Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 15. SWOT-анализ социально-экономического развития муниципального образования г. Краснодар.
SWOT Фактор |
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
Природные условия и географическое положение |
1) Краснодар обладает наиболее комфортными для проживания климатическими ресурсами 2) Стандартная зона двухчасовой доступности при краснодарских дорогах - до 100 км, что означает возможность вовлечения в социально-экономический процесс развития города сотен тысяч граждан 3) Краснодар - это резерв креативной территории для перегруженного функциями Азово-Черноморского побережья, который может взять те из них, которые жестко не привязанных к нему 4) Наличие значительных для города земельных ресурсов (не менее 2000 Га) |
1) Отсутствие выхода к морю - конкурентный недостаток при планировании размещения логистических функций. 2) Высокие летние температуры приводят к росту потребления электроэнергии 3) Близость Краснодарского водохранилища ухудшает микроклимат в городе |
1) Географическое положение Краснодара улучшится в связи с проведением в Сочи зимней Олимпиады. |
1) Близость очагов межэтнической напряжённости |
Демография |
1) Относительно стабильная численность населения (по оценкам Росстата) 2) Структурное преобладание в современной возрастной структуре населения фертильной возрастной когорты 3) Миграционная привлекательность 4) Повышенный на фоне общероссийских показателей потенциал действия этно-культурных установок в повышении репродуктивности населения |
1) Расхождения в оценках численности населения города и основных демографических показателей. 2) Естественная убыль населения (-3,1_ в 2006 г) 3) Неустойчивость миграционного движения населения 4) Пониженный на фоне краевых показателей потенциал действия этно-культурных установок в повышении репродуктивности населения |
1) Потенциальный рост мобильности населения России и края 2) Рост инвестиционной привлекательности Краснодарского края, в том числе, связанный с Олимпиадой "Сочи-2014" 3) Увеличение масштабов средств, выделяемых на федеральную демографическую политику |
1) Угроза перенаселённости города в результате низкого качества учёта миграционной ситуации и отсутствия возможности своевременного реагирования. 2) Общая для России тенденция к постарению населения и повышению демографической нагрузки 3) Снижения эффекта от мер федеральной демографической политики по мере роста уровня жизни |
Земельные ресурсы |
1) Проведение земельной политики, направленной на повышение эффективности использования земли. 2) Высокий уровень доходов от земли в муниципальном бюджете - 14 - 16% 3) Сохранение системы установления арендной платы за землю на основе ценового зонирования и применения повышающих и понижающих коэффициентов 4) Частичное сохранение исторического облика |
1) Приватизация земли по ставкам выкупа, установленным федеральным и краевым законодательством 2) Отсутствие у муниципальных властей функции корректировать результаты кадастровой оценки земли 3) Неучет в земельной политике экологического фактора 4) Проблемы с использованием сельскохозяйственных земель по целевому назначению, вызванные их низкой доходностью 5) Отсутствие сводного анализа состояния земельных ресурсов и оценки эффективности их использования и существующей системы платежей 6) Отсутствие утвержденного генерального плана города и муниципалитета |
1) Возможность расширения института арендных отношений за счет применения статьей Земельного кодекса РФ, разрешающих выкуп права и продажи права долгосрочного аренды на торгах 2) Оптимизация налогооблагаемой базы за счет проведения оценки кадастровой стоимости земли по рыночной стоимости, а не исходя из фактического использования 3) Отнесение в генплане земель восточной зоны, намечаемой для создания логистической зоны, не к землям промышленности, а землям деловой зоны для возможности получения более высоких оценок кадастровой стоимости земли и соответственно высоких налогов |
1) Потеря муниципалитетом контроля над земельными активами из-за наличия большого количества земель сельскохозяйственного назначения в федеральной собственности. 2) Оценка кадастровой стоимости неадекватная рыночной стоимости земли и, как следствие, занижение или завышение налогооблагаемой базы по земле 3) Утрата ценных плодородных земель и черноземов в результате роста строительства и отмены на федеральном уровне финансового ограничения по застройке сельхозугодий 4) Нерешенность проблемы размещения бытовых и промышленных отходов 5) Несогласованность градостроительной и земельной политики, проводимой соответствующими службами |
