Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 12. Анализ бюджетной ситуации
Бюджет муниципального образования город Краснодар является главным инструментом проведения социальной, финансовой, инвестиционной и промышленной политики на территории города, инструментом воздействия на перспективы развития ситуации и реализации стратегии развития города, что предъявляет особые требования к его устойчивости.
Муниципальное образование город Краснодар характеризуется выгодным экономико-географическим и геополитическим положением, имеет развитую инфраструктуру, обладает относительно высоким уровнем социально-экономического развития и занимает особое место в экономике края, являясь одним из наиболее привлекательных городов региона.
Город занимает лидирующие позиции по уровню накопленного экономического потенциала, инвестиционной активности, уровню развития социальной сферы и финансового состояния среди территориальных единиц Краснодарского края (комплексная оценка социально-экономического развития муниципальных образований Краснодарского края за 2005 - 2006 годы и по прогнозу на 2007 - 2009 годы, по данным Департамента экономического развития Краснодарского края).
Муниципальное образование город Краснодар, обладая высоким налоговым потенциалом и развитой налоговой базой, вносит существенный вклад в формирование бюджетной системы края. Существенная часть, собранных на территории города налоговых доходов (более 87% всех собранных доходов), перечисляется в федеральный и краевой бюджеты.
Рис. 2.39. Поступление налоговых доходов по уровням бюджетной системы, собираемых на территории муниципального образования город Краснодар, млрд. руб.
Несмотря на сложную ситуацию, связанную с перераспределением полученных доходов в пользу федерального и краевого бюджетов, сокращением производства на ряде предприятий, ухудшением положения в финансовой сфере, муниципальное образование город Краснодар в значительной мере обеспечивает бюджетную самодостаточность.
Бюджетная обеспеченность города выше многих динамично развивающихся городов Российской Федерации (Нижний Новгород, Екатеринбург, Ростов-на-Дону).
Рис. 2.40. Бюджетная обеспеченность на душу населения в российских городах, руб.
Основными приоритетами бюджетной политики администрации муниципального образования город Краснодар в последние годы являются: мобилизация собственных доходов на основе экономического роста и развития налогового потенциала, первоочередное максимальное удовлетворение текущих потребностей бюджетной сферы, обеспечение своевременных расчетов по социальным выплатам отдельным категориям населения муниципального образования город Краснодар, повышение ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Доходы бюджета города формируются, главным образом, за счет собственных доходов (66%), и безвозмездных перечислений из вышестоящих бюджетов (34%). Налоговые доходы обеспечивают более 70% всех собственных доходов города, неналоговые - 30% (2006 год). Бюджетообразующая роль в доходах города принадлежит налогу на доходы физических лиц (46% всех собственных доходов). Среди прочих финансовых источников выделяются: единый налог на вмененный доход, налог на прибыль организаций, земельный налог. Неналоговые доходы формируются преимущественно за счет доходов от арендных платежей за использование муниципального имущества.
Табл. 2.39. Структура доходов бюджета муниципального образования город Краснодар, млн. руб.
