Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Краснодарского края
от 25 мая 2005 г. N 1489-П
Краевая целевая программа "Жилище" на 2005 - 2008 годы
19 октября и 14 декабря 2005 г., 31 января, 24 мая, 12 июля и 29 ноября 2006 г., 16 мая, 20 июня и 12 декабря 2007 г., 19 февраля, 28 мая, 23 сентября, 26 ноября и 24 декабря 2008 г.
См. краевую целевую программу "Жилище" на 2009 - 2010 годы, утвержденную Законом Краснодарского края от 29 декабря 2008 г. N 1665-КЗ
Паспорт краевой целевой программы "Жилище" на 2005 - 2008 годы
Наименование программы краевая целевая программа "Жилище" на 2005 -
2008 годы (далее - Программа)
Основания для разра- распоряжение главы администрации Краснодар-
ботки Программы ского края от 18 марта 2005 года N 208-р "О
разработке краевой целевой программы "Жили-
ще" на 2005 - 2008 годы"
Заказчик Программы администрация Краснодарского края
Основные разработчики департамент экономического развития Красно-
Программы дарского края
департамент строительства Краснодарского
края
государственное учреждение Краснодарского
края по ипотечному жилищному кредитованию
департамент по архитектуре и градостроитель-
ству Краснодарского края
комитет жилищно-коммунального хозяйства
Краснодарского края
Координатор Программы департамент строительства Краснодарского
края
Основные исполнители департамент по финансовому и фондовому рынку
Программы Краснодарского края
департамент строительства Краснодарского
края
департамент по финансам, бюджету и контролю
Краснодарского края
департамент имущественных отношений Красно-
дарского края
департамент экономического развития Красно-
дарского края
департамент сельского хозяйства и перераба-
тывающей промышленности Краснодарского края
департамент по чрезвычайным ситуациям и го-
сударственному экологическому контролю Крас-
нодарского края
департамент по архитектуре и градостроитель-
ству Краснодарского края
департамент жилищно-коммунального хозяйства
Краснодарского края
департамент молодежной политики Краснодар-
ского края
управление по работе с военнослужащими и
воспитанию допризывной молодежи администра-
ции Краснодарского края
управление по взаимодействию с общественными
объединениями, религиозными организациями и
мониторингу миграционных процессов админист-
рации Краснодарского края
департамент социальной защиты населения
Краснодарского края
департамент здравоохранения Краснодарского
края
департамент инвестиций и проектного сопро-
вождения Краснодарского края
иные организации, привлекаемые в порядке,
установленном законодательством Российской
Федерации
Основные цели Програм- комплексное решение проблемы перехода к
мы устойчивому развитию жилищной сферы
создание условий, обеспечивающих доступность
жилья для граждан Краснодарского края
Задачи Программы формирование рынка доступного жилья и эффек-
тивных финансовых механизмов, обеспечивающих
доступность жилья для граждан с разным уров-
нем доходов
увеличение темпов жилищного строительства и
реконструкции жилья, приведение его структу-
ры и технических характеристик в соответст-
вие со спросом и потребностями населения,
повышение качества и эффективности жилищного
строительства
обеспечение жильем малоимущих граждан и пре-
доставление мер социальной поддержки по
обеспечению жильем гражданам отдельных кате-
горий, определенных законодательством Рос-
сийской Федерации и законодательством Крас-
нодарского края, в пределах установленных
социальных стандартов
Срок реализации Про- 2005 - 2008 годы
граммы
Перечень подпрограмм и мероприятия по формированию рынка доступного
основных мероприятий жилья и увеличению объемов жилищного строи-
Программы тельства
подпрограмма развития жилищного кредитования
Краснодарского края
подпрограмма "Переселение граждан Российской
Федерации, проживающих на территории Красно-
дарского края, из ветхого и аварийного жи-
лищного фонда"
подпрограмма "Молодой семье - доступное
жилье"
мероприятия по обеспечению жильем малоимущих
граждан, выполнению государственных обяза-
тельств по обеспечению жильем граждан
отдельных категорий и мероприятий по предо-
ставлению мер социальной поддержки по
обеспечению жильем гражданам отдельных кате-
горий, определенных законодательством Рос-
сийской Федерации и законодательством Крас-
нодарского края, в пределах установленных
социальных стандартов
мероприятия по развитию быстровозводимого
домостроения
Объем и источники фи- общий объем финансирования Программы состав-
нансирования Программы ляет 60,8 миллиарда рублей, в том числе:
из средств краевого бюджета - 2,9 милли-
арда рублей
Планируется привлечение из:
федерального бюджета (по согласованию) -
2,3 миллиарда рублей;
местных бюджетов (по согласованию) - 1,4
миллиарда рублей;
внебюджетных источников - 54,2 миллиарда
рублей
Ожидаемые результаты создание рынка доступного жилья и механиз-
реализации Программы мов, обеспечивающих доступность жилья для
граждан с разным уровнем доходов, в том чис-
ле долгосрочного ипотечного жилищного креди-
тования
повышение эффективности функционирования
рынка жилья в результате снижения админист-
ративных барьеров
увеличение объема вводимого жилья в 1,7
раза
увеличение объема жилищного строительства,
пополнение муниципального жилищного фонда,
формирование масштабного рынка жилья эконом-
класса
снижение темпа роста стоимости одного квад-
ратного метра жилой площади
популяризация наиболее выгодных и качествен-
ных технологий быстровозводимого домострое-
ния и оптимизация структуры домостроения
строительство и ввод в эксплуатацию не менее
30 тысяч кв. метров в год быстровозводимого
жилья от общего объема жилищного строитель-
ства к 2009 году
строительство и ввод в эксплуатацию не менее
0,78 кв. метров на душу населения к 2009
году
улучшение жилищных условий 62,6 тысячи се-
мей с разным уровнем доходов, в том числе
10,6 тысячи семей граждан, относящихся к от-
дельным категориям, определенным законода-
тельством Российской Федерации и законода-
тельством Краснодарского края
улучшение демографической ситуации в Красно-
дарском крае, снижение социальной напряжен-
ности в обществе
рост налоговых поступлений в консолидирован-
ный бюджет края от строительного комплекса
почти в 2 раза
Контроль за исполнени- контроль за исполнением Программы осущест-
ем Программы вляют администрация Краснодарского края и
Законодательное Собрание Краснодарского края
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Жилищная проблема в Краснодарском крае является одной из наиболее острых социальных проблем. По обеспеченности жильем на душу населения край занимает в России 69-е место. В улучшении жилищных условий только из числа зарегистрированных граждан нуждаются 127,8 тысячи семей, при этом первые очередники постановлены на учет еще в 60 - 70-е годы прошедшего столетия.
