Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 2 октября 2014 г. N 1072 в наименование настоящего приложения внесены изменения
Приложение
Методические рекомендации
по проведению анализа эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Краснодарского края
(утв. постановлением главы администрации Краснодарского края от 9 июня 2006 г. N 435)
2 октября 2014 г.
1. Общие положения
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 2 октября 2014 г. N 1072 в пункт 1.1 настоящего приложения внесены изменения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи по проведению анализа эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Краснодарского края (далее - предприятия).
Перечни государственных унитарных предприятий Краснодарского края и хозяйственных обществ, акции (доли) которых принадлежат Краснодарскому краю, в разрезе курирующих их деятельность органов власти утверждены приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 5 мая 2005 г. N 555
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 2 октября 2014 г. N 1072 в пункт 1.2 настоящего приложения внесены изменения
1.2. Проведение анализа эффективности деятельности предприятий осуществляется комиссией органа исполнительной власти Краснодарского края, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере) управления#, образованной в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2005 года N 238 "Об утверждении правил разработки и утверждения программ деятельности государственных унитарных предприятий Краснодарского края" (далее - комиссия).
1.3. Комиссия в своей деятельности руководствуется федеральным законодательством, законодательством Краснодарского края, Концепцией управления государственной собственностью Краснодарского края, настоящими Методическими рекомендациями.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 2 октября 2014 г. N 1072 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Состав документации для проведения анализа эффективности деятельности
государственных предприятий
2.1. Анализ эффективности деятельности предприятий может проводиться на основании следующих документов:
годовая бухгалтерская отчетность (за истекший и предшествующий истекшему годы):
форма N 1 "Бухгалтерский баланс";
форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках";
форма N 3 "Отчет об изменениях капитала";
форма N 4 "Отчет о движении денежных средств";
форма N 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу";
форма "Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности" (утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 марта 1999 года N 19н);
форма N 5-з "Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)";
форма N 3-ф "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате";
копия отчета, составленного в соответствии с Порядком отчетности руководителей государственных унитарных предприятий Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 21 января 2002 года N 47;
доклад руководителя о финансово-хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия (хозяйственного общества);
программа деятельности государственного унитарного предприятия по форме, утвержденной приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 25 марта 2005 года N 327;
промежуточная (квартальная, полугодовая, за 9 месяцев) бухгалтерская отчетность, составленная к моменту заседания комиссии (в дополнение к годовой бухгалтерской отчетности)<,> - если заседание комиссии состоится во втором, третьем или четвертом кварталах отчетного года;
пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности;
другие документы, имеющиеся в распоряжении комиссии.
2.2. Пояснительная записка не может противоречить требованиям Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 года N 43н. В качестве приложения пояснительная записка должна содержать следующие документы:
схема организационной структуры предприятия;
финансовый план на текущий отчетный год;
аналитическая таблица цен реализации основной производимой продукции (приложение N 1). Представляется промышленными предприятиями;
ведомость сопоставления максимально возможного объема продаж с величинами безубыточных партий основной производимой продукции (приложение N 2). Представляется промышленными предприятиями;
ведомость анализа цен реализации, нормативной и фактической себестоимости основной производимой продукции (приложение N 3). Представляется промышленными предприятиями;
положение об учетной политике (учетная политика) организации;
справка об объектах незавершенного строительства (приложение N 4);
справка об имуществе, сданном в аренду (приложение N 5);
справка об имуществе, используемом в целях получения дохода, включая переданное в залог или обремененное иным образом (за исключением имущества, сданного в аренду) (приложение N 6);
справка о неиспользуемом имуществе (приложение N 7);
справка об имуществе, реализованном в течение отчетного периода (приложение N 8);
расшифровка долгосрочных финансовых вложений (приложение N 9);
сметы расходов по фондам потребления и накопления (смета расходования чистой прибыли);
акты налоговых инспекций, аудиторские отчеты и аудиторские заключения;
расшифровка задолженности перед бюджетами всех уровней и во внебюджетные фонды;
справка о задолженности перед краевым бюджетом по отчислениям от чистой прибыли;
протоколы технических совещаний по снижению себестоимости продукции;
расшифровка прочих операционных доходов (приложение N 10);
расшифровка прочих операционных расходов (приложение N 11);
расшифровка прочих внереализационных доходов (приложение N 12);
расшифровка прочих внереализационных расходов (приложение N 13);
размер доли Краснодарского края и прочих акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале (приложение N 14).
