Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Стратегия развития Краснодара: мнение горожан
§ 1. Исходная информация
В рамках социологического обеспечения исследовательского проекта "Разработка стратегии развития Краснодара до 2020 года" запланировано и проведено 18 - 19 июня 2007 г. 4 фокус-группы с жителями Западного, Карасунского, Прикубанского и Центрального городских округов. Для участия в фокус-группах отобраны представители различных категорий жителей Краснодара:
- 1. Молодежь в возрасте 18 - 30 лет (учащаяся и рабочая).
- 2. Работники промышленных и сельскохозяйственных предприятий города (25 - 45 лет).
- 3. Работники сферы обслуживания (25 - 45 лет).
- 4. Работники сферы образования, здравоохранения, культуры, муниципального управления (30 - 45 лет).
Каждая фокус-группа проводилась двумя специалистами Центра социологических исследований (модератор и аналитик). Число участников фокус-группы 8 - 11 человек. Продолжительность фокус-группы 1,5 - 2 часа. Ход фокус-групп фиксировался аудио записью.
В целях выявления предпочтений населения в отношении возможных вариантов стратегии развития Краснодара, конкретных характеристик образа жизни и устойчивых представлений о проблемах города, участникам фокус-групп были предложены для обсуждения три тематических блока вопросов:
1 Блок - Проблемы жителей Краснодара и перспективы их разрешения
1.1. Какие проблемы больше всего беспокоят Вас сегодня? Назовите 3 самых острых проблемы.
1.2. Какие из них острее всего проявляются в Краснодаре, по сравнению с другими крупными городами Юга России, такими как Ставрополь или Ростов? Как Вы думаете, почему?
1.3. По каким из этих проблем ситуация в городе за последние несколько лет улучшилась?
1.4. По каким, наоборот, ухудшается?
1.5. Какие из самых острых проблем в состоянии решить администрация Краснодара? (Если они входят в категорию "ухудшающихся", то почему так происходит?)
2. Блок - Предпочтения в отношении характера трудовой занятости
2.1. Как Вы думаете, какие сферы хозяйства нужно развивать в Краснодаре в течение ближайших 10 - 15 лет? Почему?
- Машиностроение и металлообработка,
- Легкая и пищевая промышленность,
- Электроэнергетика,
- Строительство,
- Транспорт, связь,
- Торговля, общественное питание,
- Жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание,
- Строительство,
- Финансы, страхование,
- Здравоохранение, спорт, социальное обеспечение,
- Образование, наука,
- Культура, искусство
- Другое (укажите, что)
2.2. В какой из этих отраслей вы хотели бы работать сами?
2.3. В какой из этих отраслей вы хотели бы видеть работающими Ваших детей или внуков?
3. Блок - Предпочтения в отношении места жительства
3.1. Если смена места жительства окажется Вам по карману, то как Вы поступите:
- останетесь жить там, где живете (какой городской округ?),
- переедете в другой округ Краснодара (из какого в какой и почему?),
- уедете из города (почему?).
3.2. Что бы Вы пожелали в этом плане своим детям или внукам?
Исследование показало, что по ряду вынесенных на обсуждение вопросов у жителей города нет сложившихся представлений.
§ 2. Проблемы жителей Краснодара и перспективы их разрешения
Условия и характер жизнедеятельности современного россиянина заставляет его концентрироваться на решении большого числа многообразных повседневных проблем. Вопросы планирования своей жизни на отдаленную перспективу, проблемы стратегии развития городской среды, обеспечивающей реализацию долгосрочных жизненных целей, находятся сегодня вне поля внимания основной массы населения.
Как показал ход фокус групп, это заключение в полной мере относится и к жителям Краснодара. Дискуссии с участием всех категорий населения сводились, в конечном счете, к обсуждению наиболее злободневных жизненных ситуаций. Отмечено немало специфических проблем разных групп населения. Вместе с тем, в ходе обсуждения было выделено ряд проблем, которые можно считать общегородскими.
1.1. Городской транспорт. По общему мнению участников фокус-групп, улицы города и городская среда в целом не рассчитаны на нынешнее количество транспортных средств, прежде всего, автомобилей. Это проявляется в постоянных уличных пробках, быстром износе и часто неудовлетворительном состоянии дорожного покрытия. Сложившаяся система регулирования дорожного движения в городе не соответствует новым условиям. Быстрое развитие в последние годы потребительского кредитования провоцирует резкий рост и без того непомерно большого для города парка личного автотранспорта.
Жители видят усилия администрации города, направленные на решение транспортной проблемы (новый асфальт, ограждения, парковки), но считают, что имеющимися у администрации возможностями транспортной проблемы города не решить ("Вопросы постоянно решаются, а сама проблема не снимается"). В плане обсуждения перспектив развития города прозвучало мнение, что в климатических условиях Краснодара необходимо развивать в первую очередь экологически чистые виды общественного транспорта.