Чтобы обеспечить жильем только очередников, необходимо построить 7,5 миллионов квадратных метров жилья (при социальной норме предоставления жилых помещений в среднем 54 квадратных метра на семью).
Фактически в 2004 году жилищные условия улучшили только 952 семьи.
Реальную потребность в улучшении жилищных условий испытывают более 400 тысяч семей. Объемы жилищного строительства в крае не обеспечивают эту потребность. В крае ежегодно сдается в эксплуатацию 1,7 - 1,8 миллиона квадратных метров жилья. При этом более 70 процентов жилых домов строится за счет средств населения. Потенциал индивидуального жилищного строительства используется не в полной мере. Большая часть отведенных для индивидуального строительства территорий не имеет социальной и инженерной инфраструктуры. Ряд пригородных территорий застроен усадебными домами и коттеджами, которые не сданы в эксплуатацию из-за отсутствия инженерных коммуникаций.
Доля жилья, вводимого за счет бюджетных средств, составлявшая до начала экономических реформ 29 процентов, сегодня не превышает двух процентов. Организациями различных форм собственности в 2004 году было построено всего 509 тысяч квадратных метров общей площади жилья, что составляет 28 процентов от общего объема.
Основной причиной, сдерживающей рост объемов ввода в эксплуатацию жилья, являются:
ограниченные возможности финансирования жилищного строительства из государственных и муниципальных бюджетов;
недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок для большинства граждан и юридических лиц;
недостаток площадок, обустроенных инженерными коммуникациями;
несовершенство существующей системы градорегулирования и землепользования, которая не стимулирует привлечение частных инвестиций в жилищное строительство.
При сокращении объемов строительства государственного и муниципального жилья и, соответственно, уменьшении количества квартир, предоставляемых бесплатно очередникам, приватизации большей части жилищного фонда переход к рыночным принципам реализации прав граждан на жилище оказался не обеспечен необходимыми финансовыми и организационными мерами.
В связи с этим продолжительность ожидания своей очереди на получение жилья составляет для граждан в основном 15 - 20 лет, а в отдельных случаях 30 - 40 лет.
Сохранилась напряженность в обеспечении социальным жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации: инвалидов и участников Великой Отечественной войны, малоимущих граждан, молодых и многодетных семей, а также граждан, уволенных с военной службы, участников ликвидации радиационных аварий и катастроф, лиц, проработавших длительное время в районах Крайнего Севера, вынужденных переселенцев, граждан, пострадавших в результате стихийных бедствий.
Из-за необеспеченности жильем продолжается тенденция сокращения трудовых кадров в сельском хозяйстве. Численность работников сельскохозяйственных предприятий в 2004 году по сравнению с 2000 годом уменьшилась на 71 тысячу человек, то есть на 15 процентов. В связи с этим ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства.
Растет доля ветхого и аварийного жилья в населенных пунктах Краснодарского края. Сегодня его суммарная площадь составляет свыше 900 тысяч квадратных метров, в нем проживает более 60 тысяч граждан. Это сопряжено с риском возникновения чрезвычайных ситуаций, ухудшает внешний облик и благоустройство населенных пунктов, сдерживает развитие инженерной и социальной инфраструктур, снижает инвестиционную привлекательность населенных пунктов Краснодарского края. Как правило, граждане, проживающие в ветхих и аварийных помещениях, не в состоянии самостоятельно приобрести или получить на условиях найма квартиру или дом в удовлетворительном состоянии.
Особенно остро жилищная проблема стоит перед молодыми семьями. Их финансовые возможности ограничены, так как в подавляющей массе молодые работники имеют низкие доходы и не имеют накоплений.
По результатам социологического исследования установлено, что 80 процентов молодых семей испытывают необходимость в улучшении своих жилищных условий. Половина опрошенных семей среди основных причин отсутствия детей назвали нерешенность жилищной проблемы. По этой причине распадается почти половина молодых семей.
Очень медленно развивается частный арендный фонд (жилищный фонд, находящийся в частной собственности, предоставляемый по договору найма или аренды).
Высокая стоимость жилья по сравнению с доходами граждан делает для многих жителей Кубани неразрешимой проблему приобретения нового жилья. Рост цен на жилую недвижимость на вторичном рынке опережает темпы роста доходов населения. В жилищной сфере величина расходов, связанных с оформлением сделок, составляет значительную долю от стоимости жилья (до 10 процентов), а процедура их оформления занимает длительное время.
Назрела необходимость новых подходов к решению жилищной проблемы. Одна из самых актуальных задач - обеспечение граждан доступным жильем. Необходимо обеспечить возможность приобретения жилья на рынке для основной части работающего населения Краснодарского края, одновременно с этим гарантируя предоставление малоимущим гражданам социального жилья.
Президентом Российской Федерации в ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года поставлена задача: "Правительство, региональные и местные органы власти должны ориентироваться на то, чтобы к 2010 году минимум треть граждан страны (а не одна десятая, как сегодня) могли бы приобретать квартиру, отвечающую современным требованиям, приобрести - за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов.".
Для решения этой задачи необходимо:
развивать долгосрочное жилищное кредитование, которое должно стать доступным для граждан со средними доходами. Необходимы финансовые механизмы, позволяющие улучшать жилищные условия не только за счет текущих заработков и имеющихся сбережений, но и в счет будущих доходов граждан;
установить ясные правовые условия для развития долгосрочного жилищного кредитования как граждан, так и профессиональных застройщиков;
обеспечить эффективную работу государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество, бюро кредитных историй, рынка ипотечных ценных бумаг, гарантии права собственности добросовестных приобретателей жилья, осуществление сделок на рынке жилья по прозрачным, понятным и недорогим процедурам;
использовать различные формы финансирования, например, участие граждан в долевом строительстве и жилищно-накопительных программах;
упростить процедуру получения разрешений и согласований на строительство, установить четкие правила землепользования и застройки;
обеспечить подготовку инженерно-коммунальной инфраструктуры;
создать конкурентные условия для жилищного строительства в целях предотвращения роста цен на рынке жилья;
разрушить монополии на строительных рынках. Граждане не должны оплачивать стоимость административных барьеров, создаваемых в строительстве, а также сверхприбыли застройщиков-монополистов;
упорядочить предоставление социального жилья. Жилье по договору социального найма должно предоставляться тем, кто в нем действительно нуждается.
