Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 8. Экология
Анализ внешних условий, влияющих на экологическое развитие муниципального развития
Экологическая ситуация постепенно становится все более значимым фактором регионального развития. Постепенно в российскую экономику проникают экологические стандарты развитых стран. Ожидается, что через 10 лет от 90 до 100% крупных компаний будут сертифицированы в соответствии с международным стандартом ISO-14001. Спрос на экологически чистую продукцию и прямой запрет на экспорт целого ряда продуктов при нарастающей экспортной ориентации экономики страны может стать существенным ограничением дальнейшего развития. Россия, ратифицировав Киотский Протокол, поставила себя в условия большей открытости информации о загрязнении, энергоемкости, ресурсоемкости производств. Высокие уровни антропогенного воздействия на природный комплекс сдерживают включение целого ряда территорий в число объектов Всемирного природного и культурного наследия, не позволяют активно использовать потенциал культурно-исторических памятников. Напротив, высокое качество среды может способствовать развитию туризма и рекреации. Для Краснодарского края, имеющего амбициозные проекты по развитию туризма и рекреации, проведению зимних олимпийских игр и пр. качество окружающей среды особенно важно. С другой стороны, повышение антропогенной нагрузки на экосистемы Черного и Азовского морей, связанное с усилением рекреационной деятельности в прибрежных районах, негативно сказывается на состоянии водных биологических ресурсов.
Экологический фактор важен и для развития города Краснодара, т.к. значительные уровни антропогенного воздействия всегда формируются в городах и становятся препятствием для развития постиндустриальных стратегий развития.
Экологический риск в инвестиционных проектах, как правило, рассматривается в двух аспектах: как потенциальный риск аварийного разрушения экологической среды территории и как риск дополнительных расходов инвестора при создании нового (в дополнение к существующему на сегодняшний день) загрязнению природного комплекса. Это может выразиться в повышенных затратах на ПДВ, создание очистных сооружений, ликвидацию мусора и пр. В этой связи наиболее значимым является оценка экологической ситуации, выявление ключевых проблем и основных трендов. Что касается аварийного риска, то он определяется вероятностью и масштабом потенциального события, что во многом является функцией структуры и динамики современных экологических проблем. Например, для Краснодарского края в последние годы наблюдается трансформация природных комплексов, связанная с нарушением и сокращением их площадей в связи с реализацией крупномасштабных проектов (КТК, "Голубой поток", "Тольятти-Азот" и др.), что негативно влияет на развитие одной из ключевых отраслей хозяйства края - туризма и рекреации, что косвенно снижает и потенциал столицы края, как координационно-распределительного центра крупнейшей рекреационной зоны страны.
Краснодарский край в период с 1990 по 2005 г. в рейтинге регионов России по степени экологической напряженности переместился с 18 на 28 место (из группы регионов с наибольшей, критической экологической опасностью в группу с высокой степенью экологической напряженности). В результате спада производства за десять лет в наибольшей степени сократились индексы воздействия на атмосферу, лесные ресурсы и количества токсичных отходов, в наименьшей - индекс аграрной нагрузки и воздействия на водные источники, что является следствием специализации края. Аналогичную тенденцию сокращения экологической составляющей инвестиционного риска (улучшение ситуации зафиксировано подъемом на 7 пунктов в рейтинге регионов за период с 1998 по 2001 гг.) представляет и агентство РА-Эксперт, публикуя ежегодный рейтинг инвестиционного климата регионов России.
Столица края - один из крупнейших городов России, 18-ый по численности населения среди 1067 городов России, занимает 47 - 49 места по объему промышленной продукции в сопоставимых ценах, 156 - 212 место по объему выбросов в атмосферу и 27 - 28 место по объему сточных вод. С таким положением Краснодара в рейтинге городов России и связаны сильные стороны, слабые стороны, возможности, экологические угрозы дальнейшего развития муниципального образования.