Рынок труда |
1) Высокий уровень занятости в экономике (73% трудоспособного населения), низкий уровень зарегистрированной безработицы (0,2%) 2) Повышенная, по сравнению с другими регионами ЮФО, доля занятых в третичном секторе. 3)Переток занятых из розничной торговли в сетевую (моллы) Завершение кризисных тенденций в занятости и начало постиндустриального тренда |
1) Нехватка квалифицированных сотрудников рабочих специальностей 2) Нехватка квалифицированных трудовых ресурсов в управленческом аппарате на уровне городских округов |
1) Корректировка специализации выпускников ВУЗов 2) Приток квалифицированных мигрантов |
1) Угроза кризиса квалификации в связи с консервацией кризиса в российской системе специального образования |
Уровень жизни |
1) Пониженный, в сравнении с другими центрами ЮФО, уровень социального расслоения (коэффициент фондов = 11) 2) Тенденция к сокращению бедности (с 15,2% до 11,4% за 4 года) 3) Сравнительно развитая сеть учреждений социального обслуживания |
1) Пониженный, в сравнении с другими центрами ЮФО, уровень доходов (среднемесячная заработная плата 8215 в 2005 г.) 2) Высокая социальная незащищенность пенсионеров (отрицательное соотношение пенсий и прожиточного минимума) 3) Низкая доступность покупки нового жилья в Краснодаре |
1) Рост доходов населения, связанный в том числе с общероссийским "оживлением" экономики 2) Улучшение соотношения между пенсиями и прожиточным минимумом, как следствие роста бюджетных доходов Краснодарского края |
1Рост социального расслоения, связанный с "размытием" среднего класса 2) Ускоренный приток низко квалифицированных мигрантов (угроза для любого крупного, относительно благополучного города) и, как следствие, рост бюджетной нагрузки. 3) Общероссийское замедление темпов роста доходов, потенциально связанное с негативной динамикой цен на экспортное сырье |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1) Пониженный удельный вес ветхого жилья (1,7% против 3,2% среднероссийского уровня) 2) Уровень благоустройства жилищного фонда значительно лучше средних показателей по Краснодарскому краю 3) Достаточно эффективная политика городских властей в сфере тарифов оплаты услуг ЖКХ (через субсидирование оплаты коммунальных услуг) 4) Наличие резервных мощностей по водопроводу (64 млн. м3 в год резервных). |
1) Отсутствием у муниципальных бюджетов необходимых финансовых ресурсов для повышения качества жилого фонд 2) Значительная дифференциация обеспеченности жильем разных социальных групп 3) Отсутствие комплексного плана развития жилищного строительство, институциональные ограничения. Среднее время выделения землеотвода под строительство составляет 1 - 1,5 года 4) высокий ценовой порог стоимости 1 м2, отсутствие строительства социального жилья 5) Низкий уровень обустройства дачного жилья (газ, водоснабжение, канализация) 6) Высокий износ коммунальных сетей (66%) или их отсутствие |
1) Наличие федеральных и краевых программ, связанных с модернизацией инфраструктуры и улучшением жилищных условий |
1) Систематическое недоинвестирование в ЖКХ на протяжении 15 лет. Существует реальная угроза массового выхода из строя жилья и инженерных сетей, начиная с 2010 2) Энергодефицит, повышение напряжения в низовых распределительных сетях 3) Отсутствие или неудовлетворительное состояние ливневой канализации |
Сельское хозяйство |
1) Близость производства к потребителю 2) Высокий ресурсный потенциал (агроклиматический, почвенный, мелиоративный) 3) Наличие значительного количества научных институтов, связанных с АПК (13 учреждений) 4) Высокая производительность труда, большой выход продукции с единицы площади (по зерновым - в 1,25 раз больше чем в среднем по краю, по подсолнечнику - в 1,18 раз) |
1) Изношенность техники и оборудования (73 - 89%) 2) Отсутствие необходимых нормативных документов по закреплению земли за пользователями разного функционального назначения 3) Экономическая несостоятельность некоторых крупных сельскохозяйственных предприятий, процессы банкротства и внешнего управления 4) Значительная зависимость от потребителя сельскохозяйственной продукции |
1) Рост доходов и потребительского спроса приведет к повышению эффективности отрасли 2) Участие сельскохозяйственных предприятий в государственных программах по внедрению новых технологий 3) Модернизация предприятий третьей сферы АПК 4) Диверсификация производства по категориям хозяйств, перенесение основного производства некоторых продуктов в личные подсобные хозяйства, развитие производственного кооперирования 5) Создание единого логистического центра по управлению, координации, реализации, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции для края, а в дальнейшем и Юга России |
