Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы
администрации Краснодарского края
от 27 мая 2003 г. N 472
Программа содействия занятости населения
Краснодарского края на 2003 год
Паспорт Программы
-------------------------------------------------------------------------
Перечень | Содержание характеристик
характеристик |
-----------------+-------------------------------------------------------
Наименование |Программа содействия занятости населения Краснодарского
Программы |края на 2003 год
-----------------+-------------------------------------------------------
Основание для |Программа разработана в соответствии со статьями 14, 15
разработки Про- |Закона Российской Федерации "О занятости населения в
граммы |Российской Федерации"
-----------------+-------------------------------------------------------
Заказчик Про- |Администрация Краснодарского края
граммы |
-----------------+-------------------------------------------------------
Разработчики |Департамент Федеральной государственной службы занято-
Программы |сти населения по Краснодарскому краю, органы исполни-
|тельной власти Краснодарского края
-----------------+-------------------------------------------------------
Цели Программы |Создание условий для трудоустройства граждан, ищущих
|работу, обеспечение работодателей рабочей силой.
|Обеспечение целевой государственной поддержки безработ-
|ных граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
|Предупреждение долговременной безработицы и смягчение
|ее социальных последствий
-----------------+-------------------------------------------------------
Исполнители ос- |Департамент Федеральной государственной службы занято-
новных мероприя-|сти населения по Краснодарскому краю и районные, город-
тий Программы |ские центры занятости населения (по согласованию); со-
|ответствующие: исполнительные органы государственной
|власти Краснодарского края, территориальные органы фе-
|деральных органов исполнительной власти и органы мест-
|ного самоуправления (по согласованию); организации,
|привлекаемые к выполнению мероприятий Программы в уста-
|новленном законодательством порядке
-----------------+--------------------------------------------------------
Ожидаемые конеч-|Уровень регистрируемой безработицы в пределах 1 - 1,1
ные результаты |процента; масштабы содействия в трудоустройстве - 80
|тыс. человек; трудоустройство на общественные работы -
|23 тыс. человек; профессиональное обучение безработных
|граждан - 17 тыс. человек; оказание профориентационных
|услуг - 180 тыс. человек; оказание социальной поддержки
|безработным гражданам - 77,5 тыс. человек
-----------------+-------------------------------------------------------
Сроки реализации|2003 год
Программы |
-----------------+-------------------------------------------------------
Объемы и источ- |Объем финансирования Программы - 262,4 млн. рублей, в
ники финансиро- |том числе краевой бюджет - 3,0 млн. рублей;
вания |планируется привлечение средств: федерального бюджета -
|250,0 млн. рублей; местных бюджетов городов и районов -
|4,4 млн. рублей и около 5,0 млн. рублей средств работо-
|дателей
-----------------+-------------------------------------------------------
Контроль за ис- |Администрация Краснодарского края совместно с департа-
полнением Про- |ментом Федеральной государственной службы занятости на-
граммы |селения по Краснодарскому краю
-------------------------------------------------------------------------
Введение
Программа содействия занятости населения Краснодарского края на 2003 год (далее именуется - Программа) разработана на основании Закона Российской Федерации от 20 апреля 1996 года "О занятости населения в Российской Федерации", Соглашения между краевым территориальным объединением организаций профессиональных союзов "Крайсовпроф", краевым (региональным) объединением работодателей "Федерация товаропроизводителей Кубани" и администрацией Краснодарского края на 2003 - 2004 годы.
Программа является основой обеспечения реализации в 2003 году основных направлений государственной политики занятости на территории края и предполагает консолидацию усилий всех органов законодательной и исполнительной власти края, органов службы занятости населения Краснодарского края, объединений работодателей, краевого совета профсоюзов и других общественных организаций по поддержанию и развитию занятости в регионе.
Одним из способов реализации положений Программы является разработка и выполнение городских и районных программ содействия занятости населения. Согласно Федеральному закону от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к предмету ведения местного самоуправления относится обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения.
Приоритетными группами населения, на которые распространяется действие Программы, являются безработные и ищущие работу граждане, работники предприятий, находящиеся под риском увольнения, а также граждане, наиболее нуждающиеся в поддержке на рынке труда.
