается на каждую торговую точку по месту регистрации налогоплательщика.
Для налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность в сфере розничной торговли горюче-смазочными материалами через АЗС, свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход выдается на АЗС в целом, с указанием количества раздаточных пистолетов, используемых в хозяйственной деятельности, по маркам реализуемого топлива.
Свидетельство выдается налогоплательщику не позднее трех дней со дня уплаты единого налога.
При выдаче свидетельства заполняется также второй экземпляр, который хранится в налоговом органе. Использование при осуществлении предпринимательской деятельности любых копий свидетельств (в том числе и нотариально удостоверенных) не допускается.
10.2. Свидетельство продляется на период, за который налогоплательщик произвел уплату единого налога, но не более одного календарного года. В случае неуплаты единого налога свидетельство не выдается.
10.3. При утрате свидетельства оно возобновлению не подлежит. В этом случае на оставшийся налоговый период налогоплательщику выдается новое свидетельство с отметкой "взамен ранее утерянного". Плата за новое свидетельство составляет 20 процентов суммы единого налога на оставшийся налоговый период.
При повторной утрате свидетельства на оставшийся налоговый период оно приобретается за 100 процентов суммы единого налога на оставшийся налоговый период.
10.4. Взимание отдельной платы при первичной выдаче свидетельства не допускается.
11. Ответственность за нарушение настоящей Инструкции
Ответственность за нарушение настоящей Инструкции определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
12. Заключительные положения
12.1. Настоящая Инструкция вступает в силу с 1 апреля 1999 года. Изменения N 2, выделенные курсивом, вступают в силу с 1 июля 1999 года. По изменениям N 3, вступающим в силу с 1 октября 1999 года, в тексте Инструкции даны ссылки на дату их вступления в силу. Изменения N 4, выделенные подчеркиванием, вступают в силу с 1 января 2000 года. Изменения, внесенные Законом Краснодарского края от 10.03.2000 г. N 239-КЗ, вступившие в силу с 1 марта 2000 года, в тексте выделены жирным шрифтом.
12.2. В отношении налогоплательщиков Краснодарского края со дня вступления в силу Закона Краснодарского края от 6 ноября 1998 года N 155-КЗ:
не применяется абзац второй части первой статьи 9 Федерального закона от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации";
Текст упомянутого абзаца: "В случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.". - Сост.
Определением Конституционного Суда РФ от 1 июля 1999 г. N 111-О установлено, что положение Федерального закона "О едином налоге..." и соответствующие положения законов субъектов Федерации о неприменимости абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход, противоречат Конституции РФ
См. письмо Управления МНС РФ по Краснодарскому краю от 10 августа 2000 г. N 08-13-441 по этому вопросу
Закон Краснодарского края от 27 марта 1997 года N 74-КЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства Краснодарского края" применяется в части, не противоречащей вышеуказанному Закону и настоящей Инструкции.
12.3. В целях единообразного применения Закона Краснодарского края от 6 ноября 1998 года N 155-КЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", с учетом изменений и дополнений, администрации Краснодарского края и Управлению Министерства РФ по налогам и сборам по Краснодарскому краю издавать инструкции и методические рекомендации по применению данного закона.
Генеральный директор департамента
по финансам, бюджету и контролю
администрации Краснодарского края |
В.А. Ярошенко |
Руководитель Управления МНС РФ по
Краснодарскому краю |
И.А. Перонко |
Согласовано:
Председатель комитета по финансам, бюджету,
банкам, налогам, инвестиционной деятельности
и внешнеэкономическим связям Законодательного
Собрания Краснодарского края |
А.А. Ремезков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструкция департамента по финансам, бюджету и контролю администрации Краснодарского края и Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Краснодарскому краю от 22 июня 2000 г. NN 04-07, 01-12-32 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Краснодарского края"
Инструкция вступила в силу с 1 апреля 1999 г.
Текст Инструкции официально опубликован не был.
Письмом Управления МНС РФ по Краснодарскому краю от 5 июля 2001 г. N 02-01-11 настоящая Инструкция объявлена утратившей силу.