Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением ЗСК от 12 июля 2006 г. N 2435-П в приложение к настоящему постановлению внесены изменения
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Краснодарского края
от 14 июля 2004 г. N 957-П
Краевая целевая программа антикризисных мер в жилищно-коммунальном
хозяйстве Краснодарского края на 2004 - 2010 годы
23 марта 2005 г., 12 июля и 19 декабря 2006 г., 7 сентября 2007 г.
См. также утвержденную постановлением ЗСК от 20 апреля 2005 г. N 1428-П краевую целевую программу поэтапной установки приборов учета газа, потребляемого организациями жилищно-коммунального комплекса и бюджетной сферы Краснодарского края, на 2005 - 2010 годы,
утвержденную Законом Краснодарского края от 25 июля 2007 г. N 1297-КЗ краевую целевую программу "Газификация Краснодарского края" на 2007 - 2011 годы
Постановлением ЗСК от 7 сентября 2007 г. N 3401-П в раздел "Паспорт краевой целевой программы..." внесены изменения
Паспорт краевой целевой программы антикризисных мер
в жилищно-коммунальном хозяйстве Краснодарского края
на 2004 - 2010 годы
Наименование программы краевая целевая программа антикризисных
мер в жилищно-коммунальном хозяйстве
Краснодарского края на 2004 - 2010 годы
(далее - Программа)
Основания для разработки Жилищный кодекс Российской Федерации от
Программы 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ, постанов-
ление Правительства Российской Федерации
от 17 сентября 2001 года N 675 "О феде-
ральной целевой программе "Жилище" на
2002 - 2010 годы", постановление Прави-
тельства Российской Федерации от 31 де-
кабря 2005 года N 865 "О дополнительных
мерах по реализации федеральной целевой
программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы"
Заказчик Программы администрация Краснодарского края
Основные разработчики ОАО "Институт экономики жилищно-комму-
Программы нального хозяйства", комитет жилищно-ком-
мунального хозяйства Краснодарского края
Основные исполнители комитет жилищно-коммунального хозяйства
Программы Краснодарского края
департамент имущественных отношений Крас-
нодарского края
департамент по финансам, бюджету и конт-
ролю Краснодарского края
региональная энергетическая комиссия -
департамент цен и тарифов Краснодарского
края
департамент по вопросам топливно-энерге-
тического комплекса Краснодарского края
департамент социальной защиты населения
Краснодарского края
органы местного самоуправления (по согла-
сованию), организации жилищно-коммуналь-
ного хозяйства (по согласованию)
Координатор Программы комитет жилищно-коммунального хозяйства
Краснодарского края
Цели Программы обеспечение надежности функционирования
жилищно-коммунального комплекса Красно-
дарского края
повышение качества предоставляемых жилищ-
но-коммунальных услуг
Задачи Программы обеспечение финансовой стабилизации орга-
низаций жилищно-коммунального комплекса
Краснодарского края
создание рыночно ориентированной системы
управления жилищно-коммунальным комплек-
сом Краснодарского края
создание благоприятных условий для при-
влечения инвестиций в жилищно-коммуналь-
ный комплекс Краснодарского края
достижение единого краевого уровня пара-
метров качества жилищно-коммунального об-
служивания
Срок и этапы реализации 2004 - 2010 годы:
Программы 1-й этап - 2004 - 2005 годы;
2-й этап - 2006 - 2007 годы;
3-й этап - 2008 - 2010 годы
Объем и источники финан- объем финансирования Программы в 2004 -
сирования Программы 2010 годах составляет 23411,539 миллиона
рублей, в том числе из средств краевого
бюджета - 3310,51 миллиона рублей
Предусматривается привлечение средств:
федерального бюджета - 579,40 миллиона
рублей;
местных бюджетов - 2608,50 миллиона руб-
лей;
предприятий жилищно-коммунального хозяй-
ства, формируемых за счет инвестиционных
составляющих тарифов - 16329,12 миллиона
рублей;
других внебюджетных источников - 584,00
миллиона рублей
Ожидаемые результаты стабилизация финансового положения орга-
реализации Программы низаций жилищно-коммунального комплекса
демонополизация и развитие конкуренции в
сфере предоставления жилищно-коммунальных
услуг
создание механизмов управления жилищно-
коммунальным хозяйством в условиях рыноч-
ной экономики
повышение инвестиционной привлекательно-
сти жилищно-коммунального комплекса Крас-
нодарского края
достижение единого краевого уровня пара-
метров качества жилищно-коммунального об-
служивания во всех населенных пунктах
Краснодарского края
изменение структуры тарифов путем оптими-
зации состава затрат организаций жилищно-
коммунального хозяйства на предоставление
жилищно-коммунальных услуг
увеличение налоговых поступлений в бюдже-
ты всех уровней
Контроль за исполнением контроль за реализацией Программы осуще-
Программы ствляют Законодательное Собрание края и
администрация Краснодарского края
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В последние два года произошел подъем экономики Краснодарского края, годовой рост внутреннего регионального продукта превысил среднероссийский уровень. На этом фоне очевидно отставание развития жилищно-коммунального комплекса Краснодарского края, что определяет необходимость принятия и реализации ресурсно обеспеченной программы модернизации этого сектора экономики.