В Краснодарском крае за последние годы сформированы все необходимые предпосылки для значительного роста объемов жилищного строительства. Создан целый ряд коммерческих фирм и компаний (особенно в крупных городах: Краснодар, Новороссийск, Анапа, Геленджик, Сочи), которые стабильно наращивают объемы жилищного строительства и формируют конкурентную среду на рынке готового жилья.
Введены в эксплуатацию новые производственные мощности по выпуску стеновых, кровельных и отделочных материалов повышенного спроса. Завершается перевод предприятий индустриального домостроения на изготовление комплектов жилых домов типовых серий, модернизированных с учетом повышенных требований по сейсмостойкости и теплозащите.
Накоплен опыт реализации крупномасштабных проектов строительства жилья (при ликвидации последствий стихийных бедствий 2002 года), который позволяет сделать следующие выводы:
темпы жилищного строительства в первую очередь зависят от наличия отведенных под строительство земельных участков с известными инженерно-геологическими условиями, наличия проектно-сметной документации на определенные типоразмеры быстровозводимых домов, отвечающих современным требованиям по энергоэффективности, сейсмобезопасности, комфортности, архитектурной выразительности;
при компактной жилой застройке на новых площадках необходимо иметь проектно-сметную документацию на инженерные сети (водопровод, канализация, газоснабжение, электроснабжение) и подъездные дороги.
Необходимость наращивания темпов жилищного строительства, обеспечения доступности жилья определяет целесообразность принятия комплексной программы, поскольку решение жилищной проблемы:
направлено на улучшение условий и качества жизни населения, предотвращение чрезвычайных ситуаций, эффективное функционирования рынка жилья;
носит межотраслевой и межведомственный характер и требует государственного участия;
не может быть осуществлено в пределах одного финансового года;
носит комплексный характер, оказывает значительный мультипликативный эффект на общее экономическое развитие, рост производства и социальное благополучие в обществе.
В настоящее время в Краснодарском крае реализуется ряд подпрограмм, направленных на решение жилищной проблемы:
подпрограмма "Молодой семье - доступное жилье" краевой целевой программы "Жилище" на 2005 - 2008 годы, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 28 мая 2003 года N 224-П;
подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Краснодарского края, из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2004 - 2008 годы краевой целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 июня 2003 года N 272-П;
подпрограмма развития жилищного кредитования Краснодарского края на 2005 - 2008 годы краевой целевой программы "Жилище" на 2005 - 2008 годы, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 20 апреля 2005 года N 1440-П.
Кроме того, на территории Краснодарского края реализуется ряд федеральных целевых программ, направленных на обеспечение жильем отдельных категорий граждан.
Однако они функционируют разрозненно, что не позволяет проводить эффективную жилищную политику, добиться значительного роста объемов вводимого жилья, сделать жилье доступным для различных слоев населения.
Настоящая Программа основывается на новых подходах к решению жилищной проблемы. Главный принцип новой стратегии жилищного строительства - доступность жилья для всех категорий граждан. На этой основе будут решаться и вопросы обеспечения жильем малоимущих и отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации.
В связи с этим в Программу в качестве подпрограмм включены действующие краевые целевые программы и отдельные мероприятия, реализуемые в рамках федеральных целевых программ.
Программа разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2002 - 2010 годы, основными направлениями программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005 - 2008 годы), задачами, поставленными Президентом Российской Федерации в послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года.
В результате реализации Программы должен быть завершен переход к рыночным финансовым механизмам и формам кредитования в жилищной сфере, обеспечена защита имущественных прав инвесторов, кредиторов и заемщиков, улучшены жилищные условия граждан с разным уровнем доходов.
2. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому развитию жилищной сферы, создание условий, обеспечивающих доступность жилья для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Краснодарского края.
Для достижения этой цели в рамках Программы должны быть решены следующие основные задачи:
формирование рынка доступного жилья и эффективных финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с разным уровнем доходов;
увеличение темпов жилищного строительства и реконструкции жилья, приведение его структуры и технических характеристик в соответствие со спросом и потребностями населения, повышение качества и эффективности жилищного строительства;
обеспечение жильем малоимущих и отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края, в пределах установленных социальных стандартов.
3. Мероприятия Программы
Мероприятия Программы направлены на реализацию поставленных целей и задач и осуществляются по двум основным направлениям:
формирование рынка доступного жилья;
обеспечение жильем малоимущих граждан, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан отдельных категорий и мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем гражданам отдельных категорий, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края, в пределах установленных социальных стандартов.
3.1. Формирование рынка доступного жилья
Основными задачами политики в сфере формирования рынка доступного жилья в Краснодарском крае являются:
создание эффективного жилищного сектора, действующего на рыночных принципах и удовлетворяющего жилищные потребности основной части населения на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу;
создание механизмов участия государства в поддержке развития и функционирования этого рынка в целом и повышения доступа к нему определенных групп населения, нуждающихся в такой поддержке;
развитие институтов долгосрочного жилищного финансирования граждан (ипотечное кредитование на цели приобретения жилья, кредитование участия граждан в долевом строительстве многоквартирных домов, кредитование индивидуального жилищного строительства, жилищно-накопительные формы и другие);
Об организационном и финансовом обеспечении внедрения и развития ипотечного жилищного кредитования в Краснодарском крае см. краевой закон от 7 августа 2002 г. N 511-КЗ
создание условий для увеличения объемов жилищного строительства через внедрение открытых конкурентных процедур предоставления прав на сформированные земельные участки застройщикам, упрощение процедур согласования исходно-разрешительной документации, развитие системы кредитования застройщиков на цели жилищного строительства, а также установление прозрачных и эффективных процедур финансирования развития коммунальной инфраструктуры для объектов нового жилищного строительства;
повышение эффективности функционирования рынка жилья в результате снижения административных барьеров и трансакционных издержек на рынке, защиты прав граждан - добросовестных приобретателей жилья, оптимизации системы налогообложения участников жилищного рынка с целью повышения его прозрачности и стимулирования развития эффективных институциональных форм организации.
