В целях всестороннего и эффективного развития физической культуры и спорта на территории Краснодарского края постановляю:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития физической культуры и спорта в Краснодарском крае на период до 2005 года (далее - Концепция), подготовленную департаментом по физической культуре и спорту Краснодарского края с участием заинтересованных органов исполнительной власти Краснодарского края.
2. Департаменту по физической культуре и спорту Краснодарского края (Иващенко) обеспечить доведение Концепции до сведения органов исполнительной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления Краснодарского края и спортивной общественности, а также организовать разработку плана мероприятий по ее реализации.
3. Органам исполнительной власти Краснодарского края и органам местного самоуправления Краснодарского края при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития физической культуры и спорта учитывать положения Концепции.
4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Первый заместитель
главы администрации
Краснодарского края |
А.А. Ремезков |
Приложение
к постановлению главы
администрации Краснодарского края
от 16 декабря 2003 г. N 1220
Концепция развития физической культуры и спорта
в Краснодарском крае на период до 2005 года
Концепция развития физической культуры и спорта в Краснодарском крае на период до 2005 года (далее - Концепция), разработанная на основе распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 1507-р "Об одобрении Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года" и материалов заседания Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту от 1 октября 2003 года, представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере физической культуры и спорта.
Всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта является важной составной частью государственной социально-экономической политики, направленной на охрану и укрепление здоровья, повышение средней продолжительности и качества жизни населения, а также достойное выступление команд и спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях.
Концепция должна служить ориентиром для органов государственной власти, органов местного самоуправления при решении вопросов, касающихся реализации государственной политики в области физической культуры и спорта, формирования здорового образа жизни населения, гармоничного воспитания здорового, физически крепкого поколения.
1. Характеристика состояния физической культуры и спорта
в Краснодарском крае
В течение последних лет в крае сформировались неблагоприятные тенденции снижения общих показателей состояния здоровья населения. В условиях неустойчивого развития экономики серьезную опасность для здоровья граждан представляют проблемы наркомании, алкоголизма и табакокурения. Наряду с этими причинами существенное негативное воздействие оказывает распространение вредных привычек, снижение уровня физической подготовленности различных групп населения, отсутствие потребности и возможности у большей части населения регулярно заниматься физической культурой и спортом.
Общая ситуация с физической культурой и массовым спортом в настоящее время характеризуется:
- низким уровнем обеспеченности спортивными сооружениями для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы и неудовлетворительным техническим состоянием большинства из них;
- отсутствием необходимого спортивного инвентаря и оборудования в образовательных учреждениях, спортивных школах, на спортивных сооружениях для обеспечения образовательного и учебно-тренировочного процесса;
- низким процентом охвата занимающихся физической культурой и спортом, в том числе женщин и социально незащищенных слоев населения;
- ослаблением целенаправленной работы по физическому воспитанию в образовательных учреждениях, особенно в детских дошкольных и общеобразовательных школах, слабым использованием внеурочных и внешкольных форм занятий, сокращением числа занимающихся в спортивных секциях школьников и студентов средних специальных учебных заведений;
- продолжающимся развалом системы физической культуры на предприятиях и в учреждениях (производственная физическая культура), отсутствием специалистов по физической культуре и спорту, работающих в трудовых коллективах, особенно в сельской местности;
- отсутствием интереса и потребности большинства людей к занятиям физической культурой и спортом в свободное время, в том числе самостоятельно;
- недостаточным и нестабильным бюджетным финансированием и отсутствием заинтересованности инвесторов во вложении средств в развитие физической культуры и спорта;
- отсутствием устойчивой мотивации и материальной заинтересованности у специалистов высокой квалификации в области физической культуры и спорта в работе со спортивным резервом и населением по месту жительства;
- недостаточной нормативно-правовой базой в сфере физической культуры и спорта;
- недостаточной работой по пропаганде здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации.
Действующим законодательством не урегулированы многие вопросы в области развития физической культуры и спорта.
Система управления физической культурой и спортом в муниципальных образованиях Краснодарского края не является оптимальной.
В 24 муниципальных образованиях управление отраслью осуществляет 1 специалист. В ряде городов и районов ликвидированы комитеты по физической культуре и спорту. Специалисты по физической культуре включаются в штат управлений образования, культуры, социальной защиты, что не позволяет им в полной мере выполнять функции по руководству отраслью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Число занимающихся физической культурой и спортом в 2002 году составило 382179 человек, или 7,6 процента от населения Краснодарского края. Число женщин, занимающихся физической культурой и спортом, составляет около 27 процентов от общего числа занимающихся.
В 7 муниципальных образованиях до сих пор не введены ставки специалистов по физической культуре в детских дошкольных учреждениях. На 1417 учреждений приходится всего 556 штатных работников.
