Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Механизмы реализации стратегии
§ 1. Базовые принципы
Основной механизм реализации стратегии - это создание пакета "отраслевых", территориальных и комплексных программ, направленных на эффективную реализацию конкретных мероприятий и достижение индикативных результатов.
Механизм реализации стратегии базируется на принципах государственно-частного партнерства и социального партнерства населения, органов исполнительной власти г. Краснодар и органов местного самоуправления, хозяйственных и общественных организаций, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников реализации Стратегии.
Авторами, участвующими в реализации Стратегии признаются:
1) соответствующие органы государственной власти, государственные органы и органы местного самоуправления (включая внутригородские округа) г. Краснодар;
2) юридические и физические лица, в установленном порядке заключившие с Заказчиком Программ инвестиционные соглашения, предусматривающие создание программных объектов;
3) владельцы (или заказчики по строительству, модернизации, расширению, техническому перевооружению, реконструкции или перепрофилированию) существующих хозяйственных объектов и других объектов недвижимости, включенных в соответствующие перечни программных объектов.
Для реализации стратегии предусматривается использование рычагов государственной экономической, финансовой и бюджетной политики в области рационального размещения производительных сил и привлечения из внебюджетных источников необходимых для этого инвестиций при оптимальном сочетании государственных, муниципальных интересов и интересов хозяйствующих субъектов.
Реализация стратегии осуществляется путем:
1) создания правовых и экономических условий для повышения инвестиционной привлекательности предполагаемых стратегией кластеров и объектов;
2) привлечения средств частных инвесторов в создание предполагаемых стратегией объектов;
3) использования различных форм государственной и краевой поддержки.
Предполагаемые стратегией объекты могут создаваться на условиях:
1) концессионного соглашения;
2) аренды с особыми условиями;
3) инвестиционного соглашения;
4) других, не противоречащих законодательству, схем
В целях обеспечения эффективности реализации мероприятий и достижения программируемых результатов в целом:
1) определяется типология, форматы, схема размещения и площади территорий для создания предполагаемых стратегией объектов, а также ограничения по их возможной специализации;
2) осуществляется информационная и организационно-техническая поддержка механизмов реализации Программ, в том числе обеспечение возможности для свободного ознакомления потенциальных инвесторов (в средствах массовой информации, в сети Интернет и т.д.) с информацией о Стратегии, порядке подачи и рассмотрения заявлений претендентов на участие в ее реализации;
3) в установленном порядке привлекаются частные инвесторы для участия в реализации Стратегии путем создания программных объектов;
4) принимаются меры по сокращению сроков оформления документации, необходимой для принятия решения о предоставлении запланированной в Стратегии территории для создания соответствующего программного объекта, получения исходно-разрешительной документации, подготовки и государственной экспертизы градостроительной и проектной документации, а также получения необходимых согласований и разрешений;
5) создается общегородской информационно-аналитический центр (или этими функциями наделяется существующая структура) Краснодар для обеспечения необходимых условий координации и информационно-технической поддержки эффективного взаимодействия программных объектов и всего инновационного сектора с населением, организациями и предприятиями отраслей экономики и социальной сферы, федеральными и региональными структурами;
6) в установленном законом и иными правовыми актами порядке определяются и применяются формы государственной поддержки.
Администрация города составляет перечень перспективных программных объектов и вносит его на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам размещения производительных сил на территории г. Краснодар предложения по очередности и условиям создания программных объектов.
В соответствии с решениями Межведомственной комиссии по вопросам размещения производительных сил на территории Краснодара в дальнейшем
Развитие эффективного взаимодействия гражданского общества с государственными структурами.