Наименование доходов бюджета |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Налоговые доходы |
2 302,5 |
2 917,7 |
3 727,3 |
4 039,0 |
3 832,8 |
1 497,9 |
3 590,7 |
% к собственным доходам |
95,5% |
95,0% |
93,8% |
87,7% |
84,3% |
56,5% |
71,4% |
Налог на прибыль организаций |
319,4 |
727,7 |
718,7 |
1 175,3 |
1 526,8 |
258,4 |
356,0 |
Налог на доходы физических лиц |
434,8 |
686,7 |
956,8 |
1 251,2 |
811,8 |
282,1 |
2 333,2 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории РФ |
448,0 |
613,4 |
1 041,6 |
537,9 |
352,8 |
108,1 |
- |
Налог с продаж |
99,7 |
123,9 |
168,7 |
245,2 |
21,1 |
38,0 |
5,0 |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
16,1 |
14,7 |
22,1 |
77,1 |
224,1 |
- |
- |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
115,7 |
327,3 |
381,3 |
91,1 |
255,5 |
500,8 |
644,1 |
Единый сельскохозяйственный налог |
0,0 |
0,0 |
4,0 |
6,9 |
4,4 |
15,9 |
20,0 |
Налоги на имущество |
155,2 |
256,8 |
339,0 |
512,4 |
489,3 |
87,9 |
42,5 |
Земельный налог |
14,8 |
10,7 |
31,7 |
54,9 |
54,4 |
135,7 |
117,3 |
Государственная пошлина |
8,3 |
12,4 |
14,2 |
22,6 |
29,5 |
75,7 |
76,0 |
Местные налоги и сборы |
370,4 |
140,1 |
44,0 |
62,0 |
60,9 |
9,4 |
1,2 |
Прочие налоги и сборы |
320,0 |
4,0 |
5,3 |
2,4 |
2,1 |
-14,1 |
-4,7 |
Неналоговые доходы |
107,3 |
154,8 |
247,6 |
564,2 |
712,7 |
1 155,5 |
1 440,0 |
% к собственным доходам |
4,5% |
5,0% |
6,2% |
12,3% |
15,7% |
43,5% |
28,6% |
Арендная плата за землю |
48,8 |
41,2 |
116,5 |
249,3 |
429,1 |
473,7 |
584,5 |
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
27,3 |
63,1 |
48,8 |
78,5 |
180,3 |
265,7 |
301,5 |
Административные платежи и сборы |
15,0 |
17,9 |
28,5 |
173,2 |
10,2 |
8,9 |
6,6 |
Штрафные санкции, возмещение ущерба |
11,2 |
23,0 |
21,9 |
23,9 |
33,2 |
57,0 |
67,2 |
Прочие неналоговые доходы |
5,1 |
9,6 |
32,0 |
39,3 |
59,9 |
350,1 |
480,2 |
Итого собственных доходов |
2 409,8 |
3 072,5 |
3 974,9 |
4 603,2 |
4 545,5 |
2 653,4 |
5 030,7 |
% ко всем доходам бюджета |
96,8 |
86,1 |
89,5 |
90,5 |
77,9 |
56,2 |
66,3 |
Всего доходов бюджета |
2 488,3 |
3 568,0 |
4 438,8 |
5 086,5 |
5 832,9 |
4 722,5 |
7 583,8 |
Структура доходов бюджета муниципального образования город Краснодара на протяжении последних лет претерпела существенные изменения, связанные с отменой многих видов местных и региональных налогов, централизацией доходных источников в федеральном и краевом бюджетах. Отрицательно сказались для бюджета города централизация акцизов в 2003 году, снижение норматива отчислений от налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций в 2005 году.
Позитивным моментом для бюджетной системы муниципального образования город Краснодара стало вступление в силу Федерального закона от 06.10.2003 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и поправок в Бюджетный кодекс в 2006 году. Были установлены единые для всех муниципальных образований Краснодарского края нормативы отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, неналоговых доходов на долговременной основе, что позволило в 2006 году существенно увеличить объем собственных доходов, поступающих в местный бюджет.
Город стал более самостоятельным в формировании доходной базы бюджета, которая в основном формируется за счет налога на доходы физических лиц, земельного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В городской бюджет также поступает часть налога на прибыль организаций.
В последние годы также в формировании доходной части бюджета муниципального образования город Краснодар значительно возросла роль неналоговых доходов, главным образом, за счет доходов от использования муниципальной собственности: арендная плата за земли, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Закрепление за бюджетом муниципального образования город Краснодар доходов на долгосрочной основе обеспечивает стабильность и предсказуемость финансовых источников, что позволяет городской администрации точнее строить прогнозы и более эффективно планировать доходы на перспективу, проводить сбалансированную политику.
Администрация города совместно с налоговыми, правоохранительными и другими контролирующими органами города Краснодара проводит активную работу по увеличению доходов бюджета города, созданию стимулов для расширения налогооблагаемой базы экономики города, снижению недоимки по налоговым и неналоговым доходам в местный бюджет, повышению эффективности управления муниципальной собственностью муниципального образования, привлечению инвестиций.
