Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Краснодарского края
от 25 мая 2005 г. N 1489-П
Краевая целевая программа "Жилище" на 2005 - 2010 годы
19 октября 2005 г.
Паспорт краевой целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы
Наименование программы краевая целевая программа "Жилище" на 2005 -
2010 годы (далее - Программа)
Основания для разра- распоряжение главы администрации Краснодар-
ботки Программы ского края от 18 марта 2005 года N 208-р "О
разработке краевой целевой программы "Жили-
ще" на 2005 - 2010 годы"
Государственный заказ- администрация Краснодарского края
чик Программы
Основные разработчики департамент экономического развития, инве-
Программы стиций и внешних связей Краснодарского
края
департамент строительства Краснодарского
края
государственное учреждение Краснодарского
края по ипотечному жилищному кредитованию
комитет по архитектуре и градостроительству
Краснодарского края
Координатор Программы департамент экономического развития, инве-
стиций и внешних связей Краснодарского края
Основные исполнители департамент по финансовому и фондовому рынку
Программы Краснодарского края
департамент строительства Краснодарского
края
департамент проектного сопровождения Красно-
дарского края
департамент по финансам, бюджету и контролю
Краснодарского края
департамент имущественных отношений Красно-
дарского края
департамент экономического развития, инве-
стиций и внешних связей Краснодарского
края
департамент сельского хозяйства и перераба-
тывающей промышленности Краснодарского
края
департамент по чрезвычайным ситуациям и го-
сударственному экологическому контролю Крас-
нодарского края
департамент по делам казачества, военным во-
просам и воспитанию допризывной молодежи ад-
министрации Краснодарского края
комитет по архитектуре и градостроительству
Краснодарского края
комитет жилищно-коммунального хозяйства
Краснодарского края
комитет по делам молодежи Краснодарского
края
иные организации, привлекаемые в порядке,
установленном законодательством Российской
Федерации
Основные цели Програм- комплексное решение проблемы перехода к
мы устойчивому развитию жилищной сферы
создание условий, обеспечивающих доступность
жилья для граждан Краснодарского края
Задачи Программы формирование рынка доступного жилья и эффек-
тивных финансовых механизмов, обеспечивающих
доступность жилья для граждан с разным уров-
нем доходов
увеличение темпов жилищного строительства и
реконструкции жилья, приведение его структу-
ры и технических характеристик в соответст-
вие со спросом и потребностями населения,
повышение качества и эффективности жилищного
строительства
обеспечение жильем малоимущих и отдельных
категорий граждан, определенных законода-
тельством Российской Федерации, в пределах
установленных социальных стандартов
Срок реализации Про- 2005 - 2010 годы
граммы
Перечень подпрограмм и мероприятия по формированию рынка доступного
основных мероприятий жилья и увеличению объемов жилищного строи-
Программы тельства
подпрограмма развития ипотечного жилищного
кредитования Краснодарского края
подпрограмма "Переселение граждан Российской
Федерации, проживающих на территории Красно-
дарского края, из ветхого и аварийного жи-
лищного фонда"
подпрограмма "Молодой семье - доступное
жилье"
мероприятия по обеспечению жильем малоимущих
и отдельных категорий граждан, определенных
законодательством Российской Федерации, в
пределах установленных социальных стандартов
Объем и источники фи- общий объем финансирования Программы состав-
нансирования Программы ляет 116,4 миллиарда рублей, в том числе:
из средств краевого бюджета - 2,7 милли-
арда рублей
Планируется привлечение из:
федерального бюджета (по согласованию) -
4,0 миллиарда рублей;
местных бюджетов (по согласованию) - 2,7
миллиарда рублей;
внебюджетных источников - 107,0 миллиарда
рублей
Ожидаемые результаты создание рынка доступного жилья и механиз-
реализации Программы мов, обеспечивающих доступность жилья для
граждан с разным уровнем доходов, в том чис-
ле долгосрочного ипотечного жилищного креди-
тования
повышение эффективности функционирования
рынка жилья в результате снижения админист-
ративных барьеров
увеличение объема вводимого жилья в 1,7
раза
улучшение жилищных условий 124,5 тысячи се-
мей с разным уровнем доходов, в том числе 29
тысяч семей граждан, относящихся к отдельным
категориям, определенным законодательством
Российской Федерации
улучшение демографической ситуации в Красно-
дарском крае, снижение социальной напряжен-
ности в обществе
рост налоговых поступлений в консолидирован-
ный бюджет края от строительного комплекса
почти в 2 раза
Контроль за исполнени- контроль за исполнением Программы осущест-
ем Программы вляют администрация Краснодарского края и
Законодательное Собрание Краснодарского края
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Жилищная проблема в Краснодарском крае является одной из наиболее острых социальных проблем. По обеспеченности жильем на душу населения край занимает в России 69-е место. В улучшении жилищных условий только из числа зарегистрированных граждан нуждаются 127,8 тысячи семей, при этом первые очередники постановлены на учет еще в 60 - 70-е годы прошедшего столетия.
Чтобы обеспечить жильем только очередников, необходимо построить 7 миллионов квадратных метров жилья (при социальной норме предоставления жилых помещений в среднем 54 квадратных метра на семью).
Фактически в 2004 году жилищные условия улучшили только 952 семьи.
Реальную потребность в улучшении жилищных условий испытывают более 400 тысяч семей. Объемы жилищного строительства в крае не обеспечивают эту потребность. В крае ежегодно сдается в эксплуатацию 1,7 - 1,8 миллиона квадратных метров жилья. При этом более 70 процентов жилых домов строится за счет средств населения. Потенциал индивидуального жилищного строительства используется не в полной мере. Большая часть отведенных для индивидуального строительства территорий не имеет социальной и инженерной инфраструктуры. Ряд пригородных территорий застроен усадебными домами и коттеджами, которые не сданы в эксплуатацию из-за отсутствия инженерных коммуникаций.
Доля жилья, вводимого за счет бюджетных средств, составлявшая до начала экономических реформ 29 процентов, сегодня не превышает двух процентов. Организациями различных форм собственности в 2004 году было построено всего 509 тысяч квадратных метров общей площади жилья, что составляет 28 процентов от общего объема.
Основной причиной, сдерживающей рост объемов ввода в эксплуатацию жилья, являются:
ограниченные возможности финансирования жилищного строительства из государственных и муниципальных бюджетов;
недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок для большинства граждан и юридических лиц;
недостаток площадок, обустроенных инженерными коммуникациями;
несовершенство существующей системы градорегулирования и землепользования, которая не стимулирует привлечение частных инвестиций в жилищное строительство.
