Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Разъяснения
об особенностях организации работы избирательной комиссии
по порядку составления и форме протокола об административном
правонарушении в ходе подготовки и проведения выборов депутатов
Законодательного Собрания Краснодарского края третьего созыва
(утв. постановлением избирательной комиссии Краснодарского края
от 17 июля 2002 года N 585-П)
В связи с вступлением в силу с 1 июля 2002 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) утрачивают силу Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 года, Федеральный закон "Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах" 1999 года и десятки других нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
С 1 июля 2002 года на территории Российской Федерации не подлежат применению нормы об административных правонарушениях, содержащиеся в законах и иных нормативных правовых актах Союза ССР.
В Кодексе уточнено, какие органы рассматривают дела об административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах. С 1 июля 2002 года эти дела будут рассматриваться мировыми судьями, а в случае, если эти правонарушения совершены военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, - судьями гарнизонных военных судов.
Составы административных правонарушений, связанных с выборами и референдумами, даны в главе 5 "Административные правонарушения, посягающие на права граждан".
Предусмотрено 30 составов таких административных правонарушений, представленных статьями 5.1 - 5.25. Среди них принципиально новой является лишь одна статья - статья 5.24, устанавливающая административную ответственность председателя или члена избирательной комиссии, комиссии референдума за нарушение установленного законом порядка подсчета голосов. Остальные 24 статьи воспроизводят действовавшие составы административных правонарушений с некоторыми редакционными поправками гипотезы и диспозиции, а также санкции соответствующих статей КоАП РСФСР 1984 года с последующими изменениями и дополнениями.
Нормы Федерального закона "Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах" включены в соответствующие статьи Кодекса, которые в определенных случаях предусматривают административную ответственность как физических, так и юридических лиц за нарушение законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.3; 5.5; 5.8; 5.9; 5.11; 5.12; 5.13; 5.16; 5.20; 5.23). Кроме того, в отличие от действовавших норм КоАП РСФСР в Кодексе предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности юридических лиц и по статье 5.10 (проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума в период запрещения ее проведения и в местах, где она запрещена законом). Аналогичная норма КоАП РСФСР (ст. 40.10) применялась только в отношении граждан и должностных лиц.
Согласно нормам Кодекса лица, на которых распространяется действие уставов или специальных положений о дисциплине, за нарушение законодательства о выборах и референдумах несут административную ответственность на общих основаниях (ст. 2.5).
Следует обратить внимание также на то, что вышестоящая избирательная комиссия вправе возбуждать административное производство и в отношении членов и должностных лиц нижестоящих избирательных комиссий, что вытекает из установленной статьей 28.3 юрисдикции избирательных комиссий.
В соответствии со статьей 39 Закона Краснодарского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" (далее - Закон Краснодарского края) лица, нарушающие избирательные права граждан, установленные действующим законодательством, несут ответственность в соответствии с федеральными законами. Соответственно, из 30 составов административных правонарушений, связанных с выборами, референдумами и предусмотренных Кодексом, по 16 составам протоколы об административных правонарушениях вправе составлять члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, причем по девяти из них это право принадлежит только им (приложение к настоящему Разъяснению). В соответствии с пунктом 5 статьи 28.3 Кодекса правом составлять протоколы об административных правонарушениях наделены, в частности, только члены с правом решающего голоса окружных (территориальных), участковых избирательных комиссий, избирательной комиссии Краснодарского края, уполномоченные данными избирательными комиссиями.
Отсюда следует, что возбуждение дела об административном правонарушении, в том числе и по указанным девяти составам правонарушений, зависит прежде всего от позиции избирательной комиссии, ее подготовленности к решению этих вопросов. Процедуры возбуждения и судебного рассмотрения дел указанной категории достаточно сложны и предполагают наличие у участников административного процесса глубоких юридических знаний и практических навыков.
Особенно важным при составлении протоколов об административной ответственности является анализ фактов правонарушений и их юридическая оценка. При этом следует выяснить, насколько полна и достоверна информация о правонарушении, не является ли оно малозначительным, подпадает ли под признаки правонарушения, предусмотренного Кодексом, а также не истекли ли сроки, установленные для привлечения к административной ответственности. Профессиональная оценка совокупности всех этих обстоятельств позволит избирательным комиссиям в ходе подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края третьего созыва принять правильное решение либо о дополнительной проверке полученных фактов и сборе недостающей информации, либо об оформлении протокола, отвечающего всем необходимым требованиям.
При этом решения по фактам административных правонарушений должны приниматься оперативно. Бездействие избирательных комиссий, комиссий референдума, не отреагировавших в надлежащий срок на соответствующие правонарушения, может привести к росту числа жалоб со стороны различных участников избирательного процесса и подрыву авторитета комиссий.
Особо следует отметить, что эффективность работы по выявлению фактов административных правонарушений, объективность и полнота анализа в соответствующих документах информации, необходимой для принятия оперативных решений, а также результативность деятельности по пресечению нарушений избирательного законодательства зависят от уровня организации взаимодействия избирательных комиссий с органами внутренних дел, органами прокуратуры, территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации, иными органами, оказывающими содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий, а также судами. При этом основополагающими звеньями в организации такого взаимодействия являются согласование плана совместных действий, его последовательное осуществление и постоянный обмен необходимой информацией с учетом возможностей различных структур.
