О ходе выполнения настоящего постановления см. постановление ЗСК от 24 мая 2006 г. N 2241-П
В 2004 году в организациях санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края (далее - организации санаторно-курортного и туристского комплекса) отдохнули и поправили свое здоровье 7,1 млн. человек, что на 16,4 процента больше, чем в предыдущем году (6,1 млн. человек), в том числе:
организованных отдыхающих (прибывающих по путевкам) - 2,6 млн. человек, что на 8,3 процента больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;
неорганизованных отдыхающих (прибывающих без путевок) - 4,5 млн. человек, что на 21,6 процента больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Организациями санаторно-курортного и туристского комплекса в 2004 году оказано услуг на 21119000 тыс. рублей, что составило 110 процентов к 2003 году, в том числе: санаторно-курортными организациями - на 11556000 тыс. рублей (113 процентов к 2003 году), туристскими организациями, включая услуги гостиниц, - на 9563000 тыс. рублей (107 процентов к 2003 году).
В консолидированный бюджет Краснодарского края поступило 2194000 тыс. рублей.
Вместе с тем работа организаций санаторно-курортного и туристского комплекса продолжает характеризоваться ярко выраженной сезонностью.
Из 1200 организаций санаторно-курортного и туристского комплекса более 80 организаций вообще не осуществляют хозяйственную деятельность, из 450 санаторно-курортных организаций, материально-техническая база которых позволяет функционировать круглогодично, работают в течение всего года только 210.
Заполняемость организаций санаторно-курортного и туристского комплекса в сезон (июнь - сентябрь) в целом по краю составляет около 80 процентов, а в межсезонный период не превышает 40 процентов.
Основными причинами неполной круглогодичной заполняемости организаций санаторно-курортного и туристского комплекса являются:
недостаточность бюджетного финансирования на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, а также по общероссийским ведомствам;
значительное сокращение средств, выделяемых корпоративными клиентами на приобретение санаторно-курортных путевок (особенно в межсезонный период);
высокие цены на санаторно-курортные путевки, отсутствие гибкой системы по снижению их стоимости в межсезонный период;
недостаточно эффективная работа санаторно-курортных организаций с Фондом социального страхования Российской Федерации при распределении санаторно-курортных путевок для льготной категории граждан по регионам России;
неэффективность и несвоевременность рекламных кампаний по пропаганде лечебных и туристско-рекреационных возможностей курортов Краснодарского края;
отсутствие сотрудничества санаторно-курортных организаций с лечебно-профилактическими учреждениями Краснодарского края по вопросам пропаганды данными учреждениями лечения и профилактики заболеваний в санаторно-курортных организациях;
постоянное увеличение стоимости проезда на курорты Краснодарского края (ежегодно на 18 - 22 процентов);
недостаточность экскурсионных маршрутов и объектов, предназначенных для развлечений в зимнее время, кроме Красной Поляны, нет центров зимнего горнолыжного спорта, а возможности Красной Поляны пока ограничены.
Факторами, ограничивающими количество отдыхающих в сезон, являются:
недостаточное количество объектов транспортной инфраструктуры (авто- и железнодорожных вокзалов, аэропортов, морских пассажирских портов, автостоянок);
ограниченные возможности и неудовлетворительное техническое состояние инженерной инфраструктуры курортов Краснодарского края;
состояние и пропускные возможности пляжей, ограничение прохода на пляжи Черноморского побережья;
рост общего уровня цен на курортах Краснодарского края;
неразвитость экскурсионной деятельности, большинство объектов туристского показа, расположенных на территории Краснодарского края, нуждается в восстановлении, реконструкции, обустройстве подъездных путей и смотровых площадок к ним;
недостаточность развлекательных мероприятий и объектов, предназначенных для развлечений.
В крупных городах Российской Федерации до сих пор не созданы туристско-информационные центры для организации рекламы, продажи санаторно-курортных путевок и продвижения туристского продукта несмотря на то, что указанные мероприятия были предусмотрены и профинансированы краевой целевой программой "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003 - 2010 годы" (первый этап - 2003 - 2005 годы)", утвержденной постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 19 ноября 2003 года N 411-П.