Главная проблема заключается в крайне низком уровне подготовки отдельных людей и самих территориальных общин к новым условиям жизни в России. Большинство взрослого населения сохраняет ориентацию на патронаж государства и не ищет самостоятельных путей повышения своего уровня жизни и карьерного роста. Для ее решение в рамках стратегии предполагаются следующие программные мероприятия:
- Программа создание центра по подготовке (для молодежи) и переподготовке (для средних и в меньшей степени старших возрастных групп населения) кадров для "современной жизни". Центр должен работать как мобильная система позволяющая осуществлять ее быструю переспециализацию в зависимости отменяющейся конъюнктуры. Учитывая сезонность на рынке труда, подготовка должна носить не специализированный, а универсальный характер, так, чтобы прошедший ее был способен к быстрой переспециализации и адаптации к меняющимся условиям внешней социально-экономической среды. Имеющийся опыт говорит о том, что необходим минимальный уровень лиц способных к ней (речь может идти о 5 - 7% населения или 10% взрослого населения данной территории). Эти оценки позволяют экономически просчитать затраты ресурсов и времени необходимых для запуска механизмов самоорганизации территориальных общностей населения. Для лиц, прошедших подготовку и переподготовку должна быть предусмотрена возможность получения одного из вариантов кредита для реализации малого проекта в сфере своей специализации. Опыт показывает, что без получения практических навыков использования полученных знаний подготовка и переподготовка кадров оказывается малоэффективной. Это предполагает разработку системы софинансирования по проектам, представляющим совместный интерес для малого бизнеса и общественных и государственных институтов
- Постепенное формирование сообщества самоорганизующихся территориальных общностей, создание различных партнерств в тех сегментах экономики и социальной жизни, где их интересы совпадают или пересекаются. Создание таких партнерств базируется на кадрах организаторов подготовленных согласно программным мероприятиям в предыдущем пункте. В результате появятся внутригородские самоорганизующиеся общины решающие значительную часть собственных проблем социально-экономического развития за счет внутренних, прежде всего кадровых ресурсов, при поддержке со стороны различных партнерств и органов государственной власти.
- Институциализация местных сообществ одна из важнейших целей Стратегии. Во многом именно отсутствие соответствующих институтов не позволяет реализовать цели планируемых проектов по развитию самоорганизующихся территориальных сообществ. Создание социальных институтов предполагает адаптацию Федерального закона N 131 "Об основных принципах местного самоуправления" к местной специфике, выявление источников формирования местных бюджетов, поиск стартовых финансовых ресурсов для запуска организационно-производственного мультипликатора.
Для обеспечения эффективного функционирования потенциала самоорганизации территориальных общностей необходимо исследовать потенциал самоорганизации по различным демографическим и социальным группам. Для этого необходимо проведение социологического опроса для выявления ценностных ориентаций различных групп населения. Составление прогноза трудо-ресурсного баланса населения на 20 лет. В отношении молодежи, как наиболее перспективной, инновационно восприимчивой и адаптивной группы населения активности предполагают, прежде всего, обучение и трудоустройство, чтобы она оставалась и притягивала другие группы населения. При этом важно учитывать, что основной ценностной ориентацией современной молодежи является стремления максимально укоротить путь до получения высокого социального статуса и дохода.
§ 2. Механизмы федеральной и краевой поддержки реализации стратегии
Стратегия предусматривает самое активное участие Краснодара во всех федеральных инициативах по региональному развитию. В первую очередь, это 4 национальных проекта: "Здоровье", "Образование", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Развитие АПК". По последнему проекту Краснодар может выступить с инициативой подключения к финансированию по национальному проекту научных учреждений, связанных с АПК. Необходима оперативная готовность к изменению статуса национальных проектов, например, на ФЦП.
Другой инструмент внешней поддержки реализации стратегии - частное и государственное партнерство. В настоящее время на основе совместных частно-государственных инициатив намечено к реализации два важнейших для Краснодара проекта: "Краснодарский транзит" и создание инновационной "Восточной промышленной зоны". Стратегия предполагает расширение участия Краснодара в этом виде сотрудничества.
Ещё один инструмент - Федеральные целевые программы. Наиболее полно Краснодар принимает участие в двух из них: "Юг России" и "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы).