В Программе дана оценка ситуации на рынке труда, определены основные направления деятельности служб занятости по реализации государственной политики занятости на территории края, сформулированы основные направления действий по отношению к различным группам населения. В ней сохранена преемственность с Программой содействия занятости населения Краснодарского края на 2002 год в части реализации важнейших целей и приоритетных направлений государственной политики занятости.
Расчет показателей Программы произведен на основе анализа состояния и прогноза ситуации на рынке труда края и выделенных финансовых средств. При разработке Программы использованы материалы департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей, департамента образования и науки Краснодарского края, Краснодарского краевого комитета государственной статистики, департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Краснодарскому краю, районных, городских центров занятости населения.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными средствами
1.1. Ситуация на рынке труда Краснодарского края в 2002 году
Закрепление и дальнейшее развитие положительных тенденций в реальном секторе экономики края благоприятно отражается на ситуации в сфере занятости и на рынке труда.
Следствием положительной динамики социально-экономического развития края стало увеличение спроса на рабочую силу. В результате на рынке рабочей силы в течение 2002 года численность экономически активного населения продолжала расти и достигла к концу 2002 года, по данным краевого комитета государственной статистики, 2283,2 тыс. человек, что на 2 процента больше предыдущего года.
В экономике края в 2002 году было занято 2033,1 тыс. человек, что на 3,3 процента выше предыдущего года. Доля занятых в численности экономически активного населения составляет 89 процентов.
Отмечается снижение общей численности безработных (рассчитанной в соответствии с методологией МОТ) с 270 тыс. человек в 2001 году до 250,1 тыс. человек к концу 2002 года. Уровень общей безработицы снизился соответственно с 12 процентов до 11 процентов. Однако общая безработица по-прежнему достаточно высока и представляет собой серьезную социальную проблему для края.
Несмотря на снижение по сравнению с 2001 годом, сохраняется проблема вынужденной неполной занятости. За 2002 год 15,7 тыс. человек, или 1,2 процента среднесписочной численности работали неполное рабочее время. В отпуска по инициативе администрации отправлено 29,5 тыс. человек (2,3 процента среднесписочной численности).
В крае отмечается интенсивное движение кадров. В январе - декабре 2002 года выбытие работников на крупных и средних предприятиях составило 426,2 тыс. человек (33,8% среднесписочной численности), то есть каждый третий работник сменил место работы в течение года.
В сравнении с 2001 годом в целом число выбывших выросло на 6 процентов. Основная часть выбывших из организаций - 80,7%, как и в предшествующие периоды, увольнялась по собственному желанию, 4,4% - в связи с сокращением численности персонала. Численность работников, выбывших в связи с сокращением численности, выросла в сравнении с 2001 годом на 55% и составила 18,6 тысячи человек.
Необходимо отметить, что, если в 2000 - 2001 годах прием на предприятия края превышал выбытие, то в 2002 году наблюдается другая тенденция. Принято на предприятия края 410,3 тыс. человек, что на 15,9 тыс. человек меньше выбытия.
На фоне сокращения общей численности безработных численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения края, растет. На 1 января 2003 года в городских и районных центрах занятости края зарегистрировано 20,2 тыс. безработных, что выше 1 января 2002 года в 1,3 раза. Массовое снижение регистрируемой безработицы, наблюдавшееся в 2000 - 2001 годах, прекратилось.
Несмотря на то, что уровень регистрируемой безработицы в Краснодарском крае в два раза меньше среднероссийского (1,8%) и один из самых низких в России и Южном федеральном округе, к концу декабря 2002 года он увеличился до 0,9 процента против 0,7 процента на начало 2002 года.
Увеличилась обращаемость граждан в государственную службу занятости населения края. В январе - декабре 2002 года поставлено на учет в целях поиска работы 111,4 тыс. граждан, что в 1,2 раза больше предыдущего года.
В 2002 году в крае активизировался процесс высвобождения, что повлекло увеличение числа обращений данной категории граждан в службу занятости в 1,6 раза в сравнении с 2001 годом.
Доля высвобожденных граждан в общей численности безработных в целом по краю возросла с 20,4 процента на 1 января 2002 года до 25 процентов на 1 января 2003 года.
Рост численности безработных связан и с переходом на определение размеров пособия по безработице применительно к величине прожиточного минимума, что послужило значительным материальным стимулом в постановке граждан, длительное время не работающих и ранее не стремившихся возобновить трудовую деятельность. Эти тенденции характерны прежде всего в сельских территориях, особенно среди женщин.
