Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Краснодарского края
от 3 августа 2005 г. N 1656-П
Краевая целевая программа "Многолетние насаждения"
на 2006 - 2010 годы
25 октября и 19 декабря 2006 г.
Постановлением ЗСК от 25 октября 2006 г. N 2603-П в раздел "Паспорт краевой целевой программы..." внесены изменения
Паспорт краевой целевой программы "Многолетние насаждения"
на 2006 - 2010 годы
Наименование програм- краевая целевая программа "Многолетние на-
мы саждения" на 2006 - 2010 годы (далее - Про-
грамма)
Основание для разра- распоряжение главы администрации Краснодар-
ботки Программы ского края от 1 июня 2005 года N 418-р "О
разработке краевой целевой программы "Много-
летние насаждения" на 2006 - 2010 годы"
Заказчик Программы администрация Краснодарского края
Основные разработчики комитет по виноградарству и садоводству
Программы Краснодарского края
Северо-Кавказский зональный научно-исследо-
вательский институт садоводства и виногра-
дарства
Кубанский государственный аграрный универси-
тет
Координатор Программы комитет по виноградарству и садоводству
Краснодарского края
Основные исполнители комитет по виноградарству и садоводству
Программы Краснодарского края
департамент сельского хозяйства и перераба-
тывающей промышленности Краснодарского
края
департамент по финансам, бюджету и контролю
Краснодарского края
органы местного самоуправления (по согласо-
ванию)
виноградарские, садоводческие и чаеводческие
предприятия всех форм собственности
иные организации, привлекаемые в порядке,
установленном законодательством
Цель Программы создание условий для устойчивого развития
виноградарства, садоводства и чаеводства в
Краснодарском крае
Задачи Программы увеличение площадей многолетних насажде-
ний
внедрение новых технологий возделывания ви-
нограда, плодов, ягод и чая с целью увеличе-
ния объемов их производства
создание современной базы питомниководства
повышение уровня механизации технологических
процессов при возделывании многолетних куль-
тур
увеличение объемов производства качественно-
го сырья для перерабатывающей промышленно-
сти
обеспечение населения плодово-ягодной про-
дукцией
обеспечение занятости и повышение уровня
жизни населения
увеличение налогооблагаемой базы
Сроки реализации Про- 2006 - 2010 годы
граммы
Перечень основных ме- активная реновация и увеличение площадей ви-
роприятий Программы ноградников и садов, реконструкция чайных
плантаций
формирование современной базы производства
посадочного материала винограда и плодовых
культур, способной удовлетворить потребности
виноградарства и садоводства в качественном
посадочном материале
освоение современных технологий возделывания
винограда, плодов и чая, обеспечивающих рост
продуктивности насаждений, повышение качест-
ва продукции и увеличение объемов сырья для
перерабатывающей промышленности края
проведение земельно-кадастровых работ и вы-
деление зон качественного виноделия
создание в крае производства сельскохозяй-
ственной техники для возделывания многолет-
них насаждений
научно-технологическое, информационно-кон-
сультационное и кадровое обеспечение возде-
лывания многолетних насаждений
Объем и источники фи- общий объем финансирования Программы состав-
нансирования Програм- ляет 4580,8 миллиона рублей, в том числе из
мы средств краевого бюджета - 429,7 миллиона
рублей
планируется привлечение средств из других
источников - 4151,1 миллиона рублей
Ожидаемые конечные увеличение к 2011 году:
результаты реализации площади виноградников с 30,2 до 34,0 тысячи
Программы гектаров
производства винограда со 138,0 до 161,3 ты-
сячи тонн
площадей садов с 36,4 до 37,2 тысячи гекта-
ров
производства плодов со 158,2 до 218,3 тысячи
тонн
листосборной площади чая с 537,0 до 887,0
гектара
производства зеленого чайного листа с 2,0 до
3,3 тысячи тонн
обеспечение занятости и повышение уровня
жизни населения, работающего с многолетними
насаждениями
увеличение налогооблагаемой базы
Условия предоставле- средства краевого бюджета, предусмотренные в
ния бюджетных средств настоящей Программе, предоставляются вино-
градарским, садоводческим и чаеводческим
предприятиям всех форм собственности, иным
организациям, привлекаемым в порядке, уста-
новленном законодательством
Контроль за исполне- контроль за исполнением Программы осущест-
нием Программы вляют администрация Краснодарского края и
Законодательное Собрание Краснодарского края
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Краснодарский край является крупнейшим производителем плодово-ягодной продукции и единственным производителем чая в Российской Федерации. Основное производство сосредоточено в специализированных хозяйствах. Возделывание винограда, плодовых культур и чая позволяет наиболее полно использовать почвенно-климатические условия края, обеспечивает занятость населения и поступления в бюджет. Сто гектаров многолетних насаждений в зависимости от возделываемой культуры без учета показателей перерабатывающей промышленности создают до 16 рабочих мест и обеспечивают поступление в консолидированный бюджет края до 600 тысяч рублей налогов ежегодно. С учетом показателей перерабатывающей промышленности, общепроизводственных и общехозяйственных затрат труда 100 гектаров многолетних насаждений создают до 40 рабочих мест и обеспечивают поступление в консолидированный бюджет края до 1 миллиона рублей налогов.
