Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы
администрации Краснодарского края
от 22 ноября 2005 г. N 1090
Программа развития общественных работ в Краснодарском крае
на 2006 - 2008 годы
Паспорт Программы развития общественных работ в Краснодарском крае
на 2006 - 2008 годы
Наименование Программы Программа развития общественных работ в
Краснодарском крае на 2006 - 2008 годы
Основания для разработки Закон Российской Федерации от 19 апреля
Программы 1991 года N 1032-I "О занятости населения
в Российской Федерации", постановление
Правительства Российской Федерации от 14
июля 1997 года N 875 "Об утверждении По-
ложения об организации общественных ра-
бот", постановление Законодательного Со-
брания Краснодарского края от 12 июля
2005 года N 1600-П "О дополнительных ме-
рах по профилактике распространения пьян-
ства и алкоголизма как факторов социаль-
ного неблагополучия среди населения Крас-
нодарского края"
Разработчик Программы Управление федеральной государственной
службы занятости населения по Краснодар-
скому краю (по согласованию)
Цель Программы формирование единой эффективно действую-
щей системы организации и проведения об-
щественных работ с учетом социально-эко-
номической потребности в них городов и
районов края
Задачи Программы обеспечение широкого и всестороннего ис-
пользования общественных работ на времен-
ных рабочих местах и в отраслях, подвер-
женных сезонным влияниям, на малых объе-
мах работ
организация временной занятости безработ-
ных и незанятых граждан, материальная
поддержка безработных, сохранение мотива-
ции к труду у безработных граждан
расширение социальных гарантий граждан,
особо нуждающихся в заботе государства:
женщин; инвалидов; лиц предпенсионного
возраста; длительно безработных; безра-
ботных граждан, состоящих на учете свыше
шести месяцев; беженцев и вынужденных пе-
реселенцев; получение трудовых навыков
молодежью, начинающей трудовую деятель-
ность, и другим лицам
снижение факторов социального неблагопо-
лучия среди населения края путем органи-
зации временной занятости безработных
граждан и незанятого населения
обеспечение взаимодействия и тесного со-
трудничества органов службы занятости с
органами исполнительной власти Краснодар-
ского края, профсоюзными, общественными
организациями и работодателями по вопро-
сам организации общественных работ в го-
родах и районах края
Сроки реализации Програм- 2006 - 2008 годы
мы
Основные направления про- организационно-методическое обеспечение
граммных мероприятий развития общественных работ
финансовое обеспечение развития общест-
венных работ
снижение социальной напряженности на рын-
ке труда и в целом снижение факторов со-
циального неблагополучия среди населения
края
Основные исполнители Про- Управление федеральной государственной
граммы службы занятости населения по Краснодар-
скому краю (по согласованию)
городские, районные центры занятости на-
селения (по согласованию)
органы местного самоуправления (по согла-
сованию)
предприятия, организации края (по согла-
сованию)
Объем и источники финан- планируемый общий объем финансирования
сирования Программы Программы составляет 29,1 миллиона руб-
лей
предполагается ежегодное привлечение
средств из:
федерального бюджета (по согласованию)
- 4,5 миллиона рублей;
местных бюджетов (по согласованию) -
1,2 миллиона рублей;
внебюджетных источников (работодателей
и спонсоров) по согласованию - 4,0 мил-
лиона рублей
Ожидаемые результаты реа- ежегодно привлекать на общественные рабо-
лизации Программы ты 20 - 25 тысяч безработных граждан и
незанятого населения
Контроль за реализацией Управление федеральной государственной
Программы службы занятости населения по Краснодар-
скому краю (по согласованию) во взаимо-
действии с исполнительными органами госу-
дарственной власти Краснодарского края
(по согласованию)
1. Введение
Программа развития общественных работ в Краснодарском крае на 2006 - 2008 годы (далее - Программа) разработана на основании Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 года N 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ", постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 12 июля 2005 года N 1600-П "О дополнительных мерах по профилактике распространения пьянства и алкоголизма как факторов социального неблагополучия среди населения Краснодарского края", Соглашения между территориальным объединением организаций профессиональных союзов "Крайсовпроф", краевым (региональным) объединением работодателей "Федерация товаропроизводителей Кубани" и администрацией Краснодарского края на 2005 - 2006 годы.