Анализ внутренних условий и факторов развития муниципального образования
Антропогенное воздействие на территории муниципального образования город Краснодар формируется в условиях невысокой устойчивости природного комплекса к этому воздействию. Город расположен в южной части Прикубанской равнины в зоне сухих степей, бедных лесными массивами. Оба эти фактора заметно сокращают потенциал самоочищения природной среды. Размещение на правом берегу реки Кубани, огибающей территорию с юга-запада, и продолжается вдоль северо-западного берега Краснодарского водохранилища, с одной стороны, улучшает условия проветривания, а с другой - увеличивает влажность воздуха и при усилении автотранспортной нагрузки способствует застаиванию разогретого и "низкого" выброса автотранспорта. Влияние водохранилища на микроклимат происходит в зоне, отстоящей от воды на расстоянии 4 - 8 километров и обусловлено увеличением влажности и формированием парникового эффекта в летний период, образованием инверсионных явлений в осенне-весенний сезоны. Недостаточная обеспеченность лесными и внутригородскими садово-парковыми массивами, а также слабая проветриваемость во все сезоны года способствуют повышению загрязнения атмосферы.
Зарегулирование стока рек Дона и Кубани отрицательно сказывается на состоянии рыбных запасов в бассейне Азовского моря. Более 30% годового стока Кубани составляет безвозвратное водопотребление, что влечет за собой недостаточное обводнение в кубанских лиманах и ухудшение гидрохимического режима ввиду значительного сброса загрязненных вод с рисовых систем и резко снижает потенциал самоочищения среды.
Экологические проблемы муниципального образования г. Краснодара, как территориальной единицы Краснодарского края всегда выделяли его среди других районов края и относительно среднекраевого уровня по ключевым показателям антропогенного воздействия. Основными источниками загрязнения окружающей среды являются: автомобильный транспорт, объекты теплоэнергетики (ТЭЦ и котельные), промышленные и сельскохозяйственные предприятия, полигоны ТБО и несанкционированные свалки. Всего на территории города хозяйственную деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, осуществляют более 40 тысяч субъектов различных форм собственности.
I. Загрязнение воздуха - наиболее распространенный показатель, как правило, в наибольшей степени отражающий уровень экологической напряженности территории для Краснодарского края не является ключевым, т.к. выбрасывает от 0,4 до 0,9% валового загрязнения РФ. Объем выбросов от стационарных источников сократился с 306 тыс. т в 1990 г. до 80 тыс. т в 1998 г., а затем после дефолта на основе компенсационного подъема в промышленности вновь вырос до 108 тыс. т к 2002 г. и до113 в 2005 г. Тренды муниципального образования Краснодар ближе к общероссийским.
Рис. 2.33. Индексы промышленного производства и валового загрязнения атмосферы в % к предыдущему году)
Рис. 2.34. Динамика атмосферного загрязнения
Процессы, формирующие экологическую ситуацию в Краснодаре, как и в большинстве российских городов в 1990-е гг., неоднозначны и не совпадают с мировыми тенденциями. Определяющее влияние на экологическую ситуацию оказывала не природоохранная политика, а макроэкономическая ситуация и фактор структурной перестройки экономики. Сокращение загрязнения (особенно объем сточных вод и твердых отходов) происходило значительно медленнее, чем спад промышленного производства, что явилось следствием "утяжеления" структуры экономики, резкого обострения проблем воспроизводства производственных фондов, их технологической деградации, неполной, а, следовательно, неэффективной и ресурсоемкой загрузки мощностей. К тому же значительные объемы загрязнения (особенно водного) формирующиеся в коммунально-бытовом секторе, потребности которого практически не снижаются в условиях кризиса.
