Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Краснодарского края
от 19 ноября 2003 г. N 411-П
Краевая целевая программа
"Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса
Краснодарского края на 2003 - 2010 годы"
(первый этап - 2003 - 2005 годы)
23 июня и 27 октября 2004 г., 19 января 2005 г.
О мерах по реализации программы см. постановление главы администрации края от 4 марта 2004 г. N 217
См. также Основные направления деятельности исполнительных органов власти Краснодарского края по комплексному развитию Азово-Черноморского побережья Краснодарского края до 2005 года, утвержденные постановлением главы администрации края от 4 декабря 2002 г. N 1373
Постановлением ЗСК от 19 января 2005 г. N 1250-П в раздел "Паспорт краевой целевой программы..." внесены изменения
Паспорт краевой целевой программы
"Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса
Краснодарского края на 2003 - 2010 годы"
(первый этап - 2003 - 2005 годы)
Наименование Про- краевая целевая программа "Развитие санаторно-
граммы курортного и туристского комплекса Краснодар-
ского края на 2003 - 2010 годы" (первый этап -
2003 - 2005 годы) (далее - Программа)
Основания для раз- постановление Законодательного Собрания Красно-
работки Программы дарского края от 17 июля 2003 года N 292-П "Об
утверждении Концепции развития санаторно-ку-
рортного и туристского комплекса Краснодарского
края на 2003 - 2010 годы"
Закон Краснодарского края "О природных лечебных
ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и
курортах Краснодарского края"
Закон Краснодарского края "О туристской дея-
тельности в Краснодарском крае"
Государственный за- администрация Краснодарского края
казчик Программы
Основные разработ- комитет Законодательного Собрания края по во-
чики Программы просам санаторно-курортного комплекса и туризма
департамент комплексного развития Азово-Черно-
морского побережья Краснодарского края
комитет по курортам и туризму Краснодарского
края
Цели и задачи сохранение и дальнейшее развитие санаторно-
Программы курортного и туристского комплекса Краснодар-
ского края
улучшение экологического состояния Азово-Черно-
морского побережья Краснодарского края, включая
курорты
сохранение и рациональное использование природ-
ных лечебных ресурсов, укрепление гидромине-
ральной базы
развитие общекурортной инфраструктуры;
подготовка и повышение квалификации специали-
стов курортного дела и туризма
создание современного конкурентоспособного на
мировом уровне санаторно-курортного и турист-
ского комплекса Краснодарского края как одного
из центров международного туризма и превращение
его в ведущую отрасль экономики Краснодарского
края
Сроки и этапы реа- сроки реализации Программы -
лизации Программы, 2003 - 2010 годы
основные цели эта- первый этап - 2003 - 2005 годы:
пов разработка технико-экономических обоснований
крупных проектов
реализация первоочередных задач и ежегодных
программ
второй этап - 2006 - 2007 годы:
реализация среднесрочных проектов и ежегодных
программ
третий этап - 2008 - 2010 годы:
реализация долгосрочных проектов и ежегодных
программ
Перечень подпро- нормативно-правовое обеспечение развития сана-
грамм торно-курортного и туристского комплекса
организация управления санаторно-курортным и
туристским комплексом
развитие санаторно-курортного и туристского
комплекса (включая сохранение и развитие гидро-
минеральной базы курортов)
маркетинг и коммуникационная политика
научное обеспечение и система подготовки кадров
градостроительная деятельность и развитие инже-
нерной инфраструктуры
экология и охрана окружающей среды
Исполнители основ- департамент комплексного развития курортов и
ных мероприятий туризма Краснодарского края
Программы органы исполнительной власти Краснодарского
края.
Предполагается привлечение к исполнению Про-
граммы органов местного самоуправления курорт-
ных городов и районов Краснодарского края
Объем и источники общий объем финансирования Программы - 574,8
финансирования миллионов рублей.
Программы Планируется привлечение средств краевого бюдже-
та в объеме 392,9 миллиона рублей, в том числе:
в 2004 году - 260,2 миллиона рублей
в 2005 году - 132,7 миллиона рублей.
Планируется привлечение средств местных бюдже-
тов в объеме 181,9 миллиона рублей (по согласо-
ванию)
Ожидаемые конечные формирование современного высокоэффективного
результаты, соци- санаторно-курортного и туристского комплекса в
альный и экономи- Краснодарском крае
ческий эффект, увеличение к 2010 году въездных туристских по-
важнейшие целевые токов в Краснодарский край до 8,0 миллионов
показатели человек
обеспечение роста доходной части консолидиро-
ванного бюджета края в размере 3,6 - 4,0 милли-
ардов рублей за счет поступлений от курортной и
туристско-экскурсионной деятельности
Организация конт- администрация Краснодарского края
роля за исполнени- Законодательное Собрание Краснодарского края
ем Программы
I. Общие положения
Краевая целевая программа "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003 - 2010 годы" разработана в соответствии с Концепцией развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003 - 2010 годы, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 17 июля 2003 года N 292-П.
Основными целями Программы являются формирование условий для создания на территории Краснодарского края современного, конкурентоспособного и высокоэффективного санаторно-курортного и туристского комплекса, доступного для всех слоев населения, расширение объема и повышение качества предоставляемых услуг на основе реконструкции и нового строительства санаторно-курортных и туристских объектов и превращение отрасли в социально и экономически развитое звено народнохозяйственного комплекса при переходе края к устойчивому экономическому, социальному и экологическому развитию.
Активизация хозяйственной деятельности и перспективы развития санаторно-курортного и туристского комплекса, включая Азово-Черноморское побережье Краснодарского края, напрямую зависят от ресурсного потенциала. Исходя из этого необходима количественная и качественная оценка природных ресурсов: земельных, рекреационных, бальнеологических, морских, биологических (морские гидробионты) и так далее. Все эти вопросы нашли отражение в представленной Программе.
Сохранение природных лечебных ресурсов и развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края должно осуществляться с учетом экологической безопасности человека, основанной на ресурсосберегающих технологиях в различных сферах хозяйственной деятельности человека.
Решение проблем развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края основано на программно-целевом методе с учетом основных направлений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и социально-экономического развития Краснодарского края.
В условиях перехода на рыночные отношения программный подход помогает осуществлять регулирование ресурсов и их приоритетную концентрацию для решения первоочередных задач.
Структура Программы содержит подпрограммы и предполагаемые мероприятия по реализации данной Программы.
II. Основное содержание Программы
Санаторно-курортный и туристский комплекс Краснодарского края является крупнейшим в Российской Федерации и состоит из более 1200 средств размещения на 220 тысяч мест.
Функционирование санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края характеризуется сезонностью. Так, число мест в период максимального развертывания в 2,7 раза превышает число круглогодичных мест. И если в организациях санаторного типа число мест в указанный период превышает число круглогодичных мест в 1,3 раза, то в организациях отдыха и на турбазах число мест в этот же период превышает круглогодичный показатель более чем в пять раз.
В настоящее время в Краснодарском крае широкое распространение получили средства размещения вместимостью от 5 до 30 номеров, принадлежащие индивидуальным предпринимателям и предназначенные для проживания туристов (неорганизованных отдыхающих). Большинство таких объектов строится и вводится в эксплуатацию как индивидуальные жилые дома. Число мест в таких средствах размещения практически сравнялось с коечной емкостью всего санаторно-курортного и туристского комплекса края и в несколько раз превышает номерной фонд традиционных гостиниц.
Малые средства размещения, принося минимальные налоговые доходы в бюджеты всех уровней (около 3 процентов), не восполняют в полном объеме финансовые расходы от использования ими сетей инженерной инфраструктуры (водоснабжение, канализация и так далее).
Основными препятствиями для получения достоверных стоимостных оценок масштабов санаторно-курортного и туристского комплекса края и его влияния на экономику края являются отсутствие необходимой государственной статистической информации о деятельности санаторно-курортного и туристического комплекса и слабая экономико-статистическая изученность туристской деятельности как на уровне края в целом, так и на уровне муниципальных образований.
Без учета мультипликативного эффекта прямой вклад организаций санаторно-курортного и туристского комплекса края в бюджеты всех уровней в 2002 году составил 1200,0 миллионов рублей. Валовой выпуск товаров и услуг с учетом мультипликативного эффекта, по экспертным оценкам, составил около 37 миллиардов рублей, то есть около 12 процентов валового регионального продукта.
