Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Положению об условиях
предоставления отдельных видов
государственной поддержки при
реализации инвестиционных
проектов на территории
Краснодарского края
Макет бизнес-плана, представляемого претендентом
на государственную поддержку
Общие требования к бизнес-плану:
1. Бизнес-план разрабатывается от момента начала осуществления проекта (нулевой этап) на период, превышающий срок окупаемости проекта на один год (расчетный период). В первый год начала деятельности по проекту и в год окончания срока окупаемости проекта расчеты производятся поквартально. При сроке окупаемости проекта с учетом налоговых льгот более трех лет год окончания льготного периода приводится с поквартальной разбивкой.
2. Расчеты выполняются в текущих (постоянных) ценах на момент подачи заявки без учета инфляции на расчетный период. Значения всех исходных и расчетных данных приводятся в рублях, перевод валютных платежей и расчетов осуществляется по курсу Центрального банка Российской Федерации на момент выполнения расчетов.
3. Остаточная стоимость создаваемых активов проекта на конец расчетного периода не учитывается при анализе показателей эффективности (так как не предполагается их продажа и закрытие организации).
4. При осуществлении инвестиционного проекта на действующей организации определение расчетного срока окупаемости должно быть осуществлено на основе приростного метода. Расчет приростным методом производится так же, как и для инвестиционного проекта, реализуемого на вновь создаваемой организации, со следующими отличиями:
в качестве выручки от реализации продукции, численности персонала, стоимости основных фондов, текущих активов и пассивов и иных "объемных" показателей проекта принимается изменение соответствующих показателей по организации в целом, обусловленное реализацией инвестиционного проекта. В частности, в расчетах не учитываются амортизация основных средств, существовавших независимо от данного инвестиционного проекта, хотя бы и используемых для его реализации, расходы по управлению производством (если реализация инвестиционного проекта не требует увеличения численности административно-управленческого персонала). В то же время подлежит обязательному учету выручка от предусмотренной инвестиционным проектом реализации на сторону имущества действующей организации;
налоги и сборы, связанные с реализацией инвестиционного проекта, рассчитываются в соответствии с обусловленными этой реализацией изменениями выручки, балансовой прибыли, размеров оплаты труда, стоимости имущества и других показателей. В частности, в расчетах не учитываются налог на имущество действующей организации в части, используемой для реализации инвестиционного проекта, если в связи с его реализацией стоимость имущества не возрастает, земельный налог (если реализация инвестиционного проекта не требует расширения земельного участка, занятого организацией). Налог на прибыль определяется исходя из прироста налогооблагаемой прибыли по организации в целом (дополнительной прибыли, обусловленной реализацией инвестиционного проекта).
Данный принцип должен быть реализован и по отношению к расчетам экономической и бюджетной эффективности проекта.
6.# Инвестиционные затраты по проектам, преимущественно связанным с финансовым лизингом, арендой с выкупом (приобретением в рассрочку), рекомендуется фиксировать одной суммой по величине лизинговых и арендных платежей за весь период лизинга (аренды). Данная сумма должна быть учтена в период осуществления авансовых платежей по лизингу или в период начала производственной и сбытовой деятельности по проекту (при аренде).
7. Методика, приведенная в макете бизнес-плана, представляемого претендентом на государственную поддержку, устанавливает общие требования к расчету количественных показателей эффективности. В целях детализированного расчета показателей эффективности могут быть использованы Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике 21 июня 1999 года N ВК 477.
1. Титульный лист
Структура бизнес-плана:
УТВЕРЖДАЮ
______________________________
(должность)
______________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
"__" _______________ ____ года
(место печати)
БИЗНЕС-ПЛАН
________________________________________________________
(проект названия и организации - инициатора проекта)
Название и адрес организации - инициатора проекта.
Период разработки бизнес-плана.
2. Общие сведения о претенденте
2.1. Дата регистрации претендента, номер регистрационного свидетельства, наименование органа, зарегистрировавшего претендента.
2.2. Место государственной регистрации и почтовый адрес претендента.
2.3. Вид (виды) экономической деятельности организации. В случае, если на момент подачи инициативной заявки организация осуществляет несколько видов экономической деятельности, указать процент выручки, приходящийся на каждый из видов деятельности в общем объеме прибыли в среднем за последний отчетный год деятельности.
2.4. Имена, адреса и телефоны учредителей (акционеров), владеющих долей, превышающей 5 процентов в уставном (акционерном) капитале с указанием размера доли.