Одним из важнейших направлений этой деятельности является содействие в установлении работникам всех отраслей экономики заработной платы не ниже величины прожиточного минимума, а также создание условий по недопущению выплаты заработной платы "конвертным" способом и образования просроченной задолженности по заработной плате. Не секрет, что некоторые недобросовестные работодатели, уклоняясь от обложения единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц, используют "конвертный" способ выплаты заработной платы. Помимо потерь бюджета от недопоступления налогов, заработная плата, выданная "конвертным" способом, лишает работников пенсионных накоплений, медицинского страхования, компенсаций при увольнении, потребительских кредитов, доступа к ипотеке. В целях недопущения указанных негативных экономических и социальных явлений сотрудниками администрации муниципального образования город Краснодар постоянно осуществляется контроль за установленным на предприятиях размером заработной платы. Руководителям предприятий, на которых размер заработной платы ниже величины прожиточного минимума, делаются рекомендации о необходимости доведения заработной платы до величины прожиточного минимума. Информация по работодателям, предположительно использующим "конвертный" способ выдачи заработной платы, направляется для принятия мер в налоговые и правоохранительные органы.
Администрацией муниципального образования город Краснодар, налоговыми, правоохранительными и другими контролирующими органами города энергично проводится работа с убыточными предприятиями, в том числе принимаются меры по стабилизации финансового состояния по каждому убыточному предприятию индивидуально, особо уделяется внимание суммам экономически необоснованных убытков с целью недопущения уменьшения налоговой базы.
Также проводится активная работа с хозяйствующими субъектами по выявлению задолженности по налогу на доходы физических лиц при выплаченной заработной плате, фактов использования рабочей силы без регистрации трудовых договоров, обособленных подразделений, не уплачивающих налоги по месту своего нахождения, обоснованности применения налоговых льгот, резервов по хозяйствующим субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории рынков города, занимающихся оптово-розничной торговлей и применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Расходы бюджета муниципального образования город Краснодар, имеют ярко выраженную социальную направленность. Бюджетная политика города в области расходов направлена на финансовое обеспечение социально-экономических задач муниципального образования город Краснодар. Выполняются бюджетные обязательства по основным статьям расходов в образовании, культуре, здравоохранении, социальном обеспечении, правоохранительной деятельности.
В бюджете города преобладают расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов власти, бюджетных учреждений, поддержку отдельных отраслей экономики. Капитальные расходы, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность, составляют около 30% всех расходов городского бюджета. Существенная часть инвестиций поступает в рамках федеральных и региональных программ.
Приоритетным направлением бюджетной политики в области расходов является обеспечение базовых услуг, прежде всего отраслей социальной сферы, а также реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Значительные ассигнования выделяются на развитие бюджетной сферы. В их числе: капитальный ремонт и строительство, приобретение оборудования для нужд бюджетных учреждений.
В структуре расходов городского бюджета социальные расходы составляют 57,2% всех расходов, жилищно-коммунальное хозяйство - 29,0%, административные расходы - 10,2%, экономика - 3,4% (2006 год).
Табл. 2.40. Структура расходов бюджета муниципального образования город Краснодар, млн. руб.
Наименование расходов бюджета |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Административные расходы |
221,2 |
321,0 |
452,6 |
518,9 |
656,7 |
635,2 |
799,1 |
% к расходам бюджета |
9 |
8,8 |
10,2 |
10,1 |
10,9 |
12,3 |
10,2 |
Общегосударственные вопросы |
191,2 |
289,7 |
417,3 |
484,9 |
608,9 |
555,8 |
717,3 |
Безопасность |
30,0 |
31,3 |
35,4 |
34,0 |
47,8 |
79,4 |
81,7 |
Экономика |
175,4 |
356,1 |
437,0 |
668,7 |
680,6 |
132,5 |
263,2 |
% к расходам бюджета |
7,1 |
9,7 |
9,8 |
13,0 |
11,3 |
2,6 |