Туристские фирмы (далее - турфирмы), находящиеся в других регионах Российской Федерации, практически не сотрудничают в межсезонный период с санаторно-курортными организациями в части реализации санаторно-курортных путевок. Более того, в летнее время ими приобретается малое количество санаторно-курортных путевок. Данные турфирмы, имея возможность выбора сотрудничества с санаторно-курортными организациями Подмосковья, Крыма, Кавказских Минеральных Вод, Краснодарского края и зарубежными курортами, во многом влияют на ценовую политику и заполняемость организаций санаторно-курортного и туристского комплекса. Краевые турфирмы, не имея достаточной поддержки и крупных финансовых средств, не могут организовать свою разветвленную сеть по стране, обеспечить здравницам необходимую предоплату за путевки, и поэтому они не способны конкурировать с турфирмами, находящимися в других регионах Российской Федерации. На территории Краснодарского края зарегистрировано 820 турфирм, осуществляющих туроператорскую, турагентскую деятельность и оказывающих экскурсионные услуги, однако в 2004 году доля налоговых поступлений от туристско-экскурсионной деятельности в общей структуре налогов, поступивших в консолидированный бюджет Краснодарского края от санаторно-курортного и туристского комплекса, составила лишь 3,5 процента.
Следует признать и недостаточную активность руководителей органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов), на территории которых расположены организации санаторно-курортного и туристского комплекса, а также руководителей данных организаций в проведении рекламных кампаний по пропаганде отдыха и лечения на курортах Краснодарского края, поиске партнеров, установлении тесных контактов с руководителями муниципальных образований субъектов Российской Федерации с целью заключения договоров (соглашений), направленных на круглогодичную заполняемость организаций санаторно-курортного и туристского комплекса.
Отсутствие в большинстве здравниц, включая общество с ограниченной ответственностью "Бальнеологический курорт "Мацеста", долей государственной собственности Краснодарского края привело к значительной утрате органами государственной власти Краснодарского края возможности реализации государственных интересов и оказания государственного влияния в данной сфере.
Уникальность курортам Краснодарского края придает богатейшая гидроминеральная база, однако по-прежнему она используется неэффективно. Имеет место тенденция к снижению использования в санаторно-курортном лечении природных минеральных вод и лечебных грязей, завышению цен на лечебные процедуры с их использованием.
На сегодняшний день состояние скважин и минералопроводов неудовлетворительное, их износ составляет от 80 до 100 процентов. Практически все сооружения, включая бюветы, нуждаются в модернизации или полной замене. Сеть бюветов развита недостаточно.
Особыми проблемами являются неудовлетворительное санитарное состояние акватории Черного и Азовского морей и слабая техническая оснащенность пляжей. Число нарушений режима водоохранных зон за последние годы увеличилось почти в 6 раз. Из 600 пляжей 129, или 22 процента, в 2004 году не прошли необходимое техническое освидетельствование, в том числе: 51 пляж - в городе-курорте Анапа, 37 пляжей - в городе-курорте Сочи, 33 пляжа - в городе Ейске и Ейском районе, 8 пляжей - в Темрюкском районе. Больше половины пляжей в Туапсинском районе не имеют необходимого комплекса пляжных сооружений, не обеспечены водоснабжением и не подключены к сетям канализации.
Бессистемная застройка курортов края создала на действующие инженерные сети (газовые, водопроводные и канализационные) многократную нагрузку, приводящую к перебоям в водо-, тепло- и газоснабжении курортов. Нерешенной остается проблема переработки и полной утилизации твердых бытовых отходов. Медленно решаются вопросы снабжения курортов качественной питьевой водой, строительства и реконструкции очистных сооружений Азово-Черноморского побережья, находящихся в аварийном состоянии. Ограничен свободный доступ отдыхающих на пляжи города-курорта Сочи и других курортов Краснодарского края.
Не выполняется задача по увеличению налоговых поступлений в консолидированный бюджет Краснодарского края от деятельности мини-гостиниц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по временному проживанию в жилых помещениях. В настоящее время емкость малых средств размещения стала сопоставима с емкостью организаций санаторно-курортного и туристского комплекса (200 тысяч койко-мест), однако в общем объеме налоговых поступлений их доля составляет около 3 процентов.
В целях повышения привлекательности курортов Краснодарского края, эффективности использования природных лечебных ресурсов, обеспечения круглогодичного функционирования, полной заполняемости организаций санаторно-курортного и туристского комплекса и роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет Краснодарского края Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма (М.Е. Миленин) во взаимодействии с департаментом комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края (А.Н. Пахомов):
1) в течение второго квартала 2005 года разработать и внести на сессию Законодательного Собрания Краснодарского края проект закона Краснодарского края "О государственной поддержке санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края";
2) в срок до 1 июля 2005 года обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением об увеличении стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортной организации лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления им путевки на санаторно-курортное лечение, до 600 - 650 рублей, а также об увеличении объема путевок в санаторно-курортные организации Краснодарского края, закупаемых Фондом социального страхования Российской Федерации;
3) в течение 2005 года обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по вопросу обеспечения эффективного функционирования научно-исследовательского центра курортологии и реабилитации (г.-к. Сочи) Черноморского зонального управления специальных санаториев.