Признаком кризисного состояния жилищно-коммунального комплекса является значительное снижение надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения. Количество аварийных ситуаций и повреждений в водоснабжении превышает 1,7 аварии на один километр сетей, в теплоснабжении - более 2,3 аварий на один километр сети. Более половины аварий и повреждений водопроводных и тепловых сетей происходит по причине их ветхости. Ущерб, наносимый авариями, значительно превышает затраты на плановую замену основных фондов и предотвращение аварий. При этом планово-предупредительный ремонт практически уступил место аварийно-восстановительным работам.
Одной из причин сложившейся ситуации является то, что организации жилищно-коммунального хозяйства не имеют серьезных экономических стимулов к оптимизации затрат, к повышению ресурсной эффективности. В результате затраты электроэнергии на производство и реализацию одного кубометра воды на 35 процентов выше среднероссийских показателей, на 10 процентов выше показатель удельного расхода топлива на выработку одной гигакалории тепла, численность персонала на 1000 обслуживаемых жителей в 1,5 - 2 раза выше нормативной.
Потери и утечки воды и тепловой энергии (материального носителя услуги), значительно превышающие допустимый уровень, на предприятиях не контролируются, их снижение не стимулируется. Величина потерь или списываемых на них объемов реализации услуг продолжает нарастать.
Интересы населения и бюджета нарушаются посредством предъявления к оплате через завышенные нормативы потребления фактически не потребленных объемов воды, тепла и других материальных носителей услуги.
Удельное нормативное водопотребление в большинстве муниципальных образований более чем в 1,5 раза превышает социальный норматив потребления. Низкий уровень тарифов и расчеты по нормативам (без учета фактического потребления) не обеспечивают ценовой чувствительности к нерациональному потреблению воды, не стимулируют население к установке приборов учета.
Аналогичное положение сложилось и в теплоснабжении. Особенно это касается горячего водоснабжения. Нормативы потребления горячей воды и тепловой энергии на ее подогрев завышены в среднем на 30 процентов.
Низкий уровень внешних и внутренних инвестиций не обеспечивает своевременного выполнения капитального ремонта основных фондов организаций жилищно-коммунального хозяйства и приводит к дальнейшему снижению надежности работы коммунальных систем. В результате нарастает не только количество аварий и повреждений на один километр сетей, что является негативным социальным фактором, но и затраты на восстановление основных фондов.
Для выхода отрасли из кризисного состояния требуется замена в течение ближайших 2 - 3 лет более чем 30 процентов сетей водоснабжения и 26 процентов сетей теплоснабжения. Такой объем замены сетей не может быть обеспечен за счет бюджетных средств и собственных ресурсов организаций жилищно-коммунального хозяйства (при сложившейся структуре состава затрат), необходимо привлечение внутренних и внешних инвестиций, в том числе кредитных ресурсов, с последующим их возвратом за счет инвестиционной составляющей в тарифах.
В то же время анализ большинства инвестиционных проектов, направленных на развитие жилищно-коммунального комплекса, показал, что в большей степени они направлены на наращивание мощностей и в меньшей - на замену изношенных фондов.
Кроме того, привлечение кредитных ресурсов в жилищно-коммунальное хозяйство требует решения ряда проблем, связанных с повышением привлекательности этой сферы для финансовых институтов и инвесторов. Для этого необходимо совершенствование тарифной политики в части доведения инвестиционной составляющей в тарифах (амортизации, ремонтного фонда, направляемого на замену изношенных фондов, прибыли на капитализацию) не менее чем до 25 - 30 процентов.
Требует совершенствования система управления жилищно-коммунальным хозяйством в городах и районах края. Финансирование организаций жилищно-коммунального комплекса осуществляется по остаточному принципу без учета их реальных затрат. Как правило, в муниципальных образованиях отсутствует муниципальный заказ как форма развития конкурентной среды и управления жилищно-коммунальным обслуживанием. Имеющийся в ряде городов края муниципальный заказ отражает лишь выделение из местных бюджетов средств на текущую деятельность организации жилищно-коммунального хозяйства и развитие жилищно-коммунального комплекса без установления соответствующих требований к качеству обслуживания. В действующих договорах, как правило, недостаточно четко определены роль и ответственность хозяйствующих субъектов и органов управления и отражена организация взимания платежей, права и обязанности сторон.
Существующая система тарифного регулирования сформирована без учета заинтересованности потребителей в качестве предоставляемых услуг и оценки их платежеспособности, вследствие чего искусственно занижаются тарифы, что создает реальную угрозу нарушения работы систем жизнеобеспечения населения.
Серьезным недостатком существующей тарифной политики в крае является то, что она делает практически невозможным привлечение частных инвестиций в модернизацию и развитие коммунальной инфраструктуры городов и районов, в то время как большинство инвестиционных проектов в этой сфере являются коммерчески выгодными.
