Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация об итогах выборов депутатов представительных органов
и глав муниципальных образований в Краснодарском крае
в октябре - декабре 2004 года
Назначение выборов
На основании Закона Краснодарского края от 3 июня 2003 года N 593-КЗ "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Краснодарском крае" в октябре - декабре 2004 года в Краснодарском крае были проведены выборы депутатов 45 представительных органов и 40 глав муниципальных образований.
Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 15 сентября 2004 года N 966-П назначены выборы депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Краснодарском крае на 5 декабря 2004 года.
В г. Кропоткине в связи с досрочным прекращением полномочий главы муниципального образования Юртаева О.А. территориальная избирательная комиссия города Кропоткина в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона Краснодарского края "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Краснодарском крае" решением от 7 августа 2004 года N 1 назначила выборы главы муниципального образования город Кропоткин на 17 октября 2004 года.
В Мостовском районе выборы главы муниципального образования Мостовский район были назначены решением территориальной избирательной комиссии от 26 августа 2004 года N 2 на 5 декабря 2004 года.
В Усть-Лабинском районе решением районного суда от 15 сентября 2004 года на 5 декабря 2004 года назначены выборы главы муниципального образования.
Выборы главы муниципального образования Щербиновский район назначены на 5 декабря 2004 года постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 15 сентября 2004 г. N 968-П.
Подготовка выборов
Всеми представительными органами муниципальных образований в установленные законом сроки приняты решения об образовании избирательных округов. Решения опубликованы в соответствующих периодических печатных изданиях.
В целом образование избирательных округов осуществлено в соответствии с требованиями федерального и краевого законодательства о выборах.
В общей сложности в ходе выборов депутатов представительных органов на территории Краснодарского края образовано 535 округов, по которым избираются 1225 депутатов.
В 24 из 45 муниципальных образований выборы депутатов представительных органов проводились по разномандатным избирательным округам, избиратели которых были наделены меньшим числом голосов, чем количество вакантных мандатов.
В то же время в некоторых районах при утверждении схемы избирательных округов были допущены ошибки при определении границ избирательных округов.
Так например, в Северском районе после утверждения представительным органом схемы избирательных округов были выявлены следующие недостатки: пропущены или искажены наименования улиц, нумерация домов, отдельные улицы внесены в другой избирательный округ. Данное решение представительного органа по обращению территориальной избирательной комиссии Северского района было опротестовано прокуратурой Северского района. Все неточности были своевременно устранены и схемы избирательных округов и избирательных участков приведены в соответствие с фактическим их расположением.
Имели место нарушения в описании границ, повлекшие несоблюдение примерного равенства округов по числу избирателей, при утверждении схемы избирательных округов по выборам депутатов Городского собрания Сочи, устраненные последующим решением представительного органа.
Подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в качестве организующих выборы избирательных комиссий осуществляли три избирательные комиссии муниципального образования и одна временная избирательная комиссия муниципального образования Усть-Лабинский район, а также 41 территориальная избирательная комиссия, на которые возложены полномочия избирательных комиссий муниципальных образований. Помимо этого в подготовке и проведении выборов принимали участие 9 территориальных (в городах Новороссийск и Сочи) и 2245 участковых избирательных комиссий. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса являлись более 22500 человек.
Большинство членов избирательных комиссий участвовали в федеральных и краевых выборах 2003 - 2004 годов, поэтому обладали необходимыми знаниями и практическими навыками для проведения выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований.
Избирательные комиссии активно работали с участниками избирательного процесса, действовали открыто и гласно, в связи с чем их деятельность с пониманием и доверием воспринята избирателями и получила положительную оценку большинства наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, представителями избирательных объединений и блоков, средств массовой информации.
Избирательная комиссия Краснодарского края в данной избирательной кампании не являлась вышестоящей избирательной комиссией для организующих выборы избирательных комиссий при проведении местных выборов, но в то же время в пределах своих полномочий постоянно оказывала правовую, методическую, организационно-техническую и иную помощь избирательным комиссиям при подготовке и проведении соответствующих выборов, обеспечивала мероприятия по контролю за соблюдением избирательных прав граждан, участвовала в разрешении избирательных споров, осуществляла меры по эффективному использованию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", направляла в муниципальные образования группы своих представителей.