Сохраняется значительная межтерриториальная дифференциация уровня регистрируемой безработицы: от 2,3 процента в Староминском районе до 0,3 процента в городе Краснодаре.
Одной из наиболее острых проблем рынка труда края остается структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы: соискатели рабочих мест не соответствуют требованиям работодателей, а вакантные рабочие места - требованиям ищущих работу.
Негативное влияние на процесс трудоустройства граждан оказывает ухудшение качественных характеристик рабочих мест, значительное число вакантных рабочих мест имеют неблагоприятные условия труда и низкую заработную плату.
Необходимо отметить ряд явлений, которые негативно сказываются на формировании банка вакансий.
Прежде всего низкое качество большинства предлагаемых предприятиями вакансий (длительные задержки выплаты зарплаты, зарплата ниже прожиточного минимума), что сдерживает увеличение масштабов трудоустройства.
Анализ банка данных показывает, что из общего количества заявленных в службу занятости вакансий около 60 процентов имеют заработную плату ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения. В общем количестве заявок от предприятий 77 процентов вакансий приходится на рабочие специальности и лишь 23 процента - на специалистов и служащих.
Основными клиентами органов службы занятости продолжают оставаться лица, которым трудно найти работу самостоятельно, у кого низкая квалификация, малый трудовой стаж, кто не способен справиться с жизненными переменами и профессиональными трудностями. Среди них свыше половины - лица, особо нуждающиеся в социальной защите.
В составе безработных значительна доля женщин - 73,1 процента общей численности безработных граждан. Вызывает тревогу молодежная безработица - 27,4 процента общей численности зарегистрированных безработных граждан в возрасте 16 - 29 лет.
Каждый пятый зарегистрированный безработный либо имел длительный (более года) перерыв в работе, либо искал работу впервые или не имел профессии и специальности.
Одной из причин роста безработицы к концу 2002 года является сезонное увеличение обращений граждан в осенне-зимний период, что характерно для сельских территорий и курортных городов.
Характерная особенность структуры безработных в нашем крае - значительные объемы сельской безработицы: 49,2 процента общей численности зарегистрированных безработных проживает в сельской местности. Не менее важна проблема длительности безработицы. Средняя продолжительность регистрируемой безработицы в крае составляет 5 месяцев. Практически каждый четвертый безработный, зарегистрированный в службе занятости, имеет продолжительность безработицы более 8 месяцев.
Таким образом, в целом ситуацию на рынке труда края можно охарактеризовать как неоднозначную и противоречивую. Наряду с определенными положительными сдвигами многие негативные явления диктуют необходимость повышения эффективности политики занятости, концентрации усилий всех заинтересованных сторон на решении наиболее острых проблем, выработки системы мер, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.
1.2. Прогноз ситуации на рынке труда на 2003 год
Проводимая органами государственной власти Краснодарского края социально-экономическая политика обеспечивает создание условий, при которых происходит устойчивый экономический рост. Это дает основания для позитивной оценки ожидаемых итогов работы основных отраслей и сфер экономики края в 2002 году и реалистичного прогноза социально-экономического развития в 2003 году.
Предполагается, что рост численности занятых произойдет в большинстве отраслей экономики. Новый импульс развития получит промышленность. Позитивные процессы в динамике производства прогнозируются за счет прироста объемов продукции в промышленности строительных материалов, машиностроении и металлообработке, лесной и деревообрабатывающей, химической и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности. Продолжится поступательное развитие аграрного сектора. Определенный импульс развития получит сфера транспорта и связи. Рост отраслей материального производства закономерно послужит причиной дальнейшего развития потребительского рынка.
Дальнейшее развитие получит малое предпринимательство, которое формирует пятую часть валового регионального продукта, треть хозяйствующих субъектов края, 13 процентов занятых в экономике.
Позитивные изменения в развитии реального сектора экономики позволят стабилизировать положение на рынке труда. Предполагается, что рост численности занятых произойдет в большинстве отраслей экономики, включая промышленность. Возрастет спрос на квалифицированную рабочую силу по большинству профессиональных групп.