Программа определяет основные направления и виды общественных работ, порядок организации и проведения, цели и задачи, механизм реализации основных положений.
Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
Настоящая Программа обеспечивает преемственность "Программы развития общественных работ в Краснодарском крае на 2003 - 2005 годы", одобренной постановлением главы администрации Краснодарского края от 29 мая 2003 года N 480.
Основными партнерами органов службы занятости в реализации настоящей Программы являются предприятия и организации, подведомственные органам местного самоуправления (сельские администрации, жилищно-коммунальные хозяйства, муниципальные парки культуры и отдыха, объекты здравоохранения, социально-культурного назначения, бытового обслуживания населения), сельскохозяйственные предприятия и другие работодатели.
Программа направлена на снижение социальной напряженности на рынке труда края и обеспечение рабочей силой предприятий; организацию временной занятости безработных и незанятых граждан; материальную поддержку безработных граждан, сохранение мотивации к труду у длительно безработных граждан; расширение социальных гарантий для слабозащищенных категорий граждан; приобретение трудовых навыков у молодежи, начинающей трудовую деятельность, снижение факторов социального неблагополучия среди населения края.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Одним из приоритетных направлений решения проблемы занятости населения является временное трудоустройство на общественные работы.
Благодаря совместным действиям администрации Краснодарского края, органов местного самоуправления, территориальных органов службы занятости и работодателей в течение 2003 - 2005 годов общественные работы способствовали смягчению социально-экономической ситуации и оказали благоприятное воздействие на ситуацию в сфере занятости и на рынке труда Краснодарского края.
В крае накоплен определенный опыт по организации общественных работ.
За период 2003 - первое полугодие 2005 года 4,5 тысячи предприятий и организаций края подали заявки на создание 73 тысяч рабочих мест со статусом "общественных". По направлению территориальных органов службы занятости на общественные работы временно трудоустроены 68,3 тысячи человек, в том числе с оказанием дополнительной материальной поддержки за счет средств федерального бюджета около 7 тысяч человек. В среднем по краю каждый четвертый гражданин, состоящий на учете в службе занятости, участвовал в общественных работах.
На реализацию Программы общественных работ израсходовано 22,1 миллиона рублей, в том числе 9,7 миллиона рублей из средств федерального бюджета, 12,4 миллиона рублей средств из местных бюджетов и работодателей. В 2005 году будет израсходовано более 9 миллионов рублей, в том числе 4,3 миллиона рублей из средств федерального бюджета, около 5 миллионов рублей из средств местных бюджетов и работодателей. Доля средств федерального бюджета увеличилась в сравнении с 2003 годом - в 1,8 раза, 2004 годом - в 1,4 раза; доля средств местного бюджета увеличилась соответственно в 3,5 и 1,9 раза; доля средств работодателей увеличилась соответственно в 1,5 раза.
На 2006 год от 400 предприятий и организаций края в органы службы занятости поступили заявки на создание 15 тысяч временных рабочих мест для организации и проведения общественных работ.
Общественные работы - одна из активных важнейших мер по преодолению безработицы. Они приобретают массовый характер и организуются в сельскохозяйственных предприятиях и организациях на уборке овощей и фруктов, в городах по уборке промышленных территорий и строек. Опираясь на поддержку органов местного самоуправления, территориальные органы по вопросам занятости все активнее вовлекают временно незанятое население в наведение порядка на улицах городов и станиц, в работы по уходу за парками, скверами, памятниками, в борьбу с сорной растительностью. Участвуя в общественных работах, безработные трудятся в больницах, домах-интернатах, ухаживают за зеленными# насаждениями, расчищают лесополосы и дренажные каналы, осуществляют закладку и уточнение похозяйственных книг, перепись и вакцинацию крупного рогатого скота и др.
В 2005 году на основании распоряжения главы администрации Краснодарского края от 24 марта 2005 года N 220-р "О проведении всекубанских месячника и субботника по благоустройству и наведению санитарного порядка на территориях поселений Краснодарского края" по направлению территориальных органов службы занятости в работах по уничтожению сорной растительности приняли участие 7,5 тысячи безработных и незанятых граждан, из них в день субботника - 3,8 тысячи человек.
