Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23 октября 2009 г. N 937 в приложение к настоящему постановлению внесены изменения
Приложение
Утверждена
постановлением главы администрации
(губернатора) Краснодарского края
от 5 марта 2009 г. N 157
Ведомственная целевая программа
"Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение
напряженности на рынке труда Краснодарского края" на 2009 год
19 мая, 5 августа и 23 октября 2009 г.
См. также краевую целевую программу "Содействие занятости населения Краснодарского края" на 2008 - 2010 годы, утвержденную Законом Краснодарского края от 27 сентября 2007 г. N 1333-КЗ;
ведомственную целевую программу "Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Краснодарского края" на 2010 год, утвержденную постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 января 2010 г. N 18
Паспорт ведомственной целевой программы
"Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение
напряженности на рынке труда Краснодарского края" на 2009 год
| ||
Наименование программы |
|
ведомственная целевая программа "Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Краснодарского края" на 2009 год (далее - Программа)
|
Основания для разработки Программы |
|
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" решение краевого совета по региональным проектам и программам при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края от 14 января 2009 года N 29
|
Разработчик Программы |
|
департамент государственной службы занятости населения Краснодарского края
|
Координатор Программы |
|
департамент государственной службы занятости населения Краснодарского края
|
Государственный заказчик и исполнитель мероприятий Программы
|
|
департамент государственной службы занятости населения Краснодарского края |
Цели и задачи Программы |
|
снижение напряженности на рынке труда Краснодарского края, связанной с преодолением последствий мирового финансового кризиса, и обеспечение защиты населения от безработицы посредством содействия гражданам в поиске подходящей работы повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения создание временных рабочих мест для работников в случае угрозы массового увольнения из организаций развитие территориальной трудовой мобильности населения края развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан
|
Срок реализации Программы
|
|
2009 год
|
Объемы и источники финансирования Программы |
|
объем финансирования Программы составляет 321345,544 тысячи рублей, в том числе за счет средств краевого бюджета - 16067,277 тысячи рублей предполагается привлечение средств федерального бюджета - 305278,267 тысячи рублей, местных бюджетов муниципальных образований - 25407,6 тысячи рублей |
Целевой показатель Программы |
|
сдерживание зарегистрированной безработицы (от численности экономически активного населения края) на уровне 0,9 процента в среднегодовом исчислении
|
Показатели результативности Программы |
|
профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации - не менее 500 работников организация общественных работ, временного трудоустройства и стажировки в целях приобретения опыта работы - не менее 14886 человек содействие малому предпринимательству и самозанятости - не менее 1500 безработных граждан организация временной занятости граждан с переездом в другую местность - не менее 50 человек
|
Контроль за выполнением Программы |
|
контроль за выполнением Программы осуществляет администрация Краснодарского края |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
В конце 2008 года в Краснодарском крае более четко обозначилась тенденция замедления темпов экономического развития и ухудшения финансовых результатов деятельности организаций, связанная с усилением негативного влияния мирового финансового кризиса. Наиболее существенное замедление темпов роста произошло в строительстве и промышленном производстве.
Валовой региональный продукт в ценах соответствующего периода составил в 2007 году 546106,3 млн. рублей, в 2008 году - 648782,5 млн. рублей (оценка), в 2009 году - 742937,2 млн. рублей (прогноз).
Индекс физического объема валового регионального продукта в 2007 году составил 107,7 процента, в 2008 году - 109,5 процента (оценка) и в 2009 году - 107 процента (прогноз). Индекс-дефлятор валового регионального продукта в процентах к предыдущему году в 2007 году составил 109,8 процента, в 2008 году - 108,5 процента (оценка), в 2009 году - 106,8 процента (прогноз).
К концу 2008 года индекс промышленного производства замедлился до 102,8 процента. В январе - сентябре 2008 года он составлял 106 процентов. Отрицательная либо замедляющаяся по сравнению с 9 месяцами предыдущего года положительная динамика отмечена во всех видах деятельности, за исключением производства машин и оборудования.
