Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утвержден
приказом департамента потребительской
сферы и регулирования рынка алкоголя
Краснодарского края
от 25 июня 2009 г. N 63
Административный регламент
по исполнению департаментом потребительской сферы
и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края
регионального государственного контроля (надзора)
1. Общие положения
1.1. Административный регламент по исполнению департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края регионального государственного контроля (надзора) (далее - Административный регламент) определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее - департамент) при проведении проверок (контрольных мероприятий) организаций, осуществляющих деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - организации).
1.2. В число организаций, в отношении которых проводятся мероприятия по контролю (надзору) за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции, включены организации, осуществляющие деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе розничную продажу алкогольной продукции, на территории Краснодарского края.
1.3. Предметом контроля и надзора за деятельностью организаций, в отношении которых департаментом проводятся соответствующие мероприятия, являются:
- соблюдение организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- соблюдение организациями лицензионных требований и условий при осуществлении соответствующей деятельности;
- соблюдение законодательства по розничному обороту алкогольной продукции;
- соблюдение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к предоставлению отчетности (деклараций) организаций об объемах розничной продажи алкогольной продукции;
- соответствие организаций типу предприятия по видам деятельности и иным показателям, установленным действующим законодательством.
1.4. Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в отношении организаций осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Конституцией РФ;
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции";
- постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации";
- постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 года N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию";
- постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 года N 872 "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации";
- Законом Краснодарского края от 11 января 2006 года N 981-КЗ "О государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Краснодарского края";
- Законом Краснодарского края 25 июля 2007 года N 1290-КЗ "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, тонизирующих слабоалкогольных и безалкогольных напитков";
- постановлением главы администрации Краснодарского края от 31 января 2006 года N 55 "О регулировании отношений в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Краснодарского края";
- приказом департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края от 20 февраля 2006 года N 19 "Об утверждении форм документов";
См. приказ департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края от 22 декабря 2006 г. N 137 "Об утверждении форм документов"
- приказом департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края от 15 апреля 2009 года N 33 "Об утверждении порядка организации контроля за качеством и безопасностью алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции, производящейся и находящейся в обороте на территории Краснодарского края".
1.5. Виды проверок.
Департамент проводит плановые или внеплановые проверки. Плановые и внеплановые проверки могут быть выездными и документарными. Выездная проверка может проводиться с привлечением экспертов и экспертных организаций.
1.6. Выездной проверкой является проверка деятельности организации, проводимая должностными и# лицами департамента по месту нахождения и/или ведения деятельности организации.
Основанием проведения плановой выездной проверки является план выездных проверок, утверждаемый руководителем департамента, о проведении выездных плановых проверок деятельности конкретной организации в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения проверок.
Внеплановая выездная проверка проводится на основании распоряжения руководителя, заместителя руководителя департамента о проведении выездной внеплановой проверки деятельности конкретной организации, которое может быть издано в следующих случаях:
а) в целях проверки исполнения организацией предписаний департамента об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и/или принятии мер, направленных на недопущение совершенных нарушений в дальнейшей деятельности организации;
б) в случае поступления обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, сведений из средств массовой информации о следующих фактах:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
1.7. Документарной проверкой является проверка без выезда по месту нахождения и/или ведения деятельности организации, которая проводится по месту нахождения департамента путем рассмотрения документов и сведений, имеющихся у департамента, документов и сведений, поступающих от проверяемой организации, запрашиваемых и получаемых от органов государственной власти, иных организаций (лиц) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием для проведения документарной проверки является распоряжение руководителя, заместителя руководителя департамента.
1.8. В случае выявления при проведении проверки нарушений организацией законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль (надзор) за соблюдением которых не входит в функции департамента, материалы, полученные при проведении проверки по выявлению таких нарушений направляются в соответствующий контрольный (надзорный) орган.
1.9. Срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
2. Административные процедуры
2.1. Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:
- издание распоряжения о проведении проверки;
- подготовку к проведению проверки;
- осуществление проверки (выездной или документарной);
- оформление результатов проверки;
- принятие мер при выявлении нарушений в деятельности организации.
3. Организация и проведение плановой проверки
3.1. Предметом плановой проверки является соблюдение организациями в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных нормативными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
3.2. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
3.3. Плановые проверки проводятся на основании разработанного департаментом в соответствии с его полномочиями ежегодного плана.
