О дальнейшей эволюции проблем в формировании тарифов на электрическую энергию на территории края см. постановление ЗСК от 11 июля 2007 г. N 3316-П
Законодательное Собрание Краснодарского края неоднократно выражало озабоченность ситуацией, сложившейся в крае с энергоснабжением населения. Несмотря на принимаемые меры, изменений к лучшему так и не произошло.
Основные производственные фонды энергетики Кубани создавались несколько десятилетий тому назад и к настоящему времени исчерпали свой ресурс. Износ оборудования ОАО "Кубаньэнерго" составляет в среднем около 70 процентов при среднем по России - 52 процента. С каждым годом увеличивается количество оборудования, зданий и сооружений, выработавших свой ресурс и подлежащих замене, реконструкции или техническому перевооружению, поскольку модернизация подстанций, электрических и тепловых сетей в последние 7 - 10 лет практически не проводилась.
Общее техническое состояние обследованных электрических и тепловых сетей близко к критическому, и в дальнейшем при существующих темпах перевооружения ситуация будет ухудшаться, так как программы капитального строительства и реконструкции реализуются на 50 - 80 процентов, а инвестиционная и ремонтная программы ОАО "Кубаньэнерго" фактически не выполняются, несмотря на то, что ежегодно при утверждении тарифов на электрическую и тепловую энергию такие программы рассматриваются, утверждаются, а средства на их реализацию предусматриваются в тарифах.
Следует отметить, что ОАО "Кубаньэнерго" без согласования с регулирующим и контролирующими органами исполнительной власти Краснодарского края самостоятельно осуществляет изменения в смете расходов, корректируя плановый объем использованных средств и выполняемых работ под фактическое освоение средств, что не позволяет достоверно оценить физические объемы выполняемых работ.
Фактические потери электрической энергии в сетях ОАО "Кубаньэнерго" за 2004 год составили 2412,3 млн. киловатт-часов (16,06 процента от приема в сеть), при этом нормативные потери, принимаемые региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края, по расчетам специализированной организации - 2000,92 млн. киловатт-часов, или 13,32 процента от приема в сеть. "Коммерческие" потери составили 411,38 млн. киловатт-часов.
Программы по снижению потерь электрической энергии в основном реализуются в части организационных (беззатратных, малозатратных) мероприятий и имеют недостаточный экономический эффект.
Фактические потери электрической энергии не имеют тенденции к снижению и по-прежнему значительно превышают нормативные, что говорит о неудовлетворительной работе ОАО "Кубаньэнерго" в этом направлении.
Одной из причин плохого технического состояния обследованных электрических сетей является высокая "текучесть" ремонтного персонала, обусловленная низкой заработной платой по сравнению с заработной платой управленческого персонала (средняя заработная плата рабочего составляет 50 - 60 процентов от заработной платы руководителя сетевого филиала).
Такая ситуация складывается уже не первый год - в 2003 году средняя заработная плата по исполнительной дирекции была увеличена на 45 процентов (45 млн. рублей), а прирост заработной платы рабочих - всего 8 процентов.
Эта тенденция продолжалась в ОАО "Кубаньэнерго" и в 2004 - 2005 годах. Так, в ущерб выполнению необходимого объема работ по ремонту и восстановлению объектов электроэнергетики ОАО "Кубаньэнерго" в 2004 году (по отношению к 2003 году) осуществлено значительное повышение заработной платы по исполнительной дирекции - на 59 процентов, в том числе по менеджерам - на 94 процента, а за 9 месяцев 2005 года затраты на оплату труда работников центрального аппарата увеличились по отношению к затратам аналогичного периода 2004 года уже на 110 процентов, рост затрат по исполнительной дирекции составил: на материалы - на 82,8 процента, на работы и услуги - на 473,3 процента, горюче-смазочные материалы - на 49,3 процента. При этом по сетевым филиалам по категории "рабочие" рост средней заработной платы составил 9,7 процента.
По результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Кубаньэнерго" за 2004 год штатная численность исполнительной дирекции предприятия на 22,5 процента превышает нормативную, а общее превышение фонда оплаты труда по отношению к запланированному составило 91,6 млн. рублей.