3. Финансовый анализ бухгалтерской отчетности
См. утвержденный приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 24 января 2012 г. N 56 перечень финансово-экономических показателей для проведения анализа финансового состояния хозяйственных обществ, 25 и более процентов акций (долей) в уставном капитале которых принадлежит Краснодарскому краю
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 2 октября 2014 г. N 1072 в пункт 3.1 настоящего приложения внесены изменения
3.1. В процессе анализа финансовой отчетности рекомендуется решать следующие аналитические задачи:
анализ финансового состояния по данным баланса;
анализ ликвидности бухгалтерского баланса;
расчет и оценка финансовых коэффициентов;
определение характера финансовой устойчивости предприятий;
расчет и оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости по данным отчетности;
общая оценка деловой активности предприятий.
3.2. При проведении анализа ликвидности рекомендуется определить следующие показатели:
коэффициент абсолютной ликвидности;
коэффициент срочной ликвидности;
3.3. Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует долю краткосрочных обязательств (строка 690 - строка 640 баланса), которые могут быть покрыты за счет денежных средств,# и их эквивалентов в виде рыночных ценных бумаг и депозитов (строка 250 + строка 260 баланса). Нормативное значение коэффициента от 0,2 до 0,25.
Коэффициент Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения
абсолютной = -----------------------------------------------------
ликвидности Краткосрочные обязательства
3.4. Коэффициент срочной ликвидности - это отношение наиболее ликвидной части оборотных средств (денежные средства (строка 260 баланса), краткосрочные финансовые вложения (строка 250 баланса), краткосрочная дебиторская задолженность (строка 240 баланса) к краткосрочным обязательствам (строка 690 - строка 640 баланса). Положительное значение коэффициента 0,6 и более.
Денежные Краткосрочные Дебиторская
Коэффициент средства + финансовые вложения + задолженность
срочной = ----------------------------------------------
ликвидности Краткосрочные обязательства
3.5. Коэффициент текущей ликвидности - это отношение оборотных активов (строка 290 баланса) к краткосрочным обязательствам (строка 690 - строка 640 баланса). Положительное значение коэффициента 1,5 и более.
Оборотные активы
Коэффициент срочной ликвидности = ---------------------------
Краткосрочные обязательства
3.6. Чистый оборотный капитал - это разность между оборотными активами (строка 290 баланса) и краткосрочными обязательствами (строка 690 - строка 640 баланса). Оптимальная сумма чистого оборотного капитала зависит от особенностей деятельности предприятия, в частности от ее масштабов, объемов, реализации, скорости оборачиваемости материальных запасов и дебиторской задолженности. Недостаток оборотного капитала свидетельствует о неспособности предприятия своевременно погасить краткосрочные обязательства. Значительное превышение чистого оборотного капитала над оптимальной потребностью свидетельствует о нерациональном использовании его ресурсов.
Чистый оборотный капитал = Оборотные активы - Краткосрочные обязательства
3.7. При проведении анализа структуры капитала рекомендуется определить следующие показатели:
коэффициент финансовой независимости;
отношение суммарных обязательств к активам;
отношение суммарных обязательств к собственному капиталу;
3.8. Коэффициент финансовой независимости характеризует зависимость предприятия от внешних займов. Чем ниже значение коэффициента, тем больше займов у предприятия, тем выше риск неплатежеспособности, потенциального возникновения денежного дефицита. Положительное значение коэффициента 0,4 и более.
Коэффициент Собственный капитал (строка 490 баланса)
финансовой = ----------------------------------------
независимости Суммарные активы (строка 300 баланса)
Отношение суммарных обязательств (строка 590 + строка 690 - строка 640 баланса) к активам (строка 300 баланса) демонстрирует, какая доля активов финансируется за счет заемных средств независимо от источника. Положительное значение коэффициента 0,6 и менее.
