Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Рекомендации по методике привлечения
к административной ответственности нарушителей правил проведения
предвыборной агитации в ходе подготовки и проведения выборов депутатов
Законодательного Собрания Краснодарского края третьего созыва
(утв. постановлением избирательной комиссии Краснодарского края
от 17 июля 2002 года N 585-П)
Практика избирательных кампаний показала, что наибольшую сложность представляют вопросы фиксирования, правовой оценки и пресечения нарушений правил проведения предвыборной агитации. Данные рекомендации подготовлены для использования избирательными комиссиями в своей практической деятельности по фиксированию нарушений правил проведения предвыборной агитации и применению мер административной ответственности к правонарушителям.
1. Методика деятельности избирательных комиссий
1.1. Текущий контроль за соблюдением участниками избирательного процесса правил предвыборной агитации осуществляет Рабочая группа (группа контроля), образованная из представителей избирательной комиссии, средств массовой информации. Рекомендуется по согласованию с соответствующими органами включать в состав Рабочей группы (группы контроля) представителей департамента по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовой информации Краснодарского края (в Рабочую группу избирательной комиссии Краснодарского края), работника администрации муниципального образования, осуществляющего связи с общественностью и средствами массовой информации (в Рабочую группу соответствующей окружной избирательной комиссии). К основным обязанностям Рабочей группы относятся:
- сбор, рассмотрение и анализ предвыборных печатных материалов, а также аудио- и видеопродукции, связанной с подготовкой и проведением выборов;
- предварительное рассмотрение обращений о порядке применения и нарушениях порядка и правил проведения предвыборной агитации.
1.2. Рабочая группа в случае выявления правонарушения вправе, изучив обстоятельства дела, по собственной инициативе выносить предварительную юридическую оценку деяния и представлять соответствующий материал на заседание избирательной комиссии для вынесения решения.
1.3. При выявлении факта обнародования информации (в периодическом печатном издании либо в теле- или радиопрограммах), содержащей признаки предвыборной агитации, получении агитационного печатного материала либо получении информации о конкретном правонарушении Рабочая группа проверяет следующие обстоятельства*:
1) имеется ли в публикации указание на то, что агитационный материал оплачен из соответствующего избирательного фонда, в случае необходимости следует получить исчерпывающую информацию по данному вопросу в соответствующей редакции;
2) оплачена ли данная публикация из избирательного фонда (по данным, представленным в комиссию соответствующим банком или контрольно-ревизионной службой, осуществляющей контроль за расходованием средств избирательного фонда);
3) не содержит ли публикация элементы рекламы предпринимательской и иной деятельности зарегистрированных кандидатов;
4) действительно ли редакцией СМИ не была предоставлена возможность обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации лица (организации), в отношении которого были обнародованы не соответствующие действительности материалы;
5) не проводилась ли предвыборная агитация в период запрещения ее проведения;
6) не проводилась ли предвыборная агитация в местах, где она запрещена законом;
7) не осуществляется ли посредством данной публикации предвыборная агитация лицом, которому участие в ее проведении запрещено;
8) не являются ли распространяемые агитационные материалы анонимными, т.е. не содержащими указаний на фамилии, имена, отчества лиц (наименование, адрес организации), заказавших и изготовивших их;
9) были ли предварительно представлены экземпляры распространяемых агитационных печатных материалов (их копии) в избирательную комиссию;
10) имеется ли письменное согласие соответствующих зарегистрированных кандидатов на изготовление и распространение агитационных печатных материалов.
1.4. При выявлении длящегося правонарушения избирательная комиссия незамедлительно обращается в территориальный орган внутренних дел (милиции) с предложением принять оперативные меры по пресечению противоправной агитационной деятельности и изъятию незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.
1.5. При выявлении предусмотренных статьей 5.8 Кодекса ("Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума") признаков правонарушения, дело по которому возбуждается прокурором, Рабочая группа рассматривает поступившую информацию и в случае необходимости рекомендует избирательной комиссии обратиться к прокурору.
Избирательная комиссия, рассмотрев рекомендации Рабочей группы, с учетом сроков, установленных пунктом 1 статьи 28.5 Кодекса, обращается к прокурору с предложением возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренное статьей 5.8 Кодекса.
1.6. Факт нарушения фиксируется одним или несколькими членами Рабочей группы и обсуждается на ее заседании. Решение о признании деяния административным правонарушением принимается на заседании Рабочей группы простым большинством голосов.
Члены Рабочей группы запрашивают разъяснения по данному вопросу у зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, представителей средств массовой информации, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков.