2.5. Фамилия, имя, отчество, телефон/факс основных руководителей организации-претендента (генерального директора, заместителя генерального директора, курирующего вопросы экономики и финансов, главного бухгалтера).
2.6. Фамилия, имя, отчество, телефон, факс, электронная почта лица, ответственного за подготовку бизнес-плана проекта.
2.7. Заявление о конфиденциальности.
3. Резюме проекта (3 - 4 страницы)
3.1. Сущность предполагаемого проекта и место реализации.
3.2. Характер строительства (новое строительство, реконструкция, расширение, модернизация).
3.3. Общая стоимость проекта.
3.4. Источники финансирования проекта (собственные средства, заемные средства (отдельно кредиты, займы с указанием отечественных и иностранных), средства государственной поддержки, в том числе из краевого бюджета. Гарантии возврата заемных средств.
3.5. Дата начала реализации проекта (осуществления инвестиций), сроки строительства.
3.6. Кем и когда разработана и утверждена проектно-сметная документация. Наличие заключений государственной вневедомственной (независимой), а также экологической экспертизы (наименование организации и дата утверждения).
3.7. Эффективность реализации проекта (производственные и финансовые показатели).
3.8. Расчетный срок окупаемости проекта.
3.9. Бюджетный эффект и сопутствующие эффекты (социальные, экологические) от реализации проекта.
4. Описание отрасли (3 - 4 страницы)
4.1. Общая характеристика потребности в продукции и объем ее производства в регионе или России. Значимость данного производства для экономического и социального развития региона или страны.
4.2. Ожидаемая доля организации в производстве продукции в регионе или в России.
4.3. Характер отрасли: развивающаяся, стабильная, стагнирующая. Зависимость от импорта. Масштаб отраслевого рынка (локальный, региональный, национальный, международный).
4.4. Основные организации - участники рынка, оценка их доли продаж. Специфические особенности рынка. Доля импортной продукции на рынке, наличие возможностей по импортозамещению.
4.5. Государственная политика в области регулирования отраслевого рынка и защиты отечественного производителя.
5. Производственный план (до 5 страниц)
5.1. Обоснование объема капитальных вложений по проекту. Стоимость строительства, структура капитальных вложений, предусмотренная в проектно-сметной документации, в том числе строительно-монтажные работы, затраты на оборудование, прочие затраты, объем инвестиций по проекту (таблица 1).
5.2. Оценка потребности проекта в оборотных средствах. Оценка осуществляется на основе норм оборота (обычно в днях) основных статей текущих активов и пассивов исходя из потребностей организации при работе на полную (проектную) мощность. При этом необходимо запланировать наличие соответствующих средств на оплату сырья, материалов и комплектующих в интервалах планирования, предшествующих периоду их использования (с учетом объемов запасов, производства и условий оплаты), а поступление средств за готовую продукцию - в последующих интервалах планирования (с учетом длительности производственного цикла, объема запасов и условий оплаты готовой продукции). Кроме того, необходимо учитывать влияние на потребность в оборотных средствах периодичности начисления и уплаты налогов. Потребность проекта в первоначальных оборотных средствах, необходимых для нормального функционирования производства, определяется на период от начала реализации проекта до выхода на запланированную проектную мощность. В дальнейшем источником финансирования оборотных средств должна служить выручка от реализации готовой продукции проекта. Полученная оценка потребности в первоначальных оборотных средствах включается в состав инвестиционных издержек проекта (таблица 1) с целью определения источников их формирования (таблица 2).
5.3. Мощности организации по проекту, характеристика производимой продукции, ее свойства, назначение, соответствие общепринятым стандартам.
5.4. Арендуемые основные средства с указанием собственников, сроков аренды, размера арендной платы.
5.5. Обеспеченность инженерной инфраструктурой. Наличие технических условий на подключение к инженерным коммуникациям или увеличение потребления, наличие заключенных договоров со снабжающими организациями. Потребляемые мощности и размер тарифов на основные виды ресурсов (электроэнергия, газ, теплоэнергия, вода, канализация, пар).
5.6. Описание технологического процесса, требования к организации производства. Обеспечение качества продукции.
5.7. Поставщики сырья и материалов (название, условия поставок), ориентировочные цены, виды доставки, объемы грузопотока (в месяц).
5.8. Необходимые складские мощности для обработки и хранения сырья.
