Разъяснения Управления ФНС России по Краснодарскому краю
"О порядке исчисления и уплаты транспортного налога в 2005 году"
1. Основные изменения по транспортному налогу в 2005 году
Транспортный налог установлен Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ). Указанным Законом Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) был дополнен Главой 28 "Транспортный налог" (далее - глава 28), вступившей в силу с 1 января 2003 года на территории Российской Федерации.
Транспортный налог согласно статье 14 части первой Кодекса является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта Российской Федерации, на территории которого он введен законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории Краснодарского края транспортный налог введен с 1 января 2003 года Законом Краснодарского края от 05.11.2002 г. N 550-КЗ "О транспортном налоге" (с изменениями и дополнениями).
Налогоплательщики, а также конкретные элементы налогообложения, такие, как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, базовые налоговые ставки и порядок исчисления налога установлены непосредственно главой 28 Кодекса. На основании статьи 356 Кодекса краевым законом конкретизированы остальные элементы транспортного налога: ставки налога, порядок и сроки его уплаты, формы налоговой отчетности, а также льготы.
С 1 января 2004 года действует Закон Краснодарского края от 26.11.2003 N 639-К3 "О транспортном налоге на территории Краснодарского края". Законом Краснодарского края от 03.11.2004 N 785-КЗ в него внесены с 1 января 2005 года дополнения в части утверждения ставок на легковые автомобили, порядка определения авансовых платежей для организаций и конкретизации льгот для отдельных категорий физических лиц.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 26.11.2003 г. N 639-КЗ "О транспортном налоге на территории Краснодарского края" с изменениями от 03.11.2004 (далее - Закон N 639-КЗ) с 1 января 2005 года ставки транспортного налога в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя легкового автомобиля установлены в следующих размерах:
-------------------------------------------------------------------------
Наименование объекта налогообложения | Налоговая
| ставка
| (в рублях)
------------------------------------------------------------+------------
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошади-|
ной силы): |
------------------------------------------------------------+------------
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 7
------------------------------------------------------------+------------
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт)|
включительно | 14
------------------------------------------------------------+------------
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт)|
включительно | 40
------------------------------------------------------------+------------
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт)|
включительно | 50
------------------------------------------------------------+------------
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 80
-------------------------------------------------------------------------
Указанные ставки должны применяться для исчисления авансовых платежей по транспортному налогу физическим лицам на 2005 год.
В отношении организаций Законом N 639-КЗ определено, что годовая сумма авансового платежа устанавливается равной сумме транспортного налога, исчисленной за предыдущий налоговый период, в соответствии с налоговой декларацией. Сроки уплаты авансовых платежей (не позднее 15 апреля и 15 октября текущего налогового периода) и их размер (по одной второй годовой суммы авансового платежа) остаются неизменными.
Для представления организациями налоговой отчетности по транспортному налогу Законом N 785-КЗ внесены следующие изменения: отменена обязанность представлять в течение налогового периода расчет годовой суммы авансового платежа и исключено приложение к Закону N 639-КЗ, которым была утверждена форма расчета. Таким образом, в 2005 году организации не обязаны представлять авансовые расчеты. Налоговые декларации по транспортному налогу за 2004 год используются дважды:
- для определения окончательной суммы транспортного налога за 2004 год, уплачиваемой налогоплательщиками, являющимися организациями, в срок не позднее 1 марта 2005 года, в виде положительной разницы между суммой транспортного налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, и годовой суммой уплаченного (в 2004 году) авансового платежа;
- для определения годовой суммы авансового платежа, подлежащего уплате в текущем налоговом периоде (в 2005 году).
В соответствии с Законом N 639-КЗ для налогоплательщиков-организаций никаких льгот не предусмотрено.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 639-КЗ от уплаты транспортного налога освобождаются следующие категории граждан:
Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы, Герои труда Кубани;
ветераны Великой Отечественной войны, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, инвалиды I и II групп по автомобилям легковым с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил включительно, мотоциклам и мотороллерам в отношении одной единицы транспортного средства из числа зарегистрированных за данным владельцем, имеющего наибольшую мощность.
Пенсионеры, достигшие возраста 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины), уплачивают транспортный налог по автомобилям легковым, мотоциклам и мотороллерам в отношении одной единицы транспортного средства из числа зарегистрированных за данным владельцем, имеющего наибольшую мощность двигателя, рассчитанный исходя из ставки, составляющей 50 процентов соответствующей ставки, указанной в статье 2 настоящего закона. По остальным транспортным средствам, зарегистрированным за данным владельцем, являющимся пенсионером, применяются соответствующие ставки транспортного налога, установленные статьей 2 настоящего закона.
