Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 5. Развитие отраслей первичного сектора
Одним из важнейших направлений экономического развития для муниципального образования является сельскохозяйственный кластер, который в Краснодаре включает весь спектр производства и обеспечения, необходимый для успешного функционирования данного кластера.
Муниципальное образование город Краснодар в своем составе имеет значительное количество сельскохозяйственных земель. Из общей площади в административных границах муниципального образования город Краснодар (84136 га) в городской черте находится всего 20070 га, то есть остальные территории (более 64 тыс. га) являются сельской местностью с характерными для нее чертами и использованием. Земли сельскохозяйственного назначения имеют площадь 56,6 тыс. га, из которых около 50 тыс. га - сельскохозяйственные угодья. Площадь пашни превышает 40 тыс. га. Производство продукции осуществляют хозяйства разных форм собственности, в том числе 16 сельскохозяйственных предприятий, более 1200 крестьянских (фермерских) хозяйств, существенная часть продукции создается в личных подсобных хозяйствах. На территории МО город Краснодар зарегистрировано более 300 крупных и средних предприятий, относящихся к агропромышленному кластеру.
Наличие мощного потенциала в виде сельскохозяйственных земель, лучшие показатели агроклиматического потенциала в стране, а также сформированные еще в советские времена высокоинтенсивные системы земледелия, адаптированные местными учеными именно для пригородных районов, возможности дополнительного орошения: всё это позволяет производить значительное количество сельскохозяйственной продукции при относительно невысоких затратах.
Имеющийся потребитель в лице города Краснодара, а также формирующийся пояс новых перерабатывающих предприятий в производственной близости от муниципального образования требуют увеличения производства продукции как непосредственно для жителей и гостей города и края, так и для верхних стадий агропромышленного кластера.
Однако значимость земли, правильнее сказать территории, определяется стратегией развития всего края и его административного центра. Предполагаемый потенциал роста Краснодара в политическом и экономическом поле страны с увеличением численности населения, развитием производственной, четвертичной, а далее и пятеричной сферы, вступает в территориальный конфликт с существующим сельскохозяйственным производством, одновременно, требуя более качественных, экологически чистых продуктов питания.
Поэтому важнейшей стратегической задачей следует считать сохранение в максимально возможном количестве уникальных для Российской Федерации сельскохозяйственных земель, в том числе в качестве опытных площадок для общероссийских и региональных институтов сельскохозяйственного профиля.
Роль окрестностей Краснодара (сельскохозяйственные земли) всегда была достаточно высокой. В конце советского периода регион выделялся как территория высокоинтенсивного сельского хозяйства.
По данным на 1990 г. на территории современного муниципального образования посевные площади занимали 42,9 тыс. га, что в 1,18 раза больше, чем в настоящее время. Современное уменьшение площади земель несколько меньше, чем в целом по краю, где соотношение составляет 1,4:1.
Структура посевных площадей в большей степени отражала среднее состояние между пригородным типом хозяйства и региональным. Так, доля зерновых в посевной площади достигала 42%, что было на 10 процентных пункта меньше, чем по краю, и на 3 - 5 пункта меньше, чем в соседних районах. За счет снижения доли зерновых культур, а также технических (11% против 16% по краю и 19% в соседних районах) возрастало значение картофеля и овощей, а также кормовых культур (по 5 - 6% картофеля и овощей и до 30% кормовых культур). Имелись участки многолетних насаждений.
Исходя из таких показателей в районе в конце советского периода собирали около 100 тыс. т зерна, в том числе 60% озимой пшеницы, около 50 тыс. т овощей и более 20 тыс. т плодов и ягод. Менее значимыми по сборам были кукуруза, рис, сахарная свекла и подсолнечник. В советское время значительное развитие получило животноводство, в основном базирующееся на кормах, получаемых с пашни. По численности крупного рогатого скота территория отставала от сельских районов (кроме Апшеронского и Туапсинского), но опережала все горсоветы.
Необходимость получения скоропортящейся цельномолочной продукции заставляла иметь положительную динамику производства молока и на перерабатывающих предприятиях.
Высокими показателями участия общественных хозяйств выделялась территория горсовета и в производстве мяса свиней. Доля колхозов и совхозов, а также подсобных предприятий достигала 92,5%, при среднекраевом показателе 87%.