Особенностью современного этапа развития санаторно-курортного и туристского комплекса является формирование цивилизованных рыночных отношений. Возрождается внутренний туризм. Разрабатывается новая государственная политика развития туризма в условиях рыночных отношений, расширяются международный туристский поток и география туристских поездок. При этом приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма.
На развитие санаторно-курортного и туристского комплекса края и на аналогичные комплексы Российской Федерации в ближайшие годы (2004 - 2005 годы) будут влиять следующие факторы:
структурные и качественные реформы, проводимые в экономике туризма: изменение форм собственности и смена собственников, дальнейшее сокращение числа государственных объектов санаторно-курортного и туристского назначения, изменение нормативной правовой базы;
значительное снижение уровня доходов населения, связанное с пиком платежей по государственному внешнему долгу, колебаниями валютных курсов и политическими и военными конфликтами;
снижение загрузки большинства здравниц в результате резкого сокращения бюджетного финансирования социальных оздоровительных программ;
снижение финансовой устойчивости, ценовой и сервисной конкурентоспособности организаций санаторно-курортного и туристского комплекса края в связи с сокращением туристских потоков, ростом налогов, земельных и коммунальных платежей;
несоответствие существующей материально-технической базы санаторно-курортного и туристского комплекса края требованиям платежеспособного клиента.
В результате комплексного воздействия этих и других факторов на финансово-хозяйственную деятельность организаций санаторно-курортного и туристского комплекса края уже сегодня резко снизилась их рентабельность, многие здравницы не имеют свободных финансовых средств, необходимых им для реконструкции собственных основных фондов и внедрения инноваций.
Прямые и косвенные доходы от туризма могут резко сократиться, что негативно скажется на финансовом положении как самого санаторно-курортного и туристского комплекса края, так и на экономике курортных городов и районов края.
Весь объем бюджетного финансирования санаторно-курортного и туристского комплекса края необходимо направить на реконструкцию существующих и строительство новых инженерных сетей, модернизацию городских коммуникаций (прежде всего очистных сооружений, водоводов, сетей тепло- и энергоснабжения), развитие транспортной системы, пляжного хозяйства, инфраструктуры развлечений.
Азово-Черноморское побережье Краснодарского края представляет собой сложившийся курортно-рекреационный регион, являющийся юго-западной границей России. Береговая линия проходит по Черному и Азовскому морям на протяжении 1160 километров. Абразия берегов, сложенных коренными породами, и размыв пляжной полосы охватывают почти весь берег (до 85 процентов). На большей части побережья между Адлером и Туапсе естественные пляжи очень узкие или полностью отсутствуют, поэтому требуется искусственное образование пляжей.
Следует отметить, что ведомственный подход к использованию пляжей, нарушение требований природоохранного, водного и земельного законодательства при их эксплуатации, отсутствие мониторинга их состояния со стороны соответствующих государственных служб привели к возникновению ситуации, при которой на отдельных участках побережья Черного моря начали резко уменьшаться размеры пляжной полосы. В частности, такие случаи отмечены в городе-курорте Анапа и практически на протяжении всей береговой полосы от города Туапсе до города Сочи.
Нерациональный подход к прогнозированию и использованию пляжных ресурсов привел к ощутимой нехватке общегородских (муниципальных) пляжей. Дефицит пляжей наблюдается на участках побережья в пределах Геленджикской группы курортов протяженностью 17,5 километра и рекреационной площадью 10,7 гектара и на участках побережья в границах Большого Сочи протяженностью 8,8 километра и рекреационной площадью 31 гектар.
Резервные площади рекреационных пляжей отмечаются лишь на сравнительно небольших участках побережья: на участке курорта "Головинка" (в пределах Сочи) и участках побережья поселка пансионата "Гизель-Дере" и села Шепси на территории Туапсинской группы курортов.
Названные факты являются достаточным условием для создания системы планомерного формирования курортных территорий, включая объекты инженерного обеспечения и защиты прибрежных территорий, объекты эксплуатации берегозащитных, противооползневых и других сооружений, а также пляжи, которые имеют многофункциональное назначение (лечебно-рекреационное, инженерное, берегозащитное, налоговое, экономическое и другое).
В настоящее время проведение берегозащитных и других работ по инженерной защите пляжей практически не ведется, многие существующие берегозащитные сооружения, в том числе и пляжи, требуют реконструкции или восстановления для выполнения своих непосредственных функций, как гидротехнических, так и рекреационных, так как без пляжей развитие курортов на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края практически невозможно.
В целом рекреационные ресурсы Азово-Черноморского побережья имеют высокую эстетическую, познавательную и оздоровительную ценность и могут быть широко использованы в различных видах туризма.
Наличие большого количества гор в непосредственной близости от хорошо освоенного в рекреационном отношении побережья предоставляет широчайшие возможности для развития в регионе пешеходного туризма, альпинизма, скалолазания, спелеотуризма, различных видов экстремального туризма.
Природные лечебные ресурсы Краснодарского края - это минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов, озер, пляжи водных объектов, ландшафтно-климатические и другие условия, используемые для санаторно-курортного лечения и профилактики заболеваний, отдыха и туризма.
Уникальность курортам Краснодарского края придает богатейшая гидроминеральная база региона, которая представлена минеральными водами бальнеологического и питьевого профиля, лечебными грязями.
На территории края прошли государственную экспертизу 45 месторождений минеральных вод, еще 173 участка являются перспективными для изучения и дальнейшей разработки.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день состояние скважин и большинства минераллопроводов оценивается как неудовлетворительное, их износ составляет от 80 до 100 процентов. Практически все эти сооружения нуждаются в модернизации или полной замене. Коммерческие организации, эксплуатирующие их, не стали эффективными собственниками. В результате снижения числа отпускаемых бальнеологических процедур и, соответственно, удорожания эксплуатации месторождений цены на процедуры с использованием природных минеральных вод и лечебных грязей постоянно растут.
Из-за отсутствия финансовых ресурсов практически прекращены работы по установлению округов санитарной (горно-санитарной) охраны с особым режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов края. Результатом интенсивного и нерационального использования природных лечебных ресурсов является их преждевременное истощение и загрязнение лечебно-оздоровительных местностей Краснодарского края.
Проведение работ по обобщению всех данных о лечебных ресурсах Краснодарского края с целью создания краевого реестра природных лечебных ресурсов (минеральных вод и лечебных грязей) позволит иметь четкое представление о возможностях дальнейшего развития гидроминеральной базы и использования столовых и лечебно-столовых вод в целях розлива, а также о возможностях пакетирования лечебных грязей.
Несмотря на то, что лечебная составляющая в предлагаемых курортами края услугах постоянно увеличивается, использование в санаторно-курортном лечении природных минеральных вод снижается. Растет тенденция замены их искусственными (суррогатными) или преформированными лечебными факторами с использованием различных видов современного оборудования зарубежного производства.
Поэтому для дальнейшего развития курортов Краснодарского края помимо изыскания новых месторождений природных лечебных ресурсов необходимо создавать новые подходы к лечению минеральными водами и лечебными грязями, разрабатывать новые медицинские технологии и современные методы и методики лечения. Сохраняя уникальность имеющегося опыта организации санаторно-курортного лечения в России, который в 46 странах мира взят за образец, необходимо сформировать новый лечебный курортный продукт, отвечающий требованиям мировых стандартов. Создание такого продукта практически невозможно без проведения научно-исследовательских работ и маркетинговых исследований возможностей его реализации.
Сосредоточение и систематизация всех сведений о природных лечебных ресурсах в одном органе исполнительной власти Краснодарского края, создание и ведение им краевого реестра природных лечебных ресурсов (минеральных вод и лечебных грязей) позволили бы подойти к созданию краевой программы развития гидроминеральной базы Краснодарского края.
III. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Стратегической целью Программы является расширение объема предоставляемых услуг, повышение их качества за счет модернизации и нового строительства санаторно-курортных и туристских объектов, увеличение вклада отрасли в валовой региональный продукт (далее - ВРП) и превращение ее в экономически и социально развитое звено народнохозяйственного комплекса Краснодарского края при переходе к устойчивому экономическому, социальному и экологическому развитию.