3,4 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
692,4 |
925,2 |
944,8 |
932,9 |
901,3 |
1 200,8 |
2 271,4 |
% к расходам бюджета |
28,1 |
25,2 |
21,3 |
18,2 |
15 |
23,1 |
29 |
Социальные расходы |
1 361,7 |
2 049,0 |
2 586,5 |
2 983,7 |
3 762,7 |
3 200,1 |
4 465,6 |
% к расходам бюджета |
55,3 |
55,9 |
58,3 |
58,2 |
62,7 |
61,8 |
57,2 |
Образование |
637,9 |
806,5 |
1 203,4 |
1 328,3 |
1 719,3 |
2 010,6 |
2 828,8 |
Культура |
85,8 |
91,8 |
116,4 |
113,1 |
105,9 |
159,7 |
244,0 |
Здравоохранение и Спорт |
504,6 |
653,3 |
886,3 |
956,9 |
1 058,9 |
919,8 |
1 273,5 |
Соц. Политика |
133,5 |
497,4 |
380,4 |
585,5 |
878,6 |
110,0 |
119,3 |
Прочие расходы |
12,8 |
15,5 |
17,8 |
24,2 |
0,4 |
8,3 |
14,2 |
% к расходам бюджета |
1,7 |
1,3 |
1,2 |
1,1 |
0,8 |
1,9 |
1,5 |
Итого расходов |
2 463,5 |
3 666,8 |
4 438,8 |
5 128,4 |
6 001,8 |
5 176,9 |
7 813,6 |
Реформирование бюджетной системы страны в последние годы, осуществление новой бюджетной политики, направленной на реализацию мер по повышению эффективности использования бюджетных ресурсов, формирует на местном уровне новую культуру управления расходами, ориентированную на результат. Переход к новым методам управления расходами повышает актуальность мер администрации города по обеспечению прозрачности использования бюджетных средств, расширение практики их программно-целевого использования, реформирование бюджетного сектора экономики города, организация мониторинга процесса реформирования системы управления расходами.
Муниципальными властями Краснодара на современном этапе внедрения новых методов управления бюджетными расходами делаются важные шаги, в том числе вводится система среднесрочного финансового планирования, формируется реестр расходных обязательств города, упорядочена процедура размещения муниципальных заказов, определен порядок предоставления бюджетных инвестиций.
Несмотря на усилия местных властей в области повышения доходов и оптимизации бюджетных расходов, направленные на сбалансированность бюджета города, бюджетная система Краснодара на протяжении ряда лет характеризуется отрицательным балансом, т.е. отмечается превышение расходов муниципального бюджета над доходами.
Рис. 2.41. Дисбаланс бюджетной системы Краснодара
Основной причиной дисбаланса бюджета является реформирование межбюджетных отношений, бюджетно-налоговой системы страны. Сокращение налоговой базы в связи с отменой или понижением ставок многих видов налогов и перераспределение доходов в пользу федерального и краевого бюджетов, особенно от "легкособираемых" налогов (акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество и др.) явилось стрессовым фактором для бюджетной системы города.
Недостаток финансирования отрицательно сказывается на функционировании жизненно важных сфер жизнедеятельности города (жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы), ведет к накоплению кредиторской задолженности бюджетных организаций и муниципальных предприятий, также к росту отложенных обязательств. Для покрытия дефицита муниципальные органы власти вынуждены привлекать бюджетные ссуды, кредиты и другие источники.
Табл. 2.41. Кредиторская задолженность бюджетных учреждений и муниципальных предприятий города Краснодара, млн. руб.
|
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Кредиторская задолженность бюджетных учреждений |
148,0 |
141,1 |
207,3 |
237,6 |
184,6 |
191 |
Прирост к предыдущему году, % |
66 |
95 |
147 |
115 |
78 |
103 |
кредиторская задолженность муниципальных унитарных предприятий |
417,3 |
570,4 |
572,0 |
611,0 |
620,3 |
672,8 |
Прирост к предыдущему году, % |
82 |
137 |
100 |
107 |
102 |
108 |
кредиторская задолженность предприятий, доля уставных капиталов которых находится в муниципальной собственности |
115,6 |
237,9 |
157,6 |
137,0 |
341,1 |
856,6 |
Прирост к предыдущему году, % |
148 |
206 |
66 |
87 |
249 |
251 |
Всего кредиторская задолженность |
680,9 |
949,4 |
936,9 |
985,6 |
1 146,0 |
1 720,4 |
Прирост к предыдущему году, % |
84 |
139 |
99 |
105 |
116 |
150 |
По итогам 2006 года объем кредиторской задолженности бюджетных учреждений и муниципальных предприятий составил 1720 млн. руб., при этом основная часть задолженности сформировалась на муниципальных унитарных предприятиях (672,8 млн. руб.) и предприятиях, доля уставных капиталов которых находится в муниципальной собственности (856,6 млн. руб.).