3.4. В ежегодных планах проведения плановых проверок указываются следующие сведения:
1) наименования организаций, деятельность которых подлежит плановым проверкам;
2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;
3) дата и сроки проведения каждой плановой проверки;
4) наименование органа государственного контроля (надзора), осуществляющего конкретную плановую проверку;
3.5. Утвержденный руководителем ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте департамента в сети Интернет либо иным доступным способом.
3.6. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации организации;
2) окончания проведения последней плановой организации;
3.7. Организация уведомляется о проведении плановой проверки не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя департамента о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручения копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя департамента о начале проведения плановой проверки руководителю либо уполномоченному лицу организации под роспись.
4. Организация и проведение внеплановой проверки
4.1. Предметом внеплановой проверки является соблюдение организацией в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний департамента, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
4.2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в департамент обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
4.3. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в департамент, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
4.4. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
4.5. Внеплановая выездная проверка организаций, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена департаментом после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких организаций.
4.6. О проведении внеплановой выездной проверки организация уведомляется департаментом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя департамента о начале проведения внеплановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручения копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя департамента о начале проведения внеплановой проверки руководителю либо уполномоченному лицу организации под роспись.
4.7. В случае, если в результате деятельности организации причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление организаций о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
5. Организация и проведение документарной проверки
5.1. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах организаций, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний департамента.
5.2. Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) проводится по месту нахождения департамента.
5.3. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами департамента рассматриваются документы организации, имеющиеся в распоряжении департамента, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах, осуществленных в отношении этих организаций, государственного контроля (надзора).
5.4. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении департамента, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение организацией обязательных требований, департаментом направляется в адрес организации мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная надлежащим образом копия распоряжения руководителя, заместителя руководителя департамента о проведении проверки. Первый экземпляр запроса (оригинал) направляется адресату, второй (с визами) формируется в материал проверки, третий формируется в архив департамента.
5.5. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса организация обязана направить в департамент указанные в запросе документы. Документы представляются в виде надлежащим образом заверенных копий.
5.6. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных организацией документах, либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у департамента документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), информация об этом направляется организации с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
5.7. Организация, представляющая в департамент пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных в пункте 5.6 настоящего Административного регламента сведений, вправе представить дополнительно в департамент документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
5.8. Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или иным должностным лицом организации, его уполномоченным представителем пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов, либо при отсутствии пояснений департамент установит признаки нарушения обязательных требований нормативных правовых актов, регулирующих производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, должностные лица департамента вправе провести выездную проверку.
5.9. При проведении документарной проверки департамент не вправе требовать у организации сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.
6. Организация и проведение выездной проверки
6.1. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах организации сведения, состояние используемых при осуществлении предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, реализуемые организацией товары (предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований.
6.2. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения организации и (или) по месту фактического осуществления ею деятельности.
6.3. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении департамента;
2) оценить соответствие деятельности организации обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
6.4. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица организации, его уполномоченного представителя с распоряжением руководителя, заместителя руководителя департамента о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
6.5. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель организации обязаны предоставить должностным лицам департамента, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые организацией при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения.
7. Оформление результатов проверки
7.1. По результатам проверки организации должностными лицами департамента составляется соответствующий акт.
7.2. Акт выездной проверки составляется в двух экземплярах.
7.3. Акт выездной проверки подписывается должностными лицами департамента и лицами, привлеченными к проведению проверки, а также иными лицами, участвующими в проведении проверки.
7.4. Акт считается полученным организацией в момент его вручения представителю организации или в случае направления акта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте выездной проверки, руководитель организации вправе приложить к нему письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
7.5. Все полученные при проведении выездной проверки материалы формируются в отдельное дело проверки и подлежат хранению в департаменте.
8. Принятие мер при выявлении нарушений в деятельности организации
8.1. Департамент рассматривает акт выездной проверки, а также документы и материалы, представленные организацией, и принимает решение по результатам проверки в срок не более 14 дней с момента вручения копии акта выездной проверки руководителю либо уполномоченному представителю организации.
По результатам проведенной проверки могут быть приняты следующие решения:
а) о направлении проверяемой организации предписания об устранении нарушений законодательства и/или о принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений впредь;
б) о приостановлении действия лицензии;
в) об аннулировании лицензии;
г) в случае выявления при проведении проверки нарушений организацией законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, надзор за соблюдением которых не входит в функции департамента, материалы, полученные при проведении проверки по выявлению таких нарушений, направляются в соответствующий контрольный (надзорный) орган.