Для решения перечисленных задач предусматриваются следующие мероприятия.
О мерах по обеспечению доступности жилья для населения Краснодарского края см. распоряжение главы администрации края от 22 июня 2005 г. N 489-р
1. Формирование краевого реестра земельных участков для строительства доступного жилья.
Краевой реестр земельных участков (далее - краевой реестр) формируется по предложениям органов местного самоуправления в Краснодарском крае и включает:
земельные участки на территории муниципальных образований Краснодарского края, имеющие инженерные коммуникации;
земли, освобожденные за счет сноса ветхого и аварийного жилья в рамках реализации подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Краснодарского края, из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2004 - 2008 годы;
земельные участки на территории муниципальных образований Краснодарского края, пригодные для жилищной застройки и не имеющие инженерных коммуникаций.
На основании указанного реестра составляется план действий по подготовке земельных участков, не имеющих документации и инженерных коммуникаций, в том числе планы подготовки проектно-сметной документации, строительства инженерных коммуникаций, дорог, определяются возможные источники финансирования.
По земельным участкам, предназначенным для многоэтажной или индивидуальной застройки микрорайонов, составляются планы разработки градостроительной документации с необходимой инженерной, социальной и транспортной инфраструктурой, планы проведения работ по обустройству площадок и привлечению инвестиций на эти цели.
1.1. Обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства
Программные мероприятия по обеспечению земельных участков под жилищное строительство инженерной инфраструктурой будут осуществляться в Краснодарском крае по двум основным направлениям:
обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой в соответствии с условиями подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы;
предоставление субсидий (субвенций) из краевого бюджета местным бюджетам на финансирование затрат по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства на условиях паритетного софинансирования из средств местных бюджетов.
Основной целью мероприятий является опережающее обеспечение земельных участков под жилищное строительство инженерной инфраструктурой для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения.
Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:
создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов обеспечения земельных участков под жилищное строительство инженерной инфраструктурой;
подготовка и реализация инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков под жилищное строительство инженерной инфраструктурой в различных муниципальных образованиях Краснодарского края, что создаст условия для привлечения частных инвестиций и увеличения объемов строительства доступного жилья;
создание механизмов стимулирования органов местного самоуправления, активно проводящих государственную политику по демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищного строительства, а также обеспечивающих комплексное развитие систем инженерной инфраструктуры.
Выполнение мероприятий будет осуществляться в два этапа. На первом этапе (2006 - 2007 годы) планируется существенно повысить объем инвестиций, направляемых на обеспечение земельных участков под жилищное строительство инженерной инфраструктурой, путем осуществления мер государственной поддержки. Это позволит создать базу земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой для жилищного строительства в 2008 - 2009 годах, и обеспечить рост объемов жилищного строительства начиная с 2007 года.
В этот период предусматривается предоставление субсидий (субвенций) из федерального бюджета краевому бюджету, а также мер государственной поддержки органам местного самоуправления и юридическим лицам, реализующим проекты по обеспечению земельных участков под жилищное строительство инженерной инфраструктурой.
На втором этапе (2008 год) развитие коммунальной инфраструктуры в части ранее принятых обязательств по содействию в реализации проектов, начатых на первом этапе выполнения мероприятий, будет обеспечиваться за счет средств федерального, краевого и местных бюджетов.
В рамках первого направления реализации мероприятий настоящей Программы предусмотрены следующие меры поддержки участников мероприятий по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства за счет средств федерального, краевого и местных бюджетов:
возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства;
предоставление государственных и муниципальных гарантий по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства.
Меры государственной поддержки, оказываемые за счет средств федерального бюджета, осуществляются на условиях, предусмотренных подпрограммой "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Предполагается, что общий объем государственных и муниципальных гарантий по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства, составит до 100 процентов суммы основного долга. При этом государственные гарантии Краснодарского края предоставляются в части, составляющей до 50 процентов суммы основного долга, если заемщиком является орган местного самоуправления. В случае, если заемщиком является юридическое лицо, государственные гарантии Краснодарского края предоставляются в размере, не превышающем размер гарантии муниципального образования, на территории которого реализуется данный инвестиционный проект.
В качестве дополнительного обеспечения оставшейся части обязательств перед кредитором заемщиками могут быть использованы иные формы обеспечения.
Возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства по проектам, признанным победителями конкурсного отбора на получение средств федерального бюджета, планируется производить в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий (субвенций) на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой.
За счет средств краевого бюджета предоставление субсидий (субвенций) местным бюджетам производится на весь срок кредита по проектам, отобранным конкурсной комиссией по отбору муниципальных образований и инвестиционных проектов для участия в подпрограмме "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в том числе:
признанным победителями конкурсного отбора на получение средств федерального бюджета - в объеме 100 процентов от суммы процентной ставки по кредиту за минусом средств возмещения из федерального бюджета;
не получившим государственную поддержку из средств федерального бюджета - в объеме 80 процентов от суммы процентной ставки по кредиту.
Возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным юридическими лицами - участниками подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, осуществляется только по проектам, признанным победителями конкурсного отбора на получение средств федерального бюджета. Предоставление субсидий осуществляют органы местного самоуправления в Краснодарском крае за счет средств федерального, краевого и местных бюджетов. Предоставление средств из краевого бюджета осуществляется на условиях паритетного софинансирования с местным бюджетом муниципального образования, на территории которого реализуется инвестиционный проект.
Возможны различные сочетания мер поддержки инвестиционных проектов на федеральном, краевом и местном уровнях.
Порядок отбора муниципальных образований и инвестиционных проектов для участия в подпрограмме "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" устанавливается законом Краснодарского края.
Порядок предоставления государственных гарантий Краснодарского края по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства (в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Российской Федерации), определяется законом Краснодарского края.
В зависимости от конкретной ситуации реализация инвестиционных проектов будет осуществляться органами исполнительной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления в Краснодарском крае или юридическими лицами.
В первоочередном порядке для жилищного строительства предусматривается подготовка земельных участков, на которых расположен ветхий или аварийный жилищный фонд. Использование таких участков позволит, с одной стороны, снизить расходы на развитие коммунальной инфраструктуры, поскольку она частично имеется, с другой стороны, решить задачу ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда с помощью привлечения как средств из бюджетов всех уровней, так и средств из иных источников.
