Рассмотрев информацию о выполнении постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 23 ноября 2004 года N 1089-П "О деятельности бальнеолечебниц и гидродобывающих организаций на территории Краснодарского края" (далее - Постановление), предоставленную следующими исполнительными органами государственной власти: департаментом комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края, департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края, департаментом имущественных отношений Краснодарского края, управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю, территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю,<-> комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма отмечает следующее.
Во исполнение Постановления департаментом комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края совместно с управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края была проведена проверка гидродобывающих организаций, действующих на территории Краснодарского края. Результаты проверки показали, что гидроминеральная база Краснодарского края по-прежнему недостаточно эффективно используется гидродобывающими организациями по причине низкой востребованности минеральной воды для бальнеолечения и розлива.
Уровень добычи на эксплуатируемых месторождениях (по отчетным данным водопользователей) из разведанных запасов минеральных вод в Краснодарском крае практически не изменился по сравнению с предыдущим годом и составил 26,7 процента.
Увеличили объем добычи минеральных вод по сравнению с предыдущим годом ООО "Бальнеологический курорт "Мацеста" (холдинг) города Сочи" - на 10,7 процента, ОАО "Роснефть" - Краснодарнефтегаз" - на 20,3 процента, ООО "Горный - Здоровье" - на 1,4 процента.
Однако одной из крупнейших гидродобывающих организаций ООО "Краснодарская гидрогеологическая режимно-эксплуатационная станция" было допущено уменьшение объема добычи минеральной воды для бальнеолечения на 3,6 процента из-за ее невостребованности (единственным потребителем минеральной воды является ЗАО "Краснодарская бальнеолечебница").
Техническое состояние большинства скважин и минералопроводов остается неудовлетворительным, эксплуатирующие их гидродобывающие организации не вкладывают необходимых средств в их содержание и реконструкцию. Так, срок эксплуатации скважин ООО "Краснодарская гидрогеологическая режимно-эксплуатационная станция" превысил установленный срок амортизации в 2 - 4 раза.
Департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края проведен мониторинг состояния некоторых месторождений подземных пресных и минеральных вод Краснодарского края, составлена карта недропользователей Краснодарского края, добывающих и отпускающих минеральные воды на промышленный розлив, выявлены проблемы в обороте бутылированной# минеральной воды на территории Краснодарского края, такие как наличие большого количества разнообразных товарных знаков и присутствие в обороте контрафактного продукта.
Указанные проблемы вызваны неурегулированостью# отношений между производителями воды - недропользователями и организациями, разливающими воду, - упаковщиками, которые также именуют себя производителями, хотя таковыми не являются. Решение проблем возможно путем регистрации производителями - недропользователями или их объединениями товарных знаков и наименований места происхождения товара и оформления соответствующих договоров с упаковщиками на их использование. В этом случае производители будут заинтересованы в рамках гражданско-правовых отношений отслеживать объемы розлива минеральной воды и качество готового продукта, что позволит существенно снизить присутствие в обороте значительного количества разнообразных товарных знаков, например "Горячий Ключ", и ориентировать потребителя и торговлю на качественную продукцию местных производителей.
Планомерно решается вопрос строительства бюветов на курортах Краснодарского края. В городе-курорте Анапа за счет средств местного бюджета проведен ремонт бювета, вода из него отпускается бесплатно. В городе-курорте Сочи разрабатывается схема размещения бюветов и проектная документация по их строительству. В рамках краевой целевой программы "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003 - 2010 годы" (первый этап - 2003 - 2005 годы), утвержденной постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 19 ноября 2003 года N 411-П (далее - Программа), выделено на эти цели 2,9 млн. рублей. Разработка проектной документации по строительству бювета в городе-курорте Геленджик приостановлена из-за отсутствия финансирования.
В Крымском районе разработана проектно-сметная документация и начата реконструкция хирургического отделения Варениковской районной больницы под грязелечебницу за счет средств краевого бюджета, выделенных в сумме 4 млн. рублей в соответствии с Программой.
С целью организации действенного контроля за охраной и защитой природных лечебных ресурсов и курортов Краснодарского края департаментом комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края совместно с органами местного самоуправления ведется разработка проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и проектов корректировки установленных округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов. В соответствии с Программой на указанные мероприятия выделены средства в сумме 12,7 млн. рублей.