Одной из причин тяжелого финансового состояния организаций жилищно-коммунального хозяйства является накопление кредиторской задолженности, что стало следствием задолженности потребителей и бюджетов всех уровней, а также возникновение убытков у организаций жилищно-коммунального хозяйства. Существование кредиторской задолженности, сопоставимой с полугодовым объемом реализации услуг, дестабилизирует экономику отрасли и наряду с существующей тарифной политикой является одним из главных препятствий для привлечения в отрасль внутренних и внешних инвестиций.
Проблема технического оснащения и перевооружения организаций жилищно-коммунального хозяйства является в настоящее время одной из главных. Парк специальных автомобилей коммунального назначения катастрофически стареет. Средний износ коммунальной техники составляет 70 - 80 процентов, значительно сократились объемы восстановления изношенных деталей, ощущается острый недостаток в запасных частях. Необеспеченность специальной техникой приводит к ухудшению качества оказываемых населению коммунальных услуг, санитарно-эпидемиологической обстановки на территории края.
Для технического оснащения и перевооружения организаций жилищно-коммунального хозяйства края требуются значительные финансовые ресурсы, которых отрасль не имеет. Низкие показатели финансово-хозяйственной деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства не позволяют решать вопросы привлечения кредитных ресурсов. В сложившейся ситуации решить проблему финансирования технического переоснащения организаций жилищно-коммунального хозяйства края без государственной поддержки практически невозможно.
Вместе с тем накопленный опыт других регионов страны показывает, что из всех форм инвестирования в основные фонды предприятий наиболее приемлемым является финансовый лизинг.
Решение организационно-методических, экономических и правовых проблем в жилищно-коммунальном комплексе края требует использования программно-целевого метода.
2. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются обеспечение надежности функционирования жилищно-коммунального комплекса и повышение качества жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению в Краснодарском крае.
Для этого необходимо решение следующих задач:
обеспечение финансовой стабилизации организаций жилищно-коммунального хозяйства;
проведение реструктуризации и ликвидации дебиторской задолженности и кредиторской задолженности жилищно-коммунальных организаций;
формирование тарифной политики, направленной на оптимизацию затрат на производство жилищно-коммунальных услуг, приведение порядка формирования тарифов в соответствие с федеральным законодательством;
установление порядка формирования самостоятельного бюджета жилищно-коммунального хозяйства края;
формирование "бизнес-площадок" в муниципальных образованиях и населенных пунктах края для реализации пилотных проектов по внедрению новых технологий и финансовому оздоровлению организаций жилищно-коммунального хозяйства;
создание рыночно ориентированной системы управления жилищно-коммунальным комплексом и нормативного обеспечения правоотношений хозяйствующих субъектов;
определение форм и методов участия потребителей в формировании требований к качеству услуг и цен на них;
создание условий для привлечения инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс края;
достижение единого краевого уровня параметров качества жилищно-коммунального обслуживания во всех населенных пунктах;
подготовка квалифицированных специалистов для жилищно-коммунального комплекса края.
3. Срок и этапы реализации Программы
Программа будет выполняться поэтапно в течение 2004 - 2010 годов.
На первом этапе в 2004 - 2005 годах предусматривается осуществить первоочередные антикризисные мероприятия, в том числе:
инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию задолженности краевого и местных бюджетов, бюджетных организаций и других потребителей услуг, в том числе населения, перед организациями жилищно-коммунального хозяйства, а также осуществление взаимозачета долгов по межбюджетным отношениям;
совершенствование нормативно-методической базы в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
разработку принципов и порядка формирования бюджета жилищно-коммунального хозяйства края;
завершение перехода на договорные отношения в жилищно-коммунальном хозяйстве, в том числе по схеме: муниципальный заказ - служба заказчика - подрядчик (исполнитель услуг) - потребитель;
создание "бизнес-площадок" на территориях муниципальных образований края для реализации пилотных проектов по внедрению новых технологий и финансовому оздоровлению организаций жилищно-коммунального комплекса;
формирование рынка жилищных и коммунальных услуг.
На этом этапе формируется нормативно-методическая база, регламентирующая использование муниципального заказа, взаимоотношения органов местного самоуправления, организаций жилищно-коммунального хозяйства и потребителей услуг на основе стандартов жилищно-коммунального обслуживания, а также порядок формирования тарифов, их согласования, утверждения и пересмотра. Кроме того, разрабатывается и внедряется система снижения рисков, а также совершенствуется экономическая база для привлечения инвестиций. Начинается процесс замены изношенных основных фондов, внедрение новых технологий и обновление парка коммунальной техники и оборудования в организациях жилищно-коммунального хозяйства.