2. Рекомендовать департаменту комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края (А.Н. Пахомов):
1) в срок до 1 октября 2005 года разработать комплекс мер по развитию гидроминеральной базы курортов Краснодарского края, внести предложения по созданию сети бюветов на курортах Краснодарского края для включения их в план мероприятий краевой целевой программы "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003 - 2010 годы" (второй этап - 2006 - 2007 годы)";
2) в срок до 1 октября 2005 года разработать и представить в Законодательное Собрание Краснодарского края проект мероприятий второго этапа (2006 - 2007 годы) краевой целевой программы "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003 - 2010 годы";
3) постоянно и своевременно проводить рекламную кампанию по пропаганде отдыха и лечения на курортах Краснодарского края (особенно в межсезонный период) с участием в ней организаций санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края и органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов), на территории которых расположены данные организации, предусмотрев привлечение средств участников рекламной кампании;
4) в срок до 1 октября 2005 года разработать и представить в Законодательное Собрание Краснодарского края проект рекламной кампании по пропаганде лечебных и рекреационных возможностей курортов Краснодарского края для увеличения заполняемости санаторно-курортных организаций в межсезонные периоды 2005 и 2006 годов;
5) в течение второго и третьего кварталов 2005 года подготовить и провести презентации лечебных и рекреационных возможностей Краснодарского края в регионах Российской Федерации;
6) в течение 2005 года провести мониторинг популярности курортов Краснодарского края в различных регионах Российской Федерации, определить субъекты Российской Федерации, жители которых составляют большинство приезжающих на курорты Краснодарского края, и на основании этих данных:
сформировать на их территории систему туристско-информационных центров для организации рекламы, продажи санаторно-курортных путевок и продвижения туристского продукта;
подготовить соглашения о сотрудничестве с исполнительными органами государственной власти данных субъектов Российской Федерации по вопросам оздоровления их жителей;
7) в течение 2005 года провести анализ причин низкой популярности курортов Краснодарского края в различных регионах Российской Федерации и разработать меры по продаже санаторно-курортных путевок, продвижению туристского продукта и активизировать рекламу лечебных и туристско-рекреационных возможностей курортов Краснодарского края в этих регионах;
8) в срок до 1 ноября 2005 года организовать работу с организациями санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края по защите ими бизнес-планов и прохождению сертификации в добровольном порядке с целью определения перечня организаций санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, которым будет оказана государственная поддержка;
9) в срок до 1 июля 2005 года изучить вопрос и внести предложения в Законодательное Собрание Краснодарского края о создании системы учета неорганизованных отдыхающих;
10) в течение 2005 года разработать нормативные правовые акты, регламентирующие порядок организации работы по размещению отдыхающих, приезжающих на курорты Краснодарского края без путевок;
11) в течение 2005 года в соответствии с действующим законодательством создать краевую информационную базу реестров (реестра природных лечебных ресурсов, реестра лечебно-оздоровительных местностей, реестра курортов, реестра санаторно-курортных организаций и организаций отдыха, реестра субъектов туристской индустрии, реестра туристских ресурсов);
12) в течение второго квартала 2005 года разработать комплекс мер, направленных на обеспечение свободного доступа к пляжным территориям и улучшение их состояния, с началом их реализации с 1 июля 2005 года;
13) в течение 2005 года разработать комплекс мер по обеспечению рационального и эффективного использования объектов туристского показа;
14) в срок до 1 октября 2005 года разработать правила организации и проведения экскурсий на территории Краснодарского края;
15) поддерживать организации, созданные с целью реализации санаторно-курортных путевок и продвижения туристского продукта по сниженным ценам в межсезонный период;
16) совместно с департаментом здравоохранения Краснодарского края (С.Н. Алексеенко) постоянно проводить мероприятия по ознакомлению врачей лечебно-профилактических учреждений Краснодарского края с рекомендациями по лечению и профилактике заболеваний жителей Краснодарского края в санаторно-курортных организациях Краснодарского края;
17) в течение 2005 года совместно с департаментом биологических ресурсов, экологии и рыбохозяйственной деятельности Краснодарского края (А.Н. Болотенко) и департаментом по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края (В.И. Терсенов) разработать краевую целевую программу по улучшению экологической обстановки на курортах Краснодарского края.
