Решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 13 мая 2008 г. N А-32-22878/2007-51/491
Именем Российской Федерации
Арбитражный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Базавлук И.И., судей Марчук Т.Н., Гонзус И.П.
При ведении протокола судебного заседания: судьей Базавлук И.И.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Завод алюминиевых и стальных конструкций", г. Краснодар,
к городской Думе, г. Краснодар,
3-лицо: Департамент архитектуры и градостроительства, г. Краснодар,
О признании решения городской Думы г. Краснодара "Об утверждении проектов красных линий улиц Бородинской, Дзержинского, Карасунской (Пашковский жилой район), Московской, Садовой, Северной, Тихорецкой, Уральской, Школьной, им. Щорса в г. Краснодаре" от 26.02.2007 N 46 п. 3 недействующим
при участии
от заявителя: не явился,
от ответчика: Чич А.Р. по доверенности от 23.07.2007,
от 3-го лица: Чупахин И.П. по доверенности от 14.01.2008
установил:
ОАО "Завод алюминиевых и стальных конструкций", г. Краснодар, (далее заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения городской Думы г. Краснодара (далее ответчик) "Об утверждении проектов красных линий улиц Бородинской, Дзержинского, Карасунской (Пашковский жилой район), Московской, Садовой, Северной, Тихорецкой, Уральской, Школьной, им. Щорса в г. Краснодаре" от 26.02.2004 N 46 п. 3 недействующим (с учетом уточнения требований от 21.02.2008).
Заявитель свои доводы изложил в заявлении и приложенных к нему документальных доказательствах. В судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен в установленном ст.ст. 121 - 123 АПК РФ порядке, что в силу ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, в отзыве в их удовлетворении просит отказать.
3-е лицо в судебном заседании, отзыве возражало против удовлетворения заявленных требований.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующее.
Заявитель ОАО "Завод алюминиевых и стальных конструкций" является собственником земельного участка площадью 48210 кв. метров, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Уральская, 97, на котором располагаются 28 объектов недвижимости (здания и торговые павильоны), также принадлежащие ОАО "Завод алюминиевых и стальных конструкций" на праве собственности.
В сентябре 2007 г. заявитель ОАО "Завод алюминиевых и стальных конструкций" обратился в Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар с ходатайством оформить градостроительный план земельного участка, необходимый в соответствии со ст. 44 и ст. 51 Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения на строительство магазина на принадлежащем заявителю земельном участке.
Письмом от 14 сентября 2007 г. N 23/1296-д руководителя Департамента в оформлении градостроительного плана земельного участка было отказано со ссылкой на то, что решением городской Думы Краснодара от 26 февраля 2004 г. N 46 п. 3 были утверждены красные линии улиц Бородинской, Дзержинского, Карасунской (Пашковский жилой район), Московской, Садовой, Северной, Тихорецкой, Уральской, Школьной, им. Щорса.
Заявитель, не согласившись с вынесенным решением городской Думы г. Краснодара от 26 февраля 2004 г. N 46 п. 3, обратился с заявлением в арбитражный суд.
При вынесении решения суд руководствовался следующим.
В соответствии с п. 1.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрадК РФ) в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого решения Думы, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
В силу п. 3.3 Инструкция РДС 30-201-98 красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.
Поэтому красные линии следует признать обязательным элементом градостроительной документации.
В соответствии с правилами п. 1 ст. 41 ГрадК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Таким образом, планировка территории не может осуществляться без оформленной в установленном порядке градостроительной документации.
В силу требований ст. 42 ГрадК РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (п. 2).
Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства (п. 3).
Согласно правилам п.п. 4.1, 4.4 Инструкции РДС 30-201-98 проект красных линий является составной и утверждаемой частью проекта планировки, входящей в состав градостроительной документации.
При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.
Суд приходит к выводу о том, что красные линии являются составной частью проекта планировки, подлежащего утверждению в установленном законом порядке.
Несоблюдение органом местного самоуправления порядка принятия правового акта об установлении красных линий привело к нарушению правил о публичности принятия подобных решений.