1) Конкуренция со стороны окружающих территорий 2) Утечка кадров в более высоко оплачиваемые сферы 3) Формирование узкоотраслевого сельского хозяйства 4) Вхождение России в ВТО и, в связи с этим, ужесточения по реализации и качеству продукции 5) Ухудшение социального климата на селе (маргинализация) 6) Экологические ограничения на использование некоторых технологий производства сельскохозяйственной продукции, в связи с близким расположением города |
Промышленность |
1) Высокая концентрация предприятий пищевой промышленности, базирующихся на местном сырье 2) Высокая значимость отраслей промышленности в экономике города 3) Развитая транспортная инфраструктура, позволяющая промышленным предприятиям иметь широкую географию сбыта продукции и использовать все преимущества кооперации 4) Благоприятная экономическая ситуация в Краснодарском крае, "имидж" региона является дополнительным стимулом для развития промышленности города |
1) Высокая степень износа основных производственных фондов (в том числе и ВПК) и отсутствие у большей части предприятий финансовых средств для закупки нового оборудования (качественная оценка по материалам экспертных интервью) 2) Неразвитость региональной и межрегиональной кооперации и интеграции 3) Недостаток оборотных средств |
1) Возможность привлечения кадров с обширной окружающей территории 2) Наличие сырья и потребителя способствует развитию агропромышленного комплекса. 3) Наличие относительно большого количества площадок (в отличие от прибрежных территорий) для размещения предприятий промышленности по обслуживанию курортно-рекреационного комплекса края и в том числе олимпийской программы 4) Усиление кооперации с научной сферой города даст возможность развития отраслей четвертого и пятого технологических укладов |
1) Вступление России в ВТО 2) Высокая стоимость земли и конкуренция со стороны окружающей территории (особенно со стороны Республики Адыгея) может не допустить активного роста инвестиций в промышленности 3) Чрезвычайно высокая зависимость отраслей промышленности от работы небольшого числа предприятий 4) Старение населения |
Финансовый рынок |
1) Развитая инфраструктура, относительно высокий уровень социально-экономического развития; 2) Относительно развитая банковская система города и региона (48 банков и филиалов); 3) Устойчивое финансовое положение кредитных организаций города 4) Положительная динамика системы страхования 5) Потенциал для развития фондового рынка |
1) Рост просроченной задолженности банков, в основном за счет филиалов иногородних банков; 2) Недостаточное развитие отдельных видов банковских услуг (страхование, ипотека и др.); 3) Использование компаниями на страховом рынке ограниченного спектра услуг 4) В настоящее время рынок ценных бумаг города лишь в отдельных случаях служит механизмом привлечения финансовых ресурсов. Фондовый рынок недостаточно эффективно выполняет функцию по аккумуляции сбережений и превращению их в инвестиции |
1) Рост кредитной активности, 2) Развитие новых видов банковских продуктов и услуг 3) Укрепление доверия к банковскому сектору 4) Снижение рисков и стоимости привлечения кредитных ресурсов для предприятий 5) Повышение капитализации рынка страховых услуг 6) Повышение уровня корпоративного управления предприятий; 7) Финансирование муниципальных программ посредством выпуска муниципальных ценных бумаг 8) Развитие ипотечного кредитования, в первую очередь за счет развития филиалов и отделений крупных банков |
1) Ухудшение социально-экономических тенденций в стране, крае, городе; 2) Отток, финансовых ресурсов в более крупные финансовые центры 3) Консервация развития страховой системы в стране, крае, городе; 4) консервация развития фондового рынка в стране, крае, городе |
Транспортно-логистический комплекс |
1) Включенность в междугородние и международные транспортные сети; 2) Пересечение речных, авиационных, железнодорожных и автомобильных магистралей; 3) Относительно развитая транспортная инфраструктура; 4) Наличие свободных территорий для развития транспортно-логистических комплексов; 5) Как региональный центр Краснодар сам является крупным потребителем транспортных услуг |
1) Перегруженность транспортных артерий 2) Близкий к критическому физический и моральный износ транспорта общего пользования (в среднем по всем видам транспорта - 79%); 3) Низкое качество транспортных услуг и недостаток средств муниципального бюджета для его обновления 4) Фактически полное отсутствие сегмента транспортной логистики |