В сфере рекламно-информационной деятельности по пропаганде возможностей санаторно-курортного лечения на курортах Краснодарского края департаментом комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края совместно с департаментом здравоохранения Краснодарского края и научно-исследовательским центром курортологии и реабилитации (г. Сочи) Черноморского зонального управления специализированных санаториев были изданы информационно-методические письма "Природные лечебные ресурсы, пригодные для рекреационных целей в Краснодарском крае. Оценка качества, оптимизация технологических схем лечебного применения" и "Возможности использования природных лечебных факторов Краснодарского края в санаторно-курортном лечении", которые были направлены во все муниципальные образования Краснодарского края, санаторно-курортные организации и лечебно-профилактические учреждения Краснодарского края, а также были распространены на II Международном конгрессе по восстановительной медицине и реабилитации.
Департаментом комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края с 10 по 13 февраля 2005 года был проведен первый Южный туристический форум "Прибыльное гостеприимство" в г. Краснодаре. В марте 2005 года департамент комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края принял участие в Международной выставке коммерческой недвижимости "Mipim-2005" в Каннах и выставке MITT-2005 "Путешествия и туризм" в Москве, в апреле текущего года - в третьем Международном экономическом форуме "Дни Краснодарского края в Германии", на которых активно пропагандировались возможности санаторно-курортного лечения с использованием природных лечебных ресурсов Краснодарского края.
В целях контроля за соблюдением качества санаторно-курортных и оздоровительных услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями, департаментом комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края за период с 1 апреля по 25 мая 2005 года были проверены 256 санаторно-курортных организаций. Более чем у 10 процентов здравниц информация об оказываемых ими услугах и их качестве оказалась недостоверной. Большинство таких здравниц (ОАО "Санаторий "Россиянка" (г.-к. Анапа), ЗАО "Санаторий "Дружба" (г.-к. Геленджик), ЗАО "Санаторий "Москва" (г.-к. Сочи) всячески уклоняются от участия в региональной системе сертификации организаций санаторно-курортного комплекса Краснодарского края.
Более 15 процентов здравниц вообще не предоставляют отдыхающим информации о лечебных услугах. Это филиал федерального государственного унитарного предприятия научно-производственного объединения им. Лавочкина "Санаторно-оздоровительный комплекс "Анапа-Нептун" (г.-к. Анапа); ООО "Небуг", ЗАО "Оздоровительный комплекс "Геолог Ямала" (Туапсинский р-н); оздоровительный пансионат матери и дитя "Восток" муниципального учреждения здравоохранения "Павлово-Посадская центральная районная больница", ОАО "Пансионат с лечением "Лазуревый берег" (г.-к. Геленджик); филиал Ростовского-на-Дону ЗАО "Рабочий" пансионат "Водопадный", государственное учреждение федеральной медицинской службы России "Центр медико-психологической реабилитации вынужденных переселенцев "Магри" (г.-к. Сочи).
По результатам работы 20 санаторно-курортных организаций привлечены к административной ответственности. Приостановлено действие сертификатов оздоровительного пансионата матери и дитя "Восток" муниципального учреждения здравоохранения "Павлово-Посадская центральная районная больница" (г.-к. Геленджик) и ЗАО "Санаторий им. Мориса Тореза" (г.-к. Сочи).
Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю была проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологических правил и норм при использовании минеральных вод и лечебных грязей следующими организациями: ООО "Бальнеологический курорт "Мацеста" (холдинг) города Сочи", бальнеолечебницей ЗАО "Санаторий "Ейск", санаторием "Минеральный", ООО "Санаторий-профилакторий "Апшеронск", детским оздоровительным лагерем "Горный - Здоровье", бальнеолечебницей ЗАО "Санаторно-курортное бальнеофизиотерапевтическое объединение". Фактов нарушения санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей выявлено не было.
2 ноября 2005 года по распоряжению председателя Законодательного Собрания Краснодарского края В.А. Бекетова комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма проведено расширенное заседание в с. Великовечном Белореченского района по вопросу деятельности бальнеолечебницы ООО "Лечебно-оздоровительный комплекс - Великовечное". В качестве положительного момента в работе бальнеолечебницы следует отметить значительные улучшения ее материально-технической базы. За полгода ООО "Лечебно-оздоровительный комплекс - Великовечное" за счет собственных средств произвело капитальный ремонт бальнеолечебницы, закупило новое бальнеотерапевтическое оборудование и благоустроило территорию. Гидродобывающей организацией ООО "Оризон" - поставщиком минеральной воды для бальнеолечебницы - проведены работы по восстановлению эксплуатируемой скважины, затраты на которые составили 632,656 тыс. рублей. Вместе с тем особую тревогу вызвали факт работы бальнеолечебницы без лицензии на медицинскую деятельность и отсутствие лицензии на пользование недрами у ООО "Оризон".
