Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Краснодарского края
от 23 марта 2005 г. N 1352-П
Вносится Законодательным Собранием
Краснодарского края
Проект
Российская Федерация
Федеральный закон
О внесении изменений в Федеральный закон
"Об охране окружающей среды"
Президент Российской Федерации |
В. Путин |
Москва, Кремль
Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон
"Об охране окружающей среды"
До вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации существовали государственные инспекторы в области охраны окружающей среды, которые осуществляли государственный экологический контроль за объектами хозяйственной деятельности, не подлежащими федеральному государственному экологическому контролю.
На территории Краснодарского края осуществляют свою деятельность управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю (Росприроднадзор) и управление Северо-Кавказского округа по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзор). Несмотря на предпринимаемые ими меры, экологическая обстановка в крае остается напряженной.
На территории Краснодарского края осуществляют хозяйственную деятельность более 100 тыс. предприятий, оказывающих негативное влияние на окружающую среду. Проводимый государственный экологический контроль малоэффективен и имеет тенденцию к снижению его результативности. По данным докладов о состоянии окружающей природной среды Краснодарского края с 2000 года наблюдается спад результативности экологического контроля: снижаются количество проверок и показатели поступлений в бюджет от штрафных санкций.
По данным прокуратуры Краснодарского края, при снижении общего числа зарегистрированных преступлений количество экологических преступлений продолжает активно возрастать.
С целью стабилизации экологической ситуации в крае создано управление государственного экологического контроля Краснодарского края, что позволило органу исполнительной власти Краснодарского края реально влиять на состояние окружающей среды.
Разграничение полномочий и предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 777 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю" позволило повысить эффективность действующего законодательства в области охраны окружающей среды.
Конституция Российской Федерации (статья 72) относит вопросы природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с основами Конституции Российской Федерации Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закрепил ответственность органов государственной власти Российской Федерации, а также наравне с ними органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены правовые нормы, права и обязанности должностных лиц органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных в области государственного экологического контроля.
С 1 января 2006 года вышеназванный Федеральный закон лишит субъекты Российской Федерации полномочий по осуществлению государственного экологического контроля. Реализация указанного Федерального закона приведет к ликвидации действенных природоохранных органов, созданных во всех субъектах Российской Федерации.
Осуществление субъектами Российской Федерации государственного экологического контроля является необходимым условием обеспечения экологической безопасности в регионах. Одновременно с этим немаловажен и муниципальный экологический контроль. Но для его должного развития необходимы значительные финансовые затраты. Кроме того, инспектор муниципального экологического контроля не сможет противодействовать принимаемым главой муниципального образования хозяйственно-распорядительным решениям, наносящим вред окружающей среде. Муниципальный экологический контроль не сможет полностью заменить государственный экологический контроль на уровне субъектов Российской Федерации.
В данной ситуации также происходит совмещение муниципальным образованием функций экологического контроля и функций хозяйственного использования природных ресурсов, что противоречит пункту 5 статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", запрещающему совмещение указанных функций.
Кроме того, в настоящее время у органов местного самоуправления отсутствуют квалифицированные кадры, способные проводить муниципальный экологический контроль, а также соответствующая материальная база. Учитывая, что органов местного самоуправления в Российской Федерации значительно больше, чем субъектов Российской Федерации, нужно подчеркнуть, что кадров упраздняемых подразделений для укомплектования всех служб экологического контроля органов местного самоуправления не хватит, а обучение новых специалистов потребует достаточно длительного времени.
В связи с вышеизложенным можно предположить, что с 2006 года в регионах эффективный экологический контроль проводиться не будет, в то время как только он способен предотвратить необратимую деградацию экологических систем и обеспечить выполнение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Представленным законопроектом восстанавливаются полномочия субъектов Российской Федерации по осуществлению государственного экологического контроля за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю и муниципальному экологическому контролю.
Председатель Законодательного
Собрания Краснодарского края |
В.А. Бекетов |
<< Назад |
Статья 1 >> Статья 1 |
|
Содержание Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 23 марта 2005 г. N 1352-П "О законодательной инициативе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.