Программа разработана как взаимоувязанный по ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплекс научно-технических, производственно-хозяйственных, правовых, организационных и других мероприятий, обеспечивающих достижение принятой цели. Достижение поставленной цели предполагает:
а) повышение уровня удовлетворения общественных, групповых, семейных, личных потребностей населения в услугах санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края с доведением их до нормативных значений, сопоставимых с мировым уровнем качества жизни;
б) достижение мирового уровня развития рекреационно-оздоровительных и туристских услуг на основе мобилизации и улучшения использования всех видов природных ресурсов, концентрации внутрирегиональных ресурсов на приоритетных направлениях развития, активного привлечения ресурсов из внерегиональных источников при соответствующей информационной, организационной, материальной и финансовой поддержке федерального и краевого центров;
в) переход от зависимого развития к развитию, опирающемуся преимущественно на собственные природные, материальные, финансовые и кадровые ресурсы, их эффективное использование;
г) придание процессам развития санаторно-курортного и туристского комплекса устойчивого характера, обеспечение его роста без нарушения экологического равновесия и нанесения необратимого ущерба окружающей среде, с учетом повышения экологической безопасности.
Достижение главной цели предполагает необходимость решения следующих основных задач:
создание современной материально-технической базы санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края;
разработка механизма осуществления долгосрочной стратегии и инструментов управления, предусматривающих согласованность и комплексность развития санаторно-курортного и туристского комплекса, других структурообразующих отраслей экономики Краснодарского края;
обеспечение высоких темпов экономического роста отрасли, выход в режим устойчивого развития, позволяющий достичь 18 - 20 процентов удельного веса комплекса в валовом региональном продукте с учетом мультипликативного эффекта;
совершенствование системы налогообложения, нормативной правовой базы и решение вопросов собственности в отрасли;
осуществление структурной перестройки санаторно-курортного и туристского комплекса, проводимой по двум относительно самостоятельным направлениям:
а) структурная перестройка общего характера, определяемая переходом к рынку и нацеленная на системное реформирование основных функциональных звеньев отрасли путем: повышения доли предприятий (услуг), наиболее востребованных обществом и ликвидации неэффективных и неперспективных структур; расширения услуг частного сектора; максимально возможного ускоренного обновления материально-технической базы указанного комплекса; резкого повышения эффективности и конкурентоспособности санаторно-курортного и туристского комплекса края и доведения его до мирового уровня;
б) экологически ориентированная структурная перестройка, обусловленная переходом к устойчивому развитию и предполагающая глубокую перестройку отраслевой структуры санаторно-курортного и туристского комплекса путем сокращения удельного веса производств, наносящих наибольший ущерб окружающей среде, и развития отраслей и производств, ориентированных на преимущественное использование возобновляемых ресурсов, а также наносящих минимальный вред окружающей среде, перевод хозяйственной деятельности на новые экологические стандарты;
создание благоприятного инвестиционного климата региона на основе укрепления соответствующей инфраструктуры, развития инструментов региональных гарантий финансирования эффективных инвестиционных проектов рекреационного комплекса, региональных страховых, кредитных и других институтов инвестиционного рынка; использование механизмов залогового обеспечения (залоговых фондов) для стимулирования частных инвестиций, внедрение прогрессивных инструментов развития перспективных санаторно-туристских территорий - концессий и особых экономических зон.
Решение перечисленных задач требует ускорения экономических реформ, оказания организационно-правовой и финансовой поддержки развитию санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края со стороны федерального центра и расширения краевых полномочий в нормативном регулировании социально-экономического развития.
Реализация Программы развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края рассчитана на период до 2010 года в три этапа:
первый этап - 2003 - 2005 годы;
второй этап - 2006 - 2007 годы;
третий этап - 2008 - 2010 годы.
Важнейшими задачами первого этапа являются ускоренное завершение основных институциональных преобразований в отрасли. На первом этапе в условиях жестких ограничений, обусловленных комплексом накопившихся за годы реформ острейших социально-экономических проблем, предусматривается концентрация ресурсов на развитии наиболее перспективных объектов, в том числе на развитии инфраструктуры курортов и увеличении загрузки существующих производственных мощностей отрасли в период межсезонья.
Успешная реализация программных мероприятий первого этапа обеспечит высокие показатели роста на весь период реализации Программы, а также увеличит привлекательность санаторно-курортного и туристского бизнеса для потенциальных инвесторов в перспективе.
В 2004 - 2005 годах рост доходов санаторно-курортного и туристского комплекса края прогнозируется до 14 - 15 процентов в сопоставимых ценах ежегодно.
Второй этап реализации Программы нацелен на формирование инвестиционного потенциала устойчивого роста в перспективе до 2010 года. За счет сформированных на первом этапе новых источников финансирования, а также за счет максимального использования конъюнктурных преимуществ самого привлекательного сектора экономики (богатейшие природные рекреационные запасы в сочетании с благоприятным экономико-географическим положением, современная транспортная сеть, курортная инфраструктура) инвестиционные проекты будут финансироваться с коэффициентом 1 к 5, то есть на каждый рубль бюджетных вложений в крае будет привлекаться не менее пяти рублей из внебюджетных источников, в том числе иностранных. Усиление социальной составляющей будет происходить постепенно, по мере укрепления хозяйственного потенциала отрасли.
На втором этапе Программы будут продолжены работы по всем направлениям (капитальные работы, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, прочие мероприятия), обеспечено финансирование всей совокупности инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках Программы, созданы благоприятные условия для устойчивого роста экономики отрасли в период после завершения Программы. Выполнение важнейших программных мероприятий в период 2006 - 2007 годов должно привести к качественным изменениям в природопользовании и состоянии окружающей среды, улучшении экологии.
На третьем этапе предполагается завершение начатых на предыдущих этапах реализации инвестиционных проектов и преобразований, стимулирующих развитие предпринимательства. Отрасль должна выйти на траекторию устойчивого развития. В целом предусматриваемые программные мероприятия позволят обеспечить высокую динамику экономического развития санаторно-туристского комплекса. В результате рост удельного веса отрасли в валовом региональном продукте края к 2010 году возрастет до 27 - 30 процентов, что соответствует уровню стран с развитой рекреационной сферой.
Постановлением ЗСК от 19 января 2005 г. N 1250-П в раздел IV Программы внесены изменения
IV. Система подпрограмм и основных мероприятий по их реализации
Подпрограммы развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края сформированы в условиях незаконченного перехода экономической системы страны от централизованно планируемой экономики к рыночной. Для устойчивого экономического роста отрасли определены приоритеты ее развития и разработан комплекс необходимых мероприятий.
При наличии широкого комплекса острейших социально-экономических проблем и в условиях ограниченности средств целесообразно обеспечить концентрацию инвестиционных и организационных усилий на поддержке отдельных направлений экономического роста, которые позволят увеличить привлекательность санаторно-туристского бизнеса для возможных инвесторов и в среднесрочной перспективе обеспечат высокий потенциал роста всей экономики края.
1. Нормативное правовое обеспечение развития санаторно-курортного
и туристского комплекса
Программа развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края основывается на положениях законодательства Российской Федерации по вопросам программной разработки и направлениям решения проблем социально-экономического развития России, а также нормативных правовых актах Краснодарского края. Для дальнейшего регулирования социально-экономических отношений при реализации проектов Программы в области развития нормативной правовой базы предполагается:
анализ действующих в сфере курортов и туризма нормативных правовых актов Российской Федерации и Краснодарского края и их корректировка в установленном порядке с учетом соответствия современным условиям деятельности санаторно-курортной и туристской отрасли;
урегулирование в установленном порядке вопросов землепользования пляжами Азово-Черноморского побережья края;
разработка и внесение в установленном порядке предложений в систему стандартизации и добровольной сертификации санаторно-оздоровительных услуг и средств размещения в санаторно-курортном и туристском комплексе;
разработка в установленном порядке классификатора и реестра организаций санаторно-курортного и туристского комплекса;
разработка в установленном порядке проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование системы налогообложения в сфере курортов и туризма.