В рамках второго направления реализации мероприятий настоящей Программы предусматривается решение задач по формированию рынка доступного жилья в Краснодарском крае путем предоставления субсидий (субвенций) из краевого бюджета местным бюджетам на финансирование затрат по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства на условиях паритетного софинансирования из средств местных бюджетов.
Порядок проведения отбора муниципальных образований и правила предоставления субсидий (субвенций) из краевого бюджета местным бюджетам на финансирование затрат по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства в рамках краевой целевой программы "Жилище" на 2005 - 2008 годы определяются нормативным правовым актом главы администрации Краснодарского края.
Основными критериями в оценке необходимости предоставления средств из краевого бюджета является степень готовности исходно-разрешительной документации на инженерную инфраструктуру, обеспечение паритетного софинансирования затрат из местного бюджета, минимальная величина затрат на инженерную инфраструктуру в стоимости одного квадратного метра вводимого в эксплуатацию жилья.
Предоставление средств краевого бюджета осуществляется при условии фактического использования средств местного бюджета в размере не менее 30 процентов от объема средств местного бюджета на софинансирование затрат по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства.
Объемы предоставления средств из краевого бюджета местным бюджетам на финансирование затрат по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства в 2007 году приведены в приложении 5. С 2008 года в рамках второго направления реализации мероприятий Программы распределение субсидий из краевого бюджета между муниципальными образованиями на финансирование затрат по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства на условиях паритетного софинансирования из местных бюджетов устанавливается нормативным правовым актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
Общий объем финансирования мероприятий по обеспечению земельных участков под жилищное строительство инженерной инфраструктурой настоящей Программы составит 1740,59 миллиона рублей, в том числе планируется привлечение средств частных инвесторов и кредитных организаций в объеме 769,85 миллиона рублей.
На возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, планируется выделение средств из краевого бюджета в объеме 2,41 миллиона рублей. Также планируется привлечение средств из федерального бюджета и местных бюджетов.
На предоставление субсидий (субвенций) из краевого бюджета местным бюджетам на финансирование затрат по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства планируется выделение средств из краевого бюджета в объеме 483,63 миллиона рублей, аналогичный объем средств планируется привлечь из местных бюджетов.
Кроме того, предусматривается предоставление гарантий из средств федерального, краевого и местных бюджетов на общую сумму до 5,8 миллиарда рублей по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства. Распределение гарантий по источникам их предоставления приведено в разделе 4 Программы.
Реализация вышеуказанных мероприятий позволит достичь запланированного Программой роста объемов жилищного строительства.
2. Применение типовых проектов жилых домов, подготовка исходно-разрешительной документации.
При строительстве жилых домов на земельных участках, включенных в краевой реестр, предусматривается возможность применения типовых проектов, удешевляющих стоимость строительства, с привязкой их к конкретной местности и подготовленного пакета исходно-разрешительной документации. Эти меры позволят существенно снизить стоимость строительства.
Намечено уже в 2005 году разработать для применения на территории Краснодарского края проекты эффективных и экономичных секций жилых домов следующих типов:
девяти- и пятиэтажная рядовая блок-секция с одно-, двух- и трехкомнатными квартирами общей площадью соответственно 35, 55 и 60 - 65 квадратных метров;
девяти- и пятиэтажная торцевая блок-секция с одно-, двух- и трехкомнатными квартирами общей площадью соответственно 35, 55 и 65 квадратных метров со свободным первым этажом для размещения встроенных помещений коммерческого назначения;
двухэтажный блокированный жилой дом для высокоплотной застройки на три жилые комнаты общей площадью 70 - 80 квадратных метров.
В дальнейшем предполагается разработка типовых проектов для высокоплотной застройки блокированными домами для одной-двух семей с минимальными земельными участками, быстровозводимых жилых домов, а также внедрение технологий так называемых растущих домов. Главное их достоинство - возможность строительства жилого дома по этапам, не нарушая архитектурной целостности.
Разработку типовых проектов жилых домов для применения в рамках Программы планируется осуществлять за счет средств краевого бюджета. Финансирование проектных работ в 2005 году планируется осуществлять за счет средств, предусмотренных в краевом бюджете на разработку градостроительной документации.
Разработка градостроительной документации, привязка проектов к земельным участкам, включенным в краевой реестр, подготовка исходно-разрешительной документации обеспечиваются в установленном порядке органами местного самоуправления в Краснодарском крае.
3. Предоставление подготовленных земельных участков для строительства доступного жилья.
Земельные участки, имеющие инженерную инфраструктуру, обеспеченные комплектом проектной и исходно-разрешительной документации, предоставляются для строительства доступного жилья:
1) инвесторам-застройщикам на базе процедуры торгов для строительства доступного жилья, в том числе с применением механизма жилищного кредитования. Основными конкурсными условиями при этом могут быть:
установленная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья (ниже рыночной), которая определяется дифференцированно для каждой территории края. В течение всего срока строительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляется контроль со стороны краевых органов государственной власти и органов местного самоуправления за соблюдением установленной стоимости жилья;
Действовавшая до 13 января 2009 г. Методика определения стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным образованиям Краснодарского края (для реализации жилищных программ) была утверждена распоряжением главы администрации края от 21 декабря 2005 г. N 1190-р
предоставление части квартир в строящемся доме в муниципальный жилищный фонд социального найма для обеспечения жильем малоимущих и отдельных категорий граждан, состоящих на учете.
В целях удешевления стоимости жилья по данной схеме могут использоваться дополнительные меры:
государственная поддержка инвестора - застройщика в виде налоговых льгот в соответствии с законодательством Краснодарского края и субсидирования части процентной ставки по кредиту, полученному в кредитном учреждении для строительства жилья;
предоставление первого этажа жилого дома для коммерческих помещений;
продажа части квартир по рыночным ценам.
