Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Краснодарского края
от 28 мая 2003 г. N 224-П
Подпрограмма "Молодой семье - доступное жилье" краевой целевой
программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы
14 июля и 8 декабря 2004 г., 25 мая, 29 июня, 28 сентября и 14 декабря 2005 г., 24 мая 2006 г.
О ходе выполнения Подпрограммы по состоянию на конец 2004 года см. постановление Законодательного Собрания края от 22 декабря 2004 г. N 1193-П,
о некоторых мерах по реализации Подпрограммы - постановление главы администрации края от 3 октября 2005 г. N 902
Паспорт подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье"
краевой целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы
Наименование подпрограм- подпрограмма "Молодой семье - доступное
мы жилье" краевой целевой программы "Жили-
ще" на 2005 - 2010 годы (далее - Подпро-
грамма)
Основание для разработки постановление Правительства Российской
Подпрограммы Федерации от 28 августа 2002 года N 638
"О подпрограмме "Обеспечение жильем моло-
дых семей", входящей в состав федеральной
целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010
годы"
Государственный заказчик администрация Краснодарского края
Подпрограммы
Разработчик Подпрограммы комитет по делам молодежи Краснодарского
края
Цель Подпрограммы обеспечение жильем молодых семей в целях
стимулирования и закрепления положитель-
ных тенденций в изменении демографической
ситуации в Краснодарском крае
Задачи Подпрограммы создание организационно-финансового меха-
низма, стимулирующего развитие жилищного
строительства
формирование финансовых механизмов, обес-
печивающих доступность кредитов молодой
семье
обеспечение устойчивого и эффективного
функционирования системы ипотечного жи-
лищного кредитования с активным привлече-
нием внебюджетных источников финансирова-
ния
совершенствование форм и методов государ-
ственной поддержки молодой семьи в улуч-
шении жилищных условий
поддержка инициатив молодежных организа-
ций, направленных на улучшение жилищных
и социально-бытовых условий для молодых
семей
Исполнители мероприятий комитет по делам молодежи Краснодарско-
Подпрограммы го края
департамент по строительству и архитекту-
ре Краснодарского края
департамент по финансам, бюджету и конт-
ролю Краснодарского края
исполнительные органы местного самоуправ-
ления (по согласованию)
Краснодарское краевое отделение Общерос-
сийской общественной организации "Союз
МЖК России" (по согласованию)
Основные мероприятия формирование финансовых и организацион-
Подпрограммы ных механизмов оказания государственной
поддержки молодым семьям, нуждающимся в
улучшении жилищных условий
разработка и принятие нормативных право-
вых актов, необходимых для реализации на-
стоящей Подпрограммы
развитие механизма государственной под-
держки системы ипотечного жилищного кре-
дитования
создание краевой базы данных о молодых
семьях, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, либо не имеющих жилья
создание условий для развития молодежных
жилищно-строительных кооперативов
Объем и источники финан- общий объем финансовых средств -
сирования Подпрограммы 2031,2 миллиона рублей, в том числе:
средства краевого бюджета - 416,1 миллио-
на рублей,
прочие источники - 1615,1 миллиона рублей
Ожидаемые результаты ре- создание условий для повышения уровня
ализации Подпрограммы обеспеченности жильем молодых семей
привлечение в жилищную сферу дополнитель-
ных финансовых средств из внебюджетных
источников
развитие и закрепление положительных де-
мографических тенденций в обществе
укрепление семейных отношений и снижение
социальной напряженности в обществе
оказание помощи в приобретении жилья 6041
молодой семье
доведение общей площади сданного в экс-
плуатацию жилья до 290 тысяч кв. метров
Организация контроля за координацию деятельности исполнителей
исполнением Подпрограммы Подпрограммы, контроль за ее реализацией
осуществляют администрация Краснодарского
края и Законодательное Собрание Красно-
дарского края
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Настоящая Подпрограмма разработана в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Подпрограмма предусматривает создание системы государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в целях стимулирования и закрепления положительных тенденций в изменении демографической ситуации в Краснодарском крае.
