Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Краснодарского края
от 28 мая 2003 г. N 224-П
Краевая целевая программа "Молодой семье - доступное жилье"
на 2003 - 2012 годы
14 июля 2004 г.
Паспорт краевой целевой программы "Молодой семье -
доступное жилье" на 2003 - 2012 годы
Наименование программы краевая целевая программа "Молодой се-
мье - доступное жилье" на 2003 - 2012 го-
ды (далее - Программа)
Основание для разработки постановление Правительства Российской
Программы Федерации от 28 августа 2002 года N 638
"О подпрограмме "Обеспечение жильем моло-
дых семей", входящей в состав федеральной
целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010
годы"
Государственный заказчик администрация Краснодарского края
Программы
Разработчик Программы комитет по делам молодежи Краснодарского
края
Цель Программы обеспечение жильем молодых семей в целях
стимулирования и закрепления положитель-
ных тенденций в изменении демографической
ситуации в Краснодарском крае
Задачи Программы создание организационно-финансового меха-
низма, стимулирующего развитие жилищного
строительства
формирование финансовых механизмов, обес-
печивающих доступность кредитов молодой
семье
обеспечение устойчивого и эффективного
функционирования системы ипотечного жи-
лищного кредитования с активным привлече-
нием внебюджетных источников финансирова-
ния
совершенствование форм и методов государ-
ственной поддержки молодой семьи в улуч-
шении жилищных условий
поддержка инициатив молодежных организа-
ций, направленных на улучшение жилищных
и социально-бытовых условий для молодых
семей
Исполнители мероприятий комитет по делам молодежи Краснодарско-
Программы го края
департамент по строительству и архитекту-
ре Краснодарского края
департамент по финансам, бюджету и конт-
ролю Краснодарского края
исполнительные органы местного самоуправ-
ления (по согласованию)
Краснодарское краевое отделение Общерос-
сийской общественной организации "Союз
МЖК России" (по согласованию)
Срок и этапы реализации 2003 - 2012 годы
Программы 1-й этап - 2003 - 2004 годы
2-й этап - 2005 - 2012 годы
Основные мероприятия формирование финансовых и организацион-
Программы ных механизмов оказания государственной
поддержки молодым семьям, нуждающимся в
улучшении жилищных условий
разработка и принятие нормативных право-
вых актов, необходимых для реализации на-
стоящей Программы
развитие механизма государственной под-
держки системы ипотечного жилищного кре-
дитования
создание краевой базы данных о молодых
семьях, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, либо не имеющих жилья
создание условий для развития молодежных
жилищно-строительных кооперативов
Объем и источники финан- общий объем финансовых средств -
сирования Программы 2847,5 миллиона рублей, в том числе:
средства краевого бюджета - 600,5 миллио-
на рублей,
прочие источники - 2247,0 миллиона рублей
Ожидаемые результаты ре- создание условий для повышения уровня
ализации Программы обеспеченности жильем молодых семей
привлечение в жилищную сферу дополнитель-
ных финансовых средств из внебюджетных
источников
развитие и закрепление положительных де-
мографических тенденций в обществе
укрепление семейных отношений и снижение
социальной напряженности в обществе
оказание помощи в приобретении жилья 6041
молодой семье
доведение общей площади сданного в экс-
плуатацию жилья до 290 тысяч кв. метров
Организация контроля за координацию деятельности исполнителей
исполнением Программы Программы, контроль за ее реализацией
осуществляют администрация Краснодарского
края и Законодательное Собрание Красно-
дарского края
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Настоящая Программа разработана в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Программа предусматривает создание системы государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в целях стимулирования и закрепления положительных тенденций в изменении демографической ситуации в Краснодарском крае.
Россия - одна из немногих стран мира, где отмечается сокращение численности населения. Уменьшение населения страны, начавшееся в конце прошлого века, продолжается на фоне снижения рождаемости и в настоящее время. Показатель рождаемости (число родившихся на 1000 постоянных жителей) к 2000 году составил менее 8 по сравнению с 13,4 в 1990 году.
В основе снижения рождаемости в прошедшем десятилетии лежит ухудшение качества жизни большинства населения, включая условия проживания.
Жилищный фактор является определяющим и в вопросе сохранения семьи. Статистика по Краснодарскому краю свидетельствует о том, что число разводов неуклонно растет, при этом отмечается низкая стабильность как городских, так и сельских молодых семей, несмотря на то, что сельская семья на Кубани традиционно была стабильной. Это подтверждают статистические данные, приведенные ниже.