Суммарные Краткосрочные обязательства + Долгосрочные обязательства
обязательства = --------------------------------------------------------
к активам Суммарные активы
3.9. Отношение суммарных обязательств (строка 590 + строка 690 - строка 640 баланса) к собственному капиталу (строка 490 баланса) характеризует зависимость предприятия от внешних займов. Чем выше значение коэффициента, тем больше займов у предприятия, тем выше риск неплатежеспособности. Высокое значение коэффициента отражает также потенциальную опасность возникновения дефицита денежных средств. Интерпретация этого показателя зависит от многих факторов: средний уровень этого коэффициента в других отраслях, доступ компании к дополнительным долговым источникам финансирования.
Суммарные обязательства Суммарные обязательства
к собственному капиталу = -----------------------------
Суммарный собственный капитал
3.10. Отношение долгосрочных обязательств (строка 590 баланса) к активам (строка 300 баланса) демонстрирует, какая доля активов финансируется за счет долгосрочных займов.
Долгосрочные обязательства
Долгосрочные обязательства к активам = --------------------------
Суммарные активы
3.11. Отношение долгосрочных обязательств (строка 590 баланса) к внеоборотным активам (строка 190 баланса) демонстрирует, какая доля основных средств финансируется за счет долгосрочных займов.
Долгосрочные обязательства Долгосрочные обязательства
к внеоборотным активам = --------------------------
Внеоборотные средства
3.12. Сравнивается величина чистых активов предприятия (рассчитывается в соответствии с приказом Минфина Российской Федерации от 29 января 2003 года "Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов хозяйственных обществ") с размером уставного капитала предприятия. Осуществляется оценка динамика# данного показателя за период.
3.13. При проведении анализа рентабельности рекомендуется определить следующие показатели:
рентабельность собственного капитала;
3.14. Рентабельность продаж демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия.
Чистая прибыль
(строка 190 отчета, ф. N 2)
Рентабельность продаж = --------------------------- х 100%
Суммарная выручка за год
(строка 010 отчета ф. N 2)
3.15. Рентабельность собственного капитала является критерием эффективности использования инвестированных предприятием средств.
Чистая прибыль
(строка 190 отчета, ф. N 2)
Рентабельность собственного капитала = --------------------------- х 100%
Собственный капитал
(среднегодовая стоимость)
3.16. Рентабельность текущих активов показывает возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам (строка 290 баланса - среднегодовая стоимость). Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства.
Чистая прибыль
(строка 190 отчета, ф. N 2)
Рентабельность текущих активов = --------------------------- х 100%
Оборотные средства
(среднегодовая стоимость)
3.17. Рентабельность инвестиций отражает спрос на продукцию предприятия. Снижение данного показателя свидетельствует о падающем спросе.
Чистая прибыль
(строка 190 отчета, ф. N 2)
Рентабельность инвестиций = ------------------------------------- х 100%
Суммарные активы (строка 300 баланса)
(среднегодовая стоимость)
3.18. При проведении анализа использования производственных фондов рекомендуется определить следующие показатели фондоотдачи.
Фондоотдача характеризует эффективность использования основных средств организации, определяя, насколько соответствует общий объем имеющихся основных средств (машин и оборудования, зданий, сооружений, транспортных средств, ресурсов, вкладываемых в усовершенствование собственности, и т.п.) масштабу бизнеса предприятия. Данный показатель определяется как отношение среднемесячной выручки к стоимости внеоборотного капитала.
Валовая выручка организации по оплате /
количество месяцев в отчетном периоде
Фондоотдача = ---------------------------------------
Стоимость внеоборотного капитала
(строка 190 баланса)
3.19. При проведении анализа деловой активности рекомендуется определить следующие показатели:
оборачиваемость рабочего капитала;
3.20. Оборачиваемость рабочего капитала показывает, насколько эффективно предприятие использует инвестиции в оборотный капитал и как это влияет на рост продаж. Чтобы получить количество дней, необходимо 365 (366) разделить на значение коэффициента. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используется чистый оборотный капитал.
Суммарная выручка за год
(строка 010 отчета, ф. N 2)
Оборачиваемость рабочего капитала = --------------------------- х 100%
Среднее значение чистого
оборотного капитала
3.21. Оборачиваемость основных средств характеризует эффективность использования предприятием имеющихся в его распоряжении основных средств. Чем выше значение коэффициента, тем более эффективно предприятие использует основные средства.