Россия - одна из немногих стран мира, где отмечается сокращение численности населения. Уменьшение населения страны, начавшееся в конце прошлого века, продолжается на фоне снижения рождаемости и в настоящее время. Показатель рождаемости (число родившихся на 1000 постоянных жителей) к 2000 году составил менее 8 по сравнению с 13,4 в 1990 году.
В основе снижения рождаемости в прошедшем десятилетии лежит ухудшение качества жизни большинства населения, включая условия проживания.
Жилищный фактор является определяющим и в вопросе сохранения семьи. Статистика по Краснодарскому краю свидетельствует о том, что число разводов неуклонно растет, при этом отмечается низкая стабильность как городских, так и сельских молодых семей, несмотря на то, что сельская семья на Кубани традиционно была стабильной. Это подтверждают статистические данные, приведенные ниже.
-------------------------------------------------------------------------
Годы | 1999 | 2000 | 2001 | Всего
|--------------+---------------+---------------|
| город | село | город | село | город | село |
------------------+-------+------+--------+------+-------+-------+-------
Общее число за- | 16114 | 12180| 14547 | 10531| 16502 | 12383 | 27727
ключенных браков | | | | | | |
------------------+-------+------+--------+------+-------+-------+-------
Число разводов | 9058 | 5606| 10531 | 6048| 9643 | 6688 | 23045
------------------+-------+------+--------+------+-------+-------+-------
Процентное соот- | 56 | 46| 72,4| 57| 58 | 54 | 83
ношение разводов | | | | | | |
от числа заклю- | | | | | | |
ченных браков | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
В результате социологических опросов выявлены основные причины, по которым молодые семьи не желают заводить детей. В 85 случаях из 100 такими причинами назывались низкий уровень доходов и отсутствие перспектив улучшения жилищных условий.
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Напротив, наличие отдельной квартиры в наибольшей степени способствует увеличению размеров семьи.
Таким образом, для улучшения демографической ситуации в крае необходимо в первую очередь создать условия для решения жилищных проблем молодых семей.
Вопрос обеспечения жильем молодых семей является актуальным в настоящее время и, безусловно, останется таковым в последующие годы. В 2003 году в период рождения первого ребенка вступает поколение 1982 - 1986 годов рождения, то есть поколение самой высокой численности за прошедший период. Статистические данные показывают, что 80 процентов детей в Российской Федерации рождается у родителей в возрасте до 30 лет.
В результате сложившихся обстоятельств, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной помощи молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что в свою очередь позволит повлиять на их репродуктивное поведение.
Анализ экономической ситуации в крае свидетельствует о том, что существовавшая до 1992 года последовательная и обеспеченная ресурсами система решения жилищной проблемы разрушена. Число молодых семей, состоящих на жилищном учете в муниципальных образованиях края, на 1 января 2001 года составляет 5990.
В настоящих условиях для решения социальных проблем необходимо принятие решений по формированию механизмов жилищного строительства на уровне органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в Краснодарском крае в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Сегодняшние потребности молодой семьи в жилье достаточно высоки. В своих запросах граждане исходят в основном из желания иметь жилищные условия, подобные тем, в которых проживают люди их социального круга. Городские жители считают жилищные условия хорошими, когда обеспеченность общей площадью на одного человека составляет не менее 18 кв. метров.
Однако оценка инвестиционных возможностей населения свидетельствует о том, что в настоящее время рынок жилья не может получить ощутимого развития за счет мобилизации средств граждан. Это связано с малой долей платежеспособных людей. Лишь при условии, что государство выступит гарантом во всех инициативах в сфере решения проблемы жилья, население сможет стать полноценным субъектом этого рынка. Чем больше разнообразных способов решения жилищной проблемы будет предложено, тем больше вероятности, что удастся задействовать средства широких слоев населения.
