Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы Краснодара
от 15 декабря 2005 г. N 4 п. 9
Подпрограмма развития ипотечного жилищного кредитования
муниципального образования город Краснодар на 2005 - 2010 годы
муниципальной целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы
Паспорт подпрограммы развития ипотечного жилищного кредитования
муниципального образования город Краснодар на 2005 - 2010 годы
муниципальной целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы
Наименование подпро- подпрограмма развития ипотечного жилищного
граммы кредитования муниципального образования город
Краснодар на 2005 - 2010 годы муниципальной
целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 го-
ды (далее - Подпрограмма)
Основание для разра- Закон Краснодарского края от 07.08.2002
ботки Подпрограммы N 511-КЗ "Об организационном и финансовом
обеспечении внедрения и развития ипотечного
жилищного кредитования в Краснодарском крае"
постановление Законодательного Собрания Крас-
нодарского края от 20.04.2005 N 1440-П "Об
утверждении подпрограммы краевой целевой
программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы разви-
тия ипотечного жилищного кредитования Красно-
дарского края на 2005 - 2010 годы"
постановление Законодательного Собрания Крас-
нодарского края от 25.05.2005 N 1489-П "Об
утверждении краевой целевой программы "Жили-
ще" на 2005 - 2010 годы и внесении изменений
в отдельные постановления Законодательного
Собрания Краснодарского края"
решение городской Думы Краснодара от
14.10.2005 N 74 п. 5 "Об утверждении муници-
пальной целевой программы "Жилище" на 2005 -
2010 годы"
Заказчик Подпрограммы администрация муниципального образования го-
род Краснодар
Разработчик Подпро- управление по финансовому рынку и ценным бу-
граммы магам администрации муниципального образова-
ния город Краснодар
Основные исполнители управление по финансовому рынку и ценным бу-
Подпрограммы магам администрации муниципального образова-
ния город Краснодар
жилищный социальный фонд "Жилсоцфонд" муници-
пального образования г. Краснодар
коммерческий банк "Кубанский универсальный
банк" (Общество с ограниченной ответствен-
ностью) (по согласованию)
департамент финансов администрации муници-
пального образования город Краснодар
департамент строительства администрации муни-
ципального образования город Краснодар
департамент муниципальной собственности и го-
родских земель администрации муниципального
образования город Краснодар
организации, привлекаемые в порядке, установ-
ленном законодательством Российской Федерации
Цели и задачи Подпро- создание организационно-финансового механиз-
граммы ма, обеспечивающего эффективное функциониро-
вание системы ипотечного жилищного кредитова-
ния, рефинансирования кредитных организаций,
стимулирования развития жилищного строитель-
ства
привлечение внебюджетных средств для жилищно-
го строительства, в том числе ресурсов инсти-
туциональных инвесторов
формирование и развитие рынка ипотечного жи-
лищного кредитования в муниципальном образо-
вании город Краснодар
создание эффективного механизма муниципальной
поддержки участников Подпрограммы
Сроки и этапы реализа- Подпрограмма реализуется в период с 2005 по
ции Подпрограммы 2010 годы в три этапа, в том числе:
I этап - 2005 - 2006 годы
II этап - 2006 - 2007 годы
III этап - 2007 - 2010 годы
Основные мероприятия создание правовой базы, обеспечивающей разви-
Подпрограммы тие ипотечного жилищного кредитования в муни-
ципальном образовании город Краснодар
мероприятия, направленные на формирование и
развитие первичного и вторичного рынков ипо-
течных жилищных кредитов и стимулирование жи-
лищного строительства
мероприятия по реализации муниципальной под-
держки участников Подпрограммы
Объемы и источники фи- общий объем финансирования - 4053,6 млн.
нансирования Подпро- руб., в том числе:
граммы из средств местного бюджета (бюджета муници-
пального образования город Краснодар) - 193,6
млн. руб.
из внебюджетных источников финансирования
(средства физических и юридических лиц) в
объеме - 3860,0 млн. руб.