Распределение квартир в таких домах позволит учитывать интересы граждан с разным уровнем доходов:
малоимущих - за счет передачи части квартир в муниципальный жилищный фонд социального найма;
среднего уровня - за счет снижения стоимости одного квадратного метра жилья или участия в программах жилищного кредитования, обеспечения жильем молодых семей и других;
богатых - за счет продажи части квартир по рыночным ценам;
2) государственным или муниципальным заказчикам. Строительство жилого дома осуществляется преимущественно за счет бюджетных средств. На условиях долевого участия привлекаются жилищные кредиты и инвестиции организаций различных форм собственности (для обеспечения жильем своих сотрудников). При этом участие организаций может выражаться в поставке строительных материалов, бесплатном предоставлении транспортных средств, строительных машин и механизмов, выполнении отдельных видов работ.
Предоставление квартир может осуществляться для следующих категорий граждан:
малоимущие и отдельные категории граждан, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
проживающие в ветхом и аварийном жилом фонде, подлежащем сносу;
молодые семьи;
граждане со средним уровнем доходов, участвующие в жилищном кредитовании;
часть квартир резервируется для создания муниципального переселенческого жилого фонда;
3) индивидуальным застройщикам, в том числе молодым семьям. Гражданину, изъявившему желание построить собственный дом, предлагаются типовые проекты, согласовываются применяемые при строительстве материалы для соблюдения архитектурного облика района индивидуальной застройки.
При этом возможно применение следующих мер поддержки:
рассрочка по оплате земельного участка и стоимости инженерных коммуникаций;
социальные выплаты из бюджетов всех уровней, предусмотренные федеральными и краевыми программами для молодых семей и сельских граждан;
предоставление социальных выплат из краевого бюджета для оплаты части стоимости жилья гражданам, участвующим в жилищном кредитовании;
4) жилищно-строительным кооперативам, в том числе молодежным, на конкурсной основе между кооперативами.
Положения настоящего подпункта Программы относятся только к строительству доступного жилья.
4. Развитие институтов долгосрочного жилищного кредитования.
Реализация мер по развитию долгосрочного жилищного кредитования будет осуществляться в рамках подпрограммы развития жилищного кредитования Краснодарского края.
Основная цель подпрограммы - создание условий для обеспечения жителей Краснодарского края доступным жильем посредством применения механизмов жилищного кредитования, государственного стимулирования инвестиционной деятельности, направленной на строительство доступного жилья.
В рамках подпрограммы предусматривается разработка эффективных схем финансирования инвестиционных проектов в области жилищного строительства, кредитования физических лиц, государственной поддержки юридических и физических лиц - участников подпрограммы, снижения рисков при кредитовании и строительстве жилья.
Реализация подпрограммы будет осуществляться с использованием различных механизмов финансового и фондового рынка, путем вовлечения в процессы жилищного кредитования кредитных организаций, финансовых компаний и корпораций, накоплений граждан, средств институциональных инвесторов (негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные и финансовые компании, страховые организации, паевые фонды), в том числе для размещения эмиссии краевых ипотечных ценных бумаг, облигационных займов.
В числе мер государственной поддержки развития краевой системы жилищного кредитования предусмотрены:
предоставление социальных выплат из краевого бюджета для оплаты части стоимости жилья физическим лицам, в том числе в виде оплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;
субсидирование процентной ставки по банковским кредитам юридическим лицам - участникам жилищного кредитования;
обеспечение гарантий прав участников системы жилищного кредитования (развитие системы страхования ипотечных жилищных кредитов, создание бюро кредитных историй для физических лиц, формирование маневренного фонда жилых помещений, предназначенного для временного проживания граждан, утративших жилье в результате невыплаты ипотечного кредита на его приобретение).
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 52,7 миллиарда рублей, из которых привлеченные средства кредитных, финансовых организаций и других инвесторов оцениваются в размере 51,1 миллиарда рублей, средства населения - 31,1 миллиарда рублей. Из краевого бюджета на государственную поддержку жителей края, участвующих в жилищном кредитовании, планируется направить 1,57 миллиарда рублей.
В результате за период реализации подпрограммы предполагается обеспечить жильем до 52 тысяч семей.
Координатор подпрограммы - департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края во взаимодействии с управляющей компанией Программы и органами местного самоуправления.
5. Создание условий для увеличения объемов жилищного строительства, повышение его качества и эффективности.
Для реализации этого мероприятия предусматривается:
привлечение прогрессивных технологий домостроения, включая быстровозводимые здания, применение современных экономичных строительных материалов, таких как гипсокартонные и гипсоволокнистые листы, пенобетон, полистиролбетон, эффективные утеплители, сухие строительные смеси и другие;
стимулирование проведения модернизации домостроительных предприятий в целях перехода к современным эффективным и энергосберегающим архитектурно-строительным системам;
субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным предприятиями строительного комплекса в кредитных организациях в порядке, установленном нормативным правовым актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края;
развитие системы кредитования застройщиков на цели жилищного строительства;
привлечение частного капитала в сферу развития инженерно-коммунальной инфраструктуры, в том числе средств энерго-, газо- и водоснабжающих организаций, частных операторов - инвесторов на условиях инвестиционных (концессионных) соглашений, использование механизма краевых и муниципальных заимствований на развитие инфраструктуры;
разработка нормативных правовых актов Краснодарского края, обеспечивающих:
реализацию федерального закона о правовом зонировании территорий и нормативных правовых актов по вопросам реализации инвестиционно-строительных проектов (после их принятия на федеральном уровне);
установление четких и прозрачных процедур территориального планирования на уровне края и муниципалитетов, а также правового зонирования с установлением градостроительных регламентов и видов разрешенного использования недвижимости на уровне муниципальных образований;
регулирование вопросов межевания и землеустройства, предоставления долгосрочных прав (собственности, долгосрочной аренды) на земельные участки для жилищного строительства до начала проектирования или строительства, в том числе с использованием конкурсных процедур;
создание экономических и правовых условий для завершения строительства многоквартирных жилых домов, финансирование которых осуществлялось за счет бюджетных источников;
содействие развитию системы страхования строительных рисков и профессиональной ответственности строителей;
осуществление в пределах компетенции контроля и надзора за соблюдением строительных норм и правил, требований экологической и иных видов безопасности, а также наличия лицензий на выполнение определенных федеральным законодательством видов деятельности;
научное сопровождение Программы, разработка научно-технической документации, в том числе по вопросам, касающимся архитектурно-планировочных решений, тепловой защиты и инженерных систем жилых зданий, требований к новым конструкциям и элементам зданий;
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) по разработке стратегии развития строительного комплекса Краснодарского края, созданию новых технологий жилищного строительства, новых видов строительных материалов и конструкций, технологических линий (оборудования), разработка инвестиционных проектов по их внедрению.