Свыше 18 тысяч школьников не посещают учебные занятия по физическому воспитанию.
Сокращается число школьников и студентов средних специальных учебных заведений, занимающихся в спортивных секциях образовательных учреждений. Организованными формами внеурочных занятий по физической культуре и спорту охвачено 17,8% школьников.
В то же время увеличивается число учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Из 42 тысяч школьников и студентов этой категории только 50 процентов посещают занятия в спецмедгруппах.
По данным ежегодного доклада "О положении детей в Краснодарском крае" за 2002 год являются здоровыми не более 20% детей в возрасте 7 - 9 лет и 10 процентов 10 - 18-летних. Только 10% юношей - выпускников школ практически здоровы и без ограничений могут быть призваны в ряды Вооруженных Сил. Результаты проверки свидетельствуют о том, что 3 из 100 мальчиков и 2 из 100 девочек имеют хороший уровень физической подготовленности.
В сложившихся социально-экономических условиях произошли негативные изменения не только в постановке физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в образовательных учреждениях, но в большей степени они затронули трудовые и производственные коллективы. В связи с этим большие трудности испытывают сегодня физкультурно-оздоровительные и спортивные организации в работе по развитию физической культуры и спорта среди трудящихся. Многократное повышение стоимости физкультурно-оздоровительных услуг делает недоступными учреждения физической культуры и спорта, туризма и отдыха для многих тысяч трудящихся. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия и организации отказываются от содержания спортивных и оздоровительных объектов, закрывают, продают, передают их другим собственникам или используют не по назначению.
Опыт показывает, что эффективность средств физической культуры и спорта в профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья, в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и правонарушениями, особенно среди молодежи, исключительно высока.
Настоящая Концепция является основой для разработки комплекса мероприятий по развитию физической культуры и спорта, предусматривающих объединение усилий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, физкультурно-спортивных общественных объединений и организаций, а также отдельных граждан.
2. Цель, задачи и основные принципы
Целью Концепции является стабилизация и улучшение показателей здоровья и физической подготовленности населения Краснодарского края, уровня подготовленности спортсменов высокого класса, позволяющего им достойно выступать на ответственных соревнованиях, а также совершенствование форм государственной поддержки развития физической культуры и спорта, направленных на формирование здорового образа жизни населения и повышение спортивного престижа Кубани.
Основными задачами в сфере развития физической культуры и спорта являются:
- обеспечение жителям Краснодарского края возможности заниматься физической культурой и спортом;
- формирование у населения, особенно у детей и молодежи, устойчивого интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни, повышению уровня образованности в этой области;
- повышение качества физического воспитания населения, проведение мониторинга физической подготовки и физического развития детей и молодежи;
- повышение уровня физической подготовленности населения и спортсменов;
- военно-патриотическое воспитание молодежи;
- разработка и реализация краевых и муниципальных нормативных актов, целевых программ, направленных на создание необходимых условий для развития массового спорта;
- укрепление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом, особенно в образовательных учреждениях, спортивных школах и по месту жительства населения;
- совершенствование деятельности спортивных клубов и создание молодежных центров досуга;
- финансовая поддержка общественных объединений спортивной направленности;
- совершенствование системы проведения массовых спортивных мероприятий;
- укрепление организационной структуры массового спорта;
- обеспечение подготовки и повышения квалификации тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов, работающих в сфере массового спорта;
- качественное улучшение условий и создание эффективной системы подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса;
- широкая пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
Реализация настоящей Концепции должна основываться на следующих принципах:
- доступность занятий массовым спортом для всех категорий и групп населения;
- взаимодействие органов исполнительной власти, органов законодательной власти всех уровней и общественных спортивных организаций в вопросах развития массового спорта в Краснодарском крае;
- сочетание общих мероприятий по развитию массового спорта среди всего населения с конкретными целенаправленными мероприятиями для социально незащищенных категорий населения, прежде всего инвалидов, детей-сирот и учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
- дифференцированный подход к организации мероприятий по развитию физической культуры и спорта с учетом специфики и целевой установки на развитие массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта.