В Краснодаре, сохранившем к пику кризиса только треть выбросов начала переходного периода, выбросы начали расти только с 2000 г. Во-первых, раньше других компенсационный подъем в промышленности затронул импортозамещающие отрасли, прежде всего пищевую промышленность, с минимальным удельным загрязнением. Эта тенденция характерная для всей страны в целом наиболее ярко проявилась в регионах Северного Кавказа, а среди городов - максимально в Ростове-на-Дону и Краснодаре. Во-вторых, в кризисных условиях произошла внутренняя структурная перестройка (все предприятия ликвидировали наиболее старую часть фондов, а относительно успешные частично реконструировали производство. В-третьих, с 1999 г. приток доходов от подорожавшей нефти позволял насыщать экономику ликвидностью, поднял ее монетизацию с 14% в 1998-м до 21% в 2003-м. Экономика буквально "впитывала" эти деньги, росли активы банков, легче стало получить кредит, начался рост инвестиций (в основном из прибыли предприятий). Но этот процесс в последние годы замедлился в условиях растущих инвестиционных рисков. В Краснодарском крае это затронуло в большей степени Туапсе, но и Краснодар, как столицу края.
И хотя загрязнение растет меньшими темпами, чем объем промышленного производства (т.е. удельное показатели, наиболее подходящие для оценки структурно-технологических тенденций в экономике, сокращаются), негативные тенденции переходного периода преодолеть пока не удается, напротив, в определенной степени они даже нарастают. В частности это проявляется в том, что небольшое снижение валового загрязнения атмосферы г. Краснодара 2002 - 2004 гг. вновь сменилось ростом выбросов в атмосферу в 2005 г. Темп этого роста (24%) не позволяет говорить о случайности данного явления.
Среди городов края, Краснодар характеризуется самой положительной динамикой удельных выбросов, что, очевидно, является важнейшим конкурентным преимуществом на сегодняшний день. Бесспорным преимуществом МО Краснодар является сокращение и без того невысоких удельных выбросов в атмосферу (кг в расчете на 1000 руб. промышленной продукции в сопоставимых ценах) (рис. 4). Однако надо иметь в виду, что удельные выбросы всегда (для всех городов страны) тем меньше, чем крупнее город, что, видимо, проявление "двойного эффекта" от создания комплексов производств в промзонах с единой инфраструктурой, одной ТЭЦ (котельной) и пр. Однако, очевидно, что и этот эффект уже во многом исчерпан, потому что темпы сокращения удельных выбросов в Краснодаре замедлились, как и в подавляющем большинстве крупнейших городов России, а в 2005 г. даже выросли.
Таким образом, с учетом выбросов автотранспорта роль Краснодара в атмосферном загрязнении края существенно увеличивается. Поэтому наиболее остро стоит проблема загрязнения атмосферного воздуха в городах Краснодар и Новороссийск; среднегодовая концентрация формальдегида в этих городах составила соответственно 5 и 7 ПДК, фенола - до 4,8 ПДК (г. Краснодар). В крае по-прежнему используются этилированные бензины. Это существенная проблема, т.к. в результате города и прибрежная зона загрязняется токсичными выбросами тетраэтилсвинца.
II. Водное загрязнение - ключевая экологическая проблема Краснодарского края и в отличие от воздушного загрязнения в этом направлении мало изменилось в переходный период. Качество поверхностных вод края формируется под воздействием сброса загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод от промышленных предприятий и объектов ЖКХ, поверхностного стока с сельхозугодий и территорий животноводческих комплексов, поступления загрязненных биогенными элементами и пестицидами сбросных вод оросительных систем.
Город Краснодар по сбросу загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, находясь на 37 месте среди 116 городов Российской Федерации с численностью постоянного населения 100 и более тысяч человек. Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты 78,3 млн. м3, в том числе 4,4 без очистки (по данному количеству город находится на51 месте и на 59 месте по доле стоков без очистки.
Рис. 2.35. Характер динамики уровней утилизации сточных вод по городам Краснодарского края (размер значка пропорционален объёму сточных вод)
Город Краснодар традиционно лидирует в крае по объему сточных вод, вдвое опережая следующий за ним Сочи. Причем уровень сокращения сточных вод - минимальный среди городов края, составляет всего 98%, и уровень очистки также не повышается. Работа очистных сооружений "на пределе" при таком колоссальном объеме сточных вод и отрицательная по сути динамика является одной из важнейших экологических угроз для развития города.
III. Объем токсичных отходов, ежегодно образующихся в крае, находится на среднероссийском уровне и составляет 200 - 300 тыс. т. Однако этот показатель Госкомстатом публикуется только в 1995 - 2000 гг.