Сохранены высокие темпы роста инвестиционных вложений и объемов кредитования реального сектора - более 120 процентов, хотя это на 5 - 7 процентных пункта ниже показателя января-сентября 2008 года. Оборот и отгрузка товаров, объем выполненных работ и услуг по полному кругу организаций в действующих ценах возросли относительно 2007 года соответственно на 26 процентов и 23 процента. Темпы роста основных направлений деятельности в сопоставимых условиях - от 5 до 25 процентов. Более динамично, чем в 2007 году, развивалось сельское хозяйство и общественное питание.
В 2008 году в экономике Краснодарского края было занято 2280,8 тысячи человек, что на 1,9 процента больше, чем в 2007 году. В 2009 году прогнозируется рост занятости населения до 2333,4 тысячи человек. При этом прирост численности занятых прогнозируется за счет введения новых рабочих мест, в том числе и за счет строительства олимпийских объектов (приложение N 1).
Профессиональное обучение, организация временных и общественных работ, содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, как неотъемлемые элементы государственной политики занятости, выполняют широкие экономические и социальные функции.
Решение социальных задач во многом зависит от притока и перераспределения квалифицированных человеческих ресурсов в производство и сферу услуг.
С экономической точки зрения решаются задачи воспроизводства рабочей силы, повышения профессиональной и трудовой мобильности кадров. С социальной - повышения статусного и профессионального положения граждан в обществе, их конкурентоспособности на рынке труда, что рассматривается как основное средство защиты от безработицы.
Мониторинг ситуации на рынке труда Краснодарского края показал положительную динамику показателей в течение 2005 - 2008 годов и усиление напряженности к концу 2008 года.
Только за IV квартал 2008 года в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы обратились 49,3 тысячи граждан, что на 15,9 процента больше, чем в IV квартале 2007 года. При этом численность граждан, уволенных в связи с сокращением численности или штата работников, увеличилась на 25 процентов.
Наблюдается значительный рост регистрируемой безработицы. Число безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения, в конце 2008 года составило 22,7 тысячи человек, что на 19,5 процента больше, чем в начале 2008 года (на 1 января 2008 года - 19,0 тысячи человек, на 1 января 2007 года - 19,6 тысячи человек, на 1 января 2006 года - 20,4 тысячи человек, на 1 января 2005 года - 23,2 тысячи человек). При этом в целом по Российской Федерации число зарегистрированных безработных снизилось - на 2,5 процента в конце 2008 года по сравнению с 1 января 2008 года.
Уровень регистрируемой безработицы в 2005 - 2008 годах в среднем по краю варьировал в пределах 0,7 - 0,9 процента от численности экономически активного населения края, уровень общей безработицы снизился с 7,5 процента в 2005 году до 6,0 процента в 2008 году.
С 1 октября по 30 декабря 2008 года о предстоящем высвобождении работников заявило 82 предприятия края, в которых было намечено к увольнению 4272 человека.
Основными причинами ликвидации организаций, сокращения численности работников являются в крае: уменьшение объемов производства (выполнение работ, оказание услуг) как сезонное (прежде всего, в аграрном и санаторно-курортном секторах экономики), так и связанное с последствиями мирового финансового кризиса (в строительном, банковском и ряде других секторов экономики), изменение структуры организации, смена собственника, вида деятельности, сокращение объемов финансирования и другие.
С 1 октября по 30 декабря 2008 года уволено 1449 человек, или 33,9 процента от численности работников, заявленных организациями к увольнению.
Число работающих неполное рабочее время с 1 октября по 30 декабря 2008 года (по 32 часа в неделю вместо 40 часов) составило 5648 человек. По информации органов службы занятости края, в отпусках по инициативе администраций организаций находится 1391 человек.
В 2009 году прогнозируется рост высвобождения персонала до 24,7 тысячи человек (2008 год по крупным и средним предприятиям - 16,8 тысячи человек).
В среднегодовом исчислении численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, в 2009 году по предварительной оценке составит 23 тысячи человек, что на 39 процентов больше, чем в 2008 году (16,5 тысячи человек), а в осенне-зимнее время ее рост может составить около 27 - 29 тысяч человек.
