Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы
администрации Краснодарского края
от 18 февраля 2002 г. N 146
Краевая целевая программа "Старшее поколение"
на 2002 - 2004 годы
См. также краевую целевую программу "Старшее поколение" на 2005 - 2008 годы, утвержденную постановлением Законодательного Собрания края от 8 декабря 2004 г. N 1132-П
Паспорт краевой целевой программы "Старшее поколение"
на 2002 - 2004 годы
Наименование - краевая целевая программа "Старшее поколе-
Программы ние" на 2002 - 2004 годы
Основание для - Федеральный закон "О социальном обслужива-
разработки Программы нии граждан пожилого возраста и инвалидов"
N 122-ФЗ от 2 августа 1995 года
Государственный - администрация Краснодарского края
заказчик Программы
Основной разработчик - департамент социальной защиты населения
Программы Краснодарского края
Цель Программы - создание условий для повышения качества
жизни граждан старшего поколения на основе
развития сети учреждений социального об-
служивания и совершенствования их деятель-
ности, обеспечения доступности образова-
тельных, культурно-досуговых и иных услуг,
содействие активному участию пожилых граж-
дан в жизни общества
Сроки реализации - 2002 - 2004 годы
Программы
Основные мероприятия - мероприятия, направленные на повышение со-
Программы циальной защищенности, улучшения социаль-
ного положения пожилых людей, повышение
уровня их адаптации в современных услови-
ях, активное участие в жизни общества;
содействие органам местного самоуправления
в создании оптимальной сети учреждений со-
циального обслуживания, обеспечивающих
предоставление социальных услуг пожилым
людям
Исполнители - департамент социальной защиты населения
мероприятий Краснодарского края, органы местного само-
Программы управления
Объем и источники - 28,425 млн. рублей за счет средств краево-
финансирования го бюджета, в том числе по годам реализа-
ции Программы:
в 2002 году - 7,555 млн. рублей;
в 2003 году - 9,4 млн. рублей;
в 2004 году - 11,47 млн. рублей.
Кроме того средства бюджетов органов мест-
ного самоуправления и внебюджетных источ-
ников (по согласованию)
Ожидаемые конечные - усиление защиты прав и законных интересов
результаты реализации пожилых людей;
Программы создание учреждений новых типов, предо-
ставляющих пожилым людям жизненно важные
услуги (социально-оздоровительные центры,
специальные жилые дома, мобильные социаль-
ные службы, клубы для пожилых людей);
повышение уровня социальной адаптации по-
жилых людей, усиление координации деятель-
ности органов государственной власти, ор-
ганизаций и общественных объединений по
предоставлению гражданам старшего поколе-
ния социальных услуг
Система контроля за - контроль за реализацией Программы осущест-
исполнением Программы вляется в установленном порядке админист-
рацией Краснодарского края
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Население Краснодарского края переживает период демографического старения, что выражается в росте абсолютной численности лиц старше трудоспособного возраста и доли граждан старшего поколения в структуре населения края.
В 2001 году в Краснодарском крае проживало 5058,4 тысячи граждан, из которых старше трудоспособного возраста - 23,2 процента от всего населения. Общая численность пожилых людей с 1995 года увеличивается (1995 год - 1115,9 тыс. человек, 1996 год - 1139,9 тыс. человек, 1997 год - 1161,1 тыс. человек, 1998 год - 1172,5 тыс. человек, 1999 год - 1176,2 тыс. человек, 2000 год - 1144,0 тыс. человек).
Сохраняется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. В крае среди пожилых людей мужчины составляют 38,8 процентов, женщины 61,2 процента.
Согласно прогнозам геронтологов низкая рождаемость и рост ожидаемой продолжительности жизни приведут к увеличению доли пожилых людей в структуре населения (2010 год - 23,4 процента, 2015 год - 25,1 процент).
При разработке комплексных мероприятий, направленных на социальную защиту и улучшение положения пожилых людей, учитывалось, что средний возраст населения края устойчиво увеличивается, причем население городов и сельской местности стареет неравномерно. Старение населения сильнее выражено у сельских жителей: пожилые люди составляют 24,3 процента, среди жителей городов - 21,9 процента.
Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается возрастанием зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения.
Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых людей.
Многие пожилые люди в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены. Помочь адаптироваться старшему поколению в современных условиях, предоставить социально-бытовые, социально-медицинские, психологические услуги призваны социально-защитные учреждения.
На конец 2001 года в крае насчитывается 62 учреждения, а также свыше 970 различных подразделений, предоставляющих социальные услуги пожилым людям. Социальная помощь в 2001 году была оказана более 64 тысячам пожилых людей. Основная часть пожилых людей получала услуги, продолжая жить в привычных домашних условиях.
В крае более 263 тысяч граждан старшего возраста, из категории одиноких или одиноко проживающих, которым необходимы социально-бытовые и другие услуги. Свыше З тысяч человек нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах, в том числе 905 - в социально-медицинских услугах на дому. В связи с этим актуальным остается развитие сети учреждений, занимающихся оказанием социальных услуг.
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для повышения качества жизни пожилых граждан на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, внедрения новых форм социального обслуживания, содействия активному участию пожилых людей в жизни общества.
В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:
расширение сети и совершенствование деятельности учреждений и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг (социально-оздоровительные центры, специальные жилые дома, отделения временного проживания, мобильные социальные службы, клубы для пожилых людей и другие);
разработка новых форм социального обслуживания пожилых граждан с учетом масштабов и темпов старения населения, создания условий для внедрения экономически обоснованных моделей и приближение уровня социального обслуживания к потребностям общества;
содействие повышению уровня социальной адаптации пожилых людей, упрочению социальных связей в сочетании с расширением их социокультурных контактов;
поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера;
координация работы департамента социальной защиты населения Краснодарского края и органов местного самоуправления в части решения актуальных проблем жизнеобеспечения граждан старшего поколения.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в течение 2002 - 2004 годов.
На первом этапе (2002 год) предусматривается установление договорных отношений между заказчиком, исполнителями и органами местного самоуправления, участвующими в реализации мероприятий Программы по материально-техническому оснащению действующих и вновь создаваемых учреждений социального обслуживания.
На втором и третьем этапах (2003 - 2004 годы) наряду с осуществлением запланированных мероприятий будет проведена оценка хода выполнения мероприятий первого этапа, подготовка при необходимости в установленном порядке предложений по их корректировке и рекомендаций по совершенствованию деятельности в интересах пожилых людей на основе полученных результатов в ходе реализации мероприятий Программы.
4. Система программных мероприятий
Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на улучшение социального положения пожилых людей, повышение уровня их адаптации в современных условиях, создание благоприятных условий для активного участия в жизни общества (приложение).
I. Организационные основы укрепления социальной защиты граждан старшего поколения.
В связи с намеченным на 2002 год проведением второй Всемирной ассамблеи по проблемам старения запланировано подготовить доклад о положении граждан пожилого возраста в Краснодарском крае.
Намечена корректировка банка данных по категориям и численности пожилых людей, нуждающихся в первоочередных мерах социальной поддержки.
Предусматривается подготовка сборника "Третий возраст", в котором будет обобщен опыт социальной поддержки граждан пожилого возраста муниципальных учреждений, дана оценка хода выполнения мероприятий первого этапа Программы.
Предполагается подготовить справочное пособие "Забота" с предложениями и рекомендациями для ориентации пожилых людей в сложных жизненных ситуациях.
Проведение территориальных и краевых смотров-конкурсов профессионального мастерства.
II. Меры по улучшению социального положения граждан старшего поколения.
Планируется проведение обследования материально-бытовых условий пожилых людей для осуществления мероприятий по оказанию им адресной помощи и услуг.
Развитие сети учреждений социального обслуживания и заключение договоров с территориальными медицинскими объединениями для более полного удовлетворения нуждающихся граждан старшего поколения в постоянной посторонней социально-бытовой и медицинской помощи и социальных услугах.
Для улучшения социального положения граждан пожилого возраста планируется оказать содействие органам местного самоуправления в осуществлении мероприятий по материально-техническому обеспечению действующих и вновь создаваемых учреждений социального обслуживания для пожилых людей.