Обращаем внимание владельцев транспортных средств - пенсионеров по возрасту, что краевым законодательством на льготируемое транспортное средство ограничения на мощность двигателя не установлены в отличие от указанных выше категорий льготников.
Существенным изменением, внесенным Законом N 785-КЗ, является введение ограничения по возрасту для получения льгот пенсионерами.
Кроме того, внесено новое положение о том, что при наличии у налогоплательщика права на получение льготы по уплате транспортного налога по нескольким основаниям, установленным законом, льгота предоставляется по одному из них по выбору налогоплательщика.
2. Отдельные вопросы уплаты транспортного налога
2.1. Плательщики транспортного налога
Как следует из абзаца первого статьи 357 Кодекса, плательщиками транспортного налога по общему правилу признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Исходя из указанных положений видно, что для целей налогообложения транспортным налогом не имеют значения основания владения, пользования или распоряжения транспортным средством. Ключевым моментом для уплаты транспортного налога в данном случае является регистрация транспортных средств, так как облагаются именно зарегистрированные транспортные средства.
Порядок регистрации транспортных средств регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами.
Вопрос: Автомобиль марки ВАЗ-2107 зарегистрирован на организацию, но практически давно не используется и готовится к продаже. Более того, автомашина не проходила техосмотр более трех лет. Должно ли предприятие платить транспортный налог с такого транспортного средства?
Ответ: На основании пункта 1 статьи 358 Кодекса такое транспортное средство является объектом налогообложения по транспортному налогу.
В соответствии со статьей 357 Кодекса организация является плательщиком транспортного налога, исчисляет и уплачивает транспортный налог с автомашины марки ВАЗ-2107 в общеустановленном порядке. В данном случае тот факт, что автомашина не прошла техосмотр и не может эксплуатироваться, для целей налогообложения транспортным налогом значения не имеет.
Вопрос: Кто является плательщиком транспортного налога за транспортные средства, переданные другим лицам на основании доверенности?
Ответ: В соответствии с частью второй статьи 357 Кодекса по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Закона N 110-ФЗ, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы вышеуказанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности транспортных средств.
Статьей 186 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.
Исходя из изложенного лицо, указанное в доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством, признается налогоплательщиком при соблюдении следующих условий:
1) физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, должно уведомить налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности этого транспортного средства;
2) транспортное средство должно быть передано другому лицу до 30 июля 2002 года (даты опубликования Закона N 110-ФЗ);
3) на основании доверенности должны быть переданы права на владение и распоряжение транспортным средством;
4) на момент исчисления налога срок доверенности не должен превышать трех лет со дня ее совершения;
5) в доверенности должны быть указаны срок и дата ее совершения.
В уведомлении о передаче на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортного средства должны содержаться сведения, идентифицирующие:
1) лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство и которое представляет уведомление;
2) само транспортное средство;
3) лицо, которому транспортное средство передано на основании доверенности.
На основании статьи 31 Кодекса налоговый орган обязан затребовать как у лица, на которое зарегистрировано транспортное средство, так и у лица, которому транспортное средство передано на основании доверенности, документы, подтверждающие передачу транспортных средств.
Согласно статье 363 Кодекса уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств.
В отношении транспортных средств, по которым налогоплательщиком признается лицо, указанное в доверенности, исчисление транспортного налога и контроль за полнотой и своевременностью его уплаты в бюджет осуществляет налоговый орган, в котором лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, состоит на учете по месту нахождения транспортного средства в соответствии с пунктом 5 статьи 83 Кодекса.
Для автомототранспортных средств под местом нахождения признается место их государственной регистрации.
В связи с изложенным, если транспортное средство, зарегистрированное на физическое лицо и переданное им на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством другому лицу до опубликования Закона N 110-ФЗ, но срок доверенности истек и транспортное средство продолжает числиться в органах ГИБДД зарегистрированным за собственником автомототранспортного средства, плательщиком транспортного налога является этот собственник. Если же передача осуществлена после официального опубликования Закона N 110-ФЗ плательщиком транспортного налога признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, то есть его владелец, вне зависимости от того, была оформлена доверенность или нет.
2.2. Объекты обложения транспортным налогом
При определении объектов налогообложения следует руководствоваться статьей 358 Кодекса, Методическими рекомендациями по применению главы 28 "Транспортный налог" Кодекса, утвержденными приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, а также другими нормативными документами, отражающими позицию Минфина по конкретным вопросам.