В случае недостаточности превентивных мер по снижению напряженности рынка труда численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, может вырасти к концу 2009 года до 34 - 36 тысяч человек, а уровень регистрируемой безработицы - до 1,3 - 1,4 процента.
Наблюдается тенденция к снижению числа вакансий. По состоянию на конец 2008 года в службу занятости края заявлено 42 тысячи вакансий, что на 7 тысяч вакансий, или на 14 процентов меньше, чем в начале года (на 1 января 2008 года - 49,2 тысячи единиц, на 1 января 2007 года - 35,6 тысячи единиц, на 1 января 2006 года - 31,6 тысячи единиц, на 1 января 2005 года - 28,5 тысячи единиц). Тенденция к сокращению вакансий связана с негативным влиянием финансового кризиса на деятельность организаций строительного, банковского и других секторов экономики края.
Осложняют ситуацию в сфере занятости и на рынке труда края структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы как в профессионально-квалификационном, так и территориальном разрезе, высокая степень дифференциации городов и районов по уровню безработицы.
В крае действует Закон Краснодарского края от 8 февраля 2000 года N 231-КЗ "О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае", которым предусмотрено создание квотируемых рабочих мест для молодежи в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, где численность работников составляет более 100 человек.
Вместе с тем за 2008 год в службу занятости обратились в поиске работы 8,1 тысячи выпускников учреждений начального, высшего и среднего профессионального образования, из которых 3,4 тысячи человек были трудоустроены на общих основаниях и 555 безработных граждан из числа выпускников начального и среднего профессионального образования - в рамках программы "Первое рабочее место".
По информации департамента образования и науки Краснодарского края 2,7 тысячи выпускников учреждений профессионального образования 2009 года имеют риск не быть трудоустроенными. В первую очередь это относится к специалистам юридического и экономического профилей, а также выпускникам всех уровней профессионального образования, проживающим в сельской местности.
Значительны объемы сельской безработицы: более 63 процентов от общей численности зарегистрированных безработных проживают в сельской местности.
В крае имеется потребность работодателей в кадрах, в том числе по инвестиционным проектам (приложение N 2).
В сложившейся ситуации крайне необходима реализация дополнительного комплекса программных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в Краснодарском крае.
В случаях возникновения угрозы массового увольнения из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации в рамках Программы планируется организовать опережающее профессиональное обучение работников по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда края, оказать гражданам содействие в трудоустройстве за счет организации общественных работ, временного трудоустройства и стажировки, оказать адресную поддержку, включая организацию переезда граждан в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов, оказать содействие безработным гражданам в развитии малого предпринимательства и самозанятости.
Приоритетными группами населения, на которые распространяется действие Программы, являются работники организаций, находящиеся под риском увольнения, занятые неполное рабочее время, а также находящиеся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с негативными последствиями мирового финансового кризиса, выпускники учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, испытывающие трудности в трудоустройстве.
Кроме того, дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения края, является сокращение в 2009 году объема квот для привлечения иностранных работников на 14,5 тысячи единиц.
В 2008 году на территории края работали 72,6 тысячи иностранных работников, из них из стран СНГ - 53,3 тысячи человек, из других стран с визовым порядком въезда - 19,3 тысячи человек.
Уполномоченным органом администрации Краснодарского края направлены предложения в Минздравсоцразвития России о сокращении квоты на выдачу разрешений на работу иностранным работникам в 2009 году с 54,3 тысячи единиц по первоначальной заявке до 39,8 тысячи единиц.
Обеспечение государственных гарантий в области занятости населения, оперативное принятие мер по обеспечению занятости населения Краснодарского края и защиты его от безработицы возможны только программно-целевым методом.
2. Цели, задачи, сроки реализации Программы
Целями Программы являются снижение напряженности на рынке труда Краснодарского края, связанной с последствиями мирового финансового кризиса, и обеспечение защиты населения от безработицы посредством содействия гражданам в поиске подходящей работы.