1.2. Инженерные коммуникации города. Фактическое отсутствие нормальной канализации, особенно в центральной части города. "Ливневка", построенная в 19 веке, давно уже не справляется со своими задачами. Ситуация усложняется несанкционированными "врезками" в нее фекальной канализации в районах индивидуальной застройки. Серьезные дожди часто оборачиваются "наводнениями", усложняющими и без того непростую транспортную проблему, чреваты эпидемиологическими проблемами.
Ресурс городских электрических сетей практически исчерпан, а потребление электроэнергии населением продолжает, и неизбежно будет продолжать расти. По словам участников фокус-групп, администрация города вкладывает в реконструкцию инженерных коммуникаций значительные средства, несопоставимые с мизерным финансированием последних 15 лет, но и они несопоставимы с реальными сегодняшними потребностями в инвестициях.
1.3. Социальные проблемы. Данные проблемы, всегда особенно волнующие горожан, в данном случае по интенсивности их обсуждения оказались на третьем месте, что лишний раз подчеркивает остроту первых двух. Особые нарекания вызвало нынешнее состояние здравоохранения, негативные последствия его реформирования: неудовлетворенность качеством медицинской помощи, плохое обеспечение бесплатными лекарствами, большая нагрузка на существующие поликлиники, на медицинский персонал, особенно на врачей, которые вынуждены заниматься чрезмерным объемом бюрократических процедур. Людей беспокоит быстрый рост платной составляющей медицины ("все переводится на платные рельсы"), и особенно дороговизна лекарств.
Не только молодежь, но и жители других возрастов активно жаловались на нехватку мест в детских дошкольных учреждениях. На очередь в детский сад надо вставать уже с момента рождения ребенка. Люди с невысоким уровнем достатка оказываются перед неразрешимой дилеммой: работа - единственный источник существования, но ребенка не на кого оставить, "а заработка на няню или частные сады не хватает". Получила поддержку мысль о том, что повышение рождаемости, которой сегодня активно добиваются власти, со временем неизбежно обернется такой же проблемой с местами в средней школе.
Сохраняются проблемы организации детского отдыха, оздоровления школьников. Занятие спортом стало дорогим удовольствием. Мало осталось спортивных площадок, где можно поиграть в спортивные игры.
1.4. Трудовая занятость. За последние 15 лет значительно сократилось промышленное производство, потеряно много рабочих мест. Эти места в значительной степени восполнены за счет развития других секторов экономики, прежде всего - сервиса. Рабочие места в городе сегодня есть. Но произошло изменение мотивации к труду: коренные жители "не идут работать на непрестижные и малооплачиваемые (с их точки зрения) места". Эта ситуация не является специфической для Краснодара. Как показывает опыт других крупных городов, выход из нее лежит в оптимальном сочетании развития наукоемких, "интеллектуальных" отраслей народного хозяйства и продуманной миграционной политики.
Участники фокус-групп выступают за сохранение и развитие достаточно уникального мелкотоварного сельскохозяйственного производства в черте города. Значительная часть населения города занята в нем на участках по 0,5 - 1,0 га, которые трудно, а порой и нерентабельно обрабатывать вручную. Если такую структуру производства планируется сохранить, то необходимо внедрять малую механизацию сельскохозяйственного труда, навести порядок с собственностью на землю, которая сейчас нередко оказывается "бесхозной".
Одним из наиболее перспективных направлений развития городского хозяйства представители разных социальных групп считают курортный бизнес, эффективное использование климатических преимуществ Краснодара, что позволит наращивать разные категории рабочих мест.
1.5. Проблемы жилья. По мнению участников фокус-групп, новое жилье по своим ценам остается недоступным для основной массы горожан, нуждающихся в нем. Эти цены ориентированы на состоятельных мигрантов. Ипотека с ее очень высокими процентами пока не решает проблему. Съемного жилья достаточно много, но оно дорогое. Для жителей частного сектора в старой части города, сдающих свои площади квартирантам, такая практика стала важным источником доходов. Расселение этого "муравейника" в частности, и решение жилищной проблемы вообще, в рамках существующих планов развития города представляется маловероятным.
1.6. Проблема безопасности стоит уже не так остро, как несколько лет назад, когда люди боялись вечерами выходить на улицу, но все еще называется в числе наиболее болезненных. Высказывалось мнение, что один из реальных резервов ее решения - это повышение уровня работы отделений милиции, страдающих от нехватки и текучести кадров, участковых милиционеров, к профилактической направленности и оперативности деятельности которых высказывались конкретные претензии.
