Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 июля 2011 г. N 733 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
Утверждена
постановлением главы администрации
(губернатора) Краснодарского края
от 7 сентября 2009 г. N 783
Долгосрочная краевая целевая программа
"Поддержка организаций экспортеров в Краснодарском крае"
на 2010 - 2012 годы
3 февраля, 29 декабря 2010 г., 24 марта, 12 июля, 1 ноября 2011 г., 4 июня, 14 декабря 2012 г.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 декабря 2012 г. N 1523 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт долгосрочной краевой целевой программы
"Поддержка организаций экспортеров в Краснодарском крае"
на 2010 - 2012 годы
Наименование программы |
|
долгосрочная краевая целевая программа "Поддержка организаций экспортеров в Краснодарском крае" на 2010 - 2012 годы (далее - Программа)
|
Основание для разработки Программы |
|
Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" Федеральный закон от 24 июля 2007 года "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" Закон Краснодарского края от 4 апреля 2008 года N 1448-КЗ "0 развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 года N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" и другие нормативные правовые акты Министерства экономического развития Российской Федерации решение краевого совета по региональным проектам и программам при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края от 20 февраля 2009 года, протокол N 31
|
Разработчик Программы |
|
департамент внешнеэкономической деятельности Краснодарского края
|
Координатор Программы |
|
министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края
|
Государственные заказчики и исполнители мероприятий Программы |
|
министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края министерство промышленности и энергетики Краснодарского края министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края департамент транспорта Краснодарского края департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края
|
Цель Программы |
|
содействие повышению конкурентоспособности товаров и услуг кубанских производителей и увеличение объемов регионального экспорта за счет оказания всесторонней государственной поддержки краевым предприятиям-экспортерам и производителям экспортной продукции и услуг
|
Задачи Программы |
|
финансовая поддержка региональных предприятий-экспортеров и производителей экспортной продукции и услуг (субъектов малого и среднего предпринимательства) за счет прямого государственного субсидирования и развития кредитно-финансовых механизмов информационно-консультативная поддержка региональных действующих и потенциальных предприятий-экспортеров и производителей экспортной продукции и услуг формирование и продвижение положительного имиджа Краснодарского края и региональных предприятий-экспортеров за его пределами и содействие продвижению региональных товаров и услуг на внешние рынки
|
Срок реализации Программы
|
|
2010 - 2012 годы
|
Объемы и источники финансирования Программы |
|
общий объем финансирования 102725,0 тысячи рублей, из них средства краевого бюджета - 26865,0 тысячи рублей, планируемые к привлечению из федерального бюджета - 75860,0 тысячи рублей, в том числе на: 2011 год - 53810,0 тысячи рублей, из них средства краевого бюджета - 13610,0 тысячи рублей, федерального бюджета - 40200,0 тысячи рублей; 2012 год - 48915,0 тысячи рублей, из них средства краевого бюджета - 13255,0 тысячи рублей, федерального бюджета - 35660,0 тысячи рублей
|
Контроль за выполнением Программы |
|
контроль за выполнением Программы осуществляют администрация Краснодарского края и Законодательное Собрание Краснодарского края |
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 июня 2012 г. N 608 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Одной из главных тем современной повестки дня на всех уровнях являются вопросы оздоровления экономики и повышения ее конкурентоспособности в условиях мирового экономического кризиса. В этой связи особое внимание должно уделяться мерам государственной поддержки производственного сектора и, в первую очередь, наиболее конкурентоспособной его составляющей - предприятий - производителей экспортной продукции. Важнейшей задачей в области развития внешнеэкономической деятельности для России в целом и Краснодарского края в частности, по словам Д.А. Медведева, является поддержка национального экспорта посредством не только финансовых, но и административных механизмов. К их числу относятся активная поддержка экспорта продукции отечественного производства, повышение качества экономического роста и эффективности бюджетных расходов и подготовка квалифицированных кадров. Приоритетными мероприятиями в области административной поддержки экспортного потенциала отечественных производителей являются создание упрощенной системы процедур по предоставлению кредитов, оказание информационной поддержки, продвижение на внешних рынках отечественных брендов и подготовка квалифицированных кадров.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года стратегическими целями развития края на период до 2020 года являются реализация политических, геостратегических и социально-экономических приоритетов Российской Федерации на Юге страны и обеспечение кардинального повышения качества жизни населения края на основе создания потенциала опережающего развития.
Настоящая Программа предполагает реализацию таких стратегических направлений социально-экономического развития Краснодарского края, как обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста путем реализации государственной структурно-институциональной политики, направленной на формирование глобальных конкурентных преимуществ экономики края и создание потенциала опережающего развития края для выполнения функции "опорного региона" в реализации целей Правительства Российской Федерации на основе взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества.
Экспортные производства в крае являются конкурентоспособными в мировом масштабе. Их развитие и поддержка представляют собой важнейшие механизмы сохранения и повышения конкурентоспособности экономики края.