За счет птицефабрики территория достаточно отличалась от окружающих районов, имея почти 2 млн. голов птицы. Это самый высокий показатель в крае.
Считая общую численность всего скота в условных единицах, мы получаем, итоговую величину, по которой исследуемая территория в 1990 г. находилась на 26 месте из 48 административных единиц, пропуская вперед многие районы, но опережая все горсоветы. Плотность поголовья на 100 га сельскохозяйственных угодий составляла около 110 голов (по краю - 66 голов).
Полагая, что большая часть скоропортящейся продукции потреблялась на месте или привозилась в Краснодар, можно для сравнения рассчитать душевые показатели производства овощей, плодов и ягод, а также молока. В этом случае получим следующие величины: по овощам - 79,5 кг, по плодам и ягодам - 29,3, по молоку - 43,3 кг. Сравнивая эти показатели со среднекраевыми, получим результат, естественно, не в пользу муниципального образования (по овощам - 145,7 кг, по плодам и ягодам - 64,9, по молоку - 347,4 кг.). Наиболее близкими показателями характеризуется производство овощей.
Следует заметить, что довольно высокие значения продуктивности связаны с существенным влиянием научной мысли. Многие научно-исследовательские институты имели в пределах района свои экспериментальные площадки и опытные хозяйства.
Таким образом, по сельскохозяйственным показателям на 1990 г. современное муниципальное образование город Краснодар отличалось высокой интенсивностью и стабильностью производства.
Прошедшие 15 лет отразились на сельскохозяйственном производстве только с негативных позиций. Экономический кризис ухудшил большинство показателей в несколько раз. Лишь в последние годы наметились положительные тенденции.
За 1990-е гг. оснащенность сельскохозяйственными машинами снизилась почти 4 раза. Моральный и физический износ техники в среднем по хозяйствам составлял 73 - 89%. Внесение минеральных удобрений сократилось в 4 - 5 раз, органических - в 2 - 3 раза. Сложности проведения земельной реформы отразились на социальном климате села. Ухудшение состояния сельскохозяйственного производства привело к снижению уровня доходов сельских жителей, появлению маргинального слоя на селе. Многие жители сельской местности решили попробовать себя в качестве работников различных городских предприятий и организаций. Всё это существенно изменило структуру производства и потребления сельскохозяйственных продуктов особенно городскими жителями.
Сложившаяся к настоящему времени экономическая ситуация в стране предполагает формирование аграрной политики. В большинстве развитых стран мира существуют программы, определяющие основные постулаты существования сельскохозяйственного производства в рамках государства и выхода полученной продукции за его пределы, то есть государственная аграрная политика. И часто именно государство регулирует состояние сельского хозяйства, способствуя нормальному функционированию данной отрасли в рамках хозяйственного комплекса, где многие другие составляющие имеют гораздо лучшие экономические показатели, то есть поддерживает агропроизводство.
Предыдущие 15 лет государство почти не участвовало в поддержке сельскохозяйственного производства. Каждый субъект Федерации сам пытался определять приоритеты развития и возможности реализации сельскохозяйственной продукции. Но в МО город Краснодар пошли дальше. В период 1999 - 2003 гг. были разработаны и осуществлены несколько муниципальных целевых продуктовых программ, позволивших увеличить производство продукции в новых экономических условиях, используя наработки ученых большинства институтов сельскохозяйственного профиля города Краснодара. Реализация данных начинаний прослеживается на рисунке 2.6.
Проводимая в крае с некоторым опозданием земельная реформа позволила сохранить значительный потенциал общественных хозяйств, в том числе тех, которые не подвержены приватизации из-за их государственного статуса.
Но в целом земельная реформа прошла успешно. Теперь существенную часть продукции производят малые формы хозяйств (личные подсобные хозяйства сельских жителей и крестьянские фермерские хозяйства), а также садово-огородные товарищества городских жителей.