Так, в силу п. 1 ст. 2 Устава города Краснодара муниципальное образование город Краснодар наделено Законом Краснодарского края от 10.03.2004 N 670-КЗ "Об установлении границ муниципального образования город Краснодар и наделении его статусом городского округа статусом городского округа.
В соответствии с правилами ст. 46 "Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа" ГрадК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (п. 5).
Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (п. 6).
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (п. 7).
При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения (п. 8).
Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний (п. 9).
Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и может размещаться на официальном сайте поселения или городского округа в сети "Интернет" (п. 10).
Доказательств соблюдения указанных правил, в нарушение п. 6 ст. 194 АПК РФ, ответчиком не представлено.
Нарушение правил о публичности принятия решений об установлении красных линий является самостоятельным основанием для рассмотрения оспариваемого решения как не соответствующего закону правового акта.
Согласно требованиям п. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, суд считает, что оспариваемый нормативный правовой акт в силу своей особой правовой природы затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые в силу требований ст. 46 ГрадК РФ являются потенциальными участниками правоотношений, вытекающих из градостроительного процесса в связи с подготовкой документации по планировке территории.
Оспариваемое решение Думы об установлении красных линий само по себе не создает препятствий к фактическому владению и пользованию соответствующим земельным участком до прекращения действия гражданско-правовых оснований для такого владения и пользования в установленном законом порядке.
Установленные нормативным актом красные линии свидетельствуют об изменении границ линейных объектов в градостроительном смысле и могут создавать препятствия именно для оборота соответствующих земельных участков в будущем.
В п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с приобретением земельных участков в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Судом неоднократно предлагалось ответчику представить доказательства соблюдения процедуры принятия соблюдения нормативного акта, с целью недопущения # законных прав и интересов собственников земельных участков и объектов недвижимости.
Ответчиком данных доказательств представлено не было.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Во всяком случае, изложенное свидетельствует о невыполнении, в нарушение п. 6 ст. 194 АПК РФ ответчиком своих обязанностей по доказыванию соответствия оспариваемого нормативного правового акта законодательству.
При наличии оснований для удовлетворения заявленных требований об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает решение о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части (п. 2 ст. 195 АПК РФ).
Суд приходит к выводу о том, что решение городской Думы г. Краснодара "Об утверждении проектов красных линий улиц Бородинской, Дзержинского, Карасунской (Пашковский жилой район), Московской, Садовой, Северной, Тихорецкой, Уральской, Школьной, им. Щорса в г. Краснодаре" от 26.02.2004 N 46 п. 3 подлежит признанию недействующим в полном объеме. (Аналогичная позиция содержится в Решении Арбитражного суда Краснодарского края 05.02.2007 по делу А-32-23572/2005-5/141-2006-14/339, Постановлении ФАССКО от 11.04.2007 N Ф08-1460/07).
На основании изложенного, руководствуясь вышеуказанными нормативными актами ст.ст. 65, 110, 191 - 196 АПК РФ, п. 1.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ, Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", утвержденной постановлением Госстроя России от 16.04.1998 N 18-30, суд решил:
Признать решение городской Думы г. Краснодара "Об утверждении проектов красных линий улиц Бородинской, Дзержинского, Карасунской (Пашковский жилой район), Московской, Садовой, Северной, Тихорецкой, Уральской, Школьной, им. Щорса в г. Краснодаре" от 26.02.2004 N 46 п. 3 недействующим полностью как не соответствующее Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", утвержденной постановлением Госстроя России от 16.04.1998 N 18-30.
Взыскать с городской Думы, г. Краснодар, в пользу ОАО "Завод алюминиевых и стальных конструкций", г. Краснодар, государственную пошлину, уплаченную по платежному поручению N 37 от 12.11.2007 в размере 2000 руб.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: |
И.И. Базавлук |
Судьи: |
Т.И. Марчук |
И.П. Гонзус
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13 мая 2008 г. N А-32-22878/2007-51/491
Текст решения опубликован в газете "Краснодарские известия", N 97 от 6 июня 2008 г. (в изложении)