Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
приказом департамента социальной
защиты населения Краснодарского края
от 3 февраля 2009 г. N 23
Программа действий по улучшение условий и охраны труда
в организациях Краснодарского края
на 2009 - 2011 годы
Программа действий по улучшению условий и охраны труда в организациях Краснодарского края на 2009 - 2011 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Краснодарского края от 3 июня 1998 года N 133 - КЗ "Об охране труда", пунктом 12 Плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях Краснодарского края на 2006 - 2008 годы, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 января 2006 года N 16.
Программа рассмотрена и утверждена на заседании краевой межведомственной комиссии по охране труда, протокол от 18 декабря 2008 года N 4.
Программа представляет собой комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение в крае основных задач в области охраны труда.
1. Цели и задачи Программы
Программа разработана в целях обеспечения безопасности труда в организациях края, направлена на улучшение условий труда и здоровья работающего населения, снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, вовлечение в управление этими рисками основных сторон социального партнерства - государства, работодателей и работников.
Предусматривается решение следующих стратегических задач:
снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (индикаторы - динамика производственного травматизма);
повышение качества условий труда на рабочих местах (индикаторы - снижение количества работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам);
снижение смертности от предотвратимых причин (индикаторы - динамика производственного травматизма со смертельным исходом);
реализацию в организациях края мероприятий по охране труда с целью создания на рабочих местах здоровых и безопасных условий труда (индикаторы - расходы на реализацию мероприятий по охране труда в расчете на 1 работающего);
улучшение здоровья работающего населения (индикаторы - доля выявленных профзаболеваний в ходе периодических медицинских осмотров).
В качестве приоритетных целей Программы определены социальная защита работников от профессиональных рисков, предупреждение и сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
2. Основные направления реализации Программы
План мероприятий Программы, приведенный в приложении, предусматривает следующие основные направления:
1) совершенствование краевой законодательной и нормативной базы в области охраны труда;
2) проведение мониторинга состояния условий и охраны труда в организациях муниципальных образований для общего анализа по краю и разработки мероприятий по их улучшению;
3) создание на рабочих местах в организациях края здоровых и безопасных условий труда для снижения и предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников;
4) совершенствование социально-трудовых отношений и развитие механизмов социального партнерства для повышения эффективности организации охраны труда;
5) совершенствование подготовки и повышения квалификации по охране труда руководителей, специалистов и других работников организаций края;
6) построение эффективной сети консультирования и информирования населения края в области охраны труда и профессиональных рисков, пропаганда культуры труда и здоровья на работе;
7) информационно-методическое обеспечение системы управления охраной труда в Краснодарском крае.
По разделам план мероприятий Программы подразделяется:
2.1. Совершенствование системы управления охраной труда.
Нормативно-методическое обеспечение охраны труда
Организация взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края, территориальных федеральных контрольно-надзорных органов в Краснодарском крае, органов местного самоуправления, объединений профессиональных союзов, объединений работодателей являются условием эффективной реализации государственной политики в области охраны труда в Краснодарском крае.
Основные направления Программы по нормативно-методическому обеспечению охраны труда - это разработка краевых и отраслевых нормативных правовых актов по охране труда, приведение в соответствии с федеральным законодательством действующих нормативных правовых актов Краснодарского края, разработка краевых, отраслевых и муниципальных программ по улучшению условий и охраны труда на 3 - 5 лет.
2.2. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда
Важной составляющей работы по улучшению условий и охраны труда в крае является информирование населения, работников и работодателей о наиболее актуальных вопросах охраны труда, пропаганда охраны труда через средства массовой информации, организация и проведение конференций, семинаров, совещаний по вопросам охраны труда, организация и развитие сети консультативной и методической помощи организациям, работодателям и работникам по вопросам трудовых отношений и охраны труда.
2.3. Обучение и профессиональная подготовка по охране труда
Данный раздел Программы включает вопросы организации обучения и повышения квалификации по охране труда руководителей и специалистов организаций края, отдельных категорий застрахованных, внедрение в обучающих организациях края новых прогрессивных методов, программ и курсов обучения разных категорий и профессий работников. Предусмотрено формирование краевой базы данных об обучающих организациях по охране труда и организациях, осуществляющих работу по аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда.
2.4. Совершенствование социального партнерства в области охраны
Вовлечение в управление профессиональными рисками основных сторон социального партнерства - государства, работодателей и работников является одной из основных целей Программы, поэтому мероприятия раздела включают в себя контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений по охране труда в организациях края, повышение эффективности общественного контроля за охраной труда, участие в совместных семинарах, конференциях, других мероприятиях всех сторон социального партнерства.