Молодежь как социальная и возрастная категория граждан наименее социально защищена. Ее потенциальные возможности ограничены, так как в подавляющей массе молодые работники имеют доходы не выше среднего прожиточного минимума, а возможности реинвестирования ранее накопленных благ у них нет.
2. Основная цель и задачи Подпрограммы
Основной целью Подпрограммы является создание региональной системы государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в крае.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
разработка и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
содействие работе молодежных организаций, направленной на улучшение жилищных и социально-бытовых условий молодых семей;
привлечение инвестиционных ресурсов;
оказание поддержки из средств краевого бюджета муниципальным образованиям, привлекающим для решения проблемы обеспечения жильем молодых семей финансовые ресурсы на местном уровне путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
3. Сроки и этапы реализации Подпрограммы
Подпрограмма будет выполняться поэтапно.
На первом этапе будут осуществляться:
создание и апробирование механизмов реализации Подпрограммы;
разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
проведение экспериментов на территории отдельных муниципальных образований края по отработке указанных механизмов и форм взаимодействия всех исполнителей Подпрограммы (участники эксперимента будут определяться государственным заказчиком на основании конкурсного отбора);
мониторинг реализации Подпрограммы.
На втором этапе намечается:
совершенствование и развитие созданных и апробированных на первом этапе механизмов реализации Подпрограммы;
уточнение перечня намеченных мероприятий с учетом хода их выполнения в муниципальных образованиях края;
внедрение механизмов реализации Подпрограммы в практику с учетом региональных особенностей.
В перспективе предполагается развитие рыночных механизмов обеспечения жильем молодых семей без существенного участия бюджетных средств.
4. Программные мероприятия
1. В рамках настоящей подпрограммы молодой семьей является семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что супруги или один из супругов не достигли возраста 30 лет, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отец не достигли возраста 30 лет.
Порядок, условия установления и утраты молодой семьей статуса участника подпрограммы определяются постановлением главы администрации Краснодарского края.
В период действия настоящей редакции постановления действовал Порядок установления и утраты молодой семьей статуса участника подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" краевой целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы, утвержденный постановлением главы администрации края от 30 ноября 2005 г. N 1135
Молодая семья, признанная участником Подпрограммы и стоящая в очереди на получение государственной поддержки в строительстве или приобретении жилья, сохраняет право на такую поддержку и по достижении супругами возраста, превышающего возраст, установленный для членов молодых семей.
2. В целях реализации Подпрограммы планируется осуществить мероприятия по следующим направлениям:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации Подпрограммы;
финансовое обеспечение реализации Подпрограммы;
организационное обеспечение реализации Подпрограммы.
Перечень мероприятий по реализации Подпрограммы приведен в приложении 1.
Мероприятия по нормативно-правовому и методологическому обеспечению реализации Подпрограммы включают:
разработку предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты Краснодарского края, касающиеся реализации права молодой семьи на государственную поддержку при решении жилищной проблемы;
формирование правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья с использованием результатов Всероссийской переписи населения 2002 года и проведенных выборочных обследований в муниципальных образованиях края.
Мероприятия по финансовому обеспечению реализации Подпрограммы предполагают разработку финансовых и экономических механизмов оказания государственной поддержки различным категориям молодых семей и подготовку необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов краевого бюджета на соответствующий финансовый год.
Организационные мероприятия предусматривают:
создание краевой базы данных о молодых семьях, нуждающихся в улучшении жилищных условий либо не имеющих жилья, на основе системы единых критериев отнесения молодых семей к различным категориям граждан в зависимости от количества детей, обеспеченности жильем, уровня дохода, приходящегося на одного члена молодой семьи;
создание координационного совета по реализации Подпрограммы, утверждаемого постановлением главы администрации края;
определение исполнителей Подпрограммы в муниципальных образованиях края;
освещение в краевых и местных средствах массовой информации хода реализации Подпрограммы;
мониторинг хода реализации Подпрограммы и подготовка информационно-аналитических материалов.