В нарушение статьи 43 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в ОАО "Кубаньэнерго" не ведется раздельный учет продукции, доходов и затрат по видам регулируемой деятельности; в сетевых филиалах отсутствует единый подход к выделению затрат по прочим видам деятельности, а в некоторых из них расходы по отдельным статьям затрат по прочим видам деятельности отнесены на регулируемый вид деятельности. При этом доходы, получаемые от прочих видов деятельности, относятся на внереализационные доходы, и за счет этих средств производится финансирование различных социальных и других программ. Таким образом, нарушается пункт 6 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Все это происходит на фоне интенсивной подготовки ОАО "Кубаньэнерго" к реформированию: после установления тарифов с 1 января 2005 года акционерному обществу удалось обеспечить самое важное условие для получения разрешения на реформирование - так называемую "безубыточность" компании. Это было достигнуто за счет невыполнения инвестиционной программы, а также капитальных и текущих ремонтов в полном объеме, что руководство ОАО "Кубаньэнерго" объясняет необходимостью решения финансовых проблем предприятия - погашением кредиторской задолженности прошлых периодов регулирования и списанием дебиторской задолженности.
Анализ задолженности перед ОАО "Кубаньэнерго" показывает, что существенный ее объем сосредоточен в отраслях, зависящих от политических решений, принимаемых органами местного самоуправления (например, жилищно-коммунальное хозяйство) при установлении социально значимых тарифов (цен) ниже экономически обоснованных.
В целях сохранения на территории Краснодарского края единых тарифов на электрическую энергию для населения и организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней; обеспечения необходимого финансирования затрат на электрическую и тепловую энергию из средств бюджетов всех уровней; обеспечения защиты прав и законных интересов потребителей; предотвращения возможных неплатежей за электрическую и тепловую энергию, вызывающих нарушение энергоснабжения; в целях обеспечения баланса интересов поставщиков и потребителей; учитывая процесс реформирования электроэнергетики; заслушав и обсудив предложения комиссии Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам тарифной и ценовой политики, Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Считать неудовлетворительной работу ОАО "Кубаньэнерго" в 2005 году по исполнению постановлений Законодательного Собрания Краснодарского края от 14 июля 2004 года N 956-П "О принципах формирования тарифов на электрическую энергию на 2005 год" и от 23 ноября 2004 года N 1094-П "О тарифах на электрическую энергию на 2005 год". Меры по предотвращению нецелевого расходования предусмотренных в тарифах средств, необходимых для обеспечения энергетической безопасности Краснодарского края и Республики Адыгея, в том числе на ремонт и восстановление инфраструктуры электрических сетей, не приняты.
2. Предложить региональной энергетической комиссии - департаменту цен и тарифов Краснодарского края:
1) установить в 2006 году тарифы на электрическую энергию, отпускаемую абонентам Краснодарского края и Республики Адыгея, исходя из роста среднеотпускного тарифа ОАО "Кубаньэнерго" до 120,6 копеек за киловатт-час, учитывая при формировании необходимой валовой выручки экономически необоснованные затраты, выявленные по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Кубаньэнерго" за 2004 год;
2) завершить к 2008 году ликвидацию перекрестного субсидирования с учетом особых условий ценообразования в отношении тарифов на электрическую энергию для сельского населения, предусмотренных действующим законодательством;
3) в целях предотвращения значительного роста тарифов на коммунальные услуги в 2006 году и сокращения объемов перекрестного субсидирования установить тарифы на электрическую энергию для категорий потребителей "магистральные групповые водопроводы" и "производственные нужды сельскохозяйственных потребителей (животноводство и птицеводство)" на уровне тарифов для категории "бюджетные организации". При установлении тарифов на электрическую энергию в последующие периоды регулирования осуществлять их формирование таким образом, чтобы ликвидация объемов перекрестного субсидирования за счет повышения тарифов на электрическую энергию данной категории потребителей минимальным образом влияла на увеличение тарифов на коммунальные услуги;