1.7. Рабочая группа должна точно определить физическое или юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности. Таким лицом может быть кандидат, если противоправная предвыборная агитация осуществлялась по его инициативе или с его ведома. К ответственности могут быть также привлечены и редакция СМИ, главный редактор СМИ, а в случаях, предусмотренных законом, - доверенные лица зарегистрированных кандидатов и уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, иные юридические и физические лица.
1.8. Избирательная комиссия выносит решение с учетом выработанных Рабочей группой рекомендаций, которое является основанием для составления уполномоченным членом избирательной комиссии протокола об административном правонарушении**.
1.9. Физическое лицо либо законный представитель юридического лица, допустившего правонарушение, должны быть ознакомлены с протоколом об административном правонарушении (ст. 28.2, п. 4). Указанные лица могут быть приглашены уполномоченным членом избирательной комиссии, либо последний может явиться для составления протокола в организацию, где работают указанные лица (в редакцию СМИ и т.д.). В случае уклонения физического лица, руководителя или законного представителя юридического лица, совершившего правонарушение, от явки для составления протокола и дачи объяснений по существу совершенного правонарушения избирательная комиссия вправе обратиться в орган внутренних дел (милицию) с просьбой принудительно доставить указанных лиц в целях осуществления действий, необходимых для оформления протокола.
1.10. Выявлением административного правонарушения следует считать принятие Рабочей группой решения о наличии оснований для привлечения конкретного физического или юридического лица к административной ответственности, а также непосредственное обнаружение его членом избирательной комиссии с решающим голосом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
Согласно пункту 1 статьи 28.5 Кодекса протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В то же время, если потребуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных физического лица или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, согласно пункту 2 статьи 28.5 Кодекса протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Уполномоченный член избирательной комиссии обязан в не превышающий двух суток срок составить протокол об административном правонарушении и проинформировать об этом избирательную комиссию.
Протокол с прилагаемыми материалами незамедлительно направляется в суд.
1.11. Лица, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, вправе согласно пункту 4 статьи 28.2 Кодекса представлять объяснения, которые прилагаются к протоколу.
1.12. Уполномоченный член избирательной комиссии обязан, согласно пункту 1 статьи 28.8 Кодекса, направить протокол об административном правонарушении судье в течение суток с момента составления протокола.
Уполномоченному члену избирательной комиссии необходимо учитывать обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 24.5 Кодекса, и, в частности, возможное истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Согласно пункту 1 статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
1.13. В отношении организаций телерадиовещания, допустивших неоднократные (систематические) нарушения правил ведения предвыборной агитации, может быть применена такая мера ответственности, как аннулирование лицензии на вещание, предусмотренное статьей 32 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".
Нарушение правил ведения предвыборной агитации следует рассматривать как незаконное распространение продукции средства массовой информации с нарушением лицензионных условий (ст. 32, п. 2; ст. 60 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации").
Установив систематический характер нарушений и учитывая вынесенные ранее письменные предупреждения, избирательная комиссия обращается в соответствующее территориальное управление Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации (далее - МПТР России) с предложением о направлении в МПТР России представления об аннулировании лицензии на вещание.
Территория Краснодарского края входит в зону контроля Северо-Кавказского регионального управления регистрации и контроля за соблюдением законодательства о средствах массовой информации и печати (344082, г. Ростов-на-Дону, проспект Буденновский, дом 37, тел. 66-83-80; 66-54-31), которое является территориальным управлением МПТР России.
2. Формы взаимодействия с территориальным управлением
МПТР России
2.1. Избирательным комиссиям следует учитывать, что согласно приказу МПТР России от 29 ноября 1999 года (Приложение 7 "Типовое положение о территориальном управлении..."), территориальное управление МПТР России в процессе избирательной кампании:
- проводит выборочный анализ печатной, аудио- и аудиовизуальной продукции, теле- и радиопередач, производимых и (или) распространяемых на территории субъектов Российской Федерации, с целью определения соответствия их содержания требованиям законодательства Российской Федерации;
- проводит проверки деятельности редакций средств массовой информации, издателей и полиграфических предприятий, распространителей, других организаций, независимо от формы собственности, и индивидуальных предпринимателей по фактам нарушений законодательства;
- направляет в Министерство материалы по фактам нарушения законодательства Российской Федерации для вынесения предупреждений о недопустимости таких нарушений либо вынесения предписаний о прекращении деятельности средств массовой информации;
- составляет протоколы об административных правонарушениях (в частности, за непредоставление обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации - ст. 5.13 Кодекса).
2.2. Представитель территориального управления может участвовать в обсуждении Рабочей группой вопросов о юридической оценке публикаций в СМИ и возможности применения мер административной ответственности.