До 1985 года в соответствии с установленным порядком планирования и ценообразования закладка многолетних насаждений финансировалась в централизованном порядке. С 1985 года вследствие прекращения государственного финансирования объемы закладки многолетних насаждений уменьшились по различным культурам в четыре - пять раз. В связи с этим площади многолетних насаждений, производство винограда и плодов в крае сократились в два раза, а рынок заполнился импортным сырьем.
В результате расформирования объединения "Краснодарский чай" была разрушена единая система по производству, переработке и реализации отечественного чая. Производительность чайных фабрик снизилась, закупка зеленого чайного листа резко сократилась. В этот период на 80 процентах чайных плантаций были полностью прекращены работы по уходу, валовое производство зеленого чайного листа и количество рабочих мест в чаеводческих хозяйствах уменьшилось более чем в четыре раза.
Развитие виноградарства, садоводства и чаеводства сдерживается наличием ряда особенностей возделывания многолетних насаждений:
необходимостью ежегодной реновации более 5 процентов площадей многолетних насаждений;
высокой капиталоемкостью работ: около 190 тысяч рублей на 1 гектар; большим (7 - 8 лет) сроком окупаемости, обусловленным биологическими факторами.
Негативное влияние на темпы развития виноградарства и садоводства оказывают:
1) значительное сокращение закладки многолетних насаждений в 1986 - 1996 годах. Чтобы остановить спад в отраслях, необходимо обеспечить самые высокие за последние 20 лет темпы реновации многолетних насаждений (около 7 процентов в год);
2) ограниченные финансовые возможности предприятий для обеспечения закладки многолетних насаждений в необходимых объемах. В 2001 - 2004 годах на финансирование закладки многолетних насаждений направлялась вся прибыль предприятий, привлекались большие объемы кредитных ресурсов. В результате этого на предприятиях, проводивших закладку многолетних насаждений в больших объемах, уровень рентабельности начал снижаться, в 2005 году объемы закладки многолетних насаждений ими сокращены в два раза;
3) недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок. При использовании кредитов стоимость закладки многолетних насаждений увеличивается в 1,5 раза. По этой причине объемы закладки многолетних насаждений в значительной мере зависят от государственной поддержки;
4) сложившийся сортимент виноградных насаждений и породно-сортовой состав садов, которые не отвечают требованиям рынка и снижают экономическую эффективность производства винограда и плодово-ягодной продукции. В виноградарстве сортимент насаждений ухудшается. Из-за недостатка средств много виноградников закладывается более дешевыми корнесобственными саженцами, а доля европейских сортов сокращается. В дальнейшем такая сортовая политика снизит качество винодельческой продукции и ее конкурентоспособность;
5) существующая законодательно-нормативная база, не учитывающая особенности возделывания многолетних насаждений. Ежегодно предприятия несут дополнительные убытки при списании виноградников по причине заниженной нормы амортизации, существовавшей до 2002 года, кроме того, возврат налога на добавленную стоимость при закладке виноградников и садов производится только после вступления их в плодоношение (через четыре года);
6) низкий уровень механизации. Доля ручного труда при возделывании многолетних насаждений составляет 70 - 75 процентов, а переход на индустриальные технологии сдерживается из-за недостатка специальной сельскохозяйственной техники, которая в Российской Федерации не производится;
7) низкое качество и малые объемы производимого в крае посадочного материала из-за отсутствия элитных маточников, современных систем орошения и специальной техники для питомников;
8) значительная зависимость урожайности садов и качества продукции от погодных условий и наличия систем орошения;
9) убытки садоводческих предприятий из-за гибели 15,6 тысячи гектаров садов в 1993 - 1994 годах от заморозков, а 1997 - 1998 годах - от подтопления;
10) недостаток фруктохранилищ и цехов по переработке плодов.
