Решение городской Думы Краснодара от 29 апреля 2010 г. N 74 п. 4
"О рассмотрении протеста прокурора города Краснодара на решение
городской Думы Краснодара от 30.09.2008 N 46 п. 39 "О примерных
нормах накопления твердых бытовых и крупногабаритных отходов
для населения муниципального образования город Краснодар"
Решением городской Думы Краснодара от 30 мая 2017 г. N 36 п. 14 настоящее решение признано утратившим силу
Рассмотрев протест прокурора города Краснодара на решение городской Думы Краснодара от 30.09.2008 N 46 п. 39 "О примерных нормах накопления твердых бытовых и крупногабаритных отходов для населения муниципального образования город Краснодар", городская Дума Краснодара решила:
1. Отклонить протест прокурора города Краснодара от 24.02.2010 N 7-02-2010/11082 на решение городской Думы Краснодара от 30.09.2008 N 46 п. 39 "О примерных нормах накопления твердых бытовых и крупногабаритных отходов для населения муниципального образования город Краснодар" (далее - Решение) по следующим основаниям.
Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области охраны окружающей среды относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является одним из вопросов местного значения городского округа.
Согласно статье 17 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов в целях решения вопросов местного значения.
Следовательно, органы местного самоуправления вправе осуществлять правовое регулирование в указанной сфере деятельности.
Одним из доводов протеста является довод о том, что органы местного самоуправления не обладают полномочиями по вопросам нормирования в области охраны окружающей среды.
Согласно Закону N 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды представляет собой установление нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Нормативы в области охраны окружающей среды - это установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду. Согласно статье 24 Закона N 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Законом N 7-ФЗ устанавливается исчерпывающий перечень нормативов в области охраны окружающей среды.
Следует отметить, что установление Решением примерных норм накопления не направлено на обеспечение устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранение биологического разнообразия, в связи с чем данные нормы накопления не отвечают признакам нормативов в области охраны окружающей среды.
Как следует из письма Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.04.2010 N 3001/13-09, разработка и утверждение удельных показателей образования отходов потребления, образующихся в результате жизнедеятельности населения, в компетенцию Управления не входит.
Таким образом, довод протеста о том, что разработка и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (в части, касающейся отходов потребления от населения) входит в компетенцию территориального органа Ростехнадзора не находит подтверждения.
Из преамбулы Решения следует, что примерные нормы накопления твердых бытовых и крупногабаритных отходов для населения установлены в рамках регулирования отношений в области предоставления услуг по размещению отходов.
В соответствии с Законом N 89-ФЗ размещение отходов включает в себя хранение и захоронение отходов. Хранением отходов является их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования. Захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Следует отметить, что понятие "утилизация отходов" Законом N 89-ФЗ не определено. В то же время в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" понятия "утилизация твердых бытовых отходов" и "захоронение твердых бытовых отходов" используются как синонимы.
В соответствии с вышеуказанным законом потребителями услуг организаций коммунального комплекса в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются лица, приобретающие по договору услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд. В жилищном секторе потребителями услуг указанных организаций являются:
а) в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений;
б) в жилом доме - собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги.
Таким образом, установление примерных норм накопления твердых бытовых и крупногабаритных отходов для населения относится не к области сбора и вывоза отходов, а к области их утилизации (захоронения).
Исходя из вышеизложенного, при принятии Решения городская Дума Краснодара не вышла за пределы компетенции, установленной федеральным законодательством.
Отмечаем также, что по аналогичному вопросу имеется судебное постановление об отказе в удовлетворении заявления прокурора о признании недействующим правового акта об установлении нормативов образования отходов (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.08.2007 N 05-13477/2006-18).
2. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на комитет городской Думы Краснодара по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу (Буренок).
Председатель городской Думы Краснодара |
Е.А. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Прокурор города Краснодара вошел с протестом на решение городской Думы "О примерных нормах накопления твердых бытовых и крупногабаритных отходов для населения муниципального образования город Краснодар", поскольку, согласно федеральному законодательству, вопросы установления соответствующих норм не относятся к вопросам местного значения городского округа. В результате рассмотрения протеста прокурора городская Дума решила, что установление норм накопления твердых бытовых отходов не связано с формированием тарифов на оплату населением услуг ОАО "Мусороуборочная компания", а служит целям прогнозирования и ограничения заполняемости полигонов твердых бытовых отходов (городских свалок). Вопросы же охраны окружающей среды, к которым относится и содержание городских свалок, входят в перечень оговоренных в федеральном законе вопросов местного значения городского округа. Протест прокурора отклонен.
Решение городской Думы Краснодара от 29 апреля 2010 г. N 74 п. 4 "О рассмотрении протеста прокурора города Краснодара на решение городской Думы Краснодара от 30.09.2008 N 46 п. 39 "О примерных нормах накопления твердых бытовых и крупногабаритных отходов для населения муниципального образования город Краснодар"
Решение принято на LXXIV заседании городской Думы Краснодара четвертого созыва
Текст решения опубликован в "Вестнике органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар", N 7(61) от 30 апреля 2010 г., стр. 217
Решением городской Думы Краснодара от 30 мая 2017 г. N 36 п. 14 настоящее решение признано утратившим силу