Законодательным Собранием Краснодарского края уделяется значительное внимание развитию регионального розничного рынка электрической энергии (мощности), обеспечению необходимого финансирования для выполнения производственных и инвестиционных программ, сокращению перекрестного субсидирования, реформе электроэнергетики, непосредственно влияющей на социально-экономическое развитие региона, с обязательным соблюдением баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии.
В целях формирования полномасштабного конкурентного рынка электроэнергии и мощности, то есть рынка, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения поставщиков и покупателей, Правительством Российской Федерации приняты постановления от 31 августа 2006 года N 529 "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)" и от 31 августа 2006 года N 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики".
Вместе с тем практическое применение вышеуказанных постановлений Правительства Российской Федерации выявило ряд весьма существенных обстоятельств, которые не в полной мере учтены ими. Практика показала, что использование существующих правил применения нерегулируемых (свободных) цен на электрическую энергию привело к более существенному росту (относительно прогнозного уровня) цен для прочих потребителей. Это приводит к возникновению дополнительных расходов бюджетов всех уровней, негативно сказывается на социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации и финансово-экономическом состоянии потребителей электрической энергии, в первую очередь тех, которые осуществляют регулируемые государством виды деятельности, связанные с предоставлением населению услуг по тепло- и водоснабжению. Непрогнозируемый рост затрат на электрическую энергию, приобретаемую по нерегулируемой (свободной) цене, приводит к недофинансированию выполнения этими организациями производственных и инвестиционных программ, влечет за собой снижение надежности и качества предоставляемых ими услуг.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрена ответственность поставщиков электрической энергии за недобросовестное планирование объемов потребления электрической энергии (мощности), приводящее к увеличению доли электрической энергии, отпускаемой по нерегулируемым (свободным) ценам, сверх установленной Правительством Российской Федерации, а также недостаточно урегулирован механизм ценообразования при отпуске потребителям электрической энергии, приобретенной гарантирующими поставщиками по нерегулируемой (свободной) цене.
Кроме того, цена приобретения электрической энергии (мощности) по нерегулируемым (свободным) ценам значительно превышает цену на электрическую энергию (мощность), регулируемую государством, что позволяет предполагать наличие манипуляций с ценой и загрузкой (выработкой) различных генерирующих источников.
В Законодательное Собрание Краснодарского края поступают многочисленные обращения потребителей электрической энергии по вопросам применения нерегулируемых (свободных) цен на электрическую энергию и объемам электрической энергии, поставляемой потребителям Краснодарского края по нерегулируемым (свободным) ценам.
В соответствии с поручением комиссии Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам тарифной и ценовой политики региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края проведена проверка деятельности энергосбытовых организаций - гарантирующих поставщиков, осуществляющих деятельность на территории Краснодарского края, - открытого акционерного общества "Кубанская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Кубаньэнергосбыт") и открытого акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (далее - ОАО "НЭСК") в части применения нерегулируемых (свободных) цен на электрическую энергию в январе - апреле 2007 года и определения объемов электрической энергии, поставляемой потребителям Краснодарского края по нерегулируемым (свободным) ценам.
Проверкой установлено, что в нарушение законодательства об электроэнергетике ОАО "Кубаньэнергосбыт" и ОАО "НЭСК":
необоснованно завышают долю электрической энергии, поставляемой потребителям по нерегулируемым (свободным) ценам;
при расчетах с потребителями электрической энергии выставляют средневзвешенную цену, определенную некоммерческим партнерством "Администратор торговой системы" (далее - НП "АТС") и являющуюся предельной ценой, а не стоимость электрической энергии (мощности), рассчитанную по фактически сложившимся ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых (свободных) цен;
при определении стоимости поставки электрической энергии (мощности) по свободным (нерегулируемым) ценам в последующих расчетных периодах не производится перерасчет платежа за потребленную электрическую энергию по цене, рассчитанной по фактически сложившимся ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых (свободных) цен.
Кроме того, выявлено недобросовестное планирование показателей плановых балансов на очередной период регулирования со стороны ОАО "Кубаньэнергосбыт" и ОАО "НЭСК", ставшее основной причиной превышения доли отпуска энергии по нерегулируемым (свободным) ценам предельных показателей, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 529 "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)" для приобретения с оптового рынка электрической энергии (мощности).
Данные действия ОАО "НЭСК" и ОАО "Кубаньэнергосбыт" привели к необоснованному перерасходу средств бюджетов всех уровней при оплате за потребленную электрическую энергию, а также к росту себестоимости продукции товаропроизводителей Краснодарского края.
Учитывая изложенное, Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Признать работу ОАО "Кубаньэнергосбыт" (В.А. Рожков) и ОАО "НЭСК" (А.А. Невский) в части применения нерегулируемых (свободных) цен на электрическую энергию для потребителей неудовлетворительной.
2. Предложить ОАО "НЭСК" и ОАО "Кубаньэнергосбыт" осуществить перерасчет стоимости, оплаченной потребителями электрической энергии, с учетом результатов проверки, проведенной региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края.
3. Поручить комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи совместно с региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края контролировать деятельность организаций, осуществляющих сбыт электрической энергии потребителям Краснодарского края, в части применения нерегулируемых (свободных) цен на электрическую энергию, о результатах работы информировать Законодательное Собрание Краснодарского края.
См. информационное письмо региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края о применении нерегулируемых цен на электрическую энергию, опубликованное в газете "Кубанские новости", N 185 от 13 ноября 2007 г.
4. Предложить департаменту по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края совместно с отраслевыми департаментами вести мониторинг последствий применения нерегулируемых (свободных) цен на электрическую энергию для потребителей Краснодарского края, осуществляющих регулируемую государством деятельность, о результатах работы информировать Законодательное Собрание Краснодарского края.
5. Обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением о внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 529 "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)" и от 31 августа 2006 года N 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", позволяющих гарантирующим поставщикам корректировать объемы покупки электрической энергии на оптовом рынке.
6. Обратиться в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации с предложением о проведении проверки в рамках полномочий по контролю за действиями субъектов оптового рынка в части выявления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам экономического развития промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
8. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
Председатель Законодательного
Собрания Краснодарского края |
В.А. Бекетов |
г. Краснодар
11 июля 2007 г.
N 3316-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 11 июля 2007 г. N 3316-П "О нерегулируемых (свободных) ценах на электрическую энергию"
Постановление принято на LXIV сессии Законодательного Собрания края третьего созыва.
Текст постановления опубликован в газете "Кубанские новости", N 113 от 21 июля 2007 г.;
в Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края, N 56 (127) от 6 августа 2007 г. (часть II), стр. 40.