Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
постановлением главы
администрации Краснодарского края
от 19 декабря 2005 г. N 1200
См. Закон Краснодарского края от 29 декабря 2009 г. N 1890-КЗ "О порядке признания граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях"
Порядок признания органами местного самоуправления граждан
малоимущими для целей принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых
помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых
по договорам социального найма
Настоящий Порядок разработан на основании Закона Краснодарского края от 15 июля 2005 года N 910-КЗ "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" (далее - Закон N 910-КЗ) с учетом Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 февраля 2005 года N 17.
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок применяется также при рассмотрении вопроса об освобождении малоимущих граждан в соответствии с частью 9 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).
1.2. Условием признания гражданина (семьи) малоимущим(ей) для целей принятия на учет в качестве нуждающего(й)ся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, является отсутствие у гражданина (семьи) возможности приобретения в собственность за счет собственных и (или) заемных средств в настоящее время либо в течение срока, равного установленному решением органа местного самоуправления периоду семейных накоплений, жилого помещения размером не менее установленной решением органа местного самоуправления нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - жилое помещение) исходя из количества членов семьи, с учетом размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению.
Отсутствие у гражданина (семьи) возможности приобретения в собственность жилого помещения определяется по результатам сопоставления размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению (далее - имущественное положение семьи), с предельными значениями размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (далее - предельное значение размера дохода), и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (далее - предельное значение стоимости имущества), с учетом иных положений, установленных настоящим Порядком.
1.3. Расчет размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина (далее - семья), и стоимости имущества, находящегося в собственности семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания семьи малоимущей производится уполномоченным органом, определяемым органом местного самоуправления (далее - уполномоченный орган).
1.4. Для определения предельных значений размера дохода и стоимости имущества орган местного самоуправления принимает решения по вопросам установления (изменения):
1) нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма;
2) предельных значений размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина, для целей признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущей(им);
3) средней расчетной рыночной цены одного квадратного метра общей площади жилого помещения, соответствующего средним условиям муниципального образования и обеспеченности коммунальными услугами;
4) порядка определения величины корректирующего коэффициента к величине инвентаризационной стоимости строений, помещений, сооружений;
5) величины среднемесячного минимального уровня доходов граждан, ниже которого не могут производиться накопления;
6) продолжительности периода семейных накоплений.
Данные решения направляются уполномоченным органом в специально уполномоченный орган Краснодарского края в области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - специально уполномоченный орган) в срок не позднее чем через три рабочих дня после их принятия.
2. Рассмотрение вопроса о признании граждан малоимущими
2.1. Рассмотрение вопроса о признании семьи малоимущей производится на основании заявления по форме, установленной приложением N 6 к постановлению главы администрации Краснодарского края от 3 октября 2005 года N 900 "О мерах по реализации отдельных положений Закона Краснодарского края от 15 июля 2005 года N 885-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (далее - постановление N 900), только после документального подтверждения факта наличия у семьи установленных статьей 51 ЖК РФ оснований признания нуждающейся в жилом помещении, за исключением случая, указанного в пункте 1.1 настоящего Порядка.
Документальным подтверждением факта наличия указанных оснований является уведомление уполномоченного органа местного самоуправления в области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - уполномоченный орган по учету) по форме, утверждаемой специально уполномоченным органом.
2.2. Гражданин для подтверждения имущественного положения семьи представляет в уполномоченный орган декларацию о видах доходов, полученных в течение расчетного периода каждым членом семьи, указанным в заявлении, и подлежащем налогообложению имуществе, находящемся в собственности данных членов семьи (включая несовершеннолетних лиц) либо отчужденном ими в течение расчетного периода (далее - декларация), и сведения о производимых указанными членами семьи обязательных ежемесячных платежах (далее - сведения). Формы декларации и сведений утверждаются специально уполномоченным органом.