5.9. Необходимые складские мощности для хранения готовой продукции и виды доставки потребителям, объемы грузопотока (в месяц).
5.10. Программа производства и реализации продукции (таблица 3).
5.11. Расчет материальных затрат на производство продукции (таблица 5).
5.12. Численность работающих, расходы на оплату труда (таблица 4), наличие необходимого персонала в организации, требования к его квалификации, затраты на привлечение, обучение, форменную одежду, выплаты социального характера. Системы и формы оплаты труда, предполагаемые изменения в структуре персонала.
5.13. Стоимость основных производственных фондов, форма амортизации (простая, ускоренная), норма амортизационных отчислений (таблица 7), основание для применения нормы ускоренной амортизации.
5.14. Затраты на производство и сбыт продукции, переменные и постоянные затраты (таблица 6). При расчете затрат на производство продукции размер общепроизводственных и общехозяйственных расходов, относимых на инвестиционный проект, определяется пропорционально удельному весу выручки, полученной от осуществления проекта, в общей сумме выручки организации.
5.15. Мероприятия и затраты на обеспечение экологической и технической безопасности.
6. План маркетинга (до 10 страниц)
6.1. Описание продукции (работ, услуг), имеющиеся аналоги планируемой к выпуску продукции по проекту, подтверждение спроса на внутреннем, внешнем рынках, возможность импортозамещения.
6.2. Патентная ситуация: защита товара в стране лицензиата на внутреннем и экспортном рынках, возможность для конкурентов производить соответствующую продукцию без нарушения патентных прав претендента.
6.3. Оценка доли претендента на рынке и объема продаж по номенклатуре выпускаемой продукции (работ, услуг).
6.4. Обоснование рыночной ниши продукции (работ, услуг) и среднесрочная концепция ее расширения, то есть характеристика целевых рынков и поведения потребителей, трудности выхода (расширения) на целевые рынки. Конечные потребители, в том числе на территории края. Характер спроса (равномерный или сезонный). Характеристики и описание основных конкурентов. Особенности сегмента рынка, на которые ориентируется проект, важнейшие тенденции и ожидаемые изменения. Какие свойства продукции или дополнительные услуги делают проект предпочтительным в сравнении с конкурентными.
6.5. Общая стратегия маркетинга претендента. Наиболее эффективные механизмы продвижения продукции (работ, услуг) на целевые рынки.
6.6. Характеристика ценообразования претендента (сопоставление собственной стратегии в области цен с ценовой политикой основных конкурентов, обоснование цены на продукцию с учетом требований к качеству и анализа формирования себестоимости. Оценка уровня рентабельности продаж, политика предоставления скидок<)>.
6.7. Дистрибуция продукции (работ, услуг). Методы реализации (прямая поставка, торговые представители, посредники), выбор приоритетных каналов сбыта в долгосрочной перспективе, наличие договоров и протоколов намерений на поставку.
6.8. Политика послепродажного обслуживания и предоставления гарантий качества.
6.9. Планируемые мероприятия стимулирования сбыта продукции (работ, услуг). Затраты на ее рекламу и продвижение на рынке.
6.10. Стратегия в области качества (наиболее привлекательные для потребителей характеристики качества продукции (работ, услуг), тенденции их изменения, стратегическая линия поведения претендента на рынке в области качества и дизайна продукции (работ, услуг).
7. Организационный план (2 - 3 страницы)
7.1. Сведения о претенденте. Организационная структура управления организацией (схема).
7.2. Распределение обязанностей между членами руководящего состава.
7.3. Наличие поддержки проекта на государственном и международном уровне.
7.4. Основные партнеры и их ожидаемое участие в проекте (подрядчики, поставщики, покупатели, спонсоры, финансовые кредиторы, консалтинговые компании и другие участники).
7.5. График реализации проекта с указанием основных этапов, стоимости, сроков и ответственных исполнителей.
7.6. Правовые вопросы осуществления проекта. Наличие земельного участка и оформленных прав на его использование. Размер арендной платы за земельный участок. Перечень разрешительной документации, характеризующей специфику отдельных областей и дающей право на хозяйственную деятельность по проекту.
8. Финансовый план (до 5 страниц)
8.1. Анализ финансово-хозяйственного состояния претендента - для действующих организаций осуществляется анализ показателей ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности, имущественного состояния, рентабельности, рыночной стоимости за два последних года и за последний отчетный период.