Наконец, одним из современных инструментов федеральной политики в регионах и политики регионов в муниципалитетах является создание свободных экономических зон. Создание игорной зоны на границе ростовской области и Краснодарского края приведет к тому, что многие вопросы (в частности, инфраструктурные), связанные с организацией этой зоны, будут решаться в Краснодаре, в связи, с чем вырастет число деловых туристов, увеличится транзит через Краснодар и т.д.
Табл. 5.1. Механизмы федеральной и краевой поддержки реализации стратегии
Инструмент |
Сфера, в которой он должен быть применен |
Национальные проекты |
образование, здравоохранение, сельское хозяйство (и аграрная наука), жилищное строительство |
Частное и государственное партнерство |
Совместные инвестиции по проектам "Краснодарский транзит" и "Восточная промышленная зона" |
ФЦП |
"Юг России", "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" и другие |
Свободные зоны |
Технико-внедренческая Восточная промышленная зона; Краснодар примет ряд организационных и транзитных функций по игорной зоне на границе с Ростовской областью |
§ 3. Муниципальное администрирование, ориентированное на результат
Предполагает следующие меры:
Реорганизация структуры управления администрации
1. Создание департамента стратегических инициатив, координирующего разработку целевых программ и ведущего информационное сопровождение стратегии.
2. Передача значительной части оперативных и отчасти тактических функций управления на уровень городских округов и территориальных общностей населения.
Совершенствование системы информационного обеспечения
1. Информационное обеспечение Стратегии должно быть направлено на формирование единого информационного пространства взаимодействия органов управления созданием инновационных объектов в Краснодаре и участников Программы направленных на реализацию Стратегии.
2. Создание геоинформационной системы (ГИС) позволяющей обеспечить информационную поддержку выработки и принятия решений, как на городском уровне, так и на уровне внутригородских округов, а в дальнейшем ТСО и других структур самоорганизации населения, мониторинговый контроль за их реализацией и информационную поддержку Интернет-сайта города.
3. Разработку электронного атласа муниципального округа в рабочей и презентационной версиях.
4. Совершенствование системы муниципальной статистики, на основе применения единых принципов и показателей, определения периодичности и способов организации потоков информации (первичной и аналитической) в процессе реализации Стратегии.
Повышение эффективности управления муниципальным имуществом и землей.
1. Приоритет должен быть отдан арендным отношениям, обеспечивающим долгосрочные интересы населения.
2. Развитие института инвестиционных контрактов при предоставлении земли для организации жилищного иного строительства.
3. Введение системы сервитутов для любых земельных отношений.
Формирование творческой мотивации сотрудников муниципального управления
Создание центра по добровольной сертификации хозяйствующих субъектов, что имеет принципиальное значение в обеспечении конкурентных преимуществ после вступления в ВТО
Создание системы программных мероприятий по поддержки инновационных инвестиционных проектов, которая включает:
1) градостроительное планирование развития территорий программных объектов и инфраструктурную подготовку строительных площадок для размещения хозяйствующих субъектов; актуализация генерального плана;
2) продвижение программных объектов, отбор управляющих компаний для создания программных объектов и обеспечение их заполнения хозяйствующими субъектами, принявшими инвестиционные решения о размещении своих предприятий, организаций и сервисов в составе программных объектов;
3) разработка организационных, правовых и экономических основ развития инновационных сегментов экономики в городе в качестве ключевого элемента системы привлечения инвестиций.
§ 4. Эффективное взаимодействие с бизнесом и общественный контроль
Сотрудничество с бизнесом
Разработка гибкой экономической, финансовой и бюджетной политики в сфере размещения производительных сил и привлечения инвестиций из внебюджетных источников на основе рационального сочетания интересов частного бизнеса и муниципалитета. В числе прочих возможны такие схемы взаимодействия как:
1. Концессионные соглашения.