1) Перехват части транспортных потоков идущих в направлении морских портов; 2) Перехват транзитных потоков пассажиров идущих в направлении курортно-рекреационных комплексов; 3) Формирования крупного транспортно-логистического комплекса межрегионального значения 4) Трансформация планировочной структуры города с целью оптимизации транспортных потоков 5) Имеющийся потенциал ВУЗов для подготовки кадров в сфере логистики |
1) Конкуренция функций за использование земли, пригодной для логистических комплексов 2) Увеличение плотности проживающего населения и офисных помещений в центральной части города 3) Нарастание конкуренции со стороны ростовского транспортного узла и портовых комплексов на побережье 4) Дальнейшая интенсивная автомобилизация 5) Резкое усиление маятниковых миграций |
Малый бизнес |
1) Большое количество малых предприятий (суммарный объем производства - 26 млрд. руб. в 2006 г.) 2) Высокий уровень бизнес-активности населения; 3) Высокие объемы индивидуального строительства, 4) Наличие в городе бизнес-инкубатора, 5) Научный потенциал для развития малого бизнеса в сфере агро-технологий |
1) Концентрация капитала в торговле, в первую очередь розничной (75%); 2) Незначительное присутствие малого бизнеса в сфере развлекательных услуг; 3) Слабый уровень развития инновационного (технико-внедренческого и промышленного) малого бизнеса; 4) Неразвитость микрокредитования малого бизнеса |
1) Инвестиционная привлекательность города, как следствие высокий уровень потребностей в бизнес услугах (консалтинг, маркетинг, инновационный малый бизнес); 2) Выделение малого бизнеса как одной из приоритетных отраслей экономики и принятие новых программ развития малого предпринимательства на федеральном и краевом уровнях. |
1) Экспансия крупного бизнеса в сферы, которые более оптимально занять малому ; 2) Стагнация уровня доходов населения в результате ухудшения конъюнктуры рынков, как следствие снижение оборота в сфере обслуживания населения объемов строительства; |
Образование |
1) Наличие инвестиционных проектов по расширению сети учреждений базового образования 2) Муниципальные льготы, жилищные программы и пр. для педагогов и их семей 3) Возможность реанимации среднего специального образования: высокий спрос на навыки, которые могут быть получены в учебных заведениях этого типа: 4) Ускоренный (в сравнении с общероссийскими темпами) рост числа мест в ВУЗах и числа студентов - в 2,5 р с 1990-го г. 5) Сравнительно высокий платежеспособный спрос населения: 6) Наличие уникальных профилей высшего образования (специалисты для парфюмерной и пищевой промышленности). Наличие практикантской базы для аграрных специальностей |
1) Переполненность школ (132%) и детских садов (120%); неравномерность распределения школ и ДОУ по районам города 2) Низкое число школ и лицеев, дающих образование повышенного качества (< 10%). Высокая плата за обучение в таких школах. Нехватка учителей повышенной квалификации 3) Низкая гибкость технологий высшего образования 4) Дисбаланс профессиональной структуры студентов |
1) Высокий потенциал Краснодара как города с благоприятной средой, оптимальными климатическими условиями и близостью морских курортов для привлечения иногородних и иностранных студентов 2) Внедрение ЕГЭ может повысить доступность поступления в ВУЗ для наиболее талантливых абитуриентов. 3) Общефедеральный рост финансирования высшего образования. 4) Переход к болонской системе: контроль обучения на основе жестких рейтингов теоретически может привести к росту мотивации студентов, но одновременно и вызвать большую формализацию процесса обучения |
1) Рост доли платного образования 2) Снижение и стандартизация требований к выпускникам школ, связанные с отчетностью по ЕГЭ (по опыту стран Европы) и общей тенденцией с переносом функции базового образования со среднего на высшее. 3) Узкая профессиональная ориентация школьников (экономика, юриспруденция), определяемая экономической конъюнктурой 4) недостаточное развитие нормативно-правового и финансового обеспечения системы профессионального образования 5) Нарастание разрыва между стандартами обучения в ВУЗе школе 6) Переход к болонской системе: конкурсная магистратура приведет к сокращению числа студентов, получающих полноценное высшее образование. 7) Рост числа ВУЗов и "девальвация" ценности высшего образования. |
Наука |