-------------------------------------------------------------------------
Годы | 1999 | 2000 | 2001 | Всего
|--------------+---------------+---------------|
| город | село | город | село | город | село |
------------------+-------+------+--------+------+-------+-------+-------
Общее число за- | 16114 | 12180| 14547 | 10531| 16502 | 12383 | 27727
ключенных браков | | | | | | |
------------------+-------+------+--------+------+-------+-------+-------
Число разводов | 9058 | 5606| 10531 | 6048| 9643 | 6688 | 23045
------------------+-------+------+--------+------+-------+-------+-------
Процентное соот- | 56 | 46| 72,4| 57| 58 | 54 | 83
ношение разводов | | | | | | |
от числа заклю- | | | | | | |
ченных браков | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
В результате социологических опросов выявлены основные причины, по которым молодые семьи не желают заводить детей. В 85 случаях из 100 такими причинами назывались низкий уровень доходов и отсутствие перспектив улучшения жилищных условий.
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Напротив, наличие отдельной квартиры в наибольшей степени способствует увеличению размеров семьи.
Таким образом, для улучшения демографической ситуации в крае необходимо в первую очередь создать условия для решения жилищных проблем молодых семей.
Вопрос обеспечения жильем молодых семей является актуальным в настоящее время и, безусловно, останется таковым в последующие годы. В 2003 году в период рождения первого ребенка вступает поколение 1982 - 1986 годов рождения, то есть поколение самой высокой численности за прошедший период. Статистические данные показывают, что 80 процентов детей в Российской Федерации рождается у родителей в возрасте до 30 лет.
В результате сложившихся обстоятельств, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной помощи молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что в свою очередь позволит повлиять на их репродуктивное поведение.
Анализ экономической ситуации в крае свидетельствует о том, что существовавшая до 1992 года последовательная и обеспеченная ресурсами система решения жилищной проблемы разрушена. Число молодых семей, состоящих на жилищном учете в муниципальных образованиях края, на 1 января 2001 года составляет 5990.
В настоящих условиях для решения социальных проблем необходимо принятие решений по формированию механизмов жилищного строительства на уровне органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в Краснодарском крае в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Сегодняшние потребности молодой семьи в жилье достаточно высоки. В своих запросах граждане исходят в основном из желания иметь жилищные условия, подобные тем, в которых проживают люди их социального круга. Городские жители считают жилищные условия хорошими, когда обеспеченность общей площадью на одного человека составляет не менее 18 кв. метров.
Однако оценка инвестиционных возможностей населения свидетельствует о том, что в настоящее время рынок жилья не может получить ощутимого развития за счет мобилизации средств граждан. Это связано с малой долей платежеспособных людей. Лишь при условии, что государство выступит гарантом во всех инициативах в сфере решения проблемы жилья, население сможет стать полноценным субъектом этого рынка. Чем больше разнообразных способов решения жилищной проблемы будет предложено, тем больше вероятности, что удастся задействовать средства широких слоев населения.
Молодежь как социальная и возрастная категория граждан наименее социально защищена. Ее потенциальные возможности ограничены, так как в подавляющей массе молодые работники имеют доходы не выше среднего прожиточного минимума, а возможности реинвестирования ранее накопленных благ у них нет.
2. Основная цель и задачи Программы
Основной целью Программы является создание региональной системы государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в крае.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
разработка и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
содействие работе молодежных организаций, направленной на улучшение жилищных и социально-бытовых условий молодых семей;
привлечение инвестиционных ресурсов;
оказание поддержки из средств краевого бюджета муниципальным образованиям, привлекающим для решения проблемы обеспечения жильем молодых семей финансовые ресурсы на местном уровне путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа будет выполняться поэтапно в течение 2003 - 2012 годов.
На первом этапе (2003 - 2004 годы) будут осуществляться:
создание и апробирование механизмов реализации Программы;
разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
проведение экспериментов на территории отдельных муниципальных образований края по отработке указанных механизмов и форм взаимодействия всех исполнителей Программы (участники эксперимента будут определяться государственным заказчиком на основании конкурсного отбора);
мониторинг реализации Программы.
На втором этапе (2005 - 2012 годы) намечается:
совершенствование и развитие созданных и апробированных на первом этапе механизмов реализации Программы;
уточнение перечня намеченных мероприятий с учетом хода их выполнения в муниципальных образованиях края;
внедрение механизмов реализации Программы в практику с учетом региональных особенностей.