В рамках данной подпрограммы предусматривается проведение следующих мероприятий:
----------------------------------------------------------------------------------------------------
N | Мероприятие | Срок | Объем финансирования (млн. рублей) | Государственный
п/п | |испол-|-----------------------------------------| заказчик
| |нения | краевой бюджет* | местный бюджет* | мероприятия
| | |--------------------+--------------------|
| | |всего | в том числе |всего | в том числе |
| | | |-------------| |-------------|
| | | | 2004 | 2005 | | 2004 | 2005 |
| | | | год | год | | год | год |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
1.1 | Анализ существующих в| 2004 | 0,5 | 0,5 | - | - | - | - |департамент ком-
| сфере курортов и туризма| год | | | | | | |плексного развития
| нормативных правовых ак-| | | | | | | |курортов и туризма
| тов Российской Федерации| | | | | | | |Краснодарского
| и Краснодарского края на| | | | | | | |края
| их соответствие современ-| | | | | | | |
| ным условиям деятельности| | | | | | | |
| санаторно-курортного и| | | | | | | |
| туристского комплекса | | | | | | | |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
1.2 | Подготовка в установлен-|2004 -| 0,5 | 0,5 | - | - | - | - |департамент ком-
| ном порядке следующих за-| 2005 | | | | | | |плексного развития
| конодательных инициатив| годы | | | | | | |курортов и туризма
| администрации края, Зако-| | | | | | | |Краснодарского
| нодательного Собрания| | | | | | | |края
| края о внесении изменений| | | | | | | |
| и дополнений в действую-| | | | | | | |
| щее законодательство Рос-| | | | | | | |
| сийской Федерации: | | | | | | | |
| в федеральное законода-| | | | | | | |
| тельство: | | | | | | | |
| в статью 15 Налогового| | | | | | | |
| кодекса Российской Фе-| | | | | | | |
| дерации (местные налоги| | | | | | | |
| и сборы в части отнесе-| | | | | | | |
| ния к местным налогам| | | | | | | |
| курортного сбора); | | | | | | | |
| в Федеральный закон "О| | | | | | | |
| природных лечебных ре-| | | | | | | |
| сурсах, лечебно-оздоро-| | | | | | | |
| вительных местностях и| | | | | | | |
| курортах"; | | | | | | | |
| в проект федерального| | | | | | | |
| закона "О курортном де-| | | | | | | |
| ле в Российской Федера-| | | | | | | |
| ции"; | | | | | | | |
| в законодательство Крас-| | | | | | | |
| нодарского края: | | | | | | | |
| в Закон Краснодарского| | | | | | | |
| края "О природных ле-| | | | | | | |
| чебных ресурсах, лечеб-| | | | | | | |
| но-оздоровительных | | | | | | | |
| местностях и курортах| | | | | | | |
| Краснодарского края"; | | | | | | | |
| в Закон Краснодарского| | | | | | | |
| края "О туристской дея-| | | | | | | |
| тельности в Краснодар-| | | | | | | |
| ском крае"; | | | | | | | |
| в Закон Краснодарского| | | | | | | |
| края "Об особо охраняе-| | | | | | | |
| мых природных террито-| | | | | | | |
| риях Краснодарского| | | | | | | |
| края" | | | | | | | |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
1.3 | Разработка и внесение в|2004 -| 1,0 | 1,0 | - | - | - | - |департамент ком-
| установленном порядке на| 2005 | | | | | | |плексного развития
| рассмотрение в Законода-| годы | | | | | | |курортов и туризма
| тельное Собрание края: | | | | | | | |Краснодарского
| проекта закона Красно-| | | | | | | |края
| дарского края "О комп-| | | | | | | |
| лексном развитии Азово-| | | | | | | |
| Черноморского побережья| | | | | | | |
| Краснодарского края"; | | | | | | | |
| проекта закона Красно-| | | | | | | |
| дарского края "О госу-| | | | | | | |
| дарственной поддержке| | | | | | | |
| отдыха, оздоровления и| | | | | | | |
| занятости детей на тер-| | | | | | | |
| ритории Краснодарского| | | | | | | |
| края" | | | | | | | |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
1.4 | Проведение анализа миро-| 2004 | 0,5 | 0,5 | - | - | - | - |департамент ком-
| вой практики применения| год | | | | | | |плексного развития
| налогообложения при стро-| | | | | | | |курортов и туризма
| ительстве, реконструкции| | | | | | | |Краснодарского
| и оборудовании санатор-| | | | | | | |края
| но-курортных и туристских| | | | | | | |
| средств размещения для| | | | | | | |
| разработки и внесения| | | | | | | |
| предложений по совершен-| | | | | | | |
| ствованию системы налого-| | | | | | | |
| обложения | | | | | | | |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
1.5 | Разработка подпрограммы| 2004 | - | - | - | - | - | - |департамент ком-
| "Развитие детско-юноше-| год | | | | | | |плексного развития
| ского туризма и отдыха на| | | | | | | |курортов и туризма
| территории Краснодарского| | | | | | | |Краснодарского
| края" на 2005 - 2010 годы| | | | | | | |края
| | | | | | | | |департамент по фи-
| | | | | | | | |зической культуре
| | | | | | | | |и спорту Красно-
| | | | | | | | |дарского края
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
1.6 | Разработка и представле-| 2004 | - | - | - | - | - | - |департамент ком-
| ние для утверждения главе| год | | | | | | |плексного развития
| администрации Краснодар-| | | | | | | |курортов и туризма
| ского края следующих про-| | | | | | | |Краснодарского
| ектов: | | | | | | | |края,
| положение о Краснодар-| | | | | | | |государственная
| ском краевом реестре| | | | | | | |инспекция по мало-
| природных лечебных ре-| | | | | | | |мерным судам Крас-
| сурсов, лечебно-оздоро-| | | | | | | |нодарского края
| вительных местностей,| | | | | | | |(по согласованию)
| курортов, санаторно-ку-| | | | | | | |
| рортных предприятий и| | | | | | | |
| учреждений отдыха; | | | | | | | |
| правила охраны жизни| | | | | | | |
| людей на водных объек-| | | | | | | |
| тах на территории Крас-| | | | | | | |
| нодарского края; | | | | | | | |
| правила пользования| | | | | | | |
| водными объектами на| | | | | | | |
| территории Краснодар-| | | | | | | |
| ского края для плавания| | | | | | | |
| на маломерных плава-| | | | | | | |
| тельных средствах | | | | | | | |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
1.7 | Разработка и внесение в| 2004 | 0,3 | 0,3 | - | - | - | - |департамент ком-
| установленном порядке| год | | | | | | |плексного развития
| предложений в систему| | | | | | | |курортов и туризма
| стандартизации и добро-| | | | | | | |Краснодарского
| вольной сертификации са-| | | | | | | |края,
| наторно-оздоровительных | | | | | | | |государственное
| услуг и средств размеще-| | | | | | | |унитарное предпри-
| ния в санаторно-курортном| | | | | | | |ятие Краснодарско-
| и туристском комплексе | | | | | | | |го края "Курорт-
| | | | | | | | |Экспертиза"
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
1.8 | Разработка и утверждение|2004 -| - | - | - | - | - | - |департамент ком-
| в установленном порядке| 2005 | | | | | | |плексного развития
| положений о следующих ку-| годы | | | | | | |курортов и туризма
| рортах: | | | | | | | |Краснодарского
| краевого значения: | | | | | | | |края,
| г. Геленджик, г. Ейск,| | | | | | | |органы местного
| г. Горячий Ключ, Туап-| | | | | | | |самоуправления
| синский район; | | | | | | | |(по согласованию)
| местного значения: | | | | | | | |
| Апшеронский район (ст-| | | | | | | |
| ца Нефтяная, г. Апше-| | | | | | | |
| ронск, г. Хадыженск); | | | | | | | |
| Белореченский район (с.| | | | | | | |
| Великовечное); | | | | | | | |
| Ейский район (ст-ца Ка-| | | | | | | |
| мышеватская, ст-ца Дол-| | | | | | | |
| жанская); | | | | | | | |
| Каневский район (ст-ца| | | | | | | |
| Привольная); | | | | | | | |
| Кущевский район (ст-ца| | | | | | | |
| Кущевская); | | | | | | | |
| г. Лабинск; | | | | | | | |
| Мостовский район| | | | | | | |
| (п.г.т. Мостовской,| | | | | | | |
| п.г.т. Псебай, с. Ше-| | | | | | | |
| док); | | | | | | | |
| Отрадненский район (ст-| | | | | | | |
| ца Отрадная, ст-ца| | | | | | | |
| Удобная); | | | | | | | |
| Приморско-Ахтарский рай| | | | | | | |
| он (г. Приморско-Ах| | | | | | | |
| тарск, Ясенская коса); | | | | | | | |
| г. Славянск-на-Кубани,| | | | | | | |
| п.г.т. Ачуево Славян-| | | | | | | |
| ского района; | | | | | | | |
| Темрюкский район (ст-ца| | | | | | | |
| Голубицкая, ст-ца Запо-| | | | | | | |
| рожская, ст-ца Тамань,| | | | | | | |
| п. Кучугуры, мыс Тузла,| | | | | | | |
| урочище Яхно); | | | | | | | |
| г. Туапсе; | | | | | | | |
| Щербиновский район (с.| | | | | | | |
| Глафировка, с. Шабель-| | | | | | | |
| ское) | | | | | | | |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
1.9 | Анализ действующих норма-|2004 -| 0,5 | 0,5 | - | - | - | - |департамент ком-
| тивных правовых актов фе-| 2005 | | | | | | |плексного развития
| дерального и краевого| годы | | | | | | |курортов и туризма
| уровня в сфере курортов и| | | | | | | |Краснодарского
| туризма для издания сбор-| | | | | | | |края
| ника нормативных правовых| | | | | | | |
| актов для руководителей| | | | | | | |
| санаторно-курортных и ту-| | | | | | | |
| ристско-экскурсионных ор-| | | | | | | |
| ганизаций | | | | | | | |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
| Итого: | | 3,3 | 3,3 | - | - | - | - |
----------------------------------------------------------------------------------------------------
* перечень мероприятий и объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению при разработке проектов краевого и местных бюджетов исходя из реальных возможностей.
