Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы Краснодара
от 14 октября 2005 г. N 74 п. 5
Муниципальная целевая программа "Жилище"
на 2005 - 2010 годы
15 декабря 2005 г.
Решением городской Думы Краснодара от 15 декабря 2005 г. N 4 п. 12 в раздел "Паспорт муниципальной целевой программы "Жилище" внесены изменения
Паспорт муниципальной целевой программы "Жилище"
на 2005 - 2010 годы
Наименование программы муниципальная целевая программа "Жилище" на
2005 - 2010 годы (далее - Программа)
Основания для разработ- постановление Законодательного Собрания
ки Программы Краснодарского края от 25.05.2005 N 1489-П
"Об утверждении краевой целевой программы
"Жилище" на 2005 - 2010 годы и внесении из-
менений в отдельные постановления Законода-
тельного Собрания Краснодарского края"
распоряжение главы муниципального образова-
ния город Краснодар от 20.07.2005 N 1435-р
"О разработке муниципальной целевой про-
граммы "Жилище" на 2005 - 2010 годы"
Заказчик Программы администрация муниципального образования
город Краснодар
Основные разработчики департамент экономического развития, инве-
Программы стиций и внешних связей администрации муни-
ципального образования город Краснодар
департамент городского хозяйства админист-
рации муниципального образования город
Краснодар
департамент строительства администрации му-
ниципального образования город Краснодар
департамент муниципальной собственности и
городских земель администрации муниципаль-
ного образования город Краснодар
управление архитектуры и градостроительства
администрации муниципального образования
город Краснодар
управление по социальным вопросам админист-
рации муниципального образования город
Краснодар
управление по финансовому рынку и ценным
бумагам администрации муниципального обра-
зования город Краснодар
управление по связям с общественностью, во-
еннослужащими и делам казачества админист-
рации муниципального образования город
Краснодар
комитет по делам молодежи администрации му-
ниципального образования город Краснодар
Координатор Программы департамент экономического развития, инвес-
тиций и внешних связей администрации муни-
ципального образования город Краснодар
Основные исполнители департамент строительства администрации му-
Программы ниципального образования город Краснодар
управление по финансовому рынку и ценным
бумагам администрации муниципального обра-
зования город Краснодар
департамент экономического развития, инвес-
тиций и внешних связей администрации муни-
ципального образования город Краснодар
департамент финансов администрации муници-
пального образования город Краснодар
департамент муниципальной собственности и
городских земель администрации муниципаль-
ного образования город Краснодар
департамент городского хозяйства админист-
рации муниципального образования город
Краснодар
управление архитектуры и градостроительства
администрации муниципального образования
город Краснодар
управление по социальным вопросам админист-
рации муниципального образования город
Краснодар
управление по связям с общественностью, во-
еннослужащими и делам казачества админист-
рации муниципального образования город
Краснодар
комитет по делам молодежи администрации му-
ниципального образования город Краснодар
иные организации, привлекаемые в порядке,
установленном законодательством Российской
Федерации
Основные цели Программы комплексное решение проблемы перехода к
устойчивому развитию жилищной сферы
создание условий, обеспечивающих доступ-
ность жилья для граждан Российской Федера-
ции, проживающих на территории муниципаль-
ного образования город Краснодар
Задачи Программы формирование рынка доступного жилья и эф-
фективных финансовых механизмов, обеспечи-
вающих доступность жилья для граждан с раз-
ным уровнем доходов
увеличение темпов жилищного строительства и
реконструкции жилья, приведение его струк-
туры и технических характеристик в соответ-
ствие со спросом и потребностями населения,
повышение качества и эффективности жилищно-
го строительства
переселение граждан Российской Федерации,
проживающих на территории муниципального
образования город Краснодар, из ветхого и
аварийного муниципального жилищного фонда
обеспечение жильем молодых семей
обеспечение жильем малоимущих граждан
учет отдельных категорий граждан, опреде-
ленных законодательством Российской Федера-
ции, нуждающихся в жилых помещениях
Срок реализации Про- 2005 - 2010 годы
граммы
Перечень основных меро- мероприятия, направленные на:
приятий Программы формирование рынка доступного жилья;
увеличение объемов жилищного строительства;
развитие ипотечного жилищного кредитования;
переселение граждан Российской Федерации,
проживающих на территории муниципального
образования город Краснодар, из ветхого и
аварийного муниципального жилищного фонда;
обеспечение жильем молодых семей;
обеспечение жильем малоимущих граждан;
учет отдельных категорий граждан, опреде-
ленных законодательством Российской Федера-
ции, нуждающихся в жилых помещениях
Объем и источники фи- общий объем финансирования Программы со-
нансирования Программы ставляет 12617,5 млн. рублей, в том числе:
из средств местного бюджета (бюджета муни-
ципального образования город Краснодар) -
1422,0 млн. рублей
планируется привлечение из:
федерального бюджета (по согласованию)
2490,9 млн. рублей;
краевого бюджета (по согласованию) - 782,6
млн. рублей;
внебюджетных источников - 7922,0 млн. руб-
лей
Ожидаемые результаты создание рынка доступного жилья и механиз-
реализации Программы мов, обеспечивающих доступность жилья для
граждан с разным уровнем доходов, в том
числе долгосрочного ипотечного жилищного
кредитования;
повышение эффективности функционирования
рынка жилья в результате снижения админист-
ративных барьеров;
увеличение объема вводимого жилья в 1,3 ра-
за;
улучшение жилищных условий 13 тыс. семей с
разным уровнем доходов, в том числе
2,6 тыс. семей граждан, относящихся к
отдельным категориям, определенным законо-
дательством Российской Федерации;
улучшение демографической ситуации в муни-
ципальном образовании город Краснодар, сни-
жение социальной напряженности в обществе;
рост налоговых поступлений в местный бюджет
(бюджет муниципального образования город
Краснодар) от строительного комплекса в 1,3
раза
Контроль за исполнени- контроль за исполнением Программы осущест-
ем Программы вляют администрация муниципального образо-
вания город Краснодар и городская Дума
Краснодара
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Жилищная проблема в муниципальном образовании город Краснодар является одной из наиболее острых социальных проблем. В улучшении жилищных условий только из числа зарегистрированных граждан нуждаются более 44 тысяч семей, что составляет 34 процента от общекраевой потребности.
