Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы
администрации Краснодарского края
от 24 марта 2004 г. N 280
Программа содействия занятости населения Краснодарского края на 2004 год
31 декабря 2004 г.
Паспорт программы
Наименование программы Программа содействия занятости населения
Краснодарского края на 2004 год (далее Про-
грамма)
Основание для разра- Программа разработана в соответствии с За-
ботки Программы коном Российской Федерации "О занятости на-
селения в Российской Федерации"
Заказчик Программы администрация Краснодарского края
Разработчики Программы Департамент федеральной государственной
службы занятости населения по Краснодарско-
му краю, органы исполнительной власти Крас-
нодарского края
Цели Программы создание условий для трудоустройства граж-
дан, ищущих работу, обеспечение работодате-
лей рабочей силой
обеспечение целевой государственной под-
держки безработных граждан, особо нуждаю-
щихся в социальной защите. Предупреждение
долговременной безработицы и смягчение ее
социальных последствий
Исполнители основных Департамент федеральной государственной
мероприятий Программы службы занятости населения по Краснодарско-
му краю, районные, городские центры занято-
сти населения (по согласованию); соответст-
вующие исполнительные органы государствен-
ной власти Краснодарского края, территори-
альные органы федеральных органов исполни-
тельной власти и органы местного самоуправ-
ления (по согласованию); организации, при-
влекаемые к выполнению мероприятий Програм-
мы в установленном законодательством поряд-
ке
Ожидаемые конечные уровень регистрируемой безработицы в преде-
результаты лах 1 процента; масштабы содействия в тру-
доустройстве - 85 тыс. человек; трудоуст-
ройство на общественные работы - 23,5 тыс.
человек; направить на профессиональное обу-
чение - 13,5 тыс. безработных граждан; ока-
зать профориентационные услуги - 180 тыс.
человек; оказать социальную поддержку -
74,5 тыс. безработным гражданам
Сроки реализации Про- 2004 год
граммы
Контроль за исполне- администрация Краснодарского края совместно
нием Программы с Департаментом федеральной государственной
службы занятости населения по Краснодарско-
му краю
Введение
Программа содействия занятости населения Краснодарского края на 2004 год (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Соглашением между краевым территориальным объединением организаций профессиональных союзов "Крайсовпроф", краевым (региональным) объединением работодателей "Федерация товаропроизводителей Кубани" и администрацией Краснодарского края на 2003 - 2004 годы, распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 года N 568-р "Концепция действий на рынке труда на 2004 - 2005 годы" и соответствующим Планом мероприятий по реализации Концепции действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы.
Программа определяет основные направления и приоритеты государственной политики занятости на территории края на 2004 год с корректировкой, учитывающей итоги реализации программных мер за 2003 год и складывающуюся социально-экономическую ситуацию. Программа рассчитана на дальнейшую консолидацию усилий всех органов законодательной и исполнительной власти края, органов службы занятости населения Краснодарского края, объединений работодателей, краевого совета профсоюзов и других общественных организаций по поддержанию и развитию занятости в регионе.
Мероприятия Программы разработаны на основе анализа и прогноза ситуации на рынке труда, подготовленных по материалам департаментов социальной защиты населения Краснодарского края, экономического развития, инвестиций и внешних связей Краснодарского края, Краснодарского краевого комитета государственной статистики, городских и районных центров занятости.
Реализация положений Программы осуществляется путем разработки и выполнения городских и районных программ содействия занятости населения.
Приоритетными группами населения, на которые распространяется действие Программы, являются безработные и ищущие работу граждане, работники предприятий, находящиеся под риском увольнения, а также граждане, наиболее нуждающиеся в поддержке на рынке труда.
В Программе дана оценка ситуации на рынке труда, определены основные направления деятельности служб занятости по реализации государственной политики занятости на территории края, сформулированы основные направления действий по отношению к различным группам населения.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными средствами
1.1. Ситуация на рынке труда Краснодарского края в 2003 году
Позитивные изменения в экономике края в 2003 году оказали благоприятное влияние на положение в сфере занятости и на рынке труда.