В Краснодарском крае с 2006 по 2008 годы структура экспорта была представлена следующими группами товаров: минеральные продукты (61,2%), продовольственные товары и сырье для их производства (21,33%), металлы и изделия из них (7,41%), древесина и изделия из нее (2,3%), машиностроительная продукция (2,77%)), продукция химической отрасли (3,6%).
Основу импорта составили продовольственные товары (49,72%, или 834,1 миллиона долларов США), машиностроительная продукция (17,36%, или 291,2 миллиона долларов США), продукция химической отрасли (9,91%, или 166,2 миллиона долларов США), металлы и изделия из них (8,27%, или 138,7 миллиона долларов США), текстиль, текстильные изделия, обувь (11,24%, или 188,5 миллиона долларов США), древесина и изделия из нее (2,43%, или 40,8 миллиона долларов США).
При этом для комплексной оценки динамики показателей экспорта Краснодарского края необходимо, кроме ценовых показателей, учитывать весовые объемы вывозимой продукции. Как правило, рост ценовых показателей экспорта может являться следствием изменений на мировых финансовых рынках и не всегда соответствует темпам роста весовых показателей.
В крае можно отметить стабильный рост предприятий - участников внешнеэкономической деятельности. Так, по данным Южного таможенного управления, в 2007 году экспортно-импортные операции с зарубежными партнерами осуществляли 2420 предприятий и фирм, в 2008 году их количество возросло до 2634.
Основную группу краевых экспортеров представляют предприятия сельскохозяйственной отрасли, пищевой и перерабатывающей промышленности, продукция которых в 2008 году составила 1/5 часть от общего объема экспорта края. Также значительную группу экспортирующих предприятий Краснодарского края составляют промышленные предприятия, производящие машины, станки, оборудование и другую продукцию с высокой добавленной стоимостью, однако доля этих товаров в общем объеме экспорта менее 3%.
Объемы экспорта большинства предприятий - участников внешнеэкономической деятельности не превышают 1 миллиона долларов США. Лишь 1,5% краевых экспортеров перешли барьер в 5 миллионов долларов США по поставкам своих товаров на зарубежные рынки и 0,5% превысили барьер в 15 миллионов долларов США.
Специфика внешнеторгового оборота края выражается в общем стабильном превышении экспорта над импортом, в том числе в торгово-экономических отношениях с рядом развитых стран. С 2005 года достигнуто и удерживается положительное сальдо торгового баланса с Францией и США. С 2003 года удерживается положительное сальдо торгового баланса с крупнейшим торговым партнером края - Турцией. Однако, несмотря на эти успехи, край по-прежнему имеет отрицательное сальдо торгового баланса с рядом стран, в числе которых основные торговые партнеры края: Австрия, Германия, Китай, Япония, Украина, Бразилия (таблица 1).
Таблица 1. Объемы внешней торговли (млн. долл. США)
| ||||||
Показатель |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Внешнеторговый оборот |
2328 |
1847 |
2893 |
4497 |
6150 |
8531 |
Экспорт товаров |
1494 |
904 |
1546 |
2820 |
3575 |
5030 |
в том числе в страны дальнего зарубежья |
1380 |
756 |
1357 |
2527 |
3007 |
4331 |
Импорт товаров |
834 |
943 |
1347 |
1677 |
2575 |
3501 |
в том числе из стран дальнего зарубежья |
742 |
846 |
1198 |
1505 |
2361 |
3001 |
Развитие внешней торговли в Краснодарском крае в течение последних трех лет (2006 - 2008 годы) характеризовалось следующими особенностями:
темпы прироста экспорта с 2006 года по 2008 год выросли до 78%;
основной прирост экспорта происходил за счет стран дальнего зарубежья;
импорт Краснодарского края с 2006 года по 2008 год увеличился в 2 раза;
в структуре внешнеторгового оборота импорт составляет около 40%; импорт развивался как за счет стран дальнего зарубежья, так и за счет стран СНГ;
сальдо торгового баланса края в 2008 году выросло по отношению к 2006 году в денежном выражении более чем на 30%, причем основной прирост осуществлен за счет роста ценовой конъюнктуры сырьевой составляющей экспорта.
Однако, несмотря на положительные результаты, в настоящее время в сфере внешнеторговой деятельности Краснодарского края существует комплекс проблем, который связан в первую очередь с недостаточно эффективным использованием экспортного потенциала предприятий и организаций края, а также возможностей стимулирования экспорта.