Общий анализ хода подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Краснодарском крае показал, что в целом работа большинства избирательных комиссий была организована и осуществлена на должном уровне.
Во всех муниципальных образованиях главами приняты соответствующие распоряжения о мерах по организационно-техническому обеспечению выборов.
На избирательных участках был осуществлен ремонт помещений участковых избирательных комиссий, проведены работы по благоустройству прилегающих территорий, подъездных путей, телефонизации.
Избирательные комиссии, организующие выборы, утвердили на основании примерного календарного плана, разработанного избирательной комиссией Краснодарского края, свои планы мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов представительного органа и главы муниципального образования. Во всех избирательных комиссиях муниципальных образований и территориальных избирательных комиссиях проведены обучающие семинары-совещания с членами участковых избирательных комиссий, посвященные общим вопросам организации работы участковой избирательной комиссии, порядку работы со списками избирателей, организации досрочного голосования, процедуре подсчета голосов избирателей и составлению протоколов об итогах голосования на основании методики, предложенной избирательной комиссией Краснодарского края.
О своем выдвижении на должность главы муниципального образования в 40 городах и районах края избирательные комиссии уведомили в общей сложности 193 кандидата, сдали документы на регистрацию 177 кандидатов.
По итогам проверки комиссиями документов, представленных для регистрации, зарегистрированы 143 кандидата, из них:
- на основании подписей избирателей - 110 кандидатов;
- на основании избирательного залога - 19 кандидатов;
- 14 кандидатов зарегистрированы как выдвиженцы от политических партий, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе четвертого созыва. Эти кандидаты не собирали подписи в поддержку своего выдвижения и не вносили избирательного залога. Из названных 14 кандидатов 10 выдвинуты Краснодарским региональным отделением политической партии "ЛДПР", 4 - Краснодарским краевым отделением политической партии "КПРФ".
В избирательные бюллетени на день голосования были включены фамилии 125 кандидатов.
На 1225 депутатских мандатов в 45 представительных органах муниципальных образований края первоначально претендовали 4179 кандидатов. Сдали документы на регистрацию 4068 кандидатов.
По итогам проверки документов избирательными комиссиями зарегистрированы 3711 кандидатов, отказано в регистрации 293 кандидатам.
Среди зарегистрированных кандидатов выдвиженцами политических партий, представленных в Государственной Думе, являются 1109, в том числе:
- от КПРФ - 392 кандидата (или 10% от общего числа зарегистрированных);
- от "Единой России" - 488 кандидатов (или 13% от общего числа зарегистрированных);
- от ЛДПР - 229 кандидатов (или 6%).
Информирование избирателей в большинстве районов и городов Краснодарского края при проведении выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в целом осуществлялось на должном уровне.
Зафиксированы случаи распространения незаконных агитационных материалов в Курганинском и Северском районах, городе Сочи, городе-курорте Геленджик и иных городах и районах края. Материалы, подтверждающие факты нарушения порядка и правил ведения предвыборной агитации, незамедлительно направлялись в правоохранительные органы для пресечения правонарушений.
По мнению территориальных избирательных комиссий Курганинского и Северского районов одной из причин, приведшей к невозможности с достоверностью определить действительное волеизъявление избирателей, была незаконная агитация. Результаты выборов глав этих муниципальных образований были признаны недействительными.
В основном денежные средства для проведения муниципальных выборов своевременно поступали на счета избирательных комиссий муниципальных образований и территориальных избирательных комиссий. Их использование осуществлялось по целевому назначению в соответствии с утвержденными сметами расходов. Вместе с тем в ряде муниципальных образований наблюдались проблемы со своевременным финансированием избирательной кампании.
Например, на подготовку и проведение выборов в Северском районе было выделено 1353000 рублей, но денежные средства на счет избирательной комиссии поступали частями: так, сумма в 253000 рублей поступила на счет комиссии 30 ноября 2004 года, то есть за 5 дней до дня голосования. В результате часть денежных средств в сумме 114000 оказалась неизрасходованной.
В Крымском районе из утвержденных по смете 1359000 рублей на подготовку и проведение соответствующих выборов по состоянию на день голосования избирательной комиссии было выделено 670000 рублей. По имеющимся данным на 17 января 2005 года с членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса по оплате труда за период подготовки и проведения выборов не рассчитались, что ведет к нарушению сроков подготовки и сдачи в представительный орган итогового финансового отчета.