Представитель территориального управления может приглашаться на заседания избирательной комиссии и участвовать в обсуждении названных вопросов. Целесообразно, чтобы он обладал при этом полномочиями на выражение позиции территориального управления при определении юридической оценки публикаций в рамках избирательной кампании. Данный вопрос следует оговорить с руководством территориального управления.
2.3. После вынесения решения избирательной комиссии о необходимости применения меры ответственности в виде аннулирования лицензии на теле- и радиовещание информацию об этом необходимо незамедлительно направить в территориальное управление. Последнее вправе с учетом сроков, предусмотренных Кодексом, принять решение о направлении материалов по фактам нарушения законодательства в МПТР России.
В соответствии с действующим законодательством территориальное управление должно проинформировать избирательную комиссию о принятом ею решении.
2.4. По просьбе избирательной комиссии территориальное управление в соответствии со своими функциями может осуществлять оперативные проверки полиграфических предприятий, распространителей печатной продукции с целью выявления незаконных агитационных материалов. Указанные проверки могут проводиться совместно с представителями избирательной комиссии и территориального органа внутренних дел (милиции). Последний в случае необходимости может принимать меры по изъятию незаконных агитационных материалов.
2.5. По просьбе избирательной комиссии либо по собственной инициативе территориальное управление может проверять обстоятельства непредоставления редакцией средства массовой информации возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства и деловой репутации лица (организации), в отношении которого были обнародованы не соответствующие действительности материалы. В соответствии с результатами проверки территориальное управление вправе решать вопрос о привлечении на основании статьи 5.13 Кодекса виновного лица к административной ответственности и составлении протокола об административном правонарушении, информирует об этом избирательную комиссию и координирует с ней свои действия.
3. Формы взаимодействия с органами внутренних дел (милиции)
3.1. Избирательной комиссии следует учитывать, что на основании Закона Российской Федерации "О милиции" органы милиции в соответствии с поставленными перед ними задачами, в частности, призваны:
- предотвращать и пресекать административные правонарушения, связанные с выборами, выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств;
- принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию об административных правонарушениях, связанных с выборами, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством;
- осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях;
- оказывать содействие в пределах своих полномочий кандидатам, зарегистрированным кандидатам в депутаты или на выборные должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, должностным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления, членам избирательных комиссий, представителям общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;
- оказывать содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий;
- принимать меры по пресечению в ходе избирательной кампании противоречащей закону предвыборной агитации (включая меры по пресечению попыток подкупа избирателей), информировать соответствующую избирательную комиссию о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах.
3.2. Представитель органа внутренних дел (милиции) может быть включен в состав Рабочей группы по контролю за соблюдением порядка и правил предвыборной агитации.
3.3. В случае выявления правонарушений, предусмотренных статьями 5.10; 5.11; 5.14; 5.15 Кодекса, согласно которым допускается составление протокола об административном правонарушении как уполномоченным членом избирательной комиссии, так и должностным лицом органа внутренних дел (милиции), вопрос о порядке привлечения виновного лица к административной ответственности может быть согласован в рамках Рабочей группы.
Целесообразно, чтобы представитель органа внутренних дел (милиции) составлял протокол об административном правонарушении по указанным составам в случаях, когда это позволяет решить вопрос о привлечении к административной ответственности более оперативно. Избирательной комиссии следует координировать действия с органом внутренних дел (милиции) в случае непосредственного выявления представителем органа внутренних дел (милиции) фактов правонарушений, предусмотренных статьями 5.3; 5.4; 5.6; 5.9; 5.12; 5.16; 5.19; 5.20 Кодекса, либо установления лиц, их совершивших. При этом целесообразно, чтобы указанный представитель своевременно сообщил об этом в избирательную комиссию и принял меры, обеспечивающие составление протокола уполномоченным на то членом избирательной комиссии.
3.4. В случаях, предусмотренных подпунктами 8 и 9 пункта 1.3 настоящих рекомендаций, орган внутренних дел (милиции) по предложению избирательной комиссии либо территориального управления МПТР России может принимать меры к предотвращению изготовления незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, их изъятию, установлению изготовителей указанных материалов и источника их оплаты.
О выявленных фактах и принятых мерах орган внутренних дел (милиции) информирует избирательную комиссию в установленные законом сроки.
------------------------------
* Перечисленные ниже обстоятельства соответствуют признакам правонарушений, предусмотренных конкретными статьями Кодекса.
** В соответствии с пунктом 5 ст. 28.3 Кодекса член избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченный комиссией, вправе составить протокол об административном правонарушении и самостоятельно - по факту обнаружения правонарушения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.