6. Повышение эффективности функционирования рынка жилья.
Будут разработаны меры по снижению административных барьеров доступа застройщиков на рынок жилищного строительства, в том числе и меры по упрощению процедуры оформления исходно-разрешительной документации на строительство жилых домов. Проведенный анализ показывает, что сроки подготовки исходно-разрешительной документации могут быть значительно сокращены за счет:
разработки схемы одновременной подготовки ряда разрешительных документов;
сокращения перечня согласующих инстанций;
внедрения технологии одновременного прохождения экспертиз во всех заинтересованных организациях, а также привлечения для этих целей специалистов из смежных организаций.
Для снижения стоимости сделок на рынке жилья и ипотечного кредитования намечены следующие меры:
взаимодействие с федеральными органами по совершенствованию процедур регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, учета объектов недвижимости (повышение прозрачности, надежности и информационной доступности, снижение затрат и времени обслуживания для участников рынка жилья);
методическое содействие при подготовке необходимой документации для продажи на торгах прав на земельные участки как объекты недвижимости и их использования в качестве залога при получении кредита на жилищное строительство.
Для координации деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края по реализации намеченных мероприятий по повышению доступности жилья для основных групп населения Краснодарского края предусматривается создание управляющей компании Программы.
7. Развитие быстровозводимого домостроения.
Развитие быстровозводимого домостроения позволит снизить темпы роста стоимости одного квадратного метра жилой площади, создать конкуренцию на рынке жилищного строительства и повысить доступность жилья для основных групп населения.
Реализацию мероприятия планируется провести по трем направлениям.
В рамках первого направления планируется широкое освещение технологий малоэтажного быстровозводимого домостроения в краевых и муниципальных средствах массовой информации, принятие мер по привлечению на территории муниципальных образований Краснодарского края организаций-инвесторов для реализации проектов по строительству быстровозводимых жилых домов, строительство трех "пилотных" поселков из малоэтажных быстровозводимых жилых домов общей площадью более 40 тысяч квадратных метров, строительство выставочного комплекса из пяти - десяти домов, построенных с применением различных технологий быстровозводимого домостроения в муниципальном образовании город Краснодар.
В рамках второго направления предусматривается предоставление субсидий из краевого бюджета местным бюджетам на софинансирование расходов местных бюджетов по проектированию и строительству быстровозводимых жилых домов с последующим предоставлением построенного жилья по договорам социального найма в установленном законодательством порядке.
Условия предоставления субсидий из краевого бюджета местным бюджетам, порядок расходования данных субсидий, а также критерии отбора муниципальных образований Краснодарского края для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями Краснодарского края устанавливаются нормативным правовым актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
В рамках третьего направления предусматривается подготовка и реализация инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой в целях развития быстровозводимого домостроения в различных муниципальных образованиях Краснодарского края, что создаст условия для привлечения частных инвестиций, увеличения объемов строительства доступного жилья.
Реализация третьего направления будет осуществляться путем предоставления субсидий из краевого бюджета местным бюджетам на финансирование затрат по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой в целях развития быстровозводимого домостроения на условиях софинансирования проектов из средств местных бюджетов. Конкретный объем софинансирования затрат на реализацию инвестиционных проектов из средств краевого бюджета определяется решением координационного совета по вопросам реализации краевой целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 июня# 2005 года N 610, но не может быть более 80 процентов от общей суммы затрат на реализацию инвестиционных проектов.
Порядок проведения и критерии отбора муниципальных образований и инвестиционных проектов, условия предоставления и порядок расходования субсидий из краевого бюджета местным бюджетам на софинансирование затрат местных бюджетов по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой в целях развития быстровозводимого домостроения, их распределение между муниципальными образованиями Краснодарского края устанавливаются главой администрации (губернатором) Краснодарского края.
При установлении критериев отбора муниципальных образований и инвестиционных проектов для предоставления средств из краевого бюджета учитывается стоимость одного квадратного метра быстровозводимого жилья, запланированного к вводу в эксплуатацию, объем вводимого быстровозводимого жилья, минимальный срок строительства, комплексность инвестиционного проекта по строительству быстровозводимого жилья, количество объектов социальной инфраструктуры, запланированной к строительству.
Исполнители третьего направления - департамент инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края совместно с департаментом строительства Краснодарского края во взаимодействии с органами местного самоуправления в Краснодарском крае.
3.2. Обеспечение жильем малоимущих граждан, выполнение государственных
обязательств по обеспечению жильем граждан отдельных категорий
и мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению
жильем гражданам отдельных категорий, определенных законодательством
Российской Федерации и законодательством Краснодарского края,
в пределах установленных социальных стандартов
Реализация подпрограмм и мероприятий Программы, направленных на улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий (в качестве нуждающихся в жилых помещениях) (далее - учет), будет осуществляться в комплексе и на основе мероприятий по снижению стоимости жилья и обеспечению его доступности для различных категорий граждан. Предусматривается применение различных схем обеспечения жильем граждан, состоящих на учете, в том числе их участие в строительстве жилых домов (или при индивидуальной застройке) с учетом возможных мер государственной поддержки, предусмотренной законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края.
Для этого предусматриваются следующие мероприятия.
1. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма.
В 2005 году изменился порядок предоставления гражданам бесплатного жилья. Ранее действовавший порядок формирования очереди на получение жилья учитывал не доходы граждан, а лишь количество квадратных метров, приходящихся на одного члена семьи. В результате малоимущие стояли в той же очереди, что и граждане, способные приобрести жилье. В Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу с 1 марта 2005 года, определены конкретные категории граждан, имеющие право на получение бесплатного жилья. Принятие Жилищного кодекса Российской Федерации требует приведения в соответствие с установленными нормами законодательных и нормативных актов Краснодарского края. В частности предусматривается:
разработка проекта закона Краснодарского края "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" и приведение в соответствие с ним нормативных правовых актов Краснодарского края, касающихся предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма;
приведение нормативных правовых актов Краснодарского края, касающихся предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма, в соответствие с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации;
формирование органами местного самоуправления очереди на получение бесплатного жилья по договору социального найма в соответствии с критериями отнесения граждан к малоимущим в порядке, установленном законодательством Краснодарского края;
формирование органами местного самоуправления муниципальных жилищных фондов социального использования.