Чтобы обеспечить жильем граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, необходимо построить более 2,3 миллиона квадратных метров жилья (при условии, что на семью в среднем приходится 54 квадратных метра общей площади).
Фактически за 2002 - 2004 год жилищные условия улучшили только 155 семей.
В 2004 году объем жилищного строительства в муниципальном образовании город Краснодар составил 554,9 тыс. квадратных метров или 30 процентов объема жилищного строительства в Краснодарском крае. При этом 47 процентов площади построено в рамках индивидуального жилищного строительства.
Доля жилья, вводимого за счет бюджетных средств, составлявшая до начала экономических реформ 29 процентов, сегодня не превышает 2 процентов.
Основной причиной, сдерживающей рост объемов ввода в эксплуатацию жилья, являются:
ограниченные возможности финансирования жилищного строительства из местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар);
недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок для большинства граждан и юридических лиц;
недостаток площадок, обустроенных инженерными коммуникациями.
При сокращении объемов строительства муниципального жилья и, соответственно, уменьшении количества квартир, предоставляемых гражданам бесплатно, в условиях приватизации большей части жилищного фонда реализация прав граждан на жилище оказалась не обеспеченной необходимыми финансовыми и организационными мерами.
В связи с этим продолжительность ожидания своей очереди на получение жилья составляет для граждан в основном 15 - 30 лет.
В муниципальном образовании город Краснодар растет доля ветхого и аварийного жилья. Сегодня его суммарная площадь составляет свыше 335 тысяч квадратных метров.
Особенно остро жилищная проблема стоит перед молодыми семьями. Их финансовые возможности ограничены, так как в подавляющей массе молодые работники имеют низкие доходы и не имеют накоплений.
На получение жилья в муниципальном образовании город Краснодар имеет право ряд категорий граждан, перед которыми имеются обязательства Российской Федерации по предоставлению жилья. В их числе:
участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф;
граждане, уволенные с военной службы, службы в органах внутренних дел, государственной противопожарной службы, а также приравненные к ним лица;
граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
другие категории граждан, имеющих право на получение жилья.
Высокая стоимость жилья по сравнению с доходами граждан делает для многих жителей города неразрешимой проблему приобретения нового жилья. Рост цен на жилую недвижимость на вторичном рынке опережает темпы роста доходов населения.
Основной целью Программы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому развитию жилищной сферы, создание условий, обеспечивающих доступность жилья для граждан Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования город Краснодар.
Для достижения программных целей необходимо:
развивать долгосрочное жилищное кредитование, которое должно стать доступным для граждан со средними доходами. Необходимы финансовые механизмы, позволяющие улучшать жилищные условия не только за счет текущих заработков и имеющихся сбережений, но и в счет будущих доходов граждан;
установить правовые условия для развития долгосрочного жилищного кредитования как граждан, так и профессиональных застройщиков;
упростить процедуру получения разрешений и согласований на строительство, установить четкие правила землепользования и застройки;
обеспечить подготовку инженерно-коммунальной инфраструктуры;
создать конкурентные условия для жилищного строительства в целях предотвращения роста цен на рынке жилья;
упорядочить предоставление социального жилья. Жилье по договору социального найма должно предоставляться тем, кто в нем действительно нуждается.
В муниципальном образовании город Краснодар за последние годы сформированы все необходимые предпосылки для значительного роста объемов жилищного строительства. Создан целый ряд коммерческих фирм и компаний, которые стабильно наращивают объемы жилищного строительства и формируют конкурентную среду на рынке готового жилья.
Введены в эксплуатацию новые производственные мощности по выпуску стеновых, кровельных и отделочных материалов повышенного спроса. Завершается перевод предприятий индустриального домостроения на изготовление комплектов жилых домов типовых серий, модернизированных с учетом повышенных требований по сейсмостойкости и теплозащите.
Необходимость наращивания темпов жилищного строительства, обеспечения доступности жилья определяет целесообразность принятия комплексной программы, поскольку решение жилищной проблемы:
направлено на улучшение условий и качества жизни населения, предотвращение чрезвычайных ситуаций, эффективное функционирования рынка жилья;
носит межотраслевой и межведомственный характер и требует участия со стороны органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар;
не может быть осуществлено в пределах одного финансового года;
носит комплексный характер, оказывает значительный эффект на общее экономическое развитие, рост производства и социальное благополучие в обществе.
В настоящее время в муниципальном образовании город Краснодар реализуется ряд целевых программ, направленных на решение жилищной проблемы:
городская целевая программа "Молодой семье - доступное жилье" на 2004 - 2010 годы, утвержденная решением городской Думы Краснодара от 23.10.2003 N 39 п. 7;
городская целевая программа "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории города Краснодара, из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда" на 2004 - 2010 годы, утвержденная решением городской Думы Краснодара от 25.12.2003 N 42 п. 5.
Программа разработана в соответствии с краевой и федеральной целевыми программами "Жилище" на 2002 - 2010 годы, основными направлениями программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005 - 2008 годы), задачами, поставленными Президентом Российской Федерации в послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года.
В результате реализации Программы должен быть завершен переход к рыночным финансовым механизмам и формам кредитования в жилищной сфере, обеспечена защита имущественных прав инвесторов, кредиторов и заемщиков, улучшены жилищные условия граждан с разным уровнем доходов.
2. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому развитию жилищной сферы, создание условий, обеспечивающих доступность жилья для граждан, проживающих на территории муниципального образования город Краснодар.