3. Основные направления деятельности по развитию
физической культуры и спорта
Региональная политика в сфере физической культуры и спорта должна предусматривать следующие основные направления:
- формирование у населения понимания жизненной необходимости занятий физической культурой и спортом;
- совершенствование системы управления и организации массового спорта, разработка новых организационно-управленческих решений, направленных на создание эффективной системы спортивно-массовой работы среди населения;
- формирование нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования бюджетных и внебюджетных источников финансирования;
- анализ эффективности использования спортивных сооружений;
- развитие инфраструктуры (спортивных сооружений, оздоровительных центров, спортивных баз) для занятий физической культурой и спортом в соответствии с программами социально-экономического развития регионов;
- проведение массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных соревнований, в том числе детских;
- подготовка кадров и повышение квалификации работников сферы физической культуры и спорта;
- предоставление детям, инвалидам и людям старшего поколения льготных условий для занятий физической культурой и спортом;
- привлечение для развития физической культуры и спорта средств из различных источников, включая бюджеты всех уровней и внебюджетные средства, стимулирование привлечения инвестиций на эти цели;
- создание благоприятных условий для организаций, реализующих программы, направленные на развитие массового спорта и способствующие формированию здорового образа жизни, а также спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на подготовку спортивного резерва и поддержку спорта высших достижений;
- формирование постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, способствующей вовлечению населения в активные занятия физической культурой и спортом, формированию здорового образа жизни;
- укрепление нормативной и финансовой базы спортивных школ всех типов и видов, материальное стимулирование труда тренеров-преподавателей, педагогов и специалистов;
- проведение мониторинга физической подготовленности и физического развития населения, особенно детей и молодежи;
- развитие спорта высших достижений;
- создание условий для достойного выступления кубанских спортсменов на крупнейших всероссийских и международных соревнованиях.
В организации и управлении физической культурой и спортом, особенно в части развития массового спорта - "спорта для всех", физического воспитания и образования детей и молодежи, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства населения, создания спортивных клубов, а также необходимой для этого спортивной базы все большее значение должны играть органы исполнительной власти края и органы местного самоуправления.
Необходимо принятие нормативных правовых актов, способствующих внедрению программ, направленных на формирование здорового образа жизни и физической активности населения. Это предопределяет, что в будущем расходы на физическую культуру должны постепенно увеличиваться. В перспективе необходимо добиваться такого положения, при котором на развитие физической культуры и спорта в краевом бюджете и в муниципальных выделялось <бы> не менее одного процента. В настоящее время первостепенное внимание необходимо уделить эффективности использования каждого бюджетного рубля, затрачиваемого на нужды физической культуры и спорта.
Совершенствование законодательства в области физической культуры и спорта должно способствовать тому, чтобы в рыночных условиях отрасль финансировалась не только из бюджетных источников, но и внебюджетных.
4. Механизм и основные меры по реализации Концепции
Реализация настоящей Концепции предполагает:
- совершенствование нормативной правовой базы физической культуры и спорта;
- принятие краевой и муниципальных программ развития физической культуры и спорта, в том числе авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта;
См. краевую целевую программу "Укрепление материально-технической базы и организационной структуры массового спорта в Краснодарском крае" на 2004 - 2005 годы, утвержденную постановлением Законодательного Собрания края от 24 марта 2004 г. N 668-П
- совершенствование программно-методического, организационного и медицинского обеспечения физического воспитания и спортивно-массовой работы с детьми и молодежью в образовательных учреждениях;
- проведение мониторинга физической подготовки и физического развития населения;
- формирование мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом и добровольному участию в спортивно-массовых мероприятиях;
- повышение эффективности системы организации и проведения спортивных комплексных соревнований;
- создание в населенных пунктах края зон отдыха, включающих сеть региональных оздоровительных трасс, вдоль которых формируется типовой набор специализированных спортивных сооружений;
- ремонт и реконструкцию спортивных сооружений образовательных учреждений, спортивных школ и оснащение их необходимым инвентарем и оборудованием;
- вовлечение инвалидов в физкультурно-оздоровительную деятельность, разработку системы мер, направленных на социально-психологическую и физическую реабилитацию, спортивную подготовку и возврат к трудовой деятельности;
- создание телевизионных и радиопрограмм, направленных на пропаганду физической культуры и спорта, здорового образа жизни.
Система физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в организациях всех форм собственности должна быть направлена на осуществление реабилитационных мероприятий, снижение неблагоприятного воздействия производства, повышение сопротивляемости организма различным заболеваниям.
Организационной основой массового спорта в Краснодарском крае должны стать детско-юношеские спортивные школы, спортивные туристские и физкультурно-оздоровительные клубы, а также спортивные центры, предлагающие на платной основе более комфортные условия и разнообразные спортивные услуги.
Физкультурно-спортивные клубы по интересам должны работать в условиях льготного налогообложения, что позволит им более активно проводить работу по вовлечению широких слоев населения в физкультурно-оздоровительную и спортивную работу.
Наряду с физкультурно-спортивными клубами могут развиваться коммерческие спортивные центры, предлагающие более комфортные условия, большое разнообразие сервисных услуг. Эти центры будут удовлетворять интересы состоятельных людей, желающих заниматься элитными и дорогостоящими видами спорта: парус, верховая езда, бильярд, теннис и т.д.