В недостаточном объеме денежные средства на подготовку и проведение выборов были выделены в Приморско-Ахтарском районе. В связи с этим информационные плакаты со сведениями биографического характера о кандидатах в депутаты были выпущены в черно-белом исполнении и без соответствующих фотографий. Данная ситуация не способствовала повышению явки избирателей в день голосования.
Вышеперечисленные факты не могли не сказаться на качестве подготовки и проведения выборов.
Все организующие выборы избирательные комиссии открыли в отделениях Сберегательного банка специальные счета для внесения средств избирательного залога. После подведения результатов выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований денежные средства, не подлежащие возврату кандидатам, в соответствии с пунктом 12 статьи 48 Закона Краснодарского края "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Краснодарском крае" были перечислены в бюджеты муниципальных образований.
Так, территориальная избирательная комиссия города-курорта Анапа перечислила в бюджет города 429000 рублей, избирательная комиссия муниципального образования города Сочи - 346500 рублей.
Утверждение форм и текстов избирательных бюллетеней осуществлено избирательными комиссиями, организующими выборы, своевременно. Печатание бюллетеней производилось в ЗАО "Краснодарбланкиздат", а также местных типографиях, обладающих соответствующими условиями и достаточной мощностью, на защищенной бумаге. Для печатания избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований избирательная комиссия Краснодарского края по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации выделила остатки полуфабрикатов специальной бумаги для печатания избирательных бюллетеней, которые остались после проведения выборов Президента Российской Федерации.
Некоторые организующие выборы избирательные комиссии недостаточно внимательно отнеслись к работе по утверждению текстов избирательных бюллетеней. Так, например, в результате допущенных ошибок в тексте избирательного бюллетеня избирательная комиссия муниципального образования город Новороссийск произвела дополнительное печатание текста 5752 избирательных бюллетеней, избирательная комиссия муниципального образования города Сочи - 18000 бюллетеней. Подобные недоработки имели место и в иных муниципальных образованиях.
Избирательные бюллетени с текстами, содержащими ошибочные данные о зарегистрированных кандидатах, были уничтожены в соответствии с требованиями норм законодательства.
Хранение избирательных бюллетеней осуществлялось согласно требованиям закона в специально подготовленных опечатанных помещениях под охраной сотрудников правоохранительных органов.
В установленные законом сроки избирательные бюллетени переданы в участковые избирательные комиссии по акту.
Все выявленные в ходе подготовки выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований нарушения были своевременно устранены и не оказали влияния на результаты голосования и волеизъявления избирателей.
В избирательные комиссии, организующие выборы, поступило около 300 обращений, связанных с выборами депутатов представительных органов и глав муниципальных образований. Все обращения рассмотрены в установленный законом срок. Мотивированные ответы направлены заявителям.
В избирательную комиссию Краснодарского края за период с 20 сентября по 9 декабря 2004 года поступило более 100 обращений граждан, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований.
В судах общей юрисдикции рассмотрено 129 дел, связанных с подготовкой и проведением выборов.
Особо следует отметить судебные решения, на основании которых были изменены результаты выборов депутатов представительных органов в Калининском и Новопокровском районах.
В Калининском районе 9 декабря 2004 года по обращению территориальной избирательной комиссии принято решение суда о пересчете голосов избирателей по избирательному участку N 16-04. В результате пересчета голосов установлена ошибка при заполнении строк протокола об итогах голосования, содержащих сведения о количестве голосов, поданных за кандидата в депутаты Улановскую А.В. и против всех кандидатов. В итоге пересчета голосов Улановская А.В. признана избранным депутатом. Членам УИК было объявлено взыскание за халатное отношение к делу.
В Новопокровском районе на основании определения районного суда от 10 декабря 2004 года территориальная избирательная комиссия произвела повторный подсчет голосов по избирательному участку N 33-18. После повторного подсчета голосов решением территориальной избирательной комиссии от 15 декабря 2004 года отменены итоги голосования по избирательному участку N 33-18 и утвержден новый протокол об итогах голосования. По результатам повторного подсчета голосов Генералов В.П. признан избранным депутатом.