Следует признать, что сельское хозяйство постепенно утрачивает свои позиции в муниципальном образовании. Оно дает всего 3% валовой продукции исследуемой территории и с 2000 г. этот показатель уменьшился почти на 2 процентных пункта (2000 г. - 4,9%). Также постепенно уменьшается численность занятых в общественных хозяйствах. К настоящему времени среднесписочная численность работников сельского хозяйства уже составляет 6765 чел. В последние годы наметилась тенденция нехватки специалистов управления и обслуживания в сельскохозяйственных предприятиях. Дефицитными стали профессии агронома, инженера, механизатора, животноводов.
Вместе с тем надо понимать, что сельская местность Краснодара - это среда жизни 9% жителей муниципального образования, на территории которого находится 29 сельских населенных пунктов. Многие жители Краснодара имеют участки в садово-огородных товариществах в пределах муниципального округа. То есть сельская местность - это важнейший элемент нормального существования жителей МО г. Краснодар.
Перспективы развития (расширения) городской территории в сторону сельскохозяйственных земель, а не повышения этажности застройки в центральной части города предполагают дальнейшее уменьшение площади, используемой для сельскохозяйственных целей. Поэтому главной задачей следует считать закрепление статуса за сельскохозяйственной землей как за важным элементом экономики и социального развития муниципального образования, а не только как территории возможного расширения города.
Следует признать, что сельскохозяйственная отрасль определяет существенную позицию в развитии всего муниципального образования. По данным за 2005 г. посевная площадь во всех категориях хозяйств составила 36409 га, в том числе в сельскохозяйственных предприятиях - 29814 га, что всего на 6,5 тыс. га меньше, чем в советское время. Даже для территорий с высоким агроклиматическим и почвенным потенциалом это очень маленькое снижение.
Структура посевных площадей не претерпела существенных изменений. Как и 15 лет назад главное значение имеют зерновые культуры - 44,8% от всех посевов. Несколько повысилась роль технических культур, в основном за счет подсолнечника. Более значимыми стали овощи и картофель, причем последний почти полностью переместился в личные подсобные хозяйства населения. В посевах появилась соя. В связи с резким спадом в животноводстве кормовые культуры потеряли в посевах почти половину площадей.
Таблица 2.12. Структура посевных площадей МО г. Краснодар (2005 г.), га
|
Сельскохозяйственные организации |
Хозяйства населения |
Крестьянские фермерские хозяйства |
Всего |
Структура посевных площадей |
общая посевная площадь |
29814 |
4808 |
1787 |
36409 |
100 |
зерновые |
14850 |
264 |
1207 |
16321 |
44,83 |
пшеница озимая |
9553 |
0 |
854 |
10407 |
28,58 |
ячмень озимый |
3066 |
0 |
246 |
3312 |
9,10 |
пшеница яровая |
27 |
0 |
13 |
40 |
0,11 |
ячмень яровой |
185 |
0 |
31 |
216 |
0,59 |
кукуруза |
1320 |
197 |
63 |
1580 |
4,34 |
рис |
390 |
0 |
0 |
390 |
1,07 |
технические культуры |
5526 |
270 |
159 |
5955 |
16,36 |
подсолнечник |
3077 |
270 |
157 |
3504 |
9,62 |
сахарная свекла |
5 |
0 |
0 |
5 |
0,01 |
соя |
1823 |
0 |
0 |
1823 |
5,01 |
картофель |
36 |
2831 |
28 |
2895 |
7,95 |
овощи |
2405 |
811 |
180 |
3396 |
9,33 |
кормовые |
6874 |
37 |
159 |
7070 |
19,42 |
Выход на объемные показатели начала 1990-х гг. особенно по таким позициям, как овощи и плоды говорит об интенсивности хозяйства в пригороде Краснодара. Сохранение в рабочем состоянии существенной части орошаемых земель, когда в остальных районах мелиоративные системы оказались заброшенными, также подтверждает данную позицию. Сельскохозяйственные предприятия муниципального образования в последние годы для повышения урожайности основных культур стали больше вносить органических и минеральных удобрений. Так, по минеральным удобрениям цифра колеблется около 80 кг, а по органическим - около 700 - 800 кг. При формировании стратегических направлений следует учитывать необходимость увеличения внесения удобрений.
Нумерация рисунков приводится в соответствии с источником
Рис. 2.6. Производство важнейших видов продукции растениеводства
Более серьезные потери понесло животноводство. Сложный период выживания продолжается до сих пор.