2. Организация управления санаторно-курортным и туристским комплексом
Существующая система государственного регулирования санаторно-курортного дела и туризма не в состоянии пока предотвратить недобросовестную конкуренцию, нарушение прав потребителей санаторно-оздоровительных, туристско-экскурсионных и иных сервисных услуг.
Отсутствие в абсолютном большинстве здравниц, расположенных на территории Краснодарского края, долей государственной собственности привело к значительной утрате органами государственной власти края возможности реализации государственных интересов в данной сфере.
Координация в порядке, установленном законодательством, деятельности санаторно-курортных и туристских организаций со стороны государственных органов управления ни в коей мере не означает отказ от рынка, наоборот, используя преимущества рынка, здравницы и курорты в целом станут в крае мощной индустрией оздоровления и отдыха российских граждан.
Отрицательное воздействие на состояние санаторно-курортного и туристского комплекса оказывает несовершенство существующей системы управления на региональном уровне и государственной поддержки на федеральном уровне, не позволяющей функционировать ему как единой системе. В целях совершенствования системы управления санаторно-курортным и туристским комплексом на региональном уровне по данной подпрограмме предусматривается проведение следующих мероприятий:
----------------------------------------------------------------------------------------------------
N | Мероприятие | Срок | Объем финансирования (млн. рублей) | Государственный
п/п | |испол-|-----------------------------------------| заказчик
| |нения | краевой бюджет* | местный бюджет* | мероприятия
| | |--------------------+--------------------|
| | |всего | в том числе |всего | в том числе |
| | | |-------------| |-------------|
| | | | 2004 | 2005 | | 2004 | 2005 |
| | | | год | год | | год | год |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
2.1 | Создание межведомственной| IV-й | - | - | - | - | - | - |департамент ком-
| комиссии по развитию са-| квар-| | | | | | |плексного развития
| наторно-курортного и ту-| тал | | | | | | |курортов и туризма
| ристского комплекса при| 2003 | | | | | | |Краснодарского
| главе администрации Крас-| года | | | | | | |края
| нодарского края для: | | | | | | | |
| рассмотрения в установ-| | | | | | | |
| ленном порядке муници-| | | | | | | |
| пальных программ развития| | | | | | | |
| санаторно-курортного и| | | | | | | |
| туристского комплекса; | | | | | | | |
| рассмотрения вопросов фи-| | | | | | | |
| нансирования Программы и| | | | | | | |
| внесения предложений о| | | | | | | |
| распределении расходов | | | | | | | |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
2.2 | Совершенствование струк-| I-й | - | - | - | - | - | - |департамент ком-
| туры органов управления| квар-| | | | | | |плексного развития
| санаторно-курортным и ту-| тал | | | | | | |курортов и туризма
| ристским комплексом края | 2004 | | | | | | |Краснодарского
| | года | | | | | | |края
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
2.3 | Разработка мероприятий| III-й| - | - | - | - | - | - |департамент ком-
| второго этапа Программы| квар-| | | | | | |плексного развития
| развития санаторно-ку-| тал | | | | | | |курортов и туризма
| рортного и туристского| 2005 | | | | | | |Краснодарского
| комплекса Краснодарского| года | | | | | | |края,
| края на 2006 - 2007 годы | | | | | | | |комитет Законода-
| | | | | | | | |тельного Собрания
| | | | | | | | |края по вопросам
| | | | | | | | |санаторно-курорт-
| | | | | | | | |ного комплекса и
| | | | | | | | |туризма
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
2.4 | Разработка мероприятий по| IV-й | - | - | - | - | - | - |департамент ком-
| осуществлению в установ-| квар-| | | | | | |плексного развития
| ленном порядке контроль-| тал | | | | | | |курортов и туризма
| ных функций за соблюдени-| 2004 | | | | | | |Краснодарского
| ем качества санаторно-оз-| года | | | | | | |края
| доровительных и турист-| | | | | | | |
| ско-экскурсионных услуг,| | | | | | | |
| предоставляемых организа-| | | | | | | |
| циями санаторно-курортно-| | | | | | | |
| го и туристского комплек-| | | | | | | |
| са края | | | | | | | |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
2.5 | Проведение инвентаризации|2004 -| 5,0 | 5,0 | - | 2,0 | 1,0 | 1,0 |департамент ком-
| объектов государственной| 2005 | | | | | | |плексного развития
| собственности Краснодар-| годы | | | | | | |курортов и туризма
| ского края, используемых| | | | | | | |Краснодарского
| в санаторно-курортном и| | | | | | | |края,
| туристском комплексе, с| | | | | | | |департамент имуще-
| целью повышения эффектив-| | | | | | | |ственных отношений
| ности деятельности ку-| | | | | | | |Краснодарского
| рортно-туристских органи-| | | | | | | |края
| заций, усиления государ-| | | | | | | |
| ственного влияния на их| | | | | | | |
| деятельность | | | | | | | |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
2.6 | Проведение инвентаризации|2004 -| 0,6 | 0,6 | - | - | - | - |департамент ком-
| незавершенных объектов| 2005 | | | | | | |плексного развития
| строительства, находящих-| годы | | | | | | |курортов и туризма
| ся в государственной| | | | | | | |Краснодарского
| собственности края, и| | | | | | | |края,
| принятие мер по их эффек-| | | | | | | |департамент имуще-
| тивному использованию | | | | | | | |ственных отношений
| | | | | | | | |Краснодарского
| | | | | | | | |края
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
2.7 | Корректировка положений о|2004 -| 3,3 | 2,3 | 1,0 | - | - | - |департамент ком-
| смотрах-конкурсах и еже-| 2005 | | | | | | |плексного развития
| годное проведение смот-| годы | | | | | | |курортов и туризма
| ров-конкурсов с целью мо-| | | | | | | |Краснодарского
| рального и материального| | | | | | | |края
| стимулирования повышения| | | | | | | |
| качества услуг в санатор-| | | | | | | |
| но-курортном и туристском| | | | | | | |
| комплексе | | | | | | | |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
2.8 | Организация работы по ре-|2004 -| 1,0 | 0,5 | 0,5 | - | - | - |департамент ком-
| конструкции, строительст-| 2005 | | | | | | |плексного развития
| ву и эксплуатации турист-| годы | | | | | | |курортов и туризма
| ско-экскурсионных объек-| | | | | | | |Краснодарского
| тов | | | | | | | |края,
| | | | | | | | |департамент имуще-
| | | | | | | | |ственных отношений
| | | | | | | | |Краснодарского
| | | | | | | | |края
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
2.9 | Создание на курортах ор-|2004 -| - | - | - | - | - | - |департамент ком-
| ганизационно-методических| 2005 | | | | | | |плексного развития
| центров по распростране-| годы | | | | | | |курортов и туризма
| нию передового опыта в| | | | | | | |Краснодарского
| сфере санаторно-курортно-| | | | | | | |края
| го лечения, отдыха и ту-| | | | | | | |
| ризма | | | | | | | |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
2.10 | Создание на курортах и на|2004 -| 4,0 | 2,0 | 2,0 | - | - | - |департамент ком-
| основных экскурсионных| 2005 | | | | | | |плексного развития
| объектах информационных| годы | | | | | | |курортов и туризма
| туристско-экскурсионных | | | | | | | |Краснодарского
| центров | | | | | | | |края,
| | | | | | | | |органы местного
| | | | | | | | |самоуправления
| | | | | | | | |(по согласованию)
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
2.11 | Обобщение и издание воен-|2004 -| 0,5 | 0,5 | - | - | - | - |департамент ком-
| но-патриотических, обра-| 2005 | | | | | | |плексного развития
| зовательных, научно-по-| годы | | | | | | |курортов и туризма
| знавательных программ для| | | | | | | |Краснодарского
| детских оздоровительных| | | | | | | |края,
| организаций | | | | | | | |департамент обра-
| | | | | | | | |зования и науки
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
2.12 | Разработка методов эконо-|2004 -| - | - | - | - | - | - |департамент ком-
| мического стимулирования| 2005 | | | | | | |плексного развития
| санаторно-курортных и ту-| годы | | | | | | |курортов и туризма
| ристских организаций по| | | | | | | |Краснодарского
| результатам финансово-хо-| | | | | | | |края
| зяйственной деятельности | | | | | | | |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
| Итого: | | 14,4 | 10,9 | 3,5 | 2,0 | 1,0 | 1,0 |
----------------------------------------------------------------------------------------------------
* перечень мероприятий и объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению при разработке проектов краевого и местных бюджетов исходя из реальных возможностей.
3. Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса
(включая сохранение и развитие гидроминеральной базы курортов)
См. также Концепцию признания лечебно-оздоровительными местностями краевого значения земель в границах Молдовского, Нижнешиловского, Кудепстинского сельских округов и Краснополянского поселкового округа Адлерского района города Сочи Краснодарского края, утвержденную постановлением главы администрации Краснодарского края от 14 апреля 2004 г. N 350
Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса на первом этапе предусматривает мероприятия, затрагивающие как развитие отдельных объектов, так и развитие комплекса в целом. Предложенные проекты наименее затратны и реально выполнимы. Одно из приоритетных направлений - развитие туризма как наиболее динамично развивающегося комплекса.
Особенности современного этапа развития туризма в России всецело определяются глубинными преобразованиями во всех сферах общественной жизни в стране. В сфере туризма формируется адекватная нормативная правовая база, разрабатывается новая государственная доктрина развития туризма в рыночных условиях, возрождается внутренний туризм, а также расширяется международный туристский поток и география туристских поездок. Россия вступает в мировое туристское пространство. При этом приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие, прежде всего, внутреннего и въездного туризма.
Во всем мире признано, что туризм - это та отрасль, которая способна играть роль локомотива в народном хозяйстве, поскольку функционирует в комплексе с целым рядом других отраслей (транспорт, связь, гостиничное хозяйство, банки, индустрия развлечений и так далее). Туризм оказывает прямое или косвенное воздействие на доходную часть бюджетов, формирование валового национального и регионального продуктов, сокращение безработицы.
По данной подпрограмме предусматривается проведение следующих мероприятий:
----------------------------------------------------------------------------------------------------
N | Мероприятие | Срок | Объем финансирования (млн. рублей) | Государственный
п/п | |испол-|-----------------------------------------| заказчик
| |нения | краевой бюджет* | местный бюджет* | мероприятия
| | |--------------------+--------------------|
| | |всего | в том числе |всего | в том числе |
| | | |-------------| |-------------|
| | | | 2004 | 2005 | | 2004 | 2005 |
| | | | год | год | | год | год |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
3.1 | Внесение изменений в по-| I кв.| - | - | - | - | - | - |департамент ком-
| рядок субсидирования за| 2004 | | | | | | |плексного развития
| счет средств краевого| года | | | | | | |курортов и туризма
| бюджета части процентной| | | | | | | |Краснодарского
| ставки по кредитам, полу-| | | | | | | |края
| ченным в кредитных орга-| | | | | | | |
| низациях санаторно-ку-| | | | | | | |
| рортными и туристскими| | | | | | | |
| предприятиями края | | | | | | | |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
3.2 | Инвентаризация и приори-|2004 -| 5,5 | 2,8 | 2,7 | - | - | - |департамент куль-
| тетное финансирование ре-| 2005 | | | | | | |туры Краснодарско-
| ставрации музеев, мемори-| годы | | | | | | |го края
| альных домов, архитектур-| | | | | | | |
| ных, исторических и на-| | | | | | | |
| циональных памятников | | | | | | | |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
3.3 | Развитие туристско-экс-|2004 -| 1,3 | 1,3 | - | 1,4 | 0,7 | 0,7 |департамент ком-
| курсионных маршрутов, в| 2005 | | | | | | |плексного развития
| том числе: | годы | | | | | | |курортов и туризма
| инвентаризация турист-| | | | | | | |Краснодарского
| ско-экскурсионных марш-| | | | | | | |края,
| рутов; | | | | | | | |органы местного
| разработка и организа-| | | | | | | |самоуправления
| ция новых видов туризма| | | | | | | |(по согласованию)
| в крае, обустройство| | | | | | | |
| новых экскурсионных| | | | | | | |
| маршрутов и объектов| | | | | | | |
| показа | | | | | | | |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
3.4 | Обустройство туристского|2004 -| 1,1 | 1,1 | - | 1,0 | 0,5 | 0,5 |департамент ком-
| комплекса "Абадзехская| 2005 | | | | | | |плексного развития
| гора" в г. Горячий Ключ | годы | | | | | | |курортов и туризма
| | | | | | | | |Краснодарского
| | | | | | | | |края,
| | | | | | | | |органы местного
| | | | | | | | |самоуправления
| | | | | | | | |г. Горячий Ключ
| | | | | | | | |(по согласованию)
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
3.5 | Реконструкция терренкура|2004 -| 0,6 | 0,6 | - | 0,6 | 0,3 | 0,3 |департамент ком-
| в г. Горячий Ключ | 2005 | | | | | | |плексного развития
| | годы | | | | | | |курортов и туризма
| | | | | | | | |Краснодарского
| | | | | | | | |края,
| | | | | | | | |органы местного
| | | | | | | | |самоуправления
| | | | | | | | |г. Горячий Ключ
| | | | | | | | |(по согласованию)
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
3.6 | Обустройство 30 турист-|2004 -| 1,7 | 1,4 | 0,3 | 0,6 | 0,3 | 0,3 |департамент ком-
| ских маршрутов в Мостов-| 2005 | | | | | | |плексного развития
| ском районе | годы | | | | | | |курортов и туризма
| | | | | | | | |Краснодарского
| | | | | | | | |края,
| | | | | | | | |органы местного
| | | | | | | | |самоуправления Мо-
| | | | | | | | |стовского района
| | | | | | | | |(по согласованию)
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
3.7 | Обустройство 15 турист-|2004 -| 0,5 | 0,5 | - | 0,4 | 0,2 | 0,2 |департамент ком-
| ских маршрутов в Отрад-| 2005 | | | | | | |плексного развития
| ненском районе | годы | | | | | | |курортов и туризма
| | | | | | | | |Краснодарского
| | | | | | | | |края,
| | | | | | | | |органы местного
| | | | | | | | |самоуправления От-
| | | | | | | | |радненского района
| | | | | | | | |(по согласованию)
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
3.8 | Разработка проектной до-|2004 -| 1,0 | 1,0 | - | 1,0 | - | 1,0 |департамент ком-
| кументации и строительст-| 2005 | | | | | | |плексного развития
| во бальнеологического| годы | | | | | | |курортов и туризма
| комплекса "Медуница" в| | | | | | | |Краснодарского
| Отрадненском районе | | | | | | | |края,
| | | | | | | | |органы местного
| | | | | | | | |самоуправления От-
| | | | | | | | |радненского района
| | | | | | | | |(по согласованию)
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
3.9 | Разработка проектной до-|2004 -| 5,0 | 1,0 | 4,0 | 1,0 | - | 1,0 |департамент ком-
| кументации и строительст-| 2005 | | | | | | |плексного развития
| во грязелечебницы на соп-| годы | | | | | | |курортов и туризма
| ке Шуго в Варениковском| | | | | | | |Краснодарского
| сельском округе Крымского| | | | | | | |края,
| района | | | | | | | |органы местного
| | | | | | | | |самоуправления
| | | | | | | | |Крымского района
| | | | | | | | |(по согласованию)
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
3.10 | Разработка проектной до-| 2004 | 1,0 | 1,0 | - | - | - | - |департамент ком-
| кументации для реконст-| год | | | | | | |плексного развития