На втором этапе (2006 - 2007 годы) планируется:
привлечение внутренних и внешних инвестиций, направляемых на восстановление инженерных сетей и коммунальных объектов, их модернизацию и строительство для повышения качества работы жилищно-коммунального хозяйства;
замена 10 - 12 процентов изношенных основных фондов (в первую очередь сетей), обеспечивающих повышение надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения;
осуществление мер по повышению эффективности используемых ресурсов, снижению непроизводительных издержек в организации жилищно-коммунального хозяйства и повышению инвестиционной привлекательности жилищно-коммунальной сферы путем доведения доли инвестиционной составляющей в тарифах на услуги тепло- и водоснабжения до 25 - 30 процентов за счет оптимизации структуры тарифов;
реализация мероприятий, направленных на повсеместный переход к системе персонифицированных счетов для социально незащищенных граждан;
обеспечение работы организаций жилищно-коммунального хозяйства с минимальным необходимым участием бюджетных средств.
На этом этапе широкое распространение получает процесс акционирования организаций жилищно-коммунального хозяйства и внедрение корпоративных формы# управления организациями жилищно-коммунального хозяйства, в том числе с участием управляющих компаний.
На третьем этапе (2007 - 2010 годы) планируется завершение процесса акционирования организаций жилищно-коммунального хозяйства и внедрение корпоративных форм управления, привлечение внешних инвестиций.
Постановлением ЗСК от 7 сентября 2007 г. N 3401-П в раздел 4 Программы внесены изменения
4. Мероприятия Программы
Программа включает мероприятия по созданию организационно-управленческих и финансовых механизмов, обеспечивающих стабильную работу организаций жилищно-коммунального комплекса, инвестиционные мероприятия по реабилитации основных фондов, реализации новых технологических решений в процессе модернизации и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, строительству объектов инженерной инфраструктуры с целью повышения благоустройства жилищного фонда.
Перечень мероприятий по реализации Программы на первом этапе ее выполнения (2004 - 2005 годы) приведен в приложении 1.
Перечень мероприятий Программы в период 2006 - 2008 годов, финансируемых за счет средств краевого бюджета, приведен в приложениях 6 и 7.
Финансовое оздоровление жилищно-коммунального комплекса
Краснодарского края
Мероприятиями этого направления предусматривается достижение финансовой стабилизации организаций жилищно-коммунального хозяйства путем предотвращения роста задолженности, проведения инвентаризации, реструктуризации и частичного списания просроченной задолженности.
План реструктуризации задолженности организаций жилищно-коммунального хозяйства предусматривает:
выделение средств из краевого бюджета на погашение задолженности перед организациями жилищно-коммунального хозяйства за предоставленные льготы и компенсацию убытков (межтарифной разницы), а также компенсацию аналогичных расходов муниципальных образований, произведенных из местных бюджетов, после принятия данной Программы. Средства краевого бюджета на погашение задолженности перед организациями жилищно-коммунального хозяйства за предоставленные льготы населению согласно приложению 2 и компенсацию убытков (межтарифной разницы) при предоставлении услуг населению согласно приложению 3 выделяются на условиях софинансирования из местных бюджетов;
погашение взаимной задолженности организаций жилищно-коммунального хозяйства друг другу за счет оптимизации структуры себестоимости жилищно-коммунальных услуг (исключения непроизводительных затрат, увеличения инвестиционной составляющей, поэтапного включения долгов в себестоимость в соответствии с программой погашения кредиторской задолженности), а также заключения с населением договоров социального найма жилых помещений или договоров на техническое обслуживание, предусматривающими# санкции за несвоевременную оплату услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение организаций жилищно-коммунального хозяйства
Для преодоления кризисной ситуации в состоянии жилищно-коммунального хозяйства необходимо применение принципиально новой системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства, заключающейся не только в определении экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг, но и в изменении структуры основных источников финансирования отрасли путем сокращения доли бюджетных средств и увеличения доли внутренних и внешних инвестиций. Необходима разработка принципов и порядка формирования бюджета жилищно-коммунального хозяйства края и соответствующих местных бюджетов. При этом сокращается влияние органов местного самоуправления в части распоряжения финансовыми средствами и управления финансовыми потоками в отрасли, одновременно с этим увеличивается их влияние в части определения целей деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства, качества обслуживания населения, формирования тарифной политики.
Изменение структуры финансирования организаций жилищно-коммунального хозяйства должно обеспечить реабилитацию изношенных основных фондов и сокращение аварийности, замену устаревшего оборудования, применение современных технологий, реализацию мероприятий по ресурсосбережению.
Необходимы разработка унифицированной процедуры расчета инвестиционной составляющей в тарифах (амортизация, часть ремонтного фонда, направляемого на замену изношенных фондов, прибыль на капитализацию), обеспечение соответствия тарифов экономически обоснованным потребностям предприятий, а также рациональному соотношению между эксплуатационными (операционными) и инвестиционными затратами, доведение инвестиционной составляющей в тарифах до 30 процентов их величины за счет реструктуризации себестоимости и снижения непроизводительных издержек предприятий, уменьшения доли эксплуатационных расходов за счет сокращения нерациональных затрат, составляющих не менее 15 - 20 процентов себестоимости, и увеличения доли затрат, направляемой, в первую очередь, на замену изношенных сетей и оборудования, в соответствии с результатами экспертизы тарифов (таблица 1).