При сокращении объемов строительства государственного и муниципального жилья и, соответственно, уменьшении количества квартир, предоставляемых бесплатно очередникам, приватизации большей части жилищного фонда переход к рыночным принципам реализации прав граждан на жилище оказался не обеспечен необходимыми финансовыми и организационными мерами.
В связи с этим продолжительность ожидания своей очереди на получение жилья составляет для граждан в основном 15 - 20 лет, а в отдельных случаях 30 - 40 лет.
Сохранилась напряженность в обеспечении социальным жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации: инвалидов и участников Великой Отечественной войны, малоимущих граждан, молодых и многодетных семей, а также граждан, уволенных с военной службы, участников ликвидации радиационных аварий и катастроф, лиц, проработавших длительное время в районах Крайнего Севера, вынужденных переселенцев, граждан, пострадавших в результате стихийных бедствий.
Из-за необеспеченности жильем продолжается тенденция сокращения трудовых кадров в сельском хозяйстве. Численность работников сельскохозяйственных предприятий в 2004 году по сравнению с 2000 годом уменьшилась на 71 тысячу человек, то есть на 15 процентов. В связи с этим ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства.
Растет доля ветхого и аварийного жилья в населенных пунктах Краснодарского края. Сегодня его суммарная площадь составляет свыше 900 тысяч квадратных метров, в нем проживает более 60 тысяч граждан. Это сопряжено с риском возникновения чрезвычайных ситуаций, ухудшает внешний облик и благоустройство населенных пунктов, сдерживает развитие инженерной и социальной инфраструктур, снижает инвестиционную привлекательность населенных пунктов Краснодарского края. Как правило, граждане, проживающие в ветхих и аварийных помещениях, не в состоянии самостоятельно приобрести или получить на условиях найма квартиру или дом в удовлетворительном состоянии.
Особенно остро жилищная проблема стоит перед молодыми семьями. Их финансовые возможности ограничены, так как в подавляющей массе молодые работники имеют низкие доходы и не имеют накоплений.
По результатам социологического исследования установлено, что 80 процентов молодых семей испытывают необходимость в улучшении своих жилищных условий. Половина опрошенных семей среди основных причин отсутствия детей назвали нерешенность жилищной проблемы. По этой причине распадается почти половина молодых семей.
Очень медленно развивается частный арендный фонд (жилищный фонд, находящийся в частной собственности, предоставляемый по договору найма или аренды).
Высокая стоимость жилья по сравнению с доходами граждан делает для многих жителей Кубани неразрешимой проблему приобретения нового жилья. Рост цен на жилую недвижимость на вторичном рынке опережает темпы роста доходов населения. В жилищной сфере величина расходов, связанных с оформлением сделок, составляет значительную долю от стоимости жилья (до 10 процентов), а процедура их оформления занимает длительное время.
Назрела необходимость новых подходов к решению жилищной проблемы. Одна из самых актуальных задач - обеспечение граждан доступным жильем. Необходимо обеспечить возможность приобретения жилья на рынке для основной части работающего населения Краснодарского края, одновременно с этим гарантируя предоставление малоимущим гражданам социального жилья.
Президентом Российской Федерации в ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года поставлена задача: "Правительство, региональные и местные органы власти должны ориентироваться на то, чтобы к 2010 году минимум треть граждан страны (а не одна десятая, как сегодня) могли бы приобретать квартиру, отвечающую современным требованиям, приобрести - за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов.".
Для решения этой задачи необходимо:
развивать долгосрочное жилищное кредитование, которое должно стать доступным для граждан со средними доходами. Необходимы финансовые механизмы, позволяющие улучшать жилищные условия не только за счет текущих заработков и имеющихся сбережений, но и в счет будущих доходов граждан;
установить ясные правовые условия для развития долгосрочного жилищного кредитования как граждан, так и профессиональных застройщиков;
обеспечить эффективную работу государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество, бюро кредитных историй, рынка ипотечных ценных бумаг, гарантии права собственности добросовестных приобретателей жилья, осуществление сделок на рынке жилья по прозрачным, понятным и недорогим процедурам;
использовать различные формы финансирования, например, участие граждан в долевом строительстве и жилищно-накопительных программах;
упростить процедуру получения разрешений и согласований на строительство, установить четкие правила землепользования и застройки;
обеспечить подготовку инженерно-коммунальной инфраструктуры;
создать конкурентные условия для жилищного строительства в целях предотвращения роста цен на рынке жилья;
разрушить монополии на строительных рынках. Граждане не должны оплачивать стоимость административных барьеров, создаваемых в строительстве, а также сверхприбыли застройщиков-монополистов;
упорядочить предоставление социального жилья. Жилье по договору социального найма должно предоставляться тем, кто в нем действительно нуждается.
В Краснодарском крае за последние годы сформированы все необходимые предпосылки для значительного роста объемов жилищного строительства. Создан целый ряд коммерческих фирм и компаний (особенно в крупных городах: Краснодар, Новороссийск, Анапа, Геленджик, Сочи), которые стабильно наращивают объемы жилищного строительства и формируют конкурентную среду на рынке готового жилья.
Введены в эксплуатацию новые производственные мощности по выпуску стеновых, кровельных и отделочных материалов повышенного спроса. Завершается перевод предприятий индустриального домостроения на изготовление комплектов жилых домов типовых серий, модернизированных с учетом повышенных требований по сейсмостойкости и теплозащите.
Накоплен опыт реализации крупномасштабных проектов строительства жилья (при ликвидации последствий стихийных бедствий 2002 года), который позволяет сделать следующие выводы:
темпы жилищного строительства в первую очередь зависят от наличия отведенных под строительство земельных участков с известными инженерно-геологическими условиями, наличия проектно-сметной документации на определенные типоразмеры быстровозводимых домов, отвечающих современным требованиям по энергоэффективности, сейсмобезопасности, комфортности, архитектурной выразительности;
при компактной жилой застройке на новых площадках необходимо иметь проектно-сметную документацию на инженерные сети (водопровод, канализация, газоснабжение, электроснабжение) и подъездные дороги.