Ожидаемые результаты развитие системы долгосрочного ипотечного жи-
реализации Подпрограм- лищного кредитования на территории муници-
мы пального образования город Краснодар
создание механизма муниципальной поддержки
граждан, приобретающих жилье с привлечением
ипотечных жилищных кредитов
приобретение жилья с привлечением ипотечного
жилищного кредита 4415 семьями
Координатор Подпро- управление по финансовому рынку и ценным бу-
граммы магам администрации муниципального образова-
ния город Краснодар
Контроль исполнения контроль за исполнением Подпрограммы осущест-
Подпрограммы вляют администрация муниципального образова-
ния город Краснодар и городская Дума Красно-
дара
1. Общие положения
Подпрограмма разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2000 N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы", постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.1996 N 753 "О федеральной целевой программе "Свой дом", Законом Краснодарского края от 07.08.2002 N 511-КЗ "Об организационном и финансовом обеспечении внедрения и развития ипотечного жилищного кредитования в Краснодарском крае", постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 20.04.2005 N 1440-П "Об утверждении подпрограммы краевой целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы развития жилищного ипотечного кредитования Краснодарского края на 2005 - 2010 годы", постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 25.05.2005 N 1489-П "Об утверждении краевой целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы и внесении изменений в отдельные постановления Законодательного Собрания Краснодарского края" и решением городской Думы Краснодара от 14.10.2005 N 74 п. 5 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы".
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Подпрограмма имеет социальную направленность и призвана улучшить жилищные условия населения муниципального образования город Краснодар, нуждающегося в улучшении жилищных условий и имеющих невысокий уровень материального достатка, в том числе работников бюджетной сферы, молодежи и других групп граждан с низкими и средними доходами.
Основная часть населения, имеющая относительно стабильные доходы и желающая приобрести жилье в собственность, оказалась не в состоянии это сделать из-за отсутствия достаточных накоплений, долгосрочных кредитов и установленных высоких процентных ставок по их обслуживанию.
Главной целью Подпрограммы является создание эффективного механизма финансовой поддержки жителей краевого центра, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение привлекательности и доступности ипотечных кредитов.
Жилой фонд муниципального образования город Краснодар на 01.08.2005 составляет 11554,2 тыс. кв. метров общей площади, в том числе в муниципальной собственности находится 8319,4 тыс. кв. метров, что составляет 72 процента от жилого фонда муниципального образования город Краснодар.
Основные проблемы строительства доступного жилья, требующие комплексного программного решения в муниципальном образовании город Краснодар, сводятся к следующему:
в целом по муниципальному образованию в очереди на улучшение жилищных условий состоит 44,3 тыс. семей, из которых более 50 процентов состоит в льготных списках (инвалиды и участники войн, инвалиды, многодетные семьи);
объемы аварийного или ветхого жилья составляют 335 тыс. кв. метров, в котором проживает 8,7 тыс. семей;
отсутствуют земельные участки под жилищное строительство, обеспеченные необходимыми коммуникациями;
недостаточность производственных мощностей организаций, осуществляющих жилищное строительство в муниципальном образовании город Краснодар.
2.1. Анализ рынка жилья в муниципальном образовании город Краснодар
и перспективы его развития
В городе Краснодаре введено в эксплуатацию жилья:
в 2003 году - общей площадью 488,8 тыс. кв. метров,
из них:
индивидуального жилья - 251,1 тыс. кв. метров;
32 многоэтажных жилых дома общей площадью 237,7 тыс. кв. метров;
в 2004 году - общей площадью 554,0 тыс. кв. метров,
из них:
индивидуального жилья - 264,6 тыс. кв. метров;
42 многоэтажных жилых дома общей площадью 269,7 тыс. кв. метров;
в 1 полугодии 2005 года - общей площадью 361,0 тыс. кв. метров,
из них:
индивидуального жилья - 131,4 тыс. кв. метров;
20 многоэтажных жилых домов общей площадью 229,6 тыс. кв. метров.
Несмотря на растущие темпы ввода жилья в эксплуатацию в городе Краснодаре и увеличение количества предложений по его продаже (в 2004 году - 14 процентов по сравнению с 2003 годом, а в 2005 году - 30 процентов по сравнению с 2004 годом), дефицит жилья на рынке недвижимости ощущается довольно остро. Спрос на жилье по-прежнему превышает предложение. Это обусловлено не только ростом благосостояния части краснодарцев, их потребностью улучшить свои жилищные условия, рождаемостью, но и притоком иногородних граждан, желающих поселиться в краевом центре Кубани.
Эту проблему можно решить увеличением объемов строительства индивидуальных и многоэтажных жилых домов с использованием финансовых механизмов рассрочки и кредитования для приобретения жилья, которые позволили бы использовать имеющиеся средства с наибольшей эффективностью.
Подпрограмма поможет жителям муниципального образования город Краснодар с невысокими доходами приобрести жилье за счет собственных средств с привлечением средств ипотечных жилищных кредитов.
