Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Краснодарского края
от 28 мая 2003 г. N 224-П
Подпрограмма краевой целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы
"Молодой семье - доступное жилье" на 2003 - 2012 годы
14 июля и 8 декабря 2004 г., 25 мая 2005 г.
О ходе выполнения Программы по состоянию на конец 2004 года см. постановление Законодательного Собрания края от 22 декабря 2004 г. N 1193-П
Паспорт подпрограммы
краевой целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы
"Молодой семье - доступное жилье" на 2003 - 2012 годы
Наименование подпрограм- подпрограмма краевой целевой программы
мы "Жилище" на 2005 - 2010 годы "Молодой се-
мье - доступное жилье" на 2003 - 2012 го-
ды (далее - Подпрограмма)
Основание для разработки постановление Правительства Российской
Подпрограммы Федерации от 28 августа 2002 года N 638
"О подпрограмме "Обеспечение жильем моло-
дых семей", входящей в состав федеральной
целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010
годы"
Государственный заказчик администрация Краснодарского края
Подпрограммы
Разработчик Подпрограммы комитет по делам молодежи Краснодарского
края
Цель Подпрограммы обеспечение жильем молодых семей в целях
стимулирования и закрепления положитель-
ных тенденций в изменении демографической
ситуации в Краснодарском крае
Задачи Подпрограммы создание организационно-финансового меха-
низма, стимулирующего развитие жилищного
строительства
формирование финансовых механизмов, обес-
печивающих доступность кредитов молодой
семье
обеспечение устойчивого и эффективного
функционирования системы ипотечного жи-
лищного кредитования с активным привлече-
нием внебюджетных источников финансирова-
ния
совершенствование форм и методов государ-
ственной поддержки молодой семьи в улуч-
шении жилищных условий
поддержка инициатив молодежных организа-
ций, направленных на улучшение жилищных
и социально-бытовых условий для молодых
семей
Исполнители мероприятий комитет по делам молодежи Краснодарско-
Подпрограммы го края
департамент по строительству и архитекту-
ре Краснодарского края
департамент по финансам, бюджету и конт-
ролю Краснодарского края
исполнительные органы местного самоуправ-
ления (по согласованию)
Краснодарское краевое отделение Общерос-
сийской общественной организации "Союз
МЖК России" (по согласованию)
Срок и этапы реализации 2003 - 2012 годы
Подпрограммы 1-й этап - 2003 - 2004 годы
2-й этап - 2005 - 2012 годы
Основные мероприятия формирование финансовых и организацион-
Подпрограммы ных механизмов оказания государственной
поддержки молодым семьям, нуждающимся в
улучшении жилищных условий
разработка и принятие нормативных право-
вых актов, необходимых для реализации на-
стоящей Подпрограммы
развитие механизма государственной под-
держки системы ипотечного жилищного кре-
дитования
создание краевой базы данных о молодых
семьях, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, либо не имеющих жилья
создание условий для развития молодежных
жилищно-строительных кооперативов
Объем и источники финан- общий объем финансовых средств -
сирования Подпрограммы 2739,4 миллиона рублей, в том числе:
средства краевого бюджета - 492,4 миллио-
на рублей,
прочие источники - 2247,0 миллиона рублей
Ожидаемые результаты ре- создание условий для повышения уровня
ализации Подпрограммы обеспеченности жильем молодых семей
привлечение в жилищную сферу дополнитель-
ных финансовых средств из внебюджетных
источников
развитие и закрепление положительных де-
мографических тенденций в обществе
укрепление семейных отношений и снижение
социальной напряженности в обществе
оказание помощи в приобретении жилья 6041
молодой семье
доведение общей площади сданного в экс-
плуатацию жилья до 290 тысяч кв. метров
Организация контроля за координацию деятельности исполнителей
исполнением Подпрограммы Подпрограммы, контроль за ее реализацией
осуществляют администрация Краснодарского
края и Законодательное Собрание Красно-
дарского края
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Настоящая Подпрограмма разработана в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Подпрограмма предусматривает создание системы государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в целях стимулирования и закрепления положительных тенденций в изменении демографической ситуации в Краснодарском крае.
