Разъяснения департамента водохозяйственного комплекса,
экологии и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края,
Управления Северо-Кавказского округа по технологическому
и экологическому надзору Ростехнадзора
"Плата за негативное воздействие на окружающую среду"
См. разъяснения Северо-Кавказского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзор) "Плата за негативное воздействие на окружающую среду", опубликованные 16 февраля 2005 г.
Учитывая многочисленные вопросы природопользователей о правомерности взимания платежей за загрязнение окружающей среды, департамент водохозяйственного комплекса, экологии и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, Управление Северо-Кавказского округа по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора информируют:
1. Основания платы и виды негативного воздействия
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую природную среду является платным. К видам негативного воздействия, подлежащим оплате, относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты или на водосборные площади (рельеф местности);
- размещение отходов производства и потребления.
12 июня 2003 года Правительством РФ принято постановление N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления", которым восстановлено действие постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (кроме пункта 2 указанного постановления и пункта 9 Порядка, признанных недействующими решением Верховного суда РФ от 12.02.2002 г.).
2. Плательщики за негативное воздействие
Плательщиками за загрязнение окружающей среды являются все предприятия, учреждения, организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также граждане (в том числе иностранные) и лица без гражданства, которые при осуществлении хозяйственной, управленческой или иной деятельности оказывают вредное (негативное) воздействие на окружающую природную среду.
Таким образом, если предприятия или физические лица оказывают одно или несколько вредных воздействий на окружающую природную среду в процессе производственно-хозяйственной или иной деятельности, то они обязаны вносить плату за загрязнение окружающей природной среды, в том числе при аренде торговых площадей, оборудования, автотранспортных средств.
3. Нормирование сбросов и выбросов загрязняющих веществ в
окружающую среду и лимитирование размещения отходов.
Разрешения на негативное воздействие
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
В соответствий с постановлениями Правительства РФ N 183 от 2.03.2000 г. "О нормативах выбросов вредных веществ в атмосферный воздух" и N 461 от 16.06.2000 г. "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" природопользователи обязаны разрабатывать проекты нормативов предельно допустимых выбросов, сбросов (ПДВ, ПДС), образования и лимитов на размещение отходов производства и потребления.
В соответствии со ст. 23 ФЗ РФ от 10 января 2002 г. N 7 "Об охране окружающей среды" выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы в поверхностные, подземные водные объекты, а также на водосборные площади (рельеф местности), размещение отходов допускаются только на основании разрешений, выданных специально уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, - Управлением Северо-Кавказского округа по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в зависимости от видов воздействия на окружающую среду, обязан иметь следующие разрешения, выдаваемые Управлением Северо-Кавказского округа по технологическому и экологическому надзору на основании установленных нормативов ПДВ, ПДС, нормативов образования и лимитов на размещение отходов:
- на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников;
- на сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, включая сбросы на рельеф местности (поля фильтрации, ЗПО, накопители, выгреба, животноводческие стоки, а также неорганизованный сброс ливневых и талых вод);
- лимиты на размещение отходов независимо от их количества и видов, в том числе на размещение ТБО.
На время выполнения природоохранных мероприятий по сокращению объемов негативного воздействия природопользователям могут быть установлены временно согласованные нормативы выбросов и сбросов (ВСВ, ВСС). Плата за сбросы, выбросы в пределах ВСВ, ВСС определяется как лимитная.
Разрешение на выбросы (сбросы) и лимиты на размещение отходов выдаются сроком от одного года до пяти лет. Временно согласованные нормативы устанавливаются сроком на один год и при успешном выполнении мероприятий могут быть продлены.
В случае отсутствия у природопользователя соответствующих разрешений негативное воздействие в соответствии с постановлением Правительства РФ N 632 считается сверхлимитным, и при расчете платы применяются повышающие коэффициенты: для выбросов и сбросов загрязняющих веществ - 25 (к нормативной плате), при размещении отходов - 5 (к лимитной плате).
Порядок начисления платы за загрязнение окружающей среды определяют следующие документы:
- постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (кроме пункта 2 указанного постановления и пункта 9 Порядка, признанных недействующими решением Верховного суда РФ от 12.02.2002 г.);
- постановление Правительства РФ от 12.06.2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющие веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления";
- инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (регистрация Минюста РФ от 24.03.1993 г. N 190);
- методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты (введены в действие письмом МПР РФ от 10.12.2001 г. N АК-65/7352);
- приказ МПР России от 30.07.2003 г. N 663 "О внесении дополнений в Федеральный классификационный каталог отходов" (зарегистрирован в Минюсте России 14.08.2003 г. N 4981).