Мероприятия по совершенствованию физического воспитания и физической подготовки детей и молодежи должны включать в себя:
- проведение обязательных урочных форм занятий по предмету "Физическая культура" во всех типах и видах образовательных учреждений;
- проведение дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом;
- создание при образовательных учреждениях комплексных физкультурно-спортивных центров с типовым набором спортивного инвентаря и оборудования, позволяющим обеспечить двигательную активность школьников и учащихся;
- физическое воспитание обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
- осуществление физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня;
- проведение внешкольной воспитательной работы с детьми (спортивных секций, занятий в спортивных школах и спортивно-оздоровительных туристских клубах, а также самостоятельных занятий);
- вовлечение в активные занятия физической культурой и спортом детей и подростков в свободное время;
- формирование ответственного отношения родителей к здоровью детей и их физическому воспитанию;
- организацию спортивно-массовой работы по месту жительства;
- создание условий для занятий спортом детям, подросткам и молодежи, находящимся в исправительно-трудовых колониях.
Мероприятия по совершенствованию профессионального образования в сфере физической культуры должны предусматривать:
- апробацию и внедрение в учебный процесс новых обязательных программ профессионального образования;
- долгосрочное планирование объема подготовки специалистов со средним и высшим профессиональным образованием;
- расширение системы дополнительного профессионального образования;
- укрепление учебно-спортивной и материально-технической базы образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования;
- осуществление обмена опытом подготовки физкультурных и спортивных кадров с ведущими университетами зарубежных стран, включая стажировки;
- разработку новых научно-исследовательских направлений в сфере физической культуры и спорта;
- использование современных научных технологий в подготовке спортсменов высокого класса.
Мероприятия, направленные на развитие спорта высших достижений, должны предусматривать:
См. краевую целевую программу "Развитие олимпийского движения и спорта высших достижений на 2003 - 2004 годы", утвержденную постановлением Законодательного Собрания края от 22 января 2003 г. N 48-П
- эффективное функционирование существующих и создание новых центров и баз спортивной подготовки сборных команд Краснодарского края;
- совершенствование механизма использования ведомственных спортивных баз для подготовки сборных команд Кубани по различным видам спорта;
- создание комплексных научных групп по видам спорта и организацию научно-методического, медико-биологического и информационного обеспечения подготовки спортсменов высокого класса, а также спортивного резерва;
- приобретение эффективных технических средств для нужд спорта высших достижений;
- совершенствование технологий, форм и методов подготовки и переподготовки специалистов в области спорта высших достижений;
- создание и развитие специализированных структур, обеспечивающих и поддерживающих профессиональную деятельность спортсменов (их комплексное организационное, методическое, консультационное, медицинское и иное обслуживание);
- совершенствование механизмов стимулирования труда спортсменов и тренеров.
Реализация Концепции будет осуществляться поэтапно на основе плана мероприятий, разрабатываемого департаментом по физической культуре и спорту Краснодарского края совместно с заинтересованными органами исполнительной власти и организациями.
Реализация Концепции позволит:
- улучшить физическое состояние населения, заложить основы формирования здорового и гармонично развитого поколения;
- привлечь к массовым занятиям физической культурой и спортом различные категории населения;
- использовать возможности физической культуры и спорта в совершенствовании нравственного, эстетического и интеллектуального развития учащейся молодежи;
- усовершенствовать систему подготовки спортсменов высокого класса, создать условия для их успешного выступления на международной арене;
- повысить роль физической культуры и спорта как средства профилактики асоциального поведения молодежи;
- использовать физическую культуру и спорт для социальной и физической адаптации инвалидов и детей-сирот;
- обеспечить разнообразие форм предлагаемых физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
- увеличить объем спортивного телерадиовещания, повысить роль средств массовой информации в развитии физической культуры и спорта, а также в формировании здорового образа жизни.
Генеральный директор департамента
по физической культуре и спорту
Краснодарского края |
В.B. Иващенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Одобренная постановлением концепция разработана департаментом по физической культуре и спорту Краснодарского края и представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере развития физической культуры и спорта на ближайшие годы. Основная идея концепции - повышение роли органов государственной власти и местного самоуправления в организации и управлении физической культурой и спортом, особенно в части развития массового спорта, физического воспитания детей и молодежи, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства населения. Департаменту по физической культуре и спорту предложено разработать план мероприятий по реализации концепции, иным органам государственной власти и органам местного самоуправления рекомендовано при планировании и осуществлении мероприятий, связанных с развитием физкультуры и спорта, учитывать ее положения.
Постановление главы администрации Краснодарского края от 16 декабря 2003 г. N 1220 "Об одобрении "Концепции развития физической культуры и спорта в Краснодарском крае до 2005 года"
Постановление вступило в силу со дня его подписания.
Текст постановления официально опубликован не был.