Для достижения этой цели в рамках Программы должны быть решены следующие основные задачи:
формирование рынка доступного жилья;
создание условий для увеличения инвестиций в жилищное строительство;
развитие институтов долгосрочного жилищного кредитования;
создание условий для увеличения объемов жилищного строительства, повышение его качества и эффективности;
повышение эффективности функционирования рынка жилья;
обеспечение жильем малоимущих и отдельных категорий граждан;
учет отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, нуждающихся в жилых помещениях.
3. Формирование рынка доступного жилья
Основными задачами политики муниципального образования город Краснодар в сфере формирования рынка доступного жилья являются:
создание эффективного жилищного сектора, действующего на рыночных принципах и удовлетворяющего жилищные потребности основной части населения на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу;
создание механизмов поддержки развития и функционирования этого рынка в целом и повышения доступа к нему определенных групп населения, нуждающихся в такой поддержке;
развитие институтов долгосрочного жилищного финансирования граждан (ипотечное кредитование на цели приобретения жилья, кредитование участия граждан в долевом строительстве многоквартирных домов, кредитование индивидуального жилищного строительства, жилищно-накопительные формы и другие);
создание условий для увеличения объемов жилищного строительства через внедрение открытых конкурентных процедур предоставления прав на сформированные земельные участки застройщикам, упрощение процедур согласования исходно-разрешительной документации, развитие системы кредитования застройщиков на цели жилищного строительства, а также установление прозрачных и эффективных процедур финансирования развития коммунальной инфраструктуры для объектов нового жилищного строительства;
повышение эффективности функционирования рынка жилья в результате снижения административных барьеров и трансакционных издержек на рынке, защиты прав граждан - добросовестных приобретателей жилья.
Для решения перечисленных задач предусматриваются следующие мероприятия:
3.1. Формирование муниципального реестра земельных участков и их подготовка для строительства доступного жилья
Реестр земельных участков муниципального образования город Краснодар (далее - муниципальный реестр) включает:
земельные участки на территории муниципального образования город Краснодар, имеющие инженерные коммуникации;
земельные участки, освобожденные за счет сноса ветхого и аварийного жилья в рамках реализации городской целевой программы "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории города Краснодара, из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда" на 2004 - 2010 годы;
земельные участки на территории муниципального образования город Краснодар, пригодные для жилищной застройки и не имеющие инженерных коммуникаций.
На основании муниципального реестра:
проводится разграничение подготавливаемых земельных участков по целевому назначению (под строительство доступного жилья, муниципального жилищного фонда, в том числе жилых помещений маневренного фонда, индивидуальное жилищное строительство);
формирование ежегодного плана мероприятий по подготовке земельных участков, не имеющих документации и инженерных коммуникаций (в том числе планы подготовки проектно-сметной документации, строительства инженерных коммуникаций, дорог), определение объемов и источников финансирования в сроки, установленные для подготовки проекта бюджета на очередной финансовый год;
подготовка инженерной инфраструктуры земельных участков под строительство доступного жилья.
3.2. Применение типовых проектов жилых домов, подготовка исходно-разрешительной документации
При строительстве жилых домов на земельных участках, включенных в муниципальный реестр, предусматривается возможность применения типовых проектов, удешевляющих стоимость строительства, с привязкой их к конкретной местности и подготовленного пакета исходно-разрешительной документации. Эти меры позволят существенно снизить стоимость строительства.
Краевой целевой программой "Жилище" на 2005 - 2010 годы намечено уже в 2005 году разработать проекты эффективных и экономичных секций жилых домов следующих типов:
девяти- и пятиэтажная рядовая блок-секция с одно-, двух- и трехкомнатными квартирами общей площадью соответственно 35, 55 и 60 - 65 квадратных метров;
девяти- и пятиэтажная торцевая блок-секция с одно-, двух- и трехкомнатными квартирами общей площадью соответственно 35, 55 и 65 квадратных метров со свободным первым этажом для размещения встроенных помещений коммерческого назначения;
двухэтажный блокированный жилой дом для высокоплотной застройки на три жилые комнаты общей площадью 70 - 80 квадратных метров.
В дальнейшем предполагается разработка типовых проектов для высокоплотной застройки блокированными домами для одной - двух семей с минимальными земельными участками, быстровозводимых жилых домов, а также внедрение технологий так называемых растущих домов. Главное их достоинство - возможность строительства жилого дома по этапам, не нарушая архитектурной целостности.
Разработка градостроительной документации по типовым проектам, привязка проектов к земельным участкам, включенным в муниципальный реестр, подготовка исходно-разрешительной документации обеспечиваются управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
3.3. Предоставление подготовленных земельных участков для строительства доступного жилья
Земельные участки, имеющие инженерную инфраструктуру, обеспеченные комплектом проектной и исходно-разрешительной документации, предоставляются для строительства доступного жилья:
1) инвесторам на базе процедуры аукционов, в том числе с применением механизма ипотечного жилищного кредитования;
2) муниципальным заказчикам на строительство жилых домов. На условиях долевого участия привлекаются ипотечные жилищные кредиты и инвестиции организаций различных форм собственности (для обеспечения жильем своих сотрудников), в том числе средства паевых инвестиционных фондов. При этом участие организаций может выражаться в поставке строительных материалов, бесплатном предоставлении транспортных средств, строительных машин и механизмов, выполнении отдельных видов работ.
Квартиры в указанных жилых домах предназначаются для следующих категорий граждан:
малоимущим и отдельным категориям граждан, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
проживающим в ветхом и аварийном жилом фонде, подлежащем сносу;
молодым семьям;
гражданам со средним достатком, участвующим в программе ипотечного жилищного кредитования.
