В целях выполнения краевой целевой программы "Пастбища для выпаса коров, содержащихся в личных подсобных хозяйствах на территории Краснодарского края" на 2008 - 2012 годы (далее - Программа), утвержденной Законом Краснодарского края от 13 марта 2008 года N 1406-КЗ, из краевого бюджета в 2008 - 2009 годах выделено 60,1 миллиона рублей. На эти средства в муниципальных образованиях Краснодарского края заложены пастбища общей площадью 4881 гектар для выпаса скота, содержащегося в личных подсобных хозяйствах.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содействие в развитии и создание условий для развития сельскохозяйственного производства отнесено к вопросам местного значения. В этой связи органы местного самоуправления обязаны, учитывая потребности населения, обеспечивать граждан земельными участками для выпаса коров, содержащихся в личных подсобных хозяйствах.
Однако анализ мероприятий по закладке пастбищ показал, что только в 17 муниципальных районах и городских округах края работу по выделению земельных участков и постановке их на кадастровый учет можно отметить как положительную. Среди них Абинский, Белореченский, Брюховецкий, Гулькевичский, Кореновский, Красноармейский, Лабинский, Ленинградский, Новокубанский, Павловский, Приморско-Ахтарский, Славянский, Староминский, Тимашевский, Тихорецкий и Успенский районы. В остальных муниципальных образованиях работа по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков для закладки культурных пастбищ проводится на низком уровне.
Вместе с тем необходимо отметить, что перед главами муниципальных образований Краснодарского края остро стоит проблема сохранения и обеспечения эффективного использования владельцами личных подсобных хозяйств земельных участков, где за счет средств краевого бюджета уже заложены пастбища. К этой работе необходимо привлекать также глав городских и сельских поселений.
Осуществление функций по предоставлению гражданам земельных участков для выпаса скота целесообразно передать непосредственно органам местного самоуправления городских и сельских поселений, на территории которых эти участки расположены. Это позволит в процессе использования гражданами пастбищ усилить контроль за их содержанием, в том числе применяя загонно-порционный способ пастьбы, осуществляя подкашивание территории после стравливания трав, выполняя агротехнические мероприятия, связанные с проведением уходных работ по внесению минеральных удобрений, проведением подсева трав для получения продуктивного травостоя.
Таким образом, участие глав городских и сельских поселений в реализации мероприятий Программы является важным и возможно путем заключения с главами муниципальных районов в установленном порядке договоров поручения на совершение отдельных юридических действий, связанных с оформлением земельных участков для выпаса скота.
Необходимо отметить, что земельные участки под пастбища после их формирования и постановки на кадастровый учет предоставляются гражданам только на праве аренды из земель сельскохозяйственного назначения либо из земель населенных пунктов в составе зон сельскохозяйственного использования.
При этом возможно предоставление земельного участка как персонально отдельному гражданину, так и группе граждан. Группе граждан земельный участок предоставляется в аренду по договору со множественностью лиц на стороне арендатора.
Договор аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора может быть заключен с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных граждан, заинтересованных в земельном участке для выпаса скота, а также с условием возможности прекращения такого договора для граждан, не желающих использовать землю.
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Поддержать предложения департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и департамента имущественных отношений Краснодарского края по осуществлению контроля за формированием и постановкой на кадастровый учет земельных участков, выделенных в муниципальных образованиях Краснодарского края под закладку пастбищ за счет средств краевого бюджета.
2. Рекомендовать главам муниципальных районов в Краснодарском крае:
усилить контроль за целевым использованием бюджетных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы;
заключить договоры поручения на совершение отдельных юридических действий, связанных с предоставлением в аренду земельных участков, занятых культурными пастбищами, для выпаса скота и сенокошения согласно приложению 1 к настоящему постановлению;
использовать при заключении договоров аренды земельных участков, занятых культурными пастбищами для выпаса скота и сенокошения, примерные формы согласно приложениям 2 и 3 к настоящему постановлению.
3. Рекомендовать главам муниципальных районов, главам городских и сельских поселений:
провести разъяснительную работу с гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, о порядке предоставления и использования земельных участков под пастбища, о необходимости их содержания, в том числе - проведения уходных работ;
осуществлять предоставление сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков в порядке, установленном земельным законодательством, преимущественно в долгосрочную аренду гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства;
при предоставлении в аренду земельных участков для выпаса скота в договоре со множественностью лиц на стороне арендатора учитывать нормативы отвода земель для этих целей в зависимости от численности поголовья скота, находящегося у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам аграрной политики и потребительского рынка и комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам имущественных и земельных отношений.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного |
В.А. Бекетов |
г. Краснодар
24 марта 2010 года
N 1849-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Установлено, что земельные участки с культурными пастбищами после их формирования и постановки на кадастровый учет могут быть предоставлены гражданам только на праве аренды. Возможно предоставление земельного участка как отдельному гражданину, так и группе граждан. Во втором случае участок предоставляется в аренду по договору со множественностью лиц на стороне арендатора с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных граждан, заинтересованных в земельном участке для выпаса скота, а также с условием возможности прекращения такого договора для граждан, не желающих использовать землю.
Главам муниципальных образований рекомендовано выступить поручителями при совершении юридических действий, связанных с оформлением земельных участков для выпаса скота и сенокошения. Постановлением утверждены типовая форма договора поручения на совершение указанных юридических действий, формы примерного договора аренды такого земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора и примерного договора аренды земельного участка отдельным гражданином.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 24 марта 2010 г. N 1849-П "О мерах по реализации краевой целевой программы "Пастбища для выпаса коров, содержащихся в личных подсобных хозяйствах на территории Краснодарского края" на 2008 - 2012 годы"
Постановление вступило в силу со дня его принятия.
Текст постановления опубликован в Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края от 7 апреля 2010 г. N 29, стр. 383