Основными детерминантами на рынке труда последних лет являются демографические изменения, связанные с продолжающейся тенденцией снижения численности постоянного населения и роста численности населения трудоспособного возраста. По-прежнему численность экономически активного населения вследствие роста численности населения трудоспособного возраста по своей динамике опережает рост занятости.
По данным Краснодарского краевого комитета государственной статистики на конец 2002 года численность экономически активного населения составляет 2352,4 тыс. человек. Всего во всех сферах трудовой деятельности занято 2122,3 тыс. человек (73 процента от численности трудоспособного населения и более 90 процентов от экономически активного населения); как показывает прогноз, такая же тенденция продолжится и в 2003 - 2004 годах.
Доля лиц трудоспособного возраста в общей численности населения колеблется в пределах 58 - 59 процентов. В силу низкого уровня жизни остается высоким спрос на рабочие места со стороны населения старше трудоспособного возраста.
В целом занятость населения края сохраняется на достаточно высоком уровне. В частном секторе экономики, по оценке 2003 года, работают 1254,6 тыс. человек, или 60 процентов занятых экономической деятельностью граждан, из них в крестьянских и фермерских хозяйствах - 67 тыс. человек, индивидуальным трудом и по найму отдельных граждан заняты 487,6 тыс. человек. Численность работающих в госсекторе составляет 670 тыс. человек.
В отраслях материального производства работает более 70 процентов занятых в экономике.
В январе - декабре 2003 года выбытие работников на крупных и средних предприятиях составило 426 тыс. человек, или 34,8 процента среднесписочной численности, практически осталось на уровне соответствующего периода 2002 года - 426,2 тыс. человек. Большая часть выбывших из организаций - 83,7 процента - увольнялась по собственному желанию, 3,5 процента - в связи с сокращением численности персонала.
Снизились масштабы высвобождения работников, за 2003 год численность уволившихся составила около 15 тыс. человек, или 1,2 процента к среднесписочной численности, против 18,6 тыс. человек, или 1,5 процента, за соответствующий период 2002 года.
Продолжается наметившаяся в 2002 году тенденция превышения выбытия над приемом рабочей силы работников крупных и средних предприятий края. За 2003 год принято на работу 401,3 тыс. человек, что на 24,7 тыс. человек больше выбывших.
В 2003 году 16,8 тыс. человек, или 1,4 процента среднесписочной численности, работали неполное рабочее время, на 7 процентов больше предыдущего года. В отпуска по инициативе администрации отправлено 24,1 тыс. человек (2 процента среднесписочной численности). Около 13 тыс. человек, или 56,3 процента, имевших вынужденные отпуска, не получали за период отпуска денежной компенсации.
Численность лиц, не имеющих занятия, но активно ищущих работу и в соответствии с методологией МОТ классифицируемых как безработные, составила в 2002 году 250,1 тыс. человек, по оценке Краснодарского краевого комитета государственной статистики к концу декабря 2003 года снизилась до 204 тыс. человек. Соответственно уровень общей безработицы снизился с 11 процентов до 9 процентов в 2003 году.
Состояние контролируемого рынка труда в 2003 году характеризуется устойчивым сокращением численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости. С начала 2003 года численность зарегистрированных безработных уменьшилась на 16,8 процента и составила к концу 2003 года 16,8 тыс. человек. При этом уровень регистрируемой безработицы снизился с 0,9 процента до 0,7 процента. Однако сохраняется значительная межтерриториальная дифференциация уровня регистрируемой безработицы: от 1,8 процента в Новокубанском районе до 0,3 процента в городе Краснодаре.
Если ранее основной причиной сокращения безработицы являлось отсутствие стимулов у отдельных граждан к регистрации в качестве безработных из-за задержки в выплатах пособий, то в настоящее время это связано с увеличением спроса на рабочую силу, ростом занятости в различных отраслях экономики края и активизацией органов службы занятости в трудоустройстве, профессиональном обучении, организации общественных работ и других направлений активной политики занятости.
Основными клиентами органов службы занятости продолжают оставаться лица, которым трудно найти работу самостоятельно, у кого низкая квалификация, малый трудовой стаж, кто не способен справиться с жизненными переменами и профессиональными трудностями.