При этом часть квартир резервируется для создания муниципального маневренного фонда;
3) индивидуальным застройщикам, в том числе молодым семьям в порядке, установленном действующим законодательством. Гражданину, изъявившему желание построить собственный дом, предлагаются типовые проекты, согласовываются применяемые при строительстве материалы для соблюдения архитектурного облика района индивидуальной застройки.
При этом возможно применение следующих мер поддержки:
рассрочка по оплате земельного участка и стоимости инженерных коммуникаций;
субсидии из федерального и краевого бюджетов, предусмотренные федеральными и краевыми программами для молодых семей;
предоставление заемных средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) в рамках городской целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2004 - 2010 годы;
субсидирование части стоимости жилья для участников ипотечного жилищного строительства;
4) жилищно-строительным кооперативам, в том числе молодежным, в порядке, установленном действующим законодательством.
Положения настоящего подпункта Программы относятся только к строительству доступного жилья.
4. Создание условий для увеличения притока инвестиций
в жилищное строительство
4.1. Предоставление земельных участков для целей жилищного строительства
На территории муниципального образования город Краснодар предусматривается предоставление инвесторам земельных участков на следующие цели:
для жилищного строительства на базе процедуры аукционов;
для комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, включающего подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по строительству объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Комплексное освоение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на базе процедуры аукционов;
осуществления инвестиционных проектов по реконструкции жилой части города осуществляется в порядке, установленном администрацией муниципального образования город Краснодар.
4.2. Реконструкция жилой части города с привлечением средств инвесторов
4.2.1. Основные этапы проведения реконструкции
В целях формирования современного архитектурного облика города и обеспечения безопасности проживания граждан будет осуществляться реконструкция жилых районов муниципального образования город Краснодар согласно Генеральному плану города Краснодара и градостроительной документации о застройке, имеющих:
высокий процент жилых домов устаревших серий, не отвечающих действующим нормам сейсмоустойчивости;
ветхое и аварийное жилье, а также жилье, не пригодное для проживания.
Реконструкция жилой части города включает основные этапы:
а) инвентаризацию существующей жилой застройки для выявления кварталов с жильем, не отвечающим действующим нормам эксплуатации;
б) формирование муниципального реестра участков, требующих реконструкции, с одновременным занесением в реестр информации о собственниках жилого фонда и количестве проживающих в нем граждан;
в) разработку комплексного плана реконструкции центральной части города и районов устаревшей застройки, включающего рекреационные зоны, объекты социальной инфраструктуры. С целью реконструкции центральной части города Краснодара разрабатывается комплексный план реконструкции центральной (исторической) части города на площади 2000 га в границах улиц Офицерской, Рашпилевской, Тургенева, Кубанской Набережной, р. Кубань, Суворова, Володарского, железной дороги, Колхозной. Комплексный план реконструкции включает проект планировки с "красными линиями", объекты транспортной и инженерной инфраструктуры, границы зон планируемого размещения объектов соцкультбыта и коммунально-бытового назначения, параметры застройки территории, материалы по обоснованию проекта планировки, эскизный проект застройки;
г) формирование уполномоченным органом администрации муниципального образования город Краснодар инвестиционных предложений по реконструкции отдельных участков жилой застройки в рамках комплексного плана реконструкции. Инвестиционные предложения должны предусматривать обязательства перед муниципальным образованием город Краснодар, собственниками жилья, а также перед собственниками, пользователями и арендаторами земельных участков имущества, находящегося на данных участках;
д) резервирование и (или) изъятие для муниципальных нужд земельных участков на основании комплексного плана реконструкции центральной части города и районов устаревшей застройки для реализации инвестиционных проектов по реконструкции отдельных участков жилой застройки;
е) информирование граждан, проживающих на данных участках, а также собственников, пользователей и арендаторов земельных участков и имущества, находящегося на данных участках, о намерении произведения реконструкции и планируемых условиях ее проведения;
ж) размещение инвестиционных предложений в средствах массовой информации и проведение конкурса.
4.2.2. Привлечение инвестиционных ресурсов для проведения реконструкции
Отбор инвесторов для предоставления права реализации инвестиционных проектов по реконструкции центральной части города и районов устаревшей застройки осуществляется в порядке, определенном муниципальными правовыми актами.
Основными конкурсными условиями отбора инвесторов в том числе являются:
размер установленной предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья при его предоставлении в качестве компенсации за снесенное ранее жилье, находящееся в собственности юридических и физических лиц;
размер установленной предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья при предоставлении жилья, не передаваемого инвестором в муниципальную собственность;
количество квартир, предоставляемых муниципальному образованию город Краснодар для расселения граждан, проживающих в муниципальном жилищном фонде по договорам социального найма на участке, попадающем под реконструкцию;
соответствие проекта Генеральному плану города Краснодара;
размер доли жилья, предоставляемой в муниципальную собственность, на участке, попадающем под реконструкцию.
Решением городской Думы Краснодара от 15 декабря 2005 г. N 4 п. 12 в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
5. Развитие институтов долгосрочного жилищного кредитования
Основная цель развития долгосрочного жилищного кредитования - создание условий для обеспечения жителей муниципального образования город Краснодар доступным жильем, а также стимулирование инвестиционной деятельности, направленной на строительство доступного жилья.
Об организационном и финансовом обеспечении внедрения и развития ипотечного жилищного кредитования в Краснодарском крае см. краевой закон от 7 августа 2002 г. N 511-КЗ
В целях развития ипотечного жилищного кредитования используются меры по:
привлечению к ипотечному жилищному кредитованию кредитных, страховых, оценочных, риэлтерских и строительных организаций, действующих на рынке жилья;
привлечению организаций и учреждений к корпоративному ипотечному кредитованию работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
привлечению организаций и учреждений к погашению процентных ставок по жилищным кредитам, полученным их работниками, либо к частичной оплате стоимости приобретаемого жилья;
оказанию помощи в формировании и развитии жилищно-строительных, кредитных и потребительских кооперативов, деятельность которых направлена на улучшение жилищных условий граждан.