С 1997 года государственная поддержка виноградарства, садоводства и чаеводства возобновилась, закладка многолетних насаждений увеличилась по различным культурам в три - пять раз. Это способствовало снижению темпов сокращения площадей многолетних насаждений и объемов производства продукции, а в виноградарстве и чаеводстве - приостановлению сокращения объемов производства продукции.
Вместе с тем в виноградарстве, садоводстве и чаеводстве глубокий кризис и кардинальных положительных изменений не происходит. В настоящий момент требуется раскорчевать 20 - 25 тысяч гектаров многолетних насаждений, имеющих низкую рентабельность. Это приведет к сокращению около 4 тысяч рабочих мест, а ежегодных налоговых поступлений - более чем на 130 миллионов рублей.
Социально-экономическое значение виноградарства, садоводства и чаеводства, главных компонентов устойчивого функционирования перерабатывающей промышленности и обеспечения населения плодово-ягодной продукцией, трудность самостоятельного выхода товаропроизводителей из сложившейся кризисной ситуации и большая зависимость отраслей от государственной поддержки определяют необходимость программного подхода к решению проблемы.
2. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является создание условий для устойчивого развития виноградарства, садоводства и чаеводства в Краснодарском крае.
Для достижения этой цели в рамках Программы предусматривается решение следующих основных задач:
увеличение площадей многолетних насаждений;
внедрение новых технологий возделывания многолетних культур с целью увеличения объемов производства винограда, плодов, ягод и чая;
создание современной базы питомниководства;
повышение уровня механизации технологических процессов при возделывании многолетних культур;
увеличение объемов производства качественного сырья для перерабатывающей промышленности;
обеспечение населения плодово-ягодной продукцией;
обеспечение занятости и повышение уровня жизни населения.
3. Перечень мероприятий Программы
Мероприятия Программы направлены на достижение поставленной цели, решение задач и осуществляются по направлениям: виноградарство, садоводство и чаеводство (приложение 8 "Мероприятия краевой целевой программы "Многолетние насаждения" на 2006 - 2010 годы и источники финансирования").
Постановлением ЗСК от 19 декабря 2006 г. N 2771-П в подраздел 3.1 Программы внесены изменения
3.1. Виноградарство
Производство посадочного материала винограда и товарного винограда в Краснодарском крае регулируется главой II краевого закона от 5 августа 1998 г. N 142-КЗ
Для обеспечения стабильного развития виноградарства, сохранения и развития сырьевой базы виноделия Программой предусматривается:
увеличение площадей виноградников на 3769 гектаров (приложение 1 "Прогнозируемая площадь виноградников в Краснодарском крае в 2006 - 2010 годах");
активная (6,5 процента) реновация виноградников (приложение 2 "Прогнозируемая площадь закладки виноградников в Краснодарском крае в 2006 - 2010 годах);
увеличение объемов производства винограда (приложение 3 "Прогнозируемое производство винограда в Краснодарском крае в 2006 - 2010 годах");
осуществление закладки виноградников в соответствии с проектно-сметной и технологической документацией, учитывающей специфику почвенно-климатических условий, систему защиты насаждений, сортовой состав и направление использования производимой продукции;
разработка комплекса мероприятий, снижающих издержки на закладку виноградников;
совершенствование сортимента виноградников, проведение научно обоснованного сортообновления, использование подвойного и привойного материала в соответствии с зональным районированием и рекомендациями научных учреждений;
создание современной маточной базы привоя и подвоя, организация производства свободных от вирусов, чистосортных саженцев высокопродуктивных сортов и клонов, внедрение фитосанитарного контроля на всех этапах производства посадочного материала;
развитие инфраструктуры питомниководства, включая закладку маточников высших категорий, организацию производства свободных от вирусов, чистосортных саженцев высокопродуктивных сортов и клонов, расширение площадей орошаемых школок, строительство и реконструкцию прививочных комплексов, холодильников для хранения саженцев, реконструкцию помещений в целях организации в них прививочных комплексов, холодильников для хранения саженцев, приобретение или изготовление для указанных целей оборудования;
создание научно-производственной системы питомниководства;
совершенствование и интенсификация базовых технологий;
проведение земельно-кадастровых работ, выделение микрозон для производства высококачественной продукции виноделия, что позволит с максимальной выгодой использовать природные ресурсы, стимулировать выпуск продукции высокого качества и обеспечить повышение экономической эффективности виноградарства;
организация в крае штучного и мелкосерийного производства специальной техники для виноградарства, садоводства и чаеводства;
проведение селекционных мероприятий, создание оригинаторских и элитных маточников сортов и клонов;
разработка методики подбора привойно-подвойных комбинаций для различных зон возделывания винограда, проектов технических регламентов для производственных процессов в виноградарстве;
повышение квалификации специалистов виноградарских предприятий.