Для отнесения транспортных средств - машина поливочная; машина специальная - пожарная; машина автогидроподъемник, к той или иной категории для уплаты транспортного налога Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ (далее Департамент МФ РФ) письмом от 30 декабря 2004 г. N 03-06-04-04/17 разъяснил следующее.
Согласно положениям статьи 11 Кодекса институты, понятия, термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. При этом специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях Кодекса.
Понятие "транспортное средство" для целей применения главы 28 Кодекса определено статьей 358 Кодекса. Согласно указанной статье под транспортными средствами понимаются, в частности, автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
В рассматриваемом случае необходимо учитывать, что понятие "транспортное средство", применяемое в главе 28 Кодекса, является более широким, чем это установлено Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (код 15 0000000 "Средства транспортные"), и используется только для целей налогообложения. Данная позиция подтверждается тем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 358 Кодекса из объектов налогообложения транспортным налогом исключены, в частности, тракторы и самоходные комбайны, зарегистрированные только на сельскохозяйственных товаропроизводителей и которые в соответствии с вышеназванным Классификатором учитываются по коду 14 0000000 "Машины и оборудование". Однако тракторы и комбайны, зарегистрированные на иные категории физических и юридических лиц, в данном случае рассматриваются как транспортные средства для целей налогообложения.
Таким образом, ОКОФ может применяться для целей транспортного налога только с учетом норм, установленных главой 28 Кодекса.
В соответствии с ОКОФ тракторы отнесены к категории "Машины и оборудование", что является основанием для признания их в целях применения главы 28 Кодекса транспортными средствами и, соответственно, объектом обложения транспортным налогом по категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу". К указанной категории транспортных средств также следует относить и автогидроподъемники на пневматическом ходу.
В целях правильного применения ставок транспортного налога при определении категории автомобиля необходимо учитывать следующее.
Российская Федерация является договаривающейся стороной международного "Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний", заключенного в Женеве 20 марта 1958 года.
В отличие от классификации транспортных средств, используемой Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), а также Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, в классификации транспортных средств, используемой указанным Соглашением, оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом.
Классификация транспортных средств, введенная Женевским соглашением 1958 года, используется в Российской Федерации при сертификации транспортных средств.
Таким образом, специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки (включая машины поливомоечные и машины пожарные), относятся к категории "грузовые автомобили".
В письме Департамента МФ РФ от 25 августа 2004 N 03-06-04-04/01 также отмечено, что ОКОФ может применяться для целей транспортного налога только с учетом норм, установленных главой 28 Кодекса.
В соответствии с ОКОФ бульдозеры отнесены к самоходным машинам (код 142924020), что является основанием для признания бульдозеров для целей применения главы 28 Кодекса транспортными средствами и, соответственно, объектом налогообложения транспортным налогом.
Согласно разъяснению Департамента МФ РФ от 15.12.2004 N 03-06-04-04/14 "Об обложении транспортным налогом автомобилей со специализированными кузовами" специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки, не могут быть отнесены к категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу".
По отношению к таким автомобилям следует применять налоговые ставки, предусмотренные для грузовых автомобилей в зависимости от мощности их двигателя.
Вопрос: Надо ли платить транспортный налог, если автомобиль не эксплуатируется по причине полного износа или серьезной аварии?
Ответ: Да. налог платить надо, так как статьи 357 и 358 Кодекса не делают никаких исключений для транспортных средств, которые находятся в нерабочем состоянии. Если владелец снимет автомобиль с государственной регистрации в ГИБДД, обязанность по уплате налога с месяца, следующего за месяцем снятия с регистрации, прекращается.
Вопрос: Наше хозяйство - сельхозтоваропроизводитель использует грузовые автомобили "ЗИЛ-130" только осенью и весной для перевозки картофеля. Все остальное время они простаивают. Должны ли мы облагать эти машины транспортным налогом круглый год?
Ответ: Да. должны. Так как согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 358 Кодекса не являются объектом налогообложения тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции. Грузовые автомобили "ЗИЛ-130" ни к одной из этих категорий не относятся. Временного исключения из объектов обложения ни для каких транспортных средств Кодексом не предусмотрено. Поэтому указанные автомобили необходимо облагать налогом независимо от того, используются они в производстве или нет.
2.3. О порядке исчисления и уплаты транспортного налога
Рассмотрим несколько частных, но характерных практических ситуаций.