В ближайшей перспективе наиболее востребованными будут специалисты, связанные с информатизацией производства и социальной сферы (информатика в экономике, защита информации, автоматизированные системы управления), развитием в крае рекреационного комплекса (гостиничное хозяйство, санаторно-курортный сервис и туризм), технического и обслуживающего сервиса. Сохранится спрос на работников сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, причем как на рабочих, так и на специалистов высшего и среднего уровня квалификации.
Вместе с тем наряду с определенными положительными сдвигами ситуация в сфере занятости и на рынке труда края остается достаточно сложной. В течение 2003 года сохранится тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом предприятий и организаций как за счет демографических факторов, так и за счет реструктуризации экономики.
Сохранится тенденция роста числа обращений граждан в службу занятости в поиске работы, за консультацией и информацией. При этом обратятся за помощью в трудоустройстве не менее 140 - 150 тыс. человек. Регистрируемая безработица может увеличиться до показателей порядка 24,9 тыс. человек в среднем за месяц в 2003 году против 21,1 тыс. человек в 2002 году, или на 18 процентов.
Таким образом, в результате позитивного сочетания экономического роста и привлечения инвестиций в условиях умеренного увеличения численности населения трудоспособного возраста и экономически активного населения, в 2003 году в крае ожидается увеличение занятости при незначительном расширении безработицы.
2. Основные задачи и направления государственной политики
на рынке труда края на 2003 год
Основные задачи государственной политики в интересах занятости населения края в соответствии с ситуацией в сфере занятости и на рынке труда следующие:
социальное партнерство на рынке труда, что предполагает развитие различных форм социального партнерства, направленных на активное взаимодействие, консолидацию усилий всех органов законодательной и исполнительной власти края, органов местного самоуправления, органов службы занятости населения, работодателей, учреждений профессионального образования, профсоюзов и других организаций по поддержанию и развитию занятости в крае;
развитие качества рабочей силы, совершенствование системы профессионального образования, подготовка новой рабочей силы с учетом текущей и перспективной потребности экономики края в квалифицированных кадрах; расширение масштабов и повышение качества внутрипроизводственного обучения персонала, в том числе на рабочих местах; создание благоприятных условий для профессионального роста работников; развитие и совершенствование системы профессионального обучения безработных граждан, оптимизация сроков и стоимости обучения; дальнейшее становление в крае системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;
повышение эффективности деятельности органов службы занятости, совершенствование технологий работы органов службы занятости населения с незанятыми и безработными гражданами в части их приема, создания и использования банков вакансий и банков данных о безработных, поиска работы, расширение системы сервисных услуг работодателям, внедрение новых методов взаимодействия с работодателями предприятий всех форм собственности;
расширение доступа незанятых граждан к активным программам содействия занятости на основе повышения их мотивации к трудовой деятельности; повышение стимулов активного поиска работы безработными (проведение ярмарок вакансий и ярмарок специалистов); консультирование и обучение навыкам самостоятельного поиска работы граждан, испытывающих трудности в трудоустройстве, в рамках специальных программ "Новый старт", "Клуб ищущих работу";
реализация принципа адресности, которая означает, в первую очередь, ориентацию политики содействия занятости на слабозащищенные категории населения: женщин, молодежь, инвалидов и т.д.;
повышение эффективности организации общественных работ. Эта задача решается на основе повышения социального статуса общественных работ, расширения их видов и масштабов;
оказание содействия гражданам в развитии самозанятости и предпринимательской инициативы - развитие малого и среднего бизнеса и самозанятости, включая работу службы занятости по содействию их развития;
совершенствование форм трудоустройства незанятого населения путем оказания содействия в трудоустройстве в пределах края и на территории других регионов, организации сезонных работ и работ вахтовым методом с использованием федерального банка вакансий, вакансий Южного федерального округа и банка вакансий межтерриториального обмена краевого уровня;
регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы: выдача заключений на привлечение и использование иностранных работников на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда края;
повышение эффективности использования и консолидация финансовых средств на реализацию политики занятости и мероприятий по содействию занятости населения. Решение этой задачи предусматривает усиление взаимодействия органов службы занятости с органами государственной власти края и органами местного самоуправления в реализации активной политики на рынке труда, в том числе в части финансирования программ содействия занятости населения. В условиях ограниченности средств федерального бюджета стоит задача рационального их использования, привлечения средств из других источников, и прежде всего местных бюджетов и средств работодателей.