Суммарная выручка за год
(строка 010 отчета, ф. N 2)
Оборачиваемость основных средств = --------------------------- х 100%
Среднее значение суммы
внеоборотных активов
(строка 190 баланса)
3.22. Оборачиваемость активов характеризует эффективность использования предприятием всех имеющихся в ее# распоряжении ресурсов независимо от источников их привлечения.
Суммарная выручка за год
(строка 010 отчета, ф. N 2)
Оборачиваемость активов = ------------------------------------ х 100%
Среднее значение всех активов за год
(строка 300 баланса)
3.23. Оборачиваемость запасов отражает скорость реализации запасов.
Стоимость реализованной продукции
(строка 020 отчета, ф. N 2)
Оборачиваемость запасов = -------------------------------------- х 100%
Стоимость запасов (строка 210 баланса)
(среднегодовое значение)
3.24. Период погашения дебиторской задолженности показывает среднее число дней, требуемое для взыскания задолженности.
Среднее значение дебиторской задолженности
Период погашения за год (строка 230 + 240 баланса)
дебиторской = ------------------------------------------ х 100%
задолженности Суммарная выручка за год
(строка 010 отчета, ф. N 2)
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 2 октября 2014 г. N 1072 в пункт 3.25 настоящего приложения внесены изменения
3.25. Данные, полученные в результате проведения расчетов согласно пунктам 8 - 12# настоящих Методических рекомендаций, рекомендуется использовать для комплексной оценки эффективности деятельности, финансовой устойчивости и способности дальнейшего осуществления государственных функций и уставных целей предприятием и принятия соответствующих решений органами управления.
4. Анализ эффективности социально-экономической деятельности# предприятий
4.1. При анализе социально-экономической эффективности деятельности предприятий оцениваются уровень и динамика показателей эффективности использования имущества, показатели бюджетной эффективности, показатели социальной эффективности.
Наименование | За отчетный период |
За период, предшест- вующий отчетному |
Отклонение за отчетный период |
|
в абсолютных величинах |
темп роста | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Показатели эффективности использования имущества | ||||
1.1. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия |
||||
1.2. Среднегодовая стоимость иму- щества |
||||
1.3. Среднегодовая стоимость ка- питала |
||||
1.4. Рентабельность активов | ||||
1.5. Рентабельность собственного капитала |
||||
1.6. Направлено средств на осуще- ствление капитальных вложений, всего |
||||
1.7. в том числе на реконструк- цию, техническое перевооружение предприятия |
||||
1.8. Рентабельность инвестиций | ||||
1.9. Коэффициент износа основных средств производственного назна- чения |
||||
1.10. Коэффициент обновления ос- новных средств производственного назначения |
||||
1.11. Доля активной части основ- ных средств |
||||
2. Показатели бюджетной эффективности | ||||
2.1. Перечислено налогов и сборов в бюджеты всех уровней<,> всего |
||||
в том числе в краевой бюджет | ||||
2.2. Часть прибыли, перечисленная в краевой бюджет за период |
||||
2.3. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в госу- дарственной собственности Красно- дарского края |
||||
в том числе перечислено в крае- вой бюджет |
||||
2.4. Доля платежей в бюджет в вы- ручке от реализации |
||||
2.5. Задолженность по платежам в бюджет, всего |
||||
в том числе в краевой бюджет | ||||
3. Показатели социальной эффективности | ||||
3.1. Среднесписочная численность персонала, в том числе |
||||
административно-управленческий | ||||
промышленно-производственный персонал |
||||
3.2. Расходы на обучение и повы- шение квалификации персонала |
||||
3.3. Размер средней месячной за- работной платы персонала, в том числе |
||||
административно-управленческий | ||||
промышленно-производственный персонал |
||||
3.4. Доля расходов на оплату тру- да в выручке от реализации про- дукции, работ, услуг |
||||
3.5. Задолженность по выплате за- работной платы персоналу |
||||
в том числе просроченная |
5. Анализ эффективности выполнения государственных функций
(для государственных унитарных предприятий)
5.1. При оценке деятельности государственных унитарных предприятий Краснодарского края необходимо принимать во внимание, что использование данной организационно-правовой формы обоснованно исключительно в следующих случаях:
использование имущества, приватизация которого запрещена;
разработка и изготовление отдельных видов продукции, находящихся в сфере национальных интересов Российской Федерации и обеспечивающих национальную безопасность;
производство отдельных видов продукции, изъятых из гражданского оборота или ограниченных в гражданском обороте;
осуществление деятельности, предусмотренной федеральными законами и законами Краснодарского края исключительно для государственных унитарных предприятий;
осуществление деятельности в целях решения социальных задач, а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций с целью обеспечения продовольственной безопасности государства;
осуществление научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением национальной безопасности.