В числе мер поддержки, оказываемых на государственном и муниципальном уровне, могут быть предусмотрены:
субсидирование части процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам для отдельных категорий граждан;
обеспечение гарантий прав участников системы ипотечного жилищного кредитования (развитие системы страхования ипотечных жилищных кредитов, создание бюро кредитных историй для физических лиц, формирование маневренного фонда жилых помещений, предназначенного для временного проживания граждан, утративших жилье в результате невыплаты ипотечного кредита);
предоставление молодым семьям при рождении (усыновлении/удочерении) ребенка безвозмездных субсидий из средств федерального и краевого бюджетов на компенсацию части кредита (займа), привлеченного для приобретения жилья или на погашение части затрат, произведенных ими на строительство жилья.
В целях развития долгосрочного жилищного кредитования предусматривается принятие в составе Программы подпрограммы развития ипотечного жилищного кредитования муниципального образования город Краснодар на 2005 - 2010 годы.
Общий объем финансирования мероприятий по развитию долгосрочного жилищного кредитования составляет 4053,6 млн. рублей, в том числе 193,6 млн. рублей - из местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар), 3860,0 млн. рублей - из внебюджетных источников.
В результате в рамках ипотечного жилищного кредитования предполагается обеспечить жильем 4415 семей.
Координатор мероприятий по развитию долгосрочного жилищного кредитования - управление по финансовому рынку и ценным бумагам администрации муниципального образования город Краснодар.
6. Создание условий для увеличения объемов жилищного строительства,
повышение его качества и эффективности
С целью создания условий для увеличения объемов и качества жилищного строительства предусматриваются:
а) привлечение прогрессивных технологий домостроения, включая строительство быстровозводимых зданий, применение современных экономичных строительных материалов, таких как гипсокартонные и гипсоволокнистые листы, пенобетон, полистиролбетон, эффективные утеплители, сухие строительные смеси и другие;
б) стимулирование проведения модернизации домостроительных предприятий в целях перехода к современным эффективным и энергосберегающим архитектурно-строительным системам;
в) развитие системы кредитования застройщиков на цели жилищного строительства;
г) привлечение внебюджетных источников в сферу развития инженерно-коммунальной инфраструктуры, в том числе средств энерго-, газо- и водоснабжающих организаций, использование механизма муниципальных заимствований на развитие инфраструктуры;
д) разработка муниципальных правовых актов, обеспечивающих:
реализацию инвестиционно-строительных проектов;
установление четких и прозрачных процедур территориального планирования, а также правового зонирования с установлением градостроительных регламентов и видов разрешенного использования недвижимости;
содействие развитию системы страхования строительных рисков и профессиональной ответственности строителей;
осуществление контроля и надзора за соблюдением строительных норм и правил, требований экологической и иных видов безопасности, а также наличия лицензий на выполнение определенных федеральным законодательством видов деятельности, в пределах компетенции органов местного самоуправления;
научное сопровождение Программы, разработка научно-технической документации, в том числе по вопросам, касающимся архитектурно-планировочных решений, тепловой защиты и инженерных систем жилых зданий, требований к новым конструкциям и элементам зданий.
Координатор мероприятий, направленных на создание условий для увеличения объемов жилищного строительства, повышение его качества и эффективности - департамент строительства администрации муниципального образования город Краснодар.
7. Повышение эффективности функционирования рынка жилья
С целью повышения эффективности функционирования рынка жилья администрацией муниципального образования город Краснодар необходимо разработать меры по снижению административных барьеров доступа застройщиков на рынок жилищного строительства.
Администрацией муниципального образования город Краснодар будут разработаны меры по снижению административных барьеров доступа застройщиков на рынок жилищного строительства, в том числе и меры по упрощению процедуры оформления исходно-разрешительной документации на строительство жилых домов. Сроки подготовки исходно-разрешительной документации могут быть сокращены за счет:
разработки схемы одновременной подготовки ряда разрешительных документов, привлечения для этих целей специалистов из смежных организаций;
сокращения перечня согласующих инстанций.
Для координации деятельности отраслевых органов администрации муниципального образования город Краснодар по реализации намеченных мероприятий по повышению доступности жилья для основных групп населения муниципального образования город Краснодар возможно создание управляющей компании Программы.
8. Обеспечение жильем малоимущих и отдельных категорий граждан
Реализация мероприятий Программы, направленных на улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, будет осуществляться на основе мероприятий по снижению стоимости жилья и обеспечению его доступности для различных категорий граждан.
Предусматривается применение различных схем обеспечения жильем граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе их участие в строительстве жилых домов (или при индивидуальной застройке) с учетом возможных мер поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в пределах полномочий органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар.
8.1. Строительство муниципального жилищного фонда, в том числе маневренного жилого фонда
Формирование муниципального жилищного фонда в рамках программы осуществляется с учетом поэтапного перехода на следующие принципы его создания и функционирования:
а) раздельное (конструктивно разделенное) существование муниципального жилищного фонда и жилья, принадлежащего на праве собственности физическим и юридическим лицам;
б) минимизация стоимости затрат на текущее содержание жилья для лиц, проживающих в домах муниципального жилого фонда на основании договоров социального найма;
в) приобретение в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар жилья в домах с низким уровнем расходов на текущее содержание, в целях недопущения образования задолженности граждан по оплате за жилые помещения;
г) обеспечение долевого участия муниципального образования город Краснодар в строительстве жилья только в домах, предполагающих низкий уровень расходов по оплате за жилые помещения, доступный для граждан, проживающих в муниципальном жилищном фонде по договору социального найма.
Пополнение муниципальных жилищных фондов социального использования будет производиться за счет:
строительства нового жилья муниципальным образованием город Краснодар;
долевого участия муниципального образования город Краснодар в строительстве жилых домов;
привлечения средств инвесторов при заключении инвестиционных договоров по реконструкции городской застройки.