Таблица 1
Изменение структуры себестоимости коммунальных услуг
в составе экономически обоснованного тарифа
(в процентах от величины тарифа)
-------------------------------------------------------------------------
Статья затрат | Водоснабжение | Теплоснабжение
|--------------------+--------------------
|струк-| оптимальная |струк-| оптимальная
| тура | структура | тура | структура
| себе-|себестоимости| себе-|себестоимости
| стои-| | стои-|
| мости| | мости|
|------+-------------+------+-------------
| 2003 | 2005 | 2010 | 2003 | 2005 | 2010
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
Эксплуатационные затраты (ма-| 75,45| 53,5 | 46,0 | 79,9 | 64,18| 58,5
териалы, электроэнергия, опла-| | | | | |
та труда, часть ремонтного| | | | | |
фонда и другие) | | | | | |
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
Затраты на внутренние инвести-| 15,85| 30,0 | 37,0 | 11,4 | 19,82| 25
ции, всего: | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
в том числе за счет:
-------------------------------------------------------------------------
из себестоимости | 9,6 | 19,1 | 23,6 | 5,15| 8,68| 10,95
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
амортизации | 6,4 | 14,4 | 17,8 | 3,25| 4,78| 6,03
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
части ремонтного фонда, на-| 3,2 | 4,7 | 5,8 | 1,9 | 3,9 | 4,92
правляемой на замену изно-| | | | | |
шенных сетей | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
из прибыли:
-------------------------------------------------------------------------
прибыль, направляемая на ка-| 6,25| 10,9 | 13,4 | 6,25| 11,14| 14,05
питализацию | | | | | |
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
Прибыль, направляемая на упла-| 8,7 | 16,5 | 17,0 | 8,7 | 16 | 16,5
ту налогов и потребление | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Совершенствование системы контроля за потреблением
жилищно-коммунальных услуг и сбором платежей за оказанные услуги
Оптимальным способом решения проблемы начисления и сборов платежей от населения за оказанные услуги является передача этих функций городским и районным расчетно-кассовым центрам. Оперативность и точность расчетов, доведение до населения информации о размерах платежей с использованием для этого наглядных счетов-квитанций, повышение культуры обслуживания, создание максимальных удобств при расчетах за услуги, своевременное напоминание неплательщикам позволяют на 20 - 25 процентов повысить уровень собираемости платежей.
Расчетно-кассовые центры создаются как самостоятельные хозяйствующие субъекты либо как подразделения служб, выполняющих функции муниципального заказчика.
Для совершенствования системы начисления и сбора платежей и повышения на этой основе уровня собираемости платежей от населения необходима реализация мер по организации учета фактического потребления услуг путем совершенствования работы абонентских служб или создания (при необходимости) специальных сервисных служб, основными функциями которых являются организация установки и обслуживания систем учета потребления воды и энергоресурсов и контроль за фактическим объемом реализации услуг, обработка получаемой информации, автоматизированные расчеты с потребителями, ведение базы данных потребителей, платежей, субсидий, льгот.
Обновление парка коммунальной техники и оборудования в предприятиях
жилищно-коммунального хозяйства края
Для улучшения качества жилищно-коммунального обслуживания населения необходимо обновление парка коммунальной техники в организациях жилищно-коммунального хозяйства края не менее чем на 15 - 20 процентов. В этих целях в соответствии с программой технического перевооружения жилищно-коммунального хозяйства планируется приобретение на основе лизинга 432 единиц коммунальной техники и теплоэнергетического оборудования на сумму 250 миллионов рублей.
Использование лизинговых схем предусматривает:
предоставление государственных гарантий Краснодарского края для привлечения на конкурсной основе средств коммерческих банков на эти цели в сумме 250 миллионов рублей в установленном порядке;
приобретение согласно заявкам организаций жилищно-коммунального хозяйства, согласованным с органами исполнительной власти Краснодарского края, специализированной техники и теплоэнергетического оборудования в количестве 432 единицы на общую сумму 250 миллионов рублей. В рамках реализации Программы предусматривается закупка на конкурсной основе коммунальной уборочной техники, тракторов, экскаваторов, бульдозеров, погрузчиков, автокранов, автоподъемников, аварийно-ремонтных машин, автогрейдеров, автомобилей и других видов коммунальной техники и оборудования;
передача закупленной коммунальной техники и оборудования организациям жилищно-коммунального хозяйства на условиях лизинга сроком до пяти лет с предоставлением возможности последующего выкупа;
субсидирование процентных ставок по кредитам из средств краевого бюджета.