Россия - одна из немногих стран мира, где отмечается сокращение численности населения. Уменьшение населения страны, начавшееся в конце прошлого века, продолжается на фоне снижения рождаемости и в настоящее время. Показатель рождаемости (число родившихся на 1000 постоянных жителей) к 2000 году составил менее 8 по сравнению с 13,4 в 1990 году.
В основе снижения рождаемости в прошедшем десятилетии лежит ухудшение качества жизни большинства населения, включая условия проживания.
Жилищный фактор является определяющим и в вопросе сохранения семьи. Статистика по Краснодарскому краю свидетельствует о том, что число разводов неуклонно растет, при этом отмечается низкая стабильность как городских, так и сельских молодых семей, несмотря на то, что сельская семья на Кубани традиционно была стабильной. Это подтверждают статистические данные, приведенные ниже.
-------------------------------------------------------------------------
Годы | 1999 | 2000 | 2001 | Всего
|--------------+---------------+---------------|
| город | село | город | село | город | село |
------------------+-------+------+--------+------+-------+-------+-------
Общее число за- | 16114 | 12180| 14547 | 10531| 16502 | 12383 | 27727
ключенных браков | | | | | | |
------------------+-------+------+--------+------+-------+-------+-------
Число разводов | 9058 | 5606| 10531 | 6048| 9643 | 6688 | 23045
------------------+-------+------+--------+------+-------+-------+-------
Процентное соот- | 56 | 46| 72,4| 57| 58 | 54 | 83
ношение разводов | | | | | | |
от числа заклю- | | | | | | |
ченных браков | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
В результате социологических опросов выявлены основные причины, по которым молодые семьи не желают заводить детей. В 85 случаях из 100 такими причинами назывались низкий уровень доходов и отсутствие перспектив улучшения жилищных условий.
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Напротив, наличие отдельной квартиры в наибольшей степени способствует увеличению размеров семьи.
Таким образом, для улучшения демографической ситуации в крае необходимо в первую очередь создать условия для решения жилищных проблем молодых семей.
Вопрос обеспечения жильем молодых семей является актуальным в настоящее время и, безусловно, останется таковым в последующие годы. В 2003 году в период рождения первого ребенка вступает поколение 1982 - 1986 годов рождения, то есть поколение самой высокой численности за прошедший период. Статистические данные показывают, что 80 процентов детей в Российской Федерации рождается у родителей в возрасте до 30 лет.
В результате сложившихся обстоятельств, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной помощи молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что в свою очередь позволит повлиять на их репродуктивное поведение.
Анализ экономической ситуации в крае свидетельствует о том, что существовавшая до 1992 года последовательная и обеспеченная ресурсами система решения жилищной проблемы разрушена. Число молодых семей, состоящих на жилищном учете в муниципальных образованиях края, на 1 января 2001 года составляет 5990.
В настоящих условиях для решения социальных проблем необходимо принятие решений по формированию механизмов жилищного строительства на уровне органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в Краснодарском крае в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Сегодняшние потребности молодой семьи в жилье достаточно высоки. В своих запросах граждане исходят в основном из желания иметь жилищные условия, подобные тем, в которых проживают люди их социального круга. Городские жители считают жилищные условия хорошими, когда обеспеченность общей площадью на одного человека составляет не менее 18 кв. метров.
Однако оценка инвестиционных возможностей населения свидетельствует о том, что в настоящее время рынок жилья не может получить ощутимого развития за счет мобилизации средств граждан. Это связано с малой долей платежеспособных людей. Лишь при условии, что государство выступит гарантом во всех инициативах в сфере решения проблемы жилья, население сможет стать полноценным субъектом этого рынка. Чем больше разнообразных способов решения жилищной проблемы будет предложено, тем больше вероятности, что удастся задействовать средства широких слоев населения.
Молодежь как социальная и возрастная категория граждан наименее социально защищена. Ее потенциальные возможности ограничены, так как в подавляющей массе молодые работники имеют доходы не выше среднего прожиточного минимума, а возможности реинвестирования ранее накопленных благ у них нет.