Специфика безработицы в крае определяется сложившимся уровнем и структурой занятости, обусловленными специализацией и комплексностью хозяйства. Для края характерны значительные объемы сельской безработицы (50,5 процента зарегистрированных безработных), сезонный характер безработицы, связанный с отраслевой структурой экономики края (агропромышленный комплекс, санаторно-курортная сфера). При относительно невысоком уровне безработицы (в 3 раза ниже среднероссийского и в 7 раз ниже среднего по Южному федеральному округу) высокая продолжительность безработицы - 5,2 месяца, практически каждый четвертый безработный, зарегистрированный в службе занятости, имеет продолжительность безработицы более 8 месяцев, в крае значительны объемы женской (75,6 процента) и молодежной (26,3 процента) безработицы.
Ряд негативных тенденций осложняют ситуацию в сфере занятости и на рынке труда края. Остается структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы как в профессионально-квалификационном, так и территориальном разрезе. Сохраняется высокая степень дифференциации различных территорий по уровню безработицы.
В среднем на одного незанятого гражданина, зарегистрированного в службе занятости, приходится 1,6 вакансии, однако следует отметить ряд явлений, которые негативно сказываются на процессе трудоустройства граждан, прежде всего это низкое качество заявленных вакансий: отмечена значительная часть низкооплачиваемых рабочих мест, характеризующихся тяжелыми или вредными условиями труда; встречаются заявки от предприятий, задерживающих выплату заработной платы; вакансии, имеющие ограничения по возрасту.
Анализ банка вакансий показал, что более 20,5 процента вакансий имеют заработную плату ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения в крае, в промышленности такие вакансии составляют 9 процентов, в сельском хозяйстве - 30,8 процента, в здравоохранении, социальном обеспечении, образовании, науке - 52,8 процента.
В общем количестве заявок от предприятий 79,2 процента вакансий приходится на рабочие специальности и лишь 20,8 процента на специалистов и служащих.
Таким образом, в целом ситуацию на рынке труда края можно охарактеризовать как неоднозначную. Наряду с определенными положительными сдвигами ряд негативных явлений диктуют необходимость повышения эффективности политики занятости, концентрации усилий всех заинтересованных сторон на решение наиболее острых проблем, выработки системы мер, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.
1.2. Прогноз ситуации на рынке труда на 2004 год
Развитие ситуации в экономике края за истекший период 2003 года дает основания для позитивной оценки ожидаемых итогов работы основных отраслей и сфер в текущем году и оптимистичного плана социально-экономического развития в 2004 году.
Положение на рынке труда по-прежнему определяется общеэкономической ситуацией. Предполагается, что рост численности занятых произойдет в большинстве отраслей экономики. Позитивные процессы в динамике производства прогнозируются за счет прироста объемов продукции в стройиндустрии, топливной, химической и нефтехимической, легкой промышленности. Продолжится поступательное развитие аграрного сектора. Определенный импульс развития получит сфера транспорта и связи. На развитие реального сектора экономики адекватно отреагирует потребительский рынок.
Дальнейшее развитие получит малое предпринимательство, которое формирует пятую часть валового регионального продукта, треть хозяйствующих субъектов края, 13 процентов занятых в экономике края.
В прогнозе баланса занятости и трудовых ресурсов на 2004 год предусматривается сокращение общей численности безработных, рассчитанной по методологии Международной Организации Труда, на две тысячи человек, или на 1 процент, по сравнению с 2003 годом.
Безработица в крае будет иметь преимущественно структурную форму, останется довольно напряженной ситуация с занятостью в отдельных территориях, отраслях, социально-демографических и профессиональных группах.
Повышение спроса на квалифицированные кадры изменит состав безработных по уровню образования. Работники низкой квалификации и узкой специализации будут иметь меньше шансов найти новое рабочее место. Особые сложности возникнут с трудоустройством женщин, имеющих малолетних детей, лиц предпенсионного возраста, инвалидов и молодежи, прежде всего выпускников учебных заведений.