Ежегодно органы службы занятости края совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия, связанные с подготовкой к празднованию Дня Победы - 9 Мая. Эта работа включает в себя, прежде всего, оказание социальной помощи ветеранам и инвалидам войны, реставрацию, ремонт памятников и мемориалов, благоустройство парков, восстановление и организацию работы общественных музеев боевой славы, экспозиций в трудовых коллективах и чествование ветеранов.
В 2005 году социальные услуги предоставлены 1291 ветерану - участнику Великой Отечественной войны, 213 семьям погибших воинов, 20 труженикам тыла. Люди получили помощь в ведении домашнего хозяйства, приготовлении пищи, соблюдении личной гигиены, приобретении и доставке лекарств, оформлении и выдаче проездных талонов. В общественных работах по ремонту и реставрации памятников, обелисков, мемориальных комплексов приняло участие - 3814 безработных и незанятых граждан.
Одна из основных причин роста безработицы в крае связана с преобразованиями в экономике: активная инвестиционная деятельность, направленная на модернизацию производства, внедрение передовых технологий, современного оборудования неизбежно вызывает ликвидацию значительной части неэффективных рабочих мест, изменение структуры занятых, и как следствие, высвобождение работников.#
С началом экономического роста одной из наиболее острых проблем рынка труда стал структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.
Как показывает прогноз социально-экономического развития Краснодарского края, характеризующий состояние и развитие рынка труда края на 2006 - 2008 годы, среднегодовая численность зарегистрированных безработных будет возрастать и составит в 2006 году - 29,5 тысячи человек, 2007 - 2008 годах - 28,0 тысячи человек (оценка 2005 года - 26,1 тысячи человек). Среднегодовой уровень регистрируемой безработицы от численности экономически активного населения края составит в 2006 году - 1,2 процента, 2007 - 2008 годах - 1,1 процента (оценка 2005 года - 0,9 процента). Изменение состава безработных в ближайшие годы будет проходить в сторону увеличения доли женщин, молодежи, лиц предпенсионного возраста, а также граждан, имеющих длительный перерыв в работе, как наименее конкурентоспособных на рынке труда, что обусловлено ужесточением требований работодателей к принимаемым работникам.
В этих условиях весьма эффективными# может быть организация временной занятости. Участие в общественных работах позволит оказать гражданам материальную поддержку в виде временного заработка (дохода); сохранить мотивацию к труду у лиц, имеющих длительный перерыв. Также для граждан общественные работы становятся возможностью показать себя как работника, закрепиться на этом рабочем месте.
Для края характерны значительные сезонные колебания спроса на рабочую силу, связанные со спецификой экономики края, основу которой составляет# агропромышленный и курортно-рекреационный комплексы. Это вызывает дополнительную потребность в рабочих кадрах, особенно в летний период. Общественные работы призваны обеспечивать осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих сезонный характер.
Для организации общественных работ необходимо использовать вакантные рабочие места, которые длительное время (как правило, более трех месяцев) не заполняются.
Дополнительные рабочие руки сегодня нужны и на ремонте систем водоотвода, скашивании травы и вырубке кустарников на обочинах и откосах дорог, очистке трассы под высоковольтными линиями. Сохраняется спрос на работников сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, причем как на рабочих, так и на специалистов высшего и среднего уровня квалификации.
В этих условиях из всех активных методов регулирования рынка временное трудоустройство граждан на общественные работы относится к числу приоритетных направлений содействия занятости населения.
Необходимо продолжить, с учетом накопленного опыта, работу по дальнейшему развитию общественных работ в регионе с целью достижения сбалансированности потребности временных рабочих мест и увеличение# привлечения трудовых ресурсов из числа незанятого населения.
Поэтому в Программе уделено особое внимание разработке комплекса мер по организации и проведению общественных работ, осуществляемых органами местного самоуправления, территориальными органами службы занятости и работодателями.
Дальнейшее развитие общественных работ в Краснодарском крае позволит держать стабильный баланс уровня безработицы на рынке труда края.
3. Основные цели и задачи Программы
Программа направлена на формирование единой эффективно действующей системы общественных работ с учетом социально-экономической потребности в них городов и районов Краснодарского края, создание условий для обеспечения экономически обоснованной временной занятости населения. Одновременно Программа нацелена на решение вопросов материального обеспечения безработного и его семьи, приобщение к труду длительно безработных граждан.