Численность крупного рогатого скота уменьшилась почти на 14 тыс. голов, в том числе, и за счет молочного поголовья, которое в настоящее время составляет всего 28885 гол., что в 2,5 раза меньше, чем в начале 1990-х гг. Негативные процессы в крае оказываются еще существеннее.
Рис. 2.7. Динамика производства молока, тыс. т
За 15 лет всего на четверть снизилось поголовье свиней, так как обеспеченность кормами этой группы животных лучше, и выход продукции происходит более быстрыми темпами, к тому же реализация даже небольших партий мяса свиней оказывается выгодней.
Рис. 2.8. Динамика производства мяса, тыс. т
Почти оправилось от потрясений птицеводство, поэтому процент снижения поголовья птицы в районе чуть превышает 40%. Правда, в последние годы после эпизодов птичьего гриппа производство утратило основные позиции.
Рис. 2.9. Динамика производства яиц, млн. штук
За счет лучшего сохранения поголовья Краснодар в общем рейтинге по численности скота в условных единицах переместился с 26 места на 17-е, опережая многие крупные сельскохозяйственные районы края. Но всё же плотность поголовья существенно снизилась. Сейчас на 100 га сельскохозяйственных угодий приходится всего 73,3 усл. голов. По краю же этот показатель уменьшился более чем в 1,5 раза до 40 усл. гол.
Душевое производство продуктов, определенных ранее как значимых для Краснодара также стало меньше. На одного человека сейчас производится 63,4 кг овощей, молока - 20,6 кг. Лишь по плодам наметилось некоторое увеличение до 37 кг. Естественно, это намного ниже, чем необходимые нормы потребления. Однако не следует забывать, что в Краснодар свозится продукция с территории с радиусом до сотни километров.
При рассмотрении экономических показателей современного периода сразу можно констатировать, что большинство душевых характеристик будет значительно отставать от среднекраевых показателей, а иногда и среднероссийских, а при анализе площадных индексов возможно превышение средних по краю величин в связи с большей плотностью экономики.
По итогам 2005 года сельское хозяйство МО г. Краснодар закончило работу с прибылью, которая составила 544,4 млн. руб. или почти 10% от прибыли всех сельскохозяйственных предприятий края. Однако некоторые хозяйства из года в год не могут стать рентабельными, по некоторым стоит вопрос о банкротстве. Рентабельность по всей финансово-хозяйственной деятельности сельского хозяйства для МО оказывается самой высокой в крае, достигнув в 2005 г. 61%, при среднекраевой - 12,1%. Рентабельность от реализации сельскохозяйственной продукции несколько ниже, но также опережает средние значения по краю. Рентабельным оказывается и растениеводство, и животноводство. Наиболее выгодными с точки зрения реализации оказываются зерновые культуры, подсолнечник, молоко, яйцо, в отдельные годы - мясо свиней, овощи, картофель.
В целом структура реализованной продукции с учетом нормирования по всем категориям хозяйств в 2005 году выглядела следующим образом (табл. 2.20).
Таблица 2.13. Структура реализации продукции сельского хозяйства, 2005 г.
Продукты реализации |
Доля в стоимости реализованной продукции, % |
зерно |
9,6 |
в т.ч. рис |
0,6 |
масличные всего |
5,0 |
в т.ч. подсолнечник |
4,0 |
сахарная свёкла |
0,1 |
картофель |
4,7 |
овощи |
37,7 |
плоды и ягоды, виноград |
13,5 |
скот и птица на мясо |
22,0 |
в т.ч. крс |
6,9 |
свиньи |
13,1 |
овцы и козы |
0,0 |
птица |
1,9 |
молоко |
4,5 |
яйцо всего |
2,8 |
Следовательно, можно говорить, что общая сельскохозяйственная специализация муниципального образования будет выглядеть следующим образом: преобладающее значение имеют растениеводческие отрасли - овощеводство, плодоводство, виноградарство, выращивание зерновых и подсолнечника (более 70% в стоимости реализованной продукции), животноводство выделяется за счет свиноводства и скотоводства, имеющих доли в структуре от 11 до 13%, а также птицеводство (5%). Сравнивая с показателями доли растениеводства и животноводства в валовой продукции, приходим к тому же: растениеводство имеет почти 75%.