2.5. Мероприятия, направленные на снижение профессиональных рисков
(улучшение условий и охраны труда) в организациях
Этот раздел мероприятий Программы предусматривает конкретные организационные и практические действия всех участников Программы по улучшению условий и охраны труда работающих, основанные на результатах анализа мониторинга состояния условий и охраны труда, производственного травматизма в организациях края.
С целью подготовки создания в крае системы управления профессиональными рисками. которая должна стать основой управления системой сохранения жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, для оценки условий труда на рабочих местах, предусмотрена разработка и реализация планов аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях края, выполнение мероприятий по ликвидации неблагоприятных факторов на рабочих местах по результатам аттестации. В целях активной пропаганды охраны труда в числе мероприятий Программы - организация и проведение краевых конкурсов на лучшее состояние условий и охраны труда среди организаций Краснодарского края, краевых месячников по безопасности труда в отраслях экономики края, ежемесячных Дней охраны труда в организациях края. Предусмотрено осуществление мер по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Результативность программных мероприятий отслеживается при осуществлении контроля и надзора за состоянием условий и охраны труда, состоянием пожарной безопасности в организациях края государственными и общественными надзорными органами, с последующим информированием о результатах заинтересованных органов исполнительной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления.
3. Оценка эффективности и результативности Программы
Программа сформирована как комплекс взаимосвязанных мероприятий, согласованный по срокам и исполнителям, обеспечивающий достижение основных целей - снижения смертности и утраты здоровья трудоспособного населения, обусловленные неблагоприятными производственными факторами и улучшения условий труда работников.
Социальный эффект от реализации программных мероприятий выражается в активизации работы по охране труда работодателей и всех участников Программы, и, соответственно, в снижении производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, повышении уровня безопасности труда, уровня социальной и правовой защищенности работника. А именно:
в сокращении общего уровня производственного травматизма в расчете на 1000 работающих на 10%;
в сокращении уровня производственного травматизма со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих на 5%;
в стабилизации и последующем снижении удельного веса работников, работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;
в улучшении демографической ситуации в крае в результате снижения производственно-обусловленной заболеваемости трудоспособного населения и производственного травматизма.
Прогноз целевых показателей Программы по годам следующий:
Показатели |
Единица измерения |
Плановый период |
||
2009 |
2010 |
2011 |
||
Показатель 1. Уровень производственного травматизма в Краснодарском крае, на 1000 работающих (коэффициент частоты Кч) |
коэффициент |
1,05 |
1,00 |
0,93 |
Показатель 2. Уровень производственного травматизма со смертельным исходом в Краснодарском крае, на 1000 работающих (коэффициент смертности Ксм) |
коэффициент |
0,06 |
0,058 |
0,056 |
Показатель 3. Удельный вес работающих, занятых в неблагоприятных условиях труда |
% |
8,2 |
8,1 |
8,0 |
Показатель 4. Расходы на реализацию мероприятий по охране труда в расчете на 1 работающего |
руб. |
1350 |
1490 |
1640 |
Экономический эффект от реализации Программы обусловлен снижением затрат, связанных с производственным травматизмом, общей и профессиональной заболеваемостью, повышением производительности труда, сокращением потерь рабочего времени, снижением затрат на выплату компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда.
4. Формы и методы управления реализацией Программы
Цели и задачи краевой Программы действий должны стать основой отраслевых и территориальных программ по улучшению условий и охраны труда, с учетом которых разрабатываются корпоративные программы (в небольших организациях - планы) по улучшению условий и охраны труда, реализуемые с учетом аттестации рабочих мест по условиям труда.
Координатором Программы является департамент социальной защиты населения Краснодарского края.
Мониторинг выполнения мероприятий краевой Программы в территориях проводят управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в муниципальных образованиях, во взаимодействии с органами местного самоуправления.
Исполнители Программы, органы исполнительной власти муниципальных образований ежегодно, не позднее 5 февраля года, следующего за отчетным периодом, отчитываются перед координатором Программы о выполнении плановых мероприятий.
Ежегодно координатор Программы готовит и направляет в администрацию Краснодарского края доклад о ходе выполнения программных мероприятий и прогнозных показателей Программы.
Начальник управления по труду
и социальным вопросам департамента
социальной защиты населения
Краснодарского края |
И.И. Целищева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.