Необходимость наращивания темпов жилищного строительства, обеспечения доступности жилья определяет целесообразность принятия комплексной программы, поскольку решение жилищной проблемы:
направлено на улучшение условий и качества жизни населения, предотвращение чрезвычайных ситуаций, эффективное функционирования рынка жилья;
носит межотраслевой и межведомственный характер и требует государственного участия;
не может быть осуществлено в пределах одного финансового года;
носит комплексный характер, оказывает значительный мультипликативный эффект на общее экономическое развитие, рост производства и социальное благополучие в обществе.
В настоящее время в Краснодарском крае реализуется ряд краевых целевых программ, направленных на решение жилищной проблемы:
краевая целевая программа "Молодой семье - доступное жилье" на 2003 - 2012 годы, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 28 мая 2003 года N 224-П;
краевая целевая программа "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Краснодарского края, из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2004 - 2010 годы, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 июня 2003 года N 272-П;
краевая целевая программа развития ипотечного жилищного кредитования Краснодарского края на 2005 - 2010 годы, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 20 апреля 2005 года N 1440-П.
Кроме того, на территории Краснодарского края реализуется ряд федеральных целевых программ, направленных на обеспечение жильем отдельных категорий граждан.
Однако они функционируют разрозненно, что не позволяет проводить эффективную жилищную политику, добиться значительного роста объемов вводимого жилья, сделать жилье доступным для различных слоев населения.
Настоящая Программа основывается на новых подходах к решению жилищной проблемы. Главный принцип новой стратегии жилищного строительства - доступность жилья для всех категорий граждан. На этой основе будут решаться и вопросы обеспечения жильем малоимущих и отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации.
В связи с этим в Программу в качестве подпрограмм включены действующие краевые целевые программы и отдельные мероприятия, реализуемые в рамках федеральных целевых программ.
Программа разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2002 - 2010 годы, основными направлениями программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005 - 2008 годы), задачами, поставленными Президентом Российской Федерации в послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года.
В результате реализации Программы должен быть завершен переход к рыночным финансовым механизмам и формам кредитования в жилищной сфере, обеспечена защита имущественных прав инвесторов, кредиторов и заемщиков, улучшены жилищные условия граждан с разным уровнем доходов.
2. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому развитию жилищной сферы, создание условий, обеспечивающих доступность жилья для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Краснодарского края.
Для достижения этой цели в рамках Программы должны быть решены следующие основные задачи:
формирование рынка доступного жилья и эффективных финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с разным уровнем доходов;
увеличение темпов жилищного строительства и реконструкции жилья, приведение его структуры и технических характеристик в соответствие со спросом и потребностями населения, повышение качества и эффективности жилищного строительства;
обеспечение жильем малоимущих и отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, в пределах установленных социальных стандартов.
3. Мероприятия Программы
Мероприятия Программы направлены на реализацию поставленных целей и задач и осуществляются по двум основным направлениям:
формирование рынка доступного жилья;
обеспечение жильем малоимущих и отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, в пределах установленных социальных стандартов.
3.1. Формирование рынка доступного жилья
Основными задачами политики в сфере формирования рынка доступного жилья в Краснодарском крае являются:
создание эффективного жилищного сектора, действующего на рыночных принципах и удовлетворяющего жилищные потребности основной части населения на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу;
создание механизмов участия государства в поддержке развития и функционирования этого рынка в целом и повышения доступа к нему определенных групп населения, нуждающихся в такой поддержке;
развитие институтов долгосрочного жилищного финансирования граждан (ипотечное кредитование на цели приобретения жилья, кредитование участия граждан в долевом строительстве многоквартирных домов, кредитование индивидуального жилищного строительства, жилищно-накопительные формы и другие);
Об организационном и финансовом обеспечении внедрения и развития ипотечного жилищного кредитования в Краснодарском крае см. краевой закон от 7 августа 2002 г. N 511-КЗ
создание условий для увеличения объемов жилищного строительства через внедрение открытых конкурентных процедур предоставления прав на сформированные земельные участки застройщикам, упрощение процедур согласования исходно-разрешительной документации, развитие системы кредитования застройщиков на цели жилищного строительства, а также установление прозрачных и эффективных процедур финансирования развития коммунальной инфраструктуры для объектов нового жилищного строительства;
повышение эффективности функционирования рынка жилья в результате снижения административных барьеров и трансакционных издержек на рынке, защиты прав граждан - добросовестных приобретателей жилья, оптимизации системы налогообложения участников жилищного рынка с целью повышения его прозрачности и стимулирования развития эффективных институциональных форм организации.
Для решения перечисленных задач предусматриваются следующие мероприятия.
О мерах по обеспечению доступности жилья для населения Краснодарского края см. распоряжение главы администрации края от 22 июня 2005 г. N 489-р
1. Формирование краевого реестра земельных участков для строительства доступного жилья.
Краевой реестр земельных участков (далее - краевой реестр) формируется по предложениям органов местного самоуправления в Краснодарском крае и включает:
земельные участки на территории муниципальных образований Краснодарского края, имеющие инженерные коммуникации;
земли, освобожденные за счет сноса ветхого и аварийного жилья в рамках реализации подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Краснодарского края, из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2004 - 2010 годы;
земельные участки на территории муниципальных образований Краснодарского края, пригодные для жилищной застройки и не имеющие инженерных коммуникаций.
На основании указанного реестра составляется план действий по подготовке земельных участков, не имеющих документации и инженерных коммуникаций, в том числе планы подготовки проектно-сметной документации, строительства инженерных коммуникаций, дорог, определяются возможные источники финансирования.
По земельным участкам, предназначенным для многоэтажной или индивидуальной застройки микрорайонов, составляются планы разработки градостроительной документации с необходимой инженерной, социальной и транспортной инфраструктурой, планы проведения работ по обустройству площадок и привлечению инвестиций на эти цели.
2. Применение типовых проектов жилых домов, подготовка исходно-разрешительной документации.
При строительстве жилых домов на земельных участках, включенных в краевой реестр, предусматривается возможность применения типовых проектов, удешевляющих стоимость строительства, с привязкой их к конкретной местности и подготовленного пакета исходно-разрешительной документации. Эти меры позволят существенно снизить стоимость строительства.