2. Основная цель и задачи Подпрограммы
Основной целью Подпрограммы является создание региональной системы государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в крае.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
разработка и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
содействие работе молодежных организаций, направленной на улучшение жилищных и социально-бытовых условий молодых семей;
привлечение инвестиционных ресурсов;
оказание поддержки из средств краевого бюджета муниципальным образованиям, привлекающим для решения проблемы обеспечения жильем молодых семей финансовые ресурсы на местном уровне путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
3. Сроки и этапы реализации Подпрограммы
Подпрограмма будет выполняться поэтапно в течение 2003 - 2012 годов.
На первом этапе (2003 - 2004 годы) будут осуществляться:
создание и апробирование механизмов реализации Подпрограммы;
разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
проведение экспериментов на территории отдельных муниципальных образований края по отработке указанных механизмов и форм взаимодействия всех исполнителей Подпрограммы (участники эксперимента будут определяться государственным заказчиком на основании конкурсного отбора);
мониторинг реализации Подпрограммы.
На втором этапе (2005 - 2012 годы) намечается:
совершенствование и развитие созданных и апробированных на первом этапе механизмов реализации Подпрограммы;
уточнение перечня намеченных мероприятий с учетом хода их выполнения в муниципальных образованиях края;
внедрение механизмов реализации Подпрограммы в практику с учетом региональных особенностей.
В перспективе (после 2012 года) предполагается развитие рыночных механизмов обеспечения жильем молодых семей без существенного участия бюджетных средств.
4. Программные мероприятия
1. Участник Подпрограммы - семья, определяемая как молодая в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и постоянно проживающая на территории Краснодарского края (далее - молодая семья).
Молодая семья, признанная участником Подпрограммы и стоящая в очереди на получение государственной поддержки в строительстве или приобретении жилья, сохраняет право на такую поддержку и по достижении супругами возраста, превышающего возраст, установленный для членов молодых семей.
2. В целях реализации Подпрограммы планируется осуществить мероприятия по следующим направлениям:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации Подпрограммы;
финансовое обеспечение реализации Подпрограммы;
организационное обеспечение реализации Подпрограммы.
Перечень мероприятий по реализации Подпрограммы приведен в приложении 1.
Мероприятия по нормативно-правовому и методологическому обеспечению реализации Подпрограммы включают:
разработку предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты Краснодарского края, касающиеся реализации права молодой семьи на государственную поддержку при решении жилищной проблемы;
формирование правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья с использованием результатов Всероссийской переписи населения 2002 года и проведенных выборочных обследований в муниципальных образованиях края.
Мероприятия по финансовому обеспечению реализации Подпрограммы предполагают разработку финансовых и экономических механизмов оказания государственной поддержки различным категориям молодых семей и подготовку необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов краевого бюджета на соответствующий финансовый год.
Организационные мероприятия предусматривают:
создание краевой базы данных о молодых семьях, нуждающихся в улучшении жилищных условий либо не имеющих жилья, на основе системы единых критериев отнесения молодых семей к различным категориям граждан в зависимости от количества детей, обеспеченности жильем, уровня дохода, приходящегося на одного члена молодой семьи;
создание координационного совета по реализации Подпрограммы, утверждаемого постановлением главы администрации края;
определение исполнителей Подпрограммы в муниципальных образованиях края;
освещение в краевых и местных средствах массовой информации хода реализации Подпрограммы;
мониторинг хода реализации Подпрограммы и подготовка информационно-аналитических материалов.
5. Механизмы реализации Подпрограммы
1. Комитет по делам молодежи Краснодарского края осуществляет:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации Подпрограммы, включая разработку правовых, финансовых и организационных механизмов, во взаимодействии с заинтересованными ведомствами и организациями;
создание краевой базы данных о молодых семьях, нуждающихся в улучшении жилищных условий либо не имеющих жилья, в соответствии с едиными критериями отнесения молодых семей к различным категориям граждан в зависимости от количества детей, обеспеченности жильем, уровня дохода, приходящегося на одного члена молодой семьи;
подготовку предложений по объемам и условиям предоставления ср
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.