Результаты проведенного анкетирования среди предприятий Краснодарского края, имеющих экспортную направленность или планирующих развивать экспортное направление, показали, что:
многие предприятия-экспортеры опасаются расширять географию продаж, предпочитая традиционные, давно проверенные рынки;
предприятиям не хватает навыков входа на новые рынки сбыта в целях географической диверсификации экспорта;
для большинства экспортеров приоритетным остается сотрудничество с ответственными партнерами экономически развитых стран на платежеспособных рынках с развитой инфраструктурой (пятая часть продукции поставлялась в страны СНГ, четыре пятых - в другие страны);
значительное число предприятий не владеет информацией о мерах государственной поддержки;
товары не всех экспортеров соответствуют требованиям, предъявляемым к сертификации вывозимой продукции в соответствии с международными стандартами;
часть экспортеров не располагает информацией о конъюнктуре интересующих их новых зарубежных рынков и информацией о потенциальных партнерах;
многие участники внешнеэкономической деятельности имеют недостаточный уровень профессиональной подготовки;
предприятия практически не используют такие инструменты лоббирования своих торговых интересов и продвижения продукции на внешние рынки, как межправительственные комиссии и деловые советы, а также договора, соглашения и планы мероприятий, заключаемые администрацией Краснодарского края;
на многих внешних рынках отсутствует исходная информация о продукции кубанских предприятий;
многие экспортирующие или готовые экспортировать предприятия выражают заинтересованность в участии в выставках и презентациях, проводимых под эгидой Краснодарского края, однако не имеют заблаговременной подробной информации о составе участников и условиях их проведения.
Сегодня реализуется преимущественно транзитный потенциал края при недостаточном использовании экспортного потенциала собственных производств. В структуре экспорта края преобладают товары с низкой добавленной стоимостью. При этом импорт преимущественно представлен пищевыми продуктами и товарами с высокой добавленной стоимостью. Таким образом, положительное сальдо торгового баланса Краснодарского края увеличивается в основном за счет сырьевых товаров, что влечет за собой ухудшение структуры экспорта. Если в 2006 году 91% экспорта формировали 15 товарных групп, то в 2008 году - только 9 товарных групп. Причем доля сырья и товаров с низкой добавленной стоимостью в структуре экспорта в последние годы увеличивалась.
Важность экспортной составляющей внешнеэкономической деятельности организаций для Краснодарского края обусловлена ее экономической и социальной ролью в развитии региона. Экспорт товаров и услуг обеспечивает поступление в край значительных финансовых ресурсов как в виде доходов бюджетов всех уровней, так и в виде инвестиций. Совершенствование товарной структуры экспорта, рост объемов товаров (работ, услуг), создание условий для выхода на зарубежные рынки необходимы для расширения участия организаций Краснодарского края в системе мировой торговли. Решение этих задач особенно актуально в условиях мирового финансового кризиса, развитие которого требует все большего вовлечения государства в процесс поддержки приоритетных, наиболее конкурентоспособных отраслей хозяйства.
Большое значение развитие мер поддержки регионального экспорта приобретает в условиях перспективы вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Важным условием эффективного развития российской экономики в целом и экономики Краснодарского края, в частности, является активное взаимодействие субъекта экономических отношений с мировым рынком товаров и услуг. В свою очередь, правила этого взаимодействия на мировом уровне сегодня определяются странами коллективно, при решающей роли ВТО, объединяющей около 150 государств, охватывающей свыше 95% оборота мировой торговли и регулирующей вопросы внешнеторгового сотрудничества в мировых масштабах.
Однако нормы и правила ВТО создают для регионального бизнеса принципиально новую организационно-правовую среду функционирования, что вызывает некоторые сложности.
При условии вступления России в ВТО со странами - участницами организации будут взаимно зафиксированы ставки импортных тарифов и условия предоставления услуг, согласованы уровни государственной поддержки секторов экономики, а также зафиксированы правила ВТО при урегулировании торговых споров. Нормы и правила ВТО подлежат перенесению в национальное законодательство и имеют перед ним приоритет.
С одной стороны, кубанские предприятия-экспортеры и производители экспортной продукции, особенно в реальном секторе экономики, заинтересованы в получении преимуществ и льгот, предлагаемых ВТО. Однако, с другой, региональный бизнес сегодня не всегда способен реально воспользоваться всеми этими преимуществами, а, главное, при условии вступления России в ВТО не всегда сможет избежать рисков при встречном открытии рынка для иностранной конкуренции.
Несмотря на ряд конкурентных преимуществ Краснодарского края, вступление России в ВТО само по себе вряд ли приведет к резкому росту кубанского экспорта или даже его заметному увеличению. Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу регионального экспорта составляют преимущественно сырье и топливо. Во-вторых, структура экспорта Краснодарского края достаточно инерционна и не может быстро изменяться в сторону перерабатывающих отраслей.
Таким образом, для Краснодарского края в преддверии вступления России в ВТО важно в первую очередь оказать всестороннюю информационно-консультационную поддержку региональным экспортерам и производителям экспортной продукции и услуг, что позволит повысить их конкурентоспособность на мировых рынках, а также создать основу для качественной диверсификации краевого экспорта за счет готовой и высокотехнологичной продукции.
При этом в Краснодарском крае фактически отсутствует организационный механизм оказания государственной финансовой и информационной поддержки краевым организациям-экспортерам. В крае не разработан комплекс системных мер по стимулированию экспорта и оптимизации его структуры в направлении увеличения доли высокотехнологичной и иной продукции с высокой долей добавленной стоимости.