Намечено уже в 2005 году разработать для применения на территории Краснодарского края проекты эффективных и экономичных секций жилых домов следующих типов:
девяти- и пятиэтажная рядовая блок-секция с одно-, двух- и трехкомнатными квартирами общей площадью соответственно 35, 55 и 60 - 65 квадратных метров;
девяти- и пятиэтажная торцевая блок-секция с одно-, двух- и трехкомнатными квартирами общей площадью соответственно 35, 55 и 65 квадратных метров со свободным первым этажом для размещения встроенных помещений коммерческого назначения;
двухэтажный блокированный жилой дом для высокоплотной застройки на три жилые комнаты общей площадью 70 - 80 квадратных метров.
В дальнейшем предполагается разработка типовых проектов для высокоплотной застройки блокированными домами для одной-двух семей с минимальными земельными участками, быстровозводимых жилых домов, а также внедрение технологий так называемых растущих домов. Главное их достоинство - возможность строительства жилого дома по этапам, не нарушая архитектурной целостности.
Разработку типовых проектов жилых домов для применения в рамках Программы планируется осуществлять за счет средств краевого бюджета. Финансирование проектных работ в 2005 году планируется осуществлять за счет средств, предусмотренных в краевом бюджете на разработку градостроительной документации.
Разработка градостроительной документации, привязка проектов к земельным участкам, включенным в краевой реестр, подготовка исходно-разрешительной документации обеспечиваются в установленном порядке органами местного самоуправления в Краснодарском крае.
3. Предоставление подготовленных земельных участков для строительства доступного жилья.
Земельные участки, имеющие инженерную инфраструктуру, обеспеченные комплектом проектной и исходно-разрешительной документации, предоставляются для строительства доступного жилья:
1) инвесторам-застройщикам на базе процедуры торгов для строительства доступного жилья, в том числе с применением механизма ипотечного жилищного кредитования. Основными конкурсными условиями при этом могут быть:
установленная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья (ниже рыночной), которая определяется дифференцированно для каждой территории края. В течение всего срока строительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляется контроль со стороны краевых органов государственной власти и органов местного самоуправления за соблюдением установленной стоимости жилья;
Действовавшая до 13 января 2009 г. Методика определения стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным образованиям Краснодарского края (для реализации жилищных программ) была утверждена распоряжением главы администрации края от 21 декабря 2005 г. N 1190-р
предоставление части квартир в строящемся доме в муниципальный жилищный фонд социального найма для обеспечения жильем малоимущих и отдельных категорий граждан, состоящих на учете.
В целях удешевления стоимости жилья по данной схеме могут использоваться дополнительные меры:
государственная поддержка инвестора - застройщика в виде налоговых льгот в соответствии с законодательством Краснодарского края и субсидирования части процентной ставки по кредиту, полученному в кредитном учреждении для строительства жилья;
предоставление первого этажа жилого дома для коммерческих помещений;
продажа части квартир по рыночным ценам.
Распределение квартир в таких домах позволит учитывать интересы граждан всех категорий достатка:
малоимущих - за счет передачи части квартир в муниципальный жилищный фонд социального найма;
среднего уровня - за счет снижения стоимости одного квадратного метра жилья или участия в программах ипотечного жилищного кредитования, обеспечения жильем молодых семей и других;
богатых - за счет продажи части квартир по рыночным ценам;
2) государственным или муниципальным заказчикам. Строительство жилого дома осуществляется преимущественно за счет бюджетных средств. На условиях долевого участия привлекаются ипотечные жилищные кредиты и инвестиции организаций различных форм собственности (для обеспечения жильем своих сотрудников). При этом участие организаций может выражаться в поставке строительных материалов, бесплатном предоставлении транспортных средств, строительных машин и механизмов, выполнении отдельных видов работ.
Предоставление квартир может осуществляться для следующих категорий граждан:
малоимущие и отдельные категории граждан, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
проживающие в ветхом и аварийном жилом фонде, подлежащем сносу;
молодые семьи;
граждане со средним достатком, участвующие в программе ипотечного жилищного кредитования;
часть квартир резервируется для создания муниципального переселенческого жилого фонда;
3) индивидуальным застройщикам, в том числе молодым семьям. Гражданину, изъявившему желание построить собственный дом, предлагаются типовые проекты, согласовываются применяемые при строительстве материалы для соблюдения архитектурного облика района индивидуальной застройки.
При этом возможно применение следующих мер поддержки:
рассрочка по оплате земельного участка и стоимости инженерных коммуникаций;
субсидии из бюджетов всех уровней, предусмотренные федеральными и краевыми программами для молодых семей и сельских граждан;
субсидирование части стоимости жилья для участников ипотечного жилищного строительства;
4) жилищно-строительным кооперативам, в том числе молодежным, на конкурсной основе между кооперативами.
Положения настоящего подпункта Программы относятся только к строительству доступного жилья.
Земельные участки на территории муниципальных образований Краснодарского края, пригодные для жилищной застройки, не имеющие инженерных коммуникаций, обустраиваются за счет средств местных бюджетов, муниципальных заимствований на развитие инфраструктуры, а также привлечения средств энерго-, газо- и водоснабжающих организаций.
4. Развитие институтов долгосрочного жилищного кредитования.
Реализация мер по развитию долгосрочного жилищного кредитования будет осуществляться в рамках подпрограммы развития ипотечного жилищного кредитования Краснодарского края.
Основная цель подпрограммы - создание условий для обеспечения жителей Краснодарского края доступным жильем посредством применения механизмов ипотечного жилищного кредитования, государственного стимулирования инвестиционной деятельности, направленной на строительство доступного жилья.
В рамках подпрограммы предусматривается разработка эффективных схем финансирования инвестиционных проектов в области жилищного строительства, кредитования физических лиц, государственной поддержки юридических и физических лиц - участников подпрограммы, снижения рисков при кредитовании и строительстве жилья.
Реализация подпрограммы будет осуществляться с использованием различных механизмов финансового и фондового рынка, путем вовлечения в процессы ипотечного жилищного кредитования кредитных организаций, финансовых компаний и корпораций, накоплений граждан, средств институциональных инвесторов (негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные и финансовые компании, страховые организации, паевые фонды), в том числе для размещения эмиссии краевых ипотечных ценных бумаг, облигационных займов.
В числе мер государственной поддержки развития краевой системы ипотечного жилищного кредитования предусмотрены:
субсидирование части стоимости жилья физическим лицам;
субсидирование процентной ставки по банковским кредитам юридическим лицам - участникам ипотечного жилищного кредитования;
обеспечение гарантий прав участников системы ипотечного жилищного кредитования (развитие системы страхования ипотечных жилищных кредитов, создание бюро кредитных историй для физических лиц, формирование маневренного фонда жилых помещений, предназначенного для временного проживания граждан, утративших жилье в результате невыплаты ипотечного кредита на его приобретение).