1) Наличие у большинства аграрных НИИ, сельскохозяйственных земель, Накопленный инновационный потенциал. Близость потребителя научных разработок в сфере АПК 2) Стабильное положение нефтегазовых НИИ. Близость экспортных терминалов (для нефтегазовой науки) 3) Сочетание клинической и фундаментальной медицинской науки в едином комплексе. 4) Близость туристических зон (для науки, связанной с туризмом и рекреацией, а также для исследований в области курортной медицины) |
1) Отсутствие взаимодействия между аграрными НИИ. Дефицит креативных кадров. Конверсия научной деятельности, ориентированной на ВПК, не всегда проходила без сокращения инновационного потенциала. 2) Нехватка помещений для медицинских научных учреждений 3) Удаленность Краснодара от основных центров нефте- и газодобычи (для нефтегазовой науки). |
1) Рост финансирования науки из федерального бюджета 2) Зимние олимпийские игры в Сочи 2014 - возможность получения дополнительного финансирования исследований в сфере туризма и рекреации 3) Низкая конкуренция по многим дисциплинам аграрной науки Краснодара; 4) Высокие цены на нефть (для нефтегазовой науки) 5) Расширение сотрудничества с зарубежными государствами в области научных разработок в нефтегазовой сфере |
1) Резко недостаточное финансирование науки, характерное для страны в целом. Отсутствие выстроенных связей, традиций, позволяющих ей функционировать по рыночным законам. 2) Высокая конкуренция со стороны зарубежных научных учреждений 3) Низкий спрос на инновации в сельском хозяйстве, 4) Смещение приоритетных направлений нефтегазового транзита на северо-запад и восток (для нефтегазовой науки) |
Здравоохранение |
1) Многофункциональная разветвленная сеть учреждений здравоохранения, как муниципального, так и краевого подчинения. 2) Наличие нескольких учреждений здравоохранения, на базе которых пациентам может быть оказана высоко квалифицированная помощь при серьезных заболеваниях, требующих сложных методов лечения. 3) Достаточно эффективное использование инструментов федеральной поддержки развития здравоохранения (национальный проект "здоровье"). 4)Выполнение муниципальных и краевых программ привело к улучшению многих показателей здоровья (младенческая смертность, детская заболеваемость и др.). |
1) Рост первичной заболеваемости 2) Пониженная в сравнении с другими региональными центрами ЮФО обеспеченность койками (в 1,5 раза ниже среднероссийской). |
1) Краевая поддержка развития системы здравоохранения, ведущие учреждения которой находятся в Краснодаре. |
1) Ограничение доступа к некоторым услугам здравоохранения в связи с распространением платных форм 2) "Закрытие" национального проекта "Здоровье". |
Туризм |
1) Более привлекателен по сравнению с другими межрегиональными центрами РФ прежде всего более мягким климатом, относительной близостью к теплым морям и т.д. 2) Активно развивающаяся экономика города, прежде всего строительные проекты, привлекают все больше деловых визитеров. 3) Хорошая практика с проведением крупных выставочных проектов. 4) Наличие учебных заведений в городе, способных дать академическое образование в сфере туризма. |
1) Отсутствие в Краснодаре значимых аттрактивных объектов. 2) В летний сезон проблемы с билетами на авиа и ж/д транспорт из-за потоков курортников. 3) Плохая инфраструктура Краснодара, нехватка собственных трудовых ресурсов. 4) Невозможность приема в Краснодаре широкофюзеляжных самолетов. 5) Недостаток в городе зеленых зон и экологические проблемы. |
1) В ближайшей перспективе ожидается большой всплеск рост деловой посещаемости Краснодара, в связи с проведением зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи и строительством игорной зоны на границе Края и ростовской области. |
1) Конкуренция на рынке делового туризма со стороны Ростова-на-Дону и приморских городов, особенно Сочи. |
Бюджетная система |
1) высокий налоговый потенциал и развитая налоговая база, город вносит существенный вклад в формирование бюджетной системы края. 2) наличие квалифицированного управленческого ресурса. |
1) Низкая эффективность использования собственной налоговой базы города. 2) Отрицательный дисбаланс городского бюджета (-253,3 млн. р. в 2006 г.) 3) Отсутствие эффективных методов и формализованных процедур управления расходами, муниципальным долгом. |
1) Формирование эффективной бюджетной политики, 2) созданию благоприятных условий для экономического развития Краснодара, развития инвестиционного потенциала города и городской экономики; 3) Совершенствование на федеральном уровне механизма местного налогообложения, 4) Проведения в 2014 году Олимпийских игр (г. Сочи). |