5.2. При оценке эффективности выполнения возложенных на государственное унитарное предприятие государственных функций осуществляется анализ выполнения уставных целей и участия в реализации краевых целевых программ и проектов.
5.3. Оценка деятельности включает аспекты целевой, ресурсной и экономической эффективности предприятий.
5.4. Для анализа социально-экономической эффективности деятельности предприятий рекомендуется разграничение прямых (объем произведенной продукции, работ, услуг) и конечных социальных результатов их деятельности (социально-экономический эффект от предоставляемых услуг, например, снижение уровня загрязнения окружающей среды, повышение уровня образования населения, улучшение его здоровья и т.д.).
5.5. Под социальным эффектом следует понимать совокупную оценку в стоимостной форме общественной пользы, и, соответственно, изменения качества жизни, в том числе изменения материальных, временных, экологических, санитарно-эпидемиологических, моральных и любых иных факторов, не безразличных для человека, как результата положительных изменений социальных условий относительно предшествующего (базового) уровня, которая выражается в стоимостных единицах общественной полезности произведенных, производимых или планируемых изменений от реализации интеллектуальных, творческих, организационных, технических и иных достижений (нововведений).
5.6. Результаты анализа достигнутого социально-экономического эффекта рекомендуется оформить в форме таблицы.
Наименование показателя | Вид государственной функции / наименование уставной цели |
Итого во# всем видам |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Составляющие социально-эконо- мического эффекта |
||||||
2. Количественные показатели со- циально-экономического эффекта |
||||||
3. Численность населения, от- дельных групп населения, полу- чивших выгоду |
||||||
4. Суммарные затраты предприятия по данному виду деятельности |
||||||
5. Полученные дотации, субсидии по данному виду деятельности |
||||||
6. Социально-экономическая эф- фективность (соотношение полу- ченного эффекта и произведенных затрат) без учета дотаций и суб- сидий |
||||||
7. Социально-экономическая эф- фективность (соотношение полу- ченного эффекта и произведенных затрат) с учетом дотаций |
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 2 октября 2014 г. N 1072 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Заключительные положения
6.1. Комиссия органа исполнительной власти Краснодарского края, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере) управления, анализирует представленные материалы и по результатам анализа оценивает качество систем управления предприятий, а также уровень профессиональной компетентности руководителей предприятий.
6.2. Решение комиссии оформляется протоколом.
6.3. Информационный раздел протокола целесообразно сформулировать из трех частей: вводной, аналитической и заключительной.
Во вводной части отражаются основные характеристики производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, полное наименование, местонахождение, отраслевая принадлежность, место и роль в производстве соответствующей продукции внутри страны и за рубежом и т.п.
В аналитической части приводятся результаты анализа финансового состояния предприятия, анализа эффективности производственно-хозяйственной деятельности и выполнения возложенных государственных функций, а также оценка качества управления в целом.
В заключительной части отражаются рекомендации по повышению эффективности использования государственного имущества, производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий по совершенствованию систем управления предприятий, определяются сроки повторного рассмотрения документов предприятия на комиссии.
6.4. В случае обнаружения комиссией по итогам повторного рассмотрения документов предприятий фактов нарушений рекомендаций по повышению эффективности использования государственного имущества, производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, повлекших ухудшение его финансово-хозяйственного положения, рекомендуется представить органу исполнительной власти Краснодарского края, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), или/и департаменту имущественных отношений Краснодарского края предложения о принятии в отношении руководителя предприятия мер ответственности вплоть до расторжения трудового договора (контракта), - предложения о мерах их ответственности или их замене.
6.5. Информация о результатах работы комиссии направляется в департамент имущественных отношений Краснодарского края для обобщения.
Руководитель департамента
экономического развития,
инвестиций и внешних связей
Краснодарского края |
Т.И. Евсикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.