Одновременно каждый из совершеннолетних граждан, указанных в заявлении, выдает уполномоченному органу письменное уведомление о согласии на получение данным органом в территориальном налоговом органе информации о размерах их доходов и стоимости имущества (имуществе). Форма уведомления утверждается специально уполномоченным органом.
2.3. На основании информации, указанной в декларациях и сведениях, уполномоченный орган выдает (направляет) гражданам уведомление по форме, установленной приложением N 14 к постановлению N 900, о необходимости представления документов, подтверждающих информацию, указанную в декларациях и сведениях.
2.4. Сбор и представление указанных документов возлагается на гражданина.
2.5. О принятии всех необходимых документов гражданину, подавшему заявление, уполномоченным органом выдается (направляется) расписка по форме, установленной приложением N 15 к постановлению N 900, о принятии этих документов с указанием их перечня, даты и времени принятия.
3. Порядок определения предельных значений размера дохода,
приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося
в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению
3.1. Предельное значение стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (далее - имущество), устанавливается решением органа местного самоуправления равным расчетному показателю рыночной стоимости приобретения жилого помещения по норме предоставления площади жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (далее - норма предоставления) с учетом количества членов семьи гражданина.
Указанный расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилого помещения определяется как произведение количества членов семьи гражданина и установленных в муниципальном образовании решением органа местного самоуправления нормы предоставления и средней расчетной рыночной цены одного квадратного метра общей площади жилого помещения, соответствующего средним условиям данного муниципального образования и обеспеченности коммунальными услугами (далее - средняя расчетная рыночная цена одного квадратного метра общей площади жилого помещения).
Полученный показатель составляет размер денежных средств, необходимых семье для приобретения на территории муниципального образования жилого помещения.
3.2. Корректировка величины средней расчетной рыночной цены одного квадратного метра общей площади жилого помещения производится не чаще чем один раз в год.
3.3. Предельное значение размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (далее - доход), устанавливается решением органа местного самоуправления исходя из уровня среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, необходимого для получения на срок, не менее установленного решением органа местного самоуправления периода семейных накоплений, жилищного (ипотечного) кредита (далее - кредит) в кредитной организации на текущих условиях для приобретения жилого помещения по расчетной рыночной стоимости.
3.4. Рекомендуемая периодичность пересмотра предельных значений размера дохода и стоимости имущества - один раз в год.
4. Порядок определения имущественного положения семьи
4.1. Учет доходов членов семьи производится на основании сведений о составе семьи и доходах членов семьи, указанных в документах, представляемых гражданином и (или) имеющихся в распоряжении уполномоченного органа.
4.2. Доход определяется за расчетный период, равный одному календарному году, непосредственно предшествующему месяцу подачи гражданином заявления (далее - расчетный период), по форме, установленной приложением N 6 к постановлению N 900.
4.3. Состав семьи определяется на момент подачи указанного заявления.
Лица, выбывшие на момент подачи заявления из состава семьи, но являвшиеся членами семьи в течение расчетного периода, не учитываются в ее составе вместе с полученными доходами.
4.4. Членами семьи, не имевшими доходов в течение расчетного периода, признаются совершеннолетние трудоспособные граждане, если они не могут документально подтвердить свои доходы от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности ни за один месяц расчетного периода или представляют документы, подтверждающие их нулевой доход. При этом лица, признанные не имевшими доходов в течение расчетного периода и не состоящие на учете в органах государственной службы занятости населения, за исключением лиц в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, и лиц, осуществляющих уход за детьми до достижения ими возраста трех лет, исключаются из общего состава членов семьи при исчислении среднедушевого дохода семьи. В этом случае при расчете среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, среднемесячный совокупный доход семьи подлежит делению не на общее количество членов семьи, указанных в заявлении гражданина, а на количество членов семьи, уменьшенное на количество совершеннолетних трудоспособных членов семьи, не имевших доходов в расчетном периоде.
4.5. Базой для определения размера среднемесячного совокупного дохода семьи является сумма всех видов доходов, полученных каждым членом семьи за каждый месяц расчетного периода, в объеме, остающемся после уплаты всех налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - суммарный месячный доход).