В связи с отсутствием возможности в ряде территорий края предоставления социальных услуг в полустационарных условиях планируется на первом этапе Программы заключение договоров на квотирование 20 койко-мест в муниципальных полустационарных учреждениях (города Анапа, Кропоткин, Новороссийск, Абинский, Выселковский, Гулькевичский, Красноармейский, Курганинский, Ленинградский, Славянский, Темрюкский и Усть-Лабинский районы) и создание краевого центра социального обслуживания пожилых людей.
III. Меры, направленные на повышение роли граждан старшего поколения в общественной жизни.
Скоординированное проведение социально значимых акций, благотворительных мероприятий явится выражением внимания общественности края к проблемам старения населения и положению пожилых людей, станет стимулом для дальнейшего развития спонсорства, воспитания у молодежи милосердия, добросердечности, готовности помочь нуждающемуся.
Предполагается осуществление мероприятий по оптимизации социокультурной среды жизнедеятельности граждан старшего поколения (организация досуга, передвижных библиотечных пунктов, книжных абонементов), а также мероприятий по развитию деятельности общественных попечительских советов в интересах пожилых людей.
5. Объем финансирования Программы
В 2002 - 2004 годах на реализацию программных мероприятий необходимо выделить из средств краевого бюджета 28,425 млн. рублей.
На реализацию Программы из краевого бюджета потребуется направить в 2002 году - 7,555 млн. рублей, в 2003 году - 9,4 млн. рублей и в 2004 году - 11,47 млн. рублей.
Распределение расходов из краевого бюджета будет ежегодно уточняться при разработке проектов краевого бюджета.
Привлечение внебюджетных средств для финансирования мероприятий Программы осуществляется, в основном, на уровне муниципальных образований края.
6. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является администрация Краснодарского края.
Исполнителями мероприятий Программы являются департамент социальной защиты населения Краснодарского края и органы местного самоуправления.
Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края осуществляет финансовое обеспечение Программы.
Департамент социальной защиты населения Краснодарского края осуществляет меры по полному и качественному выполнению мероприятий Программы (ежегодная подготовка сводной бюджетной заявки и внесение ее в установленном порядке для учета при формировании проектов прогнозов социально-экономического развития края и краевого бюджета, подготовка сводных аналитических записок по результатам выполнения мероприятий Программы).
Отчет об использовании бюджетных ассигнований представляется департаментом социальной защиты населения Краснодарского края государственному заказчику ежегодно в установленном порядке. Кроме того, один раз в полугодие направляет государственному заказчику информационно-аналитические материалы о ходе реализации мероприятий Программы.
На департамент социальной защиты населения Краснодарского края возлагаются задачи по обеспечению координации деятельности и методического руководства, согласованию распределения поступающих денежных средств, анализу хода выполнения программных мероприятий, подготовке предложений по корректировке отдельных мероприятий программы.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется по следующим показателям: увеличение сети учреждений социального обслуживания для граждан старшего поколения, рост посещаемости пожилыми людьми учреждений социальной сферы различных типов, увеличение охвата социальными услугами в расчете на 10000 пенсионеров, увеличение охвата социально-медицинскими услугами на дому.
Реализация мероприятий Программы позволит:
усилить защиту прав и законных интересов граждан старшего поколения; улучшить социальное положение пожилых людей посредством целенаправленных мероприятий по оказанию им адресной социальной помощи и услуг; способствовать повышению качества жизни пожилых людей - комплексного показателя, отражающего состояние физического и духовного здоровья, удовлетворенность условиями жизни, гармоничные отношения с социальным окружением; обеспечить более широкий доступ пожилых людей к культурным ценностям, образовательным, просветительским, информационным, консультативным и развлекательным программам, современным информационным технологиям; стимулировать и поддерживать активную жизненную позицию пожилых людей в целях их интеграции в современное общество, улучшения семейных отношений, участия в общественных объединениях и посильной трудовой деятельности; способствовать развитию сети учреждений социальной сферы, в том числе специализированных учреждений и учреждений новых типов, выравниванию качества обслуживания пожилых людей для приближения перечня и объема социальных услуг к потребностям общества; усилить координацию деятельности органов местного самоуправления по организации предоставления гражданам старшего поколения услуг социальной сферы.
Первый заместитель генерального
директора департамента социальной
защиты населения Краснодарского края |
Т.Г. Багметова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.