Степень сбалансированности спроса и предложения рабочей силы останется на уровне последних лет, т.е. сохранится превышение предложения рабочей силы над спросом предприятий и организаций как за счет демографических факторов, так и за счет реструктуризации экономики. В соответствии с прогнозом рынка труда и социально-экономического развития края предложение рабочей силы составит в 2004 году около 560 тыс. человек, из них не менее 194 тыс. человек, или 35 процентов, обратятся в органы службы занятости населения по вопросу трудоустройства. Численность безработных, зарегистрированных в 2004 году в органах службы занятости (с учетом переходящих с 2003 года), может превысить 68 тыс. человек. Пособие по безработице в течение года получат около 64,5 тыс. человек.
Таким образом, в результате позитивного сочетания экономического роста и привлечения инвестиций в условиях умеренного увеличения численности населения трудоспособного возраста и экономически активного населения в 2004 году в крае ожидается увеличение занятости при незначительном расширении безработицы.
2. Основные задачи и направления государственной политики
на рынке труда края на 2004 год
Исходя из прогнозируемой ситуации на рынке труда края в 2004 году предполагается осуществить следующие задачи в сфере занятости:
развитие различных форм социального партнерства, совершенствование координации действий территориальных органов службы занятости, органов местного самоуправления, работодателей, учреждений профессионального образования, профсоюзов и других организаций по поддержанию и развитию занятости в крае;
повышение качества рабочей силы, совершенствование системы профессионального образования, ее ориентацию на потребности работодателей и изменения спроса и предложения на рынке труда края, развитие и совершенствование гибкой, ориентированной на трудоустройство системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, оптимизацию сроков и стоимости обучения; расширение масштабов и повышение качества внутрипроизводственного обучения персонала, в том числе на рабочих местах, создание благоприятных условий для профессионального роста работников; дальнейшее становление в крае системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;
развитие и повышение эффективности программ и услуг, реализуемых через органы службы занятости и направленных на возвращение лиц, не имеющих работы, к активному труду, формирование и использование банков вакансий и банков данных о безработных, внедрение новых методов взаимодействия с работодателями предприятий всех форм собственности, организация новых рабочих мест через систему общественных работ;
расширение доступа незанятых граждан к активным программам содействия занятости на основе повышения их мотивации к трудовой деятельности; повышение стимулов активного поиска работы безработными (проведение ярмарок вакансий и ярмарок специалистов); консультирование и обучение навыкам самостоятельного поиска работы граждан, испытывающих трудности в трудоустройстве, в рамках специальных мероприятий "Новый старт", "Клуб ищущих работу";
реализация принципа адресности, ориентированного на слабозащищенные категории населения: женщин, молодежь, инвалидов, многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, лиц предпенсионного возраста и т.д.;
организация новых рабочих мест через систему общественных работ;
оказание содействия безработным гражданам и незанятому населению в развитии самозанятости и предпринимательской инициативы;
повышение трудовой мобильности незанятого населения за счет развития временной, сезонной и иных форм занятости, в том числе с использованием федерального банка вакансий, банка вакансий Южного федерального округа и банка вакансий межтерриториального обмена краевого уровня;
регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы через выдачу заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда края;
усиление взаимодействия органов службы занятости с органами государственной власти края и органами местного самоуправления в реализации активной политики на рынке труда, в том числе в части финансирования программ содействия занятости населения. В условиях ограниченности средств федерального бюджета стоит задача рационального их использования, привлечения средств из других источников и, прежде всего, местных бюджетов и средств работодателей.