4.6. Среднемесячный доход каждого члена семьи определяется путем деления суммы его совокупных месячных доходов, полученных в течение расчетного периода, на число месяцев, в течение которых он имел эти доходы.
4.7. Сумма среднемесячных доходов каждого члена семьи образует среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде.
4.8. Среднемесячный совокупный доход, приходящийся на каждого члена семьи в расчетном периоде, определяется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи в расчетном периоде на количество членов семьи, определяемое с учетом положений пунктов 4.3 и 4.4 настоящего Порядка.
4.9. При учете дохода одиноко проживающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживавших в течение всего расчетного периода или его части в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, доходы за месяцы проживания в указанных учреждениях считаются равными прожиточному минимуму, установленному на территории Краснодарского края для соответствующей возрастной группы (прожиточному минимуму ребенка, а для лиц старше 18 лет - прожиточному минимуму трудоспособного гражданина).
4.10. При учете дохода одиноко проживающих граждан, проходивших в течение всего расчетного периода или его части службу в Вооруженных Силах Российской Федерации или пребывавших в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, доходы, полученные по месту их нахождения, признаются равными установленному на территории Краснодарского края прожиточному минимуму трудоспособного гражданина.
4.11. Определение стоимости недвижимого имущества (земельных участков, строений, помещений, сооружений) и транспортных средств производится на основании данных налоговых органов по месту жительства гражданина, а также по месту нахождения принадлежащего ему имущества указанных категорий, подлежащего налогообложению.
4.12. Для определения стоимости недвижимого имущества - строений, помещений и сооружений, подлежащих обложению налогом на имущество физических лиц, используются данные об инвентаризационной стоимости указанных видов имущества с корректирующим коэффициентом в диапазоне от 0,5 до 5,0.
Конкретная величина корректирующего коэффициента определяется уполномоченным органом на основании данных рынка недвижимости в порядке, устанавливаемом решением органа местного самоуправления.
4.13. Для определения стоимости земельных участков используются данные о кадастровой стоимости земли, а до ее определения, но не позднее чем до 1 января 2006 года, - нормативная цена земли в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
4.14. Определение стоимости транспортных средств производится на основании данных органов государственной статистики, мониторинга цен, осуществляемого уполномоченным органом государственной власти Краснодарского края в области ценообразования, а также информации специализированных изданий.
4.15. В случае несогласия гражданина со стоимостью имущества, указанного в пунктах 4.12 - 4.14 настоящего Порядка, величина которой определена уполномоченным органом, стоимость данного имущества определяется в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Оплата работ по оценке стоимости имущества при этом возлагается на гражданина.
Приоритет имеет результат оценки стоимости имущества, произведенной в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
4.16. При оценке стоимости имущества льготы, используемые при налогообложении имущества и предоставленные налоговым законодательством, нормативными правовыми актами Краснодарского края и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления отдельным категориям налогоплательщиков, не учитываются.
4.17. Если в течение расчетного периода, указанного в части 2 статьи 2 Закона N 910-КЗ, членами семьи было произведено отчуждение имущества, то стоимость отчужденного имущества учитывается как стоимость имущества, имевшегося в наличии в течение указанного расчетного периода. При этом доход, полученный членом семьи в результате возмездного отчуждения имущества в течение расчетного периода, указанного в части 1 статьи 2 данного закона, при расчете дохода не учитывается.
4.18. При изменении порядка оценки стоимости имущества уполномоченные органы на основании сведений, представленных гражданами и (или) полученных от налоговых и иных органов, повторно определяют новую общую стоимость имущества, находящегося в собственности семьи, отнесенной ранее к категории малоимущей.
5. Процедура рассмотрения вопроса о возможности признания
граждан малоимущими
5.1. Рассмотрение вопроса о возможности признания граждан малоимущими производится в два этапа.
5.2. На первом этапе производится предварительный отбор заявителей по результатам сопоставления имущественного положения семьи с предельными значениями размера дохода и стоимости имущества.