3. Рекомендовать департаменту социальной защиты населения Краснодарского края (Л.Н. Егорова) совместно с департаментом здравоохранения Краснодарского края (С.Н. Алексеенко) и департаментом комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края (А.Н. Пахомов) в срок до 1 октября 2005 года разработать краевую целевую программу по оздоровлению в межсезонный период детей, работников бюджетной сферы и сельского хозяйства в санаторно-курортных организациях Краснодарского края и внести ее на рассмотрение в Законодательное Собрание Краснодарского края.
4. Рекомендовать управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю совместно с главным управлением внутренних дел Краснодарского края (С.А. Кучерук), заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов), на территории которых расположены организации санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, активизировать работу по выявлению индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся оказанием услуг по временному проживанию, не состоящих на налоговом учете или занижающих налогооблагаемую базу.
5. Предложить департаменту по транспорту и связи Краснодарского края (Г.Н. Минаев) совместно с департаментом комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края (А.Н. Пахомов):
1) в течение второго квартала 2005 года обратиться в открытое акционерное общество "Российские железные дороги" по вопросу предоставления скидок на действующий тариф на проезд граждан, направляющихся на лечение в санаторно-курортные организации Краснодарского края и обратно;
2) рассмотреть возможность введения дополнительных авиа- и железнодорожных рейсов на курорты Краснодарского края в связи с сезонным увеличением пассажиропотока.
6. Предложить департаменту имущественных отношений Краснодарского края (В.И. Кондратьев):
1) в течение второго квартала 2005 года обратиться в Федерацию независимых профсоюзов Российской Федерации для заключения соглашения о совместном проведении инвентаризации санаторно-курортных организаций, находящихся в ее собственности;
2) совместно с Федерацией независимых профсоюзов Российской Федерации рассмотреть вопрос о передаче общества с ограниченной ответственностью "Бальнеологический курорт "Мацеста" в государственную собственность Краснодарского края или в совместную долевую собственность.
7. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов), на территории которых расположены организации санаторно-курортного и туристского комплекса:
1) принять меры в законодательно установленном порядке к неэффективно работающим организациям санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, допустившим снижение объемов оказываемых услуг и налогооблагаемой базы, в том числе путем внесения предложений по смене их руководителей;
2) заключить договоры (соглашения) с министерствами и ведомствами, имеющими в своем ведении санаторно-курортные организации на территории Краснодарского края, о заполняемости данных организаций в межсезонный период;
3) проводить работу по заключению договоров (соглашений) с муниципальными образованиями субъектов Российской Федерации, направленных на круглогодичную заполняемость организаций санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края;
4) увеличить средства, выделяемые из местного бюджета на организацию рекламных кампаний, добиваться консолидации средств и формирования единой рекламной политики с организациями санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края;
5) разработать программы развития курортов Краснодарского края, предусматривающие мероприятия по улучшению их экологического состояния, развитию бальнеологической базы и строительству бюветов, обустройству пляжей, и выделить на их реализацию средства из местных бюджетов;
6) принять меры по устранению административных барьеров, препятствующих взятию в аренду и приобретению в собственность земельных участков под строительство объектов курортного назначения и оформлению правоустанавливающих документов на построенные объекты недвижимости курортного назначения, а также меры, способствующие оформлению владельцами объектов недвижимости курортного назначения, в том числе частных гостиниц, соответствующих правоустанавливающих документов;
7) организовать работу по инвентаризации незавершенных строительством объектов недвижимости курортного назначения (долгостроев);
8) рассмотреть вопрос о возложении на первого заместителя главы администрации муниципального района (городского округа) функций по координации вопросов развития санаторно-курортного и туристского комплекса;
9) обеспечить необходимое количество специалистов в структуре администрации муниципального района (городского округа) для решения вопросов развития санаторно-курортного и туристского комплекса.
8. Рекомендовать органам местного самоуправления города-курорта Сочи проводить работу в рамках своих полномочий по завершению ввода в эксплуатацию морского порта и аэропорта в целях увеличения туристского потока.
9. Рекомендовать руководителям санаторно-курортных организаций в межсезонный период при определении стоимости путевок (лечебных процедур) применять предельный уровень рентабельности в размере пяти процентов.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма.
Председатель Законодательного
Собрания Краснодарского края |
В.А. Бекетов |
г. Краснодар
25 мая 2005 г.
N 1484-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 мая 2005 г. N 1484-П "О мерах по обеспечению круглогодичного функционирования и полной заполняемости организаций санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края"
Постановление принято на XXXV сессии Законодательного Собрания края третьего созыва.
Текст постановления опубликован в Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края, N 30 (101) от 27 июня 2005 г., стр. 141; N 31 (102) от 25 июля 2005 г., стр. 21.