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 103,9 миллиарда рублей, из которых привлеченные средства кредитных, финансовых организаций и других инвесторов оцениваются в размере 72,6 миллиарда рублей, средства населения - 31,1 миллиарда рублей. Из краевого бюджета на государственную поддержку развития ипотеки планируется направить 185,6 миллиона рублей.
В результате за период реализации подпрограммы предполагается обеспечить жильем до 95 тысяч семей.
Координатор подпрограммы - департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края во взаимодействии с управляющей компанией Программы и органами местного самоуправления.
5. Создание условий для увеличения объемов жилищного строительства, повышение его качества и эффективности.
Для реализации этого мероприятия предусматривается:
привлечение прогрессивных технологий домостроения, включая быстровозводимые здания, применение современных экономичных строительных материалов, таких как гипсокартонные и гипсоволокнистые листы, пенобетон, полистиролбетон, эффективные утеплители, сухие строительные смеси и другие;
стимулирование проведения модернизации домостроительных предприятий в целях перехода к современным эффективным и энергосберегающим архитектурно-строительным системам, в том числе через механизм субсидирования из краевого бюджета процентных ставок по кредитам, полученным на эти цели;
развитие системы кредитования застройщиков на цели жилищного строительства;
привлечение частного капитала в сферу развития инженерно-коммунальной инфраструктуры, в том числе средств энерго-, газо- и водоснабжающих организаций, частных операторов - инвесторов на условиях инвестиционных (концессионных) соглашений, использование механизма краевых и муниципальных заимствований на развитие инфраструктуры;
разработка нормативных правовых актов Краснодарского края, обеспечивающих:
реализацию федерального закона о правовом зонировании территорий и нормативных правовых актов по вопросам реализации инвестиционно-строительных проектов (после их принятия на федеральном уровне);
установление четких и прозрачных процедур территориального планирования на уровне края и муниципалитетов, а также правового зонирования с установлением градостроительных регламентов и видов разрешенного использования недвижимости на уровне муниципальных образований;
регулирование вопросов межевания и землеустройства, предоставления долгосрочных прав (собственности, долгосрочной аренды) на земельные участки для жилищного строительства до начала проектирования или строительства, в том числе с использованием конкурсных процедур;
создание экономических и правовых условий для завершения строительства многоквартирных жилых домов, финансирование которых осуществлялось за счет бюджетных источников;
содействие развитию системы страхования строительных рисков и профессиональной ответственности строителей;
осуществление в пределах компетенции контроля и надзора за соблюдением строительных норм и правил, требований экологической и иных видов безопасности, а также наличия лицензий на выполнение определенных федеральным законодательством видов деятельности;
научное сопровождение Программы, разработка научно-технической документации, в том числе по вопросам, касающимся архитектурно-планировочных решений, тепловой защиты и инженерных систем жилых зданий, требований к новым конструкциям и элементам зданий;
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) по созданию новых технологий жилищного строительства, новых видов строительных материалов и конструкций, технологических линий (оборудования), разработка инвестиционных проектов по их внедрению.
6. Повышение эффективности функционирования рынка жилья.
Будут разработаны меры по снижению административных барьеров доступа застройщиков на рынок жилищного строительства, в том числе и меры по упрощению процедуры оформления исходно-разрешительной документации на строительство жилых домов. Проведенный анализ показывает, что сроки подготовки исходно-разрешительной документации могут быть значительно сокращены за счет:
разработки схемы одновременной подготовки ряда разрешительных документов;
сокращения перечня согласующих инстанций;
внедрения технологии одновременного прохождения экспертиз во всех заинтересованных организациях, а также привлечения для этих целей специалистов из смежных организаций.
Для снижения стоимости сделок на рынке жилья и ипотечного кредитования намечены следующие меры:
взаимодействие с федеральными органами по совершенствованию процедур регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, учета объектов недвижимости (повышение прозрачности, надежности и информационной доступности, снижение затрат и времени обслуживания для участников рынка жилья);
методическое содействие при подготовке необходимой документации для продажи на торгах прав на земельные участки как объекты недвижимости и их использования в качестве залога при получении кредита на жилищное строительство.
Для координации деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края по реализации намеченных мероприятий по повышению доступности жилья для основных групп населения Краснодарского края предусматривается создание управляющей компании Программы.
Проведение указанных в пунктах 1 - 6 мероприятий позволит значительно снизить стоимость одного квадратного метра общей площади построенного жилья, создать конкуренцию на рынке жилищного строительства. В результате чего снизятся цены как на первичном, так и вторичном рынках жилья, расширится спрос населения на жилье, увеличится предложение жилья на рынке, в том числе за счет увеличения объемов жилищного строительства, а это обеспечит доступность жилья для основных групп населения.
3.2. Обеспечение жильем малоимущих и отдельных категорий граждан,
определенных законодательством Российской Федерации,
в пределах установленных социальных стандартов
Реализация подпрограмм и мероприятий Программы, направленных на улучшение жилищных условий граждан, стоящих в очереди, будет осуществляться в комплексе и на основе мероприятий по снижению стоимости жилья и обеспечению его доступности для различных категорий граждан. Предусматривается применение различных схем обеспечения жильем граждан, стоящих на очереди, в том числе их участие в строительстве жилых домов (или при индивидуальной застройке) с учетом возможных мер государственной поддержки, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Для этого предусматриваются следующие мероприятия.
1. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма.
В 2005 году изменился порядок предоставления гражданам бесплатного жилья. Ранее действовавший порядок формирования очереди на получение жилья учитывал не доходы граждан, а лишь количество квадратных метров, приходящихся на одного члена семьи. В результате малоимущие стояли в той же очереди, что и граждане, способные приобрести жилье. В Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу с 1 марта 2005 года, определены конкретные категории граждан, имеющие право на получение бесплатного жилья. Принятие Жилищного кодекса Российской Федерации требует приведения в соответствие с установленными нормами законодательных и нормативных актов Краснодарского края. В частности предусматривается:
разработка проекта закона Краснодарского края "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" и приведение в соответствие с ним нормативных правовых актов Краснодарского края, касающихся предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма;
приведение нормативных правовых актов Краснодарского края, касающихся предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма, в соответствие с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации;
формирование органами местного самоуправления очереди на получение бесплатного жилья по договору социального найма в соответствии с критериями отнесения граждан к малоимущим в порядке, установленном законодательством Краснодарского края;
формирование органами местного самоуправления муниципальных жилищных фондов социального использования.