Координатор вопросов строительства муниципального жилищного фонда и маневренного жилого фонда - департамент строительства администрации муниципального образования город Краснодар.
8.2. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма
Вступивший в силу с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации изменил порядок предоставления гражданам бесплатного жилья.
Действующий ранее порядок формирования очереди на получение жилья учитывал не доходы граждан, а лишь количество квадратных метров, приходящихся на одного члена семьи. В результате малоимущие стояли в той же очереди, что и граждане, способные приобрести жилье.
В настоящее время в Жилищном кодексе Российской Федерации определены конкретные категории граждан, имеющие право на получение бесплатного жилья.
С целью формирования правовых и организационных основ для предоставления жилых помещений по договорам социального найма необходимо:
для реализации полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма, разработать муниципальные нормативные правовые акты в соответствии с Жилищном кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Краснодарского края;
вести учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
сформировать муниципальный жилищный фонд социального использования.
Координатором вопросов предоставления жилья из муниципальных жилищных фондов социального использования на условиях социального найма является управление по социальным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар.
8.3. Переселение граждан, проживающих на территории муниципального образования город Краснодар, из ветхого и аварийного жилищного фонда
На сегодняшний день суммарная площадь ветхого и аварийного жилья в муниципальном образовании город Краснодар составляет свыше 335 тысяч квадратных метров, в нем проживает более 8,7 тысяч семей.
Решение проблем улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, будет осуществляться в рамках:
подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" федеральной целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы";
подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Краснодарского края, из ветхого и аварийного жилищного фонда" краевой целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы";
городской целевой программы "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории города Краснодара, из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда" на 2004 - 2010 годы с учетом приведения ее в соответствие с положениями Программы и включения в состав Программы в качестве подпрограммы.
Основными целями указанных программы и подпрограмм являются:
улучшение жилищных условий, обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
частичная ликвидация до 2010 года существующего аварийного и ветхого жилищного фонда, признанного таковым на начало 2003 года.
В рамках мероприятий по переселению граждан, проживающих на территории муниципального образования город Краснодар, из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда, предусматривается:
создание условий, обеспечивающих формирование обязательств собственника жилья за состояние и восстановление жилищного фонда;
формирование, привлечение и эффективное использование финансовых и инвестиционных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья в благоустроенное жилье, в том числе первоочередная реконструкция городской застройки, содержащей ветхое и аварийное жилье;
формирование жилищного фонда социального использования для переселения граждан из помещений, подлежащих сносу;
поэтапное переселение граждан на основе обеспечения права выбора гражданами вариантов улучшения их жилищных условий;
подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их продажа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решение проблем переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда будет осуществляться путем приобретения квартир на вторичном рынке, финансирования завершения строительства жилых домов с высокой степенью готовности, долевого участия муниципального образования город Краснодар в строительстве нового жилья, реконструкции и модернизации жилого фонда.
При этом жилые помещения гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда, предоставляются на основе договоров социального найма.
Расходы на мероприятия по переселению граждан, проживающих на территории муниципального образования город Краснодар, из ветхого и аварийного жилищного фонда за счет всех источников финансирования составляют 3415,7 млн. рублей, в том числе за счет местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) - 739 млн. рублей, планируется привлечь средства краевого бюджета в сумме 731,5 млн. рублей, федерального бюджета в сумме 246,6 млн. рублей и внебюджетных источников - 1698,6 млн. рублей.
В результате выполнения мероприятий Программы предполагается переселить из ветхого и аварийного жилищного фонда 3392 семьи и улучшить архитектурный облик муниципального образования город Краснодар.
Координаторы мероприятий по переселению граждан, проживающих на территории муниципального образования город Краснодар, из ветхого и аварийного жилищного фонда - департамент строительства администрации муниципального образования город Краснодар, департамент городского хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар.
8.4. Обеспечение жильем молодых семей
На сегодняшний день в муниципальном образовании город Краснодар в очереди на получение жилья состоят 492 молодые семьи.
Целью мероприятий, направленных на обеспечение жильем молодых семей, является создание системы поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы для улучшения качества жизни молодых семей и стабилизации демографической ситуации в муниципальном образовании город Краснодар.
В рамках мероприятий, направленных на обеспечение жильем молодых семей, предусматривается:
разработка и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
создание механизма консолидации средств из различных источников, обеспечение их эффективного использования;
содействие в организации молодежных жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
организация и проведение информационно-разъяснительной работы.
С целью реализации мероприятий, направленных на обеспечение жильем молодых семей, на уровне Российской Федерации, Краснодарского края и муниципального образования город Краснодар предусмотрены следующие меры поддержки молодым семьям:
предоставление безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья;
предоставление субсидий на компенсацию затрат, произведенных на строительство (приобретение) жилья;
погашение части кредита (займа) при рождении (усыновлении/удочерении) ребенка;
предоставление безвозмездных субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам, полученным для приобретения, строительства или реконструкции жилья и др.;
предоставление заемных средств для приобретения или строительства жилья.
Реализация мероприятий, направленных на обеспечение жильем молодых семей, осуществляется за счет средств федерального и краевого бюджетов, а также заемных средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар), средств граждан и внебюджетных источников в рамках:
подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы;
подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье", входящей в состав краевой целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы;
городской целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2004 - 2010 годы с учетом приведения ее в соответствие с положениями Программы и включения в состав Программы в качестве подпрограммы.
Всего за период реализации Программы в рамках мероприятий, направленных на обеспечение жильем молодых семей, планируется вовлечь в жилищное строительство 613,3 млн. рублей, в том числе средств федерального бюджета - 25,5 млн. рублей, краевого бюджета - 51,1 млн. рублей, заемных средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) - 55 млн. рублей, средств граждан и других внебюджетных источников - 481,7 млн. рублей.