2. Аренда с особыми условиями.
3. Инвестиционные соглашения.
4. Микрокредитование малого бизнеса.
5. Поддержка социально ответственного бизнеса.
6. Информационная поддержка любого бизнеса (содействие сокращению сроков оформления документации, подготовки экспертизы, получения необходимых соглашений).
7. Организация и проведение семинаров с представителями бизнеса и власти по вопросам разработки в рамках стратегии отраслевых программ
8. Развитие института целевого микрокредитования бизнеса
Важнейшим аспектом взаимодействия муниципальной власти и бизнеса является муниципальное информационное содействие территориальным органам федеральной службы занятости. Необходимо, чтобы информация о высокооплачиваемых вакансиях поступала фрагментарно в частные рекрутинговые агентства. Муниципальной власти следует содействовать централизованному сбору такой информации. Как альтернативный вариант - возможна организация муниципального рекрутингового агентства.
Общественный контроль
1. Многоэтапное проведение общественных слушаний по ключевым пунктам стратегии и целевых программ.
2. Создание системы поддержки общественных инициатив.
3. Подбор из числа местных жителей координаторов реализации стратегии и программ на уровне районов и микрорайонов города.
4. Использование теоретических знаний и креативного потенциала студентов и молодых ученых Кубанских ВУЗов.
§ 5. Имиджевая политика
Основные "комплектующие" имиджа Краснодара
- Концепция имиджа. Создание вербального образа. Каждая фраза, донесенная до целевой аудитории, каждый элемент дизайна должен сообщать адресатам определенный смысл. Для того, чтобы все элементы имиджевой политики действовали эффективно и по назначению, необходима тщательная проработка вербального образа Краснодара.
- Стиль города Краснодара. Создание графического образа. Стиль - это определенным образом сформировавшаяся эстетика, охватывающая все стороны жизни. Разработка "фирменного" стиля Краснодара дает возможность целевой аудитории выстраивать ассоциативные ряды. Соприкасаясь с элементами "фирменного" стиля Краснодара, замечая их в повседневной жизни, адресаты имиджевой политики переводят свои представления о Краснодаре из области пассивной в область активной памяти, что непосредственно влияет на формирование миграционных предпочтений и принятие решения об инвестировании.
- Представлений об определенном образе жизни. Создание образов потребления. Одна из задач имиджевой политики - развить у ее адресатов представления о том образе жизни, который они могут достичь в Краснодаре. Творчески мотивированные люди поедут в Краснодар, если они почувствуют, что в этом городе уже формируется творческая среда. Для этого необходим комплекс реальных мер по её созданию и комплекс PR-решений. Различных образов потребления должно быть сформировано столько, сколько целевых групп будет намечено. Временных мигрантов, которые займут рабочие места в индустриальном секторе, привлекает один стандарт потребления, а мигрантов, претендующих на занятость в четвертичном и пятеричном секторах - другие стандарты. Этот блок имиджевой политики будет наиболее полно реализовываться в среде Интернет. Информация о Краснодаре будет распространяться через систему социальных сетей, блогов и пр., вовлекая в "краснодарскую орбиту" максимально широкую аудиторию. Достоинствами Интернета для продвижения брендов является возможность четко выделять целевые группы и количественно оценивать результаты работы.
Основные элементы имиджевой политики
1. Событийность. Основа продвижения "бренда" города - события, связанные с ним, формирующие ассоциативный ряд с этим городом. Краснодар как потенциально креативный город должен "специализироваться" на событиях не менее чем всероссийского масштаба. Мелкомасштабные мероприятия могут негативно сказаться на имидже. Городу следует позиционировать себя как площадку для эксклюзивных событий. В качестве событий могут выступать фестивали, конференции, концерты, крупные политические встречи, международные спортивные мероприятия и пр. Выбор конкретных событий стоит осуществлять с точки зрения позиционирования Краснодара в России и в мире. Авторы стратегии видят Краснодар
a) "полномочным представителем" Юга России на международной арене;
b) городом эксклюзивных презентационных мероприятий, городом, который является "законодателем мод" в сфере event-маркетинга;
c) всероссийской базой для поддержания тематических инициатив ЮНЕСКО;
d) активным акцептором инвестиций, привлекающим для реализации градостроительной политики и нужд муниципального управления самых надежных и "продвинутых" партнеров;
e) "Тыловой базой" Олимпиады 2014.