Для реализации поставленных целей предусматривается решение следующих задач:
обеспечение широкого и всестороннего использования общественных работ на временных рабочих местах и в отраслях, подверженных сезонным влияниям, на малых объемах работ;
организация временной занятости безработных и незанятых граждан, материальная поддержка безработных, сохранение мотивации к труду у безработных граждан;
расширение социальных гарантий граждан, особо нуждающихся в заботе государства: женщин; инвалидов; лиц предпенсионного возраста; длительно безработных; безработных граждан, состоящих на учете свыше шести месяцев; беженцев и вынужденных переселенцев; получение трудовых навыков молодежью, начинающей трудовую деятельность<,> и другим лицам;
снижение факторов социального неблагополучия среди населения края путем организации временной занятости безработных граждан и незанятого населения;
обеспечение взаимодействия и тесного сотрудничества органов службы занятости с органами исполнительной власти, профсоюзными, общественными организациями и работодателями по вопросам организации общественных работ в городах и районах края;
сокращение дефицита сезонной рабочей силы в период уборки урожая сельскохозяйственных культур;
стимулирование работодателей на перевод работников, занятых на общественных работах, на постоянные рабочие места.
4. Мероприятия Программы
Прогноз, сделанный на основе анализа и обобщения результатов выполнения постановления главы администрации Краснодарского края от 29 мая 2003 года N 480 "Об одобрении Программы развития общественных работ в Краснодарском крае на 2003 - 2005 годы", показывает, что в 2006 - 2008 годах приоритетными направлениями в организации и проведении общественных работ остаются работы в сельском хозяйстве, социальной сфере, промышленности и строительстве, сфере обслуживания.
Основными направлениями программных мероприятий являются:
организационно-методическое обеспечение развития общественных работ, использование общественных работ для решения общественно значимых социальных проблем на территории края;
финансовое обеспечение развития общественных работ;
снижение социальной напряженности на рынке труда и в целом снижение факторов социального неблагополучия среди населения края;
широкое привлечение безработных и незанятых граждан для участия в общественных работах, создание благоприятных и безопасных условий труда.
Общественные работы организуются:
а) в сельском хозяйстве:
сезонные полевые работы (прополка, окучивание и полив сельскохозяйственных культур, борьба с вредителями);
сбор овощей, фруктов, бахчевых и винограда;
заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
проведение мелиоративных (ирригационных) работ;
б) в промышленности, строительстве и жилищно-коммунальном комплексе:
уход за линиями электропередач (вырубка деревьев и кустарников в труднодоступных местах, борьба с сорной растительностью);
погрузочно-разгрузочные работы;
ежегодное участие во всекубанских месячнике и субботнике по благоустройству и наведению санитарного порядка на территориях поселений края;
обслуживание и озеленение парков, скверов, зон отдыха и туризма;
поддержание санитарного состояния мемориалов, обелисков и памятников военной истории, кладбищ и захоронений;
в) в дорожной отрасли:
ремонтно-строительные работы дорог (скашивание травы и вырубка кустарников на обочинах, очистка дорожных покрытий от грязи, снега, льда в местах, недоступных для дорожной техники);
г) в здравоохранении и социальном обеспечении:
обеспечение отдыха и оздоровления детей в период летних каникул;
уход за престарелыми и инвалидами;
оказание социальных услуг ветеранам - участникам Великой Отечественной войны, семьям погибших воинов;
уход за детьми в детских дошкольных учреждениях;
д) в статистике:
перепись и статистическое обслуживание населения;
закладка похозяйственных книг;
работа в архивах;
е) мероприятия общественного уровня:
подготовка к проведению спортивных соревнований, фестивалей;
обслуживание пассажирского транспорта;
бытовое обслуживание населения;
другие направления трудовой деятельности.
В каждом муниципальном образовании на территории Краснодарского края могут быть использованы свои направления занятости безработных и незанятых граждан на общественных работах.
К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.
Перечень мероприятий по организационному обеспечению Программы развития общественных работ в Краснодарском крае на 2006 - 2008 годы приведены# в приложении к настоящей Программе.
5. Порядок организации общественных работ
Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в территориальных органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане.
Преимущественным правом участия в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах по вопросам занятости свыше шести месяцев.
Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия.
Период участия граждан в общественных работах определяется по договоренности с работодателем. С лицами, направленными на общественные работы, организация-работодатель заключает срочный трудовой договор.