Стоимость типового жилья на первичном рынке определялась путем анализа цен за 1 квадратный метр жилья, предлагаемого к продаже строительными организациями города:
-------------------------------------------------------------------------
N | Наименование показателей |Единица измерения| 2003 | 2004 | 2005
п/п| | | | |
---+---------------------------+-----------------+-------+-------+-------
| Средняя стоимость 1 кв. м | тыс. руб. | 14,0 | 18,0 | 21,0
| нового жилья | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Стоимость типового жилья на вторичном рынке определялась путем анализа цен за 1 квадратный метр жилья, предлагаемого продавцами жилой недвижимости через рекламно-информационную сеть города:
-------------------------------------------------------------------------
N | Наименование показателей |Единица измерения| 2003 | 2004 | 2005
п/п| | | | |
---+---------------------------+-----------------+-------+-------+-------
| Средняя стоимость 1 кв. м | тыс. руб. | 17,8 | 20,8 | 22,7
| нового жилья | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Анализ данных по первичному и вторичному рынку жилья показал, что цена на первичном рынке в среднем на 14 процентов ниже, чем на вторичном рынке жилья.
Следует отметить постоянный рост стоимости жилья, обусловленный увеличением стоимости энергоносителей, строительных материалов, изменениями в жилищном законодательстве.
Так, в 2004 году темпы роста стоимости жилья на первичном и вторичном рынках, по сравнению с предыдущим годом, составили в среднем 29 процентов, в 2005 году данный показатель составил 16 процентов.
2.2. Вторичный рынок ипотечных жилищных кредитов
Важным фактором для развития ипотечного жилищного кредитования является рефинансирование кредитных организаций с целью выдачи максимального количества ипотечных жилищных кредитов за счет привлечения внебюджетных средств. Рефинансирование осуществляется через вторичный рынок ипотечных жилищных кредитов.
Вторичный рынок ипотечных жилищных кредитов формируется через регионального оператора - ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" в лице ОАО "Кубанское ипотечное агентство" (далее - региональный оператор), который обеспечивает условия рефинансирования путем выкупа закладных и последующей их реализации на рынке ценных бумаг через уполномоченные органы с использованием следующего механизма:
выкуп региональным оператором прав по кредитным договорам (закладных), обеспеченным ипотекой, у кредитных организаций;
продажа региональным оператором закладных институциональным инвесторам;
эмиссия ипотечных ценных бумаг;
создание единой информационной системы ипотечных жилищных кредитов, включающей соответствующие экономические, социальные и статистические данные.
3. Этапы реализации Подпрограммы
Подпрограмма реализуется в три этапа:
I этап - 2005 - 2006 годы,
II этап - 2006 - 2007 годы,
III этап - 2007 - 2010 годы.
На первом этапе:
осуществляются мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы муниципального образования город Краснодар, организации взаимодействия участников Подпрограммы, проведению мониторинга платежеспособного спроса жителей в целях оценки количества потенциальных участников ипотечного жилищного кредитования, созданию условий привлечения сбережений жителей краевого центра в сферу жилищного строительства;
осуществляется предоставление ипотечных жилищных кредитов кредитными организациями, принимаются меры по выделению и оформлению земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой, для строительства жилья.
На втором этапе:
осуществляются мероприятия по привлечению дополнительных инвестиционных ресурсов в жилищное строительство, развитие системы привлечения сбережений граждан в сферу жилищного строительства, создание системы муниципальной поддержки населения, приобретающих жилье с привлечением ипотечных жилищных кредитов;
разрабатывается порядок предоставления субсидий для оплаты части стоимости жилья, приобретаемого, строящегося с привлечением ипотечного жилищного кредита за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар);
проводятся мероприятия, направленные на формирование и развитие вторичного рынка ипотечных жилищных кредитов, а именно оказание содействия региональному оператору во взаимодействии с кредитными организациями и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность на территории муниципального образования город Краснодар.
На третьем этапе осуществляются мероприятия по совершенствованию и развитию всех направлений второго этапа.
4. Система программных мероприятий
4.1. Создание нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие
ипотечного жилищного кредитования
На первом этапе реализации Подпрограммы предусмотрено создание нормативной правовой базы, обеспечивающей ее реализацию.
Принимаются нормативные правовые акты, регулирующие:
порядок создания и использования муниципального маневренного фонда жилых помещений, предназначенного для временного проживания граждан, утративших жилье при обращении на него взыскания в результате невыплаты ипотечного жилищного кредита;
порядок оказания финансовой поддержки жителям муниципального образования город Краснодар посредством предоставления субсидий из местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) на оплату части стоимости жилья, приобретаемого с помощью ипотечного жилищного кредита, погашения части процентной ставки по предоставленному ипотечному кредиту;
порядок действий органов опеки и попечительства при принятии решения о согласии на передачу жилых помещений, права на которые имеют несовершеннолетние дети, в ипотеку и на обращение взыскания на эти помещения.