Реализация мероприятий позволит решить жилищную проблему 539 молодых семей, укрепить институт семьи, увеличить рождаемость, улучшить социально-бытовые и жилищные условия старшего поколения.
Координатор мероприятий, направленных на обеспечение жильем молодых семей, - комитет по делам молодежи администрации муниципального образования город Краснодар.
9. Учет отдельных категорий граждан, определенных законодательством
Российской Федерации, нуждающихся в жилых помещениях
Основной задачей в части выполнения текущих обязательств государства, определенных законодательством Российской Федерации, является улучшение жилищных условий всех граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Администрация муниципального образования город Краснодар, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, и Законом Краснодарского края от 15.07.2005 N 885-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" через уполномоченные органы осуществляет учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе в разрезе категорий граждан:
обеспечение жилыми помещениями которых относится к расходным обязательствам Российской Федерации;
обеспечение жилыми помещениями которых относится к расходным обязательствам Краснодарского края.
9.1. Граждане, уволенные с военной службы, службы в органах внутренних дел, государственной противопожарной службы, а также приравненные к ним лица.
По состоянию на 1 января 2005 года в муниципальном образовании город Краснодар участниками федеральной программы является около 2 тыс. семей, потребность в жилье составляет 108 тыс. квадратных метров общей площади.
При этом количество семей, приехавших на территорию муниципального образования город Краснодар на постоянное место жительства, постоянно увеличивается.
Обеспечение жильем этой категории граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Жилищные сертификаты выделяются субъектам Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством.
Предполагаемый объем средств из федерального бюджета для обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, государственной противопожарной службы, а также приравненных к ним лиц, проживающих на территории муниципального образования город Краснодар, на 2005 - 2010 годы составляет 1798,7 млн. рублей. Объем финансирования из федерального бюджета уточняется государственным заказчиком подпрограммы ежегодно после принятия закона о федеральном бюджете.
В результате реализации данного мероприятия благоустроенным жильем будет обеспечено 2047 семей граждан, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел и государственной противопожарной службы.
9.2. Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф.
По состоянию на 1 января 2005 года в муниципальном образовании город Краснодар в список нуждающихся в улучшении жилищных условий включено 426 участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф.
Обеспечение жильем этой категории граждан осуществляется в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Средства федерального бюджета выделяются администрации Краснодарского края на безвозвратной основе в форме государственных жилищных сертификатов, которые предоставляются гражданам в порядке, установленном федеральным законодательством.
Ответственные исполнители по подготовке списка участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, нуждающихся в улучшении жилищных условий, - управление по социальным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар и управление силами городского звена РСЧС и ГО администрации муниципального образования город Краснодар.
Ответственные исполнители формируют список участников подпрограммы и направляют его в департамент по чрезвычайным ситуациям, государственному экологическому контролю Краснодарского края для представления государственному заказчику.
Объем средств федерального бюджета для обеспечения жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, зарегистрированных на территории муниципального образования город Краснодар, составляет 370,9 млн. рублей. Ежегодный размер финансирования уточняется государственным заказчиком подпрограммы после принятия закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
9.3. Граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В муниципальном образовании город Краснодар на очереди состоит 35 семей, обладающих правом на получение жилищных субсидий в соответствии с федеральным законодательством.
Обеспечение жильем этой категории граждан осуществляется в рамках реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Субсидии предоставляются из федерального бюджета на строительство или приобретение жилья в соответствии с действующим порядком.
Размер субсидий из федерального бюджета на 2005 - 2010 годы для обеспечения жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, составляет 49,2 млн. рублей.
Объем средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", уточняется государственным заказчиком ежегодно после принятия закона о федеральном бюджете.
Координатор мероприятий по учету отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, нуждающихся в жилых помещениях, - управление по социальным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар.
Решением городской Думы Краснодара от 15 декабря 2005 г. N 4 п. 12 в раздел 10 настоящей Программы внесены изменения
10. Ресурсное обеспечение Программы
Общая потребность в финансовых ресурсах для реализации программных мероприятий оценивается в размере 12617,5 млн. рублей и распределяется по источникам финансирования следующим образом:
-------------------------------------------------------------------------
Источник финансирования |Объем финансирования| В процентах
| (млн. рублей) |к общему объему
| | финансирования
------------------------------------+--------------------+---------------
федеральный бюджет | 2490,9 | 19,7
------------------------------------+--------------------+---------------
краевой бюджет | 782,6 | 6,2
------------------------------------+--------------------+---------------
местный бюджет (бюджет муниципаль-| 1422,0 | 11,3
ного образования город Краснодар) | |
------------------------------------+--------------------+---------------
внебюджетные источники | 7922,0 | 62,8
------------------------------------+--------------------+---------------
Всего | 12617,5 | 100,0
-------------------------------------------------------------------------
Привлечение средств федерального бюджета для финансирования программных мероприятий будет осуществляться в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, из краевого бюджета - в рамках краевой целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы.
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального, краевого и местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) будут уточняться, исходя из возможностей бюджетов на соответствующий год.
Для реализации Программы могут привлекаться средства муниципальных заимствований на развитие инфраструктуры, средства энерго-, газо- и водоснабжающих организаций.
Сводные данные по направлениям и источникам финансирования Программы приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
11. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предусматривает тесное взаимодействие органов исполнительной власти Краснодарского края с администрацией муниципального образования город Краснодар.
В соответствии с краевой целевой программой "Жилище" на 2005 - 2010 годы, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 25.05.2005 N 1489-П, на краевом уровне осуществляется:
формирование нормативно-правовой и методологической базы для реализации Программы;
принятие мер по устранению административных барьеров в сфере жилищного строительства;
подготовка типовых проектов жилых домов, рекомендуемых для применения в рамках Программы;
привлечение доступных кредитных ресурсов и других внебюджетных источников (средств финансовых компаний и корпораций, средств институциональных инвесторов, накоплений граждан) для финансирования Программы;
разработка эффективных механизмов использования средств государственной поддержки для достижения основной цели и задач Программы;
привлечение средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы для обеспечения жильем отдельных категорий граждан;
организация и проведение информационной работы среди населения;
обеспечение мониторинга преобразований в жилищной сфере с целью анализа ситуации, обобщения положительного опыта;
координация деятельности исполнителей мероприятий Программы.