1) Стагнация или ухудшение социально-экономических процессов в стране, крае, городе; 2) Нестабильность бюджетной системы в стране, крае, городе; 3) Инертность, безынициативность местных органов власти и городской общественности |
Внешние связи |
1) Участие в международной выставочной деятельности, 2) Наличие программы по развитию внешнеэкономической деятельности, 3) Сравнительно высокий уровень развития современных средств коммуникации, 4) Членство в международных и российских организациях, 5) Богатая история сотрудничества побратимского сотрудничества с отдельными городами. |
1) узкий спектр обсуждаемых вопросов на международном уровне (экономика, управление), слабое межмуниципальное и межрегиональное взаимодействие 2) Слабое освещение прошедших и предстоящих мероприятий в СМИ, 3) Недостаточное развитие международных контактов в области высоких технологий и инноваций, 4)Недостаточно широкий доступ краснодарцев к участию в мероприятиях, реализуемых в рамках побратимских связей. |
1) Проведение в 2014 зимней Олимпиады в Сочи. Динамичное развитие Краснодарского края, что позволяет замыкать всё большее количество внешних связей на региональный центр, 2) Общероссийские тенденции к интенсификации побратимских и партнерских связей между городами и странами 3) Возможность Краснодара брать на себя проведение мероприятий в рамках общероссийских партнерских связей (культурные форумы, "тематические года" Юнеско (например, год ребенка, год гор и др. |
1) Недостаточный опыт международного сотрудничества Российских городов, низкий уровень межобластного взаимодействия 2) Отсутствие практики обмена технологиями управления и организации в сферах здравоохранения, ЖКХ, городского транспорта. |
Культура, физическая культура и спорт |
1) Высокая межрегиональная значимость Краснодара как Культурного центра, глубокие художественные традиции. 2) Принятие программы сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов. 3) Обозначившиеся тенденции к росту материально-технического обеспечения отрасли. |
1) диспропорция в территориальном расположении сети муниципальных библиотек. 2) недостаток материально-технического оснащения для занимающихся физической культурой и спортом 3) низкий процент охвата занятиями физической культурой и спортом, в том числе женщин и представителей социально незащищённых групп населения; 4) ослабление внешкольных и внеурочных форм работы по физическому воспитанию и образованию в общеобразовательных учреждениях. |
1) Подготовка и проведение Олимпиады 2014, как потенциал для развития физкультуры и спорта в городе. 2) Привлечение креативных индустрий будет способствовать развитию сферы культуры и спорта. |
1 Сокращение финансирования библиотечного фонда и других муниципальных учреждений культуры. 2) Отсутствие определенности в разграничении полномочий между муниципальными и региональными властями. |
Экология |
1) Относительно невысокий уровень антропогенного воздействия от стационарных источников, 2) Перевод теплоэнергетики на газ, как на самое чистое топливо 3) Устойчивое, хотя и незначительное, сокращение объема сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты с 2000 - 2005 3) невысокий объем и доля сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты без очистки среди крупных городов РФ 4) Обеспеченность города зелеными насаждениями относительно других крупных городов России достаточно высока. |
1) Высокая доля углеводородов (включая крайне трудно уловимые летучие органические соединения) в структуре валового атмосферного загрязнения 2) Рост образования твердых отходов (бытовых и промышленных) 3) Проблемная с точки зрения эколого-экономической эффективности планировочная структура города, организация движения автотранспорта 4) Критически высокая плотность загрязнения атмосферы на некоторых улицах 5) Близость Краснодарского водохранилища. |
1) Усиление экологического контроля за деятельностью предприятий. Обязательная сертификация по стандартам ISO-14001 2)Повышение экологических стандартов автомобильного топлива и двигателей автомашин 3) Реализация проектов по реконструкция центральной части города и "Краснодарский транзит". |
1) Рост загрязнения атмосферы опережающий рост промышленного производств 2) Усиление роли автотранспорта в загрязнении воздуха 3) Интенсификация экологических процессов практически не развивается 4) Угрозы, связанные с потенциально экологически опасными инвестиционными проектами края в целом (трубопроводы, новые промышленные предприятия и пр.). |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.