В Темрюкском районе 5 декабря 2004 года при осуществлении процедуры голосования вне помещения для голосования член УИК N 49-13 с правом совещательного голоса Шульгин В.М. осуществлял предвыборную агитацию за кандидата в депутаты Совета муниципального образования Темрюкский район Великого Н.И. Согласно требованиям законодательства было принято решение УИК N 49-13 об отстранении Шульгина В.М. от работы в комиссии. ОВД Темрюкского района был составлен протокол об административном правонарушении, протокол передан на рассмотрение в суд.
Кроме того, по обращению кандидата Рудакова Л.В. (г. Новороссийск) прокуратурой г. Новороссийска возбуждено уголовное дело о фальсификации итогов голосования по избирательному участку N 37-12 одномандатного избирательного округа N 7.
Результаты выборов
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 62 Закона Краснодарского края "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Краснодарском крае" выборы признаются состоявшимися, если в выборах приняло участие 20 или более процентов от числа избирателей, включенных в списки избирателей, на момент окончания голосования.
В целях повышения явки избирателей в большинстве муниципальных образований принимались активные действия со стороны избирательных комиссий и исполнительных органов: изготовлены и распространены приглашения с указанием адреса избирательного участка и времени голосования, производилось размещение торговых точек в непосредственной близости от помещений для голосования, подготовлены выступления коллективов самодеятельности, впервые голосующим избирателям выдавались памятные сувениры. В Красноармейском районе издано распоряжение и.о. главы района о бесплатной перевозке пассажиров в день проведения выборов 5 декабря 2004 года.
Активность избирателей в различных муниципальных образованиях Краснодарского края имела значительные колебания.
Наивысший показатель явки избирателей наблюдался в Успенском районе - 76,30% избирателей. Самая низкая активность избирателей зафиксирована в городе Новороссийске - 27,89%.
В 14 муниципальных образованиях явка составила от 30 до 40 процентов (Динской район, г. Ейск, Апшеронский район, Мостовский район, Приморско-Ахтарский район, Щербиновский район, Красноармейский район, Усть-Лабинский район, г. Тихорецк, Тимашевский район, Абинский район, г. Армавир, г. Сочи, Крымский район).
В 22 муниципальных образованиях явка составила от 40 до 50 процентов (Кореновский район, Новокубанский район, Отрадненский район, г.-к. Геленджик, Белоглинский район, Каневский район, Ейский район, Кущевский район, Брюховецкий район, Крыловский район, г. Анапа, Калининский район, Староминский район, Кавказский район, Гулькевичский район, Павловский район, Темрюкский район, Лабинский район, г. Туапсе, Ленинградский район, Тбилисский район, Северский район).
В восьми муниципальных образованиях явка избирателей превысила 50 процентов:
1. Успенский район 67,30%
2. Тихорецкий район 61,32%
3. г. Кропоткин 57,21%
4. Курганинский район 55,68%
5. Новопокровский район 54,77%
6. Туапсинский район 53,61%
7. Выселковский район 52,49%
8. Славянский район 50,44%
На выборах депутатов представительных органов городов и районов по отдельным избирательным округам активность избирателей составляла от 20,41% (избирательный округ N 15 по выборам депутатов городской Думы г. Новороссийска) до 89,45% (избирательный округ N 20 по выборам депутатов Совета муниципального образования Тихорецкий район).
Практически в сельских округах явка избирателей выше, чем в городских округах. Например, в Приморско-Ахтарском районе активность избирателей на избирательном участке N 40-33 (х. Новые Лиманно-Кирпили) составила 73,20%, а на избирательном участке N 40-11 (г. Приморско-Ахтарск) - 27,80%.
Согласно пункту 7 статьи 62 Закона Краснодарского края "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Краснодарском крае" при проведении выборов главы муниципального образования избранным признается зарегистрированный кандидат, который на общих выборах получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
По результатам голосования на выборах главы муниципального образования город Кропоткин 17 октября 2004 года избран Мышак С.В., набравший 87,48% голосов избирателей.
В результате голосования на общих выборах глав муниципальных образований 5 декабря были избраны 33 главы муниципальных образований.