Высокоинтенсивное хозяйство приводит к тому, что существенным отличием Краснодара является высокий уровень заработной платы в сельском хозяйстве, которая вдвое превышает среднеотраслевой показатель по России.
В рассматриваемый период увеличивалась доля пищевой и перерабатывающей промышленности. В настоящее время она дает около четверти всей пищевой продукции края, и почти половину промышленной продукции города. Скорее всего, в дальнейшем будет наблюдаться рост этого показателя.
Роль данной отрасли стала возрастать с 1998 г., когда Краснодарская табачная фабрика была приобретена американским стратегическим инвестором, и в течение года предприятие получило статус бюджетообразующего. К тому же это был первый инвестор, определивший инвестиционную привлекательность города и его высокий инвестиционный потенциал. Правда сейчас значение "Филип Моррис Кубань" для бюджета города, в силу изменения налогового законодательства, снижается.
В настоящее время в городе действуют более 100 предприятий пищевой промышленности, из них с численностью более 100 человек - 18. Это такие предприятия, как ОАО "Масложиркомбинат "Краснодарский", ОАО "Мясокомбинат "Краснодарский", ОАО "Филип Моррис Кубань", Филиал N 1 ЗАО МПБК "Очаково", ЗАО "Хладокомбинат", ОАО "Краснодарзернопродукт", ЗАО "ПКК "Анит".
Первые четыре из вышеназванных предприятий дают более 80% налоговых поступлений в консолидированный бюджет края от Краснодара. Но, следует отметить, что сырьевые зоны даже двух первых комбинатов не ограничиваются рамками муниципального образования, так же как и реализация произведенной продукции осуществляется во многих соседних субъектах Федерации. Последние модернизации, смены собственников позволят в дальнейшем увеличить выпуск продукции большинством предприятий отрасли.
Таблица 2.14. SWOT-анализ ситуации сельском хозяйстве г. Краснодара
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
Выгодное агро-географическое положение (близость к потребителю в лице населения Краснодара и многих перерабатывающих предприятий) Высокий ресурсный потенциал (агроклиматический, почвенный, мелиоративный) Наличие значительного количества научных институтов сельскохозяйственного профиля, возможности внедрения современных разработок (по сортам, породам, системам земледелия и животноводства) в практику Высокая производительность труда, большой выход продукции с единицы площади Значимое положение в агропромышленном комплексе края |
Изношенность техники и оборудования Отсутствие необходимых нормативных документов по закреплению земли за пользователями разного функционального назначения Экономическая несостоятельность некоторых крупных сельскохозяйственных предприятий, процессы банкротства, внешнего управления Значительная зависимость от потребителя сельскохозяйственной продукции |
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
Инновационный путь развития города в сельскохозяйственном аспекте приведет к повышению эффективности отрасли Участие сельскохозяйственных предприятий в государственных программах по внедрению новых технологий и развитию сельскохозяйственного производства Модернизация предприятий третьей сферы АПК создаст возможность увеличения добавленной стоимости и повысит отчисления в бюджет города Диверсификация производства по категориям хозяйств, в том числе перенесение основного производства некоторых продуктов в личные подсобные хозяйства, развитие производственного кооперирования Создание единого логистического центра по управлению, координации, реализации, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции для края, а в дальнейшем и Юга России |
Конкуренция по аналогичным продуктам со стороны окружающих территорий Большие предложения со стороны мест приложения труда, утечка кадров Значительная зависимость от города как с точки зрения управления и развития территории, так и с точки зрения градостроительной политики, вынос промышленных предприятий из центра города (за пределы городской черты) Формирование узкоотраслевого сельского хозяйства как отражение городской политики (выращивание овощей, плодов для Краснодара) Вхождение России в ВТО и, в связи с этим, ужесточения по реализации и качеству продукции Ухудшение социального климата на селе (маргинализация) Экологические ограничения на использование некоторых технологий производства сельскохозяйственной продукции, в связи с близким расположением города (внесение удобрений, использование пестицидов, хранение химических средств, хранение и утилизация животноводческих отходов и т.п.) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.