С учетом специализации Краснодара, его географического положения и других конкурентных преимуществ можно предложить городу проведение таких мероприятий как Международный симпозиум по проблемам транспортировки топливных ресурсов, Всемирный фестиваль достижений аграрной науки, Международная конференция по технологиям малоэтажного домостроения и т.д. Подобные мероприятия дадут также инновационный эффект соответствующим отраслям города и края. Мощным импульсом для развития индустрии event-маркетинга может стать проведение ряда международных семинаров по этой тематике. Имиджевая политика должна содержать принципы конкурсного отбора мероприятий, которые предполагаются к проведению в Краснодаре.
2. Поток. Формирование событийности - это необходимое, но не достаточное условие полноценной PR-кампании города. Для того, чтобы расширить группы адресатов имиджевой политики необходимо непрерывно воздействовать на информационное поле Краснодара. Можно выделить несколько целевых типов такого воздействия:
a) Содействие формированию инвестиционно активных контактов. О достижениях краснодарской экономики, об институциональных преобразованиях, улучшающих условия вхождения в рынок, потенциальные инвесторы должны узнавать как можно более оперативно через:
i. механизмы распространения социально-экономической информации, в которой могут быть заинтересованы потенциальные инвесторы (виртуальные - распространение через Интернет; и реальные - распространение по средствам ярмарочной и выставочной деятельности);
ii. Усиление экономической составляющей сотрудничества в рамках побратимских связей;
iii. Проведение семинаров и тренингов среди представителей бизнеса (PR-менеджеры) власти по вопросам повышения инвестиционной привлекательности предприятий и городской среды в целом;
b) Исследование Интернет-пространства показало, что в настоящее время Краснодарский край не ассоциируется у жителей России и представителей бизнеса с Краснодаром. Курорты, транспортный комплекс и промышленность края существуют в умах людей обособленно от регионального центра. Эту ситуацию необходимо изменить, путем соединения информационных потоков;
iv. соединение в информационном пространстве Краснодара и Сочи как олимпийских партнеров;
v. соединение в информационном пространстве Краснодара и крупных инвестиционных проектов, реализуемых в крае;
c) Следует уделять особое внимание внешнему облику транзитных коридоров, и подъездов к городу. Именно здесь люди могут воочию увидеть комфортную среду и возможности для самореализации. Эти коридоры (автомобильные и железнодорожные) должны оставлять ощущение:
"Все эти годы, может быть, не отдавая себе в этом отчет, я хотел жить именно в Краснодаре".
3. Рефлексия. Понимание брэнда города его жителями очень важно для эффективности имиджевой политики. Чем больше краснодарцев будет вовлечено в процесс строительства и развития нового информационного поля, тем быстрее и устойчивее пойдет этот процесс. Среди мероприятий, способствующих рефлексии по поводу имиджа города можно выделить:
a. Создание среды, в которой информационная активность жителей Краснодара будет главным инструментом создания имиджа (бесплатный Wi-Fi в центре города, ВУЗах; развитие социальных сетей, содействие развитию интернет-сообществ и пр.);
b. Формирование сообщества "Друзья Краснодара", в которое вошли бы все жители России и мира, чья жизнь в прошлом, настоящем или будущем так или иначе связана с Краснодаром.
Помимо рекомендуемого к созданию департамента стратегических инициатив ответственность за разработку имиджа и проведение имиджевой политики должен взять на себя комитет внешних связей города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.