На уровне администрации муниципального образования осуществляется:
развитие жилищного законодательства и нормативной базы, связанное с реализацией федерального и краевого законодательства на территории муниципального образования город Краснодар;
подготовка информации о земельных участках, подготовленных для жилой застройки;
обустройство земельных участков для жилищного строительства объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, привлечение для этих целей средств инвесторов;
подготовка пакета исходно-разрешительной документации;
предоставление земельных участков инвесторам-застройщикам на аукционной (конкурсной) основе для строительства доступного жилья;
выделение земельных участков с инженерной и транспортной инфраструктурой для индивидуальной застройки, в том числе для молодежных микрорайонов;
проведение предусмотренных Программой преобразований в жилищной сфере и намеченных мероприятий;
обеспечение жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в установленном порядке, в том числе посредством строительства (приобретения) или долевого участия в строительстве жилья за счет средств федерального, краевого и местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар).
С целью реализации Программы заключено соглашение о взаимодействии по реализации краевой целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы между администрацией Краснодарского края и администрацией муниципального образования город Краснодар.
Выполнение мероприятий Программы, направленных на улучшение жилищных условий граждан, стоящих в очереди, будет осуществляться в комплексе и на основе мероприятий по обеспечению доступности жилья для различных категорий граждан. В разработке возможных схем обеспечения жильем граждан, стоящих на очереди, принимают участие все участники Программы.
Ответственные исполнители Программы ежегодно уточняют (с учетом выделенных на очередной финансовый год бюджетных и привлеченных внебюджетных средств) распределение объемов капитальных вложений и других затрат на реализацию программных мероприятий.
Успех реализации Программы во многом зависит от поддержки ее мероприятий населением - основным потребителем услуг в жилищной сфере. Эта поддержка в значительной степени будет зависеть от полноты и качества проводимой информационно-разъяснительной работы.
Информационно-разъяснительная работа организуется соответствующими исполнителями мероприятий Программы через печатные и электронные средства массовой информации, а также путем проведения конференций и семинаров.
12. Оценка эффективности реализации Программы
Успешная реализация Программы позволит:
создать рынок доступного жилья и механизмы, обеспечивающие доступность жилья для граждан с разным уровнем доходов, в том числе долгосрочного ипотечного жилищного кредитования;
повысить эффективность функционирования рынка жилья в результате снижения административных барьеров;
увеличить объем вводимого жилья в 1,3 раза и довести его в 2010 году до 702,9 тыс. квадратных метров;
улучшить жилищные условия 13 тыс. семей с разным уровнем доходов, в том числе 2,6 тыс. семей граждан, относящихся к отдельным категориям, определенным законодательством Российской Федерации;
создать условия для улучшения демографической ситуации в муниципальном образовании город Краснодар, снижения социальной напряженности в обществе.
Ожидаемые результаты реализации муниципальной целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы приведены в приложении N 2 к Программе.
Кроме улучшения социального благополучия в обществе, реализация Программы окажет значительный мультипликативный эффект на общее экономическое развитие и рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
По предварительной оценке, налоговые поступления в местный бюджет (бюджет муниципального образования город Краснодар) от строительного комплекса увеличатся в 2010 году по сравнению с 2004 годом в 1,3 раза.
13. Критерии выполнения Программы
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы будет производиться на основе системы индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики и описания. Система индикаторов обеспечит мониторинг реальной динамики изменений в жилищной сфере за оцениваемый период с целью уточнения или корректировки поставленных задач.
Оценка реализации Программы будет производиться исполнителями мероприятий ежегодно с представлением информации о достигнутых результатах координатору Программы до 1 марта года, следующего за отчетным.
Система индикаторов оценки реализации Программы приведена в приложении N 3 к настоящей Программе.
14. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Контроль за ходом реализации Программы осуществляют администрация муниципального образования город Краснодар и городская Дума Краснодара.
Конкретные формы и методы управления реализацией Программы определяются администрацией муниципального образования город Краснодар с учетом структуры Программы.
Администрация муниципального образования город Краснодар вправе передавать часть функций заказчика Программы соответствующим отраслевым органам администрации муниципального образования город Краснодар и организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Для координации деятельности отраслевых органов администрации муниципального образования город Краснодар по реализации намеченных мероприятий по повышению доступности жилья для основных групп населения муниципального образования город Краснодар возможно создание управляющей компании Программы.
Координация Программы осуществляется департаментом экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации муниципального образования город Краснодар. Текущая координация, управление и оперативный контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляются отраслевыми органами администрации муниципального образования город Краснодар в соответствии с приложением N 4 к настоящей Программе.
Координаторы и исполнители мероприятий Программы осуществляют ежемесячный мониторинг их выполнения и при выявлении случаев неисполнения или иных нарушений принимают соответствующие меры.
Координаторы мероприятий Программы ежеквартально представляют департаменту экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации муниципального образования город Краснодар (координатор Программы) сводную информацию о ходе выполнения мероприятий Программы по форме, установленной департаментом экономического развития, инвестиций и внешних связей.
Координатор Программы ежеквартально проводит анализ хода реализации Программы и представляет информацию администрации муниципального образования город Краснодар.
Один раз в год координатор Программы с участием соответствующих отраслевых органов администрации муниципального образования город Краснодар - исполнителей мероприятий Программы - подготавливает и представляет в городскую Думу Краснодара доклад о ходе реализации Программы с внесением предложений по корректировке намеченных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.