В случае инерционной динамики внешнеэкономической деятельности Краснодарского края в предстоящий период существенный экономический рост наблюдаться не будет. Несоответствие качества продукции, выпускаемой местными производителями, международным стандартам может привести к увеличению объемов импортных товаров, что негативно сказывается на развитии регионального рынка. При условии сохранения сырьевой ориентации регионального экспорта осложнится возможность диверсификации его структуры.
Развитие внешнеэкономической деятельности края должно основываться на реализации следующих элементов экспортного потенциала в товарно-отраслевой проекции:
сохранение потенциала экспорта энергоносителей (нефти, газа, угля) и минерального сырья за счет реализации инфраструктурных проектов, обеспечивающих большую пропускную способность портов и трубопроводного транспорта в условиях сохранения спроса на мировом рынке и относительно благоприятной ценовой конъюнктуры;
замещение экспорта необработанной древесины ("кругляка") экспортом продукции деревообработки высоких переделов на основе благоприятной конъюнктуры рынков Южной Европы, Африки и Ближнего Востока;
сохранение экспортного потенциала металлов и изделий из них, экспорт которых составляет около 1/4 части совокупного экспорта края, за счет развития благоприятной конъюнктуры цен на металлы;
управляемое развитие экспортного потенциала продукции АПК, переработки и пищевой промышленности на основе увеличения конкурентоспособности края на рынке стран СНГ, а также развитие традиционного экспорта зерна, сахара, кормов;
развитие потенциала экспорта за счет увеличения объемов вывоза промышленной продукции с высокой добавленной стоимостью (например, рост экспорта высокотехнологичных стройматериалов, приборов, изделий из кожи на фоне экспорта соответствующего сырья) на территории края;
развитие экспортного потенциала транспортно-логистических услуг;
развитие экспортного потенциала информационных, туристических, медицинских, образовательных, финансовых и прочих услуг, значительная дифференциация экспорта услуг.
Таким образом, учитывая приведенные оценки и анализ динамики внешнеэкономического сотрудничества Краснодарского края, становится очевидно, что использование существующих организационно-управленческих ресурсов и механизмов не позволяет решить ключевые проблемы в области развития экспортного потенциала края. Для его эффективной реализации в условиях мирового экономического кризиса требуется применение системы мер государственной поддержки региональных экспортеров.
Применение мер поддержки и стимулирования экспорта широко распространено во всех промышленно развитых странах. Общий объем средств, направляемых различными странами на поддержку экспорта, достигает 30% всех промышленных субсидий (порядка 20 миллиардов долларов). В настоящее время объем государственного финансирования экспорта в промышленно развитых странах в пересчете на 1 тысячу долларов ВВП колеблется от 0,03 доллара в США до 0,49 доллара во Франции. Более наглядным является соотношение кредитуемого государством экспорта и всего товарного экспорта страны, составившее, в частности, для Японии 5,6%, США - 1,5%.
Инструменты государственной финансовой поддержки экспорта традиционно включают льготное кредитование, страхование и гарантирование экспортных кредитов, возмещение части затрат на сертификацию, возмещение части затрат на аренду выставочных площадей, на рекламу. Также функционируют и другие меры содействия продвижению экспорта: информационно-консультационная поддержка, выражающаяся в привлечении предприятий к участию в ярмарках, выставках и других презентационных мероприятиях, организации торговых миссий, создании уполномоченных организаций, оказывающих консалтинговые услуги в области международной торговли и занимающихся продвижением экспорта, привлечении экспортеров к работе межправительственных комиссий и деловых советов, российских союзов, организаций и ассоциаций, разработке методических рекомендаций по ведению внешнеторговой деятельности, создании региональных органов поддержки предприятий-экспортеров и ряд других.
Большое внимание вопросам поддержки экспорта уделяется в Российской Федерации на всех уровнях. В январе 2009 года из средств федерального бюджета было выделено 326,3 миллиарда рублей на оказание поддержки реальному сектору экономики и проведение активной политики на рынке труда, 6 миллиардов рублей из них предназначено для поддержки экспорта промышленной продукции. Распределение этих средств будет производиться на конкурсной основе по заявкам предприятий-экспортеров. Рассмотрение заявок и выделение средств будет осуществляться на основании постановления Правительства Российской Федерации от 6 июня 2005 года N 357 "Об утверждении Правил возмещения из федерального бюджета российскими экспортерами промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях". До настоящего времени с момента утверждения федеральной программы ни одно предприятие - производитель экспортной продукции в Краснодарском крае заявок на получение средств не подавало.
Ощутимый эффект от реализации аналогичных программ имел место, например, в Ростовской и Ленинградской областях. В частности, по итогам реализации областной целевой программы поддержки экспорта в Ростовской области в 2007 - 2008 годах за первый год (2007 год) внешнеторговый оборот области составил 7655179,0 тысячи долларов США. Данный показатель увеличился по сравнению с 2006 годом на 57% (на 2774723,0 тысячи долларов США). Экспорт Ростовской области в 2007 году составил 3032068,0 тысячи долларов США, то есть рост в сравнении с 2006 годом составил 45,3% (945565,0 тысячи долларов США).