Обеспечение жильем очередников будет осуществляться на новых принципах, определенных в Жилищном кодексе Российской Федерации, по двум направлениям:
в рамках программы ипотечного жилищного кредитования - для граждан, имеющих достаточный уровень платежеспособности;
из муниципальных жилищных фондов социального использования на условиях социального найма - для малоимущих граждан.
Пополнение муниципальных жилищных фондов социального использования за счет строительства нового жилья или приобретения его на вторичном рынке будет осуществляться за счет средств местных бюджетов, в том числе в порядке долевого участия в строительстве жилых домов инвесторами, а также за счет средств инвесторов. Условия предоставления квартир для малоимущих определяются в соглашениях с инвестором при предоставлении ему подготовленных земельных участков для строительства жилья, имеющих инженерную инфраструктуру.
Координатором данного мероприятия является комитет жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края во взаимодействии с управляющей компанией Программы и органами местного самоуправления в Краснодарском крае.
2. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Решение проблем улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, будет осуществляться в рамках подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Краснодарского края, из ветхого и аварийного жилищного фонда".
Основными целями указанной подпрограммы являются:
улучшение жилищных условий, обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
ликвидация до 2007 года существующего аварийного жилищного фонда с учетом возможного прироста и до 2010 года включительно ветхого жилищного фонда, признанного таковым на начало 2003 года.
В рамках реализации этой подпрограммы предусматривается:
создание условий, обеспечивающих формирование обязательств собственника жилья за состояние и восстановление жилищного фонда;
формирование, привлечение и эффективное использование финансовых и инвестиционных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья в благоустроенное жилье;
разработка нормативно-методической базы и механизмов предоставления жилья переселяемым гражданам с учетом права выбора жилого помещения самими гражданами, в том числе посредством использования жилищных сертификатов.
Решение проблем переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда будет осуществляться путем приобретения квартир на вторичном рынке, финансирования завершения строительства жилых домов с высокой степенью готовности или долевого участия исполнительных органов местного самоуправления в строительстве нового жилья, реконструкции и модернизации жилого фонда.
Жилые помещения переселяемым гражданам предоставляются на основе договоров социального найма. Предусматривается также:
создание социально-экономических условий по формированию жилищного фонда для переселения граждан из помещений, подлежащих сносу, и маневренного фонда для временного отселения из домов, подлежащих реконструкции, граждан, изъявивших желание сохранить прежнее жилье;
поэтапное планомерное переселение граждан на основе обеспечения права выбора варианта улучшения их жилищных условий и дальнейший снос или полная реконструкция ветхого жилищного фонда;
подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их продажа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы на реализацию названной подпрограммы за счет всех источников финансирования составляют 6581,5 миллиона рублей, в том числе за счет краевого бюджета - 1974,0 миллиона рублей, планируется привлечь средства местных бюджетов в размере 1974,7 миллиона рублей и внебюджетных источников - 1974,8 миллиона рублей.
В результате выполнения подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Краснодарского края, из ветхого и аварийного жилищного фонда" предполагается переселить из ветхого и аварийного жилья более 20 тысяч семей и улучшить архитектурный облик городов и населенных пунктов Краснодарского края.
Координатор указанной подпрограммы - комитет жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края во взаимодействии с управляющей компанией Программы и органами местного самоуправления в Краснодарском крае.
Постановлением ЗСК от 19 октября 2005 г. N 1739-П в пункт 3 подраздела 3.2 раздела 3 Программы внесены изменения
3. Обеспечение жильем молодых семей.
Создание системы государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы предусмотрено в подпрограмме "Молодой семье - доступное жилье".
Целью этой подпрограммы является создание региональной системы государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в крае. Одна из основных задач указанной подпрограммы состоит в создании механизмов, позволяющих консолидировать средства из различных источников, и обеспечении их эффективного использования в строительстве жилья для молодых семей.
В рамках этой подпрограммы предусматривается:
разработка и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
содействие в организации молодежных жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
организация и проведение информационной и разъяснительной работы среди населения Краснодарского края по освещению целей и задач указанной подпрограммы.
Механизм реализации названной подпрограммы включает следующие меры государственной поддержки молодым семьям:
предоставление безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья;
предоставление субсидий на компенсацию части затрат, произведенных на строительство (приобретение) жилья или погашение части кредита (займа) при рождении (усыновлении/удочерении) ребенка;
предоставление безвозмездных субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам, полученным для приобретения, строительства или реконструкции жилья;
предоставление субсидий застройщикам (в том числе молодежным жилищным кооперативам) в целях снижения стоимости жилья для молодых семей - участников подпрограммы. Предоставление субсидий застройщикам осуществляется на конкурсной основе. Порядок и условия проведения конкурса, а также порядок и условия предоставления субсидий определяются постановлением главы администрации Краснодарского края;
иные предусмотренные подпрограммой меры.
Реализация указанной подпрограммы предусматривает консолидацию средств федерального, краевого и муниципальных бюджетов, средств граждан и внебюджетных источников для решения проблемы обеспечения жильем молодых семей.
Средства федерального бюджета предполагается привлекать в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы на конкурсной основе на условиях софинансирования из краевого бюджета.
Средства краевого бюджета предусматривается выделять муниципальным образованиям на конкурсной основе при условии принятия в установленном порядке соответствующей муниципальной программы, предусматривающей финансирование из местного бюджета. При этом преимуществом обладают муниципальные образования, предоставляющие под строительство жилья для молодых семей земельные участки, обеспеченные инженерными коммуникациями.
Всего за период реализации названной подпрограммы планируется вовлечь в жилищное строительство 1976,3 миллиона рублей, в том числе средств федерального бюджета - 97,5 миллиона рублей, краевого бюджета - 381,2 миллиона рублей, местных бюджетов - 374,4 миллиона рублей, средств граждан и других внебюджетных источников - 1123,2 миллиона рублей.
Реализация подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" позволит при государственной поддержке решить жилищную проблему 4,4 тысячи молодых семей, укрепить институт семьи, увеличить рождаемость, улучшить социально-бытовые и жилищные условия старшего поколения.