8.2. Объем финансирования проекта по источникам (таблица 2), условия предоставления кредитов: процентная ставка, размер комиссий, сроки предоставления и график погашения кредита и процентов, требования к обеспечению, минимальный размер собственных средств. Сведения об эмиссии акций и облигаций для целей финансирования проекта.
8.3. Расчеты сумм налогов и сборов в бюджет (таблица 8а).
8.4. Данные об объеме государственной поддержки организации, реализующего# инвестиционный проект. Расчет сумм налоговых льгот по проектам организаций, претендующих на льготный режим налогообложения (таблица 8а). По проектам организаций, претендующих на возмещение (субсидирование) из краевого бюджета части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам или части затрат на уплату купонов по корпоративным облигационным займам, выпущенным инвесторами для реализации инвестиционных проектов, приводится расчет сумм соответствующих субсидий (таблицы 8б или 8в соответственно). По проектам, претендующим на льготное пользование землей, приводится соответствующий расчет сумм льгот по арендной плате (таблица 8г).
8.5. План доходов и расходов проекта (таблицы 9 и 9а).
8.6. План денежных поступлений и выплат (таблицы 10# и 10а#). Необходимым условием реализуемости проекта является положительное значение показателя денежного потока для каждого интервала времени.
8.7. Оценка экономической эффективности проекта (таблица 11). Показатели эффективности проекта, рекомендуемые для расчета: срок окупаемости, чистая приведенная стоимость, внутренняя норма доходности.
Сроком окупаемости называется продолжительность периода от начала расчета до начала планирования, после которого чистый доход проекта становится и в дальнейшем остается положительным. Чистый доход проекта рассчитывается нарастающим итогом на основе денежного потока. Чистая приведенная стоимость равна значению чистого дисконтированного дохода на последнем интервале планирования (накопленный дисконтированный эффект, рассчитанный нарастающим итогом за период расчета проекта). Чистая приведенная стоимость характеризует превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами для данного проекта с учетом ставки дисконтирования, определяемой темпом инфляции, минимальной нормой прибыли кредитора и поправкой на риск проекта. Критерием эффективности проекта является положительная величина чистой приведенной стоимости проекта.
Внутренней нормой доходности называется ставка дисконтирования, при которой чистая приведенная стоимость проекта обращается в ноль. Соответствующая ставка определяется итерационным подбором при расчетах чистой приведенной стоимости или с использованием финансового калькулятора, или табличного процессора Excel, содержащих встроенную функцию для расчета данного показателя.
Для оценки эффективности проекта значение внутренней нормы доходности необходимо сопоставлять с годовой ставкой процента по инвестиционным кредитам.
Обоснование ставки дисконтирования (D).
Ставка дисконтирования должна содержать показатели темпов инфляции, минимальной нормы прибыли кредитора и поправки, учитывающей степень риска конкретного проекта. Ставка дисконтирования без учета риска проекта (d) определяется в долях единицы как отношение ставки рефинансирования (r), установленной Центральным банком Российской Федерации, и объявленного Правительством Российской Федерации на текущий год темпа инфляции (i):
1 + d = (1 + r/100) / (1 + i/100).
Поправка на риск определяется исходя из типовых и специфических рисков проекта следующим образом: интервал значений типовых рисков проекта определяется по данным следующей таблицы:
-------------------------------------------------------------------------
Величина | Суть проекта | Р
типового риска| |(в процентах)
---------------+-------------------------------------------+-------------
низкий | снижение себестоимости продукции | 6 - 10
---------------+-------------------------------------------+-------------
средний | увеличение объема продаж существующей про-| 8 - 12
| дукции |
---------------+-------------------------------------------+-------------
высокий | производство и продвижение на рынок нового| 11 - 15
| продукта |
---------------+-------------------------------------------+-------------
очень высокий | вложения в исследования и инновации | 16 - 20
-------------------------------------------------------------------------
Конкретное значение поправки принимается по нижней, средней или верхней границе интервала типового риска в зависимости от приведенной в бизнес-плане соответствующей оценки величины специфических рисков и чувствительности к ним проекта.
Ставка дисконтирования, учитывающая риски проекта (D), определяется в процентах по формуле:
D = d x 100 + Р,
где: Р - поправка на риск.
При подготовке итогового заключения по инвестиционному проекту уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области инвестиций вправе корректировать ставку дисконтирования по результатам экспертизы бизнес-плана и других материалов по проекту.