В целях проведения общественных работ городской, районный центр занятости населения заключает с работодателем договор о совместной деятельности по организации общественных работ.
Условия договора должны определять производственные возможности, количество создаваемых рабочих мест и численность участников, место проведения и характер работ, сроки начала и окончания работ, уровень оплаты труда, стоимость выполнения работ, размеры и порядок их финансирования, требования по обеспечению условий охраны труда.
В договоре может быть предусмотрено создание специальных условий для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
6. Финансовое обеспечение Программы
Основным источником ресурсного обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, объем которых определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, с привлечением средств работодателей и местных бюджетов.
На финансирование общественных работ предполагается ежегодное привлечение средств из:
федерального бюджета (по согласованию) - 4,5 миллиона рублей;
местных бюджетов (по согласованию) - 1,2 миллиона рублей;
внебюджетных источников (работодателей и спонсоров) по согласованию - 4,0 миллиона рублей.
За счет средств федерального бюджета финансируются следующие затраты на реализацию мероприятий по организации и проведению общественных работ:
расходы на размещение материалов о планируемых мерах по организации общественных работ в средствах массовой информации, разработку и издание специальных информационных изданий;
расходы на материальную поддержку безработных граждан, принимающих участие в общественных работах, в размере не ниже минимальной величины пособия по безработице, установленной законодательством Российской Федерации;
транспортные расходы по доставке граждан к месту проведения общественных работ и обратно.
Средства местных бюджетов и работодателей могут быть направлены на организацию и оплату труда граждан, участвующих в общественных работах.
Городские, районные центры занятости населения при организации и проведении общественных работ осуществляют учет безработных и незанятых граждан, направленных на общественные работы.
7. Механизм реализации Программы и критерии выполнения
Управление федеральной государственной службы занятости населения по Краснодарскому краю совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления обеспечивает координацию деятельности городских, районных центров занятости населения по выполнению Программы, осуществляет контроль ее реализации, а также вносит предложения по уточнению отдельных мероприятий Программы с учетом складывающейся ситуации на рынке труда Краснодарского края.
Управление осуществляет финансирование городских, районных центров занятости населения за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств.
Органы местного самоуправления, городские, районные центры занятости населения в тесном взаимодействии с работодателями, профсоюзными организациями осуществляют разработку, координацию выполнения территориальных программ (мероприятий) общественных работ, разработанных на основе данной Программы. При этом на городские, районные центры занятости населения возлагаются обязанности по направлению граждан в организации для выполнения общественных работ, информирование граждан о видах организуемых общественных работ и порядке их проведения, условиях, режиме и оплате труда, а также о льготах, предоставляемых организациями при выполнении этих работ. Кроме того, участник общественных работ вправе пользоваться всей имеющейся в городском, районном центре занятости населения информацией о вакансиях для поиска постоянного рабочего места.
Критерием выполнения Программы является показатель привлечения на общественные работы 20 - 25 тысяч безработных граждан и незанятого населения ежегодно.
8. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
ежегодно привлекать на общественные работы 20 - 25 тысяч безработных граждан и незанятого населения;
реализовать потребность отраслей экономики края в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер;
способствовать стабилизации ситуации на рынке труда в городах и районах края и в случае возникновения критической ситуации создать условия по ее смягчению;
увеличить долю средств, направляемых на проведение общественных работ<,> за счет средств местных бюджетов, работодателей;
сохранить мотивацию к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе, или не имеющих опыта работы;
предоставить возможность для временной занятости в период поиска постоянной работы.
9. Контроль за реализацией Программы
Контроль за реализацией настоящей Программы осуществляется Управлением федеральной государственной службы занятости населения по Краснодарскому краю (по согласованию) во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Краснодарского края, с участием органов местного самоуправления (по согласованию), общественных организаций (по согласованию).
В качестве инструмента контроля за ходом исполнения Программы будут использоваться заключенные межведомственные соглашения об организации общественных работ с городскими, районными центрами занятости населения, мониторинг разработки и выполнения территориальных программ (мероприятий) общественных работ, а также подготовка полугодовых отчетов о ходе выполнения основных направлений программных мероприятий, контрольных показателей Программы и расходования средств на эти цели.
Заместитель главы администрации
Краснодарского края |
Г.Д. Золина |
Начальник Управления ФГСЗН
по Краснодарскому краю |
В.А. Луговский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.