4) при установлении в 2006 году тарифов для населения на электрическую энергию, потребленную в объеме социальной нормы потребления электрической энергии:
не превышать роста тарифа на электрическую энергию для городского населения более чем на 20 процентов по отношению к тарифу, установленному на 2005 год (до 162 копеек за киловатт-час);
для городского населения, использующего для пищеприготовления электрические плиты, и для сельского населения установить тариф исходя из предельного максимального роста тарифа, установленного для населения Федеральной службой по тарифам, с применением понижающего коэффициента, устанавливаемого Правительством Российской Федерации;
5) устанавливать в 2006 году и последующие годы тарифы для населения на электрическую энергию, потребленную в объеме, превышающем социальную норму, на уровне предельного тарифа для населения, установленного Федеральной службой по тарифам, при условии направления дополнительно полученных энергоснабжающими организациями средств за оплату электрической энергии, потребленной сверх социальной нормы, исключительно на замену приборов учета электрической энергии у населения, в первую очередь - у малоимущего;
6) при установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию для ОАО "Кубаньэнерго" на 2006 год и последующие годы руководствоваться следующими положениями:
определить в составе расходов ОАО "Кубаньэнерго", а также организаций, образующихся в результате его реформирования, фонд оплаты труда с разделением по видам регулируемой деятельности в пределах, определенных отраслевым тарифным соглашением, исходя из минимальной ставки оплаты труда на соответствующий период регулирования и ступени оплаты, принятой региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края при установлении тарифов для ОАО "Кубаньэнерго" на 2005 год, и индекса-дефлятора, установленного Минэкономразвития России на соответствующий период регулирования. Установить, что численность персонала указанных организаций не должна превышать численность персонала, принятую при установлении тарифов на 2005 год, не учитывая при этом превышение численности персонала и фонда оплаты труда, выявленные в результате проверки хозяйственной деятельности ОАО "Кубаньэнерго" за 2004 год и первое полугодие 2005 года;
не включать в тарифы расходы, не связанные с деятельностью по производству, передаче и сбыту электрической и тепловой энергии, в том числе убытки от списания объектов, находящихся на балансе организаций, осуществляющих производство, передачу и сбыт электрической и тепловой энергии, реализуемых по стоимости ниже рыночной;
не включать затраты на необязательные виды страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации;
не включать в тарифы расходы, связанные с реформированием ОАО "Кубаньэнерго";
7) в связи с неисполнением ОАО "Кубаньэнерго" положений постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 23 ноября 2004 года N 1094-П "О тарифах на электрическую энергию на 2005 год" принять меры к исключению из тарифов на электрическую и тепловую энергию для ОАО "Кубаньэнерго" на 2006 год экономически необоснованных затрат, выявленных в результате проверки финансово-хозяйственной деятельности за 2004 год в размере 427,45 млн. рублей;
8) совместно с департаментом по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края для обеспечения целевого использования средств, предусмотренных на выполнение ремонтных и инвестиционных программ ОАО "Кубаньэнерго", организаций, образовывающихся в результате его реформирования, и других субъектов естественных монополий, осуществлять ежеквартальный контроль за исполнением сметы затрат, в том числе ремонтных и инвестиционных программ, принимаемых при установлении тарифов и согласованных органами исполнительной власти Краснодарского края;
9) определить в составе расходов энергоснабжающих организаций расходы на арендную плату (включаемую в тарифы на электрическую и тепловую энергию) за пользование зданиями, строениями, сооружениями и отдельными помещениями, непосредственно использующимися в процессе производства, передачи и сбыта топливно-энергетических ресурсов, в размере 7 процентов от восстановительной стоимости арендуемого имущества.