Обеспечение жильем очередников будет осуществляться на новых принципах, определенных в Жилищном кодексе Российской Федерации, по двум направлениям:
в рамках программы жилищного кредитования - для граждан, имеющих достаточный уровень платежеспособности;
из муниципальных жилищных фондов социального использования на условиях социального найма - для малоимущих граждан.
Пополнение муниципальных жилищных фондов социального использования за счет строительства нового жилья или приобретения его на вторичном рынке будет осуществляться за счет средств местных бюджетов, в том числе в порядке долевого участия в строительстве жилых домов инвесторами, а также за счет средств инвесторов. Условия предоставления квартир для малоимущих определяются в соглашениях с инвестором при предоставлении ему подготовленных земельных участков для строительства жилья, имеющих инженерную инфраструктуру.
Координатором данного мероприятия является комитет жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края во взаимодействии с управляющей компанией Программы и органами местного самоуправления в Краснодарском крае.
2. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Решение проблем улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, будет осуществляться в рамках подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Краснодарского края, из ветхого и аварийного жилищного фонда".
Основными целями указанной подпрограммы являются:
улучшение жилищных условий, обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
снижение до 2008 года количества существующих аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми на начало 2007 года.
В рамках реализации этой подпрограммы предусматривается:
создание условий, обеспечивающих формирование обязательств собственника жилья за состояние и восстановление жилищного фонда;
формирование, привлечение и эффективное использование финансовых и инвестиционных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья в благоустроенное жилье;
разработка нормативно-методической базы и механизмов предоставления жилья переселяемым гражданам с учетом права выбора жилого помещения самими гражданами, в том числе посредством использования жилищных сертификатов.
Решение проблем переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда будет осуществляться путем приобретения квартир на вторичном рынке, финансирования завершения строительства жилых домов с высокой степенью готовности или долевого участия исполнительных органов местного самоуправления в строительстве нового жилья, реконструкции и модернизации жилого фонда.
Жилые помещения переселяемым гражданам предоставляются на основе договоров социального найма. Предусматривается также:
создание социально-экономических условий по формированию жилищного фонда для переселения граждан из помещений, подлежащих сносу, и маневренного фонда для временного отселения из домов, подлежащих реконструкции, граждан, изъявивших желание сохранить прежнее жилье;
поэтапное планомерное переселение граждан на основе обеспечения права выбора варианта улучшения их жилищных условий и дальнейший снос или полная реконструкция ветхого жилищного фонда;
подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их продажа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы на реализацию названной подпрограммы за счет всех источников финансирования составляют 837,6 миллиона рублей, в том числе за счет краевого бюджета - 115,0 миллиона рублей, планируется привлечь средства местных бюджетов в размере 316,1 миллиона рублей и внебюджетных источников - 362,2 миллиона рублей.
В результате выполнения подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Краснодарского края, из ветхого и аварийного жилищного фонда" предполагается переселить из ветхого и аварийного жилья более 3 тысяч семей и улучшить архитектурный облик городов и населенных пунктов Краснодарского края.
Координатор указанной подпрограммы - комитет жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края во взаимодействии с управляющей компанией Программы и органами местного самоуправления в Краснодарском крае.
3. Обеспечение жильем молодых семей.
Создание системы государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы предусмотрено в подпрограмме "Молодой семье - доступное жилье".
Целью этой подпрограммы является создание региональной системы государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в крае. Одна из основных задач указанной подпрограммы состоит в создании механизмов, позволяющих консолидировать средства из различных источников, и обеспечении их эффективного использования в строительстве жилья для молодых семей.
В рамках этой подпрограммы предусматривается:
разработка и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
содействие в организации молодежных жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
организация и проведение информационной и разъяснительной работы среди населения Краснодарского края по освещению целей и задач указанной подпрограммы.
Механизм реализации названной подпрограммы включает следующие меры государственной поддержки молодым семьям:
предоставление молодым семьям социальных выплат (софинансируемых из средств федерального и местных бюджетов) на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома;
предоставление за счет средств краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на предоставление социальных выплат молодым семьям с ребенком (детьми) на погашение части кредита, займа, привлеченного для приобретения (строительства) жилья, либо на компенсацию части затрат, произведенных ими на строительство жилья;
предоставление субсидий застройщикам (в том числе молодежным жилищным кооперативам) в целях снижения стоимости жилья для молодых семей - участников подпрограммы. Предоставление субсидий застройщикам осуществляется на конкурсной основе. Порядок и условия проведения конкурса, а также порядок и условия предоставления субсидий определяются постановлением главы администрации Краснодарского края;
иные предусмотренные подпрограммой меры.
Реализация указанной подпрограммы предусматривает консолидацию средств федерального, краевого и муниципальных бюджетов, средств граждан и внебюджетных источников для решения проблемы обеспечения жильем молодых семей.
Средства федерального бюджета предполагается привлекать в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы на конкурсной основе на условиях софинансирования из краевого бюджета.
Средства краевого бюджета распределяются между муниципальными образованиями исходя из утвержденной в установленном порядке соответствующей муниципальной программы и денежных средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на соответствующий год на финансирование мероприятий муниципальной программы на паритетных условиях.
Всего за период реализации названной подпрограммы планируется вовлечь в жилищное строительство 2617,19 миллиона рублей, в том числе средств федерального бюджета - 56,08 миллиона рублей, краевого бюджета - 492,29 миллиона рублей, местных бюджетов - 355,48 миллиона рублей, средств граждан и других внебюджетных источников - 1713,34 миллиона рублей.
Реализация подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" позволит при государственной поддержке решить жилищную проблему 3,6 тысячи молодых семей, укрепить институт семьи, увеличить рождаемость, улучшить социально-бытовые и жилищные условия старшего поколения.
Координатор данной подпрограммы - департамент молодежной политики Краснодарского края - осуществляет свои функции в рамках реализации подпрограммы во взаимодействии с государственным учреждением Краснодарского края "Молодежный жилищный центр", с управляющей компанией Программы и с органами местного самоуправления в Краснодарском крае (по согласованию).
4. Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края.
Основной задачей обеспечения жильем граждан отдельных категорий, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края, является улучшение жилищных условий всех нуждающихся, состоящих на учете.
Для выполнения ук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.