Структура фармацевтического рынка края постоянно меняется. В настоящее время 997 предприятий получили право на осуществление фармацевтической деятельности и оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. Ежегодное увеличение их количества происходит в основном за счет создания предприятий частной формы собственности.
В крае насчитывается только 146 предприятий муниципальной формы собственности, осуществляющих розничную торговлю медицинской продукцией и отпуск ее в лечебно-профилактические учреждения края. Негосударственной формы собственности - 851 предприятие, из них: 186 предприятий оптового звена (до 1991 г. их было 3), 118 предприятий осуществляют оптово-розничную торговлю и 548 - розничную торговлю. Общее число розничных точек, осуществляющих торговлю медицинскими товарами на территории края (включая аптечные пункты и киоски), составляет 2600.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" и от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" были приняты соответствующие постановления главы администрации края, в которых с учетом социальной значимости лекарственных средств для населения и в целях недопущения роста цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства были установлены предельные уровни торговых и оптовых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, и до августа 2000 года в крае действовали 3 уровня торговых наценок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения:
- 30% - при отпуске лекарственных средств и изделий медицинского назначения лечебно-профилактическим учреждениям, а также населению по льготным (бесплатным) рецептам врачей (постановление главы администрации края N 67 от 03.03.97);
- 40% - при реализации важнейших и жизненно необходимых лекарственных средств (постановления главы администрации края от 21.03.96 N 104 и от 11.08.98 N 456);
- 50% - при реализации всех остальных медикаментов и изделий медицинского назначения.
При этом торговые надбавки применялись к ценам заводов-изготовителей (контрактодержателей) и включали в себя оптовые надбавки.
Снабженческо-сбытовая (оптовая) надбавка посредников была ограничена 15% при реализации важнейших и жизненно необходимых лекарственных средств, а также при отпуске медикаментов и изделий медицинского назначения лечебным учреждениям.
Отпускные цены заводов-изготовителей с марта 1995 года до 1999 года государством не регулировались и формировались производителем самостоятельно.
29 марта 1999 года принято постановление Правительства РФ N 347 "О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства", где введена государственная регистрация отпускных цен производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства Министерством здравоохранения РФ по согласованию с Министерством экономики РФ.
Этим же постановлением Правительства РФ определен новый порядок формирования оптовых и розничных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Если раньше размер торговой надбавки определялся к цене завода-изготовителя и поглощал размер оптовой надбавки, то теперь розничные цены формируются путем сложения розничной надбавки и оптовой цены, по которой лекарственное средство оприходовано на складе организации розничной торговли. При этом оптовые и розничные надбавки исчисляются к зарегистрированным ценам.
Для принятия соответствующего постановления в крае органами ценообразования совместно со специалистами аптечного управления был проведен анализ действующих розничных цен на лекарственные средства, цен закупки поставщиков в сравнении с ценами, зарегистрированными в Государственном реестре.
Вопрос о принятии в крае новых уровней оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения неоднократно обсуждался в администрации края и ее структурных подразделениях, в том числе с участием оптовых и розничных предприятий, закупающих и реализующих лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
После неоднократного и всестороннего обсуждения необходимых уровней оптовых и розничных надбавок и с учетом проведенного анализа реальных надбавок на оптовую и розничную реализацию лекарственных средств было принято соответствующее постановление от 03.08.00 N 578 "О регулировании оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения".
Сегодня размер оптовой надбавки к ценам на лекарственные средства ограничен следующим образом:
- на наркотические, психотропные и иммунобиологические препараты - 20%;
- на лекарственные средства, отпущенные лечебно-профилактическим учреждениям - 10%;
- на все остальные лекарственные средства и изделия медицинского назначения - 15%.
Предельный размер розничной надбавки составляет:
- на лекарственные средства, отпущенные лечебно-профилактическим учреждениям и населению по рецептам врачей бесплатно или на льготных условиях, - 20%;
- на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (кроме наркотических, психотропных и иммунобиологических препаратов) - 25%;
- на все остальные лекарственные средства и изделия медицинского назначения - 30%.
Специалистами управления ценовой политики департамента экономики и прогнозирования администрации края и инспекций по контролю за ценами городов и районов края постоянно проводятся проверки фармацевтических предприятий по вопросу правильности применения оптовых и торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
Так, в 1998 году проверено 291 аптечное предприятие края, в 69 предприятиях установлены нарушения государственной дисциплины цен на сумму 114,3 тыс. рублей.
В 1999 году органами ценообразования края проверено 323 аптечных предприятия, в 104 установлены нарушения, в доход бюджета изъято 284,7 тыс. рублей.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 1 марта 2000 года N 133 "Об итогах проверки деятельности аптечных и лечебно-профилактических предприятий края по обеспечению населения лекарственными средствами" было поручено департаменту экономики и прогнозирования администрации края с привлечением специалистов ГУ "Аптечное управление администрации края" провести сплошные проверки аптечных предприятий края по вопросу формирования розничных цен.