4. Облагаемая база при исчислении платы за негативное
воздействие на окружающую среду
Облагаемой базой при исчислении платы является фактическая масса годового выброса (сброса) загрязняющих веществ и объем размещаемых отходов производства и потребления.
5. Расчет платы за размещение ТБО
В соответствии с приказом МПР России от 30.07.2003 г. N 663 "О внесении дополнений в Федеральный классификационный каталог отходов" отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), а также мусор бытовых помещений организаций и предприятий несортированный отнесены к IV классу опасности. Норматив платы за размещение одной тонны таких отходов в соответствии с постановлением Правительства N 344 равняется 248,4 рубля.
К V классу опасности относятся только крупногабаритные отходы из жилых помещений и бытовых помещений предприятий, а также мусор от уборки территорий и помещений объектов торговли, культурно-спортивных, учебно-воспитательных и др. (согласно ФККО). Норматив платы за размещение таких отходов принимается в размере 15 рублей за 1 куб.м.
При этом фактическое размещение отходов IV класса опасности, подлежащих к оплате по цене 248,4 рубля за тонну, возможно уменьшить за счет сортировки отходов и сдачи на переработку макулатуры, металлолома, стеклотары, пластмассы и т.п., что должно быть подтверждено соответствующими документами.
При отсутствии лимита на размещение ТБО расчет платы производится по сверхлимитному тарифу за фактическое размещение отходов, подтвержденное документами с предприятиями, осуществляющими сбор и вывоз ТБО на свалки.
6. Расчет платы за размещение навоза
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов навоз классифицируется следующим образом:
- навоз КРС перепревший (хранение 6 месяцев) - V класс опасности;
- навоз КРС свежий - IV класс опасности;
- навоз от свиней свежий - Ill класс опасности;
- навоз от свиней перепревший (хранение 1 год) - IV класс опасности;
и т.д. в соответствии с ФККО.
Плата за размещение навоза не взимается, т.е. применяется К = 0 при выполнении следующих условий:
- хранении навоза в типовом навозохранилище;
- если срок хранения соответствует технологическим срокам подготовки к применению навоза в качестве органического удобрения;
- если использование навоза для внесения в почву в полном объеме согласно технологическим срокам его подготовки для применения в качестве удобрения подтверждено документально;
- при наличии утвержденного лимита на размещение отходов.
В случае отсутствия разрешительных документов, нарушения природоохранных требований при хранении навоза, превышения установленных сроков хранения, неиспользования навоза в качестве органического удобрения плата взимается как за сверхлимитное размещение отходов в пятикратном размере.
В случае частичного вывоза навоза (при соблюдении вышеперечисленных условий) плата начисляется за размещение оставшегося объема по классу опасности категории "навоз перепревший".
7. Расчет платы за неорганизованный сброс ливневых и талых вод
Плата за неорганизованный сброс загрязняющих веществ с ливневыми водами определяется по "Методическим указаниям по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты".
Принадлежность предприятий и организаций к числу загрязнителей окружающей среды неорганизованным поверхностным стоком с подведомственной территории, имеющих твердое покрытие (асфальт, бетон и пр.) определяется в индивидуальном порядке исходя из наличия передвижных и стационарных источников, поступления в дождевые, талые и поливочные воды загрязняющих веществ производственного или хозяйственно-бытового происхождения.
При условии наличия у предприятия системы ливневой канализации со сбросом в городские сети хозфекальной канализации плата не взимается. Если ливневые воды отводятся по системам городской ливневой канализации в поверхностные водные объекты, то нормативы ПДС и плата рассчитываются по методикам сброса загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты.
Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ, утвержден постановлением главы администрации края от 28 мая 2002 г. N 579
8. Порядок перечисления платежей
В соответствии с Законом РФ "О федеральном бюджете на 2004 г." от 23.12.2003 г. N 186-ФЗ платежи за загрязнение окружающей среды поступают в бюджет РФ (20%) и в бюджет Краснодарского края (80%).