9. Оценка бюджетной эффективности
Бюджетная эффективность является одним из основных параметров, оцениваемых при рассмотрении вопроса о предоставлении государственной поддержки. Определяется бюджетная эффективность для консолидированного бюджета и краевого консолидированного бюджета. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.
К поступлениям средств для расчета бюджетной эффективности относятся:
поступления от налогов и сборов, акцизов, пошлин, установленных действующим законодательством;
доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проекта;
платежи в погашение налоговых кредитов;
дивиденды по принадлежащим государству акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией инвестиционного проекта.
К выплатам бюджетных средств относятся:
предоставление бюджетных (в частности, государственных) ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления части акций (долей) хозяйственного общества, создаваемого для осуществления инвестиционного проекта;
предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.
Приведенный список притоков и оттоков не является исчерпывающим и может пополняться в связи с конкретными условиями.
Отдельно рекомендуется учитывать предоставление налоговых льгот и государственных гарантий. В данном случае выплаты из бюджета не планируются. Налоговые льготы отражаются в уменьшении поступлений в бюджет от налогов и сборов. При предоставлении гарантий учитываются дополнительные поступления от платы за гарантии.
Дополнительно при предоставлении государственных гарантий может осуществляться оценка бюджетной эффективности проекта с учетом факторов неопределенности. В данном случае в бюджетные расходы включаются выплаты по гарантиям при наступлении страховых случаев.
При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, обусловленные влиянием проекта на сторонние организации и население, если проект оказывает на них влияние, в том числе:
прямое финансирование организаций, участвующих в реализации инвестиционного проекта;
изменение налоговых поступлений от организаций, деятельность которых улучшается или ухудшается в результате реализации инвестиционного проекта;
выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта (в том числе при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);
выделение из бюджета средств для переселения и трудоустройства граждан в случаях, предусмотренных проектом.
По проектам, предусматривающим создание новых рабочих мест<,> в притоке бюджетных средств учитывается экономия бюджетных средств на выплату соответствующих пособий.
В качестве итоговой формы рекомендуется таблица денежного потока бюджета с определением показателей бюджетной эффективности по уровням бюджетов (таблицы 12а и 12б). Основным показателем бюджетной эффективности является чистый дисконтированный доход консолидированного бюджета края. Бюджетный эффект инвестиционного проекта определяется как сальдо поступлений и выплат из бюджета в связи с реализацией данного проекта. В таблицах за расчетный период проводится дисконтирование сумм поступлений и выплат реализации проекта.
При наличии бюджетных оттоков возможно определение внутренней нормы доходности и индекса доходности бюджета. В случае предоставления государственных гарантий для анализа и отбора независимых проектов при заданной суммарной величине гарантий наряду с чистым денежным доходом бюджета существенную роль может играть также индекс доходности гарантий - отношение чистого денежного дохода бюджета региона к величине гарантий (в случае необходимости - дисконтированной).
10. Определение точки безубыточности деятельности претендента
Определение точки безубыточности деятельности претендента рассчитывается как отношение величины постоянных расходов к разности цены продукции и величины переменных расходов, деленной на объем реализации продукции.
11. Анализ основных видов рисков
11.1. Технологический риск - готовность технологии к использованию, исправность и ремонтопригодность оборудования, наличие запасных частей, дополнительной оснастки и приспособлений, оснащенность инструментом, подготовка обслуживающего персонала, наличие квалифицированных кадров (если это предусмотрено проектом), участие в монтаже и обучении зарубежных специалистов.
11.2. Организационный и управленческий риск - наличие и гарантия выполнения плана-графика проекта, ответственность участников за невыполнение плана-графика, наличие квалифицированного управленческого персонала (сертификация менеджеров) и другое.
11.3. Риск материально-технического обеспечения - оценка возможности перехода на альтернативное сырье, уровень организации входного контроля качества сырья.
11.4. Финансовый риск - оценка существующего финансового положения, вероятность неплатежей со стороны участников проекта, кредитный и процентный риски.
11.5. Экономические риски - устойчивость экономического положения претендента к изменениям макроэкономического положения в стране, оценка последствий повышения тарифов и цен на стратегические ресурсы, возможность снижения платежеспособного спроса на продукцию в Краснодарском крае и в целом по стране, наличие альтернативных рынков сбыта, последствия ухудшения налогового климата.
11.6. Экологические риски - возможные штрафные санкции и их влияние на экономическое положение претендента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.