В перспективе (после 2012 года) предполагается развитие рыночных механизмов обеспечения жильем молодых семей без существенного участия бюджетных средств.
4. Программные мероприятия
1. Участник Программы - семья, определяемая как молодая в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и постоянно проживающая на территории Краснодарского края (далее - молодая семья).
Молодая семья, признанная участником Программы и стоящая в очереди на получение государственной поддержки в строительстве или приобретении жилья, сохраняет право на такую поддержку и по достижении супругами возраста, превышающего возраст, установленный для членов молодых семей.
2. В целях реализации Программы планируется осуществить мероприятия по следующим направлениям:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации Программы;
финансовое обеспечение реализации Программы;
организационное обеспечение реализации Программы.
Перечень мероприятий по реализации Программы приведен в приложении 1.
Мероприятия по нормативно-правовому и методологическому обеспечению реализации Программы включают:
разработку предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты Краснодарского края, касающиеся реализации права молодой семьи на государственную поддержку при решении жилищной проблемы;
формирование правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья с использованием результатов Всероссийской переписи населения 2002 года и проведенных выборочных обследований в муниципальных образованиях края.
Мероприятия по финансовому обеспечению реализации Программы предполагают разработку финансовых и экономических механизмов оказания государственной поддержки различным категориям молодых семей и подготовку необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов краевого бюджета на соответствующий финансовый год.
Организационные мероприятия предусматривают:
создание краевой базы данных о молодых семьях, нуждающихся в улучшении жилищных условий либо не имеющих жилья, на основе системы единых критериев отнесения молодых семей к различным категориям граждан в зависимости от количества детей, обеспеченности жильем, уровня дохода, приходящегося на одного члена молодой семьи;
создание координационного совета по реализации Программы, утверждаемого постановлением главы администрации края;
определение исполнителей Программы в муниципальных образованиях края;
освещение в краевых и местных средствах массовой информации хода реализации Программы;
мониторинг хода реализации Программы и подготовка информационно-аналитических материалов.
5. Механизмы реализации Программы
1. Комитет по делам молодежи Краснодарского края осуществляет:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации Программы, включая разработку правовых, финансовых и организационных механизмов, во взаимодействии с заинтересованными ведомствами и организациями;
создание краевой базы данных о молодых семьях, нуждающихся в улучшении жилищных условий либо не имеющих жилья, в соответствии с едиными критериями отнесения молодых семей к различным категориям граждан в зависимости от количества детей, обеспеченности жильем, уровня дохода, приходящегося на одного члена молодой семьи;
подготовку предложений по объемам и условиям предоставления средств краевого бюджета для решения жилищных проблем молодых семей;
разработку методических материалов для исполнителей Программы в муниципальных образованиях края;
информационную и разъяснительную работу, направленную на освещение целей и задач Программы;
мониторинг хода реализации Программы с целью обобщения и распространения положительного опыта;
координацию деятельности исполнителей мероприятий в ходе реализации Программы (в пределах своей компетенции);
контроль в пределах полномочий за целевым использованием бюджетных средств.
2. Средства краевого бюджета, предусмотренные на реализацию настоящей Программы, могут быть предоставлены органам местного самоуправления при условии принятия в установленном порядке соответствующей муниципальной программы, предусматривающей финансирование из местного бюджета расходов на строительство и приобретение жилья для молодых семей.
Средства краевого бюджета, предусмотренные на реализацию настоящей Программы, предоставляются органам местного самоуправления на конкурсной основе. Порядок и условия проведения конкурса определяются постановлением главы администрации Краснодарского края.
3. Органы местного самоуправления, получившие средства краевого бюджета на реализацию настоящей Программы, являются ее исполнителями на соответствующей территории.