5. Механизмы реализации Подпрограммы
1. Комитет по делам молодежи Краснодарского края осуществляет:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации Подпрограммы, включая разработку правовых, финансовых и организационных механизмов, во взаимодействии с заинтересованными ведомствами и организациями;
создание краевой базы данных о молодых семьях, нуждающихся в улучшении жилищных условий либо не имеющих жилья, в соответствии с едиными критериями отнесения молодых семей к различным категориям граждан в зависимости от количества детей, обеспеченности жильем, уровня дохода, приходящегося на одного члена молодой семьи;
подготовку предложений по объемам и условиям предоставления средств краевого бюджета для решения жилищных проблем молодых семей;
разработку методических материалов для исполнителей Подпрограммы в муниципальных образованиях края;
информационную и разъяснительную работу, направленную на освещение целей и задач Подпрограммы;
мониторинг хода реализации Подпрограммы с целью обобщения и распространения положительного опыта;
координацию деятельности исполнителей мероприятий в ходе реализации Подпрограммы (в пределах своей компетенции);
контроль в пределах полномочий за целевым использованием бюджетных средств.
2. Средства краевого бюджета, предусмотренные на реализацию мероприятий настоящей подпрограммы, могут распределяться между органами местного самоуправления при условии принятия в муниципальном образовании в установленном порядке соответствующей муниципальной программы, предусматривающей финансирование из местного бюджета расходов на строительство и приобретение жилья для молодых семей. При этом приоритетным правом на предоставление средств краевого бюджета обладают муниципальные образования, программы которых предусматривают выделение земельных участков, обеспеченных коммунальными и инженерными сетями, под строительство жилья для молодых семей, а также финансирование из средств местного бюджета на эти цели. Порядок и условия распределения средств краевого бюджета между муниципальными образованиями определяются постановлением главы администрации Краснодарского края.
См. Порядок проведения конкурса среди органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края "Улица Молодая", утвержденный постановлением главы администрации края от 3 октября 2005 г. N 902
3. Органы местного самоуправления, получившие средства краевого бюджета на реализацию настоящей Подпрограммы, являются ее исполнителями на соответствующей территории.
Постановлением ЗСК от 24 мая 2006 г. N 2236-П в пункт 4 раздела 5 Подпрограммы внесены изменения
4. Основными источниками финансирования Подпрограммы являются средства краевого бюджета, направляемые на следующие цели:
предоставление субсидий застройщикам (в том числе молодежным жилищным кооперативам) в целях снижения стоимости жилья для молодых семей - участников подпрограммы. Предоставление субсидий застройщикам осуществляется на конкурсной основе. Порядок и условия проведения конкурса, а также порядок и условия предоставления субсидий определяются постановлением главы администрации Краснодарского края;
предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;
См. Правила предоставления молодым семьям субсидий из средств краевого бюджета на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья с участием средств федерального бюджета, утвержденные постановлением главы администрации края от 1 сентября 2006 г. N 764
предоставление молодым семьям при рождении (усыновлении/удочерении) ребенка субсидий на строительство (приобретение) жилья или на погашение части кредита (займа), в том числе на компенсацию части финансовых затрат, произведенных ими на строительство (приобретение) жилья;
Положение о предоставлении молодым семьям при рождении (усыновлении/удочерении) ребенка субсидии из средств краевого бюджета на погашение части кредита (займа), привлеченного для приобретения жилья, было утверждено постановлением главы администрации края от 18 октября 2004 г. N 1022
Порядок предоставления молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка субсидии из средств краевого бюджета на компенсацию части затрат, произведенных ими на строительство жилья или на погашение части кредита (займа), привлеченного для строительства жилья, был утвержден постановлением главы администрации края от 2 июля 2005 г. N 710
создание социально-бытовой и инженерной инфраструктур;
прочие источники:
средства граждан (молодых семей), используемые для частичной или полной оплаты стоимости строительства (приобретения) жилья;
средства предприятий и организаций, заинтересованных в закреплении молодых специалистов, используемые для предоставления займов молодым семьям;
средства кредитных организаций, используемые для кредитования молодых семей, в том числе под залог приобретаемого жилья или земельных участков, выделенных под жилищное строительство.