К второму этапу рассмотрения вопроса о возможности признания малоимущими допускаются семьи, для которых одновременно выполняются оба следующие условия:
1) размер дохода меньше установленного предельного значения размера дохода;
2) стоимость имущества меньше установленного предельного значения стоимости имущества.
5.3. После предварительного отбора заявителей по указанным выше критериям на втором этапе используется следующая окончательная процедура рассмотрения вопроса о возможности признания семьи малоимущей:
1) определяется потребность семьи в недостающих средствах на приобретение жилого помещения с учетом оценки стоимости имеющегося в собственности имущества: из полученного расчетного показателя рыночной стоимости приобретения жилого помещения вычитается стоимость имущества семьи;
2) определяется возможность получения семьей кредита в сумме на приобретение жилого помещения, а также возможность накопления ими средств на эти цели.
5.4. Для оценки возможности получения семьей кредита исполнительный орган местного самоуправления в соответствии с соглашением, заключаемым специально уполномоченным органом с банками и специализированной в области жилищного кредитования организацией (далее - кредитные организации), направляет в кредитные организации, осуществляющие свою деятельность на территории городского округа (муниципального района), запросы с информацией об имущественном положении семьи. При заключении всех кредитных организаций о невозможности предоставления семье кредита уполномоченный орган делает вывод об отсутствии у семьи возможности получения кредита. Порядок направления запроса и представления заключения, а также формы запроса, информации об имущественном положении семьи и заключения устанавливаются указанным соглашением.
5.5. Оценка возможности накопления семьей недостающих средств за определенный решением органа местного самоуправления период времени проводится исходя из рассчитанных данных о среднемесячном совокупном доходе семьи. При этом период накопления не может превышать срок, оставшийся у самого молодого совершеннолетнего трудоспособного члена семьи до устанавливаемого кредитной организацией максимального возраста, после достижения которого получение кредита невозможно. Накопления не могут производиться при доходе, равном или меньше определенного решением органа местного самоуправления среднемесячного минимального уровня (установленного в крае среднего прожиточного минимума или иного минимального размера доходов, установленного органом местного самоуправления для данных целей). Для большей точности оценок значения минимального уровня следует определять по отдельным социально-демографическим группам.
Для оценки возможности накопления семьей недостающих средств для приобретения жилого помещения производится сопоставление размера недостающих средств и размера возможных семейных накоплений для приобретения жилого помещения.
Не имеющими возможности накопления недостающих средств на приобретение жилого помещения признаются семьи, у которых размер возможных семейных накоплений для приобретения жилого помещения за определенный период времени меньше размера средств, недостающих для приобретения жилого помещения.
6. Принятие решения о признании семьи малоимущей
6.1. Семья признается малоимущей решением органа местного самоуправления.
Решение органа местного самоуправления о признании семьи малоимущей принимается с учетом выводов и предложений, изложенных уполномоченным органом в заключении, составленном в соответствии с Порядком составления и представления уполномоченным органом по учету заключения по жилищному вопросу гражданина, утвержденным постановлением N 900 (далее - заключение).
Основанием для составления уполномоченным органом заключения является расчет размера дохода и стоимости имущества семьи (далее - расчет), составляемый ответственным работником уполномоченного органа. Форма расчета утверждается специально уполномоченным органом.
6.2. Уполномоченный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения органа местного самоуправления о признании семьи малоимущей выдает (направляет) гражданину, подавшему заявление, извещение по форме, установленной приложением N 18 к постановлению N 900, подтверждающее принятие данного решения.
6.3. Не могут быть признаны малоимущими семьи, имеющие возможность получения кредита или накопления за установленный срок недостающих средств на приобретение жилого помещения.
6.4. Решение органа местного самоуправления об отказе в признании семьи малоимущей должно содержать обоснование такого отказа.