Существует несколько вариантов решения имеющихся в Краснодарском крае проблем за счет оказания государственной поддержки региональным предприятиям-экспортерам в сложившихся условиях.
Первый вариант предполагает применение мер материального стимулирования предприятий-экспортеров Краснодарского края (субъектов малого и среднего предпринимательства) с использованием существующего иностранного и отечественного опыта.
Меры материального стимулирования должны быть представлены следующими направлениями:
субсидии на возмещение части затрат (1/2 процентной ставки) по уплате процентов по кредитам, привлеченным организациями - экспортерами готовой продукции;
субсидии на возмещение части затрат (1/2 документально подтвержденных затрат) на сертификацию экспортной продукции на соответствие требованиям международных стандартов;
субсидии на возмещение части затрат (2/3 документально подтвержденных затрат), связанных с исполнением договоров аренды выставочных площадей в связи с участием в выставочных мероприятиях, форумах, презентационных, рекламных кампаниях за рубежом;
субсидирование части затрат (2/3 документально подтвержденных затрат) предприятий-экспортеров и производителей экспортной продукции по регистрации и (или) правовой охране за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридического лица и продукции (работ, услуг);
субсидирование части затрат (1/2 документально подтверждённых затрат) предприятий-экспортеров и производителей экспортной продукции по оплате услуг по разработке средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг), в том числе фирменного наименования, товарного знака, созданию промышленного образца для товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта (далее - услуги по разработке средств индивидуализации);
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 года N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" и нормативными правовыми актами Министерства экономического развития Российской Федерации, планируется получение средств федерального бюджета в порядке софинансирования на реализацию мероприятий Программы в объеме 40200,0 тысячи рублей в 2011 году, и 35660,0 тысячи рублей в 2012 году соответственно.
Однако внедрение только механизмов финансовой поддержки краевых экспортеров может привести к тому, что выделяемые ассигнования из краевого бюджета будут использоваться для решения текущих проблем, вызванных кризисными процессами в мировой финансовой системе. В результате возникает риск увеличения объемов производства без учета реальных объемов географической привязки спроса на данные товары или услуги на мировых рынках.
Второй вариант связан с усилением информационной компоненты продвижения региональных товаров и услуг на внешние рынки.
Реализация мер информационно-консультационной поддержки предполагает:
взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и их структурными подразделениями, а также с дипломатическими и торговыми представительствами иностранных государств по вопросам поддержки экспорта;
ведение базы экспортеров производителей (приоритетной продукции), анкетирование;
подготовку ежегодной конференции (совещания) с представителями кубанских производителей-экспортеров по вопросам реализации программы (информирование, предложения деловых кругов);
ведение базы краевых, российских и международных организаций и ассоциаций по направлению поддержки экспорта и взаимодействие с ними, анализ форм предоставления поддержки;
организацию "бизнес-миссий";
подготовку, заключение и анализ эффективности соглашений Краснодарского края в области международного и межрегионального сотрудничества, направленных на продвижение готовой продукции краевых экспортеров;
выполнение экспертного анализа мировых рынков;
проведение анализа конкурентоспособности экспортного потенциала предприятий Краснодарского края;
подготовку рекомендаций для кубанских экспортеров по вопросам ведения экспортной деятельности;
обеспечение консультационной поддержки кубанским экспортерам по вопросам возможности получения государственной финансовой и нефинансовой поддержки;
создание и обеспечение работы специализированного сайта, направленного на поддержку организаций-экспортеров в Краснодарском крае (www.kubanexport.ru);
создание и администрирование в рамках сайта электронной базы экспортных контактов (с возможным использованием отдельных электронных кабинетов организаций-экспортеров);
освещение вопросов целесообразности применения института страхования экспортных сделок как механизма защиты участников внешнеэкономической деятельности от возможных рисков;
подготовку каталога экспортеров Кубани (печатная и электронная версия) и его ежегодное обновление;
обеспечение деятельности информационно-аналитических центров (Евро Инфо Корреспондентских центров);
обеспечение деятельности регионального центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства;
освещение в средствах массовой информации вопросов внешнеэкономической деятельности;
организацию и проведение ежегодного краевого конкурса "Лучший экспортер Кубани";
проведение семинаров и учебных курсов для специалистов в сфере внешнеэкономической деятельности, работающих на предприятиях-экспортерах Краснодарского края, с привлечением представителей органов исполнительной власти, муниципальных образований, а также экспертов и специалистов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Наличие механизма информационной поддержки представляет собой важное условие для диверсификации как существующих рынков сбыта, так и товарной структуры экспорта края. Такой механизм позволяет формировать положительный имидж региона как надежного партнера по внешнеторговым связям, продвигать привлекательный имидж товаров и услуг регионального производства на мировых рынках. При этом отсутствие дополнительного финансирования может негативно сказаться на возможности диверсификации товарной структуры и увеличении объемов экспорта, а также на возможности достижения соответствия международным стандартам качества производимой на экспорт продукции.