4.2. Мероприятия, направленные на формирование и развитие
первичного рынка ипотечных жилищных кредитов
и стимулирование жилищного строительства
Первичный рынок ипотечных жилищных кредитов формируется в основном за счет кредитных организаций, предлагающих услуги населению по предоставлению ипотечных кредитов.
В целях развития ипотечного жилищного кредитования в муниципальном образовании город Краснодар используются меры по:
созданию условий участия в Подпрограмме кредитных организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты населению самостоятельно;
привлечению предприятий, организаций и учреждений, находящихся на территории муниципального образования город Краснодар, к корпоративному ипотечному кредитованию сотрудников организаций, передовиков производства и специалистов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с привлечением средств хозяйствующих субъектов на погашение части процентных ставок по предоставляемым членам трудовых коллективов жилищным кредитам либо оплате части стоимости приобретаемого жилья;
оказанию помощи в формировании и развитии жилищных накопительных кооперативов, деятельность которых осуществляется в рамках действующего законодательства и направлена на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на территории муниципального образования город Краснодар;
привлечению к сотрудничеству кредитных организаций, страховых, оценочных, риэлтерских и строительных компаний, действующих на рынке жилья.
Для эффективного реагирования на процессы реализации Подпрограммы на каждом ее этапе осуществляется мониторинг платежеспособного спроса жителей муниципального образования город Краснодар по следующим показателям:
количество граждан - потенциальных участников Подпрограммы;
платежеспособность потенциальных участников Подпрограммы;
количество граждан, нуждающихся в финансовой поддержке;
объемы средств, необходимых для оказания финансовой поддержки гражданам - потенциальным участникам Подпрограммы;
анализ параметров жилья, пользующегося спросом граждан - потенциальных участников Подпрограммы.
Мероприятия, направленные на формирование и развитие первичного рынка ипотечных жилищных кредитов включают:
мониторинг потребностей платежеспособного населения муниципального образования город Краснодар - потенциальных участников ипотечного жилищного кредитования, желающих приобрести жилье в новостройках;
организация внедрения процедур выдачи, сопровождения ипотечных кредитов;
предоставление участникам Подпрограммы земельных участков под строительство жилья в соответствии с действующим законодательством;
организация заключения договоров с участниками первичного рынка ипотечного жилищного кредитования;
организация строительства жилья для граждан, участвующих в Подпрограмме;
организация реализации жилья с оплатой части его стоимости за счет ипотечных кредитов.
4.3. Мероприятия по реализации финансовой поддержки
участников Подпрограммы
4.3.1. Предоставление отдельным категориям граждан бюджетных
субсидий для оплаты части стоимости жилья, приобретаемого с помощью
ипотечного жилищного кредита, погашения части процентной
ставки по предоставленному ипотечному жилищному кредиту
Данное мероприятие направлено на снижение бремени расходов заемщика по обслуживанию ипотечного жилищного кредита и выравнивание дисбаланса между размером необходимых средств и размером суммы ипотечного кредита, который гражданин способен получить исходя из уровня его платежеспособности.
Субсидирование граждан для оплаты части стоимости жилья, приобретаемого с привлечением ипотечного жилищного кредита, и на погашение части процентной ставки по предоставленному ипотечному жилищному кредиту осуществляется за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар).
Расходы на предоставление субсидий гражданам для оплаты части стоимости жилья, приобретаемого с привлечением ипотечного жилищного кредита и на погашение части процентной ставки по предоставленному ипотечному жилищному кредиту за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар), предусматриваются в местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на очередной финансовый год.
4.3.2. Создание маневренного фонда жилых помещений,
предназначенного для временного проживания граждан, утративших
жилье при обращении на него взыскания в результате
невыплаты ипотечного жилищного кредита
В целях обеспечения конституционных прав граждан на жилье в случае обращения взыскания на жилое помещение, приобретенное за счет ипотечного кредита и заложенное в обеспечение возврата данного кредита, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для этих граждан единственными, в муниципальном образовании город Краснодар формируется маневренный фонд жилых помещений, предназначенный для временного проживания таких граждан.
Формирование указанного маневренного фонда и предоставление жилья гражданам осуществляется уполномоченным отраслевым органом администрации муниципального образования город Краснодар в порядке, установленном главой муниципального образования город Краснодар.
Средства на формирование указанного маневренного фонда предусматриваются в местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на очередной финансовый год.
4.3.3. Информационная поддержка развития ипотечного
жилищного кредитования
В целях информирования населения муниципального образования город Краснодар о реализации Подпрограммы используются возможности средств массовой информации.