Постановлением ЗСК от 14 июля 2004 г. N 955-П в пункт 4 раздела 5 Программы внесены изменения
4. Основными источниками финансирования Программы являются средства краевого бюджета, направляемые на следующие цели:
предоставление бюджетных средств заказчикам - инвесторам, осуществляющим строительство жилья для молодых семей, в том числе молодежным жилищно-строительным кооперативам (предоставление бюджетных средств осуществляется на конкурсной основе, порядок и условия конкурса определяются государственным заказчиком Программы);
предоставление молодым семьям безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья;
предоставление молодым семьям при рождении (усыновлении/удочерении) ребенка субсидий на компенсацию части затрат, произведенных ими на строительство (приобретение) жилья, или на погашение части кредита (займа);
Положение о предоставлении молодым семьям при рождении (усыновлении/удочерении) ребенка субсидии из средств краевого бюджета на погашение части кредита (займа), привлеченного для приобретения жилья, было утверждено постановлением главы администрации края от 18 октября 2004 г. N 1022
предоставление молодым семьям безвозмездных субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным для приобретения, строительства или реконструкции жилья;
создание социально-бытовой и инженерной инфраструктур;
прочие источники:
средства граждан (молодых семей), используемые для частичной или полной оплаты стоимости строительства (приобретения) жилья;
средства предприятий и организаций, заинтересованных в закреплении молодых специалистов, используемые для предоставления займов молодым семьям;
средства кредитных организаций, используемые для кредитования молодых семей, в том числе под залог приобретаемого жилья или земельных участков, выделенных под жилищное строительство.
Распределение средств краевого бюджета по указанным целевым направлениям приведено в приложении 3.
5. Размер субсидий, предоставляемых молодым семьям при рождении (усыновлении/удочерении) ребенка, определяется в соответствии с требованиями, установленными подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
6. Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета определяется постановлением главы администрации Краснодарского края.
6. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Прогнозируемый объем средств краевого бюджета на реализацию Программы составляет 600,5 миллиона рублей.
Объем финансирования Программы из средств краевого бюджета на соответствующий год носит прогнозируемый характер.
В ходе реализации Программы прогнозируется поступление в краевой бюджет средств федерального бюджета в размере 150 миллионов рублей, а также привлечение средств прочих источников, в том числе личных средств граждан (молодых семей).
Средства федерального бюджета, переданные в краевой бюджет, расходуются на предоставление молодым семьям при рождении (усыновлении/удочерении) ребенка субсидий на компенсацию части затрат, произведенных ими на строительство (приобретение) жилья, или на погашение части кредита (займа).
Прогнозируемые объемы финансирования Программы в 2004 - 2012 годах приведены в приложении 2.
7. Управление реализацией Программы и контроль
за ходом ее исполнения
1. Государственный заказчик осуществляет общее руководство и контроль за выполнением Программы, с участием органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления определяет формы и методы управления реализацией Программы.
2. Взаимодействие государственного заказчика с исполнителями Программы осуществляется в соответствии с заключенными договорами.
3. Комитет по делам молодежи Краснодарского края в пределах своей компетенции осуществляет общую координацию и мониторинг хода реализации Программы, подготавливает информацию (отчеты) о ходе выполнения Программы, разрабатывает предложения по совершенствованию механизмов ее реализации, организует проведение социологических исследований по проблемам обеспечения жильем молодых семей в Краснодарском крае.
Текущее управление реализацией Программы осуществляется дирекцией, функции которой исполняет государственное учреждение, подведомственное комитету по делам молодежи Краснодарского края.
4. Органы по делам молодежи муниципальных образований, участвующих в реализации Программы, ежеквартально, а также по итогам года (до 28 декабря) представляют в комитет по делам молодежи Краснодарского края сведения о ходе ее реализации.
5. Комитет по делам молодежи Краснодарского края обобщает представленные сведения о реализации Программы и ежеквартально, а также по итогам года (до 20 января) представляет отчеты в администрацию Краснодарского края и государственному заказчику - координатору подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
6. Работа среди населения по освещению целей и задач Программы организуется комитетом по делам молодежи Краснодарского края совместно с исполнительными органами местного самоуправления через краевые и местные средства массовой информации, а также путем проведения выставок, конференций и семинаров.
8. Оценка эффективности и социально-экономических
последствий реализации Программы
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы будет производиться на основе системы индикаторов, предусмотренных федеральной целевой программой "Жилище" на 2002 - 2010 годы, по соответствующим разделам.
Обязанности по представлению информации и расчету индикаторов возлагаются на комитет по делам молодежи Краснодарского края, а также на подразделения исполнительных органов местного самоуправления, курирующие вопросы реализации жилищной политики.
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить:
создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей;
привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств из внебюджетных источников и увеличение объема жилищного строительства;
использование в крае отработанных в ходе эксперимента механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в обеспечении жильем;
развитие и закрепление положительных демографических тенденций;
укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.