9. Вынесение предписания
9.1. Предписание департамента об устранении нарушений законодательства Российской Федерации направляется организации в целях прекращения и/или предотвращения выявленных при проведении проверки нарушений законодательства Российской Федерации.
9.2. Организация обязана исполнить предписание в указанный в предписании срок и представить в департамент отчет об исполнении этого предписания.
10. Приостановление, возобновление, прекращение действия лицензии
и аннулирование лицензии
10.1. Действие лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции может быть приостановлено решением департамента на основании материалов, полученных в результате проверки, в следующих случаях:
- невыполнение предписаний департамента об устранении нарушений условий действия лицензии;
- непредставление в установленный срок заявления о переоформлении лицензии;
- неуплата в установленный срок лицензионного сбора;
- оборот алкогольной продукции с нарушением требований, предусмотренных статьей 10.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", то есть оборот алкогольной продукции без следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота:
- товарно-транспортная накладная;
- справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортной алкогольной продукции);
- справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для алкогольной продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации);
- передача федеральных специальных и акцизных марок другой организации;
- использование зарегистрированных товарных знаков после вступления в силу решения суда о незаконности их использования.
10.2. Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок заявитель не устранил указанные обстоятельства, департамент обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Департамент в срок не более чем семь дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии осуществляет снятие остатков алкогольной продукции.
После получения от организации заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии департамент в течение десяти дней обязан принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В случае непринятия департаментом в указанный срок одного из этих решений действие лицензии считается возобновленным.
10.3. Действие лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции может быть прекращено на основании заявления самого заявителя или по истечении срока действия такой лицензии.
10.4. Лицензия на право розничной продажи алкогольной продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления департамента.
Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является:
- обнаружение недостоверных данных в документах, представленных организацией для получения такой лицензии;
- розничная продажа алкогольной продукции без установленной законодательством маркировки либо с поддельными марками;
- невыполнение решения департамента о приостановлении действия лицензии;
- повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларации об объеме оборота алкогольной продукции или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанной декларации в департамент;
- повторное приостановление действия лицензии за совершение одного и того же нарушения в течение одного года;
- непредставление департаменту возможности провести обследование на соответствие лицензионным требованиям;
- розничная продажа алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе;
- неустранение в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
До вступления решения суда в законную силу департамент вправе приостановить действие лицензии.
На основании заявления организации в случае аннулирования лицензии департамент с учетом оснований, по которым аннулирована лицензия, вправе выдать временное разрешение на право хранения и реализации остатков алкогольной продукции с указанием их объема в виде особой отметки на лицензии. Реализация остатков такой продукции осуществляется под контролем департамента при условии наличия всех необходимых документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, подтверждающих качество и безопасность алкогольной продукции.
10.5. Решение о приостановлении действия лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции или о направлении в суд заявления об аннулировании такой лицензии доводится лицензирующим органом до организации в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня его принятия.
11. Формы и порядок контроля за исполнением государственной функции
по осуществлению регионального государственного контроля (надзора)
11.1. Должностные лица департамента несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий по осуществлению проверок и должностных обязанностей, закрепленных в должностных регламентах, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11.2. Контроль за совершением действий и принятием решений по итогам проверки возлагается на заместителей руководителей департамента в соответствии с распределением обязанностей.
11.3. Руководитель департамента несет персональную ответственность за осуществление должностными лицами возложенных на них функций.
11.4. Контроль за исполнением департаментом государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
12. Порядок обжалования действия (бездействия) и решений, осуществляемых
(принятых) в ходе выполнения государственной функции по осуществлению
регионального государственного контроля (надзора)
12.1. Лицо, в отношении которого проводится проверка либо в отношении которого приняты меры при выявлении нарушений в деятельности организации, имеют право на обжалование действий (бездействий) и решений осуществляемых (принятых) в ходе выполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в вышестоящий исполнительный орган государственной власти Краснодарского края.
12.2. Организации имеют право на обжалование решений департамента, принятых по итогам проведения проверки в Арбитражный суд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12.3. В случае обжалования действий (бездействий) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе выполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора), лицо имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы в течение трех дней с момента обращения в департамент.
Заместитель начальника отдела |
А.В. Печеник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.