Финансирование мероприятий по освещению в средствах массовой информации сведений об ипотечном жилищном кредитовании на территории муниципального образования город Краснодар осуществляется за счет средств, предусмотренных в местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на информационное обслуживание администрации муниципального образования город Краснодар на очередной финансовый год.
5. Финансовое обеспечение реализации Подпрограммы
На реализацию Подпрограммы привлекаются средства в объеме 4053,6 млн. рублей, в том числе:
средства местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) - 193,6 млн. руб.;
внебюджетные источники финансирования (средства физических и юридических лиц) - 3860 млн. руб.
Объемы финансирования Подпрограммы:
(млн. рублей)
-------------------------------------------------------------------------------
Источник финансирования | Всего на | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010
|2005 - 2010| год | год | год | год | год | год
| годы | | | | | |
-------------------------+-----------+------+------+------+------+------+------
местный бюджет (бюджет| 193,6 | 25 | 28,6| 35 | 35 | 35 | 35
муниципального образова-| | | | | | |
ния город Краснодар) | | | | | | |
-------------------------+-----------+------+------+------+------+------+------
внебюджетные источники | 3860,0 | 535 | 590 | 645 | 670 | 700 | 720
-------------------------------------------------------------------------------
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) будут уточняться исходя из возможностей бюджета на соответствующий год.
6. Ожидаемые результаты от реализации Подпрограммы
В результате реализации Подпрограммы будет создан механизм финансовой поддержки граждан с невысоким уровнем материального достатка и нуждающихся в улучшении своих жилищных условий.
Около 4,5 тыс. семей приобретут жилье с использованием ипотечных жилищных кредитов.
Ожидаемое увеличение объемов жилищного строительства в муниципальном образовании - в 1,3 раза (задача, определенная муниципальной целевой программой "Жилище" на 2005 - 2010 годы).
К 2010 году предполагается увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от предприятий жилищно-строительного комплекса на 30 - 40 процентов по сравнению с показателями 2004 года.
7. Механизмы реализации Подпрограммы
В целях реализации Подпрограммы планируется осуществление следующих мероприятий по:
определению участников Подпрограммы (застройщики, граждане, кредитные, страховые организации);
информационному оповещению населения об условиях ипотечного жилищного кредитования;
формированию списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с использованием схем ипотечного жилищного кредитования;
привлечению средств участников Подпрограммы (бюджетные, внебюджетные) для финансирования строительства нового жилья;
финансированию строительства жилых домов, осуществляемому в рамках настоящей Подпрограммы;
оформлению в установленном порядке строительных площадок, обеспеченных инженерной инфраструктурой, для строительства нового жилья;
формированию маневренного фонда жилых помещений для обеспечения гарантий прав участников системы ипотечного жилищного кредитования;
обеспечению контроля за эффективным расходованием бюджетных средств и своевременным исполнением участниками Подпрограммы своих обязательств.
8. Функциональное обеспечение Подпрограммы
Управление по финансовому рынку и ценным бумагам администрации муниципального образования город Краснодар согласовывает и определяет участников Подпрограммы в сроки, предусмотренные разделом 3, готовит проекты правовых актов по формированию нормативной правовой базы, обеспечивающей условия реализации Подпрограммы.
Коммерческий Банк "Кубанский универсальный банк" (Общество с ограниченной ответственностью) в соответствии с ежегодно заключаемым с администрацией муниципального образования город Краснодар договором о сотрудничестве осуществляет льготное кредитование отдельных категорий заемщиков, определяемых соответствующими муниципальными правовыми актами, под залог имеющегося или приобретаемого ими имущества на условиях, определяемых администрацией муниципального образования город Краснодар, в объемах, предусмотренных местным бюджетом (бюджетом муниципального образования город Краснодар) на соответствующий финансовый год.
Жилищный социальный фонд "Жилсоцфонд" муниципального образования г. Краснодар:
осуществляет функции застройщика по строительству жилья;
формирует списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с использованием схем ипотечного жилищного кредитования;
осуществляет работу с заемщиками.
9. Осуществление контроля за реализацией Подпрограммы
Текущий контроль реализации Подпрограммы осуществляет координатор Подпрограммы с ежеквартальным информированием администрации муниципального образования город Краснодар.
Администрация муниципального образования город Краснодар ежегодно информирует городскую Думу Краснодара о ходе выполнения Подпрограммы.
<< Назад |
||
Содержание Решение городской Думы Краснодара от 15 декабря 2005 г. N 4 п. 9 "Об утверждении подпрограммы развития ипотечного жилищного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.