Вопрос: Каков порядок перерасчета транспортного налога в случае, если в полученном налоговом уведомлении на уплату транспортного налога указана мощность двигателя, иная, чем в паспорте на автомобиль.
Ответ: Сумму транспортного налога, уплачиваемую налогоплательщиками - физическими лицами, налоговые органы исчисляют на основании сведений, которые предоставляют им органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (органы ГИБДД России). Об этом сказано в пункте 1 статьи 362 Налогового кодекса.
Бывает, что от подразделений госавтоинспекции сведения в налоговый орган поступают с неполными и (или) недостоверными данными о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы. Это влечет неправильное исчисление налоговыми органами транспортного налога физическим лицам - владельцам транспортного средства.
В случае выявления владельцем транспортного средства расхождения сведений о транспортном средстве, указанных в налоговом уведомлении, с данными, содержащимися в паспорте транспортного средства (свидетельстве о регистрации транспортного средства), налогоплательщику необходимо обратиться в инспекцию ФНС России, которая направила ему налоговое уведомление на уплату налога, с заявлением о замене налогового уведомления в связи с тем, что налоговое уведомление содержало неверную мощность двигателя и соответственно сумму налога, причитающуюся к уплате. При этом к заявлению следует приложить копии документов, подтверждающих, что мощность двигателя, указанная в налоговом уведомлении, расходится с данными паспорта транспортного средства (свидетельства о регистрации транспортного средства) и подтвердить сведения подлинниками документов, подтверждающих факты, изложенные в заявлении.
Для перерасчета транспортного налога в случае представления копий документов, подтверждающих, что мощность двигателя, указанная в налоговом уведомлении, расходится с данными паспорта транспортного средства (свидетельства о регистрации транспортного средства), налоговая инспекция должна получить подтверждение данных об уточненной мощности двигателя транспортного средства от территориального подразделения ГИБДД, в котором зарегистрировано транспортное средство.
Учитывая изложенное, владельцу транспортного средства в указанной ситуации в целях ускорения внесения достоверных данных в регистрационных записях органа ГИБДД, в котором зарегистрировано транспортное средство, и исключения в будущем представления этим органом сведений в налоговую инспекцию с неправильной мощностью двигателя транспортного средства, рекомендуется одновременно обратиться в орган ГИБДД для внесения в соответствующие регистрационные записи данных о действительной мощности и получить заверенную в установленном порядке справку об этом, для предъявления в налоговый орган.
Таким образом, после подтверждения территориальным подразделением ГИБДД сведений о действительной мощности, содержащихся в представленной копии паспорта транспортного средства, инспекцией ФНС России будет произведен перерасчет транспортного налога.
Вопрос: Почему в Законе Краснодарского края "О транспортном налоге на территории Краснодарского края" сделана запись о том, что налогоплательщик, являющийся физическим лицом, для досрочного исполнения обязанности по уплате транспортного налога вправе обратиться в соответствующий налоговый орган для получения налогового уведомления.
Ответ: Согласно пункту 1 статьи 362 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговым органом, и в соответствии с пунктом 3 статьи 363 Кодекса налоговый орган вручает налогоплательщику налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме в срок не позднее 1 июня года налогового периода.
Форма налогового уведомления на уплату транспортного налога утверждена приказом МНС России от 15.03.04 г. N БГ-3-04/198@ "О формах налогового уведомления" (далее - приказ N 198).
Налоговое уведомление состоит из двух частей. В нем указываются реквизиты налогового органа, налогоплательщика, вид налога, отметка о получении налогового уведомления (дата, подпись налогоплательщика), объект налогообложения (с указанием государственного регистрационного знака (номера) транспортного средства), налоговая база (мощность двигателя в л.с./кВт, валовая вместимость в регистровых тоннах, единица транспортного средства), ставка транспортного налога, коэффициент (определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде), сумма транспортного налога, подлежащая уплате (налоговая база, умноженная на ставку налога), срок уплаты налога.
Согласно части первой статьи 3 Закона N 639-КЗ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, на основании налогового уведомления, вручаемого налоговыми органами, уплачивают авансовый платеж по транспортному налогу за текущий налоговый период и окончательную сумму транспортного налога за прошедший налоговый период не позднее 15 июля текущего налогового периода.
Для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, сумма авансового платежа определяется налоговыми органами как произведение налоговой базы, сложившейся на 1 января текущего налогового периода, и соответствующих налоговых ставок, установленных настоящим законом.