Необходимо отметить, что отдельные пункты Постановления до настоящего времени не выполнены, а именно:
департаментом комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края до настоящего времени не разработано положение о Краснодарском краевом реестре природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов, санаторно-курортных предприятий и учреждений отдыха; в Законодательное Собрание Краснодарского края не внесены предложения по приобретению в государственную собственность Краснодарского края долей в уставных капиталах гидродобывающих организаций, действующих на территории Краснодарского края (пункт 2 Постановления);
управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю не были проведены мероприятия по переоценке ранее утвержденных запасов гидроминеральных месторождений, расположенных на территории Краснодарского края (пункт 8 Постановления);
департаментом имущественных отношений Краснодарского края не были приняты конкретные меры по передаче санатория "Солнечная поляна" в Апшеронском районе из федеральной собственности в государственную собственность Краснодарского края (пункт 10 Постановления).
Рекомендации, данные органам местного самоуправления по разработке муниципальных программ по оздоровлению населения на базе бальнеолечебниц, находящихся на их территории, выполнены только в муниципальном образовании город Ейск. В муниципальной программе "Лето - 2005" за три летних месяца 8240 учащихся общеобразовательных учреждений города Ейска приняли участие в мероприятиях по оздоровлению, лечению и занятости. Из муниципального бюджета на указанные цели было выделено 1246 тыс. рублей.
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию о ходе выполнения постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 23 ноября 2004 года N 1089-П "О деятельности бальнеолечебниц и гидродобывающих организаций на территории Краснодарского края" принять к сведению.
2. Деятельность бальнеолечебниц и гидродобывающих организаций, действующих на территории Краснодарского края, считать недостаточно эффективной.
3. Одобрить работу администрации муниципального образования город Ейск по выполнению постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 23 ноября 2004 года N 1089-П "О деятельности бальнеолечебниц и гидродобывающих организаций на территории Краснодарского края".
4. Отметить недостаточную работу по выполнению постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 23 ноября 2004 года N 1089-П "О деятельности бальнеолечебниц и гидродобывающих организаций на территории Краснодарского края" органов местного самоуправления муниципальных образований город Краснодар, город-курорт Анапа, город-курорт Сочи и рекомендовать им разработать и утвердить муниципальные программы по оздоровлению населения на базе бальнеолечебниц, находящихся на их территории.
5. Рекомендовать департаменту потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (С.Ф. Кочубей) принять меры для решения выявленных проблем в обороте бутылированной# минеральной воды на территории Краснодарского края, таких как наличие большого количества разнообразных товарных знаков и присутствие в обороте контрафактного продукта.
6. Предложить управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю (С.В. Величко) провести ревизию и инвентаризацию всего фонда пробуренных скважин, сделать оценку их технического состояния, гидрогеологических и гидрохимических параметров минеральных вод.
7. Рекомендовать департаменту комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края (А.Г. Уманский):
при подготовке плана мероприятий второго этапа краевой целевой программы "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003 - 2010 годы" предусмотреть финансирование разработки проектно-сметной документации комплексного развития бальнеолечебницы в с. Великовечном Белореченского района;
в срок до 1 марта 2006 года разработать положения о реестрах санаторно-курортного и туристского комплекса.
8. Рекомендовать департаменту комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края (А.Г. Уманский) совместно с департаментом имущественных отношений Краснодарского края (В.И. Кондратьев) в срок до 1 марта 2006 года подготовить и внести в Законодательное Собрание Краснодарского края предложения по приобретению в государственную собственность Краснодарского края долей в уставных капиталах гидродобывающих организаций, действующих на территории Краснодарского края.
9. Рекомендовать департаменту комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края (А.Г. Уманский) совместно с органами местного самоуправления продолжить работу по разработке положений о курортах, проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов и проектов корректировки установленных округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма.
Председатель Законодательного
Собрания Краснодарского края |
В.А. Бекетов |
г. Краснодар
14 декабря 2005 г.
N 1918-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.