Образование токсичных отходов в промышленности в Краснодарском крае (300 - 400 тыс. т) и г. Краснодаре ежегодно увеличивается. К промышленным отходам относятся строительные отходы (до 30 - 40% от всего количества промышленных отходов), отходы автотранспорта, отстой очистных сооружений, отходы лесоперерабатывающей и пищевой промышленности. Уровень утилизации, использования и обезвреживания токсичных отходов на предприятиях крайне невысок и составляет около 25 - 26%. Последнее, как не парадоксально, является следствием отсутствия отраслей тяжелой промышленности, в которых уровень утилизации отходов традиционно выше.
Ежегодно в городе Краснодаре образуется 1778 тыс. м3 (2005 г.) твердых бытовых отходов (ТБО). По объему вывезенного спецтранспортом бытового мусора и жидких отходов с территорий столиц республик, центров краев, областей, автономной области и автономных округов субъектов Российской Федерации Краснодар занимает 12 место после городов. Ситуация с каждым годом обостряется не только в связи с устойчивым ростом образования отходов, но и с их размещением и утилизацией, т.к. большая часть отходов утилизируется самым неэффективным способом - складированием.
Действующая свалка в районе х. Копанского введена в эксплуатацию недостроенной в 1991 году и занимает площадь 16 гектар. Ежегодно она принимает 1,2 миллионов кубических метров отходов, высота складирования ТБО достигает 25 метров, ресурс ее уже исчерпан. При таком размере температура внутри свалки не падает ниже 37 - 38°С даже при внешней температуре -200°С. Для южных регионов ситуация вдвойне опасна. Вытекающий из-под свалки фильтрат заражен микроорганизмами и имеет концентрации загрязняющих веществ в сотни раз выше нормы. Причем этот процесс продолжается и после закрытия свалки, поэтому закрытая свалка в районе мясокомбината "Краснодарский", эксплуатировавшаяся с довоенных лет с грубейшими нарушениями, расположенная в прибрежной зоне старого русла реки Кубань, по сей день является крупнейшим источником опасности. Состав ранее размещенных здесь отходов включает в себя: гальваношламы, отходы производства фурфурола, хромсодержащие отходы выделки кож и другие, высоко токсичные отходы. В таком же состоянии находится и закрытая свалка в ст. Елизаветинской.
Наряду с санкционированными, существует множество стихийных свалок. Общее количество незаконных свалок на заброшенных территориях и в лесополосах в зависимости от сезона составляет до 5 тысяч мест размещения.
В этих условиях решение проблемы ТБО путем создания новых МСЗ (мусоросжигающих заводов) представляется нецелесообразным, а реконструкция существующего - приоритетной экологической проблемой города.
Сильные и слабые стороны хозяйственного комплекса муниципального образования. Выделение основных конкурентных преимуществ и ключевых проблем, требующих решения:
Из всего выше сказанного следует, что сильные стороны в развитии экологической ситуации города Краснодара следующие:
1. Относительно невысокий уровень антропогенного воздействия от стационарных источников, связанный, прежде всего, со структурой промышленного производства, отсутствием крупных загрязнителей воздушного бассейна и переводом теплоэнергетики на газ, как на самое чистое топливо. Краснодарская ТЭЦ - 7,1 тыс. т.;
2. Положительная динамика валового загрязнения атмосферы от стационарных источников.
Тенденции загрязнения водных объектов:
1. устойчивое, хотя бы незначительное сокращение объема сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты с 2000 - 2005 гг., соответственно: 105,5 - 97,6 - 94,4 - 88,3 - 82,3 - 78,3 млн. м3.
2. невысокий объем и доля сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты без очистки среди крупных городов РФ (4,4 млн. м3 , 5,6%) - 59 место среди крупных городов России.
3. ниже среднего уровня среди крупных городов России показатель душевого объема загрязненных сточных вод 116 м3/ чел. (74 место среди 116 городов).