Установить, что средства в размере 85 процентов от арендной платы за использование объектов, находящихся в государственной собственности Краснодарского края и (или) в собственности муниципальных образований, включаемой в тарифы на электрическую и тепловую энергию, но не менее чем амортизационные отчисления, включаемые в состав арендной платы, возвращаются энергоснабжающим организациям (арендаторам) в виде целевых средств бюджетов соответствующего уровня и направляются целевым назначением на восстановление арендуемого имущества и выполнение согласованных органами исполнительной власти Краснодарского края инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
10) учесть в тарифах на электрическую и тепловую энергию на 2006 и последующие годы инвестиционные и инновационные затраты на следующие цели:
развитие инфраструктуры электрических сетей среднего и низкого напряжения в соответствии с программами сокращения расходов, согласованными с органами исполнительной власти Краснодарского края;
развитие топливно-энергетического комплекса Краснодарского края, в том числе модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, повышающая эффективность использования топливно-энергетических ресурсов, в соответствии с краевыми целевыми программами;
замена приборов учета тепловой, электрической энергии, топливных и других ресурсов, а также реализация программ в области повышения безопасности дорожного движения на территории Краснодарского края в соответствии с краевыми целевыми программами;
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, согласованных с региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края;
11) рассмотреть целесообразность установления для населения социальной нормы потребления электрической энергии и внести свои предложения в Законодательное Собрание Краснодарского края.
3. Считать экономически необоснованными затратами любые изменения в ремонтных и инвестиционных программах организаций, осуществляющих производство, передачу и сбыт электрической и тепловой энергии, не согласованные предварительно с региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края и департаментом по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края, а также расходы, произведенные этими организациями,# на ликвидацию аварийных ситуаций, не подпадающих под действие Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
4. Предложить ОАО "Кубаньэнерго", организациям, образующимся в результате реформирования ОАО "Кубаньэнерго", а также другим организациям, осуществляющим производство, передачу и сбыт электрической и тепловой энергии на территории Краснодарского края:
1) принять меры по:
недопущению аварийных отключений потребителей электрической и тепловой энергии;
недопущению реализации активов по ценам ниже рыночных;
исполнению согласованных органами исполнительной власти Краснодарского края ремонтных и инвестиционных программ организаций;
снижению численности персонала, в первую очередь административно-управленческого;
недопущению превышения фондов оплаты труда, принятых в тарифах на электрическую и тепловую энергию;
недопущению использования средств, предусмотренных в тарифах, на непроизводительные затраты, затраты на дополнительное пенсионное страхование, затраты на все виды необязательного и дополнительного видов страхования;
целевому использованию средств, предусмотренных в сметах расходов и прибыли на финансирование мероприятий по ремонту, техническому обслуживанию, техническому перевооружению и реконструкции, обеспечивающих надежное и безопасное функционирование производственно-технических объектов и предотвращение аварийных ситуаций;
по проведению конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур для осуществления видов деятельности, регулируемых органами исполнительной власти Краснодарского края;
снижению потерь энергии, в том числе коммерческих, в объеме не менее 10 процентов от нормативных потерь в год;
увеличению объемов полезного отпуска энергии в физических показателях в целях увеличения чистой прибыли, используемой на развитие энергосистемы Краснодарского края;
2) обеспечить ежеквартальное предоставление# отчетов об исполнении ремонтных и инвестиционных программ, средства на реализацию которых предусмотрены в тарифах на электрическую и тепловую энергию, в органы исполнительной власти Краснодарского края по формам и в порядке, утвержденным региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края;
3) осуществлять финансирование затрат на дополнительное пенсионное страхование, в первую очередь производственного персонала, затрат на все виды необязательного и дополнительного видов страхования за счет нераспределенной чистой прибыли, образующейся в результате исполнения программ сокращения расходов организаций, предварительно согласованных с региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края.
Нумерация пунктов постановления соответствует оригиналу
4. Предложить собранию акционеров ОАО "Кубаньэнерго" и (или) собраниям акционеров организаций, образовавшихся в результате его реформирования, рассмотреть возможность целевого использования в 2006 году чистой прибыли 2005 года в сумме не менее 400 млн. рублей, полученной в результате невыполнения ремонтных и инвестиционных программ, включая программу, дополнительно согласованную с органами исполнительной власти Краснодарского края, на выполнение предусмотренных этими программами мероприятий.