Совершенствование взаимоотношений субъектов правоотношений
в процессе производства, предоставления и потребления
жилищно-коммунальных услуг
Организация жилищно-коммунального обслуживания населения должна соответствовать изменениям в экономике, а также необходимости адаптации отрасли к работе в условиях рынка. Эти задачи реализуются путем структурных преобразований, изменения организационно-правовых форм краевых государственных и муниципальных унитарных предприятий, установления взаимосвязанной системы договорных отношений между всеми субъектами правоотношений рынка жилищно-коммунальных услуг, созданием условий для повышения интереса со стороны инвесторов и финансово-промышленных групп к жилищно-коммунальной сфере.
На основании муниципального заказа и в соответствии с условиями договоров с хозяйствующими субъектами муниципальный заказчик обеспечивает выделение из местных бюджетов средств на предоставление дотаций, субсидий, льгот, реализацию инвестиционных проектов, контролирует состояние основных фондов, принадлежащих муниципальному образованию, перечень предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, их количество и качество, организует систему взимания оплаты населением оказанных услуг. Хозяйствующие субъекты, в свою очередь, принимают на себя обязательства по предоставлению услуг определенных объемов и качества потребителям на основе утвержденных краевых стандартов (критерии качества и условия их предоставления отражаются в договорах).
Система договорных отношений
Совершенствование взаимодействия хозяйствующих субъектов с потребителями услуг имеет как экономическое значение для преобразования системы жилищно-коммунального обслуживания, так и социальное значение для населения. Общие для всех исполнителей обязательства по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, предельно допустимые параметры качества и экономические санкции за их нарушение, размер и условия оплаты устанавливаются на муниципальном уровне в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Договорные отношения, в которых одной из сторон является население (наниматель, собственник жилого помещения), регламентируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе по схеме: муниципальный заказ - служба заказчика - подрядчик (исполнитель услуг) - потребитель.
Акционирование организаций жилищно-коммунального хозяйства
Наиболее рациональным вариантом изменения организационно-правовой формы муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства является их преобразование в акционерные общества со 100-процентной долей муниципальной собственности.
Акционирование существующих объектов жилищно-коммунального хозяйства не только способствует финансовому оздоровлению, развитию предпринимательской активности, но и создает реальный залоговый механизм, обеспечивающий инвестору гарантии возврата вложенных средств. Основной инструмент реализации этих гарантий - доступ инвестора, в том числе как акционера, к стабильным финансовым потокам платежей за услуги.
Независимо от организационно-правовых форм и форм собственности хозяйствующих субъектов органы местного самоуправления должны участвовать в управлении деятельностью акционерных обществ, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, как через муниципальный заказ, контроль качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, капитальные вложения, так и путем непосредственного участия в акционерном капитале, включая использование специального права ("золотая акция").
При акционировании государственных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства обязательно наличие государственной собственности Краснодарского края в акционерном капитале, а также участие представителей края в работе как советов директоров, так и общего собрания акционеров, в том числе с использованием специального права ("золотая акция").
Основополагающими принципами при изменении организационно-правовых форм или реорганизации организаций жилищно-коммунального хозяйства должны быть:
сохранение государственной или муниципальной собственности на основные производственные фонды систем жизнеобеспечения населенных пунктов;
сохранение в государственной собственности Краснодарского края или в муниципальной собственности управляющего или контрольного пакета акций в уставном капитале создаваемых акционерных обществ.
Реорганизация системы управления жилищно-коммунальным комплексом
В целях реорганизации системы управления жилищно-коммунальным комплексом планируется привлечение специализированной государственной, муниципальной или частной структуры - управляющей компании.
Управляющие компании могут создаваться как на муниципальном, так и на межмуниципальном уровне.
При организации взаимодействия с акционируемыми коммунальными предприятиями возможно внесение имущества или инвестиций управляющей компании в счет оплаты части уставного капитала вновь создаваемого акционерного общества. Данная схема является наиболее рациональной для обеспечения баланса интересов акционерного общества, муниципального образования, управляющей компании и потребителей.
Регулирующее воздействие органа местного самоуправления должно быть направлено на создание условий для возникновения конкуренции, привлечения к управлению организациями жилищно-коммунального хозяйства наиболее успешных организаций разных форм собственности. Корпоративное управление с участием органов местного самоуправления должно обеспечивать разработку и реализацию инвестиционных проектов, осуществляемых с привлечением заемных средств под гарантии муниципального бюджета, создание условий качественного коммунального обслуживания населения, увеличение темпов замены изношенных основных фондов, их модернизации.
Определение форм и методов участия потребителей в формировании требований к качеству предоставляемой услуги и цены на нее, организация управления эксплуатацией жилищного фонда реализуется путем создания условий для организации товариществ собственников жилья, различных организаций нанимателей и собственников жилых помещений, управляющих организаций, обеспечивающих представление интересов жильцов.
В связи с особенностями структуры жилищно-коммунального хозяйства (значительный объем коммунальных услуг, предоставляемых предприятиями, находящимися в собственности Краснодарского края) целесообразным является создание межмуниципальных управляющих компаний по аналогии с уже существующими "Теплоэнергетической компанией Краснодарского края" и "Водохозяйственной компанией Краснодарского края".
Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения
Доведение параметров жилищно-коммунального обслуживания населения до единого краевого уровня во всех населенных пунктах края предусматривает применение системы нормативов-индикаторов для индикативного планирования финансово-хозяйственной деятельности жилищно-коммунального комплекса.
Индикативное планирование финансово-хозяйственной деятельности жилищно-коммунального комплекса осуществляется на основе объективной информации, характеризующей состояние жилищно-коммунального хозяйства края, анализ и оценка которого проводится при помощи системы нормативов-индикаторов. Нормативы-индикаторы - это показатели, определяющие критерии деятельности жилищно-коммунального комплекса (приложение 4).
Проведение единой технической политики в области обеспечения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории края должно осуществляться на основе государственной системы стандартизации этих услуг.
Краевые стандарты качества жилищно-коммунальных услуг утверждаются исполнительным органом государственной власти Краснодарского края и отражают параметры качества и количества этих услуг, обеспечивающих минимальные потребности населения в удовлетворении бытовых нужд, в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населения#.
Реабилитация, модернизация и развитие объектов
коммунальной инфраструктуры
Распределение средств на финансирование мероприятий по реабилитации, модернизации и развитию объектов коммунальной инфраструктуры Краснодарского края (с распределением по источникам финансирования и периодам исполнения Программы) приведено в приложении 5.
Постановлением ЗСК от 7 сентября 2007 г. N 3401-П в раздел 5 Программы внесены изменения
5. Ресурсное обеспечение Программы
Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию программных мероприятий до 2010 года составляет 23411,539 млн. рублей. Она определена на основе технико-экономических обоснований, расчетов затрат на проведение мероприятий и приведена в ценах, действовавших в 2003 году.
Развитие жилищно-коммунального хозяйства, а также реконструкция и модернизация действующих объектов коммунальной инфраструктуры планируется за счет выполнения утвержденных федеральных, краевых и муниципальных целевых программ, а также ежегодно разрабатываемых и утверждаемых в установленном порядке мероприятий по их реализации.
Средства федерального бюджета на строительство и реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства края предусмотрены федеральной целевой программой "Юг России" и Федеральной адресной инвестиционной программой, в которую входит федеральная целевая программа "Жилище" и подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" и "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда".
Кроме того, источниками финансирования мероприятий по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры из средств краевого бюджета являются краевые целевые программы "Программа экономического и социального развития Краснодарского края на 2003 - 2008 годы" и "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Краснодарского края, из ветхого и аварийного жилищного фонда", а также ежегодно утверждаемые "Программа мероприятий по модернизации жилищно-коммунального комплекса Краснодарского края", "Программа газификации и реконструкции коммунальных источников теплоснабжения" и "Программа установки приборов учета, контроля и регулирования энергоресурсов и воды".
Настоящая Программа помимо планируемых к привлечению источников финансирования учитывает перечисленные программы и допускает возможность разработки и утверждения в установленном порядке других целевых подпрограмм, которые формируются по мере необходимости.
Мероприятия Программы финансируются из следующих источников:
-------------------------------------------------------------------------
Источники финансирования | Всего | Удельный вес
|по Программе| в процентах
| (млн. |к общему объему
| рублей) | финансирования
--------------------------------------------+------------+---------------
Общий объем финансирования | 23411,539 | 100,0
--------------------------------------------+------------+---------------
в том числе: | |
--------------------------------------------+------------+---------------
краевой бюджет | 3310,51 | 14,1
--------------------------------------------+------------+---------------
привлеченные средства: | |
--------------------------------------------+------------+---------------
федеральный бюджет | 579,40 | 2,5
--------------------------------------------+------------+---------------
местные бюджеты | 2608,50 | 11,1
--------------------------------------------+------------+---------------
прочие внебюджетные источники | 584,00 | 2,5
--------------------------------------------+------------+---------------
средства предприятий жилищно-коммуналь-| 16329,12 | 69,8
ного хозяйства, формируемые за счет ин-| |
вестиционных составляющих тарифов | |
-------------------------------------------------------------------------
Объемы выделяемых средств краевого бюджета, форма финансирования (инвестиции, субсидии, субвенции) мероприятий Программы, а также перечень объектов подлежат ежегодному уточнению при принятии закона о краевом бюджете на очередной финансовый год. Внесение изменений в Закон Краснодарского края "О краевом бюджете на 2004 год" не потребуется.
Основными источниками финансирования Программы являются:
собственные средства организаций жилищно-коммунального хозяйства, образующиеся в результате снижения непроизводительных расходов и включения высвободившихся финансовых средств в тариф в качестве инвестиционной составляющей;
амортизация;
часть средств ремонтного фонда, направляемая на замену изношенных основных производственных фондов;
прибыль, направляемая на капитализацию.
Величину инвестиционной составляющей в тарифе утверждает исполнительный орган государственной власти Краснодарского края, уполномоченный в области регулирования тарифов.
