Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Уровень жизни
При более низких доходах, в сравнении со многими другими региональными центрами, в Краснодаре наблюдается меньший уровень социального расслоения, и это хороший старт для того, чтобы сохранять высокий уровень социальной стабильности.
Табл. 2.11. Сравнительные характеристики уровня жизни г. Краснодара.
|
На фоне страны |
В сравнении с |
||
Ростовом |
Волгоградом |
Ставрополем |
||
Доходы с учетом прожиточного минимум |
1,04 |
0,9 |
1 |
1,22 |
Рост доходов (2000 - 2006) |
1 |
0,99 |
0,90 |
0,86 |
Глубина социального расслоения (индекс Джинни) |
1,12 |
0,86 |
0,91 |
0,92 |
Уровень бедности |
0,6 |
1,1 |
1 |
0,76 |
Доля пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, составляет 25,6% от общей численности населения Краснодара. За шесть лет (2001 - 2005 гг.) средний размер пенсии вырос почти в 3 раза. Величина прожиточного минимума за 2001 - 2005 гг. увеличилась более чем в 2 раза. За данный период сократился разрыв между начисленной месячной пенсией и величиной прожиточного минимума с 88,6 до 95,3, однако размер пенсий остается ниже прожиточного минимума - практически каждый пенсионер нуждается в социальной помощи. Резкое увеличение прожиточного минимума в 2001 году на 83,2 процента связано с применением новой методики расчета, которая учитывает большее количество товаров в продуктовой и потребительской корзине, а также оплату услуг, в том числе ЖКХ. Уменьшилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума - этот показатель снизился с 15,2 процента в 2000 году до 11,1% в 2004 году.
Основным источником доходов большей части работающего населения продолжает оставаться заработная плата. Темп роста среднемесячной номинальной заработной платы работающих в экономике в 2005 году по сравнению с 2001 году составил 153% . Об увеличении доходов населения свидетельствует и рост соотношения между среднемесячной заработной платой и прожиточным минимумом (с 2,47 в 2001 году до 3,0 в 2005 году).
В Краснодаре успешно действует сеть государственных учреждений социального обслуживания населения, которая создавалась на протяжении почти 15 лет. Учреждения работают с различными категориями граждан: пожилыми, инвалидами, детьми, семьями. Пять из них заняты социальным обслуживанием пожилых граждан: комплексные центры социального обслуживания населения "Карасунский" и "Энергия", центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Берег", "Прикубанский", "Солнечный". А также: социально-реабилитационный центр "Дубрава", комплексные социально-реабилитационные центры "Ольгинка" и "Источник", центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий "Забота", социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Авис", центр социальной помощи семье и детям "Семья". Более семи тысяч краснодарцев состоят на надомном обслуживании.
Поддержка социально незащищенных слоев населения осуществляется по следующим направлениям:
1 оказание материальной помощи (единовременные денежные выплаты, обеспечение лекарствами);
2 социальное пособие;
3 предоставление жилищных субсидий;
4 социальное обслуживание в специализированных учреждениях (отделения дневного пребывания, приюты, отделения социальной помощи на дому, детские дома, дома-интернаты для престарелых).
Соотношения уровня начисленной пенсии к уровню средней заработной платы по результатам 2005 года составила 31,5%, что на 1,8 процентных пункта выше чем в среднем по России, но значительно отстает от показателей по ЮФО и Краснодарскому краю.
За прошедшие пять лет ставка замещения сократилась по причине опережающего темпа роста заработной платы над ростом социальных выплат - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата увеличилась в 4 раза, а размер среднемесячной пенсии увеличился в 3 раза.
По показателю уровня бедности населения город Краснодар можно отнести к относительно благополучным. Доля населения, находящегося за чертой бедности составляет 11,1%, что практически в 1,5 раза ниже среднероссийского уровня, и более чем в 2 раза ниже соответствующего показателя для Краснодарского края.
Анализируя состав населения, проживающего за чертой бедности, можно говорить о том, что основой бедного класса являются пенсионеры. При этом все работающее население и половина населения в пенсионном возрасте получают доходы выше уровня минимального прожиточного минимума.
Низкий показатель бедности способствует снижению социального напряжения в обществе и способствует поддержанию имиджа города Краснодара как социально благоприятного, но сравнение по этому показателю не всегда выгодно на фоне крупнейших региональных центров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.