Таким образом, учитывая приведенную специфику, государственную поддержку предприятий-экспортеров в Краснодарском крае необходимо осуществлять на основе применения комплекса мер, включающего как материальное стимулирование, так и меры информационной поддержки.
Для наибольшей эффективности реализации программных мероприятий необходимо учитывать не только существующий внешнеторговый потенциал и конкурентные преимущества края, но и имеющиеся риски. К таким рискам относятся:
недостаточная конкурентоспособность продукции, услуг, изношенность основных фондов и недостаточный технологический уровень производства ограничивают возможности использования экспортного потенциала края;
дефицит энергоресурсов и высокая зависимость края от цен на энергоносители сдерживают реализацию экспортного потенциала региона;
отставание развития дорожно-транспортной сети от роста грузовых и пассажирских потоков и пропускной способности портов ведет к снижению темпов роста экспорта и транзита;
недостаточное правовое регулирование в Российской Федерации вопросов приграничного сотрудничества, правового статуса приграничных территорий не позволяет должным образом координировать деятельность федеральных органов власти, муниципальных образований, общественных организаций и деловых кругов в вопросах приграничного сотрудничества и приграничной торговли, создавать надежные рыночные механизмы с приграничными территориями соседних государств;
неготовность большинства предприятий края к работе по правилам ВТО создает риск ухудшения их позиций на международных и межрегиональных рынках товаров, услуг и инвестиций.
Реализация мероприятий Программы в сочетании со снижением влияния существующих рисков позволит влиять на устойчивую тенденцию роста внешнеторгового оборота Краснодарского края преимущественно за счет роста экспортных операций, усилит конкурентные позиции организаций-экспортеров на внешних рынках, а также обеспечит улучшение структуры экспорта края и развитие существующей системы продвижения региональных товаров и услуг на внешние рынки.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Основной целью Программы является содействие повышению конкурентоспособности товаров и услуг кубанских производителей и увеличение объемов регионального экспорта за счет оказания всесторонней государственной поддержки краевым реальным и потенциальным предприятиям-экспортерам и производителям экспортной продукции и услуг.
Достижение основной цели Программы связано с реализацией следующих задач по поддержке региональных предприятий-экспортеров:
финансовая поддержка региональных предприятий-экспортеров и производителей экспортной продукции и услуг за счет прямого государственного субсидирования и развития кредитно-финансовых механизмов;
информационно-консультативная поддержка региональных предприятий-экспортеров и производителей экспортной продукции и услуг;
формирование и продвижение положительного имиджа Краснодарского края и региональных предприятий-экспортеров за его пределами и содействие продвижению региональных товаров и услуг на внешние рынки.
Предлагаемый подход предполагает увеличение объема экспорта товаров и услуг Краснодарского края, а также содействие расширению структуры экспорта Краснодарского края за счет новых групп товаров, которые ранее относились к потенциально экспортным. В данном случае предпочтение следует отдавать не сырьевым товарам, которые в меньшей степени нуждаются в государственной экспортной поддержке, а готовой продукции с высокой степенью передела. Экспорт данной категории товара осложняется громоздкими межгосударственными схемами организации внешней торговли, контролем качества, сильной подверженностью влияния кризисных явлений и других рисков международной экономической системы, а также отсутствием достаточной информации о развитии спроса на мировых рынках товаров и услуг. При этом важно отметить, что потенциальные поступления в консолидированный бюджет от экспорта готовой продукции существенно выше, чем от экспорта сырья. Преодоление этих сложностей зачастую связано с дополнительными финансовыми обязательствами предприятий-экспортеров, а также с необходимостью получения государственных гарантий и информационно-аналитической поддержки.
Имиджевая политика является составляющей информационной системы поддержки экспортеров Краснодарского края. В этой связи реализация мероприятий по данному направлению представляет собой важное условие эффективного продвижения товаров и услуг регионального производства на мировые рынки. Данный механизм имеет два приоритетных направления, в рамках которых происходит построение системы программных мероприятий: формирование привлекательного имиджа Краснодарского края и кубанских предприятий-экспортеров за пределами края и содействие продвижению региональных товаров и услуг на мировые рынки за счет реализации мер государственной поддержки, связанных с участием краевых предприятий в международных специализированных выставках и организацией "бизнес-миссий".
Реализация поставленных в Программе целей и задач должна происходить синхронно, поскольку достижение ожидаемого эффекта требует одновременного воздействия как на внешние, так и на внутренние факторы развития системы внешнеторговой деятельности Краснодарского края. Такой подход предполагает сочетание мер стимулирования и информационно-аналитического сопровождения региональных предприятий-экспортеров и механизмов комплексной имиджевой политики края.
Срок реализации Программы - с 2010 года по 2012 год.