В четырех муниципальных образованиях процент голосов, поданных за кандидата на должность главы муниципального образования, превысил 80%:
Кущевский район Ханбеков Владимир Сергеевич 86,75%
Ленинградский район Гаркуша Сергей Валентинович 82,79%
Тбилисский район Гладков Владимир Семенович 80,99%
Выселковский район Фирстков Сергей Иванович 80,54%
От 70% до 80% голосов избирателей получили кандидаты на должность главы в восьми муниципальных образованиях: Тихорецкий район, Щербиновский район, город Ейск, город-курорт Анапа, Отрадненский район, Славянский район, Туапсинский район, Лабинский район.
От 60% до 70% голосов избирателей получили кандидаты на должность главы в двенадцати муниципальных образованиях: Ейский район, Калининский район, Гулькевичский район, Крымский район, Усть-Лабинский район, Кавказский район, Мостовский район, город Армавир, Тимашевский район, Абинский район, город Тихорецк, Успенский район.
Менее 60% голосов избирателей получили кандидаты в девяти муниципальных образованиях: Кореновский район, Новопокровский район, город-курорт Геленджик, Павловский район, Красноармейский район, Крыловский район, Приморско-Ахтарский район, Каневский район, город Туапсе.
По результатам общих выборов глав в двух муниципальных образованиях назначено повторное голосование, в четырех муниципальных образованиях должны быть проведены повторные выборы.
Решениями территориальных избирательных комиссий Курганинского и Северского районов результаты выборов глав муниципальных образований были признаны недействительными в связи с многочисленными нарушениями действующего законодательства о выборах, не позволяющими с достоверностью определить волеизъявление избирателей.
В Динском районе 14 декабря 2004 года выборы главы муниципального образования признаны недействительными по решению Динского районного суда в связи с незаконным отказом в регистрации кандидату на должность главы муниципального образования Середе Е.Г.
Территориальная избирательная комиссия Новокубанского района 15 декабря 2004 года признала выборы главы муниципального образования несостоявшимися в связи с выбытием всех кандидатов при проведении повторного голосования.
В Брюховецком и Староминском районах на общих выборах ни один из кандидатов не набрал необходимого для избрания количества голосов избирателей. В связи с этим было назначено повторное голосование по двум кандидатурам, набравшим наибольшее количество голосов.
По результатам повторного голосования на выборах глав муниципальных образований 26 декабря 2004 года были избраны:
Брюховецкий район - Коновалов А.Г. - 50,72%
Староминский район - Середенко В.В. - 57,63%
В некоторых муниципальных образованиях по результатам выборов не замещена часть мандатов депутатов представительных органов:
----------------------------------------------------------------------------------------------------
N | Наименование | Наименование | Результат | Причина | Общее |Количество
| муниципального | и N | | | количество|замещенных
| образования | избирательного | | |депутатских|депутатских
| | округа | | | мандатов | мандатов
---+-----------------+-----------------+------------------+-----------------+-----------+-----------
1 | Анапа |Округ N 10 |Выборы не состоя-|"Против всех" на| 27 | 26
| |Анапский город-|лись |первом месте -| |
| |ской (одномандат-| |20,92% | |
| |ный) | | | |
---+-----------------+-----------------+------------------+-----------------+-----------+-----------
2 | Новокубанский |Округ N 4 |Неполное избрание:|"Против всех" на| 20 | 18
| район |Марьинский (четы-|2 из 4 мандатов не|3 месте - 19,92% | |
| |рехмандатный) |замещены | | |
---+-----------------+-----------------+------------------+-----------------+-----------+-----------
3 | Северский район |Округ N 20 |Результаты выборов|Нарушения законо-| 40 | 37
| |Северский (одно-|признаны недейст-|дательства о вы-| |
| |мандатный) |вительными |борах, не позво-| |
| | | |ляющие с досто-| |
| | | |верностью устано-| |
| | | |вить волеизъявле-| |
| | | |ние избирателей | |
| |-----------------+------------------+-----------------| |
| |Округ N 23 |Выборы не состоя-|"Против всех" на| |