Координаторы этой подпрограммы - комитет по делам молодежи Краснодарского края и государственное учреждение Краснодарского края "Краевой центр социально-экономической поддержки молодежи" во взаимодействии с управляющей компанией Программы и органами местного самоуправления в Краснодарском крае.
4. Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации.
Основной задачей в части выполнения текущих обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, является улучшение к 2010 году жилищных условий всех нуждающихся, состоящих на очереди.
1) Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, государственной противопожарной службы, а также приравненных к ним лиц.
Обеспечение жильем этой категории граждан будет осуществляться за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
По состоянию на 1 января 2005 года в Краснодарском крае участниками федеральной программы является 2042 семьи, потребность в жилье составляет 122,5 тысячи квадратных метров общей площади.
Жилищные сертификаты выделяются субъектам Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством.
Ответственный исполнитель данного мероприятия - департамент по делам казачества, военным вопросам и воспитанию допризывной молодежи Краснодарского края - формирует списки участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, ежегодно направляет государственному заказчику и согласовывает бюджетные заявки на выделение жилищных сертификатов, а также обеспечивает их реализацию на территории Краснодарского края.
Предполагаемый объем средств из федерального бюджета по Краснодарскому краю на 2005 - 2010 годы составляет 2130 миллионов рублей. Объем финансирования из федерального бюджета уточняется государственным заказчиком подпрограммы ежегодно после принятия закона о федеральном бюджете.
В результате реализации данного мероприятия благоустроенным жильем будет обеспечено свыше двух тысяч семей граждан, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел и государственной противопожарной службы. Реализация мероприятия осуществляется во взаимодействии с управляющей компанией Программы.
2) Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф.
По состоянию на 1 января 2005 года в Краснодарском крае в список нуждающихся в улучшении жилищных условий включено 1179 участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, из них 469 граждан признаны инвалидами.
Обеспечение жильем этой категории граждан будет осуществляться в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе в порядке межбюджетных отношений в форме государственных жилищных сертификатов, которые предоставляются гражданам в порядке, установленном федеральным законодательством.
Ответственный исполнитель данного мероприятия - департамент по чрезвычайным ситуациям, государственному экологическому контролю Краснодарского края - на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует сводный список участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ежегодно направляет его государственному заказчику, организует оформление и выдачу жилищных сертификатов гражданам, включенным в списки получателей субсидий на очередной финансовый год.
Объем средств федерального бюджета для обеспечения к 2010 году жильем всех очередников, зарегистрированных на территории Краснодарского края, составляет 1023,3 миллиона рублей. Ежегодный размер финансирования уточняется государственным заказчиком подпрограммы после принятия закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Реализация мероприятия осуществляется во взаимодействии с управляющей компанией Программы.
3) Обеспечение жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Обеспечение жильем этой категории граждан будет осуществляться в рамках реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В крае на очереди состоит 628 семей, обладающих правом на получение жилищный# субсидий в соответствии с федеральным законодательством.
Субсидии гражданам предоставляются из федерального бюджета на строительство или приобретение жилья в соответствии с действующим порядком.
Ответственный исполнитель данного мероприятия - комитет жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края - формирует списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ежегодно направляет государственному заказчику и согласовывает бюджетные заявки на выделение жилищных субсидий из федерального бюджета, обеспечивает реализацию данного мероприятия на территории Краснодарского края.
Необходимый размер субсидий из федерального бюджета на 2005 - 2010 годы для обеспечения всех граждан, состоящих на очереди в Краснодарском крае, составляет 143,4 миллиона рублей. Объем средств, выделяемый из федерального бюджета на реализацию Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", уточняется государственным заказчиком ежегодно после принятия закона о федеральном бюджете.
Реализация мероприятия осуществляется во взаимодействии с управляющей компанией Программы.
4) Предоставление субсидий на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
В целях улучшения жилищных условий сельских граждан, не обладающих достаточными собственными накоплениями, и "закрепления" на селе квалифицированных специалистов предусматривается предоставление субсидий на строительство или приобретение жилья в сельской местности. Субсидии предоставляются гражданам, состоящим на учете в муниципальных образованиях Краснодарского края как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Субсидии выплачиваются из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" в размере 30 процентов от стоимости жилья в пределах социальной нормы общей площади на семью. Преимущественным правом на получение субсидии пользуются граждане, работающие в агропромышленном комплексе и сельских учреждениях социальной сферы.
Средства федерального бюджета выделяются в порядке межбюджетных отношений. Предоставление субсидий гражданам осуществляется согласно Временным правилам предоставления средств федерального бюджета (на безвозвратной основе) на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Ответственный исполнитель данного мероприятия - департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края - формирует списки участников федеральной целевой программы, ежегодно направляет государственному заказчику и согласовывает бюджетные заявки на выделение средств федерального бюджета, заключает договоры на финансирование программы на очередной финансовый год, обеспечивает реализацию данного мероприятия на территории края.
Планируемый размер субсидий из федерального бюджета на 2005 - 2010 годы, получаемых в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", составляет 87 миллионов рублей, средств граждан - 202,9 миллиона рублей. Объем финансирования из федерального бюджета уточняется ежегодно после принятия закона о федеральном бюджете.
В результате 542 семьи, проживающие в сельской местности, улучшат свои жилищные условия.
Мероприятия по реализации Программы, сроки их выполнения, ответственные исполнители приведены в приложении 1.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Общая потребность в финансовых ресурсах для реализации программных мероприятий оценивается в размере 116,4 миллиарда рублей и распределяется по источникам финансирования следующим образом:
-------------------------------------------------------------------------
Источник финансирования | Объем финансирования | В процентах
| (млрд. рублей) | к общему объему
| | финансирования
------------------------------+------------------------+-----------------
федеральный бюджет | 4,0 | 3,4
------------------------------+------------------------+-----------------
краевой бюджет | 2,7 | 2,4
------------------------------+------------------------+-----------------
местный бюджет | 2,7 | 2,3
------------------------------+------------------------+-----------------
внебюджетные источники | 107,0 | 91,9
------------------------------+------------------------+-----------------
Всего | 116,4 | 100,0
-------------------------------------------------------------------------
Кроме того, предусматривается предоставление государственных гарантий по заимствованиям управляющей компании Программы.
Привлечение средств федерального бюджета для финансирования программных мероприятий будет осуществляться в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального, краевого и местных бюджетов будут уточняться исходя из возможностей бюджетов на соответствующий год.