Хронологические рамки первого этапа реализации Программы ограничены 2010 годом. На этом этапе планируется проведение мероприятий, направленных прежде всего на формирование инфраструктуры и запуск механизмов реализации Программы, к которым относится создание информационного портала www.kubanexport.ru и его англоязычного аналога www.kubanexport.com и электронной базы контактов экспортеров, установление контактов с федеральными министерствами и ведомствами по вопросам поддержки регионального экспорта, формирование базы информационно-аналитических материалов по вопросам ведения внешнеторговой деятельности, создание нормативно-правовой и институциональной инфраструктуры распределения средств прямой финансовой поддержки.
Второй этап (с 2011 года по 2012 год) включает мероприятия по реализации и дальнейшему наращиванию экспортного потенциала края на основе инфраструктуры и механизмов реализации Программы, сформированных на первом этапе.
3. Перечень мероприятий Программы
Мероприятия Программы подразделяются по направлениям на организационные меры, нормативно-правовое обеспечение экспортной деятельности, информационно-консультативные меры поддержки региональных действующих и потенциальных предприятий-экспортеров, финансовую поддержку региональных экспортеров.
Перечень мероприятий приводится в приложении N 1 к Программе.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 декабря 2012 г. N 1523 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Источниками финансирования Программы являются средства краевого и федерального бюджетов. Общий объем финансирования Программы за счет бюджетных средств составляет 102725,0 тысячи рублей, из них средства краевого бюджета - 26865,0 тысячи рублей, федерального бюджета - 75860,0 тысячи рублей, в том числе на 2011 год - 53810,0 тысячи рублей: из них средства краевого бюджета - 13610,0 тысячи рублей, федерального бюджета - 40200,0 тысячи рублей; 2012 год - 48915,0 тысячи рублей: из них средства краевого бюджета - 13255,0 тысячи рублей, федерального бюджета - 35660,0 тысячи рублей.
Мероприятия Программы, финансируемые за счет средств краевого и федерального бюджетов, подразделяются на меры материального стимулирования непосредственно региональных предприятий-экспортеров (субъектов малого и среднего предпринимательства) и меры, предпринимаемые координатором Программы, направленные на формирование необходимой материально-технической и информационной инфраструктуры. Соответственно исходя из этого определяются условия финансирования мероприятий Программы.
Объемы финансирования Программы рассчитывались исходя из средней оценки затрат на планируемые мероприятия и предполагаемого уровня инфляции с учетом опыта реализации целевой программы по поддержке экспорта в Ростовской области (2007 - 2008 годы; 2009 - 2010 годы) и Ленинградской области (2004 - 2006 годы). Также для определения необходимых финансовых ресурсов были учтены количество реальных и потенциальных предприятий-экспортеров Краснодарского края и объемы их производства (приложение N 1).
Предоставление субсидий организациям-экспортерам (субъектам малого и среднего предпринимательства) - производителям товаров, работ, услуг осуществляется из краевого и федерального бюджетов в случаях и порядке, предусмотренных законом о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
5. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Социально-экономическая эффективность реализации программных мероприятий определяется при помощи расчета следующих показателей эффективности:
прироста налоговых поступлений в консолидированный бюджет Краснодарского края;
прироста объемов экспорта к предыдущему году.
При оценке социально-экономической эффективности показатели за 2010 год рассматриваются как базовые.
Прогноз динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет Краснодарского края от экспортной деятельности региональных предприятий и эффект от реализации мероприятий Программы представлены в таблице 2.
Расчет показателей эффективности реализации Программы осуществлялся по методике, приведенной в приложении N 2 к настоящей Программе, разработанной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" и распоряжением главы администрации Краснодарского края от 16 апреля 2008 года N 259-р "Об утверждении системы стратегических целей Краснодарского края и показателей их достижения".
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 апреля 2014 г. N 328 названное распоряжение признано утратившим силу
Также реализация Программы создаст некоторые косвенные эффекты, которые положительно скажутся на достижении стабильного социально-экономического роста Краснодарского края:
эффект диверсификации от включения в экспорт новых отраслей снизит зависимость от сырьевого экспорта и рисков, связанных с неустойчивостью его ценовой конъюнктуры;
информационный эффект, выражающийся в большей информированности зарубежных предпринимателей о возможностях края и кубанских предпринимателей на международных рынках;
имиджевый эффект - улучшение имиджа и продвижение бренда Краснодарского края в сочетании с усилением экспортных позиций предприятий и благоприятным инвестиционным климатом способны дать толчок дополнительным иностранным инвестициям, направляемым на развитие высокотехнологичных производств, инноваций, реализацию социально значимых проектов.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 1 ноября 2011 г. N 1274 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Критерии выполнения Программы
Основным критерием выполнения мероприятий Программы является достижение соответствующих показателей по основным индикаторам (таблица 3):
внешнеторговый оборот;
экспорт товаров и услуг;
темпы прироста объема экспорта промышленной и сельскохозяйственной продукции и услуг к базовому периоду;
объем экспорта высокотехнологической и инновационной продукции обрабатывающей промышленности и сферы услуг;
выполнение плана мероприятий Программы.