| рукции и капитального ре-| | | | | | | |курортов и туризма
| монта туристского комп-| | | | | | | |Краснодарского
| лекса в п. Планческая| | | | | | | |края,
| Щель Северского района | | | | | | | |органы местного
| | | | | | | | |самоуправления Се-
| | | | | | | | |верского района
| | | | | | | | |(по согласованию)
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
3.11 | Разработка и обустройство|2004 -| 0,8 | 0,4 | 0,4 | - | - | - |департамент ком-
| экскурсионных маршрутов и| 2005 | | | | | | |плексного развития
| объектов туристского по-| годы | | | | | | |курортов и туризма
| каза в Северском районе | | | | | | | |Краснодарского
| | | | | | | | |края,
| | | | | | | | |органы местного
| | | | | | | | |самоуправления Се-
| | | | | | | | |верского района
| | | | | | | | |(по согласованию)
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
3.12 | Разработка проектной до-| 2004 | 1,0 | 1,0 | - | - | - | - |департамент ком-
| кументации для строитель-| год | | | | | | |плексного развития
| ства бальнеолечебницы в| | | | | | | |курортов и туризма
| п.г.т. Черноморский Се-| | | | | | | |Краснодарского
| верского района | | | | | | | |края,
| | | | | | | | |органы местного
| | | | | | | | |самоуправления Се-
| | | | | | | | |верского района
| | | | | | | | |(по согласованию)
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
3.13 | Разработка проектной до-| 2004 | 1,1 | 1,0 | 0,1 | - | - | - |департамент ком-
| кументации для реконст-| год | | | | | | |плексного развития
| рукции и капитального ре-| | | | | | | |курортов и туризма
| монта туристского комп-| | | | | | | |Краснодарского
| лекса " Муниципальное уч-| | | | | | | |края,
| реждение дополнительного| | | | | | | |органы местного
| образования "Лабинский| | | | | | | |самоуправления
| муниципальный туристский| | | | | | | |Мостовского района
| центр" в п. Никитино Мос-| | | | | | | |(по согласованию)
| товского района | | | | | | | |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
3.14 | Разработка проектно-смет-| 2004 | 1,8 | 1,2 | 0,6 | 0,2 | 0,2 | - |департамент ком-
| ной документации для ре-| год | | | | | | |плексного развития
| конструкции конно-спор-| | | | | | | |курортов и туризма
| тивной базы в г. Ейске | | | | | | | |Краснодарского
| | | | | | | | |края,
| | | | | | | | |органы местного
| | | | | | | | |самоуправления
| | | | | | | | |г. Ейска (по со-
| | | | | | | | |гласованию)
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
3.15 | Рассмотрение в установ-| 2004 | - | - | - | - | - | - |комитеты Законода-
| ленном порядке в целях| год | | | | | | |тельного Собрания
| повышения эффективности| | | | | | | |края по вопросам
| использования санатор-| | | | | | | |имущественных и
| но-курортного комплекса| | | | | | | |земельных отноше-
| г. Сочи вопроса о приоб-| | | | | | | |ний,
| ретении имущества ООО| | | | | | | |по вопросам сана-
| "Бальнеогидрологический | | | | | | | |торно-курортного и
| комплекс "Мацеста" в го-| | | | | | | |туристского ком-
| сударственную собствен-| | | | | | | |плекса,
| ность Краснодарского края| | | | | | | |департамент ком-
| | | | | | | | |плексного развития
| | | | | | | | |курортов и туризма
| | | | | | | | |Краснодарского
| | | | | | | | |края
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
3.16 | Рассмотрение в установ-| 2005 | - | - | - | - | - | - |комитеты Законода-
| ленном порядке в целях| год | | | | | | |тельного Собрания
| повышения эффективности| | | | | | | |края по вопросам
| использования бальноело-| | | | | | | |имущественных и
| гического профилактория в| | | | | | | |земельных отноше-
| х. Кубанском г. Белоре-| | | | | | | |ний,
| ченска вопроса о приобре-| | | | | | | |по вопросам сана-
| тении его имущественного| | | | | | | |торно-курортного и
| комплекса в государствен-| | | | | | | |туристского ком-
| ную собственность Красно-| | | | | | | |плекса,
| дарского края | | | | | | | |департамент ком-
| | | | | | | | |плексного развития
| | | | | | | | |курортов и туризма
| | | | | | | | |Краснодарского
| | | | | | | | |края
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
3.17 | Разработка схем размеще-|2004 -| 5,0 | 2,5 | 2,5 | - | - | - |департамент ком-
| ния и проектно-сметной| 2005 | | | | | | |плексного развития
| документации на строи-| годы | | | | | | |курортов и туризма
| тельство питьевых бюветов| | | | | | | |Краснодарского
| в городе-курорте Сочи | | | | | | | |края,
| | | | | | | | |органы местного
| | | | | | | | |самоуправления
| | | | | | | | |г. Сочи (по согла-
| | | | | | | | |сованию)
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
| Итого: | | 27,4 | 16,8 | 10,6 | 6,2 | 2,2 | 4,0 |
----------------------------------------------------------------------------------------------------
* перечень мероприятий и объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению при разработке проектов краевого и местных бюджетов исходя из реальных возможностей.
4. Маркетинг и коммуникационная политика
В успешной реализации Программы важнейшую роль должны сыграть современная маркетинговая стратегия и яркая активная информационная реклама санаторно-курортных, оздоровительных и туристских услуг Краснодарского края с целью продвижения их на общероссийский и международный рынки. При формировании маркетинговой и информационной службы предусмотрено:
исследование рынка санаторно-курортных и туристских услуг;
создание краевой информационной базы по вопросам рекреации, в том числе формирование реестров: природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов, санаторно-курортных предприятий и учреждений отдыха; экскурсионных объектов и экскурсионных маршрутов;
формирование системы информационных центров с реализацией курортных и туристических услуг;
выпуск пакета информационно-рекламных материалов о санаторно-курортных и туристско-экскурсионных возможностях Краснодарского края;
проведение рекламных кампаний, инфотуров для журналистов и турагентов с целью презентации курортно-оздоровительных и туристских возможностей рекреационных территорий Краснодарского края;
организация и проведение информационных и рекламных поездок представителей городов-курортов по основным регионам России;
организация краевых и участие в общероссийских, региональных и международных выставках, ярмарках и рабочих встречах с целью продвижения курортно-туристского продукта на общероссийский и мировой рынки;
участие Краснодарского края в качестве составной части единой российской экспозиции на крупнейших международных туристских выставках;
рекламно-информационная поддержка санаторно-курортных и туристских организаций в средствах массовой информации, в том числе на одном из государственных каналов телевидения;
поддержка Web-сайта в системе Интернета с постоянным обновлением информации о курортах Краснодарского края;
участие творческих коллективов Кубани в рекламных мероприятиях.
Все это будет способствовать формированию положительного имиджа Краснодарского края как главного курортного региона России и одного из центров международного туризма.