Для достижения этих целей предусматривается решение следующих задач:
повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения;
создание временных рабочих мест для работников в случае угрозы массового увольнения из организаций;
организация стажировки выпускников учреждений профессионального образования всех уровней в целях приобретения опыта работы;
развитие территориальной трудовой мобильности населения края;
развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Реализация Программы предусмотрена в 2009 году.
Конкретные сроки реализации мероприятий Программы определены в разделе 3 Программы.
3. Перечень мероприятий Программы
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
На финансирование мероприятий Программы в 2009 году предполагается направить 321345,544 тысячи рублей, в том числе из средств краевого бюджета - 16067,277 тысячи рублей, из средств федерального бюджета - 305278,267 тысячи рублей.
Объем средств на финансирование мероприятий по опережающему профессиональному обучению работников рассчитан как произведение числа участников Программы опережающего обучения на базовый норматив затрат на организацию профессиональной подготовки в Краснодарском крае в 2008 году, скорректированный на уровень инфляции, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации в 2009 году, в расчете на одного безработного гражданина исходя из средней продолжительности профессионального обучения в 3 месяца.
В рамках реализации мероприятий Программы предполагается организовать опережающее профессиональное обучение 500 работников. В среднем по краю стоимость профессионального обучения в 2009 году составит 6370 рублей. Объем средств на финансирование указанного мероприятия Программы составит 3185,0 тысячи рублей.
Объем средств на финансирование мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства работников в случае угрозы массового увольнения, безработных граждан, граждан, ищущих работу, включает частичное возмещение работодателю затрат на заработную плату (с учетом начислений на фонд оплаты труда) и рассчитывается как произведение числа участников Программы на минимальный размер оплаты труда (с учетом начислений на фонд оплаты труда) и на период участия в общественных и временных работах.
Объем средств на финансирование мероприятий по организации стажировки выпускников учреждений профессионального образования включает возмещение работодателю затрат на заработную плату (с учетом начислений на фонд оплаты труда) и рассчитывается как произведение числа участников Программы на минимальный размер оплаты труда (с учетом начислений на фонд оплаты труда) и на период участия в стажировке.
В рамках реализации мероприятий Программы предполагается привлечь к общественным и временным работам 14886 человек, в том числе к участию в стажировке с целью приобретения опыта работы - 1000 выпускников учреждений профессионального образования.
Средняя продолжительность участия в общественных и временных работах, а также в стажировке - 3 месяца, величина среднемесячной заработной платы с учетом начислений - 5464 рубля. Общий объем средств на финансирование указанных мероприятий Программы составит 227435,544 тысячи рублей.
Объем средств на финансирование мероприятий по оказанию адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения вакантных рабочих мест, определен как произведение численности участников Программы на сумму расходов на авансирование или возмещение транспортных расходов по переезду в другую местность, на оплату суточных расходов за время следования к месту работы и обратно и расходов по найму жилого помещения за время пребывания в другой местности.
В рамках реализации мероприятий Программы предполагается организовать переезд в другую местность 50 граждан. Величина транспортных расходов в Краснодарском крае составляет 800 рублей, оплата суточных расходов за два дня нахождения в пути следования к месту работы и обратно - 200 рублей, стоимость найма жилья - 550 рублей в сутки, средняя продолжительность найма жилья - 90 дней. Объем средств на финансирование указанного мероприятия Программы составит 2525,0 тысячи рублей.
Объем средств на финансирование мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан рассчитан как произведение числа участников Программы на сумму 12-кратной максимальной величины пособия по безработице.
В рамках реализации мероприятий Программы предполагается организовать содействие самозанятости 1500 безработным гражданам, сумма 12-кратной максимальной величины пособия по безработице одному безработному гражданину - 58,8 тысячи рублей. Объем средств на финансирование указанного мероприятия Программы составит 88200,0 тысячи рублей.
Общий объем средств на реализацию указанных мероприятий рассчитан как сумма средств, направляемых на финансирование мероприятий Программы, из них: 95 процентов общего размера расходов консолидированного бюджета Краснодарского края на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда края, - средства федерального бюджета и 5 процентов - средства краевого бюджета.