В связи с этим правильно определенная сумма платежа содержится именно в налоговом уведомлении, которое выписывает налоговый орган. Кроме того, в целях исключения возможных ошибок при оформлении платежного документа на уплату налогов физическими лицами и совершенствования технологии приема платежей учреждениями банков и последующей обработки платежных документов указанным приказом N 198 определено, что налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление одновременно с платежным документом на уплату налога. Согласно совместному письму Федеральной налоговой службы и Сбербанка России от 18.02.2005 г. N ММ-6-10/143/07-125В вводятся новый бланк платежного документа формы N ПД (налог) и правила указания информации, идентифицирующей платеж. Новая форма бланка N ПД (налог) согласно вышеуказанному письму вступает в силу с 1 мая 2005 года. В бланке платежного документа формы N ПД (налог) содержится относительно большое количество полей, которые должны быть правильно заполнены (не только данные о плательщике, его ИНН, сумме платежа, но и код бюджетной классификации, номера расчетных счетов и БИК банка, код ОКАТО, основание платежа, вид платежа и другие). Заполнить без ошибок указанные показатели, содержащие до 20 знаков, плательщику непросто и требует затрат времени.
Таким образом, при обращении владельца транспортного средства в налоговую инспекцию она обеспечит оформление налогового уведомления и платежного документа на уплату налога в установленном порядке. Плательщику остается только проставить дату уплаты налога, расписаться в платежном документе и оплатить в банке указанную сумму налога.
Вопрос: В налоговом уведомлении на уплату транспортного налога, которое мне прислала в мае налоговая инспекция, указана сумма налога за весь год, но я продал свой автомобиль в апреле текущего года. Как правильно рассчитать налог в этой ситуации? Обязан ли я уплатить всю сумму, указанную в уведомлении?
Ответ: Законом Краснодарского края "О транспортном налоге на территории Краснодарского края" установлено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, на основании налогового уведомления, вручаемого налоговыми органами, уплачивают авансовый платеж по транспортному налогу за текущий налоговый период и окончательную сумму транспортного налога за прошедший налоговый период не позднее 15 июля текущего налогового периода.
Для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, сумма авансового платежа определяется налоговыми органами как произведение налоговой базы, сложившейся на 1 января текущего налогового периода, и соответствующих налоговых ставок, установленных настоящим законом, то есть без учета количества месяцев в текущем году, когда транспортное средство было зарегистрировано за данным владельцем.
Вместе с тем Законом N 639-КЗ предусмотрена норма об уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лиц, окончательной суммы транспортного налога за прошедший налоговый период, определяемой в виде положительной разницы между суммой транспортного налога, исчисленной с учетом изменений в налоговой базе, произошедших за налоговый период, и суммой уплаченного авансового платежа. Отрицательная разница подлежит зачету в счет предстоящих налоговых платежей, погашения недоимки или возврату налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 362 Кодекса в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца вышеуказанный месяц принимается за один полный месяц. Коэффициент определяется как отношение числа календарных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в истекшем периоде, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Следовательно, в данном случае указанная в налоговом уведомлении сумма платежа в размере годовой суммы налога должна быть уплачена в соответствии с Кодексом и краевым Законом N 639-КЗ в полном размере в срок не позднее 15 июля текущего года.
По истечении налогового периода налоговая инспекция определит окончательную сумму налога с учетом коэффициента 9/12 и сделает перерасчет налога. При этом сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов или сбора в краевой бюджет возврат производится только после зачета вышеуказанной суммы в счет погашения задолженности. По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате других налогов, пеней, погашение недоимки в краевой бюджет. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Вопрос: С какого момента можно не платить транспортный налог с утилизированного транспортного средства.
Ответ: Транспортный налог физическим лицам исчисляется в соответствии пунктом 1 статьи 363 Кодекса на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств. Транспортные средства облагаются транспортным налогом, если они зарегистрированы в соответствии с законом (пункт 1 статьи 358 Кодекса), для автомотранспорта - по Правилам, утвержденным приказом МВД России от 27 января 2003 г. N 59. Автомобиль же, который использовать невозможно, подлежит утилизации (уничтожению). Объект обложения транспортным налогом при этом перестает существовать. Однако факт ликвидации машины надо подтвердить документально. Причем налоговые органы не вправе определять самостоятельно факт отсутствия объекта обложения транспортного налога только на основании документа, полученного владельцем транспортного средства непосредственно в организации, которая утилизирует транспортное средство. Поэтому письмом ФНС России от 19.05.2005 N ММ-6-21/416@ признано утратившим силу письмо ФНС России от 24.01.2005 N ММ-6-21/44@.