| |Северский (одно-|лись |первом месте -| |
| |мандатный) | |32,27% | |
| |-----------------+------------------+-----------------| |
| |Округ N 31 |Выборы не состоя-|"Против всех" на| |
| |Ильский (одноман-|лись |первом месте -| |
| |датный) | |28,44% | |
---+-----------------+-----------------+------------------+-----------------+-----------+-----------
4 |Кавказский район |Округ N 6 |Неполное избрание:|"Против всех" на| 25 | 24
| |Лосевский (двух-|1 из 2 мандатов не|2 месте - 25,87% | |
| |мандатный) |замещен | | |
---+-----------------+-----------------+------------------+-----------------+-----------+-----------
5 |Город Кропоткин |Округ N 15 (двух-|Голосование |Число зарегистри-| 34 | 32
| |мандатный) |5.12.2004 г. |рованных кандида-| |
| | |не проводилось |тов равно числу| |
| | | |мандатов | |
---+-----------------+-----------------+------------------+-----------------+-----------+-----------
6 |Курганинский |Округ N 2 |Неполное избрание:|"Против всех" на| 27 | 18
|район |(трехмандатный) |2 из 3 мандатов|3 месте - 21,76% | |
| | |замещены | | |
| |-----------------+------------------+-----------------| |
| |Округ N 6 |Неполное избрание:|"Против всех" на| |
| |(трехмандатный) |2 из 3 мандатов|3 месте - 22,39% | |
| | |замещены | | |
| |-----------------+------------------+-----------------| |
| |Округ N 7 |Выборы не состоя-|"Против всех" на| |
| |(трехмандатный) |лись |первом месте -| |
| | | |30,24% | |
| |-----------------+------------------+-----------------| |
| |Округ N 8 |Неполное избрание:|"Против всех" на| |
| |(трехмандатный) |2 из 3 мандатов|3 месте - 25,06% | |
| | |замещены | | |
| |-----------------+------------------+-----------------| |
| |Округ N 9 |Выборы не состоя-|"Против всех" на| |
| |(трехмандатный) |лись |первом месте -| |
| | | |32,24% | |
----------------------------------------------------------------------------------------------------
В Мостовском районе 5 декабря 2004 года не проводилось голосование по Унароковскому двухмандатному избирательному округу N 14. В связи с тем, что число зарегистрированных кандидатов равно числу мандатов в этом округе, ТИК приняла решение о продлении до 15 ноября 2004 года срока для дополнительного выдвижения кандидатов. Указанное решение было опротестовано прокурором района. На основании протеста вынесено новое решение о переносе проведения голосования по данному округу на 30 января 2005 года.
Таким образом, в результате выборов депутатов представительных органов из 1225 депутатских мандатов замещены 1205. По 20 незамещенным депутатским мандатам будут проводиться повторные выборы в установленные законом сроки.
В муниципальных образованиях доля голосов избирателей, поданных против всех кандидатов на выборах глав муниципальных образований, составляла от 5,20% до 65,35%.
В 23 муниципальных образованиях доля протестного голосования составила менее 15%, и количество поданных "Против всех кандидатов" голосов избирателей занимает следующие позиции:
вторую позицию после избранного (набравшего наибольшее число голосов избирателей) кандидата в 12 муниципальных образованиях (Кущевский район, г. Кропоткин, Тбилисский район, Выселковский район, г. Анапа, Ленинградский район, Щербиновский район, Кавказский район, г. Ейск, Мостовский район, Гулькевичский район, Туапсинский район);
третью позицию в девяти муниципальных образованиях (Тихорецкий район, Крыловский район, Отрадненский район, Ейский район, Славянский район, Усть-Лабинский район, Красноармейский район, Крымский район, Динской район);
на четвертой позиции голоса избирателей, поданные "Против всех кандидатов", оказались в Брюховецком и Северском районах.
В девяти муниципальных образованиях процент избирателей, проголосовавших против всех кандидатов, колеблется от 15% до 20%. Сумма голосов избирателей "Против всех кандидатов" занимает в итоговом протоколе территориальной избирательной комиссии вторую позицию в шести муниципальных образованиях: г. Тихорецк, Тимашевский район, Лабинский район, г.-к. Геленджик, Абинский район, Кореновский район. В г. Туапсе, Павловском и Приморско-Ахтарском районах "Против всех кандидатов" на третьей позиции.