Привлечение средств федерального бюджета на софинансирование указанных мероприятий предусматривается в виде субсидий, поступающих в краевой бюджет.
Кроме того, в рамках Программы на создание временных рабочих мест и рабочих мест, имеющих статус общественных работ, привлекаются средства местных бюджетов и работодателей.
Общее распределение объемов финансирования по мероприятиям Программы приводится в приложении N 3 к настоящей Программе.
5. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Реализация мероприятий Программы будет способствовать расширению возможностей занятости работников, находящихся под риском увольнения, ищущих работу, и безработных граждан за счет повышения уровня профессиональной компетентности и востребованности на рынке труда, трудоустройства на постоянные и временные рабочие места.
Выполнение намеченных Программой мероприятий должно обеспечить:
1) профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и трудоустройство не менее 500 работников, находящихся под риском увольнения;
2) трудоустройство на временные, общественные работы и стажировку не менее 14886 человек на предприятия, в учреждения Краснодарского края. Временная занятость молодых специалистов в рамках стажировки обеспечит повышение конкурентоспособности на рынке труда 1000 выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, будет способствовать их адаптации в трудовых коллективах с последующим трудоустройством;
3) содействие малому предпринимательству и самозанятости не менее 1500 безработных граждан;
4) временную занятость не менее 50 граждан с переездом в другую местность - в организациях для замещения рабочих мест постоянного и временного характера, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов.
Основные результаты реализации мероприятий Программы по снижению напряженности на рынке труда приводятся в таблице 2 приложения N 1 к настоящей Программе.
6. Критерии выполнения Программы
Критериями выполнения намеченных Программой мероприятий являются:
профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации - не менее 500 работников;
организация общественных работ, временного трудоустройства - не менее 14886 человек, в том числе участие в стажировке с целью приобретения опыта работы 1000 выпускников учреждений профессионального образования;
содействие малому предпринимательству и самозанятости - не менее 1500 безработным гражданам;
организация временной занятости граждан с переездом в другую местность - не менее 50 человек.
7. Механизм реализации Программы
Уполномоченным органом исполнительной власти на территории Краснодарского края, ответственным за реализацию мероприятий Программы, координатором Программы является департамент государственной службы занятости населения Краснодарского края.
Механизм реализации Программы базируется на принципах социального партнерства и ответственности всех участников Программы. Обеспечение реализации мероприятий Программы осуществляется координатором Программы с участием центров занятости населения. Перечень организаций, в которых реализуются мероприятия, предусмотренные Программой, утверждается в установленном законодательством порядке координатором Программы.
Координатор Программы осуществляет:
формирование заявки на финансирование мероприятий Программы;
согласование с основными участниками Программы возможных сроков выполнения мероприятий;
оценку целевых индикаторов и показателей реализации Программы в целом;
нормативное правовое и методическое обеспечение реализации Программы;
проведение мониторинга реализации Программы;
подготовку предложений по корректировке Программы;
совершенствование механизма реализации Программы;
контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделенных на реализацию Программы, своевременным выполнением в полном объеме основных мероприятий Программы.
Порядок предоставления субсидий местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на финансирование мероприятий Программы, проводимых в муниципальных учреждениях муниципальных образований Краснодарского края, определен согласно приложению N 5 к настоящей Программе. Распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на реализацию мероприятий Программы осуществляется в установленном законодательством порядке.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется в пределах выделенных субсидий из федерального бюджета, предоставляемых краевому бюджету, а также за счет средств краевого бюджета.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных средств, предусмотренных в краевом бюджете департаменту государственной службы занятости населения Краснодарского края и подведомственным ему центрам занятости населения.
Реализация мероприятий, предусмотренных в Программе, окажет позитивное влияние на ситуацию на рынке труда Краснодарского края, обеспечит содействие занятости населения и социальную защиту граждан в трудовой сфере.
Руководитель департамента |
И.В. Мелких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.