Сводные данные по источникам и направлениям финансирования Программы приведены в приложении 2.
5. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предусматривает тесное взаимодействие органов исполнительной власти Краснодарского края с органами местного самоуправления в Краснодарском крае.
Постановлением главы администрации края от 5 июля 2005 г. N 610 был образован координационный совет по вопросам реализации краевой целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы
На краевом уровне осуществляется:
формирование нормативно-правовой и методологической базы для реализации Программы;
принятие мер по устранению административных барьеров в сфере жилищного строительства;
формирование краевого реестра земельных участков для строительства доступного жилья, подготовка типовых проектов жилых домов, рекомендуемых для применения в рамках Программы;
привлечение доступных кредитных ресурсов и других внебюджетных источников (средств финансовых компаний и корпораций, средств институциональных инвесторов, накоплений граждан) для финансирования Программы;
разработка эффективных механизмов использования средств государственной поддержки для достижения основной цели и задач Программы;
привлечение средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы для обеспечения жильем отдельных категорий граждан;
организация и проведение информационной работы среди населения;
обеспечение мониторинга преобразований в жилищной сфере с целью анализа ситуации, обобщения положительного опыта;
координация деятельности исполнителей подпрограмм и мероприятий Программы.
На уровне органов местного самоуправления в Краснодарском крае осуществляется:
развитие жилищного законодательства и нормативной базы, связанное с реализацией федерального и краевого законодательства на соответствующей территории;
представление краевым органам исполнительной власти данных о земельных участках, подготовленных для жилой застройки;
обустройство земельных участков для жилищного строительства объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, привлечение для этих целей средств эксплуатирующих организаций;
подготовка пакета исходно-разрешительной документации;
предоставление земельных участков инвесторам-застройщикам на конкурсной основе для строительства доступного жилья;
контроль цен на жилье в течение всего строительства;
выделение земельных участков с инженерной и транспортной инфраструктурой для индивидуальной застройки, в том числе для молодежных микрорайонов;
проведение предусмотренных Программой преобразований в жилищной сфере и намеченных мероприятий с учетом местных особенностей и передового опыта;
обеспечение жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в установленном порядке, в том числе посредством строительства (приобретения) или долевого участия в строительстве жилья за счет средств местных бюджетов.
В целях успешной реализации Программы предусматривается заключение соглашений с органами местного самоуправления о взаимодействии в вопросах выполнения программных мероприятий.
Выполнение подпрограмм и мероприятий Программы, направленных на улучшение жилищных условий граждан, стоящих в очереди, будет осуществляться в комплексе и на основе мероприятий по обеспечению доступности жилья для различных категорий граждан. В разработке возможных схем обеспечения жильем граждан, стоящих на очереди, принимают участие все участники Программы.
Ответственные исполнители Программы ежегодно уточняют (с учетом выделенных на очередной финансовый год бюджетных и привлеченных внебюджетных средств) распределение объемов капитальных вложений и других затрат на реализацию программных мероприятий.
Успех реализации Программы во многом зависит от поддержки ее мероприятий населением - основным потребителем услуг в жилищной сфере. Эта поддержка в значительной степени будет зависеть от полноты и качества проводимой информационно-разъяснительной работы.
Информационно-разъяснительная работа организуется соответствующими исполнителями подпрограмм и мероприятий Программы через печатные и электронные средства массовой информации, а также путем проведения конференций и семинаров.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Успешная реализация Программы позволит:
создать рынок доступного жилья и механизмы, обеспечивающие доступность жилья для граждан с разным уровнем доходов, в том числе долгосрочного ипотечного жилищного кредитования;
повысить эффективность функционирования рынка жилья в результате снижения административных барьеров;
увеличить объем вводимого жилья в 1,7 раза и довести его в 2010 году до 3,2 миллиона квадратных метров;
улучшить жилищные условия 124,5 тысячи семей с разным уровнем доходов, в том числе 29 тысяч семей граждан, относящихся к отдельным категориям, определенным законодательством Российской Федерации;
создать условия для улучшения демографической ситуации в крае, снижения социальной напряженности в обществе.
Ожидаемые результаты реализации краевой целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы приведены в приложении 3.
Кроме улучшения социального благополучия в обществе, реализация Программы окажет значительный мультипликативный эффект на общее экономическое развитие и рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
По предварительной оценке, налоговые поступления в консолидированный бюджет края от строительного комплекса увеличатся в 2010 году по сравнению с 2004 годом почти в 2 раза.
7. Критерии выполнения Программы
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы будет производиться на основе системы индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики и описания. Система индикаторов обеспечит мониторинг реальной динамики изменений в жилищной сфере за оцениваемый период с целью уточнения или корректировки поставленных задач.
Оценка реализации Программы будет производиться исполнителями подпрограмм и мероприятий ежегодно с представлением информации о достигнутых результатах координатору Программы до 1 марта года, следующего за отчетным.
Система индикаторов оценки реализации Программы приведена в приложении 4.
8. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Контроль за ходом реализации Программы осуществляют администрация Краснодарского края и Законодательное Собрание Краснодарского края. Конкретные формы и методы управления реализацией Программы определяются администрацией Краснодарского края с учетом структуры Программы.
Администрация Краснодарского края вправе передавать часть функций государственного заказчика Программы соответствующим органам исполнительной власти Краснодарского края и организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Координация деятельности исполнителей Программы осуществляется департаментом экономического развития, инвестиций и внешних связей Краснодарского края и управляющей компанией Программы. Текущее управление и оперативный контроль за выполнением подпрограмм и мероприятий, включенных в состав Программы, осуществляются исполнительными органами Краснодарского края в соответствии с приложением 1.
Исполнители подпрограмм и мероприятий Программы осуществляют ежемесячный мониторинг их выполнения и при выявлении случаев неисполнения или иных нарушений принимают соответствующие меры, а также ежеквартально представляют департаменту экономического развития, инвестиций и внешних связей Краснодарского края (координатор Программы) сводную информацию о ходе выполнения Программы.
Один раз в полугодие координатор Программы с участием соответствующих органов исполнительной власти Краснодарского края - исполнителей подпрограмм и мероприятий Программы - подготавливает и представляет в администрацию Краснодарского края и Законодательное Собрание Краснодарского края доклад о ходе реализации Программы с внесением предложений по корректировке намеченных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.