3.2. Садоводство
Программой предусматривается:
увеличение площадей садов (приложение 4 "Прогнозируемая площадь садов в Краснодарском крае в 2006 - 2010 годах");
увеличение объемов закладки садов (приложение 5 "Прогнозируемая площадь закладки садов в Краснодарском крае в 2006 - 2010 годах");
увеличение объемов производства плодово-ягодной продукции (приложение 6 "Прогнозируемое производство плодово-ягодной продукции в Краснодарском крае в 2006 - 2010 годах");
закладка садов в соответствии с разработанной проектно-сметной и технологической документацией, учитывающей специфику почвенно-климатических условий, систему ведения и защиты насаждений, сорто-подвойный состав и направление использования производимой продукции;
реконструкция существующих подвойных и привойных маточников, перевод их на новые интенсивные технологии; организация производства чистосортного, оздоровленного посадочного материала, высокопродуктивных сорто-подвойных комбинаций;
расширение площадей орошаемых питомников и маточников;
совершенствование и интенсификация базовых технологий возделывания садов с целью обеспечения стабильного плодоношения и снижения издержек на производство продукции;
повышение продуктивности садов с традиционной технологией возделывания за счет внедрения интенсивных систем ухода;
развитие базы по хранению и переработке продукции садоводства;
совершенствование породно-сортового состава плодово-ягодных насаждений, увеличение площадей семечковых культур сверхранних и поздних сроков созревания, черешни, персика, абрикоса, крупноплодных сортов сливы, создание научно-обоснованного# конвейера производства продукции;
разработка эффективных технологий хранения и переработки плодово-ягодной продукции, проектов технических регламентов для производственных процессов в садоводстве;
проведение селекционных мероприятий, введение в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, перспективных сортов плодовых культур;
повышение квалификации специалистов садоводческих предприятий.
3.3. Чаеводство
Основными целями программных мероприятий являются восстановление чаеводства, стабилизация и дальнейший рост объемов производства отечественного зеленого чайного листа и чая. Программой предусматривается:
восстановление сырьевой базы для производства чая за счет реконструкции 447 гектаров насаждений (приложение 7 "Прогнозируемые показатели развития отрасли чаеводства в Краснодарском крае в 2006 - 2010 годах");
увеличение к 2010 году листосборной площади чая до 887 гектаров;
увеличение производства зеленого чайного листа до 3370 тонн;
строительство и реконструкция цехов по первичной переработке зеленого чайного листа и фасовке чая;
улучшение качества, расширение ассортимента, увеличение доли фасованного чая;
разработка и организация производства средств механизации технологических процессов в отрасли;
проведение селекционных мероприятий, организация производственных испытаний новых сортов и клонов чая;
повышение квалификации специалистов отрасли.
4. Оценка социально-экономических последствий и совокупного
бюджетного эффекта от реализации Программы
Реализация программных мероприятий обеспечит сохранение и развитие виноградарства, садоводства и чаеводства в Краснодарском крае, создание устойчиво развивающегося, экономически эффективного производства винограда, плодов и чая и позволит к 2011 году:
увеличить:
площадь виноградников с 30,2 до 34,0 тысячи гектаров;
производство винограда со 138,0 до 161,3 тысячи тонн;
площадь садов с 36,4 до 37,2 тысячи гектаров;
производство плодов со 158,2 до 218,3 тысячи тонн;
листосборную площадь чайных плантаций с 537 до 887 гектаров;
производство зеленого чайного листа с 2,0 до 3,3 тысячи тонн;
ежегодный объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет края до 40 миллионов рублей;
сохранить до 4 тысяч рабочих мест;
укрепить финансово-экономическое состояние виноградарских, садоводческих и чаеводческих предприятий;
повысить конкурентоспособность кубанской продукции;
повысить инвестиционную привлекательность отраслей;
заместить часть импортной продукции на российском рынке;
обеспечить дополнительные рабочие места и рост доходов населения, занятого в виноградарстве, садоводстве и чаеводстве.
5. Критерии выполнения Программы
Оценка реализации Программы будет производиться исполнителями ежегодно по количественным показателям, приведенным в приложениях 1 - 7.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.