Инспекции МНС России
по городам и районам края
Управление МНС России по Краснодарскому краю в целях осуществления контроля при проведении выездных налоговых проверок учреждений системы санаторно-курортного и туристического комплекса по налогообложению земель рекреационного назначения, водных объектов и имущества, сообщает.
Организации санаторно-курортного и туристического комплекса в соответствии с действующим налоговым законодательством подлежат обложению налогом на имущество, земельным налогом и платой за пользование водными объектами.
Водным кодексом РФ и Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" установлено, что использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется только при наличии лицензии на водопользование, выдаваемой специально уполномоченным государственным органом управления использования и охраны водного фонда (в Краснодарском крае Кубанским бассейновым водным управлением), за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.
При этом, согласно Федеральному закону "О плате за пользование водными объектами", пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств в целях забора воды и сброса сточных вод, использования акватории водных объектов для организованной рекреации и размещения плавательных средств (в том числе водного туризма, спорта, купания и т.д.), коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения всех видов работ признается объектом платы за пользование водными объектами.
В нарушение законодательства, на протяжении всего побережья имеют место случаи самовольного захвата прибрежной полосы (бичевника) юридическими и физическими лицами, у которых при использовании земельных участков и акватории моря отсутствует в установленном земельным законодательством порядке закрепление земельных участков лечебно-оздоровительного и рекреационного назначения, примыкающих к пляжной территории (т.е. отсутствуют правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы), отсутствуют лицензии (договоры) на право пользования водными объектами и, как следствие указанных нарушений, плата за пользование водными объектами земельными участками в бюджет не вносится.
Вместе с тем, безлицензионное пользование водными объектами обязывает плательщиков вносить в бюджет плату по ставкам, увеличенным в пять раз, согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами", а также штрафные санкции за неуплату или неполную уплату сумм налога в соответствии со ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом информацию о выявленных фактах безлицензионного пользования водными объектами необходимо направить в территориальные органы Министерства природных ресурсов российской Федерации.
Организации и предприниматели, использующие земельные участки и акваторию водных объектов в целях, указанных в водном законодательстве, обязаны в установленном порядке оформить права на землепользование, на пользование водными объектами, т.е. получить лицензию с выделением участков акватории, мест забора и сброса сточных вод и вносить в бюджет плату за указанное пользование.
Освобождение от платы за использование акватории водных объектов предоставляется законодательством лечебным и оздоровительным учреждениям, признанными учреждениями в соответствии со статьей 120 ГК РФ, находящимся в государственной и муниципальной собственности, а также учреждениям и организациям, предназначенным для содержания и обслуживания инвалидов и детей, финансируемым за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов. При этом получение лицензии на водопользование обязательно и в этом случае.
В соответствии со статьей 12 Закона РФ "О плате за землю" по земельному налогу, кроме вышеперечисленных учреждений, льгота предоставляется также учреждениям туризма, культуры, физической культуры и спорта независимо от источников финансирования.
Ряд учреждений санаторно-курортной системы и туризма изменили свою организационно-правовую форму и форму собственности, стали акционерными обществами, то есть коммерческими организациями, и подлежат обложению земельным налогом на общих основаниях. По арендной плате за землю льгот нет.
По вопросу уплаты земельного налога организациями санаторно-курортной сферы см. письмо Управления МНС России по Краснодарскому краю от 10 августа 2004 г. N ВК-2.14-09/00591@
Налог на имущество предприятий
Законодательством, действующим до вступления в силу главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть до 01.01.2004 года, было предусмотрено предоставление льготы по налогу на имущество предприятий по объектам жилищно-коммунальной, социально-культурной сферы и года имущества, используемого (предназначенного) исключительно в возрасте до 18 лет.#
В том случае, если имущество, предназначенное для осуществления данной деятельности, использовалось не по целевому назначению, в том числе сдавалось в аренду, налог на имущество исчисляется в общеустановленном порядке.
Советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга |
В.А. Красницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС России по Краснодарскому краю от 16 февраля 2004 г. N ВК-2.18-20/00007 "Методические рекомендации"
Текст письма официально опубликован не был.