По данной подпрограмме предусматривается проведение следующих мероприятий:
----------------------------------------------------------------------------------------------------
N | Мероприятие | Срок | Объем финансирования (млн. рублей) | Государственный
п/п | |испол-|-----------------------------------------| заказчик
| |нения | краевой бюджет* | местный бюджет* | мероприятия
| | |--------------------+--------------------|
| | |всего | в том числе |всего | в том числе |
| | | |-------------| |-------------|
| | | | 2004 | 2005 | | 2004 | 2005 |
| | | | год | год | | год | год |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
4.1 | Исследование рынка сана-|2004 -| 1,5 | 1,5 | - | - | - | - |департамент ком-
| торно-курортных и турист-| 2005 | | | | | | |плексного развития
| ских услуг, проведение| годы | | | | | | |курортов и туризма
| социологических исследо-| | | | | | | |Краснодарского
| ваний, прогнозирование| | | | | | | |края
| сезонной конъюнктуры на| | | | | | | |
| курортах края | | | | | | | |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
4.2 | Формирование системы ту-|2004 -| 7,0 | 7,0 | - | - | - | - |департамент ком-
| ристско-информационных | 2005 | | | | | | |плексного развития
| центров в крупных эконо-| годы | | | | | | |курортов и туризма
| мических центрах Россий-| | | | | | | |Краснодарского
| ской Федерации и поддерж-| | | | | | | |края
| ка действующего турист-| | | | | | | |
| ско-информационного цент-| | | | | | | |
| ра в Москве | | | | | | | |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
4.3 | Создание краевой информа-|2004 -| 3,5 | 1,0 | 2,5 | - | - | - |департамент ком-
| ционной базы, реестров: | 2005 | | | | | | |плексного развития
| природных лечебных ре-| годы | | | | | | |курортов и туризма
| сурсов, лечебно-оздоро-| | | | | | | |Краснодарского
| вительных местностей,| | | | | | | |края
| курортов, санаторно-ку-| | | | | | | |
| рортных предприятий и| | | | | | | |
| учреждений отдыха; | | | | | | | |
| туристских объектов и| | | | | | | |
| экскурсионных маршрутов| | | | | | | |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
4.4 | Подготовка и выпуск паке-|2004 -| 12,0 | 6,0 | 6,0 | - | - | - |департамент ком-
| та информационно-реклам-| 2005 | | | | | | |плексного развития
| ных материалов о санатор-| годы | | | | | | |курортов и туризма
| но-курортных и турист-| | | | | | | |Краснодарского
| ско-экскурсионных возмож-| | | | | | | |края
| ностях края. Презентация| | | | | | | |
| версии о курортах на| | | | | | | |
| электронных носителях| | | | | | | |
| (издание каталогов, бук-| | | | | | | |
| летов, атласов, турист-| | | | | | | |
| ско-экскурсионных карт,| | | | | | | |
| книг, CD-дисков и так да-| | | | | | | |
| лее) | | | | | | | |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
4.5 | Рекламно-информационная |2004 -| 80,0 | 45,0 | 35,0 | 87,6 | 36,9 | 50,7 |департамент ком-
| поддержка санаторно-ку-| 2005 | | | | | | |плексного развития
| рортных и туристских ор-| годы | | | | | | |курортов и туризма
| ганизаций в центральных и| | | | | | | |Краснодарского
| региональных средствах| | | | | | | |края
| массовой информации. Дея-| | | | | | | |
| тельность по связям с об-| | | | | | | |
| щественностью, организа-| | | | | | | |
| ция постоянно действующе-| | | | | | | |
| го пресс-центра санатор-| | | | | | | |
| но-курортного и турист-| | | | | | | |
| ского комплекса края, ор-| | | | | | | |
| ганизация инфотуров | | | | | | | |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
4.6 | Организация и проведение|2004 -| 11,5 | 6,0 | 5,5 | 10,0 | 5,0 | 5,0 |департамент ком-
| краевых и участие в меж-| 2005 | | | | | | |плексного развития
| дународных, общероссий-| годы | | | | | | |курортов и туризма
| ских и региональных выс-| | | | | | | |Краснодарского
| тавках, ярмарках, рабочих| | | | | | | |края
| встречах (организация| | | | | | | |
| коллективных стендов на| | | | | | | |
| выставках) | | | | | | | |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
4.7 | Организация и проведение|2004 -| 7,6 | 5,5 | 2,1 | 5,0 | 2,5 | 2,5 |департамент ком-
| ежегодных праздничных ме-| 2005 | | | | | | |плексного развития
| роприятий и фестивалей | годы | | | | | | |курортов и туризма
| | | | | | | | |Краснодарского
| | | | | | | | |края
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
4.8 | Организация рекламы в Ин-|2004 -| 3,0 | 1,5 | 1,5 | - | - | - |департамент ком-
| тернете и поддержка| 2005 | | | | | | |плексного развития
| Web-сайта в системе Ин-| годы | | | | | | |курортов и туризма
| тернета с постоянным об-| | | | | | | |Краснодарского
| новлением информации о| | | | | | | |края
| курортах Краснодарского| | | | | | | |
| края | | | | | | | |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
4.9 | Мероприятия по проведению| 2005 | 0,5 | - | 0,5 | - | - | - |департамент ком-
| конкурсных торгов | год | | | | | | |плексного развития
| | | | | | | | |курортов и туризма
| | | | | | | | |Краснодарского
| | | | | | | | |края
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
| Итого: | |126,6 | 73,5 | 53,1 |102,6 | 44,4 | 58,2 |
----------------------------------------------------------------------------------------------------
* перечень мероприятий и объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению при разработке проектов краевого и местных бюджетов исходя из реальных возможностей.
5. Научное обеспечение и система подготовки кадров
В рамках Программы планируется реализовать мероприятия по кадровому и научному обеспечению, а к концу ее реализации - завершить работы по созданию современной системы подготовки кадров для сферы туризма и санаторно-курортного обслуживания. С этой целью в Программе предусмотрена:
разработка и внедрение в практику новых методик бальнеолечения, питьевого лечения, фитотерапии;
формирование современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая разработку и внедрение современных отраслевых образовательных стандартов;
разработка и реализация специальных программ повышения квалификации руководителей высшего управленческого звена курортной и туристской сферы, в том числе организация стажировок за рубежом.
По данной подпрограмме предусматривается проведение следующих мероприятий:
----------------------------------------------------------------------------------------------------
N | Мероприятие | Срок | Объем финансирования (млн. рублей) | Государственный
п/п | |испол-|-----------------------------------------| заказчик
| |нения | краевой бюджет* | местный бюджет* | мероприятия
| | |--------------------+--------------------|
| | |всего | в том числе |всего | в том числе |
| | | |-------------| |-------------|
| | | | 2004 | 2005 | | 2004 | 2005 |
| | | | год | год | | год | год |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
5.1 | Подготовка предложений о| 2004 | 1,4 | 1,0 | 0,4 | - | - | - |департамент ком-
| совершенствовании стати-| год | | | | | | |плексного развития
| стического учета в сана-| | | | | | | |курортов и туризма
| торно-курортном и турист-| | | | | | | |Краснодарского
| ском комплексе Красно-| | | | | | | |края
| дарского края | | | | | | | |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
5.2 | Создание в городе-курорте|2004 -| 2,0 | 2,0 | - | - | - | - |департамент ком-
| Анапа общекраевого науч-| 2005 | | | | | | |плексного развития
| но-методического и лечеб-| годы | | | | | | |курортов и туризма
| ного центра детской ку-| | | | | | | |Краснодарского
| рортологии | | | | | | | |края
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
5.3 | Проведение научных иссле-|2004 -| 4,0 | 2,5 | 1,5 | - | - | - |департамент ком-
| дований для расширения| 2005 | | | | | | |плексного развития
| лечебно-профилактической | годы | | | | | | |курортов и туризма
| направленности курортов,| | | | | | | |Краснодарского
| в том числе: | | | | | | | |края
| разработка новых оздо-| | | | | | | |
| ровительных технологий| | | | | | | |
| на основе использования| | | | | | | |
| уникальных природных| | | | | | | |
| лечебных ресурсов и на-| | | | | | | |
| учно-практического по-| | | | | | | |
| тенциала Краснодарского| | | | | | | |
| края; | | | | | | | |
| разработка новых мето-| | | | | | | |
| дик для бальнеолечения,| | | | | | | |
| питьевого лечения; | | | | | | | |
| фитотерапии | | | | | | | |
-----+--------------------------+------+------+------+------+------+------+------+------------------
5.4 | Организация и проведение|2004 -| 2,2 | 0,8 | 1,4 | - | - | - |департамент ком-
| следующих форумов, науч-| 2005 | | | | | | |плексного развития
| но-практических конферен-| годы | | | | | | |курортов и туризма
| ций в сфере санаторно-ку-| | | | | | | |Краснодарского
| рортного дела: | | | | | | | |края
| ежегодный курортно-ме-| | | | | | | |
| дицинский форум (г. Со-| | | | | | | |
| чи); | | | | |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.