В шести муниципальных образованиях количество избирателей, проголосовавших против всех кандидатов, составляет от 20% до 30%: г. Армавир, Калининский район, Новопокровский район, Новокубанский район, Успенский район, Староминский район. В данных муниципальных образованиях "Против всех кандидатов" - вторая позиция по числу голосов избирателей.
В двух муниципальных образованиях Краснодарского края доля проголосовавших против всех превысила тридцать процентов:
Каневский район 30,35%
Курганинский район 65,35%
При этом в Курганинском районе "Против всех кандидатов" проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании.
Ряд избирательных комиссий при анализе высокого протестного голосования и низкой явки избирателей в качестве одной из основных причин этого явления указывают общую социально-экономическую обстановку в стране и в соответствующем муниципальном образовании. В частности, близкое к банкротству финансово-экономическое положение предприятий, являющихся местом работы избирателей, невыплату заработной платы.
Также на повышение процента протестного голосования повлияло распространение агитационных материалов, содержащих призывы голосовать против всех зарегистрированных кандидатов, проведение массовых мероприятий, на которых звучали призывы игнорировать голосование. Подобная деятельность, направленная на срыв выборов, была зафиксирована в Курганинском, Каневском, Новопокровском районах, городе-курорте Геленджик.
Территориальная избирательная комиссия Каневского района указала следующие причины высокого процента избирателей, проголосовавших против всех кандидатов:
"Действующий глава был назначен на должность в августе 2003 года, в данной должности проработал непродолжительное время и не успел проявить себя. Отрицательную роль сыграло и то, что с 1 января 2005 года предполагалась передача в муниципальную собственность всей социальной, жилищно-коммунальной сферы газопромыслового управления с финансированием ее из средств местного бюджета. Часть жителей поселка Газовиков протестовали против подобной передачи, что и отразилось на итогах голосования. В станице Каневской процент проголосовавших против всех на избирательном участке N 17-07 составляет 43,44%, а на избирательном участке N 17-08 - 43,38%, что значительно выше, чем на других избирательных участках района. Причиной такого протестного голосования явилось распространение членами народно-патриотического движения "Отечество" (Кондратенко) листовок, призывающих голосовать против всех кандидатов в связи с отказом в регистрации Панченко В.П.".
Территориальная избирательная комиссия Щербиновского района, проанализировав высокий процент избирателей, проголосовавших против всех на избирательных участках N 57-05 (20,76%) N 57-17 (16%), пришла к выводу, что такой результат голосования обусловлен экономическими и социальными причинами: слиянием двух колхозов, один из которых экономически более развит, а также расположением на территории этих участков предприятия СПК "Северный", являющегося фактически банкротом.
В целом, выборы депутатов представительных органов и глав муниципальных образований подготовлены и проведены избирательными комиссиями, организующими выборы, на должном уровне. Однако, учитывая допущенные ошибки и недоработки, избирательным комиссиям муниципальных образований и территориальным избирательным комиссиям следует обращать особое внимание на необходимость осуществления более четкого взаимодействия с правоохранительными органами, службами, осуществляющими учет избирателей (паспортно-визовая служба, органы записи актов гражданского состояния), и средствами массовой информации.
Также необходимо уделять особое внимание соблюдению избирательных прав граждан на последних этапах избирательной кампании, в день голосования и при подведении итогов голосования и результатов выборов, четко отслеживать и незамедлительно реагировать на любое нарушение избирательного законодательства, неукоснительно соблюдать сроки и порядок совершения всех избирательных действий.
Работа избирательных комиссий, организующих выборы, нижестоящих комиссий и всех участников избирательного процесса должна строиться исключительно на строгом выполнении норм и требований федерального и краевого законодательства.
Избирательным комиссиям муниципальных образований и территориальным избирательным комиссиям необходимо принимать активное участие в осуществлении комплекса мер по повышению правовой культуры избирателей, разъяснять цели выборов в демократическом правовом обществе - как единственно возможной процедуры по направлению наиболее достойных граждан, облеченных доверием конкретных избирателей, во властные структуры для реализации их программ по улучшению жизни людей.
Организационно-правовой отдел
<< Назад |
||
Содержание Постановление избирательной комиссии Краснодарского края от 19 января 2005 г. N 776-П "Об Информации об итогах выборов депутатов... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.