Управлением ценовой политики проверены следующие крупные оптовые предприятия, являющиеся филиалами фармацевтических фирм г. Москвы: ЗАО "СИА-Интернейшнл-Краснодар" и ЗАО "Инвакорп-Фарма". В результате проверок, которые проводились на каждом предприятии более месяца, установлены нарушения государственной дисциплины цен.
При реализации отечественных лекарственных средств в расходных накладных ЗАО "СИА-Интернейшнл-Краснодар" указывалась оптовая надбавка в размере 3% к цене завода-изготовителя, при этом фактический размер оптовой надбавки на ряд жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов составлял от 22% до 63%, вместо установленной в крае 15%. Общая сумма завышения оптовых надбавок за проверенный период (февраль 2000 г.) составила 34,6 тыс. рублей.
Краснодарский филиал ЗАО "Инвакорп-Фарма" при отпуске импортных лекарственных препаратов формировал цены на лекарства по курсу доллара на момент реализации, при этом курс доллара превышал установленный Центробанком РФ. В некоторых случаях курс доллара США составлял 29 - 32 руб. и выше, при действующем курсе 28,5 - 28,85 руб., что привело к завышению оптовых цен. Также установлено, что в нарушение постановления Правительства РФ от 29.03.99 г. N 347 закупочные цены на лекарственные средства превышают стоимость, регламентированную Государственным реестром цен. Переполученная с потребителей сумма только за январь - февраль 2000 г. здесь составила 25,6 тыс. рублей.
В ОАО "Тимашевскзооветснаб" при закупке лекарственных препаратов в ФГП "Мосхимфармпрепараты" им. Н.А. Семашко предприятию предоставлялась финансовая скидка в размере 10%, которая должна была идти на удешевление товара. Фактически при дальнейшей реализации лекарственных средств ОАО "Тимашевскзооветснаб" данная скидка была скрыта от потребителей, в результате аптечными предприятиями были сформированы завышенные розничные цены на медпрепараты. Кроме того, был завышен уровень торговой надбавки - 20% вместо 15%. Сумма завышения составила 18,4 тыс. руб.
В соответствии с действующим законодательством, все незаконно полученные суммы изъяты в бюджет с применением штрафных санкций в размере 100%.
В соответствии с вышеуказанным постановлением главы администрации края от 01.03.2000 N 133 большая работа по проверкам фармацевтических предприятий проводилась и специалистами инспекций по ценам городов и районов края. Проверки проводились по правильности применения действовавших до августа 2000 года уровней оптовых и торговых надбавок.
За 9 месяцев 2000 г. в целом по краю было проверено 402 аптечных предприятия. Нарушения государственной дисциплины цен установлены в 81, или каждом пятом предприятии, осуществляющем фармацевтическую деятельность. Общая сумма завышения цен, подлежащая изъятию в бюджет, составляет 515,6 тыс. рублей (в том числе 238 тыс. руб. - штрафные санкции).
В ходе проверок розничных аптечных предприятий края были установлены завышения предельного уровня торговых надбавок на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства от 41 до 53%, на остальные - от 55 до 60% вместо установленных предельных соответственно 40 и 50%, за счет указанных нарушений сумма завышения составила:
ОАО "Медтехника", г. Армавир - 7846,8 руб.;
ООО "Эскулап", г. Геленджик - 760,6 руб.;
ООО "Лекснаб", г. Геленджик - 1568 руб.;
ООО "АРА", г. Краснодар" - 331,5 руб.;
аптека ООО "Квантум" - 524 руб.;
аптека ООО "Бодрость" - 241 руб.;
аптека ООО "Кварта" - 2127 руб.;
аптека ООО "Артсервис" - 843 руб.;
апт. пункт ООО "Атлант", Ейский район - 495,2 руб., и т.д.
При проверке МУП "Оффицина" Тбилисского района были установлены завышения цен, зарегистрированных в реестре, у 31 оптового поставщика. Общая сумма завышения цен на лекарственные средства составила 4118 руб., аналогичная ситуация установлена и при проверке МУП "Аптека-442" Тбилисского района на сумму 1143 руб.
При проверке ООО "Кубанская аптека N 187" Новопокровского района было установлено завышение торговых надбавок на сумму 2283 руб. за счет завышения цен предприятий-изготовителей, зарегистрированных в реестре. Фактический уровень торговых надбавок на жизненно необходимые лекарственные средства составил 42 - 100%, при установленном предельном уровне - 40%.
Аналогичные нарушения установлены в ООО "Камея" г. Тихорецка на сумму 9889 руб., МККП "Фармация", г. Тихорецк, на сумму 3920 руб., МП "Фармация" Усть-Лабинского района на сумму 1000 руб.
Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание проблемам обеспечения населения лекарственными средствами и требует от регионов обеспечения постоянного контроля за ценами на лекарственные средства и снижения цен на них. Во исполнение указаний Правительства РФ от 17 июля 2000 года N 2483п-П12 и в целях обеспечения контроля за формированием цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства было принято распоряжение главы администрации Краснодарского края от 11 августа 2000 г. N 1137-р "Об образовании комиссии по проверке формирования цен на лекарственные средства в оптовых и розничных структурах". Данным распоряжением комиссии было поручено проверить следующие крупные фармацевтические предприятия:
- ОАО "Краснодарская фармацевтическая компания";
- МУП "Фармация" г. Краснодара;
- ЗАО Центр внедрения "Протек";
- ЗАО "ПКЦ "Кетгут";
- ЗАО "Ленмедснаб - Доктор W", ст. Ленинградская.
Специалистами управления ценовой политики совместно со специалистами контрольно-аналитического управления администрации края и ГУ "Аптечное управление Краснодарского края" в настоящее время уже проведены проверки: ОАО "Краснодарская фармацевтическая компания", МУП "Фармация" г. Краснодара, ЗАО "Производственно-коммерческий центр "Кетгут". На каждом предприятии проверка проводилась не менее месяца.
Проверками установлено, что в 1 квартале 2000 года ОАО "КФК" закупало у посредников лекарственные средства по ценам, превышающим зарегистрированные в Государственном реестре цены производителей с учетом предельно допустимой оптовой надбавки. В результате МУП "Фармация" реализовывало населению лекарственные средства по завышенным ценам. Фактическая торговая надбавка составляла от 42% до 233%, вместо установленных 40% и 50%. Общая сумма завышения розничных цен на лекарственные средства составила 117,2 тыс. руб.
Аналогичные нарушения установлены в ЗАО "ПКЦ "Кетгут". Сумма завышения оптовых цен на лекарственные средства составила 29,9 тыс. руб.
В настоящее время вышеуказанной комиссией проводится проверка Московского филиала ЗАО "Центр внедрения "Протек".
Управлением ценовой политики и краевым аптечным управлением была подготовлена информация и направлена администрацией края в адрес Правительства РФ о принимаемых администрацией края мерах по улучшению лекарственного обеспечения населения края, стабилизации роста цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а также действующих в крае уровнях оптовых и розничных надбавок.
Администрацией края было предложено внести в постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 1999 года N 347, предусматривающее возможность исчисления оптовых и розничных надбавок от отпускных цен предприятия-изготовителя (поставщика, закупившего товар за счет собственных валютных средств), в случае, если их размер ниже зарегистрированной цены, что позволило бы не допускать увеличения розничных цен.
Трехсторонняя комиссия постановляет:
1. Принять к сведению информацию департамента экономики и прогнозирования администрации края (Ермольев) о ходе выполнения п. 59 краевого трехстороннего Соглашения по регулированию размеров торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения и контроля за правильностью их применения.
2. Управлению ценовой политики департамента экономики и прогнозирования администрации края (Ерунцов) и ГУ "Аптечное управление Краснодарского края" (Обухова) продолжить контроль за правильностью формирования и применения предприятиями, учреждениями, организациями оптовых и торговых надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований края усилить на подведомственных территориях контроль за правильностью формирования и применения оптовых и торговых надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
4. ГУ "Аптечное управление Краснодарского края" (Обухова) в срок до 30 марта 2001 г. подготовить и внести на рассмотрение в Законодательное Собрание Краснодарского края вопрос об утверждении "Перечня основных требований к аптечным учреждениям, предприятиям, осуществляющим фармацевтическую деятельность на территории Краснодарского края", утвержденного постановлением главы администрации края от 31.07.00 N 565.
5. ГУ "Аптечное управление Краснодарского края" (Обухова) совместно с лицензионной палатой Краснодарского края (Тюкин) в срок до 1 марта 2001 г. провести перерегистрацию предприятий и организаций, осуществляющих оптовую реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения на территории края.
6. Направить в Правительство Российской Федерации предложения:
6.1. Ускорить рассмотрение и внесение дополнений и изменений в федеральные законы, регулирующие фармацевтическую деятельность:
- "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 08.01.98 N 3-ФЗ;
- "О лекарственных средствах" от 22.06.98 N 86-ФЗ;
- "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25.09.98 N 158-ФЗ.
6.2. Внести изменение в постановление Правительства РФ от 29.03.99 N 347 "О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства" в части исчисления оптовых и розничных надбавок от отпускных цен предприятия-изготовителя (поставщика, закупившего товар за счет собственных валютных средств) в случае, если их размер ниже зарегистрированной цены, вместо действующего порядка исчисления надбавок от зарегистрированной цены.
7. Просить администрацию Краснодарского края рассмотреть вопрос увеличения штатной численности управления ценовой политики департамента экономики и прогнозирования администрации края в связи с острой необходимостью усиления контроля за ценообразованием на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
Первый заместитель главы
администрации, председатель
правительства Краснодарского края |
В.А. Мельников |
Председатель краевого совета
профессиональных союзов |
О.М. Чумакова |
Председатель Федерации
общественных объединений
товаропроизводителей Кубани |
Б.И. Коваленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 26 декабря 2000 г. N 5-2 "О ходе выполнения п. 59 краевого трехстороннего Соглашения по регулированию размеров торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения и контролю за правильностью их применения"
Текст постановления официально опубликован не был.