Распределение средств краевого бюджета по указанным целевым направлениям приведено в приложении 3.
5. Размер субсидий, предоставляемых молодым семьям из средств федерального бюджета при рождении (усыновлении/удочерении) ребенка, определяется в соответствии с требованиями, установленными подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
6. Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета определяется постановлением главы администрации Краснодарского края.
6. Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы
Прогнозируемый объем средств краевого бюджета на реализацию Подпрограммы составляет 416,1 миллиона рублей.
Объем финансирования Подпрограммы из средств краевого бюджета на соответствующий год носит прогнозируемый характер.
В ходе реализации Подпрограммы прогнозируется поступление в краевой бюджет средств федерального бюджета в размере 150 миллионов рублей, а также привлечение средств прочих источников, в том числе личных средств граждан (молодых семей).
Средства федерального бюджета, переданные в краевой бюджет, расходуются на предоставление молодым семьям при рождении (усыновлении/удочерении) ребенка субсидий на компенсацию части затрат, произведенных ими на строительство (приобретение) жилья, или на погашение части кредита (займа).
Прогнозируемые объемы финансирования Подпрограммы приведены в приложении 2.
7. Управление реализацией Подпрограммы и контроль
за ходом ее исполнения
1. Государственный заказчик осуществляет общее руководство и контроль за выполнением Подпрограммы, с участием органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления определяет формы и методы управления реализацией Подпрограммы.
2. Взаимодействие государственного заказчика с исполнителями Подпрограммы осуществляется в соответствии с заключенными договорами.
3. Комитет по делам молодежи Краснодарского края в пределах своей компетенции осуществляет общую координацию и мониторинг хода реализации Подпрограммы, подготавливает информацию (отчеты) о ходе выполнения Подпрограммы, разрабатывает предложения по совершенствованию механизмов ее реализации, организует проведение социологических исследований по проблемам обеспечения жильем молодых семей в Краснодарском крае.
Текущее управление реализацией Подпрограммы осуществляется дирекцией, функции которой исполняет государственное учреждение, подведомственное комитету по делам молодежи Краснодарского края.
4. Органы по делам молодежи муниципальных образований, участвующих в реализации Подпрограммы, ежеквартально, а также по итогам года (до 28 декабря) представляют в комитет по делам молодежи Краснодарского края сведения о ходе ее реализации.
5. Комитет по делам молодежи Краснодарского края обобщает представленные сведения о реализации Подпрограммы и ежеквартально, а также по итогам года (до 20 января) представляет отчеты в администрацию Краснодарского края и государственному заказчику - координатору подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
6. Работа среди населения по освещению целей и задач Подпрограммы организуется комитетом по делам молодежи Краснодарского края совместно с исполнительными органами местного самоуправления через краевые и местные средства массовой информации, а также путем проведения выставок, конференций и семинаров.
8. Оценка эффективности и социально-экономических
последствий реализации Подпрограммы
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Подпрограммы будет производиться на основе системы индикаторов, предусмотренных федеральной целевой программой "Жилище" на 2002 - 2010 годы, по соответствующим разделам.
Обязанности по представлению информации и расчету индикаторов возлагаются на комитет по делам молодежи Краснодарского края, а также на подразделения исполнительных органов местного самоуправления, курирующие вопросы реализации жилищной политики.
Успешное выполнение мероприятий Подпрограммы позволит обеспечить:
создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей;
привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств из внебюджетных источников и увеличение объема жилищного строительства;
использование в крае отработанных в ходе эксперимента механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в обеспечении жильем;
развитие и закрепление положительных демографических тенденций;
укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.