4. Обеспеченность города зелеными насаждениями относительно других крупных городов России достаточно высока: 7515 га (39,9% 2005 г.), в том числе лесопарки - 416, городские леса - 1476. По этому показателю город занимает 13 место, что выше, чем его 18 место по численности населения.
Слабые стороны и угрозы динамики экологической ситуации МО Краснодар:
1. Первая угроза связана с необходимостью осознания и учета в стратегии развития города некоторой иллюзорности положительной динамики валового загрязнения атмосферы и в меньшей степени водных источников, на которую нам указывают относительные и, прежде всего, в расчете на 1000 руб. промышленной продукции в сопоставимых ценах. Несмотря на то, что загрязнение росло меньшими темпами, чем объем промышленного производства, негативные тенденции переходного периода преодолеть пока не удается, напротив, в определенной степени они даже нарастают, о чем можно судить по динамике удельных показателей загрязнения, которые в наибольшей степени отражают экологическую цену роста. Как видно на рис. к 2005 г. удельные выбросы вновь начали расти, т.к. рост загрязнения атмосферы опередил рост промышленного производства, поскольку первое после дефолта 1998 г. сокращение удельных показателей загрязнения было достигнуто за счет снижения условно-постоянных издержек в суммарных затратах.
Корень негативных тенденций лежит как в продолжающихся структурных изменениях в экономике, так и специфике инвестиционного процесса. Первый этап инвестирования в условиях компенсационного роста характеризовался низкой капиталоемкостью, т.к. сначала просто увеличивалась загрузка простаивающих мощностей (с 51% в 1998 г. до 65% в 2000 г.), значительная часть инвестиций была направлена на капремонт (0,146 руб. в 1997 г., 0,166 руб. в 1998 г., 0,188 руб. в 1999 г. на каждый рубль направляемых инвестиций) или в second hand, рост которого составил 2,7 раза уже к 1999 г.
Рис. 2.36. Динамика валовых и удельных показателей загрязнения г. Краснодара (1997 - 2005)
При всей положительности данного процесса, предел экологизации по такому пути очень близок. Продолжающееся "утяжеление" структуры экономики и специфика инвестиционного процесса обусловили замедление темпов роста производства и сокращения важнейшего показателя экологической эффективности.
Интенсификация экологических процессов практически не развивается: по доле уловленных и обезвреженных веществ (42,6% в 2005 г.) МО Краснодар продолжает оставаться на 54 месте среди 62 городов России, включенных Росгидрометом в 1995, 2000 - 2005 гг. в перечень промышленных центров с особо высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Правда, по доле утилизированных загрязняющих веществ (56,8%) - на 21 месте. Фактически это означает, что улавливает выбросы только ТЭЦ, а утилизирует от очень небольшого объема, видимо, промышленность стройматериалов.
Косвенным подтверждением необходимости больших инвестиций в охрану окружающей среды для дальнейшего сокращения загрязнения природного комплекса муниципального образования (как одной из слабых сторон) является структура валового атмосферного загрязнения города. По доле углеводородов (включая крайне трудно уловимые летучие органические соединения, 33,8%) Краснодар находится на 9 месте среди 62 городов России, включенных Росгидрометом в 1995, 2000 - 2005 гг. в перечень промышленных центров с особо высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха после таких городов как Новороссийск, Нижнекамск, Саратов, Рязань, Уфа, Прокопьевск, Салават, Невинномысск, среди которых преобладают мощные центры химии и нефтехимии.
2. Подтверждением предыдущего тезиса является выделение второй угрозы изменения экологического состояния г. Краснодара, связанного с влиянием ключевого источника атмосферного загрязнения - энергетики. Краснодарская ТЭЦ в годы кризиса, не сократив потребление топлива, максимально оптимизировала его структуру: доля мазута в топливном балансе сократилась с 24 в 1990 г. до 3% в 1998 г. Для энергетики ключевым фактором уровня загрязнения является топливный баланс. В результате чего объем выбросов в рассматриваемый период сократился с 21,4 до 6,83 тыс. тонн. Однако дальнейшее сокращение выбросов за счет такой "экологизации" топливного баланса невозможно и в результате с началом экономического подъема начался и рост объемов выбросов. И хотя наиболее старое оборудование 1954 - 1957 гг. выпуска прошло реконструкцию в 2000 - 2005 гг., но установки выпуска 60-х гг. еще остаются. Фактор возраста оборудования для формирования даже более важен, чем фактор масштаба. Например, при равном объеме потребленного топлива одного вида, например, газа на Псковской ГРЭС (оборудование - 1993 - 1996 гг.) и Нижегородской ГРЭС (1956 - 1990 гг.), удельный выброс последней выше в 2,5 раза.