В условиях устойчивого дефицита бюджета и нехватки доходов для покрытия возникающих обязательств происходит накопление муниципального долга. Объем долга города в 2006 году составил 611 млн. руб. (12,1% к собственным доходам бюджета города). Основу муниципального долга составляют кредиты, полученные от кредитных организаций, бюджетные ссуды.
Табл. 2.42. Сведения о муниципальном долге Краснодара, млн. руб.
Форма долгового обязательства |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Кредиты, полученные от кредитных организаций | |||||||
остаток на начало года |
19,7 |
- |
- |
- |
- |
150 |
150 |
кредиты полученные |
55,2 |
- |
30 |
121 |
465 |
250 |
500 |
кредиты погашенные |
74,9 |
- |
30 |
121 |
315 |
250 |
150 |
остаток на конец года |
- |
- |
- |
- |
150 |
150 |
500 |
Бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней | |||||||
остаток на начало года |
35,3 |
14,8 |
12,5 |
34,2 |
112,5 |
366,2 |
543,5 |
полученные ссуды |
15,0 |
123,5 |
111,7 |
140 |
392 |
325 |
100 |
погашенные ссуды |
50,3 |
21,6 |
- |
61,7 |
90 |
37,9 |
100 |
списанные ссуды |
- |
104,2 |
90,0 |
- |
48,3 |
109,9 |
432,4 |
остаток на конец года |
- |
12,5 |
34,2 |
112,5 |
366,2 |
543,5 |
111,1 |
Сведения о гарантиях и поручительствах | |||||||
Гарантии и поручительства |
68,3 |
52,4 |
21,2 |
47,9 |
24,9 |
64,8 |
- |
Итого муниципальный долг |
68,3 |
64,9 |
55,4 |
160,4 |
541,1 |
758,2 |
611,1 |
Отношение долга к собственным доходам города, % |
2,8 |
2,1 |
1,4 |
3,5 |
11,4 |
28,6 |
12,1 |
В 2007 году за счет привлечения кредитов и бюджетных ссуд объем долга города прогнозируется на уровне 701,2 млн. руб. (или 11% к собственным доходам бюджета города). Администрация Краснодара планирует погашение муниципального долга к 2009 году за счет поступления собственных доходов в бюджет города.
Реальностью формирования бюджетной системы города в обозримой перспективе является ее адаптация к новой бюджетной политики государства, базирующейся на территориальной и бюджетной реформе муниципального уровня.
Табл. 2.43. SWOT-анализ бюджет ситуации
Сильные стороны (S) - выгодное экономико-географическое и геополитическое положение, развитая инфраструктура, относительно высокий уровень социально-экономического развития; - высокий налоговый потенциал и развитая налоговая база, город вносит существенный вклад в формирование бюджетной системы края - наличие квалифицированного управленческого ресурса |
Слабые стороны (W) - отрицательный дисбаланс городского бюджета. - отсутствие эффективных методов и формализованных процедур управления расходами, муниципальным долгом. |
Возможности (O) - формирование эффективной бюджетной политики, направленной на повышение качества и доступности бюджетных услуг, эффективности управления муниципальными финансами; - стабилизация бюджетной системы города; - создание благоприятных условий для экономического развития муниципального образования город Краснодар, развитие инвестиционного потенциала города и городской экономики; - эффективное использование муниципальной собственности; - оптимизация и повышение эффективности бюджетного сектора. - положительный бюджетный, экономический и социальный эффект окажет проведения в 2014 году Олимпийских игра на территории Краснодарского края (г. Сочи). |
Угрозы (Т) - стагнация или ухудшение социально-экономических процессов в стране, крае, городе; - неэффективная бюджетная политика администрации города в области управления доходами, расходами, муниципальным имуществом, долговыми обязательствами, муниципальными инвестициями
|
<< Раздел 11. Пространственное развитие |
Раздел 13. >> Внешние связи |
|
Содержание Решение городской Думы Краснодара от 27 декабря 2007 г. N 35 п. 2 "Об утверждении стратегии социально-экономического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.