В качестве субъектов, в отношении которых может быть составлен протокол, выступают физические и юридические лица, совершившие действия, посягающие на права граждан, в случаях, предусмотренных Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 28.5 Кодекса протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В то же время, если потребуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных физического лица или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, согласно пункту 2 статьи 28.5 Кодекса протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Уполномоченный член избирательной комиссии обязан в не превышающий двух суток срок составить протокол об административном правонарушении и проинформировать об этом избирательную комиссию.
Протокол с прилагаемыми материалами незамедлительно направляется в суд.
Согласно статье 28.2 Кодекса:
- в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (пункт 2 вышеуказанной статьи Кодекса);
- при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (пункт 3 вышеуказанной статьи Кодекса);
- физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (пункт 4 вышеуказанной статьи Кодекса);
- протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (пункт 5 вышеуказанной статьи Кодекса);
- физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (пункт 6 вышеуказанной статьи Кодекса).
К протоколу об административном правонарушении могут быть приложены следующие документы:
объяснение лица, совершившего административное правонарушение, его замечания по содержанию протокола и о мотивах отказа подписания протокола;
показания свидетелей и потерпевших;
иные документы, имеющие отношение к данному административному правонарушению.
В случае уклонения физического лица, руководителя или законного представителя юридического лица, совершившего правонарушение, от явки для участия в составлении протокола об административном правонарушении и дачи объяснений по существу совершенного правонарушения они, согласно пункту 1 статьи 27.2, могут быть доставлены принудительно должностным лицом органа внутренних дел (милиции) по обращению члена избирательной комиссии, уполномоченного составлять протокол, в помещение органа внутренних дел (милиции) или администрации сельского поселения.
Вместе с тем составление протоколов не лишает избирательные комиссии права на обращение в случае необходимости в компетентные органы с представлениями о пресечении правонарушений, в том числе и тех, составление протоколов по которым отнесено к юрисдикции избирательных комиссий. В свою очередь компетентные органы в соответствии с возложенными на них законом полномочиями обязаны принять необходимые меры по пресечению нарушений избирательного законодательства.
При этом, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 28.4).
Уполномоченный член избирательной комиссии обязан, согласно пункту 1 статьи 28.8 Кодекса, направить протокол об административном правонарушении судье в течение суток с момента составления протокола.
Уполномоченному члену избирательной комиссии необходимо учитывать обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 24.5 Кодекса, и, в частности, возможное истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Согласно пункту 1 статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Установлены следующие сроки производства по административным правонарушениям.
Дело подлежит рассмотрению в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (ст. 29.6).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление (ст. 29.9).
Жалоба на постановление судьи по делу об административном правонарушении может быть подана в суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления. Возможно восстановление пропущенного срока (ст. 30.3). Установлен 10-дневный срок рассмотрения таких жалоб.
Вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях могут быть опротестованы в порядке надзора. Такие протесты, принесенные надлежащими должностными лицами, рассматривают председатели судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, их заместители, а также Председатель Верховного Суда Российской Федерации и его заместители.
Постановление об административном наказании не подлежит исполнению, если прошел один год со дня его вступления в законную силу (ст. 31.9).
Дело об административном правонарушении подлежит прекращению по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а по отдельным видам правонарушений - по истечении одного года (ст. 4.5, 29.9).
Лицо считается не подвергнутым административному наказанию по истечении одного года после исполнения постановления об административном наказании (ст. 4.6).
Приложение к Разъяснениям
об особенностях организации работы
избирательной комиссии по порядку составления и
форме протокола об административном правонарушении
в ходе подготовки и проведения выборов депутатов
Законодательного Собрания Краснодарского края
третьего созыва
Перечень составов административных правонарушений,
по факту совершения которых протокол может составляться членами
избирательных комиссий, комиссией референдума с правом решающего голоса
(выделены составы, по которым право по составлению протоколов принадлежит только членам комиссии)
Статья 5.2. Вмешательство в работу избирательной комиссии, комиссии референдума
Статья 5.3. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума
Статья 5.4. Нарушение порядка предоставления списков избирателей, участников референдума или сведений об избирателях, участниках референдума
Статья 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока или представителя средства массовой информации
Статья 5.9. Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности
Статья 5.10. Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума в период запрещения ее проведения и в местах, где она запрещена законом
Статья 5.11. Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом
Статья 5.12. Изготовление или распространение анонимных агитационных материалов
Статья 5.13. Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации
Статья 5.14. Умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму
Статья 5.15. Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах права на пользование помещениями в ходе избирательной кампании, подготовки и проведения референдума
Статья 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума
Статья 5.17. Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума
Статья 5.18. Незаконное использование денежных средств кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума
Статья 5.19. Использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума
Статья 5.20. Финансирование избирательной кампании, проведения референдума помимо избирательных фондов, фондов для участия в референдуме и оказание иной запрещенной законом материальной поддержки
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.