Таблица 3. Прогноз динамики показателей экспорта внешнеторгового оборота | |||||
| |||||
N |
Показатель |
Единица измерения |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1. |
Внешнеторговый оборот |
млн. долл. США |
10317,0 |
14200,0 |
14002,0 |
2. |
Экспорт товаров и услуг |
млн. долл. США |
5327,0 |
9100,0 |
10200,0 |
3. |
Темпы прироста объема экспорта промышленной и сельскохозяйственной продукции и услуг к базовому периоду |
% |
16 |
18 |
19 |
4. |
Объем экспорта высокотехнологической и инновационной продукции обрабатывающей промышленности и |
тыс. долл. США |
356,4 |
317,0 |
384,0 |
|
сферы услуг |
|
|
|
|
5. |
Выполнение плана мероприятий Программы |
% |
100 |
100 |
100"; |
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 декабря 2012 г. N 1523 в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения
7. Механизм реализации Программы
Реализация мероприятий Программы, кроме основных мер, включает:
периодическую отчетность основного исполнителя о реализации программных мероприятий;
контроль за сроками выполнения Программы;
внесение предложений по выделению средств из краевого бюджета на реализацию Программы;
контроль в установленном законом порядке за использованием бюджетных средств, направленных на реализацию Программы.
Выполнение функций исполнителя Программы возлагается на министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края, а также отраслевые органы исполнительной власти Краснодарского края в соответствии с планом мероприятий Программы.
В целях реализации мероприятий, связанных с оказанием материальной поддержки региональным предприятиям-экспортерам, необходимо создание специального организационного механизма, который будет представлен Советом по поддержке организаций экспортеров в Краснодарском крае при администрации Краснодарского края под председательством первого заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края (далее - Совет).
Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета осуществляет департамент внешнеэкономической деятельности Краснодарского края.
Немаловажным механизмом управления реализацией Программы являются регулярные мониторинги показателей развития экспорта Краснодарского края и основных результатов деятельности краевых предприятий-экспортеров, пользующихся государственной поддержкой в рамках предлагаемой Программы.
Субсидирование за счет средств краевого бюджета на погашение части затрат предприятий-экспортеров Краснодарского края (субъектов малого и среднего предпринимательства) должно производиться в случаях и порядке, предусмотренных законом Краснодарского края о краевом бюджете и настоящим постановлением.
В рамках плана мероприятий Программы (пункт 4 приложения N 1 к настоящей Программе) предусмотрены следующие виды субсидий:
субсидии в целях возмещения части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам, полученным для производства готовой продукции, предназначенной для экспорта;
субсидии в целях возмещения части затрат на сертификацию экспортной продукции на соответствие требованиям международных стандартов;
субсидии организациям в целях возмещения части затрат, связанных с исполнением договоров аренды выставочных площадей в связи с участием в выставочных мероприятиях, форумах, презентационных, промоутерских кампаниях за рубежом (аренда выставочных площадей, оплата регистрационных взносов, оплата услуг по оформлению выставочных стендов);
субсидии в целях погашения части затрат предприятий-экспортеров и производителей экспортной продукции по регистрации и (или) правовой охране за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридического лица и продукции (работ, услуг);
субсидии в целях погашения части затрат предприятий-экспортеров и производителей экспортной продукции по оплате услуг по разработке средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг), в том числе фирменного наименования, товарного знака, созданию промышленного образца для товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта.
Приведенные виды субсидий будут предоставляться организациям-экспортерам Краснодарского края в целях повышения конкурентоспособности региональных товаров и услуг, увеличения объемов экспорта предприятий и расширения географии продаж.
Получателями субсидий в рамках настоящей Программы будут являться организации-экспортеры, зарегистрированные на территории Краснодарского края и относящиеся к сектору малого и среднего предпринимательства. Ограничение на получение субсидий касается предприятий, осуществляющих только сырьевой экспорт, а также организаций-экспортеров, которые уже получают соответствующие субсидии за счет средств федерального или краевого бюджетов.
В течение последующих двух календарных лет министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края вправе выборочно запрашивать "Анкету получателя поддержки" (приложение N 10) у получателей государственной поддержки за соответствующий отчетный период.
В целях реализации информационно-консультационного содействия экспортно ориентированным субъектам малого и среднего предпринимательства будет осуществляться обеспечение деятельности информационно-аналитического центра (Евро Инфо Корреспондентского Центра) (пункт 3.10 приложения N 1 к настоящей Программе).
Также в соответствии с пунктом 3.11 приложения N 1 к настоящей Программе планируется создание и обеспечение деятельности регионального центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства в форме автономной некоммерческой организации. Для создания центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства в указанной правовой форме не требуется выделение средств краевого бюджета, средства предусмотрены для обеспечения его деятельности.
Руководитель департамента |
А.Ю. Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.