3. Система мероприятий по реализации Программы
В целях реализации Программы разработан комплекс мер, предусматривающий практические направления действий на рынке труда Краснодарского края на 2003 год (приложения NN 1, 2).
Система программных мероприятий представлена следующими направлениями:
содействие в трудоустройстве, включающее повышение качества обслуживания, совершенствование технологии работы центров занятости населения в части приема граждан, формирования и использования банков вакансий; совершенствование действующих и поиск новых форм и методов взаимодействия с работодателями, повышение качества услуг, развитие партнерских, взаимовыгодных отношений между работодателями и органами службы занятости;
специальные мероприятия по содействию трудоустройству населения: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; информирование населения и работодателей о положении на рынке труда; организация общественных работ;
организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите; организация временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет; социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; содействие самозанятости населения;
оказание адресной поддержки при трудоустройстве гражданам, особо нуждающимся в социальной защите (содействие занятости детей-сирот, инвалидов, многодетных и одиноких родителей, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и других);
профессиональное обучение безработных с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда и быстрейшего трудоустройства; профориентация и психологическая поддержка безработных и незанятых граждан;
социальная поддержка безработных граждан в период активного поиска работы (выплаты пособий по безработице, стипендий и прочие выплаты безработным гражданам).
4. Финансовое обеспечение Программы
В качестве основного источника ресурсного обеспечения Программы планируется привлечь средства федерального бюджета.
Планируемый объем финансовых затрат на реализацию Программы из федерального бюджета (без затрат на содержание органов службы занятости) составляет более 250 млн. рублей в соответствии с утвержденными Министерством труда и социального развития Российской Федерации лимитами бюджетных обязательств на 2003 год.
На мероприятия активной политики занятости предполагается направить из федерального бюджета 46,1 млн. рублей, в том числе на профессиональное обучение и профессиональную ориентацию - 23,7 млн. рублей, на мероприятия по содействию трудоустройству населения - 22,4 млн. рублей.
На программы социальной поддержки лиц, признанных безработными, планируется направить из федерального бюджета 208,1 млн. рублей. Из краевого бюджета предполагается направить на целевое финансирование профессионального обучения выпускников общеобразовательных учреждений в профессиональных училищах края 3 млн. рублей.
Кроме того, предполагается привлечь в 2003 году на финансирование мероприятий активной политики занятости из местных бюджетов городов и районов края 4,4 млн. рублей и около 5 млн. рублей средств работодателей.
В объемы финансирования Программы могут вноситься коррективы в соответствии с изменениями ситуации на рынке труда, условий финансирования, нормативно-правовой базы, а также наличия средств на федеральном и краевом уровнях.
Планируемые объемы финансирования мероприятий Программы содействия занятости населения на 2003 год из средств федерального бюджета прилагаются (приложение N 3).
5. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы будет способствовать повышению занятости и конкурентоспособности населения Краснодарского края на рынке труда, обеспечит социальную защиту населения при безработице, позволит смягчить социально-экономическую ситуацию в крае.
Выполнение намеченных Программой мероприятий должно обеспечить в 2003 году:
оказание консультационных услуг по вопросам трудоустройства 400 тыс. человек;
трудоустройство 80 тыс. человек;
проведение профориентационной работы со 180 тыс. граждан;
привлечение к общественным работам 20 - 23 тыс. безработных и незанятых граждан;
предоставление возможности прохождения профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки с целью последующего трудоустройства 17 тыс. безработных граждан;
временное трудоустройство 25 тыс. несовершеннолетних граждан;
сдерживание уровня регистрируемой безработицы в Краснодарском крае в пределах 1 - 1,1 процента;
оказание государственной социальной поддержки 77,5 тыс. безработным гражданам.
6. Контроль за реализацией Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация Краснодарского края совместно с департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Краснодарскому краю (далее именуется - департамент ФГСЗН).
В качестве инструмента контроля за ходом исполнения Программы будет использоваться подготовка полугодовых отчетов о ходе выполнения основных направлений программных действий, контрольных показателей Программы и расходования средств на эти цели.
Руководитель департамента Федеральной
государственной службы занятости населения
по Краснодарскому краю |
В.А. Луговский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.