Вместе с тем, в ходе дискуссии получили поддержку и разумные соображения об экономической подоплеке многих правонарушений, когда "именно нужда толкает человека на преступление". Поэтому уже само нормальное развитие города будет способствовать улучшению криминогенной обстановки в нем.
1.7. Воспитание детей, молодежи должно стать одной из важнейших общегородских задач. Эта точка зрения получила в ходе дискуссий активную поддержку. Масштабные планы коренного переустройства жизни города, активное вовлечение молодежи в их реализацию даст ей масштабную цель, надежду, уверенность в будущем, гордость за свой край и страну, которых сегодня нет у значительной части молодого поколения города.
1.8. Озеленение города. Участники фокус-групп считают, что сложившийся облик города не очень соответствует его климатическим условиям, его планам развития курортного бизнеса. В городе много земли, но мало парков. Новые зеленые насаждения, по оценкам участников обсуждений, едва ли покрывают естественную убыль и незаконные вырубки старых деревьев. В данном случае тоже требуются какие-то неординарные масштабные меры, не укладывающиеся в рамки городского бюджета.
Подводя итоги обсуждения основной темы дискуссий, следует отметить, что участники фокус-групп, осознавая масштабы перечисленных проблем, с определенным скепсисом оценивали перспективы их решения. Действительно, инерционная и модернизационная парадигмы развития города (а именно они присутствуют сегодня в массовом сознании) в лучшем случае отодвигают решение комплекса городских проблем на очень отдаленную перспективу.
§ 3. Предпочтения в отношении места жительства
Ни один участник дискуссии не выразил явного желания сменить место жительства, переехать в другой населенный пункт. Даже отдельные представители молодежи рассматривают возможность переезда в Москву только в прожективном плане. Назывались разные причины желания остаться в своем городе: "казачьи корни", "здесь моя родня, друзья", "в городе добрые, открытые люди" и т.д.
Опыт исследования миграционных процессов показывает, что подобного рода причины в большинстве случаев не являются решающими при выборе места жительства. В данном случае можно говорить об укорененности жителей Краснодара. Они осознают остроту и масштаб проблем, с которыми постоянно сталкиваются, но ценят свой город за то, что он является естественной, комфортной (по их мерке) средой обитания. У них нет потребности в поисках более комфортной среды.
Большинство участников фокус-групп, со знанием дела обсуждая достоинства и недостатки каждого из городских округов, вместе с тем, не намерены переезжать в какой-то из них, ссылаясь на привычку к конкретному месту. Есть основания полагать, что определенно выраженная укорененность связана с хорошо сохранившейся в Краснодаре индивидуальной застройкой города. Частный дом, в который вложено немало личного труда, является надежным "социальным якорем".
Два участника фокус-групп выразили желание сменить свое нынешнее жилье в многоквартирном доме на благоустроенный коттедж в одном из пригородов Краснодара. Постоянно имея перед глазами и тот и другой тип жилья, люди ориентируются на такой, который вбирал бы в себя преимущества обоих и был бы лишен их недостатков. В Краснодаре, располагающим большой территорией, коттеджная застройка может оказаться в перспективе не только самой востребованной, но и самой эффективной применительно к целям стратегического развития.
§ 4. Предпочтения в отношении характера трудовой занятости
Результаты фокус-групп показали, что у жителей города сегодня нет четко выраженных предпочтений в отношении характера трудовой деятельности. Их высказывания на эту тему были малосодержательны. Дискуссий по поводу отдельных суждений не возникало.
В этом плане жители Краснодара не отличаются от большинства населения страны. Жизненные смыслы массового человека "завязаны" сегодня не на содержании самого труда, а на одном из его результатов - на уровне и качестве жизни, который работник может обеспечить себе и своей семье. С этой точки зрения большинство отраслей и профессий в нашем все еще нестабильном обществе плохо прогнозируемо. В итоге иерархия предпочтений в массовом сознании остается несформированной.
С практической точки зрения это означает, что реализация тех или иных планов развития хозяйственной деятельности города не встретит сопротивления статистически значимой части населения, предпочитающей другие виды трудовой занятости. В ближайшей перспективе отношение жителей города к таким планам будет определяться размером заработка и социального пакета, гарантированных работникам новых предприятий.
Вывод. Инновационная стратегия развития города Краснодара создаст наилучшие предпосылки для решения выявленного комплекса основных проблем его жителей. Укорененность населения города, со своей стороны, является важным ресурсом реализации такой стратегии. Эффективное, бесконфликтное использование этого ресурса предполагает наличие хорошо продуманной миграционной политики. На первых порах важнейшими условиями поддержки такой стратегии со стороны горожан является перспектива роста их материального благосостояния и имиджа города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.