Следовательно, для качественного роста экономики, невозможного без роста энергопотребления, потребуются уже существенно большие инвестиции в замену оборудования, оптимально - в перевод станции на паро-газовые установки.
Рис. 2.37. Динамика экологических издержек Краснодарской ТЭЦ в расчёте на одного занятого (2000 - 2004)
Эти процессы не замедлили сказаться на динамике удельных показателей. Так, удельные экологические издержки (рассчитаны из относительных, в расчете на одного занятого, показателей объема водопотребления, сточных вод, выбросов в атмосферу, выхлопов автотранспорта предприятия, объема токсичных отходов и земель, лишенных растительности) Краснодарской ТЭЦ составляли 12% от среднеотраслевого уровня в 2000 - 2002 гг., а в последние годы наметилась тенденция к росту относительно среднеотраслевого уровня - 13 - 14%. Причем все выше перечисленные удельные показатели Краснодарской ТЭЦ имеют устойчивую тенденцию к росту к 2004 г. (рис. 8).
3. Важнейшей экологической угрозой является рост образования твердых отходов:
- бытовых и проблема утилизации (площадей под свалки и экологические проблемы существующих свалок: горения, образования фильтрат и просачивания в грунтовые воды, образования диоксинов и пр.);
- промышленных и очень низкой степени утилизации (около четверти).
4. Одна из ключевых экологических угроз развития Краснодара связана с усилением роли автотранспорта в загрязнении, что является общей проблемой для всех городов России в 90-е гг. Однако, в данном случае группа экологических проблем, усиливается их пространственным проявлением, т.е. планировочными особенностями города.
Табл. 2.36. Показатели воздействия автотранспорта на воздушный бассейн городов России
|
Объём выбросов (тыс. т/год) |
Общий пробег (маш*км в сут.) |
К-т загрязнения (кг/1 маш*км) |
Ранг по объему выбросов |
Ранг по к-ту загрязнения |
Уфа |
120 |
2594514 |
0.126716 |
5 |
1 |
Краснодар |
185 |
4004517 |
0.126569 |
2 |
2 |
Тула |
62 |
1458334 |
0.116477 |
12 |
3 |
Омск |
148 |
3930068 |
0.103174 |
3 |
4 |
Новосибирск |
191 |
5119080 |
0.102223 |
1 |
5 |
Ростов |
145 |
4171277 |
0.095237 |
4 |
6 |
Хабаровск |
78 |
2566999 |
0.083248 |
11 |
7 |
Самара |
112 |
3803578 |
0.080674 |
8 |
8 |
Волгоград |
116 |
4296986 |
0.073961 |
6 |
9 |
Челябинск |
90 |
4143614 |
0.059507 |
10 |
10 |
Екатеринбург |
96 |
4749191 |
0.055381 |
9 |
11 |
Н. Новгород |
114 |
5687595 |
0.054914 |
7 |
12 |
Пермь |
55 |
2768397 |
0.05443 |
13 |
13 |
Архангельск |
30 |
1625390 |
0.050399 |
14 |
14 |
Источник: Рассчитано по данным ГИБДД об интенсивности движения по всем улицам соответствующих городов, а также по данным региональных докладов "О состоянии окружающей среды" за 2000 - 2005 гг.