5. Просить председателя Краснодарского краевого суда (Чернов А.Д.), председателя Краснодарского краевого арбитражного суда (Мантул Г.А.) обобщить судебную практику по делам о хищении электрической энергии и практику прекращения дел по малозначительности содеянного и, учитывая тенденцию увеличения количества случаев хищений электрической энергии на территории Краснодарского края, подготовить соответствующие рекомендации судьям.
6. В связи с передачей полномочий федеральных органов государственной власти в сфере регулирования и контроля ценообразования на уровень субъекта Российской Федерации предложить главе администрации Краснодарского края рассмотреть вопрос об увеличении штатной численности и выделении дополнительных помещений региональной энергетической комиссии - департаменту цен и тарифов Краснодарского края.
7. Предложить органам местного самоуправления в Краснодарском крае:
при сдаче в аренду объектов муниципальной собственности, использующихся в процессе производства, передачи и сбыта электрической и тепловой энергии, учитывать рекомендации, изложенные в настоящем постановлении;
совместно с организациями, осуществляющими производство, передачу и сбыт электрической и тепловой энергии, разработать и принять долгосрочные муниципальные программы ремонтов и модернизации электрических и тепловых сетей муниципальных образований, учитывающие перспективные планы социально-экономического развития соответствующих территорий, предусмотрев на эти цели средства местных бюджетов;
осуществлять ежеквартальный контроль за целевым использованием средств, предусмотренных в тарифах на электрическую и тепловую энергию на выполнение муниципальных программ ремонтов и модернизации электрических и тепловых сетей муниципальных образований, с предоставлением# информации в региональную энергетическую комиссию - департамент цен и тарифов Краснодарского края и департамент по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края.
8. Предложить органам исполнительной власти Краснодарского края продолжить работу по решению вопроса о введении в состав совета директоров ОАО "Кубаньэнерго" и организаций, образующихся в результате реформирования ОАО "Кубаньэнерго", представителей органов исполнительной власти Краснодарского края для участия в принятии решений по вопросам их финансово-хозяйственной деятельности.
9. Предложить департаменту по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края (Чепель В.В.):
в срок до 1 мая 2006 года совместно с государственным учреждением "Центр энергосбережения и новых технологий" (Шетов В.Х.), энергоснабжающими организациями Краснодарского края разработать краевую целевую программу по замене приборов учета тепловой и электрической энергии у населения на 2006 - 2008 годы, имея в виду при этом в качестве приоритета установку у населения двухтарифных приборов учета электрической энергии, обеспечивающих в дальнейшем построение автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электрической энергии (мощности) соответствующего уровня;
обеспечить контроль за использованием дополнительно полученных организациями, осуществляющими производство, передачу и сбыт электрической и тепловой энергии, средств за оплату электрической энергии, потребленной сверх социальной нормы, исключительно на замену приборов учета электрической энергии у населения, в первую очередь - у малоимущего;
обеспечить контроль за снижением потерь электрической и тепловой энергии, в том числе коммерческих, в объеме не менее 10 процентов от нормативных потерь в год и увеличением объемов полезного отпуска этих видов энергии в физических показателях в целях увеличения чистой прибыли, используемой на развитие энергосистемы Краснодарского края;
совместно с региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края принять меры по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края от деятельности ОАО "Кубаньэнерго" и (или) организаций, образующихся в результате его реформирования.
10. Комиссии Законодательного Собрания Краснодарского края по ценовой и тарифной политике продолжить рассмотрение вопросов по формированию тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей Краснодарского края.
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам экономического развития промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства и комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи.
12. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного
Собрания Краснодарского края |
В.А. Бекетов |
г. Краснодар
14 декабря 2005 г.
N 1878-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 14 декабря 2005 г. N 1878-П "Об основных принципах формирования тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2006 и последующие годы"
Постановление принято на XLII сессии Законодательного Собрания края третьего созыва.
Постановление вступило в силу со дня его принятия.
Текст постановления опубликован в Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края, N 38 (109) от 27 февраля 2006 г., часть I, стр. 181.