Таким образом, для неначисления транспортного налога необходимо подтверждение из органа ГИБДД по месту регистрации автомобиля о его снятии с регистрации в связи с утилизацией. Справку этого учреждения и нужно отнести в налоговую инспекцию. С месяца, следующего за месяцем снятия с регистрации утилизированного транспортного средства, налог исчисляться не будет.
2.4. О льготах для физических лиц по уплате транспортного налога
Как было отмечено выше, с 1 января 2005 года часть вторая статьи 5 Закона N 639-КЗ дополнена следующим положением: при наличии у налогоплательщика права на получение льготы по уплате транспортного налога по нескольким основаниям, установленным настоящим законом, льгота предоставляется по одному из них по выбору налогоплательщика. В 2004 году указанная норма в законе отсутствовала. В связи с этим на практике возникали трудности при предоставлении льгот, например, в такой ситуации. По сведениям органа ГИБДД, за физическим лицом с датой рождения 01.05.1959 г. зарегистрированы несколько автомобилей, в том числе:
- по состоянию на 01.01.2004 г. два легковых автомобиля, имеющих мощность двигателей 59 и 100 л.с, соответственно, и автомобиль марки ИЖ-2751-01 категории N 1 (грузовой) по ГОСТ Р 52051-2003 с типом кузова "фургон";
- в течение 2004 года происходят изменения: снятие (13.08.2004 г.) с регистрации одного из ранее зарегистрированных легковых автомобилей с мощностью двигателя 59 л.с. и новая регистрация (02.02.2004 г.) другого легкового автомобиля с мощностью двигателя 299 л.с.
Данное физическое лицо является одновременно инвалидом 2-й группы на срок "пожизненно" и пенсионером, получающим пенсию по инвалидности.
В соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 58 закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" в случае обнаружения неясностей в содержании нормативного правового акта Законодательного собрания Краснодарского края (далее - ЗСК) официальное толкование его нормативных правовых актов производится только ЗСК.
На запрос Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю в ЗСК о разъяснении порядка предоставления льгот физическим лицам при исчислении авансовых платежей за 2004 год и окончательной суммы налога за этот же год в указанной ситуации, ЗСК в письме от 01.04.2005 N 10/321 разъяснило, что в соответствии с Законом N 639-КЗ в редакции, действовавшей в 2004 году, категории объектов налогообложения установлены в статье 2. На основании данной статьи льгота по транспортному налогу, предусмотренная инвалидам I и II групп, применяется в отношении категории легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил включительно.
В отношении вопроса предоставления льготы физическому лицу, имеющему несколько оснований для ее получения и несколько транспортных средств, разъяснено, что данный налогоплательщик должен самостоятельно определиться, какой льготой и по какому транспортному средству ему целесообразно воспользоваться и предоставить в налоговый орган необходимые документы, подтверждающие право на получение льготы. Данными документами могут являться пенсионное удостоверение, удостоверение инвалида, удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и т.д.
В случае если налогоплательщик по одному из автомобилей, зарегистрированных на него, решил воспользоваться льготой, предусмотренной для пенсионеров, то в соответствии с нормой абзаца четвертого пункта 1 статьи 5 вышеназванного Закона по остальным транспортным средствам, зарегистрированным за данным владельцем, являющимся пенсионером, применяются полные ставки транспортного налога, вне зависимости, имеются ли иные основания для предоставления льготы. В случае, если налогоплательщик является одновременно инвалидом и участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, льгота предоставляется по одному из легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (включительно) из числа зарегистрированных за ним.
Начальник отдела ресурсных,
имущественных и прочих налогов
УФНС России по Краснодарскому
краю, советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга |
Л.Ф. Канарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приводится обзор изменений налогового законодательства, вступивших в силу с начала текущего года и касающихся порядка исчисления и уплаты транспортного налога, рассмотрены также отдельные вопросы уплаты налога, вызывающие наибольшие затруднения у налогоплательщиков, с пояснениями на конкретных примерах; даются ответы на наиболее характерные вопросы.
Разъяснения Управления ФНС России по Краснодарскому краю "О порядке исчисления и уплаты транспортного налога в 2005 году"
Текст разъяснений опубликован в газете "Кубань-бизнес", N 25 от 17 июня 2005 г. и N 26 от 24 июня 2005 г.