3. Система мероприятий по реализации Программы
Система мероприятий содействия занятости населения Краснодарского края (приложения N 1, 2) направлена на решение ключевых проблем рынка труда края и представлена следующими направлениями:
содействие в трудоустройстве, включающее повышение качества обслуживания, внедрение в работу центров занятости населения методов интенсивного поиска вариантов занятости в первые 10 дней с момента обращения граждан; совершенствование технологии приема граждан, применение плана самостоятельного поиска работы, формирование и использование банков вакансий; совершенствование действующих и поиск новых форм и методов взаимодействия с работодателями, расширение сервисных услуг работодателям, развитие партнерских, взаимовыгодных отношений между работодателями и органами службы занятости;
специальные меры по обеспечению занятости граждан: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, в том числе мини-ярмарки, специализированные ярмарки вакансий для определенной категории граждан; организация общественных работ; содействие предпринимательской деятельности; организация временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет; дальнейшее развитие клубной работы по социально-трудовой адаптации безработных граждан, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы; информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, законодательстве о занятости, подборе вакансий (в том числе и через WEB-портал);
специальные меры по обеспечению занятости населения, проживающего в сельской местности: осуществление подготовки кадров по интегрированным профессиям для аграрного комплекса, социальной сферы с ориентацией на их профессиональную мобильность; внедрение в сельской местности дистанционных форм обучения безработных граждан и незанятого населения; организация специального обучения сельских жителей, изъявивших желание заняться предпринимательской деятельностью и самозанятостью;
оказание адресной поддержки при трудоустройстве гражданам, особо нуждающимся в социальной защите (содействие занятости детей-сирот, инвалидов, многодетных и одиноких родителей, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказание, и других);
содействие повышению квалификации кадров, развитию качества рабочей силы, включающее совершенствование системы профессионального обучения безработных и незанятых граждан, с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда и быстрейшего трудоустройства; профориентация и психологическая поддержка безработных и незанятых граждан;
государственная поддержка доходов безработных граждан в период активного поиска работы в виде выплаты пособия по безработице, стипендий на период обучения, прочих выплат безработным гражданам.
4. Ресурсное обеспечение
Источником ресурсного обеспечения являются средства федерального, краевого и местных бюджетов, средства работодателей.
За счет средств федерального бюджета финансирование расходов по реализации мероприятий по содействию занятости населения и обеспечению социальной поддержки безработных граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, предусмотренных в установленном порядке Министерству труда и социального развития Российской Федерации по разделу 18 "Социальная политика", подразделу 06 "Прочие мероприятия в области социальной политики", выделенных Департаменту федеральной государственной службы занятости населения по Краснодарскому краю в соответствии с распределением бюджетных средств, утвержденным Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Средства краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов) привлекаются на финансирование мероприятий по содействию занятости населения на условиях софинансирования по решению органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления.
Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников, в том числе от работодателей.
5. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы в 2004 году позволит создать условия для функционирования продуктивного рынка труда, сочетающего в себе экономические и социальные интересы работника, работодателя и потребности развития экономики на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, снижения социальной напряженности посредством эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, смягчения последствий долговременной безработицы, эффективно функционирующей государственной службы занятости населения.
Выполнение намеченных Программой мероприятий должно обеспечить в 2004 году:
оказание консультационных услуг по вопросам трудоустройства 420 тыс. человек;
трудоустройство 85 тыс. человек;
проведение профориентационной работы со 180 тыс. граждан;
привлечение к общественным работам 23,5 тыс. безработных и незанятых граждан;
предоставление возможности прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с целью последующего трудоустройства (направить на профессиональное обучение 13,5 тыс. безработных граждан);
организация временного трудоустройства 26,3 тыс. несовершеннолетних граждан;
сдерживание уровня регистрируемой безработицы в Краснодарском крае в пределах 1 процента;
оказание государственной социальной поддержки 74,5 тыс. безработным гражданам.
6. Контроль за реализацией Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация Краснодарского края совместно с Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Краснодарскому краю (далее именуется - Департамент ФГСЗН).
В качестве инструмента контроля за ходом исполнения Программы будет использоваться реализация Соглашения между краевым территориальным объединением организаций профессиональных союзов "Крайсовпроф", краевым (региональным) объединением работодателей "Федерация товаропроизводителей Кубани" и администрацией Краснодарского края на 2003 - 2004 годы, мониторинг разработки и выполнения территориальных программ содействия занятости населения, подготовка полугодовых отчетов о ходе выполнения основных направлений программных действий, контрольных показателей Программы и расходования средств на эти цели.
Руководитель Департамента федеральной
государственной службы занятости
населения по Краснодарскому краю |
В.А. Луговский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.