Решение органа местного самоуправления об отказе в признании семьи малоимущей выдается (направляется) гражданину, подавшему заявление, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Семьям, которым отказано в признании их малоимущими, документы, полученные от них, не возвращаются.
6.5. Выдача гражданину решений органа местного самоуправления, а также расписок, извещений и уведомлений производится под роспись гражданина в получении этих документов, а направление по почте указанных документов - заказным письмом с уведомлением о вручении.
7. Переоценка размера дохода и стоимости имущества
малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых
помещениях, в целях повторного подтверждения права на получение ими
жилых помещений муниципального жилищного фонда, предоставляемых
по договорам социального найма
7.1. Периодичность проведения переоценки размера дохода и стоимости имущества малоимущих граждан, состоящих на учете, в целях подтверждения их статуса как малоимущих и их прав на получение жилых помещений устанавливается не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года после принятия семьи на учет в качества малоимущей и нуждающейся в получении жилых помещений.
7.2. Переоценка размера дохода и стоимости имущества малоимущих граждан, состоящих на учете, в обязательном порядке производится непосредственно перед принятием решения о предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, независимо от времени проведения предыдущей переоценки. Для данной переоценки расчетный период устанавливается в три предшествующих года.
7.3. Переоценка размера дохода и стоимости имущества малоимущих граждан, состоящих на учете, производится с учетом предельных значений размера дохода и стоимости имущества, действовавших в муниципальном образовании на момент принятия семьи на учет. При увеличении предельных значений размера дохода и стоимости имущества переоценка производится исходя из вновь установленных значений.
7.4. О проведении переоценки размера дохода и стоимости имущества для очередного подтверждения статуса малоимущего уполномоченный орган направляет (выдает) гражданину уведомление по установленной форме. Форма уведомления утверждается специально уполномоченным органом.
Обязанность по сбору и представлению документов в полном объеме и в установленные сроки при переоценке размера дохода и стоимости имущества возлагается на гражданина.
8. Порядок признания семьи утратившей статус малоимущей
8.1. Семья признается утратившей статус малоимущей решением органа местного самоуправления при утрате оснований, по которым она была признана малоимущей.
8.2. Решение органа местного самоуправления о признании семьи утратившей статус малоимущей принимается с учетом выводов и предложений, изложенных в заключении, составляемом уполномоченным органом.
Основанием для составления уполномоченным органом заключения является расчет, составленный на основании данных, полученных в результате переоценки размера дохода и стоимости имущества или внеплановой проверки, проводимой в случае наличия у уполномоченного органа информации о том, что представленные гражданином сведения недостоверны и (или) неполны.
8.3. Решение о признании семьи утратившей статус малоимущей принимается не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения. Указанное решение выдается (направляется) гражданину, подавшему заявление, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия этого решения и может быть обжаловано указанным гражданином в судебном порядке.
9. Методика расчета предельных значений размера дохода,
приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина,
и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или
одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, оценки
имущественного положения семьи и использования результатов расчета
и оценки, формы документов и инструкция по делопроизводству
в области признания граждан малоимущими
9.1. Методика расчета предельных значений размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, оценки имущественного положения семьи и использования результатов расчета и оценки, формы документов и инструкция по делопроизводству в области признания граждан малоимущими для целей принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, утверждаются специально уполномоченным органом.
Методика расчета предельных значений размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, оценки имущественного положения семьи и использования результатов расчета и оценки, а также формы документов для ведения делопроизводства в области признания граждан малоимущими для целей принятия на учет в качестве нуждающихся в социальном жилье, утверждены приказом специально уполномоченного органа (комитета жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края) от 27 декабря 2005 г. N 377
9.2. Документы, указанные в пункте 9.1 настоящего Порядка, подлежат опубликованию в краевых средствах массовой информации.
Председатель комитета
жилищно-коммунального хозяйства
Краснодарского края |
Ю.Н. Голубев |
<< Назад |
||
Содержание Постановление главы администрации Краснодарского края от 19 декабря 2005 г. N 1200 "О мерах по реализации отдельных положений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.