В Краснодаре объем выбросов от автотранспорта, его доля - одни из самых высоких среди региональных центров, как видно из таблицы 2.37. Но особую угрозу представляет один из самых высоких среди региональных центров коэффициент экологичности транспорта (выброс в расчете на 1 машино-километр пробега). Это может быть связано с качеством и структурой автопарка (доля иномарок, доля автомобилей с газонейтрализаторами и напротив - доля грузовиков, доля старых автомобилей и пр.), качеством и структурой используемого топлива. Но один из главных и наиболее труднорегулируемых факторов - протяженность, ширина дорожной сети, планировочная структура города, взаиморасположение селитебных, промышленных и офисных зон.
Рис. 2.38. Расчет плотности выбросов в атмосферу от автотранспорта по улицам г. Краснодара (2005 г.)
Максимальные показатели плотности загрязнения (т/км.2), рассчитанные по каждой из улиц города с учетом масштаба распространения выброса от автотранспорта, характера застройки, зеленых насаждений и пр. в Краснодаре в центре - узкие улицы, большое количество светофоров (ближе к югу, вокруг промышленной зоны), а также на юго-востоке, где располагается промышленная зона и как следствие много грузовых автомобилей.
Средние значения плотности - на западе, в кварталах, расположенных вдоль трассы въезда в город; также на юге, вдоль железной дороги и вдоль автодороги ведущей, в центр города.
Минимальные - в кварталах, распложенных на расстоянии более 1 км. от промышленной зоны, вдоль железной дороги, при движении от центра города на север; также на крайнем северо-западе города в отдалённых кварталах, оторванных от города, от его центральной части и промышленной зоны.
Расчет плотности автотранспортных выбросов в городской среде на основе данных об интенсивности движения и расчета ареалов загрязнения показал, что факторы внутренней структуры загрязнения в городах делятся на две группы: факторы воздействия (собственно источники выбросов - количество автомобилей, качество используемого топлива и т.д.) и факторы распространения (условия распространения выбросов, ареалы воздействия - рельеф, мосты, ширина дороги и др.). Причем географические условия влияют как на интенсивность движения, так и на распространение загрязнения в воздухе.
Комплексный интегральный показатель значимости ареалов в формировании плотности автотранспортного загрязнения (загруженность центральной части города, близость промышленных зон, загруженность трасс выезда и въезда в город, мосты, характер застройки окраин города) рассчитанный нами для большинства региональных центров России, показал, что Краснодар имеет один из самых высоких в России показателей влияния планировочных факторов на автотранспортное загрязнение. Город имеет максимальный индекс загруженности центральной части города и близости промышленных зон, высокими значениями характеризуется загруженность трасс выезда и въезда в город. Пермь, Архангельск, Уфа - выделяются ярко выраженным загрязнением в центре города. Города имеют аналогичную территориальную структуру (они вытянуты вдоль рек). Краснодар имеет отличную от перечисленных городов планировочную структуру, но также выделяется наибольшей плотностью загрязнения в центре города (узкая ширина дорог, близко подходящая к центру промышленная зона). В результате проведённых исследований были определены географические факторы, в наибольшей степени определяющие концентрацию автотранспортных загрязнений в исследуемых городах. Объездная дорога вокруг города, минуя центр, является важнейшим фактором улучшения экологической обстановки в городе (т.к. отводит большую часть транзитного автотранспорта).
В Краснодаре, как и в Нижнем Новгороде и Саратове трудности в передвижении, в основном обусловлены узкими улицами, нерациональным режимом работы светофоров. Екатеринбург и Омск сталкиваются с похожими трудностями в передвижении, но дороги центральной части там шире. Поэтому для решения данной проблемы городу потребуются самые дорогие проекты - изменение структуры и ширины транспортной сети.
4. Как было сказано выше - одной из сложнейших экологических проблем для Краснодара, роль которой усиливается, является проблема очистки сточных вод.
На фоне медленного сокращения сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, их количество без очистки не меняется 4,4 - 4,5. Как следствие доля стоков без очистки возрастает с 4,3% до 5,6%.
В г. Краснодар сложилось катастрофическое положение на канализационных сетях.
5. Недостаток капитальных вложений на природоохранные мероприятия за счет всех источников финансирования и их структура, неадекватная структуре экологических проблем также не способствует решению экологических проблем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.