В обязательном порядке в целях снижения ценовой нагрузки на население должны также привлекаться финансовые средства от приватизации основных фондов, относящихся к имуществу, разрешенному для приватизации, и от реализации неиспользуемого имущества, а также безвозвратные вложения в виде спонсорских взносов и долгосрочные кредиты со сроками возврата за пределами действия Программы.
Важную роль в привлечении внешних инвестиций должны сыграть управляющие компании, которые могут инвестировать в развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства собственные средства или привлекать заемные ресурсы и внешние инвестиции. На управляющие компании ложится задача поиска потенциальных инвесторов, подготовки для них обоснований и информации об объектах инвестирования, получения необходимых гарантий.
Предусматривается разработка и введение в действие механизмов привлечения кредитных ресурсов для реализации инвестиционной стратегии, включая систему стимулов для потенциальных инвесторов, в том числе:
субсидирование из краевого бюджета части процентной ставки по коммерческим кредитам;
предоставление налоговых льгот (по налогам, уплачиваемым в краевой и местные бюджеты);
участие в акционерном капитале и работе органов управления жилищно-коммунальными организациями.
Право государственной собственности Краснодарского края подлежит регистрации при предоставлении бюджетных инвестиций в порядке, предусмотренном статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также в случае предоставления субсидии из краевого бюджета краевому унитарному предприятию или учреждению, иным организациям в соответствии со статьей 299 Гражданского кодекса Российской Федерации.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
обеспечить финансовую стабильность работы предприятий жилищно-коммунального комплекса;
создать конкурентную среду в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг;
сформировать рыночные механизмы управления жилищно-коммунальным хозяйством, повысить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса и создать условия для вовлечения небюджетных инвестиций в модернизацию и развитие отрасли;
сократить бюджетные расходы на дотации организациям жилищно-коммунального хозяйства;
обеспечить достижение единого краевого уровня параметров жилищно-коммунального обслуживания населения во всех населенных пунктах;
обновить основные производственные фонды, развить инфраструктуру жилищно-коммунального хозяйства;
довести тарифы на жилищно-коммунальные услуги до экономически обоснованного уровня;
увеличить к 2010 году налоговые поступления от организаций жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края в краевой бюджет до 1073,8 миллиона рублей;
создать 1800 новых рабочих мест.
На этой основе будут достигнуты цели Программы: обеспечение надежности функционирования жилищно-коммунального комплекса Краснодарского края и повышение качества жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению.
7. Организация выполнения Программы и контроль за ходом ее реализации
Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация Краснодарского края и Законодательное Собрание Краснодарского края, а также государственные контролирующие органы.
Координация действий по реализации Программы возлагается на комитет жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.
Комитет жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края осуществляет свои функции во взаимодействии с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления и организациями жилищно-коммунального комплекса.
Комитет жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края организует:
информационно-разъяснительную работу среди населения через печатные и электронные средства массовой информации, а также путем проведения выставок, конференций и семинаров;
проведение торгов, заключение контрактов на выполнение мероприятий Программы;
подготовку предложений по корректировке Программы на соответствующий год в разрезе источников, объемов финансирования и предлагаемых к реализации мероприятий по результатам принятия федерального, краевого, местного бюджетов и уточнения возможных объемов финансирования из других источников;
мониторинг выполнения мероприятий Программы.
Комитет жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края совместно с департаментом по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, департаментом экономического развития, инвестиций и внешних связей Краснодарского края:
выполняет разработку бюджета жилищно-коммунального хозяйства края на очередной финансовый год;
формирует бюджетные заявки на финансирование объектов и мероприятий Программы из федерального и краевого бюджетов, обоснований для отбора первоочередных проектов, финансируемых в рамках Программы в очередном финансовом году, защиту этих предложений в соответствующих федеральных органах и органах государственной власти Краснодарского края.
Для информационного обеспечения Программы при комитете жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края создается постоянная рабочая группа по проведению информационно-разъяснительной работы.
Оценка хода реализации Программы производится ежеквартально, а также по итогам очередного финансового года.
Органы местного самоуправления в Краснодарском крае ежеквартально, а также по итогам очередного финансового года в срок до 1 марта представляют комитету жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края сводную информацию о результатах выполнения мероприятий Программы.
Комитет жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края на основании указанной информации:
анализирует ход выполнения мероприятий Программы, готовит ежегодный отчет об этом и вносит предложения по совершенствованию механизма реализации Программы;
представляет ежегодные отчеты о реализации Программы в Законодательное Собрание Краснодарского края и администрацию Краснодарского края, ежеквартальные отчеты - в департамент экономического развития, инвестиций и внешних связей Краснодарского края.
8. Критерии выполнения Программы
Критериями выполнения Программы являются:
снижение потерь воды в сетях с 42 процентов до 30 процентов;
доведение процента износа основных фондов с 65 процентов до 30 процентов;
модернизация и замена до 2010 года не менее 30 процентов установленного на предприятиях отрасли оборудования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.