9. Кто производит расчет платежей за негативное воздействие
на окружающую среду
Расчет платежей за негативное воздействие на окружающую среду природопользователи могут выполнить самостоятельно или при затруднении воспользоваться услугами специализированных фирм. Для сведения сообщаем, что в Сетевой лаборатории анализа и мониторинга окружающей среды по Краснодарскому краю создан отдел расчета платежей. Расчет платы выполняется на основе программного комплекса, разработанного ФГУ МТУ "Икар" с учетом вышеперечисленных законодательных и нормативно-методических указаний. Программный комплекс также внедрен в подразделениях Сетевой лаборатории анализа и мониторинга окружающей среды, расположенных в гг. Краснодаре, Ейске, Тихорецке, Туапсе, Славянске-на-Кубани, Армавире, Сочи, Новороссийске. Законодательную и нормативно-методическую базу можно найти в информационных системах "Консультант Плюс" и "Гарант". В этих источниках содержится исчерпывающая информация по освещаемой проблематике. Департамент водохозяйственного комплекса, экологии и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края также готов предоставить имеющуюся у него информацию и оказать помощь в решении конкретных вопросов (контактный телефон 255-35-14). В отделе по экологическому надзору по Краснодарскому краю Управления Северо-Кавказского округа по технологическому и экологическому надзору, расположенному по адресу: г. Краснодар, ул. Короленко, 2/1, вам ответят по тел.: 251-66-14, 251-67-13; в Сетевой лаборатории анализа и мониторинга окружающей среды (г. Краснодар, ул. Короленко, 2/1) - по телефону 253-34-95.
Ответственность за полноту, правильность исчисления и своевременность уплаты указанных платежей возложена на плательщиков независимо от того, выполняют расчет платежей плательщики самостоятельно или пользуются услугами различных фирм.
10. Для снижения размера платы за негативное воздействие на окружающую
среду руководителям хозяйствующих субъектов необходимо:
- изучить нормативно-правовую базу в области охраны окружающей среды;
- приказом закрепить ответственных специалистов в области охраны окружающей среды;
- произвести инвентаризацию источников негативного воздействия, выполнить нормирование выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования и лимитов на размещение отходов;
- получить разрешение на виды негативного воздействия;
- специалисту, ответственному за природоохранную работу, получить профессиональную подготовку на право обращения с опасными отходами (КГУ - тел. 233-34-15, КГАУ - тел. 259-43-32);
- подтвердить класс опасности отходов, не вошедших в ФККО;
- провести паспортизацию отходов;
- получить лицензию на деятельность по обращению с опасными отходами;
- выполнить природоохранные мероприятия, направленные на сокращение негативного воздействия на окружающую среду.
Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами осуществляет Управление Северо-Кавказского округа по технологическому и экологическому надзору.
Указом Президента РФ от 20.05.2004 года N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" и постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. N 401 "О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" функции контроля и надзора в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, переданы от МПР России Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды:
- является компетентным органом РФ по Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением;
- осуществляет нормативно-правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативно-правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления);
- является специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;
- является специально уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
Руководство деятельностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет Правительство РФ.
Территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору является Управление Северо-Кавказского округа по технологическому и экологическому надзору, которое осуществляет свою деятельность на территории Краснодарского края и Республики Адыгея.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.09.2004 г. N 60 утверждено "Положение об Управлении Северо-Кавказского округа по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", в соответствии с которым на Управление округа возложены следующие функции и задачи:
1. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований законодательства в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду.
2. Осуществление в установленном порядке и в пределах своей компетенции лицензирования и разрешительной деятельности в области охраны окружающей среды.
3. Организация и проведение государственной экологической экспертизы.
4. Согласование расчетов за негативное воздействие на окружающую среду.
5. Иные функции в установленной сфере деятельности, предусмотренные федеральным законодательством в области охраны окружающей среды.
Руководитель департамента
водохозяйственного комплекса,
экологии и чрезвычайных ситуаций
Краснодарского края |
В.И. Терсенов |
Заместитель руководителя
Управления Северо-Кавказского
округа по технологическому
и экологическому надзору |
Б.Ю. Бородин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В связи с многочисленными запросами природопользователей о правомерности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду департамент водохозяйственного комплекса, экологии и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, Управление Северо-Кавказского округа по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора вынуждены дать официальные разъяснения по этому поводу. В разъяснениях приводятся правовые основания для взимания платы, перечислены виды негативного воздействия, за которые взимается плата, категории плательщиков, описан порядок нормирования сбросов и выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и лимитирования размещения отходов, получения разрешений на негативное воздействие, порядок расчета платы за различные виды негативного воздействия; приведены адреса и телефоны организаций, оказывающих услуги по расчету. Даны рекомендации плательщикам по минимизации платы в рамках действующего законодательства.
Разъяснения департамента водохозяйственного комплекса, экологии и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, Управления Северо-Кавказского округа по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора "Плата за негативное воздействие на окружающую среду"
Текст